Главная страница
Навигация по странице:

  • II. Художественный образ.................................................................................................................................................72

  • Художественное произведение ............................................................................................................ 77

  • II. Художественный стиль ................................................................................................................................................82

  • Искусство ................................................................................................................................................ 87

  • II. Множественность целей искусства (полифункциональность).............................................................................95

  • Художественный процесс................................................................................................................... 125

  • I. ЭРА ПРОСТРАНСТВЕННОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО МЫШЛЕНИЯ.........................................................129

  • II. Теоретическая история искусства. ..........................................................................................................................131

  • Борев Ю.Б. - Эстетика. Учебник. Учебника по курсу Эстетика


    Скачать 4.37 Mb.
    НазваниеУчебника по курсу Эстетика
    АнкорБорев Ю.Б. - Эстетика. Учебник.pdf
    Дата22.04.2017
    Размер4.37 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаБорев Ю.Б. - Эстетика. Учебник.pdf
    ТипУчебник
    #5237
    страница2 из 73
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   73
    Художественное творчество ................................................................................................................ 66
    I. Творческий процесс........................................................................................................................................................66
    1. Автор и степень его предрасположенности к творчеству. ..............................................................................................................66
    Способности художника, .....................................................................................................................................67
    Одаренность ..........................................................................................................................................................67
    Гений .....................................................................................................................................................................67 2. Художественное творчество как специфическая деятельность. .....................................................................................................67 3. Творчество как воплощение замысла................................................................................................................................................68 5. Психологические механизмы художественного творчества. ..........................................................................................................69
    Память ...................................................................................................................................................................69
    Воображение .........................................................................................................................................................69
    Ассоциации ...........................................................................................................................................................70
    Вдохновение..........................................................................................................................................................70
    Внутреннее освобождение...................................................................................................................................70 6. Сознание и подсознание.....................................................................................................................................................................70
    II. Художественный образ.................................................................................................................................................72
    1. Художественное творчество как образное мышление и как рождение особой реальности. ........................................................72 2. Метафоричность, парадоксальность, ассоциативность. ..................................................................................................................72 3. Самодвижение.....................................................................................................................................................................................73 4. Многозначность и недосказанность. .................................................................................................................................................73 5. Индивидуализированное обобщение. ...............................................................................................................................................74 6. Единство мысли и чувства. ................................................................................................................................................................75 7. Реалии мира и личность художника — строительный материал образа........................................................................................75 8. Оригинальность...................................................................................................................................................................................76
    Художественное произведение ............................................................................................................ 77
    I. Художественное произведение как форма социального бытия искусства ..........................................................77
    1. Художественный текст — первая ступень бытия искусства...........................................................................................................77
    Научный текст ......................................................................................................................................................77
    Практический, деловой текст ..............................................................................................................................77
    Художественный текст ........................................................................................................................................77
    Знак ........................................................................................................................................................................78 2. Художественное произведение — социально функционирующий текст, вторая ступень бытия искусства. .............................78 3. Актуальное и вечное в произведении................................................................................................................................................79 4. Художественная реальность и художественная концепция. ...........................................................................................................80
    Первый пласт («я я» ) ......................................................................................................................................80
    Второй пласт («яты») ......................................................................................................................................81
    Третий пласт («я мы»)......................................................................................................................................81
    Четвертый пласт («я - все мы») ...........................................................................................................................81
    Пятый пласт («я всё»)......................................................................................................................................81
    Шестой пласт («я — все созданное нами в сфере материальных ценностей» ) .............................................81

    Седьмой пласт («я—все созданное нами в сфере духа»)..................................................................................81
    Восьмой пласт («я всеобщее» ).......................................................................................................................81 5. Художественная правда и правдоподобие........................................................................................................................................81
    II. Художественный стиль ................................................................................................................................................82
    1. Стиль как категория эстетики. ........................................................................................................................82 1. Стиль — фактор творческого процесса,.........................................................................................................82 2. Стиль — фактор произведения, ......................................................................................................................82 3. Стиль — фактор художественного процесса, его стрежень. ........................................................................83 4. Стиль — фактор художественного общения (автора и реципиента)...........................................................83 2. Структура стиля. .................................................................................................................................................................................83
    Первый (глубинный, «порождающий») слой стиля ..........................................................................................83
    Второй стилевой слой — национальная стилистическая общность. ...............................................................83
    Третий стилевой слой — национально-стадиальный стиль .............................................................................83
    Четвертый слой стиля ..........................................................................................................................................84
    Пятый уровень стилистической общности.........................................................................................................84
    Шестой уровень стилистической общности — стиль периода творчества. .................................................84
    Седьмой уровень стилистической общности — стиль произведения. ............................................................84
    Восьмой слой стилистической общности: стиль элемента произведения, ....................................................84
    Девятый уровень стилистической общности — стиль эпохи,..........................................................................84
    Закономерность художественного процесса:.....................................................................................................85 3. Стиль - «генная» (порождающая) программа произведения...........................................................................................................85
    Искусство ................................................................................................................................................ 87
    I. Природа искусства..........................................................................................................................................................87
    1. Концепции искусства в истории эстетики. .......................................................................................................................................87
    Символическое искусство....................................................................................................................................88
    Классическое искусство (вторая стадия развития искусства — античность).................................................89
    Романтическое искусство ....................................................................................................................................89 2. Искусство — форма общественного сознания. ................................................................................................................................89
    Мораль — носитель общественно устоявшихся принципов отношений между людьми..............................90
    Политика ...............................................................................................................................................................90
    Философия взаимодействует с искусством:.......................................................................................................90
    Религия взаимодействует с художественным творчеством, .............................................................................90
    Право взаимодействует с искусством, что способствует проникновению правосознания ...........................90
    Наука взаимодействует с искусством.................................................................................................................90 3. Искусство — художественное освоение мира..................................................................................................................................90 4. Личное, национальное, интернациональное и общечеловеческое в искусстве. ............................................................................91 5. Народность искусства.........................................................................................................................................................................93 1. Народ — объект художественного творчества. .............................................................................................94 2. Отражение интересов народа и его миросозерцания — необходимое условие народности искусства. ..94 3. Народ — не только объект, но и субъект искусства......................................................................................94 4. Народ — создатель, носитель, хранитель языка и культуры,.......................................................................94 5. Еще одна сторона народности искусства: народ — цель искусства, его конечный адресат .....................94 6. Народ — носитель поля общественного мнения,..........................................................................................94
    II. Множественность целей искусства (полифункциональность).............................................................................95
    1. Преобразующая функция (искусство как деятельность). ................................................................................................................95 1) через идейно-эстетическое воздействие на людей........................................................................................95 2) через включение человека в ценностно ориентированную деятельность...................................................95 3) через преобразование в процессе художественного творчества..................................................................95 4) через обработку строительного материал образа..........................................................................................95 2. Компенсаторная функция (искусство как утешение). .....................................................................................................................95 3. Познавательно-эвристическая функция (искусство как знание и просвещение). .........................................................................96
    Художественный процесс................................................................................................................... 125
    I. Этапы и русло протекания художественного процесса .........................................................................................125
    1. Художественное развитие. ...............................................................................................................................................................125 2. Художественное направление как инвариант художественной концепции. ...............................................................................126
    Художественный период ...................................................................................................................................128
    Художественная эпоха .......................................................................................................................................128
    Художественная стадия .....................................................................................................................................128
    Эра........................................................................................................................................................................128
    I. ЭРА ПРОСТРАНСТВЕННОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО МЫШЛЕНИЯ.........................................................129
    II. ЭРА ИСТОРИЗМА ХУДОЖЕСТВЕННОГО МЫШЛЕНИЯ ВРЕМЕНЕМ.....................................................129
    III. ЭРА ХРОНОТОПА (ПРОСТРАНСТВЕННО-ВРЕМЕННОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО МЫШЛЕНИЯ)130
    II. Теоретическая история искусства. ..........................................................................................................................131

    1]. ДРЕВНЕЙШАЯ ЭПОХА: ОСТАВАЯСЬ ЧАСТЬЮ ПРИРОДЫ, ЧЕЛОВЕК ВЫДЕЛЯЕТ СЕБЯ КАК СУБЪЕКТА,
    СПОСОБНОГО ОСВАИВАТЬ МИР ПРАКТИЧЕСКИ И ЭСТЕТИЧЕСКИ....................................................................................131 2. Миф — форма перехода от магических реалий к художественной реальности..........................................................................132 3. Мифологический космизм: человек в мире неустойчивого равновесия глобальных сил, борющийся за жизнь и готовящийся к жизни после жизни.............................................................................................................................................................................133 2]. АНТИЧНОСТЬ КАК ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЭПОХА: ГЕРОИЧЕСКИЙ ЧЕЛОВЕК В МИРЕ ГАРМОНИИ И РОКА .........136 1. Особенности античного искусства..........................................................................................................................................................................136 2. Реалистический мифологизм (мир, каков он есть): человек, преодолевая страх, героически отстаивает свой социум даже ценой жизни.
    .........................................................................................................................................................................................................................................136 3. Романтический мифологизм (мир, каким он должен быть): героическое бесстрашие — путь к подвигу человеколюбия. ........................137 4. Мифологизм обыденного сознания (мир, как о нем говорят и думают многие): героизм смешон; предпочтительна спокойная жизнь с тихими радостями, весельем, созерцанием красоты, любовными утехами. ..........................................................................................................138 3]. СРЕДНИЕ ВЕКА КАК ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЭПОХА: ЧЕЛОВЕК В ЧЕРНО-БЕЛОМ МИРЕ БОРЬБЫ ДОБРА И ЗЛА...139 1. Характеристика эпохи...............................................................................................................................................................................................139 2. Рыцарский романтизм (искусство Замка): герой в сражениях, мученик в любви.............................................................................................140 3. Сакральный аллегоризм (литература Монастыря): мученик, уповающий на волю Бога. ................................................................................143
    Средневековое искусство сакрально. ...............................................................................................................144 4. Карнавальный натурализм (искусство Города). ....................................................................................................................................................144 4]. ВОЗРОЖДЕНИЕ КАК ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЭПОХА: СВОБОДНЫЙ ЧЕЛОВЕК — ВЫСШАЯ ЦЕННОСТЬ МИРА .....146 1. Особенности Возрождения.......................................................................................................................................................................................146 2. Ренессансный гуманизм: титан, сражающийся с морем бед, чтоб победить их в единоборстве: делай, что хочешь! .................................147 3. Маньеризм: изысканно элегантный человек в мире беззаботности и вычурной красоты. ..............................................................................155 4. Барокко как кризис ренессансного гуманизма: экзальтированный индивидуалист, гуманный скептик-гедонист в неустойчивом мире. 156
    Барокко ................................................................................................................................................................157 5. «Плеяда»: жизнерадостный человек национальной культуры, живущий в государстве и ориентированный на гуманные национальные и государственные ценности...........................................................................................................................................................................................160 6. Рококо: изысканная праздная личность, почитающая короля и беззаботно живущая среди изящных вещей. .............................................160 5]. НОВОЕ ВРЕМЯ КАК ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЭПОХА: ЧЕЛОВЕК НАДЕЖД И ИЛЛЮЗИЙ ................................................161 1. Особенности эпохи....................................................................................................................................................................................................161 2. Классицизм: человек долга в абсолютистском государстве. ...............................................................................................................................162 3. Просвещение: инициативный, авантюрный человек в меняющемся мире. .......................................................................................................167 4. Сентиментализм: впечатлительный человек, умиляющийся добродетели и ужасающийся злу. ....................................................................170 5. Романтизм: вечность зла и вечность борьбы с ним; «мировая скорбь» — состояние мира, ставшее состоянием духа...............................174 6. Неоготика: в земной жизни человека не ждет ничего хорошего, уповать следует на жизнь небесную.........................................................181 6]. АВАНГАРДИЗМ КАК ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЭПОХА НОВЕЙШЕГО ВРЕМЕНИ МИР ВРАЖДЕБЕН ЛИЧНОСТИ.......182
    Особенности эпохи........................................................................................................................................................................................................182
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   73


    написать администратору сайта