АПРО. Антипов_Философия_УМК. Учебнометодический комплекс для дистанционного обучения по специальностям 061000 Государственное и муниципальное управление
Скачать 1.29 Mb.
|
3.4. Философия эпохи эллинизма и поздней античной классики3.4.1. Эпикур и эпикурейцыЭпикур (341 г. до н.э. — 270 г. до н.э.) — продолжатель линии Демокрита, его атомистики. Но если у Демокрита на первом плане стоит проблема космологическая, проблема причинного объяснения природных явлений, то философия Эпикура ориентирована на человека, на формирование этического идеала. Философия — основное средство достижения счастья. Познание природы не имеет самостоятельного значения для жизни человека, оно является лишь основой для этики. «Если бы не беспокоил страх перед атмосферными явлениями или страх смерти, то не было бы нужды в физике». Критерий истины — ощущение. Счастье — это не омраченное ничем ощущение удовольствия. Основанием для свободы человека в его мышлении и поведении является самопроизвольные отклонения атомов, спонтанность движения (чего не допускал Демокрит). Подлинные удовольствия разумны и справедливы. Удовольствия души выше удовольствия тела. Истинное духовное наслаждение достигается безграничным стремлением к знанию. Это и ведет к счастью, т.е. к безмятежному душевному спокойствию (атараксии). 3.4.2. СтоицизмНазвание происходит от портика (зала) в Афинах, где происходили собрания последователей основателя школы — Зенона из Китиона (около 300 г. до н.э.). История стоицизма насчитывает несколько столетий. Большое влияние она приобрела в последние века республиканского Рима и первые века существования Римской империи. Виднейшими представителями римского стоицизма были писатель и драматург Сенека, Эпиктет и император Марк Аврелий. Философию стоики подразделяли на физику, этику и логику, (этот термин впервые введен Зеноном). Они исходили из принципа разумности устройства Вселенной. Миром управляет логос, который обусловливает всеобщую взаимосвязь и взаимосогласованность происходящих в мире событий. В центре этических рассуждений стоиков не счастье, а добродетель. Добродетель заключается в самосовершенствовании. Если во внешнем мире свободы нет, то можно приобрести внутреннюю свободу. Следует жить в согласии с природой. Совершенствование состоит в подавлении чувственных страстей и в подчинении разумной необходимости. Условия нравственного поведения — невозмутимость духа и мудрость в понимании судьбы. Нравственный идеал рисуется стоикам в образе мудреца, подобного Сократу. Мудрец руководствуется только разумом, он глух к волнениям страстей. Все внешнее ему безразлично, важна только добродетель, обеспечивающая внутреннюю независимость. Однако отнюдь не все философы-стоики следовали принципам своего учения. В высшей степени это было свойственно, например, Луцию Аннею Сенеке (6 г. до н.э.—65 г. н.э.) — одному из богатейших римлян, проповедовавшему, тем не менее, презрение к богатству. В ответ на упреки в расхождении между словом и делом Сенека писал: «Мне говорят, что моя жизнь не согласна с моим учением. В этом в свое время упрекали и Платона, и Эпикура, и Зенона. Все философы говорят не о том, как они сами живут, но как надо жить. Я говорю о добродетели, а не о себе и веду борьбу с пороками, в том числе и со своими собственниками: когда смогу, буду жить как должно. Ведь если бы я жил вполне согласно моему учению, кто был бы счастливее меня, но теперь нет оснований презирать меня за хорошую речь и за сердце, полное чистыми помыслами» [15]. Можно ли считать такое оправдание циничным? Ведь в любом случае совпадение идеала и реальности недостижимо. Поскольку же точное следование моральному идеалу невозможно (такое общество не смогло бы вообще существовать), гораздо более существенен аспект мотивации, деятельность совести. Поэтому, например, создатель одного из современных этических учений — «этики благоговения перед жизнью» («Добро — то, что служит сохранению и развитию жизни, зло есть то, что уничтожает жизнь или препятствует ей») — Альберт Швейцер, имея в виду принципиальную нереализуемость провозглашенного идеала в абсолютном смысле, говорил: «Чистая совесть есть изобретение дьявола» [17]. 3.4.3. СкептицизмСкептицизм имел своей предпосылкой учение софистов о субъективности и недостоверности всякого чувственного знания. Основной тезис родоначальника полного и крайнего скептицизма Пиррона (365—275 гг. до н.э.): всякое знание недостоверно. Ни одно из двух противоречащих друг другу суждений не является достоверным. Главная проблема философии — возможность достижения счастья. Но чтобы ее разрешить, следует ответить на три вопроса: что нас окружает? как мы должны относиться к окружающему? что из этого должно следовать? 1. Всякая вещь есть «это» не в большей степени, чем «то»; все есть и не есть в равной степени. В мире все относительно, все вещи постоянны и непостоянны, а поэтому непознаваемы. Согласно легенде, на вопрос: «А не умер ли ты, Пиррон?» — последний ответил: «Не знаю!». 2. Из ответа на первый вопрос делался вывод о необходимости полного воздержания от каких-либо суждении о чем-либо, что обозначалось термином «епохэ» (греч. остановка, задержка, прекращение). 3. Ответ на третий вопрос — полная невозмутимость, бездеятельность и бестревожность (атараксия) как жизненная позиция. Однако это не атараксия эпикурейцев, путь к достижению которой — познание. Это спокойствие и безмятежность поросенка на гибнущем корабле, на которые ссылался сам Пиррон. 3.4.4. НеоплатонизмНеоплатонизм — последняя крупная система западной античности. Его можно рассматривать как продукт эволюции учения Платона о высшем благе, антитезе души и тела, Эросе, боге-демиурге, космической душе и эйдосах. Главное в неоплатонизме — учение о потусторонности, сверхразумности и сверхбытийности первоначала всего сущего. Бог Платона доступен разуму, он сам есть мировой разум. Бог Плотина мистичен, сверхразумен, он — Единое как таковое. Средство приближения к этому сверхчувственному первоначалу — мистический экстаз. Это Единое есть первоначало всего сущего, источник красоты, блага, формы, ума. Переход к менее совершенным и низшим ступеням универсума Плотин называет эманацией. Ум — первая ступень эманации Единого. Мировая Душа — вторая ступень эманации. Душа — источник движения. Лучшая часть природы — это низшая душа (души неба, звезд, Солнца, Луны, растений, людей). Низшая часть природы — материя. Единое есть Благо. «Благо, — говорил Плотин, — это то, от чего зависит и к чему стремится сущее, имея его своим началом и нуждаясь в нем». Восхождение к единому заключает в себе несколько ступеней, или состояний. В жизни обыденного человека материальное важнее идеального. Красота познается только в чувственной, вещной форме. Обыденный человек заботится о теле, не заботясь о душе. Более высокое состояние души предполагает развитие способностей к сверхчувственному интеллектуальному умосозерцанию, видение красоты, добродетели, благоразумных поступков, добрых нравов, величия характера, справедливости. Наконец, высшее состояние — жизнь в мистическом экстазе, это «исступление» души, душа сливается с Единым как с Богом. Задание 3.6. Определите, к каким традициям античной философии восходят соответственно эпикуреизм, стоицизм, скептицизм, неоплатонизм. Выводы: Резюмируем сказанное мнением известного русского философа А.Ф.Лосева: «История философии относится к числу тех областей знания, из которых должна складываться теория познания. Ведь только с помощью истории философии люди смогли понять, как вырабатывались формы и категории теоретического мышления, методы освоения мыслью действительности, методологическая культура…». Контрольные вопросы для самопроверкиКак трактовалось субстанциональное генетическое начало представителями ионийской философии? Утверждают ли апории Зенона, что реального, эмпирически наличного движения не существует? Что они утверждают? В чем отличие учения о бытии атомистов и элеатов? В чем отличие сократовской иронии и диалектического метода от скептицизма и софистики? В чем, с Вашей точки зрения, основание для утверждения Платона о первичности и объективности мира идей? Является ли, на Ваш взгляд, модель платоновского государства моделью тоталитарного государства? В чем главное различие в направленности философии Платона и Аристотеля? Каково различие предметов «первой» и «второй» философий, по Аристотелю? Библиографический список (основной)Аристотель. Метафизика // Антология мировой философии. В 4-х т. Т. 1. Ч. 1 / Ред. коллегия: В.В.Соколов и др.— М., 1969.— С. 408—428. Гераклит // Антология мировой философии. В 4-х т. Т. 1. Ч. 1 / Ред. коллегия: В.В.Соколов и др.— С. 275—280. Протагор // Антология мировой философии. В 4-х т. Т. 1. Ч. 1 / Ред. коллегия: В.В.Соколов и др.— С. 316—318. Платон // Антология мировой философии. В 4-х т. Т. 1. Ч. 1 / Ред. коллегия: В.В.Соколов и др.— С. 374—383. (дополнительный)Антология мировой философии. В. 4-х т. Т. 1. Ч. 1 / Ред. коллегия: В.В.Соколов и др.— М., 1969.— С. 276, 279, 287, 302, 329. Аристотель. Соч. В 4-х т.— М., 1978.— Т. 2.— С. 55. Борн М. Физика в жизни моего поколения.— М., 1963.— С. 186. Виндельбанд В. История философии.— Киев. 1997.— С. 29—30. Диоген Лаэртский о жизни, учениях и изречениях знаменитых философов.— М., 1979.— С. 240—260. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии.— М., 1990.— С. 394, 433. Койре А. Заметки о парадоксах Зенона // Очерки истории философской мысли.— М., 1985. Платон. Соч. В 3-х т. Т. 1.— М., 1968. Платон. Соч. В 3-х т. Т. 3. Ч. 1.— М., 1971.— С. 321—354. Поппер К. Открытое общество и его враги. Т.1: Чары Платона.— М., 1992.— С. 50—52. Рожанский И.Д. Анаксагор.— М., 1983.— С. 7. Розова С.С. Классификационная проблема в современной науке.— Новосибирск, 1986.— С. 61. Флейвелл Дж.Х. Генетическая психология Жана Пиаже.— М., 1967.— С. 443. Фрагменты ранних греческих философов. Ч. 5.— М., 1989.— С. 110, 119, 217. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии.— М., 1991.— С. 286. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии.— М., 1981.— С. 126, 143, 154—159, 228. Швейцер А. Культура и этика.— М., 1973.— С. 315. Яновская С.А. Преодолены ли в современной науке трудности, известные под названием «апорий Зенона»? // Методологические проблемы науки.— М., 1972. |