Учебнометодический комплекс по учебной дисциплине история вокального исполнительства для специальности
Скачать 0.86 Mb.
|
Тема 1. Введение в дисциплину «История вокального исполнительства» Значение, цель и задачи дисциплины «История вокального исполнительства». Ее роль и место в профессиональной подготовке специалиста высшей квалификации по специальности «Искусство эстрады» направления «Пение». Взаимосвязь с профильными дисциплинами «История мирового и белорусского эстрадного музыкального искусства», «История рок-музыки», «История джазового исполнительства», «История мирового и белорусского джаза», «История мирового и белорусского эстрадного музыкального театра», «Эстрадно-вокальная музыка Беларуси», «Вокал», «Вокальный ансамбль», «Постановка вокального номера», «Сценическая культура исполнителя», «Мастерство актера», «Сценическая речь и голосово- речевой тренинг», «Сценическое движение». Тема 2. Вокальное исполнительство как вид художественного творчества Музыкальное исполнительство – творческий процесс воссоздания музыкального произведения средствами исполнительского мастерства. Вокальное исполнительство – творческий процесс воссоздания и воспроизведения вокального произведения средствами вокального и сценического мастерства. Жанры вокального исполнительства: песня, романс, музыкальные куплеты, музыкальная пародия. Классификация жанра песни: по характеру создания: народная (коллективное анонимное творчество), бардовская (индивидуальное любительское творчество), эстрадная (коллективное авторское творчество); по тематическому содержанию: детская, военная, революционная, гражданско-патриотическая, любовная; по характеру отражения действительности: пародийно-шуточная, лирическая, драматическая. Формы публичной презентации вокального исполнительства: концерт (моноконцерт, или сольный концерт, концерт-митинг, шоу-программа), конкурс, фестиваль, видео-презентация (клип, фильм, блог), флеш-моб. Сценический номер (отдельный и самоценный по своей форме и содержанию) как структурная единица любой формы вокального исполнительства. Вокальное исполнительство в различных сферах социальной и культурной жизни. РЕПОЗИТОРИЙ БГ УК И 69 Тема 3. Вокальное исполнительство в области популярной музыки. Понятия популярной музыки, «легкой», эстрадной музыки. Понятия «певческой манеры», «индивидуальной манеры исполнения», «сценической культуры», «исполнительского вкуса», «исполнительского эпатажа». Певческие манеры вокального исполнительства в популярной музыке: народная, джазовая, блюзовая, академическая, белтинг, роковая, актерская, поп- и хип-хоп-манера. Вокально-технические и исполнительские штампы. Виды вокального исполнительства: по количеству вокалистов – сольное, ансамблевое, по типу аккомпанемента – пение a capella, пение с инструментальным сопровождением (концертмейстер, инструментальная группа, джаз-бэнд, оркестр), пение под фонограмму «минус один». Особенности работы вокалиста с микрофоном. Виды вокальных микрофонов. Средства выразительности сценической демонстрации вокального исполнительства в сфере популярной музыки: сценический грим и костюм, пластика (мимика, жесты, пластическое решение), элементы хореографии, сценография, мультимедийное, пиротехническое и светоцветовое оформление, звуковая партитура (дизайн звука), режиссерская работа. Стадии воссоздания вокального произведения в процессе вокального исполнительства в области популярной музыки: авторский текст, индивидуальная исполнительская интерпретация, вокальный стандарт, ремикс, ремейк, кавер. Тема 4. История мирового вокального исполнительства Простейшие бытовые формы вокального исполнительства первобытного мира (пастушеские зовы, охотничьи, воинственные, трудовые, обрядовые кличи, восклицания и пр.). Вопросы и проблемы вокальной техники и исполнительства в трудах Гиппократа (III в. до н.э.), Платона (IV в. до н.э.), Абуаль-Хасана (рубеж VIII – IX вв.), Джероламо ди Моравиа (XIII в.), Л.Цаккони, Дж.Каччини, П.Ф.Този, Дж.Манчини (XVI – XVIII вв.), М.Гарсиа (XIX в.), К.Линклейтер, С.Риггс, Э.Ховард и Х.Остин, В.Морозов (XX – XXI вв.). Профессиональное вокальное искусство античного мира (аэды, рапсоды). Певцы-композиторы и певцы Древней Греции: Терпандр, Стехизор, Ксенокрит, Клеомен, Ниссида из Локр и др. Вокальное исполнительство в странах Древнего Востока. Возникновение искусства профессионального пения в Китае. “Книга песен” - “Шицзин” (VI в. до н.э.). Cпециальная музыкальная палата Юэфу при дворе императора в период Хань (II в. до н.э.). Учебные заведения Китая (I в.), возникновение театра (XIII – XIV вв.). Вокальное исполнение религиозных гимнов, ритуальных песнопений в Древней Индии. Раги – древнеиндийские песни, мелодии в которых были выписаны с точностью до четверти тона. РЕПОЗИТОРИЙ БГ УК И 70 Развитие культового и народного пенияв вокальном исполнительском искусстве Европы: барды, трубадуры, минезингеры, скоморохи, гусляры, волочобники, бандуристы, кобзари, лирники. Церковное исполнительство и школы церковного пения. Возникновение оперы (Италия, XVI в.) и культ хороших голосов, владеющих вокальной техникой. XVII – XIХ вв. – формирование и развитие национальных вокальных школ в странах Западной Европы (итальянская: техника бельканто, колоратурный стиль исполнения; французская: декламационный стиль исполнения; немецко-австрийская: камерное пение). ХХ – XХI вв. – зрелищность, массовость, техногенность и мультимедийность мирового вокального исполнительства. Разнообразие вокальных техник и индивидуальных манер исполнения. Тема 5. История развития белорусского вокального исполнительства в первой половине ХХ века Исторические и социокультурные предпосылки зарождения вокального эстрадного исполнительства Беларуси. Народно-песенное исполнительство, творчество скоморохов-волочобников, деятельность народных театров, опыт гастролировавших на белорусской земле приезжих вокалистов. Этапы развития вокального эстрадного исполнительства в Беларуси в первой половине ХХ в.: 1900 – 1916 гг. Возрождение национального искусства. Развитие инфраструктуры увеселительных заведений (кабаре, варьете, сценические подмостки кафе, баров, ресторанов). Творческая деятельность различных обществ и коллективов («Минское объединение друзей музыки», «Общество любителей белорусского народного искусства в Петрограде», первая профессиональная театральная труппа И.Буйницкого и др.). 1917 – 1938 гг. Развитие белорусского вокального исполнительства в условиях активного идеологического и государственного контроля. Сценическое исполнительство И.Яунзем, Л.П.Александровской, Н.Д.Ворвулева, И.М.Болотина, Белорусского вокального квартета. Появление в 1925 г. белорусского радиовещания. 1939 – 1949 гг. Открытие двух отделений организации Белгосэстрада в БССР (1939 г.). Развитие вокального исполнительства во время Великой отечественной войны и первые послевоенные годы. Активная сценическая деятельность концертно-эстрадных бригад, вокальная исполнительская практика И.Яунзем, Н.Д.Ворвулева, Л.П.Александровской и др.), мобильность сценического репертуара, доминирование социальной тематики в произведениях, популярность жанров: песня, романс, куплеты. Тема 6. История развития белорусского вокального исполнительства во второй половине ХХ – начале ХХI веков РЕПОЗИТОРИЙ БГ УК И 71 Этапы развития вокального эстрадного исполнительства в Беларуси во второй половине ХХ – начале ХХI вв.: 1950 – 1969 гг. Интенсивное развитие вокального эстрадного исполнительства в условиях активной политики “русификации” белорусского населения. Творческая деятельность Г.Бутько, И.Вишневской, В.Земирова, Э.Мицуль, И.Полянской, О.Саморадова и др. Участие вокальных исполнителей в различных фестивалях и конкурсов вокальной эстрадной музыки в СССР. Развитие белорусского телевидения (с 1956 г.). 1970 – 1989 гг. Расцвет национального вокального эстрадного исполнительства; многообразие музыкального, тематического и художественного содержания исполняемых произведений. Исполнительская деятельность вокалистов (Н.Богуславская, В.Вуячич, Н.Микулич и др.) и исполнительских коллективов («Песняры», «Сябры», «Верасы», дуэт Я.Поплавской и А.Тихоновича). Расцвет самодеятельного творчества (композиторского, исполнительского), появление стилевого направления “новая фольклорная волна”. 1990 – 1999 гг. Рыночные условия бытования вокального эстрадного исполнительства, отставание на мировом уровне в электротехнической, мультимедийной оснащённости, определённые трудности в области перестройки инфраструктуры учреждений культуры. Создание самобытного национального репертуара, популяризация белорусского песенного фольклора («Палац», «Троіца», «Юр’я» и др.). Начало ХХI в. Развитие и повышение уровня профессионального образования субъектов вокального исполнительства (исполнителей, композиторов, аранжировщиков, звукорежиссёров, музыкальных продюсеров). Активная концертная деятельность вокальных исполнителей. Музыкальные фестивали и конкурсы Беларуси («Славянский базар», «Молодечно», «Сузор’е надзей», «Маладзiчок» и др.). Тема 7. Персоналии мирового вокального исполнительства Творческие достижения лучших мастеров мирового вокального исполнительства в разных стилевых направлениях популярной музыки: поп- музыка (Элвис Пресли, Майкл Джексон, Мадонна, Лара Фабиан, Стинг, Кристина Агилера и др.), рок-музыка («Битлз», Фредди Меркьюри, Питер Гэбриэль, Пинк, «Колдплэй» и др.), джазовая музыка (Луи Армстронг, Элла Фицджеральд, Эл Джеро, Стиви Уандер, Джемми Калэм, Майкл Бубле и др.), академическая музыка (Федор Шаляпин, Лучиано Паваротти, Монсеррат Кабалье, Андрэа Бочелли, Сара Брайтман, Анна Нетребко и др.). Мастера звуковой имитации: Има Сумак, Бобби Макферрин и др. РЕПОЗИТОРИЙ БГ УК И 72 Тема 8. Анализ концертных live-программ мирового вокального исполнительства Критерии анализа концертных live-программ мирового вокального исполнительства: исполнитель (исполнительский коллектив), режиссер- постановщик, сценическая площадка, количество зрительской (слушательской) аудитории, треклист, длительность программы, визуальный образ исполнительского состава концертной программы (сценический грим и костюм), художественный образ, пластика (мимика, жесты, пластическое решение), хореография, сценография, мультимедийное, пиротехническое и свето-цветовое оформление, звуковая партитура (дизайн звука), режиссерская работа (драматургия как отдельно взятых сценических номеров, так и всей программы в целом), работа художника сцены, бюджет. Характер взаимодействия «исполнитель – публика». Радио-концерт, телевизионная трансляция концертной программы: особенности исполнительской работы. Специфика работы вокалиста в режимах «живой звук» и «прямой эфир». Международный конкурс популярной песни «Евровидение» («Eurovision Song Contest»). Лучшие образцы концертных live-программ мирового вокального исполнительства: Пинк «Funhouse» (2009 г., режиссеры: Ларн Поланд, Баз Хэлперн, Пол Миркович), Питер Гэбриэль «Growing up» (2003 г., режиссеры: Хэмиш Хэмильтон, Питер Гэбриэль), Кристина Агилера «Back to Basics» (2006 – 2008 г., режиссеры: Хэмиш Хэмилтон, Билл Крукс, Джэми Кинг), Бобби Макферрин «Live In Montreal» (2003 г., режиссер: Alan Chicoine), Лара Фабиан «En Toute Intimité» (2003 г., режиссер: Лара Фабиан), Андреа Бочелли «Vivere. Live in Tuscany» (2008 г., режиссер: Массимо Ферранти) и др. Концертные live-программы вокальных исполнителей, созданные для церемоний открытия и закрытия спортивных мероприятий (Майкл Джексон, Кэтти Перри, Мадонна и др.). РЕПОЗИТОРИЙ БГ УК И 73 ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ Литература Основная 1. Алексеев, А.Д. Музыкально-исполнительское искусство конца XIX – первой половины ХХ века / А.Д. Алексеев / ред. В. Панкратова. – М., 1995. – 328 с. 2. Бараш, А.Б. Поэма о человеческом голосе. Знакомство с искусством академического вокала: уч.-методическое пособие / А.Б. Бараш. / Ред. Э. Плотица. – М., Изд. дом «Композитор», 2005 – 168 с. 3. Безвершенко, Н. “Это – мармелад и перец!” / Н. Безвершенко. // Минский курьер. – 2003. – 21 нояб. – С. 2. 4. Белоброва, Е.Ю. Рок-вокалист: учеб. пособие / Е.Ю. Белоброва. – 3- е изд. – М.: Музыка, 2002. – 36 с. 5. Белоброва, Е.Ю. Техника эстрадного вокала / Е.Ю. Белоброва. – М.: Музыка, 2002. – 48 с. 6. Берасцень, С. “Песняры”: ад ВІА да брэнда / С. Берасцень. // ЛіМ. – 2003. – 17 кастр. – С. 2 – 3. 7. Владимир Мулявин. Нота судьбы: Воспоминания, интервью, исследования / Ред.-сост. Л.Крушинская. – Мн.: Маст. літ., 2004. – 446 с.: ил. 8. Григорьев, В. Исполнитель и эстрада / В. Григорьев. – М.: Классика-XXI, 2006. – 156 с. 9. Гурчанка, А.І. “Палац”, “Юр’е” і іншыя. Нататкі пра творчасць сучасных фолк-рок-гуртоў Беларусі / А.І. Гурчанка. // Мастацтва. – 2003. – № 10 – 11. – С. 42 – 45. 10. Гурчанка, А.І. Інтэрпрэтацыя музычнага фальклору: этнатрыо “Троіца” / А.І. Гурчанка. // Музычнае мастацтва: праблемы выкладання. – 2004. – № 1. – С. 26 – 29. 11. Енукидзе, Н.И. Популярные музыкальные жанры. Из истории джаза и мюзикла: учеб. пособие / Н.И. Енукидзе. – М.: Россмэн-Пресс, 2004. – 125 с. 12. Загародні, Г.М. Эстрада / Г.М. Загародні. // Белорусская энцыклапедыя: У 18 т. / Рэдкал.: Г.П.Пашкоў і інш. – Мн.: БелЭн, 2004. – Т. 18. Кн. 1: Дадатак. – С. 171 – 172. 13. Івашкоў, Л.П. Гісторыя вакальнага мастацтва Беларусі 1932 – 1942 гг.: Ч.2 / Л.П. Івашкоў. – Мн.: БДАМ, 2002. – 138 с.: ноты. 14. Івашкоў, Л.П. Гісторыя вакальнага мастацтва Беларусі. Ч. І / Л.П. Івашкоў. – Мн.: Беларуская акадэмія музыкі, 1995. – 141 с.: ноты. 15. Карпілава, А.А. Поп-музыка / А.А. Карпілава,. // Беларуская энцыклапедыя: У 18 т. / Рэдкал.: Г.П.Пашкоў і інш. – Мн.: БелЭн, 2001. – Т. 12. – С. 510. РЕПОЗИТОРИЙ БГ УК И 74 16. Карягина, А.В. Джазовый вокал: практич. пособие для начинающих (+ CD) / А.В. Карягина. – 1-е изд. – М.: Лань, 2008. – 48 с. 17. Климук, И.Я. Изучение музыки популярных жанров ХХ века: история молодёжной субкультуры: методическое пособие. / И.Я. Климук. – Могилёв: МГУ им. А.А.Кулешова, 2001. – 54 с. 18. Козлов, А. Рок: истоки и развитие / А. Козлов. – М.: Музыка, 1998. – 158 с. 19. Конен, В.Дж. Третий пласт: новые массовые жанры в музыке XX века / В.Дж. Конен. – М. : Музыка, 1994. – 160 с. 20. Конников, А.П. Мир эстрады / А.П. Конников. – М.: Искусство, 1980. – 272 с. 21. Куліковіч, М. Залатая пара беларускае музыкі (ХIV – XVII стст.) / М. Куліковіч. // Крыніца. – 1996. – № 9. – С. 84 – 91. 22. Лёгкая музыка // Белорусская энцыклапедыя: У 18 т. / Рэдкал.: Г.П.Пашкоў і інш. – Мн.: БелЭн, 1999. – Т. 9. – С. 228. 23. Массовая культура: Учебное пособие / К.З.Акопян, А.В.Захаров, С.Я.Кагарлицкая и др. – М.: Альфа – М, ИНФРА – М, 2004. – 304 с. 24. Самин, Д.К. 100 великих вокалистов / Д.К. Самин. – М.: Вече, 2004. – 565 с. 25. Федорцова, А.А. Вокальная эстрадная музыка Беларуси в 1920 – 1930-е гг.: новые социокультурные реалии / А.А. Федорцова // Культура. Наука. Творчество: материалы III Междунар. науч.-практ. конф., 23 – 24 апреля 2009 г. / науч. ред. М.А. Можейко. – Минск: Бел. гос. ун-т культуры и искусств, 2009. – С. 513 – 517. 26. Федорцова, А.А. Белорусское вокальное эстрадное искусство: формы презентации в обществе (ХХ – начало ХХI в.) / А.А. Федорцова // Пытанні мастацтвазнаўства, этналогіі і фалькларыстыкі. Вып. 9 / Ін-т мастацтвазнаўства, этнаграфіі і фальклору імя К. Крапівы НАН Беларусі; навук. рэд. А.І. Лакотка. – Мінск: Права і эканоміка, 2010. – С. 191 – 196. 27. Федорцова, А.А. Вокальная эстрадная музыка Беларуси в последнее десятилетие ХХ в. / А.А. Федорцова // Культура. Наука. Творчество: сборник научных статей”. Вып. 6 “Художественная культура Беларуси и актуальные проблемы искусствоведения” / БДУКМ [і інш.] – Мінск, 2012. – С. 111 – 115. 28. Федорцова, А.А. Вокально-технические приемы в эстрадном исполнительстве / А.А. Федорцова // Асноўныя тэндэнцыі развіцця сучаснай беларускай культуры: матэрыялы навуковай канферэнцыі (Мінск, 23 – 24 лістапада 2011 г.). – Мн.: Беларускі дзяржаўны ўніверсітэт культуры і мастацтваў, 2013 г. – С. 412 – 417. 29. Popular music // The World Book Encyclopedia (International) – London, Sydney, Tunbridge, Wells, Chicago: World Book Inc., 1992, 1993, 1994. – Vol. 15. – p. 682 – 684. РЕПОЗИТОРИЙ БГ УК И 75 30. Rock music // The World Book Encyclopedia (International) – London, Sydney, Tunbridge, Wells, Chicago: World Book Inc., 1992, 1993, 1994. – Vol. 16. – p. 313 – 314. Дополнительная 1. Алексеева, Л.А. О комплексной природе вокально- исполнительского искусства и задачах музыкально-теоретического образования певцов / Л.А. Алексеева. // Комплексный подход к проблемам современного музыкального образования / Труды Моск. гос. консерватории. – М., 1986. – С. 86-89. 2. Баренбойм, Л.А. Музыкальная педагогика и исполнительство: статьи и очерки. / Л.А. Баренбойм. – Ред. В.А. Громова. – Л., 1974. – 156 с. 3. Богданов, И.А., Виноградский, И.А. Драматургия эстрадного представления: Учебник / И.А. Богданов, И.А. Виноградский. – СПб.: Издательство СПбГАТИ, 2009. – 424 с. 4. Романова, Л.В. Школа эстрадного вокала (+ DVD): учеб. пособие для начинающих и профессионалов / Л.В. Романова – С.-П.: Лань, 2007. – 40 с. 5. Станиславский, К.С. Работа актера над собой / К.С. Станиславский. – М.: Искусство, 1951. – 389 с. 6. Шароев, И.Г. Режиссура эстрады и массовых представлений: Учеб. Для студентов высш. театр. учеб. Заведений / И.Г. Шароев. – М.: Просвещение. – 1986. – 463 с. РЕПОЗИТОРИЙ БГ УК И 76 Методические рекомендации по организации и выполнению самостоятельной работы студентов Самостоятельная работа студентов в рамках учебной дисциплины «История вокального исполнительства» включает в себя следующие формы: − изучение материала дисциплины; − использование видео- и аудиоматериалов; − подготовка к практическим занятиям и экзамену. Изучение материала дисциплины подразумевает работу студентов с конспектом лекций, печатной литературой и различными информационными ресурсами сети Интернет. Использование видео- и аудиоматериалов является одной из важнейших форм самостоятельной работы в рамках учебной дисциплины «История вокального исполнительства», что заключается в поиске, просмотре (прослушивании) и анализе видео- и аудиозаписей вокального исполнительского мастерства в области популярной музыки. Подготовка к практическим занятиям и экзамену требует творческого подхода (выполнение творческих заданий при подготовке к практическим занятиям), а также глубокого изучения студентами рекомендуемой литературы, овладения теоретическими знаниями, изложенными в курсе лекций, и практическими навыками анализа вокального исполнительства, приобретенными на практических занятиях. |