Учебнометодический комплекс по учебной дисциплине история вокального исполнительства для специальности
Скачать 0.86 Mb.
|
1 Учреждение образования «Белорусский государственный университет культуры и искусств» Факультет музыкального искусства Кафедра искусства эстрады СОГЛАСОВАНО И.о. зав. кафедрой _____________Т.Н. Дробышева «____»_______________2017 г. СОГЛАСОВАНО Декан факультета _____________И.М. Громович «____»_______________2017 г. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ ИСТОРИЯ ВОКАЛЬНОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА для специальности 1-17 03 01 Искусство эстрады (по направлениям), направления специальности 1-17 03 01-03 Искусство эстрады (пение) Составитель: А.А. Федорцова Рассмотрено и утверждено на заседании Совета университета 20.06.2017 г. протокол № 10 РЕПОЗИТОРИЙ БГ УК И 2 Составитель: Федорцова А.А., старший преподаватель кафедры искусства эстрады учреждения образования «Белорусский государственный университет культуры и искусств», магистр искусств; Рецензенты: Дожина Н.И., зав. кафедрой теории музыки и музыкального образования учреждения образования «Белорусский государственный университет культуры и искусств» кандидат искусствоведения, доцент; Кафедра пения учреждения образования «Белорусская государственная академия музыки» Кафедрой искусства эстрады (протокол от 16.05.2017 № 11); Советом факультета музыкального искусства (протокол от 29.05.2017 № 9) РЕПОЗИТОРИЙ БГ УК И 3 СОДЕРЖАНИЕ 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА…………………………………….... 4 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ…………………………………………. 6 2.1 Конспект лекций ……………………………………………………… 6 3. ПРАКТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ………………………………………….. 55 3.1 Методические рекомендации по проведению лекционных и практических занятий…………………………………………………. 55 3.2 Методические рекомендации по организации и выполнению самостоятельной работы студентов…………………………………. 55 3.3 Задания и список вопросов по темам семинарских занятий………. 56 3.4 Примерные темы рефератов..………………………………………... 57 4. РАЗДЕЛ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ……………………………………... 58 4.1 Рекомендуемые средства диагностики……………………………... 58 4.2 Перечень теоретических вопросов для проведения экзамена по учебной дисциплине ………………………………………………….. 58 4.2 Критерии оценок результатов учебной деятельности……………… 60 5. ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ………………………………........... 63 5.1 Учебная программа………………………………………………......... 63 5.2 Основная литература………………………………………………….. 77 5.3 Дополнительная литература………………………………………….. 79 5.4 Материально-техническое обеспечение аудитории………………….. 79 5.5 Информационные материалы………………………………………… 79 РЕПОЗИТОРИЙ БГ УК И 4 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Учебная дисциплина «История вокального исполнительства» является частью теоретической подготовки специалистов высшего образования специальности искусства эстрады направления пение и преподается в тесной связи с такими дисциплинами как «История мирового и белорусского эстрадного музыкального искусства», «История рок-музыки», «История джазового исполнительства», «История мирового и белорусского джаза», «История мирового и белорусского эстрадного музыкального театра», «Эстрадно-вокальная музыка Беларуси», «Вокал», «Вокальный ансамбль», «Постановка вокального номера», «Сценическая культура исполнителя». Значение данной дисциплины обусловлено тем, что ее изучение будет содействовать формированию музыкального вкуса и исполнительской культуры эстрадных вокалистов, а также расширению базового музыкального образования студентов, необходимого для основательной подготовки высококвалифицированных специалистов в области вокального исполнительства в соответствии с образовательным стандартом. Целью учебно-методического комплекса является формирование образовательного контента по сущности и истории развития мирового и белорусского вокального исполнительства в области популярной музыки как специфического авторского способа создания художественного образа средствами выразительности популярной музыки и сценического исполнительства. Задачи УМК: – ознакомить студентов с основными этапами истории развития мирового и белорусского вокального исполнительства в области популярной музыки; – сформировать понимание алгоритма анализа вокального исполнительского мастерства как авторского способа создания художественного образа; – научить определять и анализировать исполнительские приемы и средства музыкальной, вокальной и сценической выразительности лучших мастеров мировой и белорусской вокальной музыки. В структуру учебно-методического комплекса по учебной дисциплине «История вокального исполнительства» входят: введение (пояснительная записка), теоретический и практический разделы, раздел контроля знаний и вспомогательный раздел. Во введении обоснована педагогическая целесообразность учебной дисциплины и сформулированы цель и задачи УМК. Теоретический раздел представлен кратким изложением лекционного учебного материала, необходимого для изучения данной дисциплины в предусмотренном объеме. Практический раздел содержит задания и списки вопросов по темам РЕПОЗИТОРИЙ БГ УК И 5 семинарских занятий, примерные темы рефератов, методические рекомендации по организации и выполнению самостоятельной работы студентов. В разделе контроля знаний перечислены рекомендуемые средства диагностики, приведены вопросы к экзамену, критерии оценок результатов учебной деятельности. Вспомогательный раздел содержит учебную программу по дисциплине, списки рекомендованной литературы, требуемое материально-техническое обеспечение аудитории, информационные материалы: ссылки на онлайн-просмотр концертных программ в интернете, статьи ознакомительного характера. Данный учебно-методический комплекс составлен для внутреннего пользования в образовательном процессе студентами учреждения образования «Белорусский государственный университет культуры и искусств», проходящими профессиональную подготовку по специальности искусство эстрады направления специальности пение, а также для преподавателей кафедры искусства эстрады. РЕПОЗИТОРИЙ БГ УК И 6 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ Тема 1. Введение в дисциплину «История вокального исполнительства» Значение, цель и задачи дисциплины «История вокального исполнительства». Ее роль и место в профессиональной подготовке специалиста высшей квалификации по специальности «Искусство эстрады» направления «Пение». Взаимосвязь с профильными дисциплинами «История мирового и белорусского эстрадного музыкального искусства», «История рок-музыки», «История джазового исполнительства», «История мирового и белорусского джаза», «История мирового и белорусского эстрадного музыкального театра», «Эстрадно-вокальная музыка Беларуси», «Вокал», «Вокальный ансамбль», «Постановка вокального номера», «Сценическая культура исполнителя», «Мастерство актера», «Сценическая речь и голосово- речевой тренинг», «Сценическое движение». Тема 2. Вокальное исполнительство как вид художественного творчества Музыкальное исполнительство – творческий процесс воссоздания музыкального произведения средствами исполнительского мастерства. Вокальное исполнительство – творческий процесс воссоздания и воспроизведения вокального произведения средствами вокального и сценического мастерства. Вокальное исполнительство представлено основными жанрами и стилевыми направлениями вокальной популярной музыки, а также формами ее презентации в обществе. Основные жанры вокальной популярной музыки: песня, романс, баллада, музыкальные куплеты, музыкальная пародия. Песня – самый популярный жанр вокальной эстрадной музыки – это вокальная или вокально-инструментальная миниатюра, написанная в РЕПОЗИТОРИЙ БГ УК И 7 строфической форме. На эстраде песня нередко решается как сценическая «игровая» миниатюра – с помощью пластики, костюма, света, мизансцены, хореографии и т.д. Классифицировать песни можно по различным критериям: 1) по характеру создания песня бывает народная (коллективное анонимное творчество), бардовская (индивидуальное любительское творчество), эстрадная (коллективное авторское творчество); 2) по тематическому содержанию – детская, военная, революционная, гражданско- патриотическая; 3) по характеру отражения действительности – пародийно- шуточная, лирическая, драматическая. Романс – камерно-вокальное произведение для голоса с инструментом; от песни отличается большей детализацией мелодии, её связью с поэтическим словом, драматургически значительной ролью инструментального сопровождения. Жанровой разновидностью романса является баллада. Музыкальные куплеты – жанр вокальной популярной музыки, близкий песне, отличающийся, как правило, лёгким, шутливым характером, интонационной броскостью, простотой структуры. Литературную сторону музыкальных куплетов составляют сатирические, юмористические или публицистические стихотворения, отличающиеся злободневностью смыслового содержания, в которых каждая из строф имеет собственный сюжет. Некоторые куплетисты (исполнители куплетов) в качестве средства сценической выразительности использовали танцевальные движения, отчего назывались “танц-куплетистами”, “танц-комиками”, “эксцентриками”. Этот жанр был популярен в вокальном исполнительстве ХХ столетия. Жанр музыкальной пародии – это вокальные произведения, созданные на основе заимствования музыкального материала путём творческой переработки первоисточника, основаны на иронической, комической имитации (подражании) голоса того или иного артиста, на утрированном исполнении, на подчёркивании стереотипов поведения, индивидуальной манеры вокального исполнения, стиля «оригинала». Непременным условием является широкая известность творчества пародируемого артиста. Особенную популярность жанр приобрел в 21 веке в сети интернет. РЕПОЗИТОРИЙ БГ УК И 8 Вокальное исполнительство в популярной музыке представлено различными стилевыми направлениями рок-, поп-, фолк-, джазовой, академической, электронной музыки, регги, хип-хоп и др. Формы публичной презентации вокального исполнительства: концерт (моноконцерт, или сольный концерт, концерт-митинг, шоу-программа, радио-концерт), конкурс, фестиваль, видео-презентация (клип, фильм, блог, онлайн-трансляция, или стрим), флеш-моб. Концерт – форма общественного музицирования, публичное исполнение эстрадной музыки в определённом сценическом пространстве (сценические подмостки концертных залов, амфитеатров, различных учреждений культуры и т.д.) различными исполнительскими составами, либо одним музыкальным коллективом, вокалистом (моноконцерт, или сольный концерт). Концерт-митинг – разновидность концерта, форма массовой агитационно-пропагандистской и музыкально-просветительской работы в первые годы после революционных событий 1917 г., когда после речей крупных партийных и государственных деятелей СССР следовало концертное отделение с участием представителей эстрадного музыкального искусства. Радио-концерт – концерт, транслируемый по радио (аудио-трансляция). Шоу-программа – разновидность концерта, яркое эстрадное музыкальное представление, отличающееся особой зрелищностью и развлекательностью, которые достигаются с помощью активного использования в выступлениях эстрадных артистов элементов хореографии, сценографии, а также яркого сценического грима и оригинальных костюмов, пиротехнических и светоцветовых спецэффектов и т.д. Фестиваль музыкальный – широкая праздничная общественная встреча, сопровождающаяся смотром достижений музыкального искусства, состоит из цикла концертов, которые, как правило, тематически объединены и проходят в особой торжественной обстановке. Нередко в рамках фестиваля проводятся музыкальные конкурсы (в том числе вокальные), ассамблеи, конгрессы музыкальных организаций, научные конференции и т.п. Фестивали могут быть организованы на международном уровне (участники РЕПОЗИТОРИЙ БГ УК И 9 являются представителями разных стран), на национальном (с участием представителей одного государства) и на региональном (участники представляют определённую территориальную область страны) уровнях. Популярностью пользуется проведение фестивалей песни, рок-фестивалей и др. Конкурс вокальный – соревнование музыкантов-вокалистов, проводится, как правило, на заранее объявленных условиях и имеет целью выделить лучших его участников. Уровень мастерства конкурсантов оценивает компетентное жюри по установленным критериям, обозначенным в положении конкурса. Современные музыкальные конкурсы стали значительным фактором культурной жизни общества, важным средством выявления и поощрения талантливых молодых вокалистов. Так же, как и фестивали, конкурсы могут проводиться на международном, национальном, региональном уровнях, в пределах города, отдельного учреждения, в сети интернет (дистанционно). Сценический номер (отдельный и самоценный по своей форме и содержанию) – структурная единица любой формы вокального исполнительства. Специфика сценического номера заключается в кратковременности действия, в лёгкой приспособляемости к условиям публичной демонстрации, в концентрированности художественно- выразительных средств, содействующих яркому выявлению творческой индивидуальности исполнителя, в актуальности затрагиваемых тем. Популяризации результатов вокального исполнительства в популярной музыке способствуют средства массовой информации (радио, телевидение) и средства массовой коммуникации (видео-, аудио-ресурсы сети Интернет и мобильной связи). Распространением произведений вокальной популярной музыки занимаются организации, работающие в сфере звукозаписи и тиражирования музыкальной продукции на разных музыкальных носителях, таких как виниловые пластинки, аудио-, видео-, DAT-кассета, цифровые компакт-, мини-, DVD-диски, флеш-носители, серверные (облачные) хранилища данных и др. Вокальное исполнительство популярной музыки в различных сферах социальной и культурной жизни. Из большого числа потребностей, РЕПОЗИТОРИЙ БГ УК И 10 удовлетворяемых популярной музыкой вытекает множественность её общественных функций, её полифункциональность: Коммуникативная функция связана с общением по поводу музыки, которое проявляется в процессе расширения общения (умножения контактов человека с другими людьми) и в процессе углубления общения (переход от монологических высказываний о музыкальных пристрастиях к диалогической форме). Гедонистическая, связанная с получением удовольствия, эстетического наслаждения от слушания музыки, осуществляемая посредством такого свойства эстрадной музыки как зрелищность. Уже в 1920-е гг. в публицистике подчёркивалось, что «нужна быстрая и непрерывная смена ощущений, неожиданности и эксцентрические разрешения сценических ситуаций. Зрелище не должно быть длинным. Нужно «сгущенное» зрелище». Психофизиологическая функция осуществляется в предоставлении воспринимающим перципиентам (слушателям) возможности катарсиса, связанного с “выбросом” психоэмоциональной и физиологической энергии (крик, топанье, аплодисменты и т.п.), а также музыкального терапевтического воздействия на психическое и физиологическое состояние человека. Так, любое музыкальное произведение как звуковая информация может служить для мозга либо стимулятором системного взаимодействия обоих полушарий, либо вызывать нарушение этой связи, что ведёт к изменению работы мозга: тормозит психическое развитие, нарушает инициативность, эмоциональный тонус, способность творчески мыслить. Аффилиативная функция предполагает включённость перципиентов в определенную группу или общность (фан-клуб исполнителя или группы, различные неформальные объединения – панки, хиппи, рэперы и т.п.). Пронологическая функция предполагает закрепление за какой-либо группой людей определённого стереотипа поведения, образа жизни. Функция идентификации индивида с себе подобными перципиентами, что приводит к утрате индивидуально-личностной определённости. РЕПОЗИТОРИЙ БГ УК И 11 Определённые направления популярной музыки выполняют функцию эскапизма, т.е. ухода от реальной действительности, отвлечения на определённый промежуток времени слушателя, зрителя от насущных проблем, противоречий и т.д., что роднит по характеру воздействия музыку с наркотиками и другими психотропными веществами. Суггестивная функция, связанная с психическим внушением. Оформительская – функция декоративно-прикладного использования популярной музыки в бытовой сфере человека (звуковое оформление досуговой деятельности человека, транспортной сферы и т.д.) Организаторская – эта функция имела большое значение в период формирования массового песенного творчества, когда посредством песни организовывались трудовые действия, формировались определённые духовные, личностные качества и практические навыки, необходимые для успешного осуществления различных жизненно необходимых видов трудовой деятельности. В наше время популярная музыка выполняет организаторскую функцию преимущественно в общественной, политической сферах человеческой жизни. Идеологическая – функция выражения и защиты интересов определённой социальной группы людей (в советском обществе – определённого класса). Пропагандистски-агитационная функция, объединяющая идеологическую и организаторскую функции. Интерпретационная – способность запечатлевать определённые знания о действительности, давать им субъективную оценку и передавать эту преобразованную информацию воспринимающему субъекту. Эстетически-воспитательная функция – воздействие на мысли, чувства, волю и воображение перципиентов, формируя и преобразуя их личностные, моральные качества. Просветительская функция – способность музыки «сообщать» человеку неизвестные сведения о действительности: о психической, эмоциональной жизни индивида, а также о доминирующих в основных общественных массах настроениях – музыкальное произведение способно РЕПОЗИТОРИЙ БГ УК И 12 стать «эмоциональным документом эпохи и общества, который скажет нам об общественной действительности». |