Учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 020300 Социология москва
Скачать 5.8 Mb.
|
Раздел I Введение в социологию и каждая из этих составных частей, особенно душа, должна быть использована для максимального увеличения производительности». Первоначально эксперимент на заводах «Вестерн электрик» не имел никакого отношения к социологии. Речь шла о том, чтобы доказать справедливость гипотезы: чем лучше освещение рабочих мест, тем выше производительность труда. Однако в ходе изменения освещенности в экспериментальной комнате (как в лучшую, так и в худшую сторону) производительность труда непрерывно повышалась. Тогда стало ясно, что дело в иных факторах, связанных не с влиянием света и цвета стен, а с отношениями между людьми в бригаде. Эти отношения Мэйо определил как «человеческие», поскольку они базировались на стремлении людей понять друг друга. Наблюдения Мэйо показали, что члены бригады хотят быть включенными в группу и при этом чувствовать себя свободными. Желание быть включенным в определенную общность он назвал чувством «социабильности». Отсюда был сделан вывод о необходимости стремиться к созданию на производстве «социабильных» образований, т.е. неформальных групп, работники которых чувствовали бы свою причастность к важным решениям. Таким был один из выводов Мэйо, имевший сугубо практический характер и давший немалый экономический и социальный эффект. Не менее важен был еще один вывод: руководители производства должны ориентироваться не столько на выпуск продукции, сколько на человека, его потребности и интересы, стремиться удовлетворить хотя бы некоторые из них. В конечном итоге это обеспечит эффективную деятельность производства, его социальную стабильность и устойчивость общества в целом. Итак, эмпирические исследования в промышленности показали, что социально-психологические факторы играют большую роль. Кроме того, они открыли широкие возможности социологии и дали толчок к ее активному внедрению в деятельность фирм. Появилась потребность в новых кадрах, и американские университеты в 1930-е гг. стали энергично заниматься их подготовкой. Возникла нужная, модная и хорошо оплачиваемая профессия социолога. § 2. Теоретическая и эмпирическая социология в 1940-1960-х гг. Активизация эмпирических исследований нанесла определенный урон теоретической социологии. Ведь этот процесс был связан с уходом либо уклонением от ответов на острые вопросы широкого социального звучания. Окончание Второй мировой войны и послевоенное Глава 3. Социология XX в.: эмпирия и теория 57 развитие общества таких вопросов поставили более чем достаточно. Настало время, когда проблемы методологии и теории должны были занять достойное место. Большую роль в этом сыграли работы П. Сорокина, Т. Парсонса, Р. Мертона. Питирим Сорокин Известный русско-американский социолог Питирим Сорокин (1889— 1968) первые серьезные труды написал в России, где жил до осени 1922 г., пока не был вынужден эмигрировать на Запад. Работая в США, он подверг критике эмпирическую социологию за мелкотемье и неумение охватить широкие социальные проблемы. Вместе с тем, занимаясь исследованиями социальной стратификации (расчленения общества на социальные группы и слои) и социальной мобильности (перемещениями людей из одного социального слоя в другой, о чем в 1927 г. им была написана большая работа), Сорокин стремился «вписать» их в широкие социальные структуры и рассматривать движение в обществе в связи с функционированием этих структур. Одной из них Сорокин считал социальные институты, поэтому не случайно обращал внимание на то, как влияют на социальную мобильность школа, бюрократия, армия, профессиональные организации, церковь и пр. Анализируя социальную стратификацию, Сорокин доказал, что она является постйянной характеристикой любого организованного общества. Деление на страты (слои) есть всюду — в экономике, политике, науке, культуре, образовании, в менеджменте и в банде преступников. В рамках имеющейся стратификации происходит социальная мобильность, которая также выступает как естественное, нормальное состояние общества и включает в себя регулярные перемещения индивидов, групп, социальных объектов из одной социальной позиции в другую. П. Сорокин известен как автор серьезных теоретических концепций, с помощью которых он стремился объяснить изменения в мире. Одна из них — концепция социокультурной динамики, другая — интегрального типа личности и общества. В рамках первой заметно стремление социолога рассматривать исторический процесс как движение типов культур, каждый из которых выступает в качестве определенной целостности. Таких основных типов Сорокин выделил три: чувственный, рациональный (умозрительный), идеалистический. Первый характеризуется преобладанием непосредственного чувственного восприятия действительности, второй — господством рационального мышления, третий — доминантой интуиции. Каждый из этих типов 58 Раздел I Введение в социологию культуры находится в развитии и присущ человеческому обществу на различных этапах прогресса. Концепция социокультурной динамики Сорокина явилась одной из первых попыток проанализировать источники и движущие силы социальных изменений и их диалектику в обществе. Теперь об интегральной социологии Сорокина. Идея интегрализ-ма оказалась сквозной для всего творчества ученого, коснувшись различных социальных субъектов, процессов и структур. Но наиболее ярко она проявилась в анализе личности и общества. «Новая интегральная теория личности, — писал Сорокин, — не отрицает, что человек является животным организмом, наделенным "бессознательным", рефлексивно-инстинктивным механизмом тела, но она подчеркивает, что, помимо этой формы бытия, человек является сознательным, рациональным мыслителем и сверхсознательным творцом или духом»1. Человек интегрален, полагал Сорокин, прежде всего по своей природе, которая складывается под комплексным влиянием ряда факторов космического, биологического, психологического, социокультурного характера. Для получения истины, являющейся главной целью деятельности человека, он пользуется тремя основными каналами — чувством, разумом, интуицией. В результате их интегрального использования знание о мире человека становится полным. Что касается теории интегрального типа общества, то в ней Сорокин стремился представить свой вариант будущего. В 1960-е дт. в ряду концепций конвергенции (сближения, соединения обществ и стран с различным социальным строем) она занимала одно из центральных мест благодаря реалистическому подходу к пониманию взаимосвязи различных организаций и систем общественной жизни и использованию лучших достижений каждой из них в интересах человечества. В отечественной литературе I960—1970-х гг. эта теория подвергались критике, подчас огульной и необоснованной. Между тем ряд положений, касающихся действительных завоеваний человеческого общества, отражал реализм подхода Сорокина. Это, в частности, касается плюрализма форм собственности и политической структуры, стимулирования труда и экономической дисциплины, отношений с другими странами, способов планирования и т.д. Доказательством концептуальной значимости социологической теории П. Сорокина является то, что человечество пусть трудно, медленно, мучительно, но все же продвигается по пути интеграции. 1 Сорокин П Главные тенденции нашею времени М , 1993 С 143 Глава 3. Социология XX в.: эмпирия и теория 59 Толкотт Парсонс Послевоенный период в развитии социологии (вторая половина 1940-х — 1960-е гг.) ознаменовался крупными работами еще одного «столпа» зарубежной науки, известного американского теоретика Толкотта Парсонса (1902—1979). Из многочисленных концепций, сформулированных им, отметим прежде всего две — теорию социального действия и структурно-функциональный анализ. В методологическом отношении они связаны, причем первая является базовой. Теорию социального действия Парсонс стал разрабатывать еще в 1930-х гг., находясь под влиянием идей М. Вебера, Э. Дюркгейма и др. В 1937 г. вышла его книга «Структура социального действия». В послевоенный период социолог развивал идеи этой теории. Суть ее сводится к следующему. Любое социальное действие предполагает наличие, во-первых, действующего лица, во-вторых, конкретной ситуации, в-третьих, условий действия, состоящих из его цели и нормативных предписаний. Само действие, которому Парсонс придает ключевое значение, выступает как самоорганизующаяся система, обладающая символическими механизмами регуляции (языка, ценностей и др.), нормативностью (зависимостью действия от принятых в обществе норм и ценностей), волюнтаристичностью (независимостью от условий среды). Центральное место в теории социального действия занимает понятие «система действия». Под ней Парсонс понимает различные уровни социальной реальности, определенным образом взаимосвязанные между собой. Он выделяет четыре основные системы: социальную систему, культуру, личность, организм. Чтобы каждая система действия нормально функционировала, требуется «соблюдение» ею четырех условий: поддержание ценностного образца системы, интеграция, целедостижеиие, адаптация. По существу, это инвариантный набор функциональных проблем, которые должны решаться в каждой системе и ее подсистемах. При всей сложности теоретических построений Парсонса в них лейтмотивом проходит главная задача социологии — исследование структур и механизмов, обеспечивающих устойчивость социальной системы. Сама социальная система выступает как структура четырех взаимосвязанных элементов: норм, ценностей, ролей и коллективных организаций. Делая акцент в структурно-функциональном анализе на первой его части — структурности системы (в отличие от Р. Мертона, подчеркивавшего значимость второй стороны — функций социальной системы), Т. Парсонс опирался на доказательство ее ста- 60 Раздел I Введение в социологию бильности применительно к рассматриваемым им социальным системам. На решение этой задачи и был направлен струкгурпо-функцио-нальный анализ, в соответствии с которым общество и его подсист е-мы характеризовались с точки зрения выполнения ими определенного набора функций. Однако в 1960-х гг. стало очевидным, что при таком толковании социальных процессов трудно объяснить противоречия, конфликты, дестабилизацию, многие аномальные явления. Появилась необходимость в углублении структурно-функционального анализа. Если позже Мертоп прибегнул к широкому использованию дисфункций (неблагоприятных последствий), явных и латентных функций (осознаваемых и неосознаваемых последствий), то Парсонс искал пути усиления концепции за ее пределами. Так возник его неоэволюционизм, связанный со структурной дифференциацией общества. Под ней Парсонс понимал поэтапное (от примитивного состояния к современному) усложнение социальной структуры, уменьшающее стабильность общества и его подсистем. Если в «примитивном» обществе дифференциация отсутствует, то в «промежуточном» она начинает разворачиваться, но по-настоящему дает о себе знать лишь в «современном» обществе. Три типа общества, согласно Парсоису, в процессе развертывания, перехода от одного к другому подготавливают последовательную смену революций. «Промышленную революцию», дифференцирующую экономическую и политическую системы, сменяет «демократическая», разделяющая эти системы. Ей на смену приходит «образовательная революция», задача которой — отделить от социальной системы систему воспроизводства культуры. Роберт Мертон Идея соединения в социологии эмпирического и теоретического была одной из центральных в работе Роберта Мертона (1910—2003) «Социальная теория и социальная структура» (1949). По его мнению, наступил «золотой век» их единства. Однако в то время Р. Мертоп скорее выдавал желаемое за действительное. Параллельному развитию эмпирической и теоретической социологии предстоял еще долгий путь. Сам Мертон внес немалый вклад в преодоление этого параллелизма за счет своих теорий функциональною анализа и «среднею уровня». В первой из них американский социолог формулирует теорему и основные постулаты функционального анализа. Теорема выглядит следующим образом: точно так же, как одно и то же явление может иметь многочисленные функции, так и одна и та же функция может Глава 3. Социология XX в.: эмпирия и теория 61 по-разному проявляться в многообразных явлениях. Следовательно, все социальные явления могут подвергаться функциональному анализу. Главное, чтобы объект анализа представлял собой стандартизованные (т.е. типизированные, повторяющиеся) явления. К их числу Мертон относил социальные процессы, культурные стандарты, социальные структуры, социальные роли, групповые организации, средства социального контроля и т.д. Говоря о постулатах функционального анализа, американский социолог называет и характеризует три основных. Первый «- постулат функционального единства общества — состоит в том, что виды социальной деятельности или элементы культуры являются функциональными для всей социальной или культурной системы. Второй — постулат универсального функционализма — заключается в том, что все социальные или культурные элементы без исключения выполняют социальные функции. Наконец, третий — постулат необходимости — определяет ситуацию, при которой все эти элементы оказываются необходимыми. Абсолютность сформулированных постулатов опровергается, по мнению Мертона, конкретными эмпирическими исследованиями многих социальных явлений и процессов. Так, постулат функционального единства общества ставится под сомнение тем, что в развитых странах такого единства просто не существует. Это подтверждается, к примеру, наличием религиозного плюрализма. Постулат обязательности может быть оспорен с помощью такого аргумента, как отсутствие в качестве обязательных атрибутов общества ряда социальных институтов. Такие институты, как семья, религия, социальная стратификация, существуют не в любом типе общества, считает американский социолог. В отличие от Т. Парсонса, Мертон стремился акцентировать внимание не столько на функциях, способствующих установлению и поддержанию социального порядка, сколько на дисфункциях, создающих социальное напряжение и рождающих противоречия в общественных структурах. При этом под функцией он понимал наблюдаемые последствия, которые способствуют адаптации или приспособлению данной социальной системы, под дисфункцией — наблюдаемые последствия, которые уменьшают степень адаптированное™ системы. Исходя из теории «среднего уровня», базирующейся на теории функционального анализа, Мертон приходит к выводу о необходимости «посредника» между эмпирическими исследованиями действительности и широкими теоретическими обобщениями закономерностей социального поведения. Теории «среднего уровня» могут быть как 62 Раздел I Введение в социологию результатом обобщения большой группы социальных фактов, так и средством конкретизации отдельных областей социологии. В последнем случае они выступают как специальные социологические теории. Идеи Мертона сыграли позитивную роль в развитии западной социологии в 1950—1960-х гг., будучи направлены против засилья эмпиризма и ориентируя исследователей на участие в теоретических поисках. Этому же способствовали методологические построения П. Сорокина и Т. Парсонса — учителей Мертона, хотя их связь с эмпирической социологией оказалась не столь тесной, как у автора теории «среднего уровня». Расцвет и «болезни» эмпирической социологии Мы рассмотрели наиболее значительные теоретические построения в области социологии, характерные для второго, послевоенного периода ее развития. Общественная потребность в знании локальных сфер социальной действительности, ее проблем, процессов, институтов и организаций, с одной стороны, и влияние идей Р. Мертона — с другой, активизировали разработку социологических теорий «среднего уровня», формирование и развитие многочисленных отраслей социологии. Назовем лишь некоторые из них: социология труда, менеджмента, города, деревни, молодежи, досуга, образования, культуры, науки, семьи, политики, религии, языка, права, преступности, общественного мнения, массовых коммуникаций, медицины. В каждой из них возникают и множатся специальные социологические теории, призванные истолковать данные эмпирических исследований, а то и просто объяснить некоторые локальные проблемы и процессы. В рамках прикладной социологии проводятся исследования, завершающиеся выработкой рекомендаций и созданием социальных технологий, в которых нуждаются промышленное производство, административные органы, образование, здравоохранение и др. Эмпирические исследования, наряду с важными и актуальными проблемами, касаются вопросов, не всегда значимых с социальной точки зрения. Это вызывает неудовлетворенность в обществе, некоторые начинают относиться к социологии как к науке, которая якобы мало что дает, к тому же скатывается в ползучий эмпиризм и мелкотемье. Эту тенденцию высмеял в памфлете «Зонтиковедение — новая наука?» американский исследователь Дж. Сомервилл. Он приводит вымышленное письмо некоего ученого, который уверял, что создал новую отрасль науки — зонтиковедение. Этот ученый будто бы обследовал Манхэттен (район Нью-Йорка) и подсчитал число зонтиков, имеющихся в каждой семье, проанализировал их размеры и цвет. Глава 3. Социология XX в.. эмпирия и теория 63 Затем он сообщил, что собирается сделать это же во всем штате Нью-Йорк, в стране, наконец, во всем мире. Иронизируя над эмпирической социологией, Сомервилл выводит законы зонтиковедения, например «закон возрастания тенденции к приобретению зонтиков в дождливую погоду» или «закон соответствия цветных вариаций полу владельца» (как известно, мужчины предпочитают использовать черные зонты, тогда как женщины — разноцветные). Так Сомервилл высмеивал мелкотемье эмпирической социологии. Некоторые эмпирические исследования того периода оставляют смешанное чувство. Вот, к примеру, работа Ж. Фриш-Готье и П. Луше «Голубеводство у шахтеров Севера»1: эмпирическое изучение роли голубеводства в жизни шахтеров Северной Франции. Выполнено оно в полном соответствии с принципами и нормами социологического исследования, на большом и репрезентативном массиве. В книге убедительно доказывается, что разведение голубей — один из любимых видов досуговой деятельности шахтеров, который позволяет им хорошо отдохнуть, развлечься, затем приступить к работе с новыми силами. Авторы показывают, что голубеводство позволяет снять напряжение жизни и отношений в сфере труда, особенно такого тяжелого, как шахтерский. Рассматривается отношение рабочих к этому виду времяпрепровождения, в целом весьма позитивное. Респонденты в ходе письменного (анкетного) и устного (интервью) опросов в большинстве своем отвечали, что за этим занятием они забывают об острых проблемах жизни, о тяготах подземного труда. Глядя ввысь, в небо, действительно, не думаешь о том, что происходит под землей. Так что, казалось бы, работа актуальна и подчеркивает значение эмпирической социологии как средства познания проблем, находящихся на острие жизни. Но, читая книгу, невольно задумываешься: неужели у шахтеров нет более важных проблем, чем разведение голубей? А куда «ушли» вопросы экономического характера, улучшения жизненного уровня? (Не будем забывать, что исследование голубеводства было проведено в 1957 г., когда и стачки, и забастовки имели массовый нарастающий характер.) Наконец, возникает еще один вопрос: не выступает ли в этом случае эмпирическая социология средством отвлечения от наиболее острых проблем, смещения акцентов на второстепенные? Ведь, проводя исследования, публикуя свои работы, социологи тем самым привлекают внимание к ставящимся ими проблемам как наиболее актуальным. Следовательно, их подходы к определению значимости исследуемого материала и проблематики имеют объективные последствия. Fnsch-GauthierJ, Louchet P La colombophihe chez le mineurs du Nord P , 1961 64 Раздел I. Введение в социологию Поэтому критики «ползучего эмпиризма» и мелкотемья, а зачастую и никчемности некоторых исследований, видимо, во многом правы, усматривая причины этих явлений в социологии в отрыве от широких социально значимых проблем, в стремлении выдать подчас второстепенные вопросы за ключевые. Завершая рассмотрение этого периода развития социологии (1940— 1960-е гг.), отметим, что он был ознаменован поиском путей развития как теоретической, так и эмпирической тенденций, возможностей их «сцепления». Несмотря на то что такой «механизм» не был найден и относительный параллелизм теории и эмпирии, макро- и микросоциологии сохранялся, в целом социологическая наука достигла значительных успехов и вышла на новые рубежи. Повысился ее авторитет во многих развитых странах, она окончательно утвердилась в качестве научной дисциплины и вузовской специальности, правительства выделили финансы для ее поддержки в центре и на местах. В государственные программы социального обеспечения, увеличения занятости, здравоохранения, образования, борьбы с бедностью, преступностью, другими аномалиями вошли выводы и рекомендации социологов. Активизируется и международное социологическое сотрудничество. Регулярно собираются всемирные социологические конгрессы. Заметнее становится деятельность МСА (Международной социологической ассоциации). § 3. Развитие социологии на Западе в 1970-1980-х гг. В 1970—1980-х гг. начался новый, продолжающийся в определенной мере по сей день период в развитии социологии. Появляются иные концепции и теории, определяющие ее лицо. Будучи тесно связаны с классическими идеями, они, по существу, их обновляют (хотя отдельные зарубежные социологи эту связь отрицают). Преемственность в социологии просматривается достаточно четко. Стало быть, новый период ее развития нужно рассматривать в тесной связи с предшествующими двумя, иначе можно не понять особенностей, характеризующих изменения в ней за последнюю четверть века. Важнейшая из них состоит в теоретической реконструкции социологии. Она, в свою очередь, определяется появлением и развитием ряда новых направлений и парадигм. Парадигма в социологии: различия в подходах Понятие парадигмы было введено в широкий исследовательский оборот американским философом и историком науки Т. Куном в середине Глава 3. Социология XX в : эмпирия и теория 65 1970-х гг. и означает определенную совокупность фундаментальных оснований научного знания. Парадигма — это исходная концептуальная схема, своего рода модель постановки проблем и их решения. Иногда под парадигмой понимают крупные теории или группы теорий, а также всеми признанные достижения в данной области науки. Отсюда понятно, что в связи с наличием целого ряда фундаментальных теорий, социология выступает как «мультипарадигмальная» дисциплина, т.е. как наука, имеющая множество парадигм. Исследуя ее современное состояние и используя идеи американского социолога Дж. Ритцера, Г.В. Осипов выделяет несколько парадигм, базирующихся на теориях К. Маркса, Э. Дюркгейма, М. Вебера, Б. Скиннера. Это парадигмы социальных фактов, социальных дефиниций, социального поведения. К первой Осипов относит структурный функционализм и теорию социальных конфликтов, ко второй — символический интеракционизм и этнометодологию, к третьей — теорию обмена и психологический редукционизм1. Другой подход к проблеме парадигм в социологии предлагают С.А. Кравченко, М.О. Мнацаканян, Н.Е. Покровский. Все анализируемые ими парадигмы они группируют как: а) с т р у к т у р н ы е, б) и н -терпретативпые, в) интегральные и объединительные. Вначале они рассматривают парадигмы, сложившиеся до 1990-х гг.; структурный функционализм, парадигму конфликта, интерпретатив-ные парадигмы («понимающую социологию», символический интеракционизм, феноменологию, этнометодологию), интегральную социологию П. Сорокина, объединительные парадигмы. Затем следует выделение социальных теорий 1990-х гг., относящихся, в соответствии с установившейся сегодня в мировой социологии под влиянием ее признанных авторитетов терминологии, к так называемой постклассической социологии2. Н.Л. Полякова, сторонник еще одного взгляда на парадигмальный характер социологии, полагает, что имеет смысл говорить не о множестве социологических парадигм, а лишь о двух — классической и современной-^. Что дает основание для подобного мнения? Западные социологи единодушно утверждают, что в связи с переломным характером современной эпохи описывать социальные сдвиги на уровне взглядов К. Маркса, М. Вебера, Э. Дюркгейма уже невозможно. Поэтому на сме- ^ См Осипов Г В. Социология и социализм М., 1990 С 74—93 •^ См Кравченко С А , Мнацакшмш М О, Покровский НЕ Социология парадигмы и темы М , 1998. >! См Полякова НЛ. Oi [рудового общее 1ва к информационному, западная социо- ло[ия об изменении (оциалыюй роли i руда. М ,1990 |