Главная страница
Навигация по странице:

  • Н.Заболоцкий. Лицо коня

  • СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ И ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  • Мет пособие. мет. пособие Сценречь. Учебнометодическое пособие для студентов i курса очного и заочного отделений


    Скачать 132.99 Kb.
    НазваниеУчебнометодическое пособие для студентов i курса очного и заочного отделений
    АнкорМет пособие
    Дата21.12.2020
    Размер132.99 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файламет. пособие Сценречь.docx
    ТипУчебно-методическое пособие
    #162706
    страница5 из 5
    1   2   3   4   5

    Упражнения для изучения резонаторной системы

    Вместе с упражнениями на изучение и развитие резонаторной системы в тренинге возникает и ощущение пространственного звучания голоса, речи, дикции. Эти упражнения не могут находиться в начале тренинга, так как формирование резонаторного звучания должно происходить естественно. К резонаторной выразительности голоса и речи вели и дыхательные упражнения, и вибрирование губами, а также общее усиление эмоционального фона тренинга. Именно это помогает звучанию стать максимально выразительным и объемным. Ведь резонанс – это выразительное средство голоса и речи, но не их основа.

    Наша резонаторно-артикуляторная система более эффективна и выразительна в парных тренингах. Именно поэтому на этом этапе основным содержанием тренинга станет активное речевое взаимодействие.

    1. Лягте на пол вниз лицом и положите голову на руки. Произнесите длительный звук «м-м-м-м…».

    Перевернитесь на спину, озвучьте этим звуком спину и затылок.

    Теперь встаньте и подойдите к партнеру. Работа происходит в паре. Вам нужно тщательно вслушиваться в звучание друг друга и делиться своими ощущениями.

    1. Вы поочередно произносите сначала «м-м-м-м…», а потом «а-а-а-а-а…»; тот, кто в данный момент выполняет функцию слушателя, пытается определить, в каких зонах головы, корпуса, конечностей партнера слышится наиболее звучное и объемное резонирование.

    2. Послушайте, как звучит ваш партнер с открытыми глазами, потом – с закрытыми. Встаньте перед партнером, за его спиной, сбоку, приближайтесь и отдаляйтесь от него. Слушайте его, не напрягаясь.

    3. Произнесите «а-а-а-а…», прикрыв глаза и закрыв уши пальцами. Ощутите резонанс во всем теле, наполните звуком пространство вокруг себя. Слушающий в этот момент должен определить, смог ли достичь своей цели «звучащий».

    4. Теперь попробуйте звучать вместе, в унисон, дуэтом. Поделитесь ощущениями.

    5. Произнесите длительное «м-м-м-м…», периодически меняя высоту звука: на один-два тона выше или ниже. Слушающий оценивает эффект.

    6. Встаньте в круг. Произнося «м-м-м-м» в тихом звучании, сосредоточьте свое внимание на общем ансамбле.

    7. Сядьте в круге на пол с партнером спина к спине, продолжая произносить длительное «м-м-м-..». Почувствуйте резонирование друг у друга в спине, в затылке, вытяните ноги, соприкоснитесь ступнями с партнером, который перед вами, почувствуйте его резонирование и постарайтесь передать свое.

    8. Не прекращая звучать, плавно поднимаясь, встаньте опять теперь уже в звучащий круг.

    9. Ведущий направляет движение этого звучания: то тихое, то громкое, можно включить в работу кисти, которые как поршневой механизм волнообразно направляют звук от «м-м-м-м…мо» до «м-мм-м-ма» и наоборот.

    10. Представьте, что круг, в котором вы стоите, – огромный звучащий шар, который с помощью движения рук и кистей, перемещения центра тяжести, с помощью пружинящих коленей вы можете все вместе двигать справа налево и наоборот, поднимать его вверх и опускать вниз. Необходимо, чтобы все части тела откликались на это движение. От вашей энергии будет изменяться звук шара.

    11. Сядьте в круг, найдите взгляд партнера, попробуйте коллективно рассказать историю. Пусть это будет стихотворение, где у каждого студента есть своя строка, свой образ, который вы создадите, применяя все знания, полученные в тренинге.

    Например, возьмем стихотворение Н.Заболоцкого «Лицо коня». Само название уже предполагает рассуждение о том, почему в отношении коня автор использует не слово «морда», а – «лицо». Произносите каждую строчку, вдумываясь в ее содержание, и тогда вы, все вместе, сможете создать художественный образ.

    Н.Заболоцкий. Лицо коня

    Животные не спят. Они во тьме ночной

    Стоят над миром каменной стеной.
    Рогами гладкими шумит в соломе

    Покатая коровы голова.

    Раздвинув скулы вековые,

    Ее притиснул каменистый лоб,

    И вот косноязычные глаза

    С трудом вращаются по кругу.
    Лицо коня прекрасней и умней.

    Он слышит говор листьев и камней.

    Внимательный! Он знает крик звериный

    И в ветхой роще рокот соловьиный.
    И зная всё, кому расскажет он

    Свои чудесные виденья?

    Ночь глубока. На темный небосклон

    Восходят звезд соединенья.

    И конь стоит, как рыцарь на часах,

    Играет ветер в легких волосах,

    Глаза горят, как два огромных мира,

    И грива стелется, как царская порфира.
    И если б человек увидел

    Лицо волшебное коня,

    Он вырвал бы язык бессильный свой

    И отдал бы коню. Поистине достоин

    Иметь язык волшебный конь!

    Мы услыхали бы слова.

    Слова большие, словно яблоки. Густые,

    Как мед или крутое молоко.

    Слова, которые вонзаются, как пламя,

    И, в душу залетев, как в хижину огонь,

    Убогое убранство освещают.

    Слова, которые не умирают

    И о которых песни мы поем.
    Но вот конюшня опустела,

    Деревья тоже разошлись,

    Скупое утро горы спеленало,

    Поля открыло для работ.

    И лошадь в клетке из оглобель,

    Повозку крытую влача,

    Глядит покорными глазами

    В таинственный и неподвижный мир.

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Проходя речевой тренинг, важно не только верно выполнять предложенные упражнения, но и не форсировать говорение, не давать чрезмерную нагрузку дикционному аппарату. Необходимо избегать «выговаривания», т.е. чрезмерно артикулируемого произношения. При этом каждый слог как будто проговаривается отдельно и исчезает плавность перехода от одного слога к другому. Излишнее напряжение мышц не дает нормально работать голосовым связкам. Таким образом, учитесь комплексному подходу к речевому и голосовому звучанию, а не отдельным его моментам.

    Начинайте тренинг с настройки вашего тела, со снятия психофизического напряжения, подключайте дыхательную настройку с помощью вибрирования, резонаторную настройку с активным участием гласных и сонорных согласных, дикционную настройку с использованием звукосочетаний, скороговоркок, а затем и текста. Не забывайте, что процесс этот должен быть творческим. Для этого ставьте перед собой конкретные задачи. И еще одна важная цель тренинга – не переходите к другому упражнению, если вам не удалось реализовать поставленные задачи.

    В заключение хотелось бы привести слова Юрия Андреевича Васильева: «Озвучу мечту о тренинге: тренинг актерской пластичности, тренинг актерской речи, сопрягаемые с тренингом актерской психотехники, не должны прерываться ни на мгновение». 10
    СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ И ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

    1. Агеенко Ф.Л. Словарь ударений русского языка / Ф.Л.Агеенко, М.В.Зарва; под ред. М.А.Штудинера. М.,2000.

    2. Алферова Л.Д. Речевой тренинг: Дикция и произношение: Учебное пособие. СПб., 2003.

    3. Васильев Ю.А. Голос действующий: учеб. пособие для вузов. М., 2010.

    4. Васильев Ю.А. Сценическая речь: Вариации для тренинга: учеб. пособие. СПб., 2005.

    5. Васильев Ю.А. Сценическая речь: Восприятие – воображение – воздействие. Вариации для творчества: учеб. пособие. СПб., 2007.

    6. Мастерство актера в терминах Станиславского / под ред. Л.Ф.Макарьева. М., 2010.

    7. Линкллэйтер К. Освобождение голоса. М., 1993.

    8. Станиславский К.С. Работа актера над собой. М.-Л.,1948.

    9. Сценическая речь: учебник / под ред. И.П. Козляниновой, И.Ю.Промтовой. М., 1995.

    10. Чарели Э.М. Массаж и гимнастика голосового аппарата: учебно-методическое пособие. Екатеринбург, 2003.

    11. Чехов М. Литературное наследие: В 2 т. М., 1995.



    1 Станиславский К.С. Работа актера над собой. М.-Л.,1948.С.37

    2 Чехов М. Литературное наследие: В 2 т. Т. 2. М., 1995. С. 122-123

    3 Станиславский К.С. Работа актера над собой. М.-Л.,1948.С. 37

    4 Чехов М. Литературное наследие: В 2 т. Т. 2. М., 1995.С.56

    5 Станиславский К.С. Работа актера над собой. М.-Л.,1948.С. 50

    6 Станиславский К.С.. Из записных книжек: [В 2 т.]. М., 1986. Т. II. С. 306.

    7 Васильев Ю.А.. Сценическая речь: Вариации для тренинга. СПб., 2005. С. 62.

    8 Васильев Ю.А. Сценическая речь: Вариации для творчества. СПб., 2007. С. 146.

    9 Васильев Ю.А. Сценическая речь: Вариации для творчества. СПб., 2007. С. 149.

    10 Васильев Ю.А. Сценическая речь: Вариации для творчества. СПб., 2007. С. 14.
    1   2   3   4   5


    написать администратору сайта