Учебнометодическое пособие адресовано студентамбакалаврам очной и заочной формы обучения всех направлений. Соответствует требованиям, предъявляемым к общим и профессиональным компетенциям образовательных программ.
Скачать 1.35 Mb.
|
16 тыс. лет), которые сменяют друг друга независимо ни от чего. Причём период деградации сменяет период развития и совершенствования и наоборот. Деградация и развитие относится ко всему, воспринимаемому органами чувств, вплоть до богов. Современность Платон относит к периоду деградации.Знание, отвечающее на вопрос: что я могу знать? Вера - отвечает на вопрос: на что я могу надеяться? Нравственность - отвечает на вопрос: что я должен делать? В рамках нецивилизованных отношений нравственность отождествляется с моралью. Обыденное (мифологическое). В нём мораль определяет знание и веру. В основе этого типа - консерватизм или приверженность традиции. Позитивность этой идеологии и, одновременно, оправдание ее массовости в том, что отказ от традиции может приводить к неоправданным рискам. Религиозное. В нём вера доминирует над нравственностью и знанием. Цивилизованное мировоззрение (философское, научное) - соответствует западноевропейским ценностям. В нем знание, вера и нравственность как духовные способности не связаны друг с другом. Помимо Бытия нет ничего. Также и мышление есть Бытие, нельзя мыслить ни о чём. Бытие никем и ничем не порождено, иначе пришлось бы признать, что оно произошло из Небытия, но Небытия нет. Бытие не подвержено порче и гибели, иначе оно превратилось бы в Небытие, но Небытия не существует. У Бытия нет ни прошлого, ни будущего. Бытие есть чистое настоящее. Оно неподвижно, однородно, совершенно и ограниченно, имеет форму шара. Существуют гераклитовские периоды ( Душа человеческая бессмертна и она являлась свидетельницей времени, предшествующего деградации. Путем припоминания в душе появляются идеи (эйдосы), с помощью которых человек ориентируется в пространстве и времени. Вещи, воспринимаемые органами чувств, существуют только благодаря сопричастности этим припоминаемым идеям, т.е. нет идеи - нет вещи. Независимое от реальности существование идей называют объективным идеализмом. В отличии от того что мы называем «вещами» идеи носят позитивный характер. Например: существует идея (эйдос) «красоты» : «красивая лошадь», «красивая женщина», «красивый цветок», но не существует идеи «безобразия». Некрасивой (безобразной) лошадью, цветком и т.д. мы называем воспринимаемые именно сей час вещи. Констатируя их деградацию, несоответствие собственным идеям. Задача философа (нового мировоззрения) восстановить («припомнить») первоначальный замысел (идею) реальности. Вероятно, постижение этого разрыва между существующим и идеальным, желаемым привело к созданию таких жанров искусства как поэзия и драматургия. Философская школа призвана воспитать душу, для этого она должна навести в ней порядок подобный явлениям космического порядка (см. выше). Душа делится на три начала:
Носителем души является конкретный человек, живущий среди других людей. Платон является первым социальным философом, проанализировавшим формы общежития людей – семью и государство. Социально - политическая концепция Платона Происхождение государства, по Платону, вполне правдоподобно даже с современной точки зрения: разделение труда приводит к обмену между людьми, а обмен удобен, если жить вместе. Мысль о разделении труда лежит в основе платоновской утопии (греч. – место, которого нигде нет). Все не так в мире идей. Разделение труда порождает необходимость различных добродетелей в каждой из профессий. Изначально это добродетели земледельца, строителя и ткача (вытекают из первичных по Платону потребностей в еде, одежде и доме). Затем, с ростом государства-полиса возникают конфликты с другими государствами, формируется профессиональная общность воинов. Третий, правители-философы, создают наилучшие законы для недопущения деградации государственных форм — аналогия с «правлением знающих» Сократа. Политический идеал Платона — это стабильность государства. Чтобы оно было стабильным, требуется стабильность в обществе, каждый выполняет собственную работу — это справедливо. Неравенство сословий — это тоже нормально, ведь счастье отдельного человека для счастья полиса не значит ничего. Платон выделяет четыре несовершенные формы государства: Тимократия — власть честолюбцев. Наиболее близкая к идеалу форма правления. Люди становятся воинами, государство под их управлением постоянно воюет. Войны — это всегда добыча, а значит и чьё-то обогащение. Ну а богатство — это власть. Формируется олигархия. Олигархия — власть немногочисленных богатых. Но богачи ущемляют бедных, коих всегда большинство, и они, в свою очередь, захватывают власть. Формируется демократия — власть большинства. Характеризуется усилившимся расслоением на богатых и бедных; ведет к восстаниям. Тирания — бесконтрольная власть одного. Появляется тиран из-за нестабильности древнего общества и из-за неспособности демократии, как политического устройства, справится с ней. Для удержания власти тирану и его окружению нужна война, которая, в конечном счете, приводит государство к непредсказуемости и эскалации конфликтов. Этим формам Платон противопоставляет идеальный вид государственного устройства. При таком строе правят лишь немногие мудрецы, которые одни по своей мудрости понимают сущность справедливости и способны править в соответствии с нею. В их душе преобладает разумное начало. Души с преобладанием яростного начала должны составить касту воинов. Страстным (неуправляемым) началом обладает каста ремесленников и крестьян. Рабы не являлись гражданами. Такое кастовое устройство, по мнению Платона, должно было затормозить последующую деградацию общества и граждан. Метафизика Аристотеля Аристотель (384-322) создал собственную школу Ликей (в роще Аполлона ликейского). Был воспитателем и другом Александра Македонского. В течении двадцати лет ученик, а затем учитель платоновской Академии. Автор работ «Метафизика», «Физика», «О душе», «Политика», и др. Утверждал, что ошибка Платона безусловная вера в гераклитовские периоды. Считал теорию вредной, т.к. она увеличивает количество миров, препятствуя его познанию. Прежде всего, выступает против идеализма, т.е. самостоятельного существования идей. Создает теорию понятий, которая конструируется, опираясь на ощущение, восприятие, представление. Понятие - мысль о предмете, выделяет в нем существенные признаки, т.е. такие, которые отличают данный предмет от всех других. Такие идеи непосредственно связаны с вещами, воспринимаемыми органами чувств. Конструирует собственную теорию познания. На 1-м этапе познания – чувственное познание, на более высоких этапах – рациональное познание (силлогистика). Аристотель создаёт новую систему «бытия», которую сейчас бы называли «материалистической». По мнению Аристотеля, бытием (реальностью) являются только те вещи, которые сопричастны 10 категориям:
«Первая философия» Аристотеля (позднее названа «метафизикой») содержит учение о 4 основных принципах бытия. Бытие — живая субстанция, характеризующаяся специальными принципами или четырьмя началами (условиями) бытия: Материя — «то, из чего это создано». Многообразие вещей, существующих объективно; материя вечна, несотворима и неуничтожима; она не может возникнуть из ничего, увеличиться или уменьшиться в своём количестве; она инертна и пассивна. Бесформенная материя представляет собой небытие. Первичнооформленная материя выражена в виде пяти первоэлементов (стихий): воздух, вода, земля, огонь и эфир (небесная субстанция). Форма — «то, что это из себя представляет». Сущность, стимул, цель, а также причина становления многообразных вещей из однообразной материи. Создает формы разнообразных вещей из материи Бог (или ум-перводвигатель). Аристотель подходит к идее единичного бытия вещи, явления: оно представляет собою слияние материи и формы. Действующая причина (начало) — «то, откуда». Началом всех начал является Бог. Существует причинная зависимость явления сущего: есть действующая причина — это энергийная сила, порождающая нечто в покое универсального взаимодействия явлений сущего, не только материи и формы, акта и потенции, но и порождающей энергии-причины, имеющей наряду с действующим началом и целевой смысл, то есть Цель — «то, ради чего». Высшей целью является Благо. Поздняя античная философия. Этика стоиков Наиболее известные стоики: Зенон Китионский, Клеанф, Хрисипп, Цицерон, Сенека, Марк Аврелий. Основная мысль стоицизма - всё пронизано Логосом (всеобщим законом, основой мира). Логос лежит в основе любой субстанции и деятельности. Задача – понять этот Логос(законы мышления и природы). Действуя рационально, как мыслящий человек, стоик свои желания и движения души подчиняет всеобщему, т.е. цели мироздания. В каждом поступке стоика должна быть постигнутая мышлением всеобщая цель. «Жизнь - это борьба, а не вкушение радости». Злейший враг человека - отсутствие высшей цели. Для праведной жизни нужна внутренняя храбрость, возвышенность души, героизм. Самое ценное для стоиков – время. Все можно компенсировать, кроме времени отпущенного для человеческой жизни. Стоики выделяют четыре вида аффектов: удовольствие, отвращение, вожделение и страх. Их необходимо избегать, пользуясь правильным размышлением. Все вещи стоики делят на благо, зло, безразличие (греч. адиафора). Например, к здоровью и богатству они относятся безразлично . Предпочитать следует вещи, сообразные с природой. Такие же различия стоики проводят и между поступками. Существуют дурные и благие поступки, средние поступки называются «подобающими», если в них реализуется естественная предрасположенность. Философия Эпикура Если стоики опирались на разумную выработку всеобщей цели и её достижение, то сторонники Эпикура (341-270 до н. э.) на ощущения конкретного человека. Основание знания - не разум, а ощущения т.к. ощущения лишены основания. Ощущения каждого человека обладают одинаковой значимостью. Не может чужое ощущение критиковать моё. Каждый человек имеет неприходящую ценность и не считаться с ним нельзя. Фантазии сумасшедших или сновидения также истинны, т.к. они приводят в движения. Всё несуществующее не приводит в движение. Цели жизни конкретного человека - получить удовольствие (гедонизм). Классификация удовольствий:
Последние ставят задачу - отказаться от общепринятых моделей поведения и создание собственного стиля жизни (атараксия). Предполагается доверие к собственным ощущениям. Признаки удовольствия: радость, веселье, свобода от страха. Показательно отношение к религии: люди должны оказывать почести Богам из - за превосходства их природы, а не для того, чтобы получить выгоду. « Смерть нас совершенно не касается, т.к. пока мы существуем, смерти нет. А когда есть смерть, нас нет». Преимущественное значение Эпикур уделял этике и воспитанию человека. Эпикур стремился дать практическое руководство для жизни (этику); физика (натурфилософия) изучает законы природы; логика – законы разума. Учение Эпикура о природе, по сути дела, материалистическое учение: бесконечно число и разнообразие спонтанно развивающихся миров, представляющих собой результат столкновения и разъединения атомов, помимо которых не существует ничего, кроме пустого пространства. В пространстве между этими мирами (в «междумириях»), бессмертные и счастливые, живут боги, не заботясь о мире и людях. Таким же образом возникают и исчезают живые существа, а также душа, которая состоит из тончайших, легчайших, наиболее круглых и подвижных атомов. Познание природы не есть самоцель, оно освобождает человека от страха суеверий и вообще религии, а также от боязни смерти. Это освобождение необходимо для счастья и блаженства человека, сущность которых составляет наслаждение, но это не простое чувственное наслаждение, а духовное, хотя вообще всякого рода наслаждения сами по себе не являются дурными. Однако духовное наслаждение более устойчиво, ибо оно не зависит от внешних помех. Средневековая философия ( 5- 15 вв. н. э.) Основным элементом средневековой жизни является раздвоение, т.е. выделяется 2 народа: священники и меряне; 2 языка: латинский и варварский; 2 власти: светская и духовная; раздвоение личности на душу и тело. Средневековье — это господство религиозного мировоззрения, выраженного в христианском богословии. Философия становится служанкой теологии. Её основная функция — истолкование Священного Писания, формулировка догматов Церкви и доказательство бытия Бога. Попутно развитие получила логика; осуществлялась разработка понятия личности (спор о различии ипостаси и сущности) и «спор об универсалиях» т. е. приоритете единичного или общего (реалисты и номиналисты). Начиная с 4 в. формируется христианская церковь как социальный институт. Её основная задача: преодоление раздвоенности.С 8 в. формируются монашеские общины. Их основная цель : примирение духа и тела. В рамках христианства основой философии служит тот факт, что у человека появилось сознание истины. Христос - носитель истины. В древнегреческой философии происходил поиск истины (Аристотель, Платон). Человек с их точки зрения испытывает потребность сделаться причастным к этой истине. Он должен дойти до сознания единства божественной и человеческой природы. Человек становится духовным и достигает истины благодаря тому, что он поднимается выше природного (плоть, болезни, удовольствие, смерть). Выделяют 2 этапа в развитии средневековой философии: 1. С 5 по 9 вв. - Патристика - непосредственное строительство церкви как социального института (церковный календарь, таинства, церковное предание и т. д.). 2. С 9 по 15 вв. - Схоластика. Её основная задача - объяснить всё происходящее с точки зрения Священного Писания и Предания. Основная черта - отсутствие интереса к природе (натурфилософии) и теоцентризм. Основным центром интереса является мышление, так как оно существует в другом - трансцендентном мире ( в метафизическом понимании трансценденция – переход из сферы возможного опыта – природы – в сферу, лежащую по ту сторону его). Церковь на протяжении тысячи лет становится центром политической жизни Европы. Церковь выполняет свою задачу, вырабатывает новую идеологию для преодоления раздвоенности. Эти ценности являются определяющими и в современной католической идеологии, но не всегда они совпадает с цивилизационными ценностями.
В рамках средневековой философии всех схоластов можно разделить на два лагеря. Наиболее массовым лагерем считается реализм, т.е. сторонники идей Платона. Они придерживаются точки зрения, что реально существуют общие универсальные сущности предметов (идеи, в не вещи). Оппонентами были номиналисты - сторонники Аристотеля. Они считали реально существующими индивидуальные вещи, воспринимаемые органами чувств, а общие понятия (идеи) являются лишь именами вещей. Попытка примирить эти два лагеря в «споре об универсалиях» предпринимали концептуалисты. Философия Возрождения. Реформация Начиная с 15 - 16 вв. формируются христианские идеологии несовместимые с католической - период «внешней» реформации. Лидеры новой идеологии: Мартин Лютер (1483 - 1546гг.), Жан Кальвин (1509-1564гг.) Томас Мюнцер (1490-1525). Секуляризации (обмирщению) общественной жизни предшествовали в церковной жизни - Реформация, в светской - Возрождение. В этот период происходит смена ценностей, возникает мировозренческий антропоцентризм. Смена ценностей явилась результатом расширения исторического и географического кругозора. Другой немаловажной причиной явился конфликт, в т.ч. и экономический, между церковью и развившимися к тому времени местными элитами. В противовес католической идеологии элита поддерживает новые протестантские идеологии. Основные ценности новой идеологии:
Реформационное направление развивается одновременно с другими направлениями Возраждения: Гуманистическое (XIV-XVвв): Франческо Петрарка (1304-1374), Данте Алигьери (1265-1321), Лоренцо Валла (1507-1557) – в центр внимания ставило человека, воспевало его достоинство, величие и могущество, иронизировало над догматами церкви; Неоплатоническое (сер.XV-XVIвв): Николай Кузанский(1401- 1464), Джованни Мирандола (1463 – 1494), Парацельс (1493 – 1541) – противопоставляли сложившейся и чрезмерно систематизированной схоластической философии новую философскую систему, основанную на идеях Платона; не отрицали Божественную природу человека, но рассматривали его как самостоятельный микрокосм. Натурфилософское (XVI-XVIIвв) Николай Коперник(1473 – 1543) , Галилео Галилей(1564 – 1642), Джордано Бруно(1548 – 1600) – формировали научное мировоззрение, свободное от теологии; утверждали, что мир познаваем благодаря чувственному познанию и разуму; создали научную картину мира. Философия Нового времени. В рамках новой постсредневековой философии возникает два направления: английский эмпиризм – основателем считается Френсис Бэкон (!561 – 1626), ему предшествовал средневековый номинализм; европейский континентальный рационализм - Рене Декарта (1596 – 1650). Основная цель эмпиризма - дополнить силлогистику Аристотеля новым методом - эмпиризмом. Если силлогистика идет от общих выводов к частным, то эмпиризм должен обосновать эти общие выводы (например, индукция, методы установления причинной связи). Бэкон считал, что невозможно познать многие явления, т.к. сознание человека уподобляется кривому зеркалу, таковым сознание делают идолы (призраки).
Знание видов препятствий достижения объективного знания позволяет избежать ошибок. Однако это знание лишь отрицательная сторона создания научного метода. Необходимо также положительное учение о методе исследования. В истории науки четко выступают 2 пути или метода исследования: догматический и эмпирический. Догматический метод начинает с общих умозрительных положений и стремится вывести из них все частные случаи (дедуктивный метод). Догматик похож на паука («путь паука»), который из самого себя ткет паутину. Естествознание - истинная наука, а физика, опирающаяся на чувственный опыт - важнейшая часть естествознания. Чувства, опирающиеся на эмпирические методы (наблюдение, измерение и эксперимент) - непогрешимый источник всякого знания. Наука есть опытное знание, и она состоит в применении рационального метода к чувственным данным («путь пчелы»). Последователи эмпиризма Т. Гоббс (1588-1679), Д. Локк (1632-1704) распространили учение на социальную сферу. Первый утверждал, что главная философская проблема лежит не в плоскости гносеологии (учении о познании), а в социальной сфере, прежде всего это проблема общества и государства. В 1651 он публикует работу «Левиафан» («Чудовище»). Основная мысль: «человек человеку – волк», поэтому государство – та сила («чудовище»), которая поддерживает жизнеспособность общества, порядка и справедливости в нем. Д. Локк впервые выдвинул идею государства, построенного на основе разделения властей на законодательную, исполнительную (в том числе судебную) и федеративную (внешнеполитическую). Заслуга его несомненна, но не факт, что она результат применения эмпирических методов. Пусть он и утверждал, что «нет ничего в мыслях (разуме) человека; чего до этого не было в чувствах». Основная проблема рационализма - преодоление раздвоенности души и тела, мышления и бытия. По мнению рационалистов (сторонников Р. Декарта), душевную раздвоенность можно преодолеть мышлением. Для этого необходимо:
Результатом ответа на эти вопросы стали метафизические системы. Эти системы призваны отвечать на любые вопросы. Первую метафизическую систему предложил Декарт. Для него изначально душа и тело, мышление и бытие есть особенные, несовместимые вещи, т.е. существующие каждая сама по себе. Такая методологическая позиция называется – дуализмом. «Что первично для человека? Душа или тело? Мышление или бытие?». Для Декарта мышление первично. «Мышление для меня более достоверно, чем тело, ибо того факта, что я сужу о теле, я не могу отбросить. Хотя и могу абстрагироваться (отвлечься) от того, о чем я сужу». Декарт утверждает, что фундаментальным достоверным фактом, подтверждающим приоритет мышления, является сомнение в истинности тех или иных высказываний. Если бы для человека было бы достоверно тело, а не мышление, то мышление не обладало бы свободой. Мысль в отличие от предмета («протяжения») свободна, следовательно, авторитет для нее губителен. «Я мыслю, следовательно, я существую». Все, что является предметом нашего сознания (мышления по Декарту) рассматриваются либо как вещи, либо их свойства, либо как «вечные истины». Вечные истины - догматы церкви, математические положения. И мышление, и бытие имеют общую субстанцию, которую человек познать не может, поэтому для него мышление и бытие, неполноценные субстанции. «Под субстанциями я понимаю ни что иное, как некую вещь, не нуждающуюся для своего существования ни в чем другом, а именно Бог». Человек имеет непосредственное отношение только к царствам мышления и природы (бытия). Эти царства имеют свои атрибуты, т.е. то, без чего они не могут мыслиться или существовать. Атрибутом мышления является свобода, природы - протяжение. Атрибуты имеют бесконечные модусы (от латинского - разновидности). Модусами мышления являются воображение, художественные произведения, логика, грамматика языка, произведения искусства и пр. Модусами протяжения - фигура, расстояние, хрупкость, вязкость и пр. Р. Декарта считают «отцом новой философии», так как он является основателем современного рационализма, убежденного в философском суверенитете разума. Европейский континентальный рационализм в лице Б. Спинозы (1632-1677) и Г. В. Лейбниц (1646-1716) пытался преодолеть дуализм Р. Декарта. Первый создал монистическую систему, основываясь на утверждении, что не существует различия между высшей субстанцией – Богом – и сотворенными им другими субстанциями. Тождество мышления и бытия осуществляется при этом с «помощью особым образом организованным телом человека». Второй предположил существование бесконечного множества субстанций – монад. Свою систему он назвал «монадологией». Философия Просвещения К представителям Просвещения относят: Монтескье (1689-1755), Вольтера (1694-1778), Руссо (1712-1778), Дидро (1713-1784) и др. во Франции; Ф. Бекона, Т. Гоббса, Д. Локка, Д. Юма (1711-1776) и др. в Англии; И. Канта (1724-1804) в Германии; Петра I (1672-1725), М.В.Ломоносова (1711-1765), А.Н.Радищева (1749-1802) в России. Основная идея, объединяющая этих людей - борьба со всем существующим, традиционным, закостеневшим - в первую очередь с религиозными и политическими авторитетами (см. принцип сомнения Декарта). В сознании человека не должно быть ничего, в чем бы он не находил самого себя. Превозносятся естественные права, сформулированные еще софистами и Сократом (жизнь, собственность, передвижение). Основным методом развития своих взглядов является опора на собственные представления, исходящие из сердца (самосознания). В основе самосознания лежит здравый смысл, которым обладают все без исключения здоровые люди. Вне самосознания истины не существует, т.е. никакой сущности (субстанции) помимо самосознания нет. Самосознанию противостоит материя как источник деятельности. Материя (реальность) разрушает наше представление о сущности тех или иных вещей, и только деятельное самосознание должно создать новую сущность. Отсюда огромная роль воспитания и образования. «Сон разума рождает чудовищ». Основной движущей силой Просвещения является поиск альтернативного существующей абсолютистской монархии государственного устройства. Такого рода альтернативой должен был служить «общественный договор». По мнению просветителей, исторически государство и право покоится на насилии, принуждении и частной собственности. Ж..Ж.. Руссо: «Но свобода есть отличительное свойство человека. Отказаться от своей свободы означает отказаться от того, чтобы быть человеком. Несвобода есть, поэтому отказ от своих человеческих прав и даже от своих обязанностей». «Основная задача заключается в том, чтобы найти такую форму соединения человека и государства, которая сохраняет всю общую власть, вместе с тем защищала бы и отстаивала личность и собственность каждого отдельного человека, который, присоединившись к этому союзу, будет подчиняться лишь самому себе и таким образом остается таким же свободным как раньше. Решение этой задачи дает общественный договор». Палитра таких «справедливых» социальных систем многообразна. Идеалом государства для Вольтера, например, был «просвещенный абсолютизм» - абсолютная монархия во главе с просвещенным властителем. Д.Локк и Монтескье видели государство, построенное на основе разделения властей. Г. Бабеф (1760-1797) и К. Сен-Симон (1760-1825) были сторонниками общества без частной собственности. Функции государства должны быть заменены самоуправлением. Уже во время Великой французской революции (1789-1794) такие сообщества назовут коммунистическими. Оптимизм и воодушевление Просвещению придавала другая ключевая идея – идея «прогресса». Кондорсе (1743-1794) написал «Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума», где пытался доказать изначальную доброту и неограниченную способность человека и всего человечества к совершенствованию. Единственным условием является доверие к своему разуму. Вольнодумство Просвещения воплотилось в отношении к традиционной религии – римско-католической церкви как социальному институту и ее идеологии (смотри «Средневековая философия»). Как к социальному институту общее отношение выразил Вольтер: «Раздавить гадину!». С идеологией не так сложилось все однозначно. Уже, в связи с Реформацией, упоминались альтернативные католицизму протестантские идеологии. В рамках философии большинство из них трактуется как деистический взгляд на религию. Деизм – направление в философии, сторонники которого допускали существование Бога только как первопричины, Творца всего сущего, однако отвергали Его какое-либо последующее влияние на окружающий мир, человека, ход истории, выступали как против персонификации Бога (наделения Его личностными качествами), так и против отождествления Бога с природой (пантеизма). Деистами были Вольтер, Монтескье, Руссо и др. Во Франции XVIIIв накануне и во время Великой французской революции распространяется атеистическо-материалистическая философия. Она категорически отрицает существование Бога в каких-либо его проявлениях, объясняя окружающий мир, его явления, человека с точки зрения естественных наук. Атеистами были Ж. Мелье (1664-1729), Д. Дидро, Ж. Ламетри (1709-1751) и др. Теория познания Канта Иммануил Кант (1724-1804) немецкий (прусский) философ, основоположник немецкого классического идеализма. Основные работы: «Пролегомены ко всякой будущей метафизике», «Критика чистого разума», «Критика способности суждения», «Критика практического разума». Написаны в период творчества называемого «критическим» (с 1780-ого г.). Основная задача Канта - познать границы интеллектуальной деятельности. Ответить на вопрос: какова граница и пределы научного знания? По Канту «любая наука научна в той степени насколько в ней математики». После Канта снимается проблема дуализма – противопоставления мира, воспринимаемого органами чувств (тело, бытие) и умопостигаемого мира (душа, мышление). Мышление, по Канту, само конструирует реальность. То, что до него считалось «объективной реальностью» обладающей сущностью становится только результатом конструктивной деятельности мышления (ноуменами) познающего человека и человечества. Т.е. субъект познания имеет дело лишь с явлениями («феноменами»), а сами вещи ему недоступны и остаются для него «вещами в себе». Такая методологическая позиция называется «агностицизмом». Исторически ей предшествовал «скептицизм» в античной философии (Пиррон). Процесс познания происходит следующим образом: 1 этап: опыт, который включает в себя 2-е составляющие а) априорная форма пространства или форма внешнего созерцания (длина, фигура, твердость); б) априорная форма времени, т.е. форма, соответствующая внутренней жизни человека или внутреннее созерцание (математика, логика, метафизика и пр.). До Канта опыт представлялся как чистый лист бумаги. 2 этап: развитие знаний - этап рассудка. Основная задача рассудочной деятельности - перевести опытный материал в понятия (слова), этот этап соответствует знанию как духовной способности мировоззрения (обыденное знание и научное знание). На 3-м этапе формируется разум, он отвечает за направленность рассудка, т.е. разум в прямом смысле руководит деятельностью рассудка, ставя перед ним определенные цели. Там, где возникает вопрос, там есть разум, соответствует вере и нравственности как духовным способностям. Таким образом, Кант впервые говорит не о мышлении, а о принципиально различных духовных способностях - рассудке и разуме. Разум не может ответить на вопросы: ограничен мир в пространстве и времени или не ограничен, свободен человек или не свободен, существует Бог или нет (в отличие от рассудка, который не задается такими вопросами). Это решает каждый человек для себя. Кант пытается таким образом сгладить противоречия между стоиками и эпикурейцами. Для него человек не может быть средством для достижения любых целей, он является целью для самого себя, т.к. самодостаточен. Из лекции по этике И.Канта: «Самые ужасные пороки» - неблагодарность, зависть, злорадство. «Нравственность - ни один человек не должен разрушать красоту природы, потому что если он сам не может использовать ее, то все-таки другие люди могут найти ей применение». Моральный закон, который имеет высший и безусловный характер, Кант назвал категорическим императивом: «Поступай так, чтобы максима твоего поступка могла быть принципом всеобщего поведения». Кантовский подход развивали, по их мнению, И. Фихте (1762-1814) и Ф. Шеллинг (1775-1854). Первого раскритиковал сам И. Кант, обвинив в субъективном идеализме. Согласно И. Фихте выходило, что единственной и главной реальностью для человека он сам, его сознание (« Я – концепция»). Объективный идеализм Гегеля Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831). Окончил теологический институт вместе с Ф. Шеллингом, но в отличие от него философское признание приобрел поздно. Первая, обратившая на себя внимание, работа «Феноменология духа» опубликована в1807г. В ней раскрывается сущность диалектики как метода и объективного идеализма как системы. Гегель строит свою систему на 2-х принципах: 1) принцип тождества: «все действительное - разумно, все разумное действительно». Таким образом никакого дуализма между душой и телом или мышлением и бытием не было и нет. То, что мы называем телом, бытием, природой лишь «инобытие» сознании его «отчуждение». В этом проявляется объективный идеализм онтологии (учения о бытии) Гегеля. В ведение этого принципа, который приписывал себе Шеллинг, позволила Гегелю утверждать: «мною заканчивается философия» (см. «философию Фалеса»). 2) принцип всеобщей связи и развития (диалектический). Утверждает, что развитие - фундаментальное свойство Мирового духа и сотворенного им окружающей наше субъективное сознание реальности. В свом индивидуальном развитии человек повторяет развитие всего человечества. Историю Гегель понимал как самораскрытие Мирового духа, как прогрессивное движение человечества к осознанию и реализации свободы. Развитие (идеальное по своей природе) – это движение, в смысле восхождения от низшего и малозначащего к высшему и полноценному. Все движение протекает по законам разума. В учебной литературе выделяют, как правило три «закона диалектики»: а) закон единства и борьбы противоположностей утверждает, что единственным условием развития духа является борьба противоречивых тенденций (социальные революции, формирование личности, экономический кризис, эволюция биологических видов и т. д.); б) закон перехода количественных изменений в качественные и обратно (условие перехода – мера: необходимые и достаточные условия влияющие на характер и условия протекания социальной революции, становление личности, экономического кризиса, биологического вида и т.д.); в) закон отрицания отрицания утверждает, что существует цикличность и преемственность духовного развития (на смену одной социальной революции придет с необходимостью другая, одному этапу формирования личности – другой более сложный, сменивший кризис период экономического подъема с необходимостью сменит новый кризис и т.п.). Диалектика (от. греч. – «искусство вести беседу») - искусство аргументации, наука логики. Если для Сократа диалектика – искусство вести беседу с целью выяснения смысла понятий, то для Гегеля – «научное использование закономерности, заключенной в природе мышления, и одновременно сама эта закономерность». Она, как антипод метафизики (отождествляемой с поверхностным субъективным взглядом на вещи и процессы) оказала определяющее влияние на развитие марксизма и экзистенциализма (С.Керкегор). А.И.Герцен (1812-1870) «Гегель – это Шекспир и Гомер в одном». В.И.Ульянов – Ленин в 1920 г во вступительной статье в первом номере первого советского философского журнала «Под знаменем марксизма» поставил задачу – изучение диалектики Гегеля для успешного построения нового мира. Первый философ, вероятно, ближе к истине. Тесты по истории философии
2. Форма контроля общественного мнения за поведением человека:
3 Античную философию принято характеризовать как:
|