Главная страница

Учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 020300 Социология москва


Скачать 5.8 Mb.
НазваниеУчебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 020300 Социология москва
Дата04.12.2022
Размер5.8 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файла12870_92d9ec46d685501f0f6091c867374c51.doc
ТипУчебник
#827399
страница5 из 59
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   59
Раздел I Введение в социологию





ных и групповых взаимодействий. Наиболее типичным видом подра­жания является подражание низших слоев высшим.

Источник социального прогресса, по Тарду, — изобретение, тракту­емое предельно широко: от технических нововведений до оригиналь­ных общественно-политических идей. Оно, так же как и подражание, является предметом социологического изучения. В качестве основных методов социологии французский теоретик выделял археологический и статистический методы. Первый базируется на анализе исторических документов, второй используется для получения информации о про­цессах подражания. Для этого Тард составлял кривые распространения подражательных актов и потоков. Использование второго метода поз­волило ему провести социально-статистические исследования преступ­ности, которые получили высокую оценку его современников.

Г. Тард одним из первых обратил внимание на возрастание роли коммуникативных средств — печати (-особенно газет), телефона, теле­графа. Он рассматривал их как фактор социального контроля. Впос­ледствии эти и другие идеи Тарда получили развитие в исследовани­ях массовых средств коммуникации, теориях «массового общества», социальной психологии.

Интеракционизм

Взгляды Г. Лебона и Г. Тарда способствовали зарождению интеракцио-низма, сторонники которого рассматривали личность не как изолиро­ванный индивид, а как социальное существо, принадлежащее к той или иной общественной группе и выполняющее несколько социальных ро­лей. Следовательно, в интеракционизме противопоставление личности и общества уступает место их взаимосвязи и взаимодействию.

Одним из основателей и наиболее крупных представителей данно­го направления был профессор Мичиганского университета Чарльз Кули (1864—1929). В его учении личность и общество взаимодейство­вали в рамках различных социальных групп1. Кули первым ввел их классификацию, рассмотрев понятие первичных групп и вто­ричных общественных коллективов. Первичной группой американский ученый считал ассоциацию и кооперацию индивидов, не­посредственно (лицом к лицу) взаимодействующих друг с другом. Ее образуют люди, поддерживающие устойчивые отношения, характеризу­ющиеся, как правило, пониманием, интересом и взаимной симпатией. Примеров таких групп можно привести много, но наиболее типичными являются семья, детский игровой коллектив, студенческая группа.

1 См Кули ЧХ. Человеческая природа и социальный порядок М , 2000

Глава 2 Возникновение и развитие социологии в XIX — начале XX в 39

Исследуя поведение личности в рамках таких групп, Кули различа­ет и выделяет самосознание их членов (то, что я думаю о себе), социаль­ное сознание (то, что я думаю о других) и общественное сознание (то, что в группе думают обо мне и о группе в целом). По существу, самосо­знание, социальное и общественное сознание тесно связаны и отража­ют реальное взаимодействие членов группы и общества в целом.

Что касается вторичных общественных коллективов (к ним Кули от­носит классы, нации, партии, социальные институты и др.), то они обра­зуют социальную структуру общества. При этом индивид выступает обезличенно, лишь как носитель определенных функций. Следует отме­тить, что на базе интеракционизма в XX столетии в западной, прежде всего американской, социологии возникла концепция символического интеракционизма (подробнее о ней будет сказано в'следующей главе).

Завершая характеристику психологического направления социо­логии, следует сказать, что оно позволило сделать науке новый важ­ный шаг по пути приближения к конкретным проблемам личности, социальной группы, общества. Именно этому направлению социоло­гия обязана возросшим интересом к изучению внутреннего мира че­ловека, социально-психологических отношений между людьми и общностями. Вместе с тем, преодолев биологический редукционизм, сторонники психологического направления преувеличивали роль и значение психологического фактора в социальных процессах.

§ 5. Классическая немецкая социология

На рубеже XIXXX вв. появились новые, крайне важные социологиче­ские концепции, которые привели к профессионализации социологии, выходу ее па принципиально иной уровень теоретического развития. Значительную роль в данном процессе сыграло творчество крупнейших немецких социологов: Ф. Тенниса, Г. Зиммеля, М. Вебера. Несмотря на существенные различия, между ними есть и немало общего, того, что позволяет рассматривать их идеи в рамках единого направления — клас­сической немецкой социологии. В этом названии видна явная аналогия с немецкой классической философией, представленной именами И. Канта, И. Фихте, Ф. Шеллинга, Г. Гегеля. То, что сотворили «великие немцы» в конце XVIII — первой половине XIX в. для философской на­уки, может быть, не в той степени, но было воспроизведено (по уровню и силе воздействия) в социологии почти на столетие позднее.

Каковы же общие черты классической немецкой социологии, представ­ленные в творчестве Тенниса, Зиммеля, Вебера? Во-первых, это была фор-

40

Раздел I Введение в социологию





мальная, «классификационная» социология, построенная на стремлении рассматривать социальные процессы и отношения в рамках многообраз­ных и детальных классификаций социальных форм (особенно активно это делали Теннис и Зиммель). Во-вторых, классическая немецкая социоло­гия стала теоретической основой для возникновения и развития эмпири­ческой социологии в XX в. В-третьих, следует отметить подлинную энцик-лопедичность немецких социологов, их чрезвычайно широкие научные интересы и глубокий след, который они Ьставили как в социологии, так и в смежных социально-гуманитарных науках. В-четвертых, основной «кле­точкой» общества социологи (прежде всего Зиммель и Вебер) считали вза­имодействие и социальное действие. В-пятых, благодаря их усилиям соци­ология институционализировалась, т.е. превратилась в одну из наиболее значимых форм социальной деятельности. Научные труды и практическая деятельность Тенниса, Зиммеля, Вебера пробудили громадный интерес к социологии, способствовали формированию социальной потребности в ее развитии. Рассмотрим кратко взгляды каждого из них.

Фердинанд Теннис

Фердинанд Теннис (1855—1936), один из основателей формальной школы, пытался создать в социологии единую и логически стройную систему понятий, представить эту пауку как многоуровневую. Теннис различал чистую (теоретическую), прикладную и эмпирическую со­циологию. Первая анализирует общество в состоянии статики, вто­рая — в состоянии динамики, третья исследует факты жизни совре­менного общества на основе статистических данных. Поэтому эмпирическая социология называлась им социографией.

Сам Теннис проводил эмпирические (социографические) исследова­ния, касающиеся преступности, самоубийств, развития промышленнос­ти, демографических изменений, деятельности политических партий и др. Как видно, круг интересов немецкого социолога был достаточно ши­роким. Причем некоторые из его исследований оказались весьма скру­пулезными. Так, анализируя преступность в выборке на 3500 человек, Теннис собирает сведения о каждом из них в исправительных учрежде­ниях и архивах полиции, интересуется происхождением, семейными ус­ловиями, образованием, профессией, фактическим занятием, местом проживания, характеристикой типа поселения, профессией отца и пр.

Но главное в творчестве немецкого социолога — учение о социаль­ных отношениях и социальных связях. Он разработал новый подход к пониманию общества, а также того, в каких формах представлена соци­альная жизнь. Учение Тенниса изложено в книге «Общность и общест­во» (1887), принесшей ему известность в мире ученых-социологов. Ав-


Глава 2 Возникновение и развитие социологии в XIX — начале XX в 41

тор сопоставляет два типа общества, два типа социальных связей — об­щинные и общественные. Первые определяются психологическими ха­рактеристиками — душевной близостью и склонностью, эмоциями, привязанностями, личными переживаниями, вторые — характеристи­ками рационального плана, такими, как выбор, обмен, торговля. Пер­вый тип отношений присущ преимущественно патриархально-фео­дальным обществам, второй — капиталистическим.

Ф. Теннис выделяет три типа форм социальной жизни: 1) социальные отношения; 2) группы; 3) корпорации или объединения. Первые имеют объективный характер. Если они охватывают более чем двух участников, то создают «социальный круг». Он представляет собой ступень перехода от социальных отношений к группе. Сама группа образуется тогда, когда объединение индивидов считает это необходимым для достижения ка­кой-либо конкретной цели. Наконец, если та или иная форма социальной жизни приобретает внутреннюю организацию, т.е. люди начинают вы­полнять определенные функции, она становится корпорацией.

Следует отмет ить и чисто практическую, социальную и политичес­кую, деятельность Тенниса — ученого, демократа и антифашиста, кон­ституционалиста и социал-реформиста. Он активно поддерживал ра­бочее движение, выступил в защиту Кильской стачки (1896^1897). В последние годы жизни, работая в условиях фашистского режима, он, в отличие от многих коллег, покинувших Германию, остался в стране и мужественно отстаивал антифашистские позиции. Бесстрастный уче­ный и яростный политик — таким помнят Тенниса люди.

Оценивая значение творчества Ф. Тенниса для развития социоло­гии, нужно иметь в виду, что оно способствовало ее самоопределению и институционализации. Это была плодотворная попытка и интерес­ный пример разработки социологии как науки, анализирующей свой предмет посредством многообразных аналитических построений, не­зависимо от его содержательных характеристик.

Георг Зиммель

Георг Зиммель (1858—1918) акцентировал внимание на формах соци­ального взаимодействия людей, имеющих «сквозной» для человечества характер. Он анализировал прежде всего такие формы, как конфликт, конкуренция, подчинение, авторитет, договор и др. Трудно переоценить значимость этих идей для становления современной социологии1.

Уделяя большое внимание классификации социальных форм, Зим­мель не уходил от социологического анализа их содержания. Под послед-

См. Зиммель Г Избранное М, 1996 Т 1,2

42

Раздел I. Введение в социологию

ним он понимал прежде всего структуру социального взаимодействия. В этом смысле особый интерес вызывает «формально-содержательный» анализ таких социальных процессов, типов и моделей развития (это одна из его классификаций социальных форм), как мода (пример социально­го процесса), аристократ и бедняк (примеры социальных типов), взаи­мосвязь между количественным расширением группы и качественным усилением индивидуальности (пример модели развития).

Основной «клеточкой» общества Зиммель считал взаимодействие. Он писал, что «общество вообще представляет собой взаимодействие индивидов. Взаимодействие всегда складывается вследствие опреде­ленных влечений или ради определенных целей. Эротические инстинк­ты, деловой интерес, религиозные импульсы, защита или нападение, иг­ра или предпринимательство, стремление помочь, научиться, а также множество иных мотивов побуждают человека к деятельности для дру­гого, к сочетанию и согласованию внутренних состояний, то есть к ока­зыванию воздействий и, в свою очередь, их восприятию. Эти взаимные воздействия означают, что из индивидуальных носителей побудитель­ных импульсов и целей образуется единство, "общество"»1.

Значение Зиммеля в социологии состоит в том, что он одним из первых привлек внимание к микросоциальным процессам, из кото­рых, собственно говоря, и складываются макросоциальные, крупно­масштабные образования. Изучение этих процессов он считал едва ли не самой важной задачей социологии. Зиммель оказался тонким и на­блюдательным теоретиком взаимодействия его различных видов. Вклад Зиммеля в развитие социологии дал основание многим иссле­дователям поставить его в один ряд с М. Вебером.

Макс Вебер

Макс Вебер (1864—1920) — один из наиболее выдающихся предста­вителей социологической науки за всю историю ее существования. Его труды2 оказали и продолжают оказывать глубокое влияние на по­следующее развитие социологической мысли.

В основе социологии Вебера лежит его учение об идеальных типах. Идеальный тип — теоретическая конструкция, отражающая не объ­ективную реальность, а результат мышления, исследовательской деятель­ности ученого. Это — образ-схема, способ систематизации и упорядоче­ния конкретного материала, познаваемого исследователем-социологом. Идеально-типические конструкции — это узловые понятия, которые от-

1 См.: Зиммель Г. Общение: пример чистой или формальной социологии // Социол.
исслед. 1984. № 2. С. 170-171.

2 См.: Вебер М. Избр. произв. М.,1990; Он же. Избранное. Образ общества. М., 1994.

Глава 2. Возникновение и развитие социологии в XIX — начале XX в.

43

ражают важнейшие явления и процессы, к примеру «капитализм», «цер­ковь», «город», «религия», «христианство», «экономический человек».

Возникает принципиальный вопрос, на который Вебер не мог не от­ветить: из чего вытекает и каким образом конструируется идеальный тип — из реальности, существующей независимо от социолога, или из его мышления? Понимая возникшее противоречие, Вебер подразделяет идеальные типы на исторические и социологические. Исторический идеальный тип отражает живую историю и из нее формирует понятия, социологический же создает конструкт как продукт деятельности уче­ного. Учение Вебера об идеальных типах, построенное на таких интер­претациях понятий, является основой его «понимающей социологии*.

В данном случае речь идет о том, что социология в качестве исходного пункта должна рассматривать поведение человека или группы людей. По­ведение интересует социолога потому, что люди вкладывают в свои дей­ствия определенный смысл. Поскольку такие действия осмысленны, со­циология должна быть понимающей наукой — понимающей и действия, и, что особенно важно, смысл, который вкладывают в них исследуемые.

Поэтому социология у Вебера — это наука не только о понимании поведения, причем осмысленного человеком, но и о социальном дейст­вии. Оно для Вебера равнозначно человеческому поведению. Ведь со­циальное действие не просто «самоориентировано», оно ориентирова­но прежде всего на других. Ориентацию на других Вебер называет «ожиданием», без которого действие не может считаться социальным. Так, не является социальным действием молитва (поскольку она не рассчитана на восприятие другим человеком и его ответное действие).

Таким образом, предметом «понимающей социологии» становится осмысленное социальное действие. Оно выступает в нескольких фор­мах, главной из которых является целерациональное дейст­вие. Последнее, по Веберу, направлено на достижение осознаваемых личностью целей; для этого используются адекватные средства, т.е. те, что признаются необходимыми действующим индивидом. Чем менее рационально действие, тем оно менее понятно. Поэтому целерациональ­ное действие — это основной идеальный тип, а убывание рациональнос­ти есть отклонение от него. Согласно учению Вебера, рационализация социального действия — главное направление исторического процесса.

Рациональность присуща не только поведению индивида, группы, она характеризует организацию хозяйства, управления, образа жизни в целом. Докапиталистические типы общества Вебер называет тради­ционными потому, что формально-рациональное начало для них не характерно. Оно становится принципом лишь капиталистической ор­ганизации общественной жизни.

44

Раздел I. Введение в социологию





Здесь мы обнаруживаем еще один пласт проблем, связывающих эко­номику и религию. В работе «Протестантская этика и дух капитализма» Вебер показывает, как воздействуют религиозно-этические установки на характер и способ осуществления экономической деятельности, на се мо­тивацию. Он стремится доказать, что именно религиозные убеждения, религиозная этика оказались основными стимулами развития капитали­стической экономики и обеспечили формирование таких черт личности, как трудолюбие, бережливость, расчетливость, честность, активность. Не случайно сегодня западная социология обнаруживает больиюй интерес именно к этой стороне творчества Вебера. В развитых капиталистичес­ких странах многие считают, что дух капитализма и соответствующей ему религиозной этики утрачивают свой стимулирующий потенциал, и обращаются к наследию Вебера в поисках рецептов их реанимации.

Не следует думать, что немецкий социолог идеализировал капитали­стическое общество. Он осознавал его многомерность, сложность и про­тиворечивость, особенно классовых и групповых отношений. Вебер ана­лизировал социальные группы (слои, страты) в первую очередь по признакам их дохода, власти и статуса и описывал конфликты между пи-ми. Он видел усиление чиновничества и бюрократического аппарата и предсказывал установление их диктатуры, полемизируя в то же время с идеями К. Маркса о классовой борьбе и диктатуре пролетариата.

Социологические концепции М. Вебера, пожалуй, как никакие другие из наследия конца XIX — начала XX в. привлекают внимание современных ученых. Вебер не оставил после себя, как Э. Дюркгейм, школы, у пего не было авторитетных учеников, которые развивали бы его взгляды. Но сами по себе «понимающая социология», учение об идеальных типах, теория социального действия, концепция типов власти, идея связи экономики, этики и религии оказались настолько созвучными задачам общества и времени, что имя М. Вебера прочно вошло в социологическую науку, заняв в ней достойное место.

§ 6. Социологическое творчество Э. Дюркгейма

Теперь рассмотрим творчество еще одного выдающегося ученого, клас­сика социологии XIX — начала XX в., крупнейшего французского ис­следователя Эмиля Дюркгейма (1858—1917). Его основные работы бы­ли изданы на русском языке сначала в конце XIX в., а затем в 90-х гг. прошлого столетия1. Э. Дюркгейм разработал новый социологический

1 См.: Дюркгейм Э. О разделении общеп венного i руда. Метод социологии. М., 1991, Он же. Самоубийство. Социолшический этюд. М, 1994.

Глава 2. Возникновение и развитие социологии в XIX — начале XX в.

45

подход, согласно которому общество рассматривается как социальная реальность, складывающаяся из совокупности социальных фактов. Изучение этих фактов и составляет предмет социологии.

«Социологизм» Дюркгейма, главное в его теории общества, ба­зируется на признании первичности социальной реальности, ее авто­номности и вторичности, подчиненности ей индивидов. Основными принципами «социологизма» являются объективный научный подход к социальным явлениям и процессам и стремление объяснить соци­альное из него самого. Исходя из этого Дюркгейм критикует биологи­ческий и психологический редукционизм.

«Социологизм» как теория тесно сопрягался с социологичес­ким методом. В чем его суть? Каковы правила метода? Во-первых, Дюркгейм призывал рассматривать социальные факты как существую­щие объективно, независимо от человека. Во-вторых, он считал необхо­димым таким же образом относиться к идеям, верованиям и иным кол­лективным состояниям сознания, полагая, что говорить о них можно лишь на основании объективных данных о поведении групп людей и де­ятельности социальных институтов. Другими словами, необходима со­циологическая объективизация общественного сознания, выраженная в независимых от субъекта показателях. В-третьих, социологический ме­тод требует анализа причинной зависимости социального явления от его среды. В-четвертых, социологический метод должен строиться на постоянном сопоставлении объясняемых социальных фактов и тем са­мым способствовать превращению социологии в сравнительную науку.

Таким образом, метод Дюркгейма конкретизировал одну из его центральных идей о том, что социология должна иметь дело в первую очередь с социальными явлениями и процессами (социальными фак­тами и «вещами»), а не с представлениями о них. Необходимо под­черкнуть особую значимость приведенных положений для последую­щего развития научной социологии.

Центральной в социологическом творчестве Дюркгейма является категория «социальная солидарность». Все связи между людьми в обществе должны базироваться на ней. С поддержанием со­циальной солидарности в первую очередь связано разделение труда в обществе. Под ним Дюркгейм понимал — в самом общем виде — про­фессиональную специализацию. Она может существовать лишь в вы­сокоразвитом обществе, поскольку в нем возникает необходимость не только обмениваться результатами деятельности, но и выполнять вза­имодополняющие функции.

Отсюда структурно-функциональный подход Дюркгейма к общест­ву как специфическому социальному организму, в котором различные

46

Раздел I. Введение в социологию




органы выполняют многообразные функции. Социальная солидар­ность, ему присущая, превращается, по Дюркгейму, в органическую со­лидарность. Поскольку разделение труда оказывается важным источ­ником социальной солидарности, считал французский социолог, оно вместе с тем становится основанием морального порядка. Превращаясь в своеобразный «системообразующий» буржуазное общество фактор, социальная солидарность, вытекающая из присущего ему разделения труда, зиждется на осознании каждым своей зависимости от другого. Она становится высшей, универсальной ценностью.

Следовательно, основное значение общественного разделения труда состоит не в его экономической целесообразности, не в том, что оно спо­собствует прочности и устойчивости экономических связей и производ­ственных отношений, а в его направленности на создание и укрепление социальной солидарности. Исследование общественного разделения труда с моральной точки зрения противостоит экономической теории К. Маркса, с которой Дюркгейм был принципиально не согласен.

Однако французский ученый вовсе не идеализировал капиталис­тическое общество. Его кризисные явления и болезни Дюркгейм хо­рошо знал и много писал об а н о м и и, социальном неравенстве « не­адекватной организации разделения труда. Под аномией он понимал общественное состояние, при котором отсутствует четкая моральная регуляция поведения людей. Она возникает, когда социальные функ­ции в обществе «не состыкованы». Другая болезнь — социальное не­равенство — следствие классовой системы, не дающей возможности трудящимся реализовать в полной мере свои способности и занять до­стойное место в обществе.

Но все эти болезни, полагал Дюркгейм, можно излечить неоператив­ным, мирным путем в рамках самого капиталистического строя. Для до­стижения указанной цели нужно, чтобы личность не угнеталась, а чело­век не низводился до уровня машины. Чтобы процветало общество, должна процветать каждая личность. Источником такого универсально­го процесса может стать дифференциация общества, в основе которой находятся не социальные привилегии, а индивидуальные способности человека. В этом и проявляется равенство, справедливость и свобода — три «кита», на которых должно основываться самое прогрессивное об­щественное устройство. Современное промышленное общество, по мне­нию Дюркгейма, вплотную приблизилось к такому состоянию. Поэтому его надо не перестраивать, тем более не разрушать, а совершенствовать.

Анализ социологического наследия Дюркгейма будет неполным, если не коснуться трактовки им самоубийства как социального явле­ния, особенно в связи с тем, что в западной социологии нет ни одной

Глава 2. Возникновение и развитие социологии в XIX — начале XX в.

47

работы, ни одного учебника, авторы которых не ссылались бы на став­ший уже классическим труд французского ученого. Самоубийство рассматривается Дюркгеймом как социальный факт, порождаемый прежде всего социальной средой. Он считал, что самоубийство зави­сит в основном не от внутренних свойств индивида, а от внешних при­чин, управляющих его поведением.

Для анализа самоубийства социолог использовал данные офици­альной статистики, изучая которые открыл ряд частных закономерно­стей: летом самоубийства совершаются чаще, чем зимой; среди муж­чин самоубийц больше, чем среди женщин; среди протестантов больше, чем среди католиков; среди солдат больше, чем среди граж­данского населения; среди одиноких, вдовых, разведенных — больше, чем среди женатых. Дюркгейм составил чрезвычайно подробную классификацию видов самоубийств с детальным анализом каждого из них. Впоследствии методология, идеи и материалы социолога были использованы для исследования отклоняющегося поведения.

Подчеркнем, что Дюркгейм дал социологии разработанную систе­му. Главными ее характеристиками, и это особенно важно, были: а) по­нимание общества как саморегулирующегося, обладающего структу­рой и выполняющего определенные функции организма; б) трактовка общественного порядка как нормального его состояния; в) рассмотре­ние в качестве основного регулирующего механизма общества морали и признание ведущей роли в его функционировании социальных ин­ститутов воспитания.

Влияние Э. Дюркгейма определялось не только его работами, но и мощной школой социологов, которая осталась после него и просуще­ствовала без малого три десятилетия. Идеи учителя и учеников и по сей день в активе социологической науки.

§ 7. Предыстория эмпирической социологии

Говоря об этапе становления и развития социологии в XIX — начале XX в., не следует забывать, что, наряду с многочисленными теориями, создавались предпосылки для возникновения эмпирических исследо­ваний. Не нужно думать, что первые из них начали проводиться лишь в XX в. Эмпирические исследования имеют богатую предысторию1, некоторые штрихи которой мы покажем.

' Подробнее см : Зборовский ГЕ История социологии: классический этап. Екате­ринбург, 2001; Зборовский Г.Е, Шуклина ЕА Прикладная социология. М., 2004.

48

1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   59


написать администратору сайта