Борев Ю.Б. - Эстетика. Учебник. Учебника по курсу Эстетика
Скачать 4.37 Mb.
|
Юрий Борев Эстетика Рекомендовано Научно-методическим советом по философии Министерства образования Российской Федерации в качестве учебника по курсу «Эстетика» для студентов высших учебных заведений Москва «Высшая школа» 2002 УДК 7.01 БК 87.8 Б82 Рецензенты: действительный член Академии художеств, доктор искусствознания, профессор В.В. Ванслов; доктор филологических наук, профессор ИЛ. Ильин (ГИТИС); доктор философских наук Г.В. Гриненко (Всероссийская Академия внешней торговли); кандидат философских наук, доцент Н.Ф. Рахманкулова (Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова) Б82 Борев, Ю.Б. Эстетика: Учебник/Ю.Б. Борев—М,: Высш. шк., 2002. — 511с. ISBN 5-06-004105-0 В книге известного ученого, писателя, зав. отделом теории Института мировой литературы РАН, члена международной ассоциации эстетиков Ю.Б. Борева кратко излагаются основные положения современной эстетики. Автор освещает вопросы природы, сущности, происхождения и теоретической истории развития искусства. По- новому освещаются категории прекрасного, возвышенного, трагического, комического и др. Теоретические положения иллюстрируются богатым материалом из истории мирового искусства. Для студентов вузов, искусствоведов, художников, для широкого круга читателей, интересующихся искусством. УДК 7.01 ББК 87.8 ISBN 5-06-004105-0 О ГУЛ «Издательство «Высшая школа», 2002 Оригинал-макет данного издания является собственностью издательства «Высшая школа», и его репродуцирование (воспроизведение) любым способом без согласия издательства запрещается. Оглавление ................................................................................................................................................................................................8 От автора................................................................................................................................................. 11 Эстетика как наука ............................................................................................................................... 12 I. Предмет и задачи эстетики ...........................................................................................................................................12 1. Что изучает эстетика (взаимоотношения эстетики и мира).............................................................................................................12 2. Кому и зачем нужна эстетика (отношение эстетики к художнику и публике)..............................................................................13 3. Дает ли эстетика нормы искусству (отношение эстетики к художественному творчеству). .......................................................14 4. Наука — это система (системность эстетических знаний)..............................................................................................................14 Главные особенности научной системы:......................................................................................................................................................................14 1. Информативная насыщенность .......................................................................................................................14 2. Теоретичность...................................................................................................................................................14 3. Соподчиненность..............................................................................................................................................14 4. Иерархичность ..................................................................................................................................................14 5. Упорядоченность..............................................................................................................................................14 6. Единство (монизм) ...........................................................................................................................................15 7. Минимальная достаточность...........................................................................................................................15 8. Принципиальная разомкнутость .....................................................................................................................15 9. Независимость ..................................................................................................................................................15 5. Монистическое основание системы (системообразующее значение эстетического) ...................................................................15 II. Проблемное поле эстетики ..........................................................................................................................................17 1. Эстетика действительности................................................................................................................................................................17 1. Эстетика действительности .............................................................................................................................17 2. Эстетика искусства...........................................................................................................................................17 3. Теоретико-информативная эстетика..................................................................................................................................................17 4. Рецептивная эстетика..........................................................................................................................................................................18 Главные идеи рецептивной эстетики..................................................................................................................18 5. Техническая (индустриальная) эстетика...........................................................................................................................................18 Основные принципы технической эстетики: .....................................................................................................19 6. Практическая эстетика .......................................................................................................................................................................19 Эстетическое отношение к действительности................................................................................. 20 I. Эстетическая деятельность. Общечеловеческие аспекты освоения мира...........................................................20 1. Многообразие форм эстетической деятельности .............................................................................................................................20 2. Соотношение эстетической и художественной деятельности. .......................................................................................................20 А). Некоторые ошибочно отождествляют эстетическое и художественное ...................................................20 В). эстетическая деятельность шире художественной - М. Каган ...................................................................20 Г). Художественное творчество — высшая форма эстетической деятельности ............................................21 Дизайн....................................................................................................................................................................22 4. Терминологический аппарат эстетической деятельности. ..............................................................................................................23 Эстетическое восприятие.....................................................................................................................................23 Эстетическое представление ...............................................................................................................................23 Эстетическое впечатление ...................................................................................................................................23 Эстетический вкус................................................................................................................................................23 Эстетический идеал..............................................................................................................................................23 Художественная культура общества ..................................................................................................................23 Эстетическая культура общества ........................................................................................................................23 II. Эстетическое — системообразующая метакатегория эстетики ...........................................................................23 1. Теоретическая модель эстетического................................................................................................................................................23 1 модель эстетического (объективно-духовная; объективно-идеалистическая): ...........................................24 II модель эстетического (субъективно-духовная, персоналистская, субъективно-идеалистическая): .........24 III модель эстетического (субъективно-объективная; дуалистическая):.........................................................24 IV модель эстетического («природническая»; «материалистическая»): .........................................................24 V. модель эстетического («общественная» концепция): эстетическое............................................................25 Прекрасное ............................................................................................................................................................25 2. Эстетическое как ценность.................................................................................................................................................................25 3. Системообразующее значение эстетического. .................................................................................................................................26 III. Прекрасное — коренная категория эстетики.........................................................................................................27 1. Прекрасное в истории эстетики. ........................................................................................................................................................27 Древние египтяне..................................................................................................................................................27 Натурфилософы....................................................................................................................................................27 Пифагорейцы ........................................................................................................................................................27 Атомисты Левкипп и Демокрит ..........................................................................................................................28 Досократики говорили о красоте, как о качестве мира. Сократ (V в. до н.э.).................................................29 Платон (ок. 428—347 до н.э.) в диалоге «Пир» .................................................................................................30 Аристотель (384—322 до н.э.), в отличие от Платона, .....................................................................................30 Плотин (204—270) оспаривал точку зрения, .....................................................................................................31 В Средние века......................................................................................................................................................31 Гуманисты Возрождения .....................................................................................................................................31 Эстетика классицизма (ее каноническое выражение дал Буало) .....................................................................32 Эстетика французских просветителей (XVIII в.)...............................................................................................32 И. Кант (1724-1804) ..............................................................................................................................................32 Ф. Шиллер (1759-1805) утверждал: красота — это свобода.............................................................................33 Г.В.Ф. Гегель (1770-1831) видел в прекрасном один из этапов общемирового движения духа ...................33 Н.Г. Чернышевский (1828-1889) в отличие от Гегеля считает.........................................................................33 К. Маркс (1818-1883) подчеркнул общественные, трудовые истоки прекрасного: .......................................34 Западноевропейская эстетика конца XIX-XX вв. ..............................................................................................34 2. Прекрасное и полезное. ......................................................................................................................................................................34 3. Прекрасное и симметрия ....................................................................................................................................................................35 4. Прекрасное и деятельность человека. ...............................................................................................................................................35 5. Мера. ....................................................................................................................................................................................................36 6. Прекрасное в природе.........................................................................................................................................................................36 7. Прекрасное в обществе.......................................................................................................................................................................37 8. Прекрасное в искусстве. .....................................................................................................................................................................37 IV. Другие эстетические категории.................................................................................................................................37 1. Возвышенное.......................................................................................................................................................................................37 Возвышенное в ИСТОРИИ эстетической мысли ..................................................................................................37 Псевдо-Лонгин......................................................................................................................................................38 Эпоха Средневековья ...........................................................................................................................................38 Высокий Ренессанс...............................................................................................................................................38 Природа возвышенного........................................................................................................................................39 Возвышенное в обществе.....................................................................................................................................40 Возвышенное в искусстве....................................................................................................................................40 В Средние века......................................................................................................................................................40 Эпоха Возрождения..............................................................................................................................................40 В искусстве Нового времени ...............................................................................................................................41 2. Трагическое. ........................................................................................................................................................................................42 Трагическое в истории эстетики .............................................................................................................................42 Платон ...................................................................................................................................................................42 Аристотель ............................................................................................................................................................42 Эстетика просветителей (Дидро, Лессинг).........................................................................................................42 Кант........................................................................................................................................................................43 Значимость категории трагическое для понимания современности................................................................43 Трагедия — невосполнимая утрата и утверждение бессмертия. .....................................................................43 Общефилософские аспекты трагического..........................................................................................................44 Трагическое в искусстве. .....................................................................................................................................45 В Средние века......................................................................................................................................................46 На рубеже Средневековья и Возрождения возвышается Данте.......................................................................46 Эпоха Возрождения и барокко ищет причину мира и его трагедий в самом мире. .......................................46 В эпоху классицизма ............................................................................................................................................48 Искусство романтизма (Гейне, Шиллер, Байрон, Шопен) ...............................................................................48 Критический реализм раскрыл трагический разлад личности и общества. ....................................................48 Трагическое и философия революционного насилия. ......................................................................................49 В свете этих рассуждений искусство социалистического реализма................................................................50 3. Комическое. Концепции комического в истории эстетики. .........................................................................52 Платон ...................................................................................................................................................................53 В Средние века......................................................................................................................................................53 Эстетика классицизма ..........................................................................................................................................53 Эстетика Просвещения ........................................................................................................................................53 Школа йенских романтиков, ...............................................................................................................................54 Комическое — социокультурная реальность.....................................................................................................54 Комизм как критика .............................................................................................................................................55 Демократизм смеха...............................................................................................................................................55 Активность восприятия комизма ........................................................................................................................56 Комическое как противоречие ............................................................................................................................56 Неожиданность в комическом.............................................................................................................................57 Чувство юмора и остроумие ................................................................................................................................58 Разрушающее и созидающее в смехе..................................................................................................................58 Типы и оттенки комизма. Мера смеха................................................................................................................58 Карнавальный смех ..............................................................................................................................................59 Ирония ...................................................................................................................................................................59 Сарказм..................................................................................................................................................................59 Мера смеха ............................................................................................................................................................59 Комическое как утверждение радости бытия ........................................................................................................60 Историзм комедийного анализа жизни. .............................................................................................................60 Римские сатурналии .............................................................................................................................................61 В Средние века......................................................................................................................................................61 Эпоха Возрождения..............................................................................................................................................61 В эпоху Возрождения...........................................................................................................................................62 В эпоху классицизма ............................................................................................................................................62 Сатира эпохи Просвещения.................................................................................................................................62 Романтизм .............................................................................................................................................................62 Сатира искусства социалистического реализма ................................................................................................62 Модернизм ............................................................................................................................................................63 4. Безобразное..........................................................................................................................................................................................63 5. Низменное............................................................................................................................................................................................63 6. Ужасное. ..............................................................................................................................................................................................64 7. Хаос и гармония. .................................................................................................................................................................................65 8. Эстетические понятия и их взаимоотношения с категориями. .......................................................................................................65 9. Взаимодействие эстетических свойств в жизни и в искусстве. ......................................................................................................66 |