Главная страница
Навигация по странице:

  • Тема 6. История развития белорусского вокального исполнительства во второй половине ХХ – начале ХХI веков

  • Тема 7. Персоналии мирового вокального исполнительства

  • Тема 8. Анализ концертных live-программ мирового вокального исполнительства

  • 3. ПРАКТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ 3.1. Методические рекомендации по проведению лекционных и практических занятий

  • 3.2. Методические рекомендации по организации и выполнению самостоятельной работы студентов

  • 3.3. Задания и список вопросов по темам семинарских занятий

  • Критерии анализа концертных live-программ мирового вокального исполнительства

  • 3.4. Примерные темы рефератов

  • 4. РАЗДЕЛ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ 4.1. Перечисление рекомендуемых средств диагностики

  • 4.2. Перечень теоретических вопросов для проведения экзамена по учебной дисциплине

  • 4.3. Критерии оценок результатов учебной деятельности 1 (один

  • 5. ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ 5.1. Учебная программа Учреждение образования «Белорусский государственный университет культуры и искусств» УТВЕРЖДАЮ

  • ИСТОРИЯ ВОКАЛЬНОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА

  • СОСТАВИТЕЛЬ А.А. Федорцова , преподаватель кафедры искусство эстрады учреждения образования «Белорусский государственный университет культуры и искусств» РЕЦЕНЗЕНТЫ

  • РЕКОМЕНОВАНО К УТВЕРЖДЕНИЮ

  • ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

  • Всего… 32 16 16 РЕПОЗИТОРИЙ БГУКИ 68 СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

  • Учебнометодический комплекс по учебной дисциплине история вокального исполнительства для специальности


    Скачать 0.86 Mb.
    НазваниеУчебнометодический комплекс по учебной дисциплине история вокального исполнительства для специальности
    Дата18.01.2022
    Размер0.86 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаistoriya_vokalnogo_ispolnitelstva_18012022_080318.pdf
    ТипУчебно-методический комплекс
    #335298
    страница4 из 6
    1   2   3   4   5   6
    Тема 5. История развития белорусского вокального исполнительства
    в первой половине ХХ века
    Вокальное исполнительство на белорусской земле имеет глубокие корни. Так, народно-песенное творчество белорусов, сложившееся на основе земледельческого труда и языческого мировосприятия, насыщенное пением, игрой, танцем, несло в себе черты зрелищных представлений. Три основных исторических пласта народно-песенного творчества, повлиявших на становление и развитие национальной белорусской музыки, и, в частности, вокальной эстрадной: o
    календарно-обрядовые и семейно-бытовые песни, способствовавшие возникновению своеобразной школы «голосового» пения
    (во весь голос, со звонкими кличами, глиссандирующими завершениями фраз); o
    песни, созданные в период формирования белорусской народности (ХIV – XVIII вв.), в рамках которого происходило обновление и расширение музыкального языка вокальных произведений; o
    песни, связанные с городской музыкальной культурой (XIX в.).
    РЕПОЗИТОРИЙ
    БГ
    УК
    И

    48
    С народно-песенным творчеством и бытовым фольклором неразрывно связано искусство белорусских скоморохов-волочобников
    («валачобнікі», «музыкі»). Скоморошество на территории белорусских земель зародилось в ХІІ в., что подтверждают археологические находки в городах Новогрудке и Волковыске. В игровых представлениях скоморохов соединялись песня (“припевки”), танец, игра на музыкальном инструменте
    (гусли, бубны, сопели, дудки, гудки, с середины ХIХ скрипка), а также элементы циркового и театрального искусства. Скоморохи не только распространяли музыкальный фольклор, но и являлись его авторами. Их искусство демонстрировалось публичными выступлениями на площадях, ярмарках и других местах скопления людей. Несмотря на притеснения и гонения со стороны властей и церкви, эти бродячие или оседлые музыканты были любимы народом и на протяжении столетий являлись отражением его передовых идей и надежд. В XV в. из круга непрофессиональных скоморохов-волочобников стали выделяться профессионалы, которые организовывали цеха, мастерские скоморохов со своей структурой иерархических связей. В XVII в. бродячие скоморохи становились либо оседлыми сельскими музыкантами, либо поступали на дворцово-замковую
    (придворную) службу. Так, при дворе Жигимонта III наибольшей популярностью пользовались белорусские певцы Тобияшик и Вербкович.
    Многие белорусские певцы великокняжеского двора были участниками торжественных выставок, концертов и гастрольных путешествий. Таким образом, традиционный музыкальный фольклор из первичной (аутентичной) формы бытования переходит во вторичную – сценическую форму.
    Предпосылки возникновения профессионального вокального исполнительства в Беларуси можно выявить и в народном театре – школьном, крепостном. Значительный интерес школьного театра при духовных образовательных учреждениях (XVI – XVIII вв.) заключался в наличии в его постановках интермедий, в которых со школьных сценических подмостков звучали белорусская народная песня и инструментальная музыка. Становлению и развитию вокальной эстрадной музыки содействовал крепостной театр в поместьях крупных магнатов (сер. XVIII – нач. XIX вв.), откуда вышло большое количество талантливых певцов, музыкантов,
    РЕПОЗИТОРИЙ
    БГ
    УК
    И

    49 выступавших впоследствии на сценах Москвы, Петербурга и Варшавы, а также белорусских любительских театров. Наряду с постановкой драматических спектаклей, балетов и опер, на сцене крепостных театров
    (некоторые были публичными) ставились приобретающие всё большую популярность оперетты и водевили.
    В XIX в. центр сосредоточения культурной жизни из поместий крупных магнатов постепенно переносится в города Минск и Витебск. В условиях процесса денационализации, начавшегося с XVII в., формирование национальной музыкальной профессиональной культуры сдерживалось, и ведущая роль в музыкальной жизни Беларуси принадлежала гастрольной сценической деятельности приезжих певцов и музыкантов (Ф. Шаляпина,
    Н.М. Муранской), опыт концертной деятельности которых перенимался белорусскими представителями музыкального искусства (вместе с известными русскими певцами в концертах принимали и минские вокалисты
    О. Обрамович, Ю. Казловская, В. Пратапопов, И. Сокаловский и др.).
    Этапы развития вокального эстрадного исполнительства в Беларуси в первой половине ХХ в.:
    1900 – 1916 гг. – этап зарождения вокальной эстрадной музыки в
    Беларуси, проходивший в условиях возрождения национального искусства. В этот период эволюция вокального исполнительства идёт по двум направлениям: 1) – посредством развития инфраструктуры заведений развлекательного, увеселительного типов (кабаре, варьете, сценические подмостки кафе, баров, ресторанов); 2) – посредством творческой и концертной деятельности различных обществ и коллективов («Минское объединение друзей музыки», «Общество любителей белорусского народного искусства в Петрограде», первая профессиональная театральная труппа И.Т. Буйницкого и др.).
    1917 – 1938 гг. – сложный период развития вокальной эстрадной музыки Беларуси, проходящий в условиях активного строительства советского государства. Идеологический контроль со стороны правящей партии СССР влиял как на развитие вокальной эстрадной музыки, так и на судьбы отдельных её представителей. Среди вокалистов-исполнителей на белорусской эстраде плодотворно трудились И.П. Яунзем, Л.П.
    РЕПОЗИТОРИЙ
    БГ
    УК
    И

    50
    Александровская, Н.Д. Ворвулев, И.М. Болотин, а также Белорусский вокальный квартет. Важной вехой в популяризации вокального исполнительства стало появление в 1925 г. белорусского радиовещания, в эфире которого стали звучать вокальные эстрадные произведения.
    1939 – 1949 гг. Открытие в 1939 г. двух отделений организации
    Белгосэстрада в БССР свидетельствует о масштабах распространения и значимости вокальной эстрадной музыки. Большая востребованность вокальной исполнительской деятельности во время Великой отечественной войны и послевоенные годы. На этом этапе вокальная эстрадная музыка стала по-настоящему популярной. Активная сценическая деятельность концертно-эстрадных бригад, в составе которых выступали выдающиеся белорусские вокалисты (И.Яунзем, Н.Д.Ворвулев, Л.П.Александровская и др.) и мобильность их репертуара, доминирование социальной тематики в произведениях эстрадной музыки – основные характерные направления развития вокальной эстрадной музыки Беларуси в указанный период.
    Популярностью пользуются все ведущие жанры вокальной эстрадной музыки – песня, романс, куплеты (частушки).
    Тема 6. История развития белорусского вокального исполнительства
    во второй половине ХХ – начале ХХI веков
    Этапы развития вокального эстрадного исполнительства в Беларуси во второй половине ХХ – начале ХХI вв.:
    1950 – 1969 гг. – этап интенсивного развития вокального исполнительства в условиях активной политики “русификации” белорусского населения. В 1950 – 1960-е гг. выделились эстрадные певцы Г.
    Бутько, И. Вишневская, В. Земиров, Э. Мицуль, И. Полянская, О. Саморадов др. Появление представителей белорусского эстрадного исполнительского искусства на всесоюзной эстраде происходило благодаря практике проведения различных фестивалей и конкурсов вокальной эстрадной музыки в СССР. Развитие белорусского телевидения (с 1956 г.) способствовало
    РЕПОЗИТОРИЙ
    БГ
    УК
    И

    51 распространению вокальной эстрадной музыки и популяризации вокального исполнительства в Беларуси.
    1970 – 1989 гг. – период расцвета национального вокального исполнительства в области популярной музыки, репрезентации её в самобытном многообразии музыкального, тематического и художественного содержания, что выразилось в плодотворной деятельности как отдельных вокалистов (Н.Богуславская, В.Вуячич, Н.Микулич и др.), так и исполнительских коллективов («Песняры», «Сябры», «Верасы», дуэт
    Я.Поплавской и А.Тихоновича). Для этого периода характерен расцвет самодеятельного исполнительского творчества, появление “новой фольклорной волны” – стилевого направления, оказавшего плодотворное влияние на развитие самобытного вокального исполнительства, – всё это позволяет говорить о всенародном признании и популярности национальной вокальной эстрадной музыки в названный период.
    1990 – 1999 гг. – период структурной реорганизации системы функционирования вокальной эстрадной музыки в социуме – в условиях рыночного экономического курса суверенного государства Республики
    Беларусь. Для этого периода характерны: некоторая коммерческая несостоятельность вокальной эстрадной музыки в условиях создания рынка музыкальной продукции, отставание на мировом уровне в электротехнической оснащённости, определённые трудности в области перестройки инфраструктуры учреждений культуры. Эволюция вокальной эстрадной музыки в кардинально изменившихся социально-культурных условиях продолжала происходить в русле создания самобытного национального репертуара. Так, наряду с откровенным подражанием образцам западной популярной музыки творческие искания деятелей белорусской вокальной эстрадной музыки были направлены на популяризацию белорусского песенного фольклора. Наиболее ярко это проявилось в творчестве таких групп, как «Палац», «Троіца», «Юр’я» и др.
    Начало ХХI в. Развитие и повышение уровня профессионального образования субъектов вокального исполнительства (исполнителей, композиторов, аранжировщиков, звукорежиссёров, музыкальных продюсеров). Активная концертная деятельность вокальных исполнителей.
    РЕПОЗИТОРИЙ
    БГ
    УК
    И

    52
    Музыкальные фестивали и конкурсы Беларуси («Славянский базар»,
    «Молодечно», «Сузор’е надзей», «Маладзiчок» и др.).
    Развитию самобытного вокального исполнительства Беларуси в начале
    ХХI века способствовали определённые тенденции:
    – богатые традиции народной песенной культуры белорусов, существовавшие на протяжении предшествующих столетий;
    – профессиональный рост исполнительского искусства белорусских эстрадных вокалистов, опиравшихся на певческие традиции народного музицирования и опыт концертной деятельности гастролировавших на земле
    Беларуси российских и зарубежных певцов;
    – опора на музыкально-интонационную выразительность белорусских народных песен, широко используемую в произведениях белорусских композиторов для эстрады;
    – развитие и широкое распространение жанра песни, в котором были созданы высокохудожественные образцы белорусской эстрадной музыки;
    – развитие инфраструктуры учреждений культуры и образования, отвечающих за воспитание, просвещение и подготовку квалифицированных кадров вокального исполнительского искусства – это открытие организации
    «Белгосэстрада», работа Молодёжного театра эстрады, «Белгосфилармонии», различных домов культуры, центров творчества и др.; это утверждение
    Министерством образования Республики Беларусь образовательного стандарта подготовки квалифицированного специалиста: артиста эстрады; открытие кафедры « Искусство эстрады» при Белорусском университете культуры и т.д.
    Тема 7. Персоналии мирового вокального исполнительства
    Творческие достижения лучших мастеров мирового вокального исполнительства в разных стилевых направлениях популярной музыки:

    Поп-музыка (Элвис Пресли, Майкл Джексон, Мадонна, Лара
    Фабиан, Стинг, Кристина Агилера и др.),
    РЕПОЗИТОРИЙ
    БГ
    УК
    И

    53

    Рок-музыка («Битлз», Фредди Меркьюри, Питер Гэбриэль, Пинк,
    «Колдплэй» и др.),

    Джазовая музыка (Луи Армстронг, Элла Фицджеральд, Эл
    Джеро, Стиви Уандер, Джемми Калэм, Майкл Бубле и др.),
     академическая музыка (Федор Шаляпин, Муслим Магомаев,
    Лучиано Паваротти, Монсеррат Кабалье, Андрэа Бочелли, Сара Брайтман,
    Анна Нетребко и др.).

    Мастера звуковой имитации: Има Сумак, Бобби Макферрин и др.
    Тема 8. Анализ концертных live-программ
    мирового вокального исполнительства
    Критерии анализа концертных live-программ
    мирового вокального исполнительства:
     исполнитель (исполнительский коллектив),
     режиссер-постановщик,
     сценическая площадка,
     количество зрительской (слушательской) аудитории,
     треклист,
     длительность программы,
     визуальный образ исполнительского состава концертной программы (сценический грим и костюм),
     художественный образ,
     пластика (мимика, жесты, пластическое решение),
     хореография, сценография,
     мультимедийное, пиротехническое и светоцветовое оформление,
     звуковая партитура (дизайн звука),
     режиссерская работа (драматургия как отдельно взятых сценических номеров, так и всей программы в целом),
     работа художника сцены,
     бюджет,
     характер взаимодействия «исполнитель – публика».
    РЕПОЗИТОРИЙ
    БГ
    УК
    И

    54
    Радио-концерт, телевизионная трансляция концертной программы: особенности исполнительской работы. Специфика работы вокалиста в режимах «живой звук» и «прямой эфир». Международный конкурс популярной песни «Евровидение» («Eurovision Song Contest»).
    Лучшие образцы концертных live-программ
    мирового вокального исполнительства:

    Пинк «Funhouse» (2009 г., режиссеры: Ларн Поланд, Баз Хэлперн,
    Пол Миркович)

    Питер Гэбриэль «Growing up» (2003 г., режиссеры: Хэмиш
    Хэмильтон, Питер Гэбриэль)

    Кристина Агилера «Back to Basics» (2006 – 2008 г., режиссеры:
    Хэмиш Хэмилтон, Билл Крукс, Джэми Кинг)

    Бобби Макферрин «Spontaneous inventions» (1986 г., режиссер: Bud
    Schaetzle)

    Бобби Макферрин «Live In Montreal» (2003 г., режиссер: Alan
    Chicoine)

    Лара Фабиан «En Toute Intimité» (2003 г., режиссер: Лара Фабиан)

    Андреа Бочелли «Vivere. Live in Tuscany» (2008 г., режиссер:
    Массимо Ферранти)

    Колдплей «Mylo Xyloto» (2012 г., режиссер: Пол Дакдэйл)

    Стромай «Racine carrée Live» (2015 г., режиссер: Люк Джуниор
    Там)

    Майкл Джексон «Dangerous World Tour: Live in Buenos Aires
    Argentina» (1993 г., режиссер: Майкл Джексон)
     и др.
    Масштабные концертные live-программы вокальных исполнителей, созданные для церемоний открытия и закрытия спортивных мероприятий
    (Майкл Джексон, Кэтти Перри, Мадонна и др.).
    РЕПОЗИТОРИЙ
    БГ
    УК
    И

    55
    3. ПРАКТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ
    3.1. Методические рекомендации по проведению лекционных и
    практических занятий
    Преподавание учебной дисциплины осуществляется с использованием следующих педагогических методов:
    − пассивный метод (форма пассивного взаимодействия студента с преподавателем в процессе изучения лекционного материала);
    − активный метод (форма диалога, активного взаимодействия студента с преподавателем в процессе изучения материала дисциплины);
    − интерактивный метод (форма широкого взаимодействия студентов с преподавателем и между собой, на увеличение активности обучающихся в процессе практических занятий и выполнении творческих заданий).
    3.2. Методические рекомендации по организации
    и выполнению самостоятельной работы студентов
    Самостоятельная работа студентов в рамках учебной дисциплины
    «История вокального исполнительства» включает в себя следующие формы:
    − изучение материала дисциплины;
    − использование видео- и аудиоматериалов;
    − подготовка к практическим занятиям и экзамену.
    Изучение материала дисциплины подразумевает работу студентов с конспектом лекций, печатной литературой и различными информационными ресурсами сети Интернет.
    Использование видео- и аудиоматериалов является одной из важнейших форм самостоятельной работы в рамках учебной дисциплины
    «История вокального исполнительства», что заключается в поиске, просмотре (прослушивании) и анализе видео- и аудиозаписей вокального исполнительского мастерства в области популярной музыки.
    Подготовка к практическим занятиям и экзамену требует творческого подхода (выполнение творческих заданий при подготовке к практическим занятиям), а также глубокого изучения студентами рекомендуемой литературы, овладения теоретическими знаниями, изложенными в курсе лекций, и практическими навыками анализа вокального исполнительства, приобретенными на практических занятиях.
    РЕПОЗИТОРИЙ
    БГ
    УК
    И

    56
    3.3. Задания и список вопросов по темам семинарских занятий
    Задание: сделать письменный анализ просмотренного на семенарском занятии концертного live-выступления артиста мирового вокального исполнительства, опираясь на приведенный перечень критериев анализа.
    Список live-концертов, рекомендованных к просмотру и анализу на практических занятиях:
    1. Пинк «Funhouse» (2009 г., режиссеры: Ларн Поланд, Баз Хэлперн,
    Пол Миркович).
    2. Питер Гэбриэль «Growing up» (2003 г., режиссеры: Хэмиш
    Хэмильтон, Питер Гэбриэль).
    3. Кристина Агилера «Back to Basics» (2006 – 2008 г., режиссеры:
    Хэмиш Хэмилтон, Билл Крукс, Джэми Кинг).
    4. Бобби Макферрин «Live In Montreal» (2003 г., режиссер: Alan
    Chicoine).
    5. Лара Фабиан «En Toute Intimité» (2003 г., режиссер: Лара Фабиан).
    6. Андреа Бочелли «Vivere. Live in Tuscany» (2007 г., режиссер:
    Массимо Ферранти).
    7. Колдплей «Mylo Xyloto» (2012 г., режиссер: Пол Дакдэйл).
    8. Стромай «Racine carrée Live» (2015 г., режиссер: Люк Джуниор
    Там).
    9. Адель «Live at the Royal Albert Hall» (2011 г., режиссер: Пол
    Дакдэйл).
    10. Леонид Агутин «Юбилейный концерт» (2014 г., режиссер: Первый канал).
    11. Майкл Джексон «Dangerous World Tour: Live in Buenos Aires
    Argentina» (1993 г., режиссер: Майкл Джексон).
    12. Земфира «Зеленый театр в Земфире» (2008 г., режиссер: Рената
    Литвинова).
    Критерии анализа концертных live-программ мирового вокального
    исполнительства:
    • исполнитель (исполнительский коллектив),
    • режиссер-постановщик,
    • сценическая площадка,
    • количество зрительской (слушательской) аудитории,
    РЕПОЗИТОРИЙ
    БГ
    УК
    И

    57
    • треклист, длительность программы,
    • визуальный образ исполнительского состава концертной программы (сценический грим и костюм),
    • художественный образ,
    • пластика (мимика, жесты, пластическое решение), хореография,
    • сценография,
    • мультимедийное, пиротехническое и свето-цветовое оформление,
    • звуковая партитура (дизайн звука),
    • режиссерская работа (драматургия как отдельно взятых сценических номеров, так и всей программы в целом),
    • работа художника сцены,
    • бюджет,
    • характер взаимодействия «исполнитель – публика».
    3.4. Примерные темы рефератов
    1. Профессиональное вокальное искусство античного мира.
    2. Вокальное исполнительство Древнего Китая.
    3. Вокальное исполнительство Древней Индии.
    4. Развитие культового и народного пенияв вокальном исполнительском искусстве Европы.
    5. Возникновение оперы, формирование и развитие национальных вокальных школ в странах Западной Европы.
    6. Мировое вокальное исполнительство в ХХ – XХI вв. Основные характерные черты.
    7. Вопросы и проблемы вокальной техники и исполнительства в трудах Гиппократа, Платона, Абуаль-Хасана.
    8. Вопросы и проблемы вокальной техники и исполнительства в трудах Джероламо ди Моравиа, Л.Цаккони, Дж.Каччини, П.Ф.Този,
    Дж.Манчини, М.Гарсиа.
    9. Вопросы и проблемы вокальной техники и исполнительства в трудах К.Линклейтер, С.Риггса, Э.Ховарда и Х.Остина, В.Морозова.
    10. Мастера звуковой имитации.
    11. Международный конкурс популярной песни «Евровидение»
    («Eurovision Song Contest»).
    РЕПОЗИТОРИЙ
    БГ
    УК
    И

    58
    4. РАЗДЕЛ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ
    4.1. Перечисление рекомендуемых средств диагностики
    Для контроля и самоконтроля знаний студентов используется следующий диагностический инструментарий:
    1. творческие задания;
    2. письменный анализ вокального исполнительства ведущих представителей мировой популярной музыки.
    4.2. Перечень теоретических вопросов
    для проведения экзамена по учебной дисциплине
    1. Значение, цель и задачи дисциплины «История вокального исполнительства».
    2. Музыкальное и вокальное исполнительство как творческий процесс.
    3. Жанры вокального исполнительства.
    4. Классификация жанра песни.
    5. Формы публичной презентации вокального исполнительства.
    6. Вокальное исполнительство в различных сферах социальной и культурной жизни.
    7. Понятия популярной музыки, «легкой», эстрадной музыки.
    8. Понятия «певческой манеры», «индивидуальной манеры исполнения», «сценической культуры», «исполнительского вкуса»,
    «исполнительского эпатажа».
    9. Певческие манеры вокального исполнительства в популярной музыке.
    10. Вокально-технические и исполнительские штампы.
    11. Виды вокального исполнительства.
    12. Особенности работы вокалиста с микрофоном. Виды вокальных микрофонов.
    13. Средства выразительности сценической демонстрации вокального исполнительства в сфере популярной музыки.
    14. Стадии воссоздания вокального произведения в процессе вокального исполнительства в области популярной музыки.
    РЕПОЗИТОРИЙ
    БГ
    УК
    И

    59 15. Простейшие бытовые формы вокального исполнительства первобытного мира.
    16. Вопросы и проблемы вокальной техники и исполнительства в трудах Гиппократа, Платона, Абуаль-Хасана.
    17. Вопросы и проблемы вокальной техники и исполнительства в трудах Джероламо ди Моравиа, Л.Цаккони, Дж.Каччини, П.Ф.Този,
    Дж.Манчини, М.Гарсиа.
    18. Вопросы и проблемы вокальной техники и исполнительства в трудах К.Линклейтер, С.Риггс, Э.Ховарда и Х.Остина, В.Морозова.
    19. Профессиональное вокальное искусство античного мира.
    20. Вокальное исполнительство в странах Древнего Востока.
    21. Развитие культового и народного пенияв вокальном исполнительском искусстве Европы.
    22. Церковное исполнительство и школы церковного пения.
    23. Возникновение оперы, формирование и развитие национальных вокальных школ в странах Западной Европы.
    24. Мировое вокальное исполнительство в ХХ – XХI вв. Основные характерные черты.
    25. Персоналии мирового вокального исполнительства в поп-музыке.
    26. Персоналии мирового вокального исполнительства в рок-музыке.
    27. Персоналии мирового вокального исполнительства в джазовой музыке.
    28. Персоналии мирового вокального исполнительства в академической музыке.
    29. Мастера звуковой имитации.
    30. Критерии анализа концертных live-программ мирового вокального исполнительства.
    31. Радио-концерт, телевизионная трансляция концертной программы: особенности исполнительской работы.
    32. Специфика работы вокалиста в режимах «живой звук» и «прямой эфир».
    33. Международный конкурс популярной песни «Евровидение»
    («Eurovision Song Contest»).
    34. Анализ концертной live-программы: Пинк «Funhouse» (2009 г., режиссеры: Ларн Поланд, Баз Хэлперн, Пол Миркович).
    35. Анализ концертной live-программы: Питер Гэбриэль «Growing up»
    (2003 г., режиссеры: Хэмиш Хэмильтон, Питер Гэбриэль).
    РЕПОЗИТОРИЙ
    БГ
    УК
    И

    60 36. Анализ концертной live-программы: Кристина Агилера «Back to
    Basics» (2006 – 2008 г., режиссеры: Хэмиш Хэмилтон, Билл Крукс, Джэми
    Кинг).
    37. Анализ концертной live-программы: Бобби Макферрин «Live In
    Montreal» (2003 г., режиссер: Alan Chicoine).
    38. Анализ концертной live-программы: Лара Фабиан «En Toute
    Intimité» (2003 г., режиссер: Лара Фабиан).
    39. Анализ концертной live-программы: Андреа Бочелли «Vivere. Live in Tuscany» (2007 г., режиссер: Массимо Ферранти).
    40. Анализ концертной live-программы: Колдплей «Mylo Xyloto»
    (2012 г., режиссер: Пол Дакдэйл).
    41. Анализ концертной live-программы: Стромай «Racine carrée Live»
    (2015 г., режиссер: Люк Джуниор Там).
    42. Анализ концертной live-программы: Адель «
    Live at the Royal
    Albert Hall» (2011 г., режиссер: Пол Дакдэйл).
    4.3. Критерии оценок результатов учебной деятельности
    1 (один) Отказ от ответа по вопросам экзаменационного билета, либо полное отсутствие усвоения знаний и компетентности в рамках образовательного стандарта по данной дисциплине.
    2 (два) Фрагментарные знания по дисциплине,
    отсутствие понимания значительной части основного учебно-программного материала; знания отдельных теоретических источников, рекомендованных учебной программой дисциплины; неумение использовать профессиональную вокально-исполнительскую терминологию, наличие в ответе многочисленных существенных ошибок; низкий уровень культуры устной речи.
    3 (три) Недостаточно полный объем знаний по дисциплине в рамках образовательного стандарта для дальнейшей учебы и работы по профессии; неосмысленное воспроизведение части лекционного материала по памяти
    (фрагментарный пересказ и перечисление отдельных, не связанных между собой теоретических положений курса); наличие в ответе существенных ошибок; слабое владение терминологическим аппаратом; пассивность в ответах на наводящие вопросы экзаменатора.
    4 (четыре) Понимание общих системных элементов теории и истории вокального исполнительства, объем знаний основного учебно-программного материала по дисциплине удовлетворительный для дальнейшей учебы и предстоящей работы по профессии, однако воспроизведение большей части учебного материала недостаточно осознанное; во время освоения курса
    РЕПОЗИТОРИЙ
    БГ
    УК
    И

    61 студент не отличался активностью на лекционных и практических занятиях; посредственное владение учебным материалом; в экзаменационном ответе были допущены некоторые терминологические ошибки; во время наводящих вопросов экзаменатора студент демонстрирует необходимые знания для устранения допущенных погрешностей под руководством преподавателя.
    5 (пять) Достаточные знания в объеме учебной программы для дальнейшей учебы и предстоящей работы по профессии; владение общими системными элементами теории и истории вокального исполнительства; осознанное воспроизведение большей части программного учебного материала (описание теоретических объектов изучения с объяснением структурных связей и отношений); наличие в экзаменационном ответе несущественных ошибок; при наводящих вопросах экзаменатора студент демонстрирует необходимые знания для самостоятельного устранения допущенных погрешностей; во время освоения курса студент не отличался активностью на лекционных и практических занятиях.
    6 (шесть) Достаточно полные и систематизированные знания по дисциплине в рамках образовательного стандарта; осознанное воспроизведение большей части программного учебного материала
    (описание объектов изучения теории и истории вокального исполнительства); достаточно хорошее усвоение основной литературы, рекомендованной программой курса; верное применение теоретических знаний при анализе концертного материала; наличие в экзаменационном ответе единичных несущественных ошибок; студент посетил все занятия курса и активно работал на лекционных и практических занятиях.
    7 (семь) Полные, прочные и систематизированные знания по дисциплине в рамках образовательного стандарта, осознанное воспроизведение программного учебного материала (описание объектов изучения теории и истории вокального исполнительства); хорошее усвоение основной литературы, рекомендованной программой курса; точное применение теоретических знаний при анализе концертного материала; грамотное владение основной профессиональной вокально-исполнительской терминологией; наличие в экзаменационном ответе одной-двух несущественных ошибок; студент посетил все занятия курса и активно работал на лекционных и практических занятиях.
    8 (восемь) Систематизированные, глубокие и полные знания в объеме учебной программы, способность студента к их самостоятельному пополнению; грамотное оперирование учебным материалом в экзаменационном ответе (развернутое описание и объяснение объектов изучения, раскрытие сущности экзаменационных вопросов обоснованным и доказательным ответом, подтвержденным аргументами и фактами, формулирование выводов) при наличии единичных (одной-двух) несущественных ошибок; усвоение основной и ознакомление с дополнительной литературой, рекомендованной учебной программой
    РЕПОЗИТОРИЙ
    БГ
    УК
    И

    62 дисциплины; точное и системное применение теоретических знаний при анализе концертного материала; активная самостоятельная работа и систематическое участие в работе на лекционных и практических занятиях.
    9 (девять) Всесторонние, систематизированные, глубокие и полные знания учебного программного материала, способность студента к их самостоятельному пополнению; грамотное оперирование учебным материалом в экзаменационном ответе (развернутое описание и объяснение объектов изучения, раскрытие сущности экзаменационных вопросов обоснованным и доказательным ответом, подтвержденным аргументами и фактами, формулирование выводов) при полном отсутствии ошибок, ответ отличается точностью использования терминов, материал излагается последовательно и логично; полное усвоение основной и дополнительной литературы, рекомендованной учебной программой дисциплины; точное применение теоретических знаний при анализе концертного материала; активная самостоятельная работа и постоянное инициативное участие во всех видах учебной деятельности на лекционных и практических занятиях.
    10 (десять) Всесторонние, систематизированные, глубокие и полные знания учебного программного материала, способность студента к их самостоятельному пополнению; безукоризненное оперирование учебным материалом в экзаменационном ответе (развернутое описание и объяснение объектов изучения, раскрытие сущности экзаменационных вопросов обоснованным и доказательным ответом, подтвержденным аргументами и фактами, формулирование выводов) при полном отсутствии ошибок; студент проявляет творческие способности и научный подход в осмыслении и изложении экзаменационного материала, ответ отличается богатством и точностью использования профессиональной вокально-исполнительской лексики, материал излагается последовательно, системно и логично; полное и глубокое усвоение основной и дополнительной литературы, рекомендованной учебной программой дисциплины; безупречное применение теоретических знаний при анализе концертного материала; активная самостоятельная работа и постоянное инициативное участие во всех видах учебной деятельности на всех лекционных и семинарских занятиях.
    РЕПОЗИТОРИЙ
    БГ
    УК
    И

    63
    5. ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
    5.1. Учебная программа
    Учреждение образования
    «Белорусский государственный университет культуры и искусств»
    УТВЕРЖДАЮ
    Ректор БГУКИ
    _____________ Ю. П. Бондарь
    «____»_______________2015 г.
    Регистрационный № УД____/баз.
    ИСТОРИЯ ВОКАЛЬНОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА
    Учебная программа учреждения высшего образования
    По учебной дисциплине для специальности
    1-17 03 01 Искусство эстрады (по направлениям)
    Направления специальности
    1-17 03 01-03 Искусство эстрады (пение)
    Минск
    БГУКИ
    2015
    РЕПОЗИТОРИЙ
    БГ
    УК
    И

    64
    СОСТАВИТЕЛЬ
    А.А. Федорцова, преподаватель кафедры искусство эстрады учреждения образования «Белорусский государственный университет культуры и искусств»
    РЕЦЕНЗЕНТЫ:
    Т.В.
    Сернова, доцент учреждения образования
    «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка», кандидат искусствоведения, доцент
    Ю. Д. Персидская, заведующий кафедрой режиссуры эстрады учреждения образования «Белорусский государственный университет культуры и искусств», кандидат искусствоведения
    РЕКОМЕНОВАНО К УТВЕРЖДЕНИЮ:
    кафедрой искусства эстрады учреждения образования «Белорусский государственный университет культуры и искусств» (протокол № 9 от
    16.04.2015 г.);
    президиумом научно-методического совета учреждения образования
    «Белорусский государственный университет культуры и искусств» (протокол
    № __ от _____________ г.)
    Ответственный за выпуск: А.А. Федорцова
    РЕПОЗИТОРИЙ
    БГ
    УК
    И

    65
    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
    Учебная дисциплина «История вокального исполнительства» является частью теоретической подготовки специалистов высшего образования специальности искусства эстрады направления пение и преподается в тесной связи с такими дисциплинами как «История мирового и белорусского эстрадного музыкального искусства», «История рок-музыки», «История джазового исполнительства», «История мирового и белорусского джаза»,
    «История мирового и белорусского эстрадного музыкального театра»,
    «Эстрадно-вокальная музыка Беларуси», «Вокал», «Вокальный ансамбль»,
    «Постановка вокального номера», «Сценическая культура исполнителя».
    Значение данной дисциплины обусловлено тем, что ее изучение будет содействовать формированию музыкального вкуса и исполнительской культуры эстрадных вокалистов, а также расширению базового музыкального образования студентов, необходимого для основательной подготовки высококвалифицированных специалистов в области вокального исполнительства в соответствии с образовательным стандартом.
    Целью учебной дисциплины является получение студентами целостного представления о сущности и истории развития мирового и белорусского вокального исполнительства в области популярной музыки как специфического авторского способа создания художественного образа средствами выразительности популярной музыки и сценического исполнительства.
    Задачи дисциплины:
    – ознакомить студентов с основными этапами истории развития мирового и белорусского вокального исполнительства в области популярной музыки;
    – научить анализировать вокальное исполнительское мастерство как авторский способ создания художественного образа;
    – научить определять и анализировать исполнительские приемы и средства музыкальной, вокальной и сценической выразительности лучших мастеров мировой и белорусской вокальной музыки.
    В результате освоения дисциплины выпускники должны знать:
    − специфику сценического и вокального исполнительства как способа творческого самовыражения представителей популярной музыки;
    − основные виды, жанры и формы вокального исполнительства в области популярной музыки;
    − творческие достижения лучших мастеров в сфере вокального исполнительства;
    − исполнительскую деятельность лучших мировых и белорусских исполнителей популярной музыки;
    уметь:
    РЕПОЗИТОРИЙ
    БГ
    УК
    И

    66
    − осмыслять и анализировать систему средств выразительности вокального сценического исполнительства;
    − определять уровень вокально-технического и сценического мастерства исполнителя;
    − выделять общие и специфические черты вокальной и сценической манеры исполнителя;
    − на практике устанавливать связь между социально-культурными условиями исполнения эстрадной музыки, его теоретическим анализом и проблемами вокального исполнительства;
    владеть:
    − категориальным аппаратом и терминологическим глоссарием популярной музыки и вокального исполнительства.
    Преподавание дисциплины осуществляется с использованием методов педагогики и искусствоведения:
    − пассивный метод (форма пассивного взаимодействия студента с преподавателем в процессе изучения лекционного материала);
    − активный метод (форма диалога, активного взаимодействия студента с преподавателем в процессе изучения материала дисциплины);
    − интерактивный метод (форма широкого взаимодействия студентов с преподавателем и между собой, на увеличение активности обучающихся в процессе практических занятий и выполнении творческих заданий);
    − метод комплексного искусствоведческого анализа сценического исполнения произведений вокальной популярной музыки (уровень исполнения, вокальная и сценическая техника, стилистические приемы, каноны жанра и т.д.).
    В соответствии с учебным планом на изучение дисциплины «История вокального исполнительства» всего отведено 92 часа, из них 32 часа – аудиторных занятий (16 часов – лекции, 16 часов – практические занятия).
    Рекомендуемая форма контроля знаний студентов – экзамен.
    РЕПОЗИТОРИЙ
    БГ
    УК
    И

    67
    ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
    Темы
    Количество аудиторных часов всего лекции практические
    Тема 1. Введение в дисциплину
    «История вокального исполнительства»
    1 1
    Тема 2. Вокальное исполнительство как вид художественного творчества
    2 2
    Тема 3. Вокальное исполнительство в области популярной музыки.
    2 2
    Тема 4. История мирового вокального исполнительства
    6 4
    2
    Тема
    5.
    История белорусского вокального исполнительства в первой половине ХХ века
    3 2
    1
    Тема 6. История развития белорусского вокального исполнительства во второй половине ХХ – начале ХХI веков
    3 2
    1
    Тема
    7.
    Персоналии мирового вокального исполнительства
    6 2
    4
    Тема 8. Анализ концертных live- программ мирового вокального исполнительства
    9 1
    8
    Всего… 32
    16
    16
    РЕПОЗИТОРИЙ
    БГ
    УК
    И

    68
    СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
    1   2   3   4   5   6


    написать администратору сайта