Главная страница

АПРО. Антипов_Философия_УМК. Учебнометодический комплекс для дистанционного обучения по специальностям 061000 Государственное и муниципальное управление


Скачать 1.29 Mb.
НазваниеУчебнометодический комплекс для дистанционного обучения по специальностям 061000 Государственное и муниципальное управление
Дата12.11.2021
Размер1.29 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаАнтипов_Философия_УМК.doc
ТипУчебно-методический комплекс
#270005
страница34 из 34
1   ...   26   27   28   29   30   31   32   33   34

Письменное контрольное задание


  1. Проанализируйте приведенные ниже высказывания о предмете философии. Определите, какие этапы развития философии и какие направления нашли в них отражение.

    1. Философия есть не что иное, как стремление к мудрости и истине…

    2. «Философия — это сжатое изложение науки своего времени» (О.Конт).

    3. «Предмет философии — логический анализ языка науки» (Л.Витгенштейн).

    4. Главный вопрос философии — это вопрос о том, стоит ли человеку жить.

    5. «Единственный предмет философии есть Бог. Философия по существу, по целостной и универсальной своей задаче есть не логика, не теория познания, не постижение мира, а Богопознание» (С.Л.Франк).

Цена каждого ответа — 3 балла.

Общая — 15 баллов.

  1. Почему египетская и вавилонская математика, возникшие на основе решения практических задач, так и не стали наукой, а греческая математика (геометрия) превратилась в строго доказательную науку?

Цена ответа — 15 баллов.

  1. В чем суть телеологического доказательства бытия Божьего?

Цена ответа — 5 баллов.

  1. «И один и тот же мед мне кажется сладким, а страдающему желтухой — горьким» (Секст Эмпирик). Какой вывод сделает отсюда скептик (агностик)?

Цена ответа — 5 баллов.

  1. Кому принадлежит высказывание, какая философская традиция нашла в нем отражение: «Противоречие есть критерий истины, отсутствие противоречия — критерий заблуждения»?

Цена ответа — 5 баллов.

  1. Определите философскую позицию (материализм, идеализм, иррационализм, агностицизм), представленную в суждении Вл.Соловьева: «Идея нации есть не то, что она сама думает о себе во времени, но то, что Бог думает о ней в вечности».

Цена ответа — 15 баллов.

  1. Проанализируйте и дайте оценку основательности суждения З.Фрейда: «Когда человек задает вопрос о смысле и ценности жизни, он нездоров, поскольку ни того ни другого объективно не существует, ручаться можно лишь за то, что у человека есть запас неудовлетворенного либидо».

Цена ответа — 20 баллов (объем ответа не менее одного листа А4 формата).

  1. Существуют ли четкие критерии, отличающие научное знание от других форм знания, например от обыденного знания? Если да, то каковы признаки, отличающие эти виды знания?

Цена ответа — 20 баллов.

Общая цена для прохождения курса — 100 баллов.


библиографический Список


  1. Августин. Исповедь. О граде Божием // Антология мировой философии. В 4-х т. / Ред. коллегия: В.В.Соколов и др.— М., 1969.–– Т. 1. Ч. 2.— С. 582—592.

  2. Агацци Э. Человек как предмет философии // Феномен человека: Антология / Сост. и вступ. ст. П.С.Гуревича.— М., 1993.— С. 142—155.

  3. Антипов Г.А. Российская интеллигенция. Судьба одной идеи // Коммунист.— 1991.— № 10. — С. 50—60.

  4. Антология мировой философии. В 4-х т. / Ред. коллегия В.В.Соколов и др.— М., 1971.— Т. 3.— С. 100—153, 284—337.

  5. Аристотель. Метафизика // Антология мировой философии. В 4-х т. Т. 1. Ч. 1 / Ред. коллегия: В.В.Соколов и др.— М., 1969.— С. 408—428.

  6. Бердяев Н. И мир объектов. Опыт философии одиночества и общения // Мир философии: Книга для чтения. В 2-х т. Ч. 1: Исходные философские проблемы, понятия и принципы / Сост. П.С.Гуревич, В.И.Столяров.— М., 1991.— С. 97—111; С. 175—176.

  7. Бэкон Ф. Новый Органон // Антология мировой философии. В 4-х т. / Ред. коллегия: В.В.Соколов и др.— М., 1970.— Т. 2.— С. 193—218.

  8. Гегель Г.В.Ф. Наука логики.— М., 1970.— Т. 1.— С. 102—104.

  9. Гераклит // Антология мировой философии. В 4-х т. / Ред. коллегия: В.В.Соколов и др.—С. 275—280.

  10. Декарт Р. Начала философии // Антология мировой философии. В 4-х т. / Ред. коллегия: В.В.Соколов и др.— С. 232—256.

  11. Декарт. Р. Из переписки 1619—1643 гг. // Соч. в 2-х т.— М., 1989.— Т. 1.— С. 604.

  12. Дидро Д. Разговор Даламбера и Дидро // Антология мировой философии. В 4-х т. / Ред. коллегия: В.В.Соколов и др.— С. 649—660.

  13. Лосев А.Ф. Русская философия // Введенский А.И., Лосев А.Ф., Радлов Э.Л., Шпет Г.Г. Очерки истории русской философии. — Свердловск, 1991.— С. 67—95.

  14. Маркс К. Тезисы о Фейербахе // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Изд. 2-е.— Т. 3.— С. 1—4.

  15. Никифоров А.Л. Является ли философия наукой? // Философские науки.— 1989.— № 6. —
    С. 52—62.

  16. Платон // Антология мировой философии. В 4-х т. Ч. 1. Т. 1 / Ред. коллегия: В.В.Соколов и др.— С. 374—383.

  17. Поппер К. Открытое общество и его враги.— М., 1992.— Т. 2.— С. 97—157.

  18. Протагор // Антология мировой философии. В 4-х т. Т. 1. Ч. 1 / Ред. коллегия: В.В.Соколов
    и др.—С. 316—318.

  19. Рассел Б. Человеческое познание.— М., 1957.— С. 177—191, 208—214.

  20. Степин В.С. Научное познание и ценности техногенной цивилизации // Вопросы философии.— 1989.— № 10.— С. 3—18.

  21. Федоров Н.Ф. Философия общего дела // Мир философии: Книга для чтения. Ч. 2. Человек. Общество. Культура / Сост. П.С.Гуревич, В.И.Столяров.— М., 1991.— Т. 1.— С. 121—126.

  22. Фромм Э. Сущность человека, его способность к добру и злу // Это человек: Антология / Сост.
    и вступ. ст. П.С.Гуревича.— М., 1995.— С. 41—53.

  23. Шелер М. Положение человека в Космосе // Проблемы человека в западной философии / Сост. П.С.Гуревич.— М., 1988.— С. 31—95.

  24. Ясперс К. Смысл и назначение истории.— М., 1991.— С. 32—37.


Словарь основных понятий


АБСОЛЮТНАЯ ИДЕЯ — основная категория философии Гегеля, обозначающая универсум в его полноте, духовное первоначало всего сущего.

АГНОСТИЦИЗМ — философское учение, отрицающее познаваемость мира и объективное значение истины.

АДЕКВАТНЫЙ — соответствующий, соразмерный, верный, точный.

АКСИОЛОГИЯ — философское учение о ценностях.

АНАЛИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ — направление западной философии ХХ в., сводящее предмет философии к анализу употребления языковых средств и выражений.

АНТИНОМИЯ — противоречие между двумя положениями, каждое из которых признается логически доказуемым.

АНТРОПОГЕНЕЗ — процесс формирования человека современного типа, учение об этом процессе.

АНТРОПОМОРФИЗМ — уподобление человеку, наделение психическими человеческими свойствами предметов и явлений природы.

АПОСТЕРИОРНЫЙ — основанный на опыте.

АПРИОРНЫЙ — доопытный.

БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ — совокупность психических процессов, операций и состояний, не представленных в сознании субъекта.

БИХЕВИОРИЗМ — направление в психологии, в основе которого лежит понимание поведения человека и животных как совокупности двигательных и сводимых к ним вербальных и эмоциональных ответов (реакций) на воздействия (стимулы) внешней среды.

БЫТИЕ — философская категория, обозначающая реальность, взятую как предмет мышления, познания.

ВЕРИФИКАЦИЯ — понятие, употребляемое в логике и методологии науки для обозначения процесса установления истинности научных утверждений в результате их эмпирической проверки.

ВОЛЯ — способность к выбору цели деятельности и внутренним усилиям, необходимым для ее осуществления.

ГЕДОНИЗМ — этическая позиция, утверждающая наслаждение как высшее благо и критерий человеческого поведения.

ГЕРМЕНЕВТИКАфилософская теория понимания, методология исторических и гуманитарных наук.

ГНОСЕОЛОГИЯ — теория познания, раздел философии, в котором изучаются проблемы природы, познания и его возможностей, отношение знания к реальности.

ДЕДУКЦИЯ — логическое умозаключение от общего к частному.

ДЕИЗМ — религиозно-философское воззрение, согласно которому Бог, сотворив мир, не принимает в нем какого-либо участия и не вмешивается в закономерное течение событий.

ДЕТЕРМИНИЗМ — учение об объективной закономерной взаимосвязи и взаимообусловленности явлений материального и духовного мира. Ядром детерминизма служит положение о существовании причинности. Детерминизму противостоит индетерминизм, отказывающийся от признания причинности вообще или по крайней мере ее всеобщности.

ДУАЛИЗМ — философское учение, исходящее из признания равноправными, несводимыми друг к другу двух начал — духа и материи, идеального и материального.

ИДЕНТИФИКАЦИЯ — процесс эмоционального и иного самоотождествления индивида с другим человеком, группой, образцом.

ИММАНЕНТНОЕ — понятие, обозначающее внутренне присущее какому-либо предмету, явлению, процессу то или иное свойство (закономерность).

ИМПЕРАТИВ — требование, приказ, закон.

ИНВАРИАНТНОСТЬ — свойство некоторых существенных для системы соотношений не меняться при ее определенных преобразованиях.

ИНДУКЦИЯ — логический метод, основанный на умозаключении от частных, единичных случаев к общему выводу.

ИНТУИЦИЯ — способность постижения истины путем прямого ее усмотрения без обоснования с помощью доказательства.

ИРРАЦИОНАЛИЗМ — обозначение течений в философии, которые в противоположность рационализму ограничивают или отрицают возможности разума в процессе познания и делают основой миропонимания нечто недоступное разуму или иноприродное ему, утверждая алогичный и иррациональный характер бытия.

ИСТОРИЗМ — принцип подхода к действительности как изменяющейся во времени, развивающейся.

КАРТЕЗИЙ — латинизированное имя Рене Декарта; отсюда картезианство — направление в философии и естествознании XVII—XVIII вв., теоретическими источниками которого были идеи Декарта.

КАТЕГОРИИ — в философии предельно общие, фундаментальные понятия, отражающие наиболее существенные, закономерные связи и отношения реальной действительности и познания.

КАТЕГОРИИ — наиболее общие логические понятия, выражающие одну из основных форм бытия.

КАТЕГОРИЧЕСКИЙ ИМПЕРАТИВ — термин, введенный Кантом и обозначающий, в отличие от условного «гипотетического императива», основной закон его этики: «…Поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом».

КОСМОГОНИЯ — в современном понимании раздел астрономии, изучающий происхождение космических объектов и систем. Проблемы происхождения и эволюции Вселенной в целом изучает космология.

КРЕАЦИОНИЗМ — религиозное учение о сотворении мира Богом из ничего.

ЛИБИДО — в психоанализе часть психической энергии, ищущая удовлетворения исключительно в половом поведении (сексуальная энергия).

МАГИЯ — колдовство, чародейство, волшебство, обряды, призванные сверхъестественным путем воздействовать на мир (явления природы, людей, духов).

МЕТАФИЗИКА — (букв. — после физики), по Аристотелю, — «первая философия» — учение о высших причинах и первых началах; нередко употребляется как синоним философии; в философии Гегеля и марксизме — метод мышления, противоположный диалектике, метод, отрицающий саморазвитие бытия через противоречие, т.е. диалектику.

МЕТЕМПСИХОЗ — один из поздних греческих терминов для обозначения переселения душ.

МИКРОКОСМОС и МАКРОКОСМОС — соответственно малый мир и большой мир, иначе, человек и Вселенная; учение о параллелизме микрокосмоса и макрокосмоса — одна из древнейших натурфилософских концепций.

МОНИЗМ — способ рассмотрения многообразия явлений мира в свете одного начала, единой основы (субстанции) всего существующего и построения теории в форме последовательного развития исходного положения. Противоположное — плюрализм.

НАТУРФИЛОСОФИЯ — философия природы, умозрительное истолкование природы, рассматриваемой в ее целостности.

НЕОПОЗИТИВИЗМ — одно из основных направлений западной философии ХХ в., исторически третья форма позитивистской традиции, претендующая на анализ и решение актуальных философско-методологических проблем современной науки.

ОБЪЕКТ — то, что противостоит субъекту в его предметно-практической и познавательной деятельности.

ОНТОЛОГИЯ — учение о бытии как таковом; раздел философии, изучающий фундаментальные принципы бытия, наиболее общие сущности и категории сущего.

ОТКЛОНЯЮЩЕЕСЯ ПОВЕДЕНИЕ (ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ) — поведение, нарушающее общепринятые в данном обществе нормы и правила.

ОТЧУЖДЕНИЕ — социальный процесс, характеризующийся превращением деятельности человека и ее результатов в самостоятельную силу, подчас господствующую над ним и враждебную ему.

ПАНТЕИЗМ — философское учение, отождествляющее Бога и мир.

ПАРАДИГМА — признанные всеми научные достижения, которые в течение определенного времени дают модель постановки проблем и их решений научному сообществу, центральное понятие в теории научных революций Т.Куна, согласно которой смена парадигм составляет содержание научных революций.

ПАТРИСТИКА — термин, обозначающий совокупность теологических, философских и политико-социологических доктрин христианских мыслителей II—VIII вв. (отцов церкви).

ПЕРСОНАЛИЗМ — философское учение, исходящее из признания личности первоэлементом бытия, первичной творческой реальностью и высшей духовной ценностью, а весь мир проявлением творческой активности верховной личности — Бога.

ПРАГМАТИЗМ — направление философии (преимущественно англо-американской) конца XIX—ХХ вв., видевшее основную задачу философии в разработке методов решения тех проблем, которые встают перед людьми в различных жизненных («проблематичных») ситуациях, в процессе их практической деятельности, протекающей в непрерывно меняющемся мире.

РАЦИОНАЛИЗМ — философское направление, признающее разум и его проявления основой познания и поведения людей. Рационализм противостоит как иррационализму, так и сенсуализму (эмпиризму).

РЕДУКЦИОНИЗМ — методологический принцип, согласно которому высшие формы материи могут быть полностью объяснимы на основе закономерностей, свойственных низшим формам, т.е. сведены к низшим формам.

РЕФЛЕКСИЯ — принцип человеческого мышления, направляющий его на осмысление и осознание собственных форм и предпосылок.

СЕКУЛЯРИЗАЦИЯ — процесс освобождения культуры от религиозного влияния.

СОЛИПСИЗМ — крайняя форма субъективного идеализма, в которой несомненной реальностью признается только мыслящий субъект, а все остальное объявляется существующим лишь в сознании индивида.

СУБЛИМАЦИЯ — в психоанализе переключение психической энергии с низших, социально неприемлемых целей на высшие.

СЦИЕНТИЗМ — направление, считающее науку главным фактором социального и культурного процесса и абсолютной формой существования истины.

ТЕЛЕОЛОГИЯ — учение о цели и целесообразности. Главное в телеологии — антропоморфизация природных процессов, приписывание цели природе, перенос на нее способности к целеполаганию, которая в действительности присуща лишь человеческой деятельности.

ТЕОЦЕНТРИЗМ — обращение к Богу, его сущности как первопричине и первооснове мира.

ТОМИЗМ — направление в схоластической философии и теологии католицизма, порожденное влиянием Фомы Аквинского.

ТРАНСЦЕНДЕНТНЫЙ — термин, характеризующий все то, что выходит за пределы чувственного опыта, эмпирического познания мира; в философии Канта в противоположность имманентному — то, что преступает границы возможного опыта.

УТИЛИТАРИЗМ — принцип оценки всех явлений с точки зрения их полезности, возможности служить средством для достижения какой-либо цели.

ФАЛЬСИФИКАЦИЯ — научная процедура, устанавливающая ложность гипотезы или теории в результате экспериментальной или теоретической проверки.

ФАТАЛИЗМ — мировоззрение, рассматривающее каждое событие и каждый человеческий поступок как неотвратимую реализацию изначального предопределения, исключающего свободный выбор и случайность.

ФЕНОМЕН — философское понятие, означающее: 1) явление, постигаемое в чувственном опыте; 2) объект чувственного созерцания, в отличие от его сущностной основы — ноумена (как предмета интеллектуального созерцания).

ФЕНОМЕНОЛОГИЯ — направление западной философии ХХ в., стремящееся выявить предельные характеристики, изначальные основы познания человеческого существования и культуры; метод анализа чистого сознания и имманентных, априорных структур человеческого существования.

ЦЕННОСТИ — общепринятые убеждения относительно целей, к которым человек должен стремиться, конечные основания выбора.

ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ — философское направление ХХ в., исходящее из первичности способа бытия отдельной личности, определяющей структуру всего существующего.

ЭКЗИСТЕНЦИЯ — существование — центральная категория экзистенциализма — одного из основных направлений философии ХХ в., характеризующая специфически человеческий способ бытия. Определяется через понятия временности, конечности, смертности, заботы, страха и т.п.




1   ...   26   27   28   29   30   31   32   33   34


написать администратору сайта