Учебнометодический комплекс по учебной дисциплине история вокального исполнительства для специальности
Скачать 0.86 Mb.
|
Тема 3. Вокальное исполнительство в области популярной музыки. Понятия популярной музыки, «легкой», эстрадной музыки. Уже в первом десятилетии ХХ века термин «эстрада» (франц. estrade – помост, сцена) мелькает в российской прессе не только в общепринятом тогда смысле – «помост», «возвышение», – но и расширенном его понимании, включающем певцов, актёров, танцоров, поэтов, которые выходили на сценическую площадку. К началу 1920-х гг., «возникшие в конце прошлого столетия и стремительно множившиеся в предреволюционные годы всевозможные «подмостки», «открытые сцены», концертные эстрады, варьете, кабаре и др., представлявшие так называемый «лёгкий жанр», в целях обеспечения государственного руководства были объединены термином «эстрада». То есть само слово из бытового разговорного обихода перешло в терминологию чиновников для употребления в административных документах. Закрепившись, термин “эстрада” стал использоваться в публицистических изданиях, в СМИ и, наконец, в советский период стал определять театрально-сценические представления (концерты), состоящие из отдельных номеров (жанров) музыкального, хореографического, театрального видов искусства, а также цирка, демонстрируемых на сценических подмостках. В 1990-е гг. понятие «эстрада» стало заменяться более современным – «шоу-бизнес», отражающим её коммерческую составляющую. В настоящее время понятию «эстрадный» возвращается изначальный смысл, то есть оно всё чаще употребляется исключительно функционально: для обозначения «сценических подмостков», «концертной площадки». Популярная музыка – это разновидность музыкального искусства, некий “поперечный срез”, проходящий через все направления музыки и вбирающий в себя всё наиболее популярное в определённый отрезок РЕПОЗИТОРИЙ БГ УК И 13 времени: авторов, произведения, исполнителей. Понятие “популярная музыка” – общеупотребительное на мировом уровне и более универсально описывает процессы, активно протекающих в музыке ХХ – ХХI вв., хотя в русском языке понятие “популярная музыка” шире понятия “эстрадная музыка”. Основными участниками процесса создания произведений вокальной эстрадной музыки являются автор поэтического текста, композитор, исполнитель, значительный вклад в этот процесс вносит творческая деятельность аранжировщика и звукорежиссёра. Певческие манеры вокального исполнительства в популярной музыке: Сегодня на сцене сосуществуют много различных музыкальных стилей и направлений: поп-музыка, рок-музыка, фолк-музыка, рэп, хип-хоп, R&B, классический джаз, соул и много их разновидностей. Каждому стилю соответствует своя манера исполнения, свои вокальные приемы, своя форма и образное наполнение содержания, однако, одинаковая для всех постановка дыхания и постановка голоса. Народная – комплекс вокально-исполнительских средств и приемов, сложившихся на основе местных историко-культурных и художественных традиций под воздействием бытовой певческой среды, основана на особенностях диалекта, музыкального языка и исполнительского опыта ряда поколений народных певцов одной местности (определение Н.В. Калугиной из книги «Основы методики работы с русским народным хором»), в славянской культуре характеризуется дикционной четкостью, выделением обертонов высокой певческой форманты, приближенным звучанием, особенностью «озвученного» пропевания согласных звуков, особой акцентировкой. Джазовая – комплекс вокально-технических и исполнительских средств и приемов, сложившихся в джазовой музыке, характеризуется использованием джазовой фразировки и акцентировки, свинга, глиссандо, фальцета, различных типов певческого вибрато, носовых, гортанных звуков, шепота или резкого форсирования нот, других звуковых эффектов, РЕПОЗИТОРИЙ БГ УК И 14 драйвовой атаки звука, драйвовой исполнительской подачей, скэт-пением (т.е. искусством фонетической импровизации), инструментальным саундом, свинговой пульсацией. Блюзовая – комплекс вокально-исполнительских средств и приемов, сложившихся на основе фольклора североамериканских негров (рабочих песен и религиозных песнопений госпепл и спиричуелс), характеризующийся использованием средств выразительности блюзовой музыки (фразировка, динамика, акценты, блюзовое интонирование), особенностями тембральной подачи (насыщенность обертонами низкой певческой форманты), построением вокальной мелодики и орнаментики на основе блюзового лада, особой блюзовой эмоциональностью исполнения (передача эмоционально стрессовых состояний человека: грусть, депрессия, тоска, душевные и сердечные переживания; в т.ч. с помощью вкрапления в основную мелодическую линию различных вокальных междометий, стонов, вскриков, восклицаний и др.), характерными вокально-техническими приемами (субтон, штробас, или vocal fry, вокальный рык, или rattle, блюзовый гроул, или raspy voice и др.). Академическая – комплекс вокально-исполнительских средств и приемов, сложившихся в европейской музыкальной культуре (эталонное звучание – техника бельканто), для которого характерны особые приемы звукоизвлечения: высокая вокальная позиция, опущенная гортань, высокий купол (высокое небо, округленный, прикрытый звук), объемное резонаторное звучание чистого голоса без шумовых примесей. Белтинговая – комплекс вокально-исполнительских средств и приемов, сложившихся в исполнительской культуре бродвейского мюзикла. В основном встречается у женщин, основан на технике микстового звучания, характеризуется одновременным насыщением певческого звука обертонами высокой и низкой певческих формант, высоким подсвязочным давлением, сокращением мышц гортани и глотки, плотным смыканием связок, речевым положением мягкого неба, обеспечивающим четкость гласных, громким, мощным, в полную силу звучанием. Рóковая – комплекс вокально-технических и исполнительских средств и приемов, сложившихся в рок-музыке, который характеризуется РЕПОЗИТОРИЙ БГ УК И 15 активной, экспрессивной, расщепленной (драйвовой) атакой звука, не частым применением вибрато, использованием определенных вокально-технических приемов: шаутинг, крунинг, а также основанных на приеме расщепления приемах: субтон, раттл, штробас, гроулинг, скриминг. Актерская – манера пения, основанная на технике сценической (актерской, театральной) речи, состоит в насыщении вокальной мелодии речевыми интонациями, характеризуется большой эмоциональной выразительностью (искренностью, а не изобразительностью эмоционального посыла), дикционной четкостью и выразительностью, разнообразием применения средств вокально-исполнительской выразительности (управление тембром, динамика, агогика) Поп-манера (эстрадная) – комплекс вокально-технических и исполнительских средств и приемов, сложившихся в поп-музыке на основе богатого исполнительского опыта в стилевом направлении поп, характеризуется повышенной тембральной индивидуальностью исполнения (основанной на природной неповторимости тембра вокального голоса), речевой (приближенной к естественной разговорной) звуковой позиционностью, использованием орнаментики и определенных вокально- технических приемов (субтон, штробас, вокальный рык). Индивидуальность в выборе средств вокальной выразительности исполнения определяется музыкально-художественным вкусом вокалиста. Певческий звук характеризуется как не слишком резкий (как в народной манере), но и не слишком округленный (как в академической манере), однако эталонного звучания не существует. Хип-хоп-манера – комплекс вокально-технических и исполнительских средств и приемов, сложившихся в хип-хоп-музыке (изначально в современной афроамериканской культуре), характеризуется очень ритмичным речитативным пропеванием текста, особенной дикционной выразительностью (редуцированием окончаний, диалектным подражанием), нередко владением техники бит-бокса. Виды вокального исполнительства: – по количеству вокалистов: РЕПОЗИТОРИЙ БГ УК И 16 сольное, ансамблевое, – по типу аккомпанемента: пение a capella, пение с инструментальным сопровождением (концертмейстер, инструментальная группа, джаз-бэнд, оркестр), пение под фонограмму «минус один». Особенности работы вокалиста с микрофоном. Виды вокальных микрофонов. Среди всего многообразия микрофонов, которые различаются по системе, конструкции, назначению и области применения, исполнитель на сцене имеет дело с концертным микрофоном для солистов. Современные микрофоны различают конденсаторные и динамические. Концертные микрофоны для солистов бывают двух типов – кабельные (шнуровые) и радиомикрофоны. В настоящее время радиомикрофоны практически вытеснили кабельные, т.к. дают большую свободу движений исполнителю и не требуют использования стоек, загромождающих сцену. Радиомикрофоны бывают ручные (которые исполнитель держит в руках) и головные (которые крепятся на голове исполнителя). Различные проблемы, которые могут возникнуть у исполнителя с микрофоном на сцене, можно объединить в несколько основных групп: Включение микрофона «Заводка» микрофона (при направлении мембраны в направлении мониторов или динамиков) Тембр звука (зависит от его положения относительно рта исполнителя) Искажения звука (от форсирования, неправильного произношения шумных согласных и пр.) Посторонние шумы Степень зарядки микрофона. РЕПОЗИТОРИЙ БГ УК И 17 Вокально-технические средства выразительности вокального исполнительства: тембр динамика агогика атака звука снятие звука фразировка (мастерство владения певческим дыханием) певческая артикуляция вибрато орнаментика вокально-технические приемы певческая манера Средства выразительности сценической демонстрации вокального исполнительства в сфере популярной музыки: сценический грим и костюм, пластика (мимика, жесты, пластическое решение), элементы хореографии, хореографическая постановка сценография, мультимедийное оформление, пиротехническое оформление, светоцветовое оформление, звуковая партитура (дизайн звука), режиссура сценического номера. Стадии воссоздания вокального произведения в процессе вокального исполнительства в области популярной музыки: оригинальный авторский текст, индивидуальная исполнительская интерпретация – версия исполнения певцом авторского текста вокального произведения с привнесением в этот текст особенных вокально-технических и художественно-исполнительских средств выразительности, РЕПОЗИТОРИЙ БГ УК И 18 вокальный стандарт – эталонное исполнение вокального произведения на уровне высоко профессионального вокально-технического и художественно-исполнительского мастерства, ремикс (англ. re-mix– букв. повторно соединить) – версия исполнения вокального произведения, измененная и исполненная позднее первой исполнительской интерпретации; ремиксы делают авторы, либо владельцы авторских прав, либо законные владельцы исходного музыкального материала, а также специалисты (композиторы, аранжировщики, ди-джеи) по заказу авторов или правообладателей, изменения могут происходить в темпе, тональности, звучании инструментов, шумовых и вокальных спецэффектов, незначительные – в композиции и т. п., кавер, или кавер-версия (англ. сover – обложка, покров, version – версия), или ремейк – версия авторского текста вокальной композиции, чаще известной, популярной, исполненная позднее первой исполнительской интерпретации певцом, коллективом (не правообладателем, в отличие от ремикса). Кавер нередко значительно отличается от как от оригинального авторского текста, так и от первой исполнительской интерпретации: музыкальный текст может быть основательно изменен мелодически, гармонически, метро-ритмически, стилистически, композиционно, содержать совершенно новые оригинальные вокальные фрагменты, новаторские элементы музыкальной аранжировки. «Вторичность» интерпретации может проявляться в прочтении вокального произведения в ином стилевом направлении или ином жанре. Причем у одного авторского текста может быть неограниченное количество кавер-версий – все зависит от благодатности первоначального материала и от вокально-исполнительского таланта и художественного вкуса певца. Тема 4. История мирового вокального исполнительства Простейшие бытовые формы вокального исполнительства первобытного мира (пастушеские зовы, охотничьи, воинственные, трудовые, обрядовые кличи, восклицания и пр.). РЕПОЗИТОРИЙ БГ УК И 19 Вопросы и проблемы вокальной техники затрагивались в трудах Гиппократа (греческий врач, основоположник античной медицины 4-5 в. до н.э.) и Платона (греческий философ, ученик Сократа 4 в. до н.э.). Эволюция вокального преподавания затрагивает два аспекта: технический и стилистический. Первый касается формирования певческого инструмента и умения им пользоваться; второй – воспитания вкуса и чувства прекрасного, проявляющегося при исполнении музыки. В древности проблемы вокальной техники затрагивали Гиппократ и Гален, тогда как стилистический аспект с точки зрения моральной и эстетической был разобран Платоном в его «Республике». Еще 2500 лет назад Гиппократ написал, что голос рождается в голове, то есть в черепных полостях. Он хотел этим сказать, что действительно звучащим телом является воздух, а качества самого звука зависят от резонанса. Гален же, со своей стороны, утверждал, что голос рождается в груди. Ни Гиппократ, ни Гален не упоминали, таким образом, о голосовых связках. Этим они становились на позиции ионической школы, говорившей: «Как нас поддерживает душа (которая есть воздух), так дыхание и воздух окружают всю вселенную». Великий философ Платон утверждал: «Музыка проистекает из союза трех элементов: слова, гармонии, ритма». Та ее часть, которая представлена словом, «не отличается от слова обычного, непропетого», произносимого по всем правилам нормальным человеком. Главное – это «красота и совершенство дикции, которая должна соответствовать характеру души. В пении не нужно ни жалоб, ни плача». Платон ненавидит ионическую и лидическую школу пения, потому что она «изнеженная и пустая, дифирамбическая и оргическая», и восхваляет пение дорическое и фригическое, потому что оно мужественное, благородное, героичное и достойно, как он говорит, настоящего человека. Согласно воззрениям Платона, музыка не должна быть отделима от поэзии и вообще от искусства слова (труды «Государство» (III 398 cd) и «Законы» (II 672 е – 673 а), тем не менее ему совершенно ясно, что «музыка есть сочинение напевов». Музыка в узком смысле слова есть для него только совокупность ладов и ритмов, что противопоставляется пляске или телодвижениям: пляска и музыка, будучи РЕПОЗИТОРИЙ БГ УК И 20 искусствами движения, управляются ритмом, но музыка - это чистое «движение звука», а пляске свойственно еще и то, что Платон называет schéma – фигура, движение в пространстве. С историко-эстетической точки зрения весьма важно твердое воззрение Платона на музыку как на искусство, ближайшее к процессу психических переживаний. Обычно такого рода воззрение связывается с именем Аристотеля (ниже, т. IV). Эта связь сама по себе, конечно, правильная. Однако, несомненно, Аристотель позаимствовал эту теорию, как и многое другое, у своего учителя Платона. Упомянутое учение о близости музыки к потоку психических переживаний Платон тут же расширяет до этической концепции, поскольку он не хочет знать какого-либо чистого и незаинтересованного искусства и поскольку музыка в этом смысле является как раз наиболее эффективным орудием для того, чтобы направлять поток переживаний в ту или иную сторону. Платон выдвигает родство музыкального движения и потока человеческих переживаний, причем основная направленность музыкального переживания должна быть, по Платону, морально-политической. Имеется еще одно очень важное рассуждение у Платона об особенном родстве музыки и психических движений человека: «Что же касается пользы голоса музыкального, то она связана со слухом, ради гармонии. Гармония же, заключающая в себе движения, родственные оборотам нашей души, даруется Музами тому, кто обращается с ними разумно, не для бесцельного наслаждения, – которому служит, кажется, теперь, – а в качестве пособницы, приводящей в порядок и в согласие с собою расстроенное круговращение нашей души. Также и ритм дан как средство против того нестройного и неудовлетворенного состояния духа, которому мы во многих случаях подпадаем». Также Платон совершенно не признает никакой самостоятельности за инструментальной музыкой, такой, которая исключает всякое присоединение словесного текста. Бессловесную музыку Платон считает безвкусной, грубой и даже дикой; это для него какое-то фокусничество. И это вовсе не потому, что Платон не понимал чистой музыки. Чисто иррациональную текучесть музыки он прекрасно понимал, но, прекрасно понимая такую музыку, он ее РЕПОЗИТОРИЙ БГ УК И 21 считал не соответствующей человеческому достоинству и разумному творчеству жизни, так что подлинная и допустимая музыка для него всегда была связана именно со словом; и не слово должно согласоваться с ладами и ритмами, а наоборот, эти последние должны согласоваться со словом. Одним из первых, дошедших до нас сочинений по искусству пения, с указаниями по постановке голоса и технике пения, считается трактат арабского певца, поэта, композитора, музыкального теоретика и педагога Абу-аль-Хасана Али бен Нафи (по прозвищу Зираб, или Зийраб, – дрозд). Трактат издан в Испании на рубеже 8-9 веков и заложил основы становления самобытной андалусской школы пения. Он внёс значительные изменения в область музыкальных форм. По его правилам музыкальное сочинение начинается речитативом (нашид), поющимся в свободном ритме и переходящем к развёрнутой (обычно медленной) части (басит); затем следует 2-частное заключение в подвижном темпе (мохарракат и хазаят). Существенны усовершенствования лютни, сделанные Зирьябом. Он изготовлял лютни и др. музыкальные инструменты; ввёл плектр из орлиного пера, заменив деревянные пластинки, благодаря чему звук лютни стал мягче, чище. Также вокальная педагогическая методика Абу-аль-Хасана близка современной. Музыкальное наследие Зирьяба составило огромный фонд, которым пользовались последующие поколения арабов. Многие его произведения приобрели популярность и, утратив авторство, стали народными. |