Главная страница
Навигация по странице:

  • Атомисты Левкипп и Демокрит Атомисты Левкипп и Демокрит

  • Досократики говорили о красоте, как о качестве мира. Сократ (V в. до н.э.) Досократики говорили о красоте, как о качестве мира. Сократ

  • Платон (ок. 428—347 до н.э.) в диалоге «Пир» Платон

  • Аристотель (384—322 до н.э.), в отличие от Платона , Аристотель

  • Плотин (204—270) оспаривал точку зрения , Плотин

  • В Средние века В Средние века

  • Блаженного Августина

  • Фома Аквинский

  • Бонавентуры

  • Гуманисты Возрождения Гуманисты Возрождения

  • Борев Ю.Б. - Эстетика. Учебник. Учебника по курсу Эстетика


    Скачать 4.37 Mb.
    НазваниеУчебника по курсу Эстетика
    АнкорБорев Ю.Б. - Эстетика. Учебник.pdf
    Дата22.04.2017
    Размер4.37 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаБорев Ю.Б. - Эстетика. Учебник.pdf
    ТипУчебник
    #5237
    страница9 из 73
    1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   ...   73
    39
    раклит видит структуру прекрасного. Образ лука теоретически моделировал структуру гармонии и обладал исторической точностью: лук — предшественник музыкального звука, прародитель всех струнных инструментов. Гераклит приводит примеры гармонии противоположностей: 1) живопись производит изображения, соответствующие оригиналам, смешивая черные, белые, желтые и красные краски; 2) музыка создает единую гармонию, смешивая (в совместном пении) различные голоса: высокие, низкие, протяжные, короткие. Гераклит — антипифагореец, он утверждает: а) относительность человеческих суждений о красивом и безобразном, полезном и вредном (что направлено против пифагорейских «вечных законов» красоты); б) неэффективность математических подходов к прекрасному.
    Оно познается интуитивно (созерцанием) или путем огнеподобного (= диалектичного) мышления
    (осознание противоречивой сущности жизни), или (высший путь) через откровение мирового разума (гар- мония — тайна, ее разгадка — в мировом разуме, в Логосе).
    Эмпедокл (ок. 490 — ок. 430 до н.э.) считал, что мир состоит из четырех первоэлементов (огнь, воздух, вода и земля). Первоэлементы соединяет Любовь, рождающая гармонию и красоту, а разъединяет Вражда, вызывающая хаос и безобразное:
    ... Соединение все вещи рождает и губит,
    А они вновь распадаются, когда разрывается связь (всех частей).
    И эта постоянная смена никогда не прекращается:
    То любовью соединяются все воедино,
    То, напротив, враждою ненависти все несется в разные стороны.
    Для Эмпедокла
    гармония

    единство множества.
    Философии и эстетике Эмпедокла присуща
    идея
    эволюционизма.
    Из пузырей тины возникают растения, а позже и разрозненные отдельные органы животных: так выросло множество голов без шеи, блуждали голые руки, лишенные плеч, двигались глаза, лишенные лба. Это первый период
    существования мира

    эпоха одночленных органов.
    Второй период эпоха
    чудовищ
    — одночленные органы случайно и хаотично соединяются. Третий период —
    эпоха
    «цельноприродных существ»,
    еще не имевших красивого соединения членов. Четвертый период
    (современная эпоха целесообразно и гармонично организованных существ)
    появляются животные и люди.
    Для Эмпедокла эволюция живого есть в то же время и эстетическая эволюция мира, восхождение от низшего к высшему, ко все более сложной и целесообразной организации, процесс рождения красоты и гармонии.
    Атомисты Левкипп и Демокрит
    Атомисты Левкипп и Демокрит распространяли свое атомистическое учение на гносеологию, этику и эстетику. Демокрит видел благо человека в его блаженстве, благодушии: «Самое лучшее для человека про- вести жизнь возможно более благодушествуя и как можно менее печалясь; и он достигнет этого, если не будет искать наслаждения в том, что
    40
    смертно» (фр. 189). Гедонистическая этика наслаждения благодушием у древнегреческого атомиста сочетается с эстетикой прекрасного и с утилитаризмом: «отказывайся от наслаждения, которое не полезно» (фр. 74). Демокрит впервые выдвинул категорию меры и развил гедонистическую концепцию:
    жить нужно наслаждаясь, однако «не следует стремиться ко всякому наслаждению, но только к такому, которое связано с прекрасным» (фр. 207); «прекрасна во всем соразмерность»; «мне не нравится ни недостаток, ни переизбыток» (фр. 102); «тому, кто преступает правильную меру, самое приятное может стать самым неприятным» (фр. 233). Позже Аристотель разработал категорию «мера».
    Досократики говорили о красоте, как о качестве мира. Сократ (V в. до н.э.)
    Досократики говорили о красоте, как о качестве мира. Сократ (V в. до н.э.)
    одним из первых в истории
    пытается дать развернутый ответ на вопрос, какова природа и сущность прекрасного.
    Он задается целью ответить не только на вопрос «что прекрасно?», но и
    «что есть прекрасное?»
    Сократ впервые попытался определить понятие красоты через сравнение его со смежными понятиями. Ксенофонт в
    «Воспоминаниях о Сократе» (III. 8) свидетельствует, что Сократ видел многообразие прекрасных пред- метов. Сократ спрашивает Аристиппа: «А ты думаешь... что хорошее — одно, а прекрасное — другое?
    Разве ты не знаешь, что все по отношению к одному и тому же прекрасно и хорошо?» Доводя до крайности точку зрения Сократа, Аристипп спрашивает:
    «Так и навозная корзина — прекрасный предмет?
    Да, клянусь Зевсом, отвечал Сократ, и золотой щит — предмет безобразный, если для своего назначения первая сделана прекрасно, а второй — дурно.
    Ты хочешь сказать, что одни и те же предметы бывают и прекрасны и безобразны? — спросил Аристипп.
    Да, клянусь Зевсом, отвечал Сократ, ровно как и хороши и дурны: часто то, что хорошо от голода, бывает дурно от лихорадки и, что хорошо от лихорадки, дурно от голода; часто то, что прекрасно для бега, безобразно для борьбы, а то, что прекрасно для борьбы, безобразно для бега: потому что все хорошо и прекрасно по отношению к тому, для чего оно хорошо приспособлено, и, наоборот, дурно и безобразно по отношению к тому, для чего оно дурно приспособлено».
    Ксенофонт (IV. 6) пересказывает утилитаристскую точку зрения Сократа: «Стало быть, полезное есть благо для того, кому оно полезно?
    Мне кажется, да, отвечал Евфидем...
    ...Не прекрасно ли употреблять каждый предмет для того, для чего он полезен?
    Конечно, отвечал Евфидем.
    А бывает ли прекрасен каждый предмет для чего-нибудь другого, как не для того, для чего его прекрасно употреблять?
    41
    Ни для чего другого, отвечал Евфидем.
    Стало быть, полезное прекрасно для того, для чего оно полезно?
    Мне кажется, да, — отвечал Евфидем».
    В диалоге Платона «Гиппий Больший»
    (Платон.
    1968. С. 158-186) спор Гиппия и Сократа полон философского смысла (при этом изложение сократовской точки зрения порою перетекает в собственно платоновские рассуждения). Сама форма диалога способствует диалектическому рассмотрению предмета.
    Сократ действует методом наведения и старается подвести своего собеседника к правильному пониманию проблемы.
    На вопрос Сократа «Что есть прекрасное?» Гиппий отвечает: «Прекрасная девушка». Это исходный момент исследования — утверждение:
    прекрасное единично и конкретно.
    Но прекрасное еще и
    всеобще,
    и Сократ подчеркивает это в своем возражении Гиппию: «...а прекрасная кобыла, которую даже бог прославил в известном изречении, разве не есть что-то прекрасное?» Это указывает на поговорку: «Из городов — самый красивый Аргос, из лошадей — фракийские, из женщин — спартанские». Тем самым прекрасное характеризуется еще и как
    наилучшее, наисовершеннейшее в своем роде.
    Для Сократа прекрасное
    многообразно:
    «...а прекрасная лира.., а прекрасный горшок разве не есть что-то прекрасное?» Он подводит собеседника к выводу: прекрасное —
    общее, проявляющееся через
    единичное; конкретность, обладающая всеобщностью.
    Гиппию кажется неудобным ставить в один ценностный ряд женщину и горшок. Тогда Сократ вводит идею
    степени красоты
    и для определения степени красоты предмета сопоставляет его с другими предметами. Сократ вспоминает изречение
    Гераклита: «Из обезьян прекраснейшая безобразна, если сравнить ее с человеческим родом... Из людей мудрейший по сравнению с богом покажется обезьяной — и по мудрости, и по красоте, и по всему остальному» и иронически обращает это изречение против оппонента: «Прекраснейший из горшков безобразен в сравнении с породой девичьей, как утверждает мудрец Гиппий».
    Гиппий ищет
    эталон прекрасного
    и предполагает, что это золото, на которое обменивается все. Однако
    Сократ выражает сомнение: ведь Фидий сделал прекрасную скульптуру Афины не из золота, а из слоновой кости. Более того, в сочетании с глиняным горшком прекрасна фиговая ложка, а золотая безобразна. Тогда, может быть, прекрасное — это
    обыденное, нормальное, общепринятое, веками
    сложившееся и освященное традициями течение жизни?
    «...Я утверждаю, — говорит Гиппий, — что всегда и везде прекраснее всего для каждого мужа быть богатым, здоровым, пользоваться почетом у эллинов и, достигнув старости и устроив своим родителям, когда они умрут, прекрасные похороны, быть прекрасно и пышно погребенным своими детьми». Сократ замечает, что здесь не учитывается, что пре-
    красным может быть исключительное: ведь на героев, рожденных бессмертными богами, и на самих богов определение, предложенное Гиппием, нераспространимо, а им нельзя отказать в красоте. Тогда возникает суждение: прекрасное —
    уместное, подходящее, пригодное.
    Но Сократ напоминает, что существует пригодное для совершения зла. Тогда не есть ли прекрасное то, что
    пригодно к совершению
    добра, то есть полезное?
    Это определение также отвергается: «Определение прекрасного, будто оно есть полезное... вовсе не есть самое прекрасное определение» (различение полезного и прекрасного принадлежит персонажу платоновского диалога. Реальный же Сократ считал, что полезное прекрасно для того, для чего оно полезно. В передаче Ксенофонта, более объективно излагающего точку зрения
    Сократа, последний считает, что
    прекрасное

    полезность предмета).
    Далее в диалоге Платона возникает сенсуалистическо-гедонистический подход, утверждающий, что
    прекрасное

    источник особого удовольствия:
    «...прекрасное — это приятное благодаря слуху и зрению», а «приятное, связанное с всеми остальными ощущениями, получаемыми от пищи, питья, любовных утех» выносится за пределы прекрасного.
    42
    Платон различает физически и духовно прекрасное и в уста Сократа вкладывается вопрос: разве прекрасные действия и законы бывают нам приятны через слух и зрение? Здесь идет уже собственно платоновское изложение проблемы и предпринимается попытка сочетать утилитарное, сенсуалистически- гедонистическое и этическое определения: прекрасное —
    «удовольствие, которое полезно», а полезно
    «то, чем производится добро».
    Но Платон различает добро и красоту. Его Сократ говорит: «...ни благо не может быть прекрасным, ни прекрасное — благом, если только каждое из них не есть нечто иное». Спор
    Гиппия и Сократа не приводит к окончательному определению прекрасного. Но в ходе дискуссии прекрас- ное всесторонне анализируется, а ее вывод — заключительная фраза диалога: «Прекрасное — трудно».
    Платон (ок. 428—347 до н.э.) в диалоге «Пир»
    Платон (ок. 428—347 до н.э.) в диалоге «Пир» пишет: «Прекрасное существует вечно, оно не уничтожается, не увеличивается, не убывает. Оно ни прекрасно здесь, ни безобразно там... ни прекрасно в одном отношении, ни безобразно в другом». Перед познающим его человеком прекрасное «не предстанет в виде какого-то облика, либо рук, либо какой иной части тела, ни в виде какой-либо речи, либо какой- либо науки, ни в виде существующего в чем-либо другом в каком-нибудь живом существе или на земле, или на небе, или в каком-либо другом предмете...» Прекрасное выступает здесь как вечная идея, чуждая изменчивому миру вещей. Такое понимание прекрасного вытекает из философской концепции Платона, утверждавшей, что чувственные вещи — тени идей. Идеи же — неизменные духовные сущности, составляющие истинное бытие.
    В диалоге «Филеб» Платон утверждает, что красота не присуща живым существам или картинам, она —
    «прямое и круглое», то есть абстрактная красота поверхности тела, форма, отделенная от содержания: «...я называю это прекрасным не по отношению к чему-либо... но вечно прекрасным самим по себе, по своей природе» (
    Платон.
    1971. С. 66). По Платону, красота не есть природное свойство предмета. Она
    «сверхчувственна» и неприродна. Познать прекрасное можно, только находясь в состоянии одержимости, вдохновения, через воспоминание бессмертной души о том времени, когда она еще не вселилась в смертное тело и пребывала в мире идей.
    Восприятие красоты доставляет особое наслаждение. Платон раскрывает свое понимание пути познания красоты. Персонаж его диалога мудрая женщина Диотима излагает «теорию эроса» (сверхчувственного постижения красоты). Эрос — мистический энтузиазм, сопровождающий диалектическое восхождение души к идее прекрасного; это философская любовь — стремление к постижению истины, добра, красоты.
    Платон намечает путь от созерцания телесной красоты (нечто незначительное) до постижения красоты духовной (наивысший этап познания красоты — по-
    43
    стижение ее через знание). По Платону идею красоты человек познает, только в одержимом состоянии (= вдохновении). Вечное и бессмертное начало присуще смертному человеческому существу. Для приближения к прекрасному как к идее необходимо воспоминание бессмертной души о том времени, когда она еще не вселилась в смертное тело. Платон связал эстетическую категорию прекрасного с философскими категориями бытия и познания и с этической категорией блага.
    Аристотель (384—322 до н.э.), в отличие от Платона,
    Аристотель (384—322 до н.э.), в отличие от Платона, полагал, что прекрасное не объективная идея, а объективное качество явлений: «прекрасное — и животное и всякая вещь, — состоящее из известных частей, должно не только иметь последние в порядке, но и обладать не какою попало величиной: красота заключается в величине и порядке»
    (Аристотель.
    Поэтика. 7, 1451а). Аристотель здесь дает структурную характеристику прекрасного. Продолжая пифагорейскую традицию, он утверждает, что постижению прекрасного способствует математика (См.:
    Аристотель.
    1975. С. 327). Аристотель выдвинул принцип соразмерности человека и прекрасного предмета: «...ни чрезмерно малое существо не могло бы стать
    прекрасным, так как обозрение его, сделанное в почти незаметное время, сливается, ни чрезмерно большое, так как обозрение его совершается не сразу, но единство и целостность его теряются»
    (Аристотель.
    Поэтика. 7, 1451а). Прекрасное — не слишком большое и не слишком маленькое. Это по- детски наивное суждение содержит в себе гениальную идею. Красота здесь выступает как мера, а мера всего — человек. Именно в сравнении с ним прекрасный предмет не должен быть «чрезмерным». Эта концепция — теоретическое соответствие гуманистической практике античного искусства. Греческий
    Парфенон, например, в отличие от египетской пирамиды, не слишком большой и не слишком маленький: он достаточно большой, чтобы выразить величие афинян, его создавших, и достаточно маленький, чтобы не подавлять человека. Аристотель подчеркивал единство прекрасного и доброго, эстетического и этического. Аристотель трактует прекрасное как доброе, которое приятно тем, что оно благо. Образы искусства для Аристотеля должны быть столь же прекрасны, сколь и морально высоки и чисты. Искусство не всегда изображает прекрасное, но всегда прекрасно изображает. Мир прекрасен — этот тезис прошел через всю историю античной эстетики.
    Плотин (204—270) оспаривал точку зрения,
    Плотин (204—270) оспаривал точку зрения, искавшую источник красоты в пропорциональности, симметрии, «соразмерности всех частей предмета по отношению друг к другу и ко всему своему целому».
    Эти определения говорят о сложном прекрасном, но надо сначала, как подчеркивает Плотин, объяснить элементарно прекрасное. Источник элементарной красоты Плотин видит в бесконечных в своем разнообразии и извечно существующих идеях, действующих на косную и бесформенную мате-
    44
    рию. В приведенном выше пифагорейском перечне противоположностей Плотин произвел изменения.
    Первые члены (предел, нечет, единство, правое) были обобщены в понятие
    «форма»

    прекрасное,
    вторые члены (беспредельное, чет, множество, левое) объединены понятием
    «материя», «содержание»

    безобразное.
    От этих плотиновских положений недалеко и по времени, и по существу до средневеково- христианского убеждения в том, что все материальное, телесное — греховно и безобразно, а все духовное, идеальное — благостно и прекрасно.
    В Средние века
    В Средние века господствовала концепция божественного происхождения красоты (Тертуллиан,
    Франциск Ассизский): Бог, одухотворяя косную материю, придает ей эстетические свойства; красота вещи есть одухотворенность ее Богом. Чувственная красота и наслаждение ею — греховны.
    Средневековая эстетика аскетична.
    Плотиновские эстетические идеи нашли свое продолжение в суждениях отца церкви Блаженного
    Августина (354-430), для которого, как и для Плотина, мир в целом прекрасен, несмотря на частные несовершенства. Красота мира восходит к Богу. Эстетическое впечатление от искусства обусловлено божественной идеей, которую оно несет. Августин отрицает возможность наслаждения произведением.
    Для Августина искусство не существует вне религиозной пользы. В эпоху позднего Средневековья Фома
    Аквинский (1225-1274) утверждал красоту реального мира: «Бога радует всякая тварь, ибо все существующее согласно с его сущностью». Красота — форма, воспринимаемая высокими человеческими чувствами (зрением и слухом). Для Фомы Аквинского прекрасное способствует подавлению земных желаний и облегчает путь к вере; оно обусловлено формальными элементами (цельность, пропорция, гармония, ясность), которые действуют на нас непосредственно. Прекрасное успокаивает желания человека и способствует его восхождению к вершинам своего назначения.
    Идея созерцания красоты Бога во всех его творениях проходит и через суждения Бонавентуры,
    последователя Франциска Ассизского, и через трактат безымянного автора «Ступени божественной любви» (XIV в.), в котором говорится: «...в каждой из тварей, что под небесами, имеется и сладость, и благоухание, и гармония, и красота». И Бог присутствует в красоте реальной вещи более близко, более непосредственно, «чем каждая из этих вещей находится в себе самой»; во всей красоте, что есть в твари, человек должен провидеть и разуметь «сияющий образ Иисуса Христа, что сияет и улыбается нам в красоте тварей».
    Гуманисты Возрождения
    Гуманисты Возрождения утверждали красоту самой природы и радость ее восприятия. Эстетика
    Возрождения продолжает античные традиции; прекрасное отождествляется с нравственным и справедливым. Внешняя красота считается атрибутом добродетели.
    1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   ...   73


    написать администратору сайта