Учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 020300 Социология москва
Скачать 5.8 Mb.
|
Раздел I Введение в социологию Так, эмпирическая социология не могла развиваться без социальной статистики. Ее фундамент был заложен в XIX в. франко-бельгийским ученым Адольфом Кетле (1796—1874), открывшим ряд статистических закономерностей общественной жизни. Изучая устойчивые числовые корреляции между видами преступлений и социально-демографическими характеристиками преступников (их полом, возрастом, происхождением, местом проживания), Кетле приходит к выводу, что преступность (в ее количественно-статистическом выражении) присуща общесгву с такой же необходимостью, с какой действуют законы природы. А. Кетле исследует средние физические свойства человека, постоянные нормы браков по различным возрастным группам, постоянный средний процент самоубийств и преступности и на основе полученных данных формулирует среднестатистические закономерности. Человек интересует Кетле не как конкретная личность, а в качестве элемента статистического ряда. Отсюда возникает идея «среднего человека» как показателя определенных качеств той или иной социальной общности. Немалая роль в становлении эмпирической социологии принадлежит английскому исследователю и предпринимателю-судовладельцу Чарльзу Буту (1840—1916). На основе детального изучения жизни горожан, структуры занятости, семейных бюджетов, условий труда (выполнявшегося частично методом включенного наблюдения — с участием исследователя в наблюдаемых процессах и событиях) Бут написал вначале трехтомное, а затем семнадцатитомное сочинение «Жизнь и труд людей в Лондоне». Анализируя дифференциацию классов (низший, средний, высший), Бут в качестве критериев рассматривает количество комнат, занимаемых семьей, и число нанятых слуг. В результате «классовая структура» Лондона времен Бута (1880-е гг.) выглядела следующим образом. К низшему классу относилось 54% населения (те, кто не имели слуг и жили в комнате, где находилось более одного человека), к среднему — 30% (один слуга приходился на 4 человека и на каждого — от одной до четырех комнат), к высшему — 16% (все остальные). Исследования Ч. Бута не только имели большой резонанс, но и послужили своеобразным стимулом для принятия законодательных актов об улучшении положения бедняков, в частности, о выплате пособий по безработице, о минимуме зарплаты, о пенсионном обеспечении. Эта практическая сторона эмпирического изучения населения оказалась впоследствии крайне важной особенностью прикладных социологических исследований. Наконец, следует назвать еще одно социологическое исследование эмпирического характера, проведенное в Германии в начале XX в. Адольфом Левенштайном на тему «Рабочий вопрос». Среди шахтеров, Глава 2 Возникновение и развитие социологии в XIX — начале XX в. 49 металлургов, текстильщиков были распространены 8000 анкет (из них возвратилось 63%), состоящих из пяти блоков вопросов: 1) «паспор-тичка» (социально-демографические данные об опрашиваемом); 2) отношение к работе; 3) мысли во время работы; 4) надежды, связанные с работой; 5) проведение свободного времени. К сожалению, исследование оказалось неудачным из-за трудности обработки первичной социологической информации: 26 вопросов анкеты были открытыми, т.е. не содержали предлагаемых вариантов ответов. Все же следует отметить эту одну из первых попыток широкомасштабного эмпирического исследования. В XIX — начале XX в. эмпирические исследования были разрозненными и не опирались на разработанную методологию и методику их подготовки и проведения. Существовавшие в то время социологические теории не способствовали проведению таких изысканий, поскольку имели характер глобальных историко-эволюционных схем, проверить которые на микроуровне оказывалось принципиально невозможно. § 8. Русская социологическая мысль Завершая главу о первом, классическом, этапе становления и развития социологической науки, охватившем середину, вторую половину XIX и начало XX в., необходимо коротко сказать о русской социологической мысли. В тот период она не дала миру ученых такого масштаба, как, скажем, Э. Дюркгейм или М. Вебер. Но свой вклад в развитие науки русские социологи внесли, причем вклад достойный. Он еще не очень хорошо щучен и плохо известен и нам, и Западу. Но можно с уверенностью сказать, что в России было несколько течений и направлений социологии, которые, взаимодействуя с западноевропейской наукой, сумели отличиться «лица необщим выраженьем». В российской социологии отражались взгляды различных классовых и идейно-политических сил — от революционно-демократических до консервативных. При этом нужно отличать мыслителей, в мировоззрении которых социологические идеи существовали наряду с иными, от стремившихся работать в области социологии профессионально. Здесь речь идет лишь о последних. Одно из основных течений русской социологической мысли (как и на Западе) — позитивизм. Его наиболее крупным представителем был Максим Ковалевский (1851—1916), чьи взгляды складывались под непосредственным воздействием идей О. Конта и Г. Спенсера (с последним он был лично знаком). Кстати, Ковалевский близко знал 50 Раздел 1 Введение в социологию К. Маркса и Ф. Энгельса, но не воспринял их идеи, оказавшись под влиянием социологического позитивизма. М. Ковалевский считал основным методом социологии сравнительно-исторический, используя который наука должна решить проблему происхождения и развития общественной жизни и социальных институтов. Ученого волновали вопросы социального прогресса, сущность которого он усматривал в развитии солидарности как универсального средства сближения классов, социальных групп, народов, государств. Задача социологии, по мнению Ковалевского, состоит в анализе солидарности, ее сущности, форм и видов. Делая акцент на солидарности, русский социолог негативно относился к революции как источнику прогресса. Он считал революцию патологией, для прогресса — чем-то случайным, не вытекающим из его природы и потребностей, своеобразным «искусственным перерывом». Если правительство идет по пути продуманных реформ, страна вполне может обойтись без революции, что для нее всегда к лучшему. Исследователи социологического наследия Ковалевского отмечают, что для него был характерен подход к общественным процессам и проблемам с абстрактно-гуманистических позиций. Религиозно-консервативное течение в русской социологии представляет Николай Данилевский (1822—1885). Ему принадлежит теория культурно-исторических типов, носивших обособленный, локальный характер. Каждый из десяти описанных Данилевским типов проходит стадии, характерные для любого живого организма: рождение, возмужание, дряхление и гибель. История общества — это история борьбы культурно-исторических типов с окружающей средой и между собой. Самым перспективным в истории культурно-историческим типом Данилевский считал «славянский», наиболее выраженный в русском народе. В своих идеях славянофильства Данилевский доходил до крайне консервативных выводов и призывов к борьбе русского народа и российского государства с другими народами для утверждения «славянского» типа. Не случайно либеральная социологическая критика в России (Н. Михайловский, Н. Кареев) увидела в учении Данилевского отход от гуманистических традиций русской общественной мысли и культуры. В конце XIX — начале XX в. в России возникло влиятельное психологическое направление (Н. Кареев, Л. Петражицкий, Е. Де-Робер-ти). Его представители признавали в качестве реально существующих лишь психические процессы, социальные же явления рассматривали только как их внешние проекции (по выражению Петражицкого, «эмоциональные фантазмы»). Предмет социологии сводился к анализу психического взаимодействия между индивидами. Глава 2. Возникновение и развитие социологии в XIX — начале XX в 51 Особо следует сказать об идеях и воззрениях Николая Михайловского (1842—1904), крупнейшего русского социолога второй половины XIX в. Его считают одним из основателей субъективной социологии. «Фокус» концепции Михайловского — индивид, личность, человек. Мерило прогресса общества — развитие личности. Источником этого процесса может стать преодоление отчуждения личности от общества, ее отказ от роли простого придатка. Но субъективизм социологии Михайловского, конечно, не в этом. Правильнее сказать, что трактовка личности есть одно из следствий его подхода к пониманию социальных процессов. Главное же в субъективизме — недооценка закономерностей общественного развития и тесно связанное с ней признание некоего социального идеала общества, являющегося результатом его конструирования личностью. По Михайловскому, социология должна иметь дело не с объективными свойствами социальных процессов и явлений, а с целеполагающими и этическими факторами человеческой деятельности. В идейно-политическом плане Михайловский, будучи теоретиком народничества, выражал прогрессивные взгляды русской буржуазной демократии. Подведем итог. В рамках этапа зарождения и становления социологическая наука проделала значительную эволюцию: от достаточно простых позитивистских построений О. Конта к сложным теориям М. Вебера и Э. Дюркгейма. Различные формы социологического редукционизма (механического, физического, биологического, психологического), упрощавшие суть социологического подхода к общественным процессам и явлениям, постепенно уступали место общей социологической теории и новым способам их анализа. Развитие социологии в XIX — начале XX в. показало и наличие своего рода сквозных проблем, характерных для основных направлений и школ, творчества ведущих ученых. Такими сходными, а подчас едиными оказались проблемы общества, социальной общности (группы), личности. Разумеется, способы анализа и решения социальных, «общностных» и личностных проблем были весьма дифференцированны. Но важно отметить другое: социология постепенно, сначала как бы на ощупь, затем все более уверенно ставила для себя эти вопросы как центральные. Свою «стержневую» содержательную роль они, как мы увидим, будут выполнять и в дальнейшем. Потребности общественного развития выдвигали новые сложные задачи. Одна из них состояла в дальнейшем развитии социологической теории. Другая, крайне важная, — в проведении конкретных исследований и обобщении полученных материалов на более высоком теоретическом уровне. Социология вступает в новый, современный этап развития. 52 Раздел I Введение в социологию Вопросы и задания Каковы социальные и теоретические предпосылки возникновения соцжшнип как науки? Почему О. Копта можно назван, родоначальником социологии? В чем ею вклад в становление и развитие социологической мысли? Какие идеи Г. Спенсера обогатили социологическую пауку? 4 Что такое натурализм? Почему социоло) ию в юрой половины XIX в можно охарактеризовать как натуралистическую? Какова роль К. Маркса в развитии социологии? В чем особенности психологического направления в социологии? Что даег основания рассматривать социологические теории Ф. Тенниса, Г. Зим- медя, М. Вебера в рамках единого направления — классической немецкой социоло! ип? Проанализируйте социологическое торчество Ф. Тенниса. В чем ею особеннос ти? Охарактеризуйте значение для социологической науки идей Г. Зимме/ш. Почему М. Вебера считают одним из крупнейших социологов всех времен и на родов? Какие теории М. Вебера вам известны? Изложите их содержание. Каково значение социологического творчества Э. Дюркгейма? Почему идеи Э. Дюркгейма широко используются в современной социологии? Что эго за идеи? Каковы причины возникновения эмпирического направления в социологии? В чем проявились его достижения и ограниченность? Охарактеризуйте этапы становления русской социологической мысли в XIX — начале XX в, Литература Волков Ю.Г., Нечипуренко В.Н., Самыгин СИ. Социология: история и современность. М.; Ростов н/Д., 1999. Голосенка И.А., Козловский В.В. История русской социологии XIX—XX вв. М, 1995. Гофман А.Б. Семь лекций но истории социологии. М.,1995. Громов И.А., Мацкевич А.Ю., Семенов В.А. Западная теоретическая социология. СПб., 1996. Ч. I. Зборовский Г.Е. История социологии: классический и современный этапы. М, 2004. 4.1. История социологии / Под ред. А.Н. Елсукова и др. Минск, 1993. Раздел 1. История социологии в Западной Европе и США / Отв. ред. Г.В. Осипов. М., 1999. Гл. 1-9. Култьиин В П. Классическая социология. М., 2000. Миненков Г.Я. Введение в историю российской социологии. Минск, 2000. Новикова С.С. Социология: история, основы, институционализация в России. М.; Воронеж, 1996. Глава 3 Социология XX в.: эмпирия и теория § 1 Развитие эмпирической социологии на Западе в 1920—1930-х гг. § 2 Теоретическая и эмпиричен кап социология о 1940— 1960-х гг. § 3. Развитие (оцио югии па Западе в 1970—1980-х гг § 4. Современные движения и теории а (оцнологии. § 5. Отечественная социология: от этапа к этапу Н овый этап в развитии социологии связан, во-первых, со становлением и развитием эмпирических исследований, во-вторых, с появлением иных направлений и теорий, в7третьих, со стремлением соединить теоретическую и эмпирическую социологию, в-четвертых, с поиском-путей ухода от классических теорий в сторону «постклассики». Хронологические границы этого этапа охватывают последние 80 лет XX в. В рамках рассматриваемого этапа развития социологии можно выделить четыре периода. Первый приходится на 1920—1930-е гг. и характеризуется мощным наступлением эмпиризма. Следующий период — 1940—1960-е гг. — определяется значительным усилением теоретико-методологических построений, что оказалось своеобразной реакцией на доминирование эмпирической традиции. Третий период — 1970-е — середина 1980-х гг.; в это время предпринимается "попытка, с одной стороны, соединить теоретическое и эмпирическое исследования, микро- и макросоциологию, с другой — вывести науку на новый уровень теоретическою осмысления процессов (как в реальной жизни, так и в самой социологии). Наконец, в течение четвертого периода, последние 10—15 лет, обнаруживаются принципиально иные тенденции, имеющие интегративный характер. Новые движения и теории в социологии дают основания говорить о начале периода «постклассических», а затем и «постнеклассических>> построений. § 1. Развитие эмпирической социологии на Западе в 1920-1930-х гг. Одна из основных тенденций в социологии XX в. — развитие эмпирической линии, под которой принято понимать исследования, связан- 54 Раздел I. Введение в социологию ные со сбором и анализом конкретных социальных фактов и использованием специальных методов: опроса (письменного и устного), социологического наблюдения, эксперимента и др. Такие исследования стали активно проводиться в 1920—1930-х гг. сначала в США, а затем в других странах. Имели место они и у нас. Причины активного распространения эмпиризма в социологии следует видеть в развитии как общества, так и самой науки, в выходе ее на новый, более высокий уровень, приближении к зрелому состоянию. Развивающееся по пути экономического и социального прогресса общество не могло не обратиться к эмпирической социологии, ее лучшим работам, выводам, позволяющим анализировать и решать конкретные проблемы. Именно так и произошло в 1920-е гг., когда при наличии разных подходов и взглядов на эмпирические исследования, их задачи и предмет эти работы получили широкое распространение. Исследования социологов конкретных проблем общественной жизни по-другому осветили открывающиеся возможности и общества, и социологии как науки. Нужны были новые гипотезы, подлежащие эмпирической проверке, и, как отклик на них, принципиально иные эмпирические исследования. Первой такой работой явилась ставшая хрестоматийной пятитомная книга Уильяма Томаса и Флориана Знанецкого «Польский крестьянин в Европе и Америке», изданная в 1918—1920 гг. В этом исследовании на основании изучения документов, в основном личного характера (дневники, автобиографии, воспоминания, письма крестьян, эмигрировавших из Польши в Америку, и ответы им — всего 754 письма), анализируется жизнь людей в новых условиях. При этом выделяются несколько главных проблем: социальное счастье (базирующееся на удовлетворенности деятельностью социальных институтов и организаций), взаимоотношение между полами, индивидуальная и социальная активность, отклонения от норм и ценностей жизни (преступления, бродяжничество, проституция, алкоголизм). В книге У. Томаса и Ф. Знанецкого очень много социально-психологических аспектов, что в дальнейшем станет характерным для эмпирической социологии в целом. Оценивая значение этой «пионерской» работы, американский социолог Дж. Маккини отмечал, что «она знаменует собой разрыв классиков-энциклопедистов со спекулятивной социологией и вступление ее в период эмпирического развития со всем его методическим и техническим оборудованием»1. 1 См Беккер Г, Бесков А Современная социологическая 1еория в ее преемственности и изменении М,1961 С 643 Глава 3 Срциология XX в. эмпирия и теория 55 Эмпирическая социология вступает в полосу своего бурного развития. Оно проявилось в растущем интересе к методике, технике и процедуре исследования. Казалось, социологи располагают самыми надежными инструментами для получения объективно-истинного знания. Распространению этой иллюзии способствовала проблематика социологических исследований 1920-х гг. в США. Приведем здесь названия лишь некоторых: «Шайка», «Гетто», «Бродяга», «Золотой берег и трущоба», «Неприспособленная девушка». Ясно, что социологов (это были прежде всего представители Чикагской школы) волновали вопросы городской жизни, преступности, различного рода отклонений от принятых норм, девиантного (отклоняющегося) и делинквентиого (преступного) поведения. Государство некоторое время субсидировало такие исследования, однако быстро свернуло финансовую поддержку,' увидев в разоблачающих материалах социологов угрозу устоям общественного строя. Индустриальная социология. Хоторнский эксперимент Но помешать развитию эмпирической тенденции было нельзя. И основная причина этого заключалась в выходе социологии на принципиально иной объект деятельности — в сферу производства. Зарождается индустриальная социология. Одним из ее основоположников и руководителем эксперимента, положившего начало массовым исследованиям в промышленности, явился американский социолог и психолог Элтон Мэйо (1880—1949). Эксперимент получил название Хоторнского — от названия города Хоторн близ Чикаго, где располагались предприятия «Вестерн электрик компани», на которых в 1927—1932 гг. проводились исследования. Чтобы была понятнее сущность эксперимента, необходимо напомнить о господстве в то время в сфере производства концепции Тейлора—Форда, согласно которой человек — это придаток механизма, призванный его обслуживать, и не более того. На этом, собственно, базировалась поточно-конвейерная система. Именно такое представление о человеке и его месте на производстве и попытался разрушить Э. Мэйо, доказывая, что иной подход сулит не только возникновение новых социальных отношений (названных им «человеческими»), но и рост производительности труда. Последнее как нельзя более соответствовало устремлениям деловых кругов, особенно если учесть специфику этого периода — времени самого крупного за всю историю капитализма кризиса. Председатель правления «Дженерал фудз корпорэйшн» Кларенс Френсис так выразил суть нового подхода к человеку: «Люди состоят из тела, ума и души, |