Главная страница
Навигация по странице:

  • Исторический материализм м арксизма

  • Экзистенциализм

  • От позитивизма к аналитической философии.

  • Тесты по теме: Современные направления философии

  • Учебнометодическое пособие адресовано студентамбакалаврам очной и заочной формы обучения всех направлений. Соответствует требованиям, предъявляемым к общим и профессиональным компетенциям образовательных программ.


    Скачать 1.35 Mb.
    НазваниеУчебнометодическое пособие адресовано студентамбакалаврам очной и заочной формы обучения всех направлений. Соответствует требованиям, предъявляемым к общим и профессиональным компетенциям образовательных программ.
    Дата05.04.2019
    Размер1.35 Mb.
    Формат файлаrtf
    Имя файлаMetod_filosof-1.rtf
    ТипУчебно-методическое пособие
    #72716
    страница2 из 5
    1   2   3   4   5
    Раздел I I Современные направления философии

    Исторический материализм марксизма

    Основная цель всей деятельности К. Маркса (1818-1883), Ф. Энгельса (1820-1895) и их последователей - создание идеологии промышленного пролетариата. В середине XIX в. это был самый обездоленный, бесправный и, как следствие, кровно заинтересованный в социальных реформах общественный слой трудящихся.

    Основными источниками марксизма считаются: «Классическая немецкая философия» (диалектика Гегеля и материализм Л. Фейербаха), «Английская политэкономия» (трудовая теория стоимости А. Смита), «Французский утопический социализм» («новая религия» К. Сен-Симона, «общество гармонии» Ф. Фурье).

    Главные произведения основателей марксизма: «Манифест Коммунистической партии», «Капитал», «Происхождение семьи, частной собственности и государства».

    По мнению Маркса, вся философия до него пыталась выяснить отношение между бытием и сознанием, теперь же ее задача - изменить мир. Это практическая роль философии. Теперь практика критерий истины. Основная цель философии - преодоление «отчуждения мышления и бытия» (кризиса мировоззрения), но это отчуждение преодолевается не в церкви и не в мышлении, а в промышленном производстве. Единственный класс, заинтересованный в изменении производства и как следствие – всего современного ему общества - промышленный пролетариат. Новая идеология призвана объяснить ему его состояние и единственно возможный выход - уничтожение капитализма и построение более совершенного общества - коммунизма.

    Так как люди в общественном производстве своей жизни вступают в определенные, необходимые, от их воли независящие отношения, т.е. отношения производственные, то они занимают в этих производственных отношениях соответствующую классовую позицию (крестьянин либо феодал, раб либо рабовладелец, наемный рабочий либо собственник производства). По Марксу, именно способ материального производства обуславливает социальные, политические, духовные процессы жизни, т.е. не сознание людей определяет их бытие, а общественное бытие определяет их сознание.

    В истории длительное взаимодействие производственных отношений и производительных сил в рамках способа производства (рабовладельческого, феодального, капиталистического) формирует социальную надстройку в виде государства и формы общественного сознания (политику, религию, науку, право, мораль). С необходимостью существуют переходные периоды (революции), в рамках которых развивающиеся производительные силы (орудия труда, люди) вступают в антагонистические т.е. непримиримые отношения с устаревшими производственными отношениями. Единственный возможный выход из ситуации - взятие всей полноты власти в руки прогрессивного на данный момент класса и смена всего способа производства вместе с надстройкой. Например, при переходе от феодализма как общественно-экономической формации к капитализму является собственник средств производства (капиталист). Он организует экономическую, социальную и политическую жизнь общества в соответствии со своими интересами. По мнению Маркса, капитализм конца XIXв вступает в антагонистические отношения с пролетариатом, следовательно, задача пролетариата - не изменение государственного строя, а его уничтожение. Ф.Энгельс: «Государство есть ни что иное, как машина для подавления одного класса другим и в демократической республике ничуть не

    меньше, чем в монархии».

    В XXв формируется альтернативный марксистскому «формационному» взгляду на причины развития общества – «цивилизационный» подход. А. Тойнби (1889-1975) утверждает, что история - нелинейный процесс зарождения, процветания, а затем гибели не связанных друг с другом цивилизаций в разных уголках Земли. Кстати, Россию он считал одной из таких цивилизаций.

    Прагматизм

    Основоположником прагматизма считается Ч. С. Пирс (1839-1914). Прагматизм (от греч. прагма – дело) утверждает, что философия должна иметь практическую направленность. Принципы прагматизма изложены в работах: «Как сделать наши идеи ясными» и «Закрепление убеждения (иногда переводят «верования»)».

    С известной долей условности, можно утверждать, что прагматизм опирается на идею веры (убеждения). Вера – результат различных действий и сопутствующих им привычек. Осознание этих привычек и есть вера. Если разные веры приводят к одним и темже действиям то такое различие считается чисто внешним. Например, с этой точки зрения идеология германского национал–социализма ни чем не отличается от советского интернационального социализма, так как и та и другая привела к массовой гибели людей. Этот «американский» прагматизм справедливо раздражает большенство рассиян потерявших близких во второй мировой войне. Хотя и их критерии социальнах действий понятны.

    В философии Сократа, утверждавшего: «я знаю, что ничего не знаю», в метафизике Р. Декарта и др., незаменимую роль играл принцип сомнения. Сомнение разрушает веру, поэтому прагматизм видит цель человека в освобождении от сомнения достижением веры. «Деятельность мысли возбуждается сомнением, и прекращается, когда верование достигнуто, таким образом, достижение верования есть единственная функция мысли».

    Исторически сложившимся методам формирования и закрепления веры как духовной способности - «методу упорства» и «методу авторитета» - прагматизм противопоставляет «методологию науки». Первый метод предпологает отсутствие самокритики, неприятие критики со стороны и «спокойная вера» в собственные взгляды. Второй, опирается на авторитет семьи, церкви, государства и пр. Преимущество методологии науки в способности объяснять и предсказывать объективную рельность. Будучи потребителями системы образования мы усваиваем не факты и процессы той или иной сферы реальности – они быстро устаревают – а методы: описания, наблюдения, измерения, эксперимента, сравнения, анализа, синтеза, логического вывода и пр. Сейчас это называют «компетенциями».

    Эту роль образования особенно подчеркивал Дж. Дьюи (1859-1952). Цель современного знания – приспособление человека к среде, критерий – успешная деятельность в выбранной сфере. Его концепция получила название «инструментализма» .

    Экзистенциализм

    Исходным пунктом экзитенцфилософии является философия С. Кьеркегора (1813-1855).

    Экзистенциализм (фр. existentialism от лат. existential — существование), также философия существования — направление в философии XX века, акцентирующее своё внимание на уникальности иррационального бытия человека. Экзистенциализм развивался параллельно родственным направлениям персонализма и философской антропологии, от которых он отличается, прежде всего, идеей преодоления (а не раскрытия) человеком собственной сущности и большим акцентом на глубине эмоциональной природы. Другими словами, если сущность человека рационально непознаваема (об этом свидетельствуют неудачные попытки философов в протяжении двух с половиной тысяч лет), то предметом философии, с их точки зрения, становится «физически-душевно-духовный человек целиком», со своими предчувствиями и опасениями, своим опытом и надеждами, своими заботами и нуждами.

    В чистом виде экзистенциализм как философское направление никогда не существовал. Противоречивость этого термина исходит из самого содержания «экзистенции», так как она по определению индивидуальна и неповторима, означает переживания отдельно взятого индивида, не похожего ни на кого.

    Эта противоречивость является причиной того, что практически никто из мыслителей, причисляемых к экзистенциализму, не был в действительности философом-экзистенциалистом. Единственным, кто чётко выражал свою принадлежность к этому направлению, был Жан-Поль Сартр. Его позиция была обозначена в докладе «Экзистенциализм — это гуманизм», где он и предпринял попытку обобщить экзистенциалистские устремления отдельных мыслителей начала XX века

    Согласно философии экзистенциализма, чтобы осознать себя как «экзистенцию» (личность), человек должен оказаться в «пограничной ситуации» — например, перед лицом смерти или другого глубокого переживания. В результате мир становится для человека «интимно близким». Истинным способом познания, способом проникновения в мир «экзистенции» объявляется интуиция («экзистенциальный опыт» у Марселя, «понимание» у Хайдеггера, «экзистенциальное озарение» у Ясперса), которая являет собой иррационалистически истолкованный феноменологический метод Гуссерля.

    Основными понятиями такой философии были и остаются понятия «свободы», «личности», «выбора». Например, С. Кьеркегор настаивал, что ответом на «разбитое» и бессмысленное бытие мира должны быть страх и отчаяние, приближающее к Богу. Ж.. П. Сартр (1905-1980) утверждал, что отвращение к неразумному, вещественному, детерминированному, естественному, к привязанности к жизни является повивальной бабкой (условием) свободы. А. Камю (1913-1960) определял жизнь человека как «абсурд» из-за ее бессмысленности и безнадежности. Наш соотечественник Н. А. Бердяев (1874-1948) видел смысл жизни и свободу в творчестве.

    От позитивизма к аналитической философии.

    Выделяют следующие этапы развития аналитической философии:

    1. Позитивизм. Основатель Огюст Конт (1798-1857) считал позитивную науку (естествознание) преемницей религиозной формы сознания. На смену религиозному мировоззрению должна прийти научная картина мира, в котором главенствующее место занимает научный «факт».

    Вопросы, ответы на которые не подтверждаются опытом, позитивисты называют «псевдовопросами». Тем самым традиционные философские вопросы – «метафизические» - по их мнению, ведут к заблуждению, либо не актуальны.

    2. Эмпириокритицизм (конец XIXв). Классики - Эрнст Мах (1838-1916), Р. Авенариус (1843-1896). Они пытались найти критерий истинности научного знания в комплексе ощущений. Только ощущения – звуки, цвета, теплота, пространство, время, запахи и пр. – обладают реальностью. Вещи для субъекта познания, поэтому, только комплекс ощущений.

    Кстати, противниками этого философского направления были русские марксисты А.А.Богданов (1873-1928), Г.В.Плеханов (1856-1918), В.И.Ленин (1870-1924).

    3. Неопозитивизм ( другое название – «логический позитивизм»). Начинает свое развитие с 1929г, с программного манифеста Венского кружка во главе с М. Шликом (1882-1936). Лидеры направления - Р.Карнап (1891-1970), Б.Рассел (1872-1970). Основной тезис - борьба с иррационализмом путем создания «проверяемой философии».

    Уже их предшественник Э. Мах последние годы жизни без успеха боролся с зарождающейся физикой микромира (квантовой механикой), так как она описывает явления и процессы размером меньше 10-8см и, следовательно, ненаблюдаемых объектов. Инструмент (приборы) становится посредником между этим миром и исследователем. Все законы этого недоступного ощущениям мира носят вероятностный (статистический) характер.

    В 1916г его ученик А.Эйнштейн публикует «Основы общей теорииотносительности», которая утверждает, что пространство и время, в строгом смысле слова, не результат комплекса ощущений, а пространственно-временной континуум(от лат. continuus – непрерывный, связанный). Теория устанавливает зависимость пространственно-временных свойств окружающего мира от расположения и плотности тяготеющих масс (любых объектов обладающих массой). Она лежит в основе современных космологических концепций моделирующих мегамир - наблюдаемую Вселенную.

    Неопозитивисты (новые позитивисты) вынуждены обратиться к разработке методологии науки вообще для объяснения и предсказания новой научной картины мира, состоящей уже из микро-, макро- и мегомира. Обострилась классическая для позитивизма проблема разграничения науки и ненаучного знания. Стала доминировать идея сведения философии к логическому анализу языка. Критерием научного знания выступил принцип верификации (Р. Карнап), согласно которому оно обязательно характеризуется эмпирической подтверждаемостью.

    4) Аналитическая философия (Постпозитивизм). Л.Витгенштейн (1889-1951) утверждал, что не логика (грамматика искусственных языков), а естественный язык – источник научного знания и его развития. Теперь вера как духовная способность, социальное происхождение ученого, культурные ценности оказывают непосредственное влияние на результаты исследования. Аналитическая философия занимается анализом языка естественного (лингвистический анализ) и искусственного (логический анализ).

    Т.Кун (1922-1996) в работе «Структура научных революций» предложил модель развития научного знания. Ключевую роль в ней играет понятие «парадигма» - совокупность убеждений, ценностей и технических средств, принятых научным сообществом и обеспечивающих существование научной традиции.

    К. Поппер (1902-1996) видел критерий научного знания в отличии от религиозного и обыденного в критическом рационализме. Любое научное знание носит лишь гипотетический, предположительный характер и подвержено ошибкам (принцип «фаллибилизма»). В этом причина роста научного знания. Как альтернативу принципу верификации он видит принцип «фальсифицируемости», т. е. опровержимость научных положений в отличии от метафизических утверждений.

    Неотомизм

    Развивает основные идеи Фомы Аквинского (1224-1274). Одной из важнейших является идея гормонии разума и веры. Современная версия томизма (официальный язык христианства католического вероисповидания - латинский, а греческое имя Фома переводится как Томас). Напомним, что его учение представляет собой христианскую адаптацию философии Аристотеля. Бог воспринимается как первопричина, вещи — как соединение материи и формы, процессы — как переход потенции в актуальность.

    Классики «Нового томизма».: Жак Маритен (1882-1973), ЭтьенЖильсон (1884-1978), Мартин Грабман (1875-1949) . Бытие для неотомиста не однозначно, а аналогично, т.е. относится к 2-м различным реальностям: посюсторонней и потусторонней – трансцендентальной (благо, красота, истина, единое). В бытии различают актуальное и потенциальное бытие. Актуально то, что существует; потенциально то, что не существует, но действительно может стать. Всякое бытие кроме бога состоит из акта и потенции. Их взаимное отношение в конкретном сотворенном бытии заключается в том, что потенция есть определяемая основа, а акт - ее определение. Переход от потенции к акту называют становлением. Существут 4-и причины (фактора) бытия:

    1) материал (то, из чего что-то состоит и делается);

    2) форма («определение материала»);

    3) действующая причина;

    4) цель.

    Все существующее можно расположить иерархически в зависимости от степени актуальности, т.е. «полноты бытия»:

    1 стадия - низшая из всех форм - это форма неживой природы

    2 форма - форма растений;

    3 форма - животных;

    4 форма - духовная (душа);

    5-я - высшую степень бытия образует дух (Святой Дух).

    В теории познания существует 2 уровня: сравнение (наука + органы чувств + обычаи) и божественное откровение (священное писание + таинство + чудеса). На втором уровне человек познает не по аналогии, а непосредственно (откровение). В рамках этики выделяют благо троякого рода: 1) безусловное благо; 2) приятное благо; 3) полезное благо. Причем полезное благо есть функция безусловного блага.

    Особенности русской философской мысли

    Самостоятельное творчество в области философии начинается в России во второй половине XVIII в. До XVIII в философские запросы находили свое разрешение в религиозном мировоззрении. Поэтому эта философия рассматривается в разделе «Современные направления философии».

    Первым русским философским произведением считается «Слово о законе и благодати» митрополита Иллариона. Который был первым киевским митрополитом из русских (с1051-1054). До него на эту должность назначались греки.

    XVIII в – век европейского Просвещения – оказал влияние на русское мировосприятие. Михаил Васильевич Ломоносов(1711—1765) – ученый энциклопедист. Его интересовали как естественнонаучные проблемы, так и гуманитарные науки, в частности, филология.

    Ломоносов развивал идеи «корпускулярной физики», говорил, что тела состоят из мельчайших частиц - атомов, образующих корпускулы (молекулы). В этом усматривал детерминизм процессов в природе. Первостепенное значение придавал опыту как критерию истины любых логически выстроенных с помощью анализа и синтеза теорий.

    В философских взглядах Петра Яковлевича Чаадаева (1794—1856) присутствовал дуализм. Материальный мир он представлял состоящим из частиц и считал, что для его описания необходима логика. В мире же духовности господствует откровение. Пространство и время понимались Чаадаевым в духе распространенного в то время механицизма. Человека Чаадаев рассматривал как единство физического и духовного, совокупность необходимости и свободы.

    Учение славянофилов – закономерный этап в развитии того философского умонастроения, которое появилось в России уже в XVIII в., а в следующем столетии стало альтернативой широкому распространению в обществе рационалистических теорий, прежде всего идей французского Просвещения.

    Славянофилы А.С.Хомяков (1804-1860), И.В.Киреевский (1806-1856), К.С.Аксаков (1817-1860) и др. стремились обосновать необходимость особого (по сравнению с западноевропейским) пути развития России. Основой общественной жизни считается ментальность и определяющая его народная религия. Истинной религией является православие.

    Западники А.И.Герцен (1812-1870), В.Г.Белинский (1811-1848), Н.Г.Чернышевский(1828-1889) и др. выступали за ликвидацию феодально-крепостнических отношений и развитие России по «западному»,т.е.буржуазному пути.

    В последней трети XIX – начале XXв формируется народничество. Одним из теоретических источников явился марксизм. Началом идеологии стали работы П.Л.Лаврова (1823-1900) и Н.К.Михайловского (1842-1904). Так, общественный прогресс, с их точки зрения, не некий общий принцип, а «развитие личности» и «воплощение в общественных формах истины и справедливости».

    Крупным теоретиком народничества был сторонник анархо-коммунизма П.А.Кропоткин (1842-1921). Свою цель он видел в замене насильственных, централизованных форм общежития.

    Лев Николаевич Толстой (1828-1910)В своей философии Толстой признает ценность моральной составляющей религии, но отрицает все богословские ее аспекты («истинная религия»). Цель познания видит в поиске человеком смысла жизни, чем и занимается в первую очередь любая религия. Отрицает любую власть, считает, что необходимо упразднение государства. Поскольку отрицает любые насильственные способы борьбы («непротивление злу насилием»), то считает возможным избавиться от государства путем отказа каждого от выполнения им общественных и государственных обязанностей.

    Владимир Сергеевич Соловьёв(1853—1900). Он критиковал существующую до него философию за отвлеченность и не принимал таких крайних ее проявлений как эмпиризм и рационализм. Выдвигал идею положительного всеединства, в главе которого стоит Бог. Благо он видел как проявление воли, истину как проявление разума, красоту как проявление чувства. Весь материальный мир философ видел подконтрольным Ему, человек же в его философии выступал связующим звеном между Богом и природой, Им созданной, но не совершенной. До совершенства (вплоть до одухотворения) должен довести ее человек, в этом смысл его жизни (движение к Абсолюту). Поскольку человек занимает промежуточное положение между Богом и природой, его нравственная активность проявляется в любви к другому человеку, к природе и к Богу.

    Рассматривая вопросы «общества и человека», он говорит, что личность и общество в целом суть одно и то же, отличие лишь в масштабе. Видит в духовности стержень существования стабильного общества. Юридические законы этого обеспечить не в состоянии, они способны ограничить лишь самые явные проявления зла, в то время как для существования общества необходимо постоянное проявление со стороны всех его членов добра. Философия как особый вид духовной деятельности и система знаний связана с общественно-исторической практикой людей, будучи ориентированной, на решение определенных социальных задач, стремится дать целостное представление о мире, о материальных и идеальных процессах, об их взаимодействии, о познании и преобразовании действительности в ходе практической деятельности.
    Тесты по теме: Современные направления философии

    1.Причиной развития общественного способа производства в историческом материализме является:

    1. производственные отношения

    2. классовая борьба

    3. профессиональная подготовка

    4. производительные силы



    2.Методология науки – способ формирования веры как духовной способности в:

    1. неотомизме

    2. прагматизме

    3. историческом материализме

    4. экзистенциализме


    3. «Непротивление злу насилием» - моральная максима:

    1. В.С.Соловьев

    2. Н.К.Михайловский

    3. Л.Н.Толстой

    4. Ф.М.Достоевский


    4.Проблема гармонии веры и знания ключевая для:

    1. прагматизма

    2. неотомизма

    3. экзистенциализма

    4. позитивизма




            1. Принцип «фальсификации» ввел:

    1. Р. Карнап

    2. С.Кьеркегор

    3. Т. Кун

    4. К. Поппер




            1. Идею положительного «всеединства» в русскую философию ввел:

    1. П.Л.Лавров

    2. П.А.Кропоткин

    3. В.С.Соловьев

    4. А.И.Герцен




            1. «Общественно-экономическая формация» термин, используемый сторонниками:

    1. экзистенциализма

    2. прагматизма

    3. эмпириокритицизма

    4. исторического материализма




            1. На необходимости особого пути России настаивали:

    1. западники

    с) народники

    1. коммунисты

    2. славянофилы




            1. Основателем экзистенциализма является:

    1. Ж.П. Сартр

    2. С. Кьеркегор

    с) А. Камю

    1. Н. Бердяев

    10. В прагматизме веру как духовную способность разрушает:

    1. принцип верификации

    2. критический рационализм

    3. сомнения

    4. методология науки


    1   2   3   4   5


    написать администратору сайта