Главная страница
Навигация по странице:

  • Задание 4.2.

  • АПРО. Антипов_Философия_УМК. Учебнометодический комплекс для дистанционного обучения по специальностям 061000 Государственное и муниципальное управление


    Скачать 1.29 Mb.
    НазваниеУчебнометодический комплекс для дистанционного обучения по специальностям 061000 Государственное и муниципальное управление
    Дата12.11.2021
    Размер1.29 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаАнтипов_Философия_УМК.doc
    ТипУчебно-методический комплекс
    #270005
    страница15 из 34
    1   ...   11   12   13   14   15   16   17   18   ...   34

    4.3. Схоластика. Фома Аквинский — центральная фигура схоластической философии в Западной Европе. Реализм и номинализм


    Другим столпом средневековой философии, начало которой положил Августин, стал Фома Аквинский (1225—1274). Это эпоха расцвета средневековой культуры и философии. Во множестве появляются университеты. Будучи монахом-доминиканцем, Аквинат становится профессором Парижского университета. Складывается характерный для средневековья тип философствования — схоластика (от греч. — школьный, ученый). В центре внимания схоластов — обсуждение проблем христианской догматики, однако, решая их, философия обращается к диалектике в античном ее понимании (искусство спора), аристотелевской логике (силлогистике), исследованию понятий и определений, вообще к рационалистической методике анализа. Доминирующее положение занимают идеи аристотелевской философии, а ее создатель становится для схоластики непререкаемым авторитетом, правда наряду с Библией.

    Столкновением традиции платонизма и возродившейся после тысячелетнего забвения традиции аристотелизма была инициирована одна из основных схоластических проблем — проблема «универсалий», т.е. общих понятий, или, на категориальном уровне, соотношения общего и единичного. Вопрос в том, какова природа общих понятий, соответствуют ли общим понятиям некие действительные предметы и если да, то какие. В связи с этим формируются две альтернативные позиции. Одна из них заключалась в том, что объективные существованием могут обладать только единичные вещи, а универсалии (общие понятия) существуют не в действительности, а только в мышлении. Это только наименования. Отсюда и общее название учения — номинализм (от лат. nomen имя, наименование). Противоположная позиция отстаивалась сторонниками реализма, согласно которому действительным реальным существованием обладают общие понятия, первичные по отношению к единичным предметам.

    Поднятая схоластами проблема содержала множество аспектов, выявление и обсуждение которых сыграло плодотворную роль в дальнейшем развитии гносеологии, методологии науки, логики, языкознания, математики. Правда у ранних схоластов позиции номинализма и реализма еще связаны исключительно с осмыслением христианского вероучения. Скажем, номиналист Росцелин (1050—1120) по поводу догмата Троицы приходил к выводу, что не может быть единой субстанции, объединяющей одновременное существование трех божественных лиц. В действительности могут сосуществовать только три различных бога.

    В споре номиналистов и реалистов Фома Аквинский занимал некую среднюю позицию, допускающую существование универсалий до вещей, но только потому, что идея сотворения мира должна была быть в уме Бога до того, как он смог его сотворить.

    Одна из главных проблем Аквината — соотношение веры и знания, истин, представленных христианской догматикой, с одной стороны, и рационального, опытного знания — с другой. По методу получения они полностью отличаются друг от друга, ибо религиозно-теологические истины имеют своим источником откровение, а не опыт и разум. Однако области их применения частично совпадают. Конечно, существуют истины, добытые опытно-рациональным путем, необходимые для жизненной практики и не имеющие прямого отношения к религии и теологии. Но и в религии имеются положения, догматы, нуждающиеся в рациональном обосновании. Будучи доказанными, они становятся ближе человеку как мыслящему существу, укрепляют его веру. Доказательству, правда, поддаются не все догматы. К числу доказуемых, например, относится догмат о существовании Бога.

    Всего доводов в пользу бытия Бога выдвигается пять. Первое доказательство основывается на понятии движения. Поскольку самодвижение невозможно и каждый движущийся предмет движим другим (одно и то же не может быть движимым и движущим в одном и том же отношении), то следует допустить перводвигатель, которым мыслим только Бог. Второе доказательство — «от причины» — аналогично предыдущему. В нем Бог отождествляется с первопричиной. Третье доказательство обосновывает существование Бога тем, что невозможно допустить самопроизвольное возникновение и исчезновение вещей. Следовательно, должна существовать их конечная необходимость, т.е. Бог. Четвертое доказательство называется «от степени совершенства». Все в мире обнаруживает разную степень красоты, блага и истины. Но это означает существование некоего абсолютного мерила, предела всех совершенств. Им опять-таки может быть только Бог. Пятое (телеологическое) доказательство связывает существование Бога с понятием целесообразности.

    4.4. Философия позднего средневековья и эпохи Возрождения


    Схоластика позднего средневековья, имея в виду номинализм, уже в большей степени связана с решением теоретико-познавательных, а не теологических проблем. Сфера религиозной веры противопоставляется рациональному и опытному знанию, теология — философии. Наиболее известным представителем позднего номинализма является Уильям Оккам (1285—1349). Именно у него и его последователей окончательно утверждается разрушительная для средневековья концепция «двух истин». Больше всего Оккам известен афоризмом, получившим название «бритвы Оккама». Афоризм этот гласит:

    «Сущностей не следует умножать без необходимости».

    В нем нашла выражение ориентация номинализма на проблемы гносеологии, установка на примат опыта, эмпирического познания.

    Новый взгляд на мир, во многом противоположный средневековому, формируется в эпоху Возрождения. Если средневековые философы пытались пересмотреть и адаптировать античную философию к христианской доктрине, то Возрождение пересматривает христианскую картину мира, руководствуясь философскими критериями античности. Центр картины мира перемещается с неба на Землю, на самого человека, его земное бытие, чувства и страсти. Среди многих мыслителей Возрождения, таких как Кеплер, Коперник, Макиавелли, Лоренцо Валла, Парацельс, Телезио, Эразм Роттердамский, собственно философская компонента в наибольшей степени представлена у Николая Кузанского (1401—1464) и Джордано Бруно (1548—1600). Одна из основных тенденций их философии — пантеизм, т.е. отождествление Бога и природы. Бог начинает мыслиться как синоним единства природы, безличное и бесконечное существо [7].

    Задание 4.2. Обсудите существо спора между номиналистами и реалистами в средневековой схоластике.

    Выводы: В средневековой философии теологическая идея выполняла ту же регулятивную функцию, какую в античной выполняла идея эстетико-космологическая, а в философии Нового времени — идея научного знания.

    Контрольные вопросы для самопроверки


    1. Каковы основные особенности религиозного сознания?

    2. В чем различия античной и библейской картин мира?

    3. Что такое время, по Августину?

    4. Как решалась проблема взаимоотношений веры и знания в философии Аквината?



    Библиографический список (основной)


    1. Августин. Исповедь. О граде Божием // Антология мировой философии. В 4-х т. / Ред. коллегия:: В.В.Соколов и др.— М., 1969.–– Т. 1. Ч. 2.— С. 582—592.



    (дополнительный)


    1. Августин Аврелий. Исповедь. Абеляр П. История моих бедствий.— М., 1992.— С. 163, 167.

    2. Антология мировой философии. В 4-х т. Т. 1. Ч. 2 / Ред. коллегия: В.В.Соколов и др.— М., 1969.— С. 588.

    3. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // Избр. произведения.— М., 1990.

    4. Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии (латинская патристика).— М., 1979.— С. 4.

    5. Рассел Б. История западной философии.— М., 1959.— С. 369.

    6. Чаплин В. Крест и дубинка: союз невозможен // Независимая газета.— 1992.— 24 апреля.

    7. Соколов В.В. Европейская философия XV—XVII веков. — М., 1984.


    1   ...   11   12   13   14   15   16   17   18   ...   34


    написать администратору сайта