АПРО. Антипов_Философия_УМК. Учебнометодический комплекс для дистанционного обучения по специальностям 061000 Государственное и муниципальное управление
Скачать 1.29 Mb.
|
7.3. Позитивизм в XIX в.Позитивистская философия с полным основанием может быть рассмотрена как мировоззренческая форма самоутверждения науки в культуре общества. Ключевая идея позитивизма: философия должна принять в качестве модели для себя образцы научного знания, должна быть построена по образу и подобию науки. Традиционная философия (метафизика) стремилась к достижению абсолютного знания. Однако подобное знание и невозможно, и ненужно для практики. Философии следует отказаться от подобных претензий и стать позитивной, положительной наукой. Основоположником позитивистской философии был О.Конт (1798—1857). Его работы дали начало первой, «классической», форме позитивизма, наиболее известными представителями которой были также Дж.С.Милль и Г.Спенсер. Данная версия позитивистской философии исчерпала себя к концу XIX в., чтобы смениться «вторым» позитивизмом, или эмпириокритицизмом (Э.Мах, Р.Авенариус и др.); наконец, в 20-х гг. ХХ в. возникает третья версия позитивизма — неопозитивизм, или аналитическая философия. Общим, объединяющим моментом для всех версий позитивизма стала ориентация на науку, анализ ее строения, ее спецификацию и, в связи с этим, на отграничение (демаркацию) науки от других форм сознания, прежде всего традиционной философии (метафизики). Согласно Конту, человечество в своем интеллектуальном развитии проходит три стадии, или этапа: теологическую, метафизическую и позитивную (закон «трех стадий»). На первой, теологической, человек объясняет мир действием сверхъестественных сил, понимаемых по аналогии с человеком. Объяснения, формируемые на метафизической стадии, сводятся к ссылкам на выдуманные первосущности, вроде эйдосов, апейрона, субстанции и т.п. На третьей, последней стадии человечество отказывается от попыток познания абсолютной сущности всех вещей и обращается к опытному, позитивному знанию. Наука не должна вводить понятия, не имеющие чувственного коррелята, она отвечает на вопрос «как?», а не на вопрос «почему?». Цель научного познания — законы, описывающие данные в опыте явления, повторяющиеся связи и отношения между ними. Знание этих законов выступает средством объяснения частных фактов, а также средством предвидения будущих событий, что Конт выразил афоризмом: «Знать, чтобы предвидеть, предвидеть, чтобы обладать силой». Отрицая метафизику, Конт допускал возможность и необходимость позитивной философии, основная задача которой заключается в систематизации положительного знания. В конечном счете она должна построить систему однородной науки, сведя всю совокупность присущих разным наукам принципов и законов к их наименьшему числу. Смысл позитивной философии — в изучении взаимосвязей между науками, логических законов разума, методологии научного мышления. Система научного знания представляется Конту состоящей из таких разделов, как: математика, астрономия, физика, химия, физиология (биология), социальная физика (социология), мораль. Таким образом, наряду со сложившимися уже к его времени науками Конт проектирует науку об обществе — социологию, которая, с его точки зрения, должна основываться на общих принципах позитивного знания, а поэтому должна стать аналогом физики. Показательно, что социальное знание, по Конту, должно быть представлено тремя разделами: социальной статикой (учением об условиях существования общества, его институтах), учением об изменениях социальных систем — социальной динамикой и программой социального действия (социальной политикой). Основной и принципиальный недостаток позитивизма — радикальный сциентизм, т.е. представление о том, что наука есть высший, наиболее совершенный вид сознания. По поводу контовской интерпретации позитивной философии следовало бы поставить вопрос: какими средствами и методами должна она пользоваться, создавая систему однородной науки? Может ли, в частности, физика решать вопросы своей познавательной компетенции своими собственными методами? В конце концов, правда уже в лице аналитической философии, третьего позитивизма, произошло обращение к методам формальной логики, с помощью которых и пытались решать методологические проблемы науки. Очевидная неудача подобных попыток и привела к общему исчерпанию творческого потенциала позитивистской традиции к середине ХХ в. Задание 7.3. Поясните, в чем связь идейных установок позитивизма с процессами развития науки. |