АПРО. Антипов_Философия_УМК. Учебнометодический комплекс для дистанционного обучения по специальностям 061000 Государственное и муниципальное управление
Скачать 1.29 Mb.
|
1.5. Корпус философского знанияФилософия — это выявление, аналитика предельных (конечных) оснований человеческого бытия. При этом возможны два пути или подхода к подобной аналитике. Один из них — рефлексия, не выходящая за границы какой-то отдельной области человеческого бытия (какой-то отдельной культурной подсистемы): науки, искусства, политики, права, хозяйства, морали, исторической памяти. Становясь традициями, подобные обсуждения приобретают в общем контексте философского знания относительную самостоятельность, становятся своего рода философскими дисциплинами: философией науки (методологией), философией искусства (эстетикой), философией политики, философией права, философией религии, философией хозяйства, философией морали (этикой), философией истории. Акцентирование места самого человека в мире, именно человеческих аспектов как оснований бытия привело к появлению философской антропологии в качестве отрасли философского знания. Другой подход, также реализующийся в истории философской мысли, — осознание всеобщих, то есть универсальных, имеющих отношение ко всем сферам человеческого бытия (культуры) оснований. ! ! С этой позиции предельно общей характеристикой всего, что попадает в поле зрения рефлексии, выступает аспект существования, или бытия. Философия имеет дело с мыслимой реальностью, с реальностью, представленной в формах мышления. Но это означает способность мысли полагать нечто в качестве своего предмета, в качестве некоей реальности, того, что «есть», «бытийствует». Совокупность вопросов, сводящихся к выявлению смысла категории бытия, и их обсуждение также оформилось в виде относительно самостоятельной отрасли философского знания — онтологии, или учения о бытии. Столь же фундаментальной по своему статусу отраслью философии выступает гносеология (теория познания, эпистемология). Это раздел философии, в котором анализируются вопросы, характеризующие отношение мышления, знания к реальности, основания достоверности знания, его границы и источники знания. С середины ХIХ в. в философский обиход входит понятие аксиологии, которым обозначается философская теория, учение о ценностях. Ценности выражают аспект свободы человеческого бытия, являющейся, по словам Гегеля, «субстанцией, сущностью духа». Свобода есть возможность выбора, которым опосредованы любые проявления человеческой активности. «Все свойства духа, — писал Гегель, — существуют лишь благодаря свободе... все они являются лишь средствами для свободы...» [11]. Ценности и представляют собой конечные основания выбора. Хорошим пояснением сути дела может послужить следующее суждение современного публициста: «Искусство государственного деятеля заключается не в каком-то особом вкусе или сверхтонком музыкальном слухе, а в способности выбрать из массы возможностей настоящий продукт — вещь, а не подделку, руководствуясь при этом соображениями вечности, а не сиюминутности. Иначе власть становится заложницей завхозов и придворных маляров» [18]. Ценности, таким образом, неотделимы от оценки. Природа, сущность ценностей и составляют основную проблему аксиологии. ! Сопоставимой с аксиологией по степени общности в современной философии является такая ее отрасль, как философская герменевтика (от греческого термина, обозначающего «толковать, истолковывать, интерпретировать»). Это общая теория понимания, или человеческой коммуникации. Человек проявляет себя не только в том, что он действует, познает, рефлектирует, но и в том, что способен передавать свой опыт другим людям и поколениям. Уже древние скептики (софисты) обнаружили трудности и парадоксы подобной коммуникации. В «проблеме понимания» находит обобщенное выражение совокупность вопросов, связанных с интерпретацией человеческой коммуникации. Особую актуальность проблемы этого рода приобрели в связи со становлением и развитием гуманитарных наук, так как последние предполагают всегда коммуникацию (диалог) с исследуемой реальностью, которая не может быть поэтому противопоставлена исследователю в форме объекта аналогичным дисциплинам естественно-научного типа образом [1]. Задание 1.6. К компетенции какой отрасли философского знания относятся проблемы: — Что есть истина? — Всякая ли цель оправдывает средства? — Существует ли Бог? Выводы: Философия есть самосознание культуры, ее цель — рефлексия, т.е. осознание предельных оснований человеческого бытия. В этом главная особенность философского мышления, отличающая его, например, от научного познания. Контрольные вопросы для самопроверкиВ чем заключается ограниченность следующего определения: «Предмет философии — логический анализ языка науки»? Какая особенность философского сознания выражена в суждении: «Вникни в самого себя: отврати твой взор от всего, что тебя окружает, и направь его внутрь себя — таково первое требование, которое ставит философия своему ученику. Речь идет не о чем-либо, что вне тебя, а только о тебе самом». Определите философскую позицию: «…Мир не существует отдельно от нас. Его реальность зависит от нашего сознания». «…Великий зодчий Вселенной все более начинает казаться чистым математиком». Материя и сознание — две основы бытия. Сознание есть свойство высокоорганизованной материи. Все наши знания, все научные теории — это лишь гипотезы. Какая ошибка содержится в утверждении: «Все вещи состоят из материи»? Прав ли Т.Гексли, когда он заявляет, что не верит в существование души потому, что не может «обнаружить ее в пробирке»? Ученые — создатели физики ХХ в. А.Эйнштейн, А.Пуанкаре, В.Гейзенберг и др. — уделяли исключительно много внимания философским проблемам естествознания. Почему? В чем заключается основная проблема философской герменевтики? Библиографический список (основной)Бердяев Н. И мир объектов. Опыт философии одиночества и общения // Мир философии: Книга для чтения. В 2-х т. Ч. 1: Исходные философские проблемы, понятия и принципы / Сост. П.С.Гуревич, В.И.Столяров.— М., 1991.— С. 97—111; С. 175—176. Никифоров А.Л. Является ли философия наукой? // Философские науки.— 1989.— № 6.— С. 52—62. Рассел Б. Человеческое познание.— М., 1957.— С. 208—214. (дополнительный)Антипов Г.А. Оправдание идеализма // Проблемы методологии: Сб. научн. статей, посвященных памяти профессора В.Н.Борисова. — Самара, 1998. Антипов Г.А., Донских О.А., Марковина И.Ю., Сорокин Ю.А. Текст как явление культуры.— Новосибирск: Наука, 1989.— С. 5—35. Антипов Г.А. От философии к литературе. От литературы к философии // Философия и ее место в культуре / Отв. ред. О.А.Донских, А.Н.Кочергин.— Новосибирск, 1990. Антипов Г.А. Российская интеллигенция. Судьба одной идеи // Коммунист. — 1991. — № 10. Антипов Г.А. Философская рефлексия и природа идеального // Проблемы рефлексии: Современные комплексные исследования. — Новосибирск, 1987. Антипов Г.А., Фахрутдинова А.З. Методология науки и историко-научное исследование // Проблемы методологии науки / Отв. ред. А.Н.Кочергин, В.П.Фофанов.— Новосибирск, 1985. Аристотель. Соч. В 4-х т.— М., 1975.— Т. 1.— С. 69. Бор Н. Избр. научн. труды.— М., 1971.— Т. II.— С. 53. Вернадский В.И. Размышления натуралиста.— М., 1997.— Кн. 2.— С. 136. Гегель Г.В.Ф. Соч.— М.; Л., 1934.— Т. 7.— С. 17—18. Гегель Г.В.Ф. Соч.— М.; Л., 1935.— Т. 8.— С. 17. Гегель Г.В.Ф. Философия религии. Соч. В 4-х т.— М., 1982.— Т. 1.— С. 225. Гуссерль Э. Феноменология // Логос.— 1991.— № 1.— С. 12. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов.— М., 1986.— С. 309. Ильенков Э.В. Проблема идеального // Вопросы философии.— 1979.— № 6—7.— С. 150. Камю А. Бунтующий человек.— М., 1990.— С. 24. Кессиди Ф.Х. Сократ.— М., 1988.— С. 112. Лавровский И. Эстетика власти // Независимая газета.— № 60.— 4 апреля, 2000.— С. 3. Лейбин В.М. Фрейд, психоанализ и современная западная философия.— М., 1990.— С. 23—24. Лейбниц Г.-В. Соч. В 4-х т.— М., 1982.— Т. 1.— С. 451, 455, 485. Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм // Полн. собр. соч.— Т. 18.— С. 65—66, 131, 192—193, 380. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность.— М., 1977. Мамардашвили М. Как я понимаю философию.— М., 1990.— С. 100. Маркс К., Энгельс Ф. Соч.— Т. 12.— С. 727. Маркс К., Энгельс Ф. Соч.— Т. 20.— С. 21, 36, 142, 328, 513, 570. Маркс К., Энгельс Ф. Соч.— Т. 21.— С. 283. На переломе. Философские дискуссии 20-х годов: Философия и мировоззрение.— М., 1990.— С. 321. Никифоров А.Л. Является ли философия наукой // Философские науки.— 1989.— № 6.— С. 55. Платон. Соч. В 3-х т.— М., 1968.— Т. 1.— С. 100—101. Поппер К. Логика и рост научного знания.— М., 1983.— С. 40. Рассел Б. История западной философии.— М., 1959.— С. 7—8. Фейербах Л. Избр. филос. произведения.— М., 1955.— Т. 1.— С. 202. Философский энциклопедический словарь / Ред. коллегия: С.С.Аверинцев, Э.А.Араб-Оглы, Л.Ф.Ильичев и др.— М., 1989.— С. 726. Хайдеггер М. Основные понятия метафизики // Вопр. философии.— 1989.— № 9.— С. 119. Холтон Дж. Тематический анализ науки.— М., 1981.— С. 90, 180. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности: Основные положения исследования и применение.— СПб., 1999.— С. 154, 156, 157, 331—332. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии.— М., 1981.— С. 212. Шопенгауэр А. Собр. соч. В 5-ти т.— М., 1992.— Т. 1. Ясперс К. Введение в философию // Филос. науки.— 1993.— № 4—6.— С. 248. Ясперс К. Смысл и назначение истории.— М., 1991.— С. 33. |