Главная страница
Навигация по странице:

  • 2.1. ПОНЯТИЕ И ПРИНЦИПЫ АВТОРСКОГО ПРАВА

  • 2.2. ОБЪЕКТЫ АВТОРСКОГО ПРАВА В соответствии со ст. 993 ГК объектами авторского права яв

  • К объектам авторского права также относятся

  • Не являются объектами авторского права (ст. 8 Закона)

  • 2.3. СУБЪЕКТЫ АВТОРСКОГО ПРАВА

  • 2.4. АВТОРСКОЕ ПРАВО НА СЛУЖЕБНЫЕ, ПРОИЗВОДНЫЕ, СОСТАВНЫЕ И АУДИОВИЗУАЛЬНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ Составное произведение

  • Производное произведение

  • Личные неимущественные права охраняются бессрочно

  • ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ. Учебнометодическое пособие для студентов медикодиагностического факультета по специальности Медикодиагностическое дело


    Скачать 1.92 Mb.
    НазваниеУчебнометодическое пособие для студентов медикодиагностического факультета по специальности Медикодиагностическое дело
    Дата22.01.2023
    Размер1.92 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ.pdf
    ТипУчебно-методическое пособие
    #898431
    страница2 из 15
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15
    ТЕМА 2. АВТОРСКОЕ ПРАВО
    1. Понятие и принципы авторского права.
    2. Объекты авторского права.
    3.Субъекты авторского права.
    4. Авторское право на служебные, производные, составные и аудио- визуальные произведения.
    5. Права автора.
    6.Ограничения имущественных прав на произведения.
    7. Срок действия авторского права.
    8.Переход произведения в общественное достояние.
    9. Понятие и виды авторских договоров.
    10. Стороны, предмет, существенные условия, форма и срок авторского договора.
    11. Права, обязанности и ответственность сторон по авторскому договору.
    12. Прекращение авторского договора.
    2.1. ПОНЯТИЕ И ПРИНЦИПЫ АВТОРСКОГО ПРАВА
    Правовое регулирование отношений в сфере авторского права осу- ществляется в соответствии с гл.61 ГК РБ, законом Республики Беларусь
    «Об авторском праве и смежных правах», а также нормами Бернской кон- венции об охране литературных и художественных произведений (1886 г.),
    Всемирной конвенции по авторскому праву (1952 г.) и другими актами за- конодательства.
    Авторское право представляет собой совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих правовое положение авторов и созданных их творческим трудом произведений литературы, науки и искусства. Также следует помнить, что авторское право распространяется не только на про- изведения литературы (науки, искусства), но и на компьютерные програм- мы и базы данных.
    При этом авторское право распространяется на произведения науки, литературы и искусства как обнародованные, так и не обнародованные, выраженные в любой объективной форме, независимо от назначения и до- стоинства произведения (ст. 5 закона «Об авторском праве и смежных пра- вах»).
    Принципами авторского права являются:
    — принцип свободы творчества;
    — принцип сочетания личных интересов автора с интересами общества;
    — принцип неотчуждаемости личных неимущественных прав;
    — принцип свободы авторского договора и др.

    17
    Объектами охраны могут быть все произведения литературы или ис- кусства независимо от их качества (дело вкуса). Заложенные в произведе- нии идеи не всегда могут быть новыми, однако форма их выражения обяза- тельно должна быть оригинальной.
    Произведение становится объектом авторского права лишь при условии, что оно выражено в какой-либо объективной форме. Пока мысли и образы автора существуют лишь в виде творческого замысла, они не могут быть восприняты другими людьми и, следовательно, нет потребности в их правовой охране. Общественную значимость приоб- ретают творческие результаты, которые воплощены в какой-либо объ- ективной форме:
    — письменной (рукопись, машинопись, нотная запись и т.д.);
    — устной (публичное произнесение, исполнение и т.д.);
    — звуко- или видеозаписи (механической, магнитной, цифровой, оптиче- ской и т.д.);
    — изображения (рисунок, эскиз, картина, чертеж. кино-, теле-, ви- део- или фотокадр и т.д.);
    — объемно-пространственной (скульптура, модель, макет, со- оружение и т.д.);
    — в других формах.
    Сфера действия авторского права также определена ст. 991 ГК Рес- публики Беларусь (согласно которой авторское право распространяется на произведения науки, литературы и искусства, существующие в какой-либо объективной форме):
    — на территории Республики Беларусь признается независимо от гражданства авторов и их правопреемников;
    — за пределами границ Республики Беларусь признается за автора- ми- гражданами Республики Беларусь – и их правопреемниками;
    — за пределами границ Республики Беларусь признается за авторами
    (их правопреемниками-гражданами других государств) в соответствии с международными договорами Республики Беларусь.
    Произведение считается опубликованным в Республике Беларусь, если в течение 30 дней после даты первого опубликования за пределами республики оно было опубликовано и на территории белорусского государства.
    2.2. ОБЪЕКТЫ АВТОРСКОГО ПРАВА
    В соответствии со ст. 993 ГК объектами авторского права яв-
    ляются:
    — литературные произведения (книги, буклеты, брошюры, статьи и др.);
    — научные произведения (статьи, монографии, отчеты);
    — драматические и музыкально-драматические произведения, про-

    18 изведения хореографии и пантомимы и другие сценарные произведения;
    — музыкальные произведения с текстом и без текста;
    — аудиовизуальные произведения (кино-, теле-, видеофильмы, диа- фильмы и другие кино- и теле -произведения);
    — произведения скульптуры, живописи, графики, литографии и дру- гие произведения изобразительного искусства;
    — произведения прикладного искусства;
    — произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства;
    — фотографические произведения и произведения, полученные спо- собами, аналогичными фотографии;
    — карты, планы, эскизы, иллюстрации и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и другим наукам;
    — компьютерные программы;
    — иные произведения.
    К объектам авторского права также относятся:
    производные произведения (переводы, обработки, аннотации, ре- фераты, резюме, обзоры, инсценировки, музыкальные аранжировки и дру- гие переработки произведений науки, литературы и искусства);
    — сборники (энциклопедии, антологии, базы данных) и другие со-
    ставные произведения, представляющие собой по подбору или расположе- нию материалов результат творческого труда.
    Не являются объектами авторского права (ст. 8 Закона):
    — официальные документы (законы, судебные решения, иные тексты законодательного, административного и судебного характера), а также их официальные переводы;
    — государственные символы и знаки (флаг, герб, гимн, ордена, де- нежные и иные знаки);
    — произведения народного творчества, авторы которых неизвестны.
    Авторское право не распространяется на идеи, процессы, системы, методы функционирования, концепции, принципы, открытия или просто информацию как таковые, даже если они выражены, отображены, объяснены и воплощены в произведении.
    Для оповещения о своих исключительных имущественных правах их обладатель вправе использовать знак охраны авторского права, который помещается на каждом экземпляре произведения и обязательно состоит из
    трех элементов:

    латинской буквы «С» в окружности: ©;

    имени
    (наименования) обладателя исключительных иму- щественных прав;

    года первого опубликования произведения.

    19
    2.3. СУБЪЕКТЫ АВТОРСКОГО ПРАВА
    Субъектами авторского права являются лица, которым по закону, как создателям произведений, принадлежит авторское право в отношении того или иного произведения. Иначе говоря, владельцем авторского права на
    произведение является лицо, творческим трудом которого оно создано,
    т.е. его автор.
    Автором произведения может быть любое физическое лицо. Автор- ское право на произведение науки, литерaтypы и искусства возникает в си- лу факта их создания. Для возникновения и осуществления авторского права не требуется соблюдения каких-либо формальностей (ст.9 закона).
    Следовательно, авторские права у создателя произведения возникают не- медленно, как только творческий результат облекается в объективную форму, позволяющую воспринимать его иными лицами.
    Автором произведения считается лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре произведения, если не доказано иное. В слу- чае, когда произведение публикуется анонимно или под псевдонимом, представителем автора является издатель, наименование которого обозна- чено на произведении. Это положение действует до тех пор, пока автор не заявит о своем авторстве на произведение.
    Авторское право на произведение, созданное совместным творче-
    ским трудом двух или более лиц (соавторство), принадлежит авторам
    совместно независимо от того, образует такое произведение одно нераз-
    рывное целое или состоит из частей, каждая из которых имеет само-
    стоятельное значение. Каждый из соавторов вправе использовать создан- ную им часть произведения, имеющую самостоятельное значение, по сво- ему усмотрению, если иное не предусмотрено соглашением между ними
    (п. 1 ст. 10 закона).
    Право на использование произведения в целом принадлежит авторам совместно. Ни один из соавторов не вправе запретить использование про- изведения без достаточных на то оснований. Несомненно, коллективное произведение не может быть создано путем простого соединения произве- дений отдельных авторов. Чтобы оно воспринималось другими лицами как единое произведение, необходима взаимная увязка внутренней формы и содержания. При этом под совместным творческим трудом нескольких лиц следует понимать совместно достигнутый результат.
    Важным условием признания тех или иных лиц соавторами является наличие соглашения между ними о соавторстве. Оно является доброволь- ным и может быть выражено в любой форме, однако конкретные условия возникновения соавторства законом не оговорены. В спорных случаях этот вопрос решается судом.
    Субъектами авторского права после смерти автора становятся его

    20 наследники. Наследование имущественных прав авторов в соответствии с общепринятым правилом может осуществляться либо по завещанию, либо по закону.
    В соответствии со ст.24 Закона РБ «Об авторском праве и смежных правах» авторское право переходит по наследству. Это правило примени- мо только к имущественным правам автора, так как по наследству не пере- ходит право авторства, право на имя и право на защиту репутации автора, т.е. личные неимущественные права.
    Автор вправе в своем завещании указать лицо, на которое он возла- гает охрану своих личных неимущественных прав после своей смерти.
    Это лицо осуществляет свои полномочия пожизненно. При отсут- ствии таких указаний охрана личных неимущественных прав автора после его смерти осуществляется его наследниками. Наследники автора и испол- нители завещания вправе осуществлять защиту указанных прав без огра- ничения срока. При отсутствии наследников автора защиту таких прав осуществляет специально уполномоченный на то государственный орган
    Республики Беларусь.
    2.4. АВТОРСКОЕ ПРАВО НА СЛУЖЕБНЫЕ, ПРОИЗВОДНЫЕ,
    СОСТАВНЫЕ И АУДИОВИЗУАЛЬНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ
    Составное произведение — произведение, включающее другие про- изведения или их части. Составные произведения создаются объединением иных произведений или частей из них в новое произведение, которое ино- гда называют сборником или компиляцией.
    Правовой режим составных произведений определяют следующие положения:
    1. Автору сборника и других составных произведений (составите- лю) принадлежит авторское право на осуществленные им подбор и рас- положение материалов, представляющие результат творческого труда
    (составительство).
    Составитель пользуется авторским правом при условии соблюдения им прав авторов каждого из произведений, включенных в составное произ- ведение.
    Лицу, выпускающему в свет энциклопедии, энциклопедические сло- вари, периодические и продолжающиеся сборники научных трудов, газе- ты, журналы и другие периодические издания, принадлежат исключитель- ные права на использование таких изданий в целом. Это лицо вправе при любом использовании таких изданий указывать свое наименование или требовать такого указания.
    2. Авторы произведений, включенных в составное произведение, вправе использовать свои произведения независимо от составного произ-

    21 ведения. Они также сохраняют исключительные права на использование своих произведений независимо от издания в целом. Эти положения дей- ствуют, если иное не предусмотрено авторским договором.
    3. Авторское право составителя не препятствует другим лицам осу- ществлять самостоятельный подбор и расположение тех же материалов для создания своих составных произведений.
    Составным произведениям по сути близки аудиовизуальные произ- ведения, которые выступают самостоятельным сложным объектом автор- ского права.
    Авторами аудиовизуального произведения являются режиссер- поста- новщик, автор сценария, автор специально созданного для аудиовизуально- го произведения музыкального произведения с текстом или без текста.
    Заключение договора на создание аудиовизуального произведения влечет за собой передачу авторами этого произведения производителю аудиовизуального произведения исключительных прав на воспроизведе- ние, распространение, публичное исполнение, а также субтитрирование и дублирование текста аудиовизуального произведения, если иное не преду- смотрено договором. Указанные права действуют в течение срока действия авторского права на аудиовизуальное произведение.
    Производитель аудиовизуального произведения вправе при любом ис- полнении этого произведения указывать свое имя или наименование либо тре- бовать такого указания.
    Автор музыкального произведения с текстом или без текста сохраня- ет право на вознаграждение за публичное исполнение его музыкального произведения при использовании аудиовизуального произведения, вклю- чающего данное музыкальное произведение. Авторы ранее существовав- ших произведений, включенных в аудиовизуальное произведение или пе- реработанных для аудиовизуального произведения, сохраняют авторское право на свои произведения и могут использовать их отдельно от аудиови- зуального произведения.
    Производное произведение — произведение, которое создано в ре- зультате переработки другого произведения.
    Переводчикам и авторам других производных произведений принад- лежит авторское право на осуществленные ими перевод, инсценировку, аранжировку или другую переработку при условии соблюдения ими прав автора произведения.
    Авторское право переводчика и авторов других производных произ- ведений не препятствует иным лицам осуществлять свои переводы и пере- работки тех же произведений.
    Служебное произведение — произведение, которое создано автором в порядке выполнения служебных обязанностей или служебного задания.

    22
    В обоих случаях создание служебного произведения оплачено нани- мателем или работодателем автора
    Правовой режим служебных произведений заключается в следующем:
    Личные неимущественные права на служебное произведение, со- зданное в порядке выполнения служебного задания или служебных обя- занностей, принадлежат автору.
    Имущественные права на служебное произведение принадлежат
    нанимателю, если договором между ним и автором не предусмотрено иное. Принадлежность имущественных прав нанимателю на служебное произведение не означает, что автор произведения лишен права на допол- нительное вознаграждение в случае использования произведения.
    — Автор служебного произведения не вправе препятствовать его об- народованию нанимателем.
    2.5. ПРАВА АВТОРА
    Права автора делятся на две группы: личные неимущественные и имущественные права.
    Личные неимущественные права характеризуются тесной связью с личностью автора. Они неотчуждаемы и непередаваемы. Их нельзя не только безвозвратно уступить, но и передать на определенное время дру- гому лицу. Личные неимущественные права не переходят по наследству.
    Наследники автора или исполнители завещания вправе лишь охранять ука- занные права.
    Реализация личных неимущественных прав не связана с возможно- стью извлечения материальной выгоды. Поэтому их особенностью являет- ся их неимущественный (нетоварный) характер.
    В соответствии со ст. 15 Закона об авторском праве и смежных пра- вах автору в отношении его произведения принадлежат следующие лич- ные неимущественные права:
    право авторства, т.е. право признаваться автором произведения;
    право на имя, т.е. право использовать или разрешать использовать произведение под подлинным именем автора, псевдонимом или без обо- значения имени, т.е. анонимно;
    право на защиту репутации, т.е. право на защиту произведения, включая его название, от всякого искажения или иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству автора;
    право на обнародование, т.е. право обнародовать или разрешать обнародовать произведение в любой форме. Под обнародованием понима- ется осуществленное с согласия автора действие, которое впервые делает произведение доступным для всеобщего сведения путем его опубликова- ния, публичного исполнения, публичного показа или иным способом;

    23
    право на отзыв, т.е. право отказаться от ранее принятого решения об обнародовании произведения при условии возмещения пользователю причиненных таким решением убытков, включая упущенную выгоду.
    Личные неимущественные права охраняются бессрочно. Даже то- гда, когда произведение переходит в общественное достояние, оно должно использоваться с соблюдением личных неимущественных прав его автора.
    Имущественные права не характеризуются тесной связью с авто- ром. В отличие от личных неимущественных прав они отчуждаемы пере- даваемы, могут переходить по наследству и в порядке правопреемства при реорганизации правообладателя — юридического лица.
    Реализация имущественных прав связана с возможностью извлече- ния материальной выгоды. Поэтому особенностью имущественных прав является их имущественный характер.
    В отличие от личных неимущественных прав имущественные права действуют не бессрочно, а, по общему правилу, в течение жизни автора и
    50 лет после его смерти.
    Имущественные права состоят из исключительного права на произ- ведение и иных имущественных прав, предусмотренных Законом об автор- ском праве и смежных правах.
    Исключительное право — право использовать произведение в лю- бой форме и любым способом, а также разрешать его использовать, другим лицам и запрещать такое использование.
    Поскольку исключительное право является правом имущественным, его реализация связана с возможностью извлекать имущественную выгоду.
    Последнее не так явно, когда обладатель исключительного права исполь- зует объект авторского права самостоятельно. Но когда он разрешает ис- пользовать произведение другим лицам, у него появляется право получить вознаграждение за такое использование. Учитывая ориентированность за- конодательства Республики Беларусь в сфере авторского права на поддерж- ку творческой активности авторов, ст. 26 Закона об авторском праве и смежных правах предусматривает гарантию в отношении размера возна- граждения, выплачиваемого авторам. Согласно упомянутой статье ставки авторского вознаграждения не могут быть ниже минимальных ставок, устанавливаемых Советом Министров Республики Беларусь
    Статья 16 Закона об авторском праве и смежных правах раскрывает понятие «использование» применительно к произведению. В соответствии с указанной статьей использованием произведения признается осуществ- ление следующих действий:
    воспроизведение произведения;
    — распространение оригинала или экземпляров произведения по- средством продажи или иной передачи права собственности. Если ориги- нал или экземпляры правомерно опубликованного произведения введены с

    24 разрешения автора в гражданский оборот посредством их продажи или иной передачи права собственности, то допускается их дальнейшее рас- пространение на территории Республики Беларусь без согласия автора
    (правообладателя) и без выплаты вознаграждения;
    прокат оригиналов или экземпляров компьютерных программ, баз данных, аудиовизуальных произведений, нотных текстов музыкальных произведений и произведений, воплощенных в фонограммах, независимо от принадлежности права собственности на оригинал или экземпляры ука- занных произведений. Прокат не применяется в отношении компьютерных программ, если сама программа не является основным объектом проката, и в отношении аудиовизуальных произведений, если только их прокат не приводит к широкому копированию таких произведений, наносящему су- щественный ущерб исключительному праву на воспроизведение:
    импорт экземпляров произведения, включая экземпляры, изго- товленные с разрешения автора или иного обладателя авторских прав;
    публичный показ оригинала или экземпляра произведения;
    публичное исполнение произведения;
    передача произведения в эфир.
    Допускается их дальнейшее распространение на территории Респуб- лики Беларусь без согласия автора (правообладателя) и без выплаты возна- граждения:
    иное сообщение произведения для всеобщего сведения;
    перевод произведения на другой язык;
    переделка или иная переработка произведения.
    К иным имущественным правам относится, например, право следо- вания, т.е. право автора- произведения изобразительного искусства, лите- ратурного или музыкального произведения получить в случае публичной перепродажи оригиналов указанных произведений от продавца вознаграж- дение в размере 5 % их перепродажной цены. Указанное право является неотчуждаемым и переходит только к наследникам автора на срок дей- ствия авторского права.
    Автор имеет право на авторское вознаграждение за каждый вид ис- пользования произведения. Законодательством Республики Беларусь предусмотрено исключение из этого правила, когда использование произ- ведения допускается без согласия автора и без выплаты ему вознагражде- ния.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15


    написать администратору сайта