Борев Ю.Б. - Эстетика. Учебник. Учебника по курсу Эстетика
Скачать 4.37 Mb.
|
ПРЕДМОДЕРНИЗМ СВОБОДА И УДОВОЛЬСТВИЕ............................................................... 183 1. Особенности предмодернизма. ........................................................................................................................................................183 2. Натурализм: человек плоти в вещно-материальном мире.............................................................................................................183 3. Импрессионизм: утонченная, лирически отзывчивая, впечатлительная личность, способная видеть красоту........................184 Импрессионизм..............................................................................................................................................................................................................184 Поль Сезанн (1837—1906).................................................................................................................................184 4. Эклектизм: демократизм, равенство, доходность. .........................................................................................................................185 МОДЕРНИЗМ: УСКОРЕНИЕ ИСТОРИИ И УСИЛЕНИЕ ЕЕ ДАВЛЕНИЯ НА ЧЕЛОВЕКА.........................186 1. Особенности модернизма.................................................................................................................................................................186 2. Символизм: «в закате утонула (так пышно!) кровать»; мечты о рыцарстве и прекрасной даме. ..............................................187 3. Акмеизм: поэт — гордый властитель мира, разгадывающий его тайны и преодолевающий его хаос. ....................................188 4. Футуризм: воинственная личность в урбанистически организованном хаосе мира. ..................................................................189 5. Примитивизм: упрощение человека и мира....................................................................................................................................190 6. Кубизм: геометрическое упрощение человека и мира...................................................................................................................191 7. Абстракционизм: бегство личности от банальной и иллюзорной действительности. ................................................................192 Супрематизм .......................................................................................................................................................193 8. Лучизм: трудность и радость бытия человека в неопределенном мире, рассекаемом лучами света. .......................................194 НЕОМОДЕРНИЗМ ЧЕЛОВЕК НЕ ВЫДЕРЖИВАЕТ ДАВЛЕНИЯ МИРА И СТАНОВИТСЯ НЕОЧЕЛОВЕКОМ ..........................................................................................................................................................194 1. Особенности неомодернизма. ..........................................................................................................................................................194 2. Дадаизм: мир — бессмыслица и безумие. ......................................................................................................................................195 3. Сюрреализм: смятенный человек в таинственном и непознаваемом мире..................................................................................196 4. Экспрессионизм: отчужденный человек во враждебном мире. ....................................................................................................201 Искусство экспрессионизма утверждает смятенную хаосом мира индивидуальность ........................................................................................201 5. Конструктивизм: человек в среде отчужденных от него индустриальных сил. ..........................................................................204 6. Экзистенциализм: одинокий человек в мире абсурда....................................................................................................................206 7. Литература «потока сознания»: духовный мир личности, не сопряженный с реальностью. .....................................................211 ПОСТМОДЕРНИЗМ: ЧЕЛОВЕК НЕ ВЫДЕРЖИВАЕТ ДАВЛЕНИЯ МИРА И СТАНОВИТСЯ ПОСТЧЕЛОВЕКОМ .......................................................................................................................................................213 1. Особенности постмодернизма. ........................................................................................................................................................214 2. Поп-арт: зомбированная масс-культурой личность общества массового потребления; приобретатель и потребитель. .........214 3. Гиперреализм: обезличенная живая система в жестоком и грубом мире. ...................................................................................217 4. Фотореализм: достоверный обыденный человек в достоверном обыденном мире. ...................................................................218 5. Сонористика: Нарцисс в зеркале звуков (игра тембров, выражающая «Я» автора). ..................................................................219 6. Музыкальный пуантилизм: «мне дождь весенний говорит: мир из осколков состоит». ............................................................220 7. Алеаторика: человек — игрок в мире случайных ситуаций..........................................................................................................220 8. Хеппенинг: своевольная, анархически «свободная», манипулируемая личность в хаотичном мире «случайных» событий. 220 9. Саморазрушающееся искусство: безликая личность в мире «ничто». .........................................................................................222 10. Соц-арт: социальная проблематика в свете переориентации на посткоммунистические ценности. .......................................222 11. Концептуализм: человек, отрешенный от смысла культуры, среди эстетизированных продуктов интеллектуальной деятельности..........................................................................................................................................................................................223 7]. РЕАЛИЗМ КАК ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЭПОХА НОВЕЙШЕГО ВРЕМЕНИ. ЧЕЛОВЕК ТЕРПИТ БЕДСТВИЯ, НО ВЫСТОИТ .............................................................................................................................................................................................226 1. Критический реализм XIX в.: мир и человек несовершенны; выход — непротивление злу насилием и самосовершенствование. ..........226 2. Социалистический реализм: личность социально активна и включена в творение истории насильственными средствами. .....................233 3. Крестьянский реализм: крестьянин — главный носитель нравственности и опора национальной жизни. ...................................................242 4. Неореализм: человек из народа, ориентированный на простые жизненные ценности.....................................................................................243 5. Магический реализм: человек живет в реальности, совмещающей в себе современность и историю, сверхъестественное и естественное, паранормальное и обыденное. .....................................................................................................................................................................................243 6. Психологический реализм: личность ответственна; духовный мир должна заполнять культура, способствующая братству людей и преодолению их эгоцентризма.....................................................................................................................................................................................246 7. Интеллектуальный реализм: счастлив, творящий добро; состояние мира не способствует счастью; существуют ли пути очеловечивания мира? ...............................................................................................................................................................................................................................248 Общение с искусством как сокровенный личностный процесс ................................................ 254 I. Художественное восприятие — завершающее звено художественной коммуникации ...................................254 1. Реципиент (читатель, слушатель, зритель). ....................................................................................................................................254 2. Диалогичность восприятия и «сотворчество» реципиента............................................................................................................254 II. Рецепция как сокровенный, личностный процесс и как наслаждение ............................................................256 1. Механизмы художественного восприятия......................................................................................................................................256 2. Законы художественного восприятия. ............................................................................................................................................258 III. Герменевтика и понимание художественного текста .........................................................................................259 1. Герменевтика — теория понимания................................................................................................................................................259 2. Понимание и интерпретация............................................................................................................................................................261 3. Историческое, групповое и индивидуальное в понимании текста. ..............................................................................................261 4. Важнейшие эпизоды истории герменевтики. .................................................................................................................................263 В древней Греции ...............................................................................................................................................263 В Средние века....................................................................................................................................................263 В эпоху Просвещения ........................................................................................................................................263 В начале XIX в. ...................................................................................................................................................263 В ХХ в..................................................................................................................................................................264 5. Методологические возможности герменевтики. .........................................................................................265 Инструменты, техника, операции .....................................................................................................................265 6. Опасности и возможности герменевтической интерпретации......................................................................................................266 Опасности герменевтической интерпретации: ..........................................................................................................................................................266 Герменевтика имеет несомненные достоинства........................................................................................................................................................266 IV. Художественная критика .........................................................................................................................................266 1. Искусство — критика — общество. ................................................................................................................................................266 2. Критика как движущаяся риторика И эстетика..............................................................................................................................267 3. Объективное и субъективное в критическом анализе....................................................................................................................269 4. Методология анализа художественного произведения. ................................................................................................................271 1-е мыслительное действие (шаг)................................................................................................................................................................................272 2-е мыслительное действие (шаг)................................................................................................................................................................................273 гносеологическом подходе ....................................................................................................................................273 Историко-культурный подход...............................................................................................................................273 Сравнительно-исторический подход ....................................................................................................................273 биографический подход.........................................................................................................................................274 творческо-генетический подход............................................................................................................................274 ценность внешних связей произведения ..............................................................................................................274 3-е мыслительное действие (шаг)................................................................................................................................................................................274 статистическая методика, математические и другие искусствометрические приемы.....................................275 структурный анализ................................................................................................................................................275 Семиотический анализ ...........................................................................................................................................275 Стилистический анализ..........................................................................................................................................276 интонационный анализ ..........................................................................................................................................276 4-е мыслительное действие (шаг)................................................................................................................................................................................276 Рецептивный подход ..............................................................................................................................................276 Конкретно-социологические исследования .........................................................................................................276 Пятое мыслительное действие (шаг)...........................................................................................................................................................................277 оценку художественной концепции, выявление ее богатства и оригинальности.............................................277 художественное совершенство..............................................................................................................................277 5. Методология анализа художественного процесса. ........................................................................................................................278 Заключение ........................................................................................................................................... 279 1. Типология эстетических категорий. ................................................................................................................................................279 Типы эстетических категорий......................................................................................................................................................................................279 2. Гуманизм — высшая цель и смысл эстетики и искусства.............................................................................................................280 Библиография ...................................................................................................................................... 282 Предметный указатель....................................................................................................................... 287 Именной указатель.............................................................................................................................. 295 Оглавление От автора ..................................... Ю ЭСТЕТИКА КАК НАУКА I ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ЭСТЕТИКИ 1 Что изучает эстетика (взаимоотношения эстетики и мира).........., . 12 2. Кому и зачем нужна эстетика (отношение эстетики к художнику и публике) ... 13 3 Дает ли эстетика нормы искусству (отношение эстетики к художественному творчеству).............. 15 4 Наука — это система (системность эстетических знаний)............ 15 5 Монистическое основание системы (системообразующее значение эстетического). 17 II ПРОБЛЕМНОЕ ПОЛЕ ЭСТЕТИКИ 1 Эстетика действительности............................ 20 2. Эстетика искусства................................ 20 3. Теоретико-информативная эстетика........................ 21 4 Рецептивная эстетика............................... 22 5 Техническая (индустриальная) эстетика..................... 23 6. Практическая эстетика.............................. 24 |