АПРО. Антипов_Философия_УМК. Учебнометодический комплекс для дистанционного обучения по специальностям 061000 Государственное и муниципальное управление
Скачать 1.29 Mb.
|
Учебные ЦелиИзучение курса философии призвано сформировать представление о главном культурном предназначении философии как о «духовной квинтэссенции своего времени», самосознании человека, привить навыки рефлексивного мышления (философствования). В ходе работы над курсом слушатели должны ознакомиться с формами философской рефлексии, нашедшими выражение в различных культурных подсистемах: науке, морали, политике, праве, экономическом сознании, религии, историческом сознании, искусстве, языке, обыденном сознании. Одной из основных задач курса является выработка понимания русской философии как формы российской национальной идентификации. Цель завершающей, итоговой ступени в изучении курса — ознакомление с проблемами философской антропологии, наиболее актуальной темы философствования в современной культуре. В результате изучения данного курса Вы будете: иметь представление о научных, философских и религиозных картинах мироздания, сущности, назначении и смысле жизни человека, о многообразии форм человеческого знания, соотношении истины и заблуждения, знания и веры, рационального и иррационального в человеческой жизнедеятельности, особенностях функционирования знания в современном обществе, об эстетических ценностях, их значении в творчестве и повседневной жизни, уметь ориентироваться в них; понимать роль науки в развитии цивилизации, соотношение науки и техники и связанные с ними современные социальные и этические проблемы, ценность научной рациональности и ее исторических типов, знать структуру, формы и методы научного познания, их эволюцию; быть знакомым с важнейшими отраслями и этапами развития гуманитарного и социально-экономического знания, основными научными школами, направлениями, концепциями, источниками гуманитарного знания и приемами работы с ними; понимать смысл взаимоотношения духовного и телесного, биологического и социального начал в человеке, отношения человека к природе и возникших в современную эпоху технического развития противоречий и кризиса существования человека в природе; знать условия формирования личности, ее свободы, ответственности за сохранение жизни, природы, культуры, понимать роль насилия и ненасилия в истории и человеческом поведении, нравственных обязанностей человека по отношению к другим и самому себе. методические рекомендации по изучению курсаДля продуктивной работы над курсом философии следует прежде всего учитывать своеобразие, специфику философствования и философии как формы сознания, области человеческой духовности. По отношению к культуре она выступает как ее самосознание, «духовная квинтэссенция своего времени». Главная особенность философствования — в рефлексивности. Рефлексия — мышление о мышлении, ее предметом выступают не аспекты действительности, полагаемые мышлению некоторым внешним образом, а те представления, которые они получают в самом мышлении. Суть дела хорошо выразил немецкий философ Нового времени (XVII) Лейбниц, говоривший: «Думать о каком-нибудь цвете и сознавать, что думаешь о нем, — две совершенно разные вещи — точно так же, как самый цвет отличается от меня, думающего о нем». Поэтому по способу мышления философия отличается, например, от науки, если под последней понимать физику, химию, биологию и т.п. Научное познание, по крайней мере в идеале, стремится к описанию объективных законов природного и человеческого миров. Целью философии является рефлексия, осознание предельных оснований человеческого бытия. Философия, будучи самосознанием культуры, ей соразмерна. В этом энциклопедизм философии: философская рефлексия присутствует в виде более или менее проявленной традиции во всех культурных подсистемах. В данном качестве выступают: наука, мораль, право, политика, экономическая культура, религия, искусство, обыденное сознание, язык. Соответственно, свою функцию самосознания культуры философия реализует в формах философии науки (методология), философии морали (этика), философии права и т.д. Преподавание и, соответственно, изучение философии не может не дробить ее содержание, ее совокупный культурологический опыт на достаточно обособленные фрагменты и разделы. В предлагаемом курсе из них представлены два: философия (методология) науки и философская антропология. Философская антропология, т.е. философское учение о человеке, его сущности и природе — один из разделов философского знания, выделившийся в относительно самостоятельную традицию в 20-х гг. ХХ в. По уровню общности и характеру проблем она принадлежит к тому же роду философских дисциплин, что и онтология, гносеология, аксиология, герменевтика. В предлагаемом курсе представлена авторская трактовка предмета философской антропологии. Ее основная системообразующая проблема определяется как проблема идентификации человека. Если в психологии и социологии идентификация (отождествление) понимается как процесс эмоционального и иного самоотождествления индивида с другим человеком, группой, образцом (термин введен З.Фрейдом), то в философии, соответственно ее специфике как формы сознания, речь должна идти о самоотождествлении человека с фундаментальными аспектами бытия, о бытии человека в мире. Однако не менее существенным с точки зрения особенностей философского знания и философствования является исторический подход в их изложении и изучении. Философская проблематика не может быть выделена и рассмотрена безотносительно к тому историческому контексту, в котором она возникала и получала то или иное решение. В этом смысле изучение философии также отличается от того, что имеет место в дисциплинах типа физики, биологии или социологии. Сказанное объясняет, почему в предлагаемом курсе философии большая часть материала излагается в той последовательности, в которой философская проблематика обнаруживала и проявляла себя в реальном культурно-историческом процессе. Поскольку предмет философии — одна из постоянно дискутируемых, притом далеких от окончательного и однозначного решения проблем (имеется множество на первый взгляд несоизмеримых дефиниций философии), именно с нее представляется целесообразным начать изучение курса. От принимаемого определения, очевидно, будет во многом зависеть характер разворачивания всей последующей проблематики. Ясно, кроме того, что один из основных аспектов рассмотрения самой проблемы предмета философии заключается в соотнесении ее с другими формами общественного сознания. Логично при этом начинать подобное сопоставление с науки — генетически и содержательно наиболее близкой философии культурной формы. Характерно, что демаркация (теоретико-познавательное разграничение науки и философии) стала одной из центральных методологических проблем на завершающем этапе формирования европейской науки. Основная и общая цель изучения философии — приобретение и развитие навыков философствования. Как говорил И.Кант, «вообще нельзя назвать философом того, кто не может философствовать. Философствовать же можно научиться лишь благодаря упражнениям и самостоятельному применению разума» (Кант И. Трактаты и письма. М., 1980. С. 333). Следует при этом учитывать, что философские проблемы не имеют однозначного решения для разных философских традиций и учений, являются по большей части дискуссионными. Но изучение философии как раз и заключается в приобретении навыков мышления в ситуациях бытийной неопределенности, осознании предельных оснований человеческой жизнедеятельности. Данными обстоятельствами обусловлен способ изложения материала в текстах тем предлагаемого курса. Он максимально проблематизирован. Содержание курса подразделяется на десять учебных элементов (тем). Соответственно строению материала каждая из тем делится на несколько подтем и, в некоторых случаях, рубрик. К каждой подтеме прилагается учебное задание, требующее решения определенной конкретной ситуации: определения философской позиции или сравнения таковых, комментария к тому или иному тезису философской классики, выявления связи между философскими идейными установками и социокультурными процессами и т.п. О степени усвоения темы в целом можно судить по ответам на контрольные вопросы для самопроверки. Завершение работы над курсом предполагает выполнение письменного (контрольного) задания, не отличающегося по своему характеру от тех заданий, которые были выполнены уже по ходу изучения отдельных тем. Свободное место на полях предназначено для Ваших заметок, которые следует делать по ходу изучения темы. На полях же располагаются специальные пиктограммы, призванные облегчить работу с текстом. Их следует запомнить, поскольку они будут повторяться в других темах. Значения ключевых слов можно смотреть в словаре терминов, приведенном в конце комплекса. Значения пиктограмм следующие: ! — ключевое слово. — обратить особое внимание. — задание, связанное с записью. — ссылка на раздел. Как к курсу в целом, так и к каждой отдельной теме прилагаются списки литературы, в которых указан необходимый круг работ, репрезентирующих содержание философской традиции в более полном объеме, чем в непосредственно приводимых текстах. Следует учитывать, что в изучении философии вообще основное место должно быть отведено работе над философскими текстами, их интерпретации, анализу конкретных проблем и контекстов их возникновения. Словарь основных понятий дает расшифровку специфических терминов и понятий, встречающихся в области философского знания. В случае если в ходе работы над курсом философии будут встречены термины, отсутствующие в словаре основных понятий, следует обратиться к тем или иным изданиям «Философского словаря» или «Философского энциклопедического словаря». |