Тема 7. Европейская (постклассическая) философия середины XIX—начала ХХ в. Цель темы — составить представление об основных традициях европейской философии, пришедших на смену классической немецкой философии, в значительной мере как ее альтернативы.
План темы Антропологический материализм Л.Фейербаха Философия марксизма: исторический и диалектический материализм Позитивизм в XIX в. Традиция иррационализма в философии XIX—начала ХХ в.
Общие особенности ситуации, складывающейся в европейской философии середины XIX в., объясняются действием двух факторов. Во-первых, ускорением и радикализацией социокультурных изменений в обществе. Разрушаются социально-политические структуры, характерные для феодального общества, что находит выражение в серии революций и его маргинализации. Результатом последней становится, в частности, образование пролетариата. Общество «атомизируется» в том смысле, что меняется тип социальных связей, возрастает автономия личности. Утрачивают свою адекватность сложившиеся формы идентификации человека относительно социального пространства и времени. Разрушаются и трансформируются традиционные иерархии ценностей. Во-вторых, на доминирующие позиции в культуре выдвигается наука.
Это время второй научной революции, результатом которой стала профессионализация научной деятельности. Наука становится единицей в общественном разделении труда, социальным институтом. Оформляется ее предметная организация. Наука начинает замыкаться на производство, превращаться, по выражению К.Маркса, в «непосредственную производительную силу».
Показательный пример: в Англии тридцатых годов XIX в. книга Чарльза Лайеля (названного Ч.Дарвином «лордом-канцлером естествознания») «Принципы геологии, являющиеся попыткой объяснить прошлые изменения поверхности Земли путем соотношения с причинами, ныне действующими» раскупалась в пять раз быстрее, чем популярные романы, например В.Скотта. Ни дорогая цена, ни объем трехтомника читателей не отпугивали. Научное знание вычленяется из ранее общего для него контекста с философией. С другой стороны, научная картина мира начинает занимать социокультурную нишу, ранее занимавшуюся религиозным мировоззрением и философией. Несколько позднее суть происходившего Ф.Ницше выразил формулой «смерть Бога».
7.1. Антропологический материализм Л.Фейербаха Антитезисом гегелевской философии, используя терминологию его диалектики, стала философия Л.Фейербаха (1804—1872). Фейербах начинал как последователь Гегеля. Будучи студентом-теологом, под влиянием гегелевских лекций он бросает теологию и обращается к философии. «Вне философии, — говорил он, — нет спасения». Как самостоятельный философ Фейербах начинает с критики религии, религиозного мировоззрения вообще и христианства в частности. Это стало главной темой его философствования. Принципиальной установкой на критику религии вообще может быть только атеизм. Именно атеизм толкнул Фейербаха к материализму и разрыву с гегелевской философией. Но материализм есть основание науки, ее мировоззренческая предпосылка. Отсюда берет начало ориентация Фейербаха на познавательный опыт науки. Философия истолковывается им как наука о человеке — антропология.
Позиция Фейербаха в том, что не Бог создал человека, а человек бога. Источник религии нужно искать в природе человека, в глубинах человеческой психики.
Если французские материалисты и атеисты XVIII в. видели ключ к загадке религии в рациональной сфере (незнание, неумение объяснить явления природы и истории, обман), то, по Фейербаху, «чувство — вот главное в религии». То, что называют религиозным чувством, производно от чувства зависимости, которое и составляет основу всякой религии. Предмет, являющийся источником зависимости, становится объектом поклонения. У человека есть стремление, которое интегрирует все человеческие потребности, — это стремление к счастью. Поэтому чувство зависимости связано с тем, что может дать или отнять счастье. Бессилие, невозможность достичь счастья находит компенсацию, утешение в иллюзии. Пропасть между желаемым и действительностью заполняется силой воображения.
«Бог, — писал Фейербах, — есть стремление человека к счастью, нашедшее свое удовлетворение в фантазии» [18]. Общий вывод Фейербаха в том, что божественная сущность — это духовная сущность человека, но обособленная от человека и представленная в виде самостоятельного существа.
Итак, религия есть проявление человеческой природы. Но в чем заключается сама эта природа, т.е. сущность человека? Кант выявил принципиальную противоречивость, антиномичность в решении данного вопроса: либо человек определяется как природное существо, что дает возможность формирования наук о человеке, либо человек относится к миру свободы, подчиняющемуся моральным императивам (6.1). Фейербах в своей антропологической философии воспроизводит кантовскую антиномию. С одной стороны, человеческая сущность сводится им к человеческой телесности и даже к естественно-географическим условиям жизни человека, с другой же — определяется через «общение», связь между людьми (Я и Ты). Однако, в отличие от Канта, Фейербах не ощутил всей глубины выявленного противоречия, результатом чего стал целый ряд парадоксальных выводов творца «антропологического материализма». Так, он приходит к полному отождествлению своей антропологии с наукой. Для Фейербаха она — «венец естествознания», фактически же, по предмету — психология и физиология. Он совершенно отчетливо говорит, например, о необходимости применения научных эмпирических методов в исследовании психики («объективном созерцании чувственного»). Соответственно, в гегелевской философии он видит теологию, превращенную в логику, «рациональную мистику».
Там же, где Фейербах за основу своего философствования берет альтернативное предыдущему толкование человеческой сущности (связь Я и Ты), он приходит к необходимости создания новой религии как основания прокламируемой им этики «разумного эгоизма».
Стремление к счастью, составляющее основу человеческого поведения, эгоистично. Вопрос поэтому в том, как может возникнуть и существовать мораль с ее категориями долга, ответственности, справедливости и т.п. Ответ: Я не может быть счастливым без Ты. Обязанность по отношению к себе предполагает обязанности по отношению к другому. Альтруизм и эгоизм не исключают, а дополняют друг друга. Например, совесть есть присутствие другого Я в моем собственном Я, долг — спор между собственным и чужим счастьем. Трезвый рациональный расчет дает возможность разрешать подобные споры.
Ф Этическое учение, считающее основополагающей категорией морали счастье, называется эвдемонизмом. ейербах, однако, не мог не ощущать, что одного рационального (разумного) расчета для моральной жизни недостаточно. И здесь он парадоксальным образом пытается соединить свою антропологию как «венец естествознания» с критиковавшейся на всем протяжении философской карьеры религией. Такой принципиально новой религией должна стать религия без Бога в собственном смысле. Это будет не культ верховного существа, а культ любви человека к человеку. Причем значительное, по сути, главенствующее место среди проявлений любви Фейербах отводил половой любви.
Объяснение парадокса в следующем. Подлинным основанием морали выступает вера, исторически — в религиозной ее форме. Наука, например научные знания о человеке (антропология), подобным основанием служить не может. Тут вполне уместно привести саркастический отзыв Вл.Соловьева (1853—1900): русским нигилистам свойственен такой силлогизм — человек произошел от обезьяны, следовательно, будем любить друг друга [2].
Данная тема стала одной из ведущих и в творчестве Достоевского, приходившего к выводу, что человечность, оторванная от Бога и Богочеловека, перерождается в бесчеловечность.
Подобным же образом рассуждает и высший иерарх Русской Православной Церкви Алексий II: «Навязчивая идея секуляризации, воспринятая от эпохи Просвещения, все еще, к сожалению, продолжает владеть умами, однако бесплодность ее становится все более очевидной… Именно обожествление человека ведет к опасной духовной подмене. Культ человекобога оборачивается культом Антихриста, претендующего на роль “спасителя” человечества» [16].
! Таким образом, вопреки исходной своей ориентации на научную рациональность, Фейербах приходит к созданию сугубо философского мировоззрения, более того, истинной (истинной в научном смысле, что нелепо) религии. Данное обстоятельство было вполне адекватно отмечено одним из его критиков К.Марксом. «Вся дедукция Фейербаха по вопросу об отношении людей друг к другу, — писал он, — направлена лишь к тому, чтобы доказать, что люди нуждаются и всегда нуждались друг в друге. Он хочет укрепить сознание этого факта, хочет, следовательно, как и прочие теоретики, добиться только правильного осознания существующего факта, тогда как задача действительного коммуниста состоит в том, чтобы низвергнуть это существование» [14]. Впоследствии эта мысль, правда в другом контексте — скрытой полемики с Гегелем, была повторена Марксом в «Тезисах о Фейербахе».
Задание 7.1. Дайте развернутое пояснение утверждению Фейербаха: «Истина не есть ни материализм, ни идеализм, ни физиология, ни психология; истина — только антропология… эта точка зрения дает мне целостность и индивидуальность».
|