Главная страница

Учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 020300 Социология москва


Скачать 5.8 Mb.
НазваниеУчебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 020300 Социология москва
Дата04.12.2022
Размер5.8 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файла12870_92d9ec46d685501f0f6091c867374c51.doc
ТипУчебник
#827399
страница4 из 59
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   59
Раздел I Введение в социологию

бощению, к господству»1. Не нужно специально доказывать, что мы столкнулись с использованием дарвиновского закона борьбы за суще­ствование, но уже не на уровне отдельного человека, а в рамках меж­групповых противоречий и противоборств. Важно, однако, отметить, что в основе межгрупповых конфликтов лежат, по Гумпловичу, стрем­ления людей к удовлетворению материальных потребностей.

Итак, борьба групповая, а интересы индивидуальные. И это поло­жение вошло в «банк» социологических идей, которые затем были взяты на вооружение некоторыми исследователями. Нужно только уточнить одно важное обстоятельство: обращая внимание на социаль­ные конфликты как основу общественной жизни, социал-дарвинисты не имели в виду классовую борьбу. Связь между групповым противо­борством и классовыми, более широко, социальными отношениями вообще не принималась ими в расчет.

Натурализм в социологии имел место в расово-антрополошческом на­правлении, взгляды представителей которого (Жан Гобино, Шарль Лстур-но, Франция) основывались на утверждении, что социальное поведение целиком обусловлено биологической наследственностью, что оно — ре­зультат действия расовых и антропологических факторов. Именно в рам­ках этого f гаправления были предприняты попытки доказать превосходст­во одной расы над другой и вредность расовых смешений. Схожие идеи были в дальнейшем использованы, и весьма активно, в реакционных це­лях (фашизм).

Это же касается и ряда выводов, имеющих геополитический характер и сделанных представителями географического направления. Речь идет о концепции жизненного пространства, которая должна определять поли­тику государства (Ф. Ратцель, Германия; Р. Челлен, Швеция). Разумеет­ся, географическое направление оставило социологии и иные идеи, более плодотворные. Они касаются роли географической среды и се отдельных компонентов (климата, почв, ландшафта и др.) в развитии конкретных типов общества (И. Мечников, Россия). Плодотворной оказалась и трие­диная формула определяющих факторов человеческой жизни, выдвину­тая французским социологом Ф. Ле Пле: место обитания, труд, семья.

§ 3. К. Маркс и его роль в социологии

В противоположность О. Конту, Г. Спенсеру, представителям натура­лизма и других течений социологии, которые обнаруживали источни-

Гумплович Л. Социология и политика М., 1895. С 34

Глава 2. Возникновение и развитие социологии в XIX — начале XX в. 33

ки социальных изменений за пределами общества и человека и рас­сматривали их в виде многочисленных естественных факторов воз­действия на социальные процессы, Карл Маркс (1818—1883) в своих социологических воззрениях пришел к совершенно иным выводам. Их основой стало материалистическое понимание исто­рического процесса. Существо нового подхода состояло в дока­зательстве определяющей общественное развитие роли экономичес­кого фактора. В качестве главного вида общественных отношений Маркс выделил отношения экономические, наиболее сильно влияющие па все остальные структуры.

В рамках материалистического понимания истории центральное место занимало учение об общественной формации. По су­ществу, это была одна из первых в истории социологии системных кон­цепций общества. Понятием «формация» Маркс охватил весь комплекс явлений и процессов общественной жизни в рамках исторически опре­деленного этапа социального развития. Смена формаций происходит, по Марксу, вследствие разрешения противоречий между производитель­ными силами и производственными отношениями в результате усиле­ния классовой борьбы и осущест вления социальной революции.

Однако в этих кажущихся прозрачными логических посылках кро­ется несколько противоречий, вскрытых практикой обществентюго раз­вития. По Марксу, производственные отношения, базирующиеся на ча­стной собственности, сковывают производительные силы и, наоборот, общественная собственность открывает простор для их развития. Исто­рический процесс этого не подтвердил. Далее, по Марксу, с развитием производительных сил при капитализме классовая борьба должна уси­ливаться, ибо это развитие означает расслоение общества, усиление бедности подавляющего большинства населения и его борьбу за соци­альное равенство. Однако и это не подтвердилось. На самом деле про­цессы оказались другими: производительные силы развивались в одних случаях на базе частной собственности, в других — общественной, но там, где они были более развитыми, революций не происходило. Эти противоречия известный французский социолог Р. Арон, кстати, очень высоко оценивший творчество Маркса, назвал «двусмысленностями марксистской социологии»*.

В социологической теории Маркса присутствует не только эконо­мический, иоисоциальный детерминизм, объясняющий меха­низм взаимодействия общества и личности. Марксов подход истори­чен и заключается в рассмотрении на каждом этапе социального

' Арон Р Этапы развития социологической мысли М , 1993 С 189—199.

34

Раздел I. Введение в социологию



развития специфики взаимодействия общества и личности, которое имеет особый характер, обусловленный совокупностью жизненных обстоятельств конкретной общественной формации. При этом человек анализировался Марксом не только как объект социального действия, но и как его субъект, способный активно видоизменять свою среду.

Несмотря на то что Маркс не был социологом в строгом и узком смысле слова, более того, ни разу даже не использовал сам этот термин, значение его идей для развития социологии сегодня общепризнано, причем не только отечественными, но и зарубежными учеными. При­ведем точку зрения американского социолога К. Дуба: «Во-первых, в работах Маркса подчеркивалось значение экономических факторов, определяющих социальную жизнь... Вторая ключевая идея Маркса со­стоит в том, что системы веры и мысли — это продукты той эпохи, в ко­торой они локализованы... Третья главная идея — это концепция от­чуждения труда. Столетие спустя после того, как Маркс писал об этом, социологи продолжают использовать его концепцию» К

Если речь зашла об оценке Маркса в работах по социологии, из­данных за рубежом, то отметим, что во многих из них единодушно подчеркивается его громадное влияние на последующее развитие со­циологической мысли. При этом четко проводится идея: без Маркса не было бы таких гигантов социологии, как Вебер и Дюркгейм. И это несмотря на то, что оба они не приняли его учение. Именно с Марк­сом связывается прокладывание столбовой дороги социологии. '

Для социологии имеет большое значение акцент на изучении не общества или человека вообще, аконкретного общества, кон­кретного человека. Сформулировав такой подход, Маркс неод­нократно применял его в процессе социально-теоретического анализа.

Для последующего развития социологии ценны идеи Маркса, ка­сающиеся изучения человека. Они привели его к выводу о том, что, поскольку условия своей жизни человек меняет сам, нужно сделать их действительно человеческими. Весь вопрос в том, как это сделать. Маркс считал, что основной способ должен быть революционным. Однако эта позиция вызывает серьезные возражения. Опыт показал, что все без исключения революции, несмотря на гуманные лозунги и задачи, которые они ставят, оказываются антигуманными. Можно, следовательно, говорить о противоречии между целями и средствами их достижения при решении проблемы человека в учении Маркса.

К. Маркс стремился к глубокому изучению реальных социальных образований, прежде всего рабочего класса, интересовавшего его как

1 Doob Chr. Sociology: An Introduction. N.Y., 1985. P. 9.

Глава 2. Возникновение и развитие социологии в XIX — начале XX в. 35

революционера, как идеолога этого класса гораздо больше, чем иные элементы социальной структуры общества. В конце концов он подо­шел к необходимости конкретно-социологического исследования ра-, бочего класса, о чем свидетельствует составленная им «Анкета для ра­бочих» (к сожалению, опрос по ней не был проведен).

§ 4. Психологическое направление в социологии

К концу XIX в. в социологии возникает психологическое направление, оказавшее сильное влияние на ее развитие. Появление нового направле­ния было связано с успехами психологии, особенно экспериментальной. Кроме того, психология, которая еще в начале XIX в. изучала лишь инди­вида, к концу столетия исследует уже социальные процессы и поведение групп (общностей) людей. Своеобразный биологический редукционизм, сведение многообразия социальных явлений к биологическим, более не устраивал социологию. Как реакция на неудовлетворенность этим редук­ционизмом, с одной стороны, и как проявление интереса к проблемам мотивации человеческого поведения и его психологическим механиз­мам, с другой, в социологии и возникло психологическое направление.

Некоторые исследователи объясняли психологизацию социологи­ческих теорий стремлением социологов «увести» общественное созна­ние от обострившихся противоречий общественного развития, особен­но в сфере производства, к социально-психологическим факторам. Нам кажется, что такое объяснение носит больше идеологический, чем науч­ный характер, и должно быть скорее отвергнуто, чем принято.

Нужно иметь в виду логику развития социологической науки, ко­торая испытывала воздействие теоретической мысли в целом. И если в рамках последней психология добилась во второй половине XIX — начале XX в. определенных результатов, то это не могло не сказаться на развитии пограничной с ней области научного знания — социоло­гии. Именно тогда началось их совместное движение к новым успе­хам, продолжающееся и по сей день.

Психологическое направление, сформировавшееся на рубеже ве­ков, имело сложную структуру. Выделим психологический эволюци­онизм, групповую психологию и психологию подражания, интеракци-онизм (направление, изучающее межличностное взаимодействие).

Психологический эволюционизм

Психологический эволюционизм представлен прежде всего трудами двух американских социологов — Л. У орда и Ф. Гиддингса.

36

Раздел I. Введение в социологию




В учении Лестера Уорда (1841—1913) центральным звеном стала концепция социальных сил1, которые он характеризует как «психические силы, действующие в коллективном состоянии челове­ка». Социальные силы определяют поведение человека. Раз они пси­хологизируются, то понятно, что базой социологии у Уорда становит­ся не биология, как, скажем, у Г. Спенсера, а психология.

Первичной социальной силой выступают желания, прежде всего го­лод, жажда, половые потребности, обеспечивающие продолжение рода. Это первичные социальные силы-желания. На их основе возникают бо­лее сложные, вторичные, — интеллектуальные, моральные и эстетичес­кие. Если первичные желания объясняют индивидуальное, личное по­ведение человека, то вторичные могут быть использованы для анализа поступательного развития общества, в основе которого они лежат. Главной среди вторичных социальных сил является интеллект. Базой удовлетворения первичных желаний выступает труд. Но он не всегда может решить эту задачу, ибо не все зависит от человека. Отношения, в которые он включен, оказываются часто «выше» его самого.

Л. Уорд внес заметный вклад в развитие социологии прежде всего стремлением доказать, что в социальной эволюции, носящей актив­ный характер, ведущую роль играет психология человека, его воля. Говоря о значении Уорда, необходимо также отметить, что он стал од­ним из основателей Американской социологической ассоциации и ее первым президентом (1906—1908).

Франклин Гиддипгс (1855—1931) создал одну из первых социоло­гических кафедр в США (Колумбийский университет, 1894). В работе «Основания социологии» он рассматривал общество как «психическое явление, обусловленное физическим процессом». Отсюда следовало, что социология «должна соединить в себе как субъективное, так и объ­ективное объяснения»^. В этом союзе главной оказывается субъектив­ная, психологическая сторона. Не случайно одним из центральных по­нятий, которым оперирует Гиддингс, является «социальный разум».

В понимании социальных процессов для американского социолога главное — не объективная характеристика, а субъективные признаки, среди которых одно из ведущих мест занимает чувство солидарности. Именно этот признак был положен Гиддингсом в основу дифферен­циации классов. Он выделял «социальный класс» (состоящий из лю­дей, активно защищающих свое общество), «несоциальный класс» (люди, равнодушные к общественным делам и характеризующиеся

' См. Уорд Л Психические факторы цивилизации. М., 1897; Он же. Очерки социо­логии. М.,1901.

2 Гиддингс Ф. Основания социологии. М., 1898. С 14.

Глава 2. Возникновение и развитие социологии в XIX — начале XX в. 37

индивидуализмом в поведении), «псевдосоциальный класс» (бедня­ки, стремящиеся жить за счет общества), «антисоциальный класс» (в основном преступники). Приведенная точка зрения дает представле­ние о роли психологических характеристик социальных процессов, хотя понятно, что с ней можно успешно полемизировать.

Групповая психология и теория подражания

Идеи групповой психологии активно развивал французский теоретик Гюстав Лебоп (1841—1931). Он одним из первых разработал понятие толпы, или массы, под которой понимал группу людей, собрав­шихся в одном месте, воодушевленных общими чувствами и готовых идти куда угодно за признанным ими лидером1. Лебон делил толпу на однородную и разнородную. Разновидностями первой являются, по его мнению, классы, касты, секты, второй — парламентские собрания, уличные толпы и др. В любом случае толпа для Лебона — разруши­тельная, иррациональная, бессознательная сила, ее поведение регули­руется законом «духовного единства толпы».

В толпе человек теряет свое индивидуальное мышление, заража­ясь общим настроением. Он превращается из простого человека в «че­ловека толпы», теряет чувство реальности и оказывается подвержен­ным влиянию лидера и окружающих значительно сильнее, чем в обычных условиях. Причем чем дольше человек находится в толпе, тем больше он теряет себя, подчиняясь влиянию и толпы, и лидера.

Не принимая основную концептуальную линию Лебопа, отожде­ствлявшего парод с иррациональной толпой, мы вместе с тем должны согласиться с постановкой им теоретических проблем анонимности, психического заражения и внушаемости человека, находящегося в толпе. Эти проблемы не только не потеряли актуальности, но нашли наглядное подтверждение в нашем обществе в условиях демократиза­ции, когда многочисленные формы «митинговой» активности полу­чили самое широкое распространение.

Другой французский социолог Габриель Тард (1843—1904) рассма­тривал социологию как коллективную психологию2. Простое социальное отношение трактовалось им как стремление человека или группы людей передать желания. Основным социальным процессом Тард считал подражание, которое характеризовал как своего рода гип­нотизм. Теорию подражания он распространял на сферы межличност-

' См.: Лебон Г Психология пародов и масс. М.,1896; Он же. Психолсяические зако­ны эволюции народов. М , 1906

2 См.: Тард Г. Законы подражания СПб., 1892; Он же. Общественное мнение и тол­па М , 1902; Он же. Личность и годна. СИб.,1903

38

1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   59


написать администратору сайта