Главная страница

Учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 020300 Социология москва


Скачать 5.8 Mb.
НазваниеУчебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 020300 Социология москва
Дата04.12.2022
Размер5.8 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файла12870_92d9ec46d685501f0f6091c867374c51.doc
ТипУчебник
#827399
страница2 из 59
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   59
Раздел 1 Введение в социологию



ва выпускников, выразивших желание после окончания школы ос­таться в Нижневартовске. Выяснилось также, что часть из них хотела бы приобрести специальности электроэнергетического профиля и в дальнейшем работать на станции. Проведенное исследование принес­ло большую пользу и городу, поскольку предоставленные материалы были использованы властями при выработке стратегии его дальней­шего развития. Как видно, в приведенном случае социологическое ис­следование стало одним из оснований важных управленческих реше­ний, имевших немалое государственное значение.

К разряду управленческих относится и организационно-технологи­ческая функция социологии. Речь идет о выработке, конструировании ею (либо с ее помощью) социальных технологий. Под социаль­ной технологией будем понимать и npoi рамму преобразовательной деятельности, и саму эту деятельность на основе принятой программы, призванную в корне изменить ситуацию. В отличие от рекомендаций и предложений, с которыми часто выступают социологи, у социальных технологий иные цели. Если первые, как правило, нацелены на улучше­ние тех или иных сторон социальной практики, решение конкретных за­дач в рамках совершенствования действующей системы, то последние должны способствовать глубоким качественным преобразованиям соци­альных процессов и включают в себя комплекс организационных меро­приятий, на это направленных. Конечно, для достижения таких целей ис­пользуются и конкретные рекомендации, и предложения социологов.

Примером эффективной социальной технологии может служить про­грамма «Внимание», внедренная в 1970-х гг. в Уфимском производствен­ном объединении им. СМ. Кирова группой социологов и психологов. Смысл ее состоял в том, чтобы уделять внимание каждому члену коллек­тива, не выпустить из поля зрения ни одного работающего (особенно по-вичков, или, используя социологическую терминологию, адантантов), сделать производственную среду комфортной с социальной и психологи­ческой точек зрения, удовлетворяющей и потребности человека, и нуж­ды производства. Социальная технология «Внимание» охватила все ка­тегории работающих на предприятии, в корне изменила ситуацию, сократила, а потом и свела почти к нулю текучесть кадров, повысила за­интересованность в труде, сформировала чувство «заводского патрио­тизма». Разработка и внедрение этой социальной технологии были дол­гими и трудными, однако в конечном итоге завершились достижением поставленной цели.

К числу управленческих следует отнести также контрольно-анали­тическую и консультационную функции. Первая состоит в осуществле­нии контроля за реализацией предложений и рекомендаций социологов,

Глава I Общество — социология — личность 17

за ходом внедрения тех или иных социальных технологий и в анализе но­вых социальных процессов, являющихся следствием имевших место трансформаций. Контрольно-аналитическая функция в системе дея­тельности социолога, если последнюю рассматривать последовательно, как определенный цикл (постановка целей и задач исследования, про­ведение его самого, обработка и анализ данных, подведение итогов, кон­троль за реализацией сформулированных идей и предложений), вы­полняет важную роль. Благодаря этой функции социологи могут судить об эффективности собственной деятельности и ставить новые задачи, связанные с ее оптимизацией.

Говоря о консультационной функции как разновидности управленче­ских функций, отметим, что она состоит в оказании всевозможной — теоретической, практической, «просвещенческой» помощи большому числу лиц, заинтересованных в ее получении от социолога, проводяще­го эмпирические исследования. Социолог консультирует самые раз­личные категории людей, распространяет социологические знания, знакомит с результатами собственных исследований и материалами других работ. В ряде случаев консультационная деятельность оказыва­ется тесно связанной с обучающей. По существу, такой деятельностью социолог прививает вкус к социологическим исследованиям и понима­нию их необходимости. Так что консультационную функцию социоло­гии нельзя недооценивать.

§ 3. Приглашение в социологию

Заголовок этого параграфа воспроизводит название одного из самых популярных в мире учебных пособий по социологии — книги извест­ного современного американского ученого П. Бергера1. Рассматривая функции социологии, мы обращали внимание на ее социальную по­лезность, общественную направленность, на тот результат, который может быть достигнут с ее помощью в стране, регионе, городе, органи­зации, на предприятии. Но это далеко не все возможности и перспек­тивы социологической науки. Она способна приносить пользу от­дельному человеку, группам людей — разумеется, при условии, что они знакомятся с содержанием этой науки, изучают ее теоретические положения и практические результаты, методы и возможности.

Итак, каждый интересующийся приглашается в социологию. При­глашаются все — и те, кто хочет заняться ею всерьез и надолго, став

1 Впервые издана в 1963 i , переведена на русский язык в 1996 г: Бергер И Л При­глашение в социологию. М ,1996.

18

Раздел I Введение в социологию

профессионалом в этой области деятельности; и те, кому нужно изу­чить курс социологии для того, чтобы сдать экзамен или зачет, без ко­торого нельзя получить диплом; и те, кого эта наука волнует «беско­рыстно» и кто хочет получить ответы хотя бы на часть вопросов, касающихся их жизни и жизни общества, или просто увидеть эти во­просы-проблемы и попытаться самостоятельно порассуждать и опре­делиться в своем отношении к ним.

«Оптическая система»

Социология — это своеобразная оптическая система, которую человек может использовать в качестве собственных «очков» — как от соци­альной «близорукости», так и от социальной «дальнозоркости». В од­них случаях индивиду требуется видение и знание перспективы: что может ожидать его, близких ему людей (или его недругов), если в об­ществе восторжествует та или иная линия развития? От этого часто зависит стратегия деятельности индивида. Не случайно многие сего­дня стараются найти в социологической литературе описание воз­можных сценариев изменения российского общества, его отношений с ведущими странами в мировом социальном пространстве.

В других случаях человек заинтересован в том, чтобы поглубже разо­браться в текущих проблемах, получить для себя ответ на конкретный вопрос, скажем, правильно ли он ведет себя в определенной социальной ситуации, соблюдает ли принятые «правила игры», не выглядит ли его поведение как форма социального эпатажа, не бросает ли он вызов об­ществу и т.д. Здесь нужны уже совсем другие социальные «очки». Но и их вполне можно найти в социологии, которая в данном случае выступа­ет как хороший магазин оптики, где при желании можно либо купить уже готовые «очки» (заплатив за имеющиеся, но не опубликованные ре­зультаты исследования), либо заказать новые (если есть деньги на про­ведение специального исследования), либо даже получить их бесплатно (воспользовавшись опубликованной информацией).

Ясно, что социология может выступать в качестве определенного способа времяпрепровождения (выражаясь словами П. Бергера) — как для тех, кто создает социологическое знание (что вполне естест­венно), так и для тех, кто его потребляет и использует в своих целях и интересах. Конечно, это не всеобщий, а индивидуальный способ вре­мяпрепровождения — в том смысле, что он интересен для одних и аб­солютно непривлекателен для других. Одним нравится наблюдать за поведением людей, пытаться его анализировать и делать отсюда прак­тические выводы, других больше привлекают автомобили и их техни­ческое устройство.

Глава 1. Общество — социология — личность 19

Но есть люди, для которых социология — основной способ времяпре­провождения, их «одна, но пламенная страсть». Это — социологи ех рго-fesso (по профессии, по роду своих занятий). Их труд регулируется про­фессиональной этикой, которая отражает специфику социологической деятельности. Профессия социолога предполагает общение с людьми, правильное, точное, корректное выявление их мнений, работу над соци­ологическими материалами и документами, исследовательскими проек­тами, методическими рекомендациями, социальными технологиями и т.д. В ходе этой работы часто возникают соображения профессиональ­но-нравственного порядка, которые выражены в коллективно создан­ном социологами документе, получившем название «Этический (про­фессиональный) кодекс социолога»1.

Кодекс социолога

Кодекс — это свод этических норм, регулирующих деятельность социо­логов. Объективная необходимость его создания профессиональным сообществом социологов обусловлена ответственностью специалиста за результаты своих исследований, их возможное воздействие на соци­альные процессы, за формирование общественного мнения и т.п. В ко­дексе содержатся в первую очередь правила: быть научно честным и профессионально компетентным специалистом, обеспечивать макси­мальную достоверность и надежность социологической информации. Еще одно важное правило — строго придерживаться в отношениях с ре­спондентами гарантий конфиденциальности и неразглашения выявля­емых данных (принцип анонимности), не применять методы и проце­дуры, ущемляющие личное достоинство и интересы людей.

Кодекс провозглашает принцип объективности социолога, несовме­стимость его научных выводов с тенденциозностью, идеологической ангажированностью и стремлением влиять на научную истину. Вместе с тем значима четкая гражданская и нравственная позиция. К непре­ложным нормам деятельности должно быть отнесено уважение к Дру­гим идеям и людям, их высказывающим, к труду своих коллег и пред­шественников, обязательное упоминание их имен в материалах исследования. Главное для социолога в конечном счете — неукосни­тельно следовать принципу: Истина превыше всего.

В условиях более широких, чем раньше, возможностей использо­вания результатов исследований цена ошибки социолога возрастает. Поэтому одной из его профессиональных заповедей становится та же, что и в медицине, — «не навреди». Кодекс устанавливает ответствен-

См Социологические исследования 1988 № 5; 1994 № 10.

20

Раздел I Введение в социологию

ность социолога за выводы и рекомендации, которые должны базиро­ваться исключительно на достоверных данных, не вызывающих со­мнения у пользователей информации. Только в этом случае гаранти­руется доверие к социологии и социологам.

Обучение социологии

Каждый год весной и летом, беседуя с абитуриентами, поступающими учиться по специальности «социология», в ответ на вопрос, почему избрана именно эта профессия, приходится слышать: «Хочу лучше знать общество, в котором живу, чтобы влиять на процессы, происхо­дящие в нем»; «Профессия социолога дает возможность работать с людьми, а мне это нравится». К сожалению, на следующий вопрос, что абитуриенты понимают под работой с людьми, следуют уже менее вразумительные ответы.

Всех молодых людей, избирающих социологическую профессию, условно молено разделить на две группы. Для одних социология — это особый вид общественной практики, нечто вроде социальной работы, направленной на улучшение положения людей, нуждающихся в особом внимании к себе. Для других — это знание, которое выступает как спо­соб объяснения и понимания социальной ситуации, социальной среды, социального мира. Одни рассматривают социологию как средство до­бывания знания, другие — как его практическое использование.

Особенно часто занятие социологией связывают с двумя сферами деятельности — изучением общественного мнения и маркетингом. Все понятно: в этом находит свое отражение современная ситуация в Рос­сии с ее движением в сторону политической демократии (где социоло­гия выступает одним из средств ее обеспечения с помощью опросов об­щественного мнения) и рыночной экономики (в которой маркетинг играет доминантную роль). Правда, при более внимательном подходе изучение общественного мнения и маркетинговые исследования но су­ществу оказываются близкими. В конце концов, нет принципиальной разницы в технике выявления мнений людей по вопросам внешней и внутренней политики или потребления мыла и зубной пасты.

Можно утверждать, что в России возник и набирает силу опросный бизнес, методы которого сходны с методами социологического исследова­ния. В эту сферу и стремится молодежь. Как и любой нормальный бизнес, опросный требует серьезной подготовки. Сегодня это можно сделать, по­лучив профессию социолога. Как видно, социология «привязывается» все жестче и к политическим, и к экономическим отношениям в обществе.

Однако дело не только в профессиональном образовании будущих социологов. Изучение основ социологии, а в ряде случаев ее методов

Глава 1 Общество — социология — личность

21

становится обязательным для многих специализаций в системе как высшего, так и среднего профессионального образования. Трудно представить качественно подготовленного современного менеджера, психолога, социального работника, экономиста, педагога, специалис­та по работе в сферах рекламы, связей с общественностью, управле­ния персоналом, социального сервиса и туризма, отклоняющегося по­ведения и т.д. без знания основ социологии.

Более того, многие школы, гимназии, лицеи готовы и хотели бы ввести у себя курс «Введение в социологию» на правах факультативного, тем бо­лее что уже изданы соответствующие учебные пособия. Однако главная трудность! ia лом пути — отсутствие необходимых педагогических кадров.

И здесь нельзя не сказать о той пользе, которую получают и могут получить люди от изучения социологии. Она (польза) — в возникно­вении социологического представления о том, как и зачем мы живем в том обществе, которое имеем; в появлении широкого взгляда на со­циальные процессы, в которые мы включены; в формировании анали­тического и критического социального мышления; в избавлении от дуализма (двойственности, раздвоенности) «я — общество» и осозна­нии себя как необходимой части социума.

Так мы снова вернулись к вопросу о пользе социологии, но только теперь уже не для общества, а лично для человека, ее изучающего и ею занимающегося. Социология всегда стоит между человеком и общест­вом. Иногда она их связывает, иногда — разъединяет. Большинство людей вообще не осознают этой цепочки: общество — социология — личность — или, по крайней мере, не задумываются над таким вопро­сом. В обыденной, повседневной жизни это просто не нужно. Ие нуж­но потому, что у социологии есть одна особенность (вероятно, не у нее единственной): она учит не столько брать, сколько отдавать. Отдавать знания, информацию, способы подхода к решению проблем.

Можно ли описать образ социолога в сознании людей, подобно то­му как существует образ врача (человек в белом халате со стетоско­пом), учителя (человек строгих нравов в строгой одежде со «строгим» классным журналом в руках), рабочего (человек в синем халате или телогрейке, работающий на станке)? Известно, что чисто внешними аксессуарами социолога являются анкета и диктофон. Но последний в такой же степени характеризует и журналиста. Остается лишь анке­та. Во всем остальном социолог внешне «нераспознаваем». Его экипи­ровка ничем не отличается от той, что характеризует представителей самых разных интеллектуальных профессий.

Может быть, это и хорошо, если учесть сравнение социолога с раз­ведчиком, к которому прибегает П. Бергер. Правда, здесь аналогия ка-

22

Раздел I. Введение в социологию

сается не внешних атрибутов, а содержания деятельности1. Так же как хороший разведчик докладывает информацию, а решения принимают другие, социолог должен с предельной достоверностью описывать не­кий театр социальных действий. Вопрос о том, какие производить из­менения и в особенности что и как делать, касается социолога в зна­чительно меньшей степени, чем людей, обязанных принимать решения по своему статусу. Это очень важно иметь в виду при всяче­ских разговорах о пользе социологии и ее эффективности. Каждый, кто занимается социологией (либо пользуется ее услугами и даже их заказывает), должен уметь проводить демаркационную линию между тем, что она в состоянии делать и чего от нее требовать нельзя,

Социология как путешествие

Заканчивая вводную главу к большому и важному курсу общей соци­ологии, хотелось бы сравнить эту науку с длительным и не простым путешествием. Путешествием по обществу, по его отдельным соци­альным системам, сферам, частям, структурам, которое позволит «за­глянуть» в самые разные места. Путешествием, дающим возможность не только описать увиденное, но и подумать, поразмышлять над жиз­нью людей, больших и малых групп, в которые они постоянно объеди­няются для осуществления своих целей и интересов. Путешествием по хорошо и мало знакомым «участкам» социальных отношений, де­визом которого вполне может стать принцип: общество и его структу­ры суть не то, чем они кажутся на первый взгляд. Этот принцип выте­кает из наличия в социальной реальности множества самых разных пластов. Путешественник, открывающий для себя новый пласт, есте­ственно, меняет свое представление о социальной реальности в целом.

В этом путешествии его участника — человека, изучающего социо­логию, — всегда будет интересовать один, может быть, самый главный вопрос: каковы отношения между обществом и живущими (действую­щими) в нем людьми! Он будет постоянно искать на него ответ как ми­нимум по двум причинам: во-первых, потому, что он сам — прежде всего индивид и его лично эта проблема не может не беспокоить; во-вторых, потому, что в любой социальной структуре, хотим мы того или нет, действует универсальный закон сравнения.

Мы всегда, явно или неявно, сравниваем свою жизнь, свой статус, свою судьбу с жизнью, статусом, судьбой других людей, как правило, близких или знакомых. Иногда за нас сравнивают другие, восхищаясь или укоряя, подчеркивая достижения или фиксируя отставание. Мы сравниваем об­щественные явления и процессы не только на индивидуальном, но и на

1 См ■ Бергер П. Приглашение в социологию С. 14.

Глава 1. Общество — социология — личность 23

социальном уровне («посмотрите, как они живут, все у них есть, зарабо­ток, достаток, путешествуют по миру, а мы?»), причем такие сопоставле­ния все чаще касаются России и развитых зарубежных стран. Роль соци­ологии в этом сравнении чрезвычайно велика. Она учит использовать в таких сопоставлениях научно обоснованные критерии, без которых нель­зя составить правильного представления о мире и своей жизни в нем.

Но путешествие по социальной реальности ставит и другие вопросы. Оно предлагает его участнику задуматься над тем, как стал возможным тот мир, в котором индивид живет, как оказалось, что человеческая дея­тельность на основе знаний сама производит этот мир, а субъективные представления превращаются в объективную действительность.

Эти вопросы свидетельствуют о том, что социологию интересуют обе основные формы социального существования: как общество, так и личность. Однако они соединяются и разъединяются посредством со­циальных общностей, социальных групп, социальных институтов и ор­ганизаций, вне которых общество и личность не только не существу­ют, но и не могут быть понятыми и изученными. Следовательно, и эти формы социального существования, которые на первый взгляд явля­ются промежуточными, но на самом деле — центральными (вспомним про новые пласты социальной реальности, открывающиеся в путеше­ствиях и меняющие о ней представление), становятся предметом са­мого пристального интереса социологии.

Поскольку приглашение путешествовать уже последовало, пора начать. Откуда и как это лучше делать? Вероятно, разумнее всего об­ратиться к истокам социологии, пройти по пути основных этапов ее-развития и только после этого осмыслить главные предметные поля интересующей нас науки.

Вопросы и задания

  1. Что такое социология? Как знания, получаемые с ее помощью, можно применять
    в реальной жизни?

  2. Почему социология является жизненно значимой наукой? На какие вопросы об­
    щественного и индивидуального бытия можно получить с ее помощью ответы?

  3. Чем обусловлено деление многообразных функций социологии на три группы:
    познавательные, прогностические и управленческие?

  4. Какие функции можно отнести к первой, какие — ко второй, а какие — к третьей
    группе?

  5. Что означает рассмотрение социологии как «оптической системы»?

  6. Как вы считаете, какую пользу может принести вам изучение социологии? Какая
    форма «социологического времяпрепровождения» вам больше подходит?

  7. В чем состоит специфика социологической деятельности? Попробуйте описать
    образ социолога таким, каким вы его видите.

  8. Чем вызван рост интереса к социологии в последние годы в России?

24

1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   59


написать администратору сайта