Главная страница

ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ. Учебнометодическое пособие для студентов медикодиагностического факультета по специальности Медикодиагностическое дело


Скачать 1.92 Mb.
НазваниеУчебнометодическое пособие для студентов медикодиагностического факультета по специальности Медикодиагностическое дело
Дата22.01.2023
Размер1.92 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ.pdf
ТипУчебно-методическое пособие
#898431
страница3 из 15
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15
2.6. ОГРАНИЧЕНИЯ ИМУЩЕСТВЕННЫХ ПРАВ
НА ПРОИЗВЕДЕНИЯ
Ограничение имущественных прав авторов и иных правообладателей установлены ст.ст.18-21,37 Закона об авторском праве и смежных правах.

25
В соответствии со ст.18 Закона об авторском праве и смежных правах
допускается без разрешения автора (иного правообладателя) и без выпла-
ты вознаграждения воспроизведение правомерно опубликованных произ- ведений в единичных экземплярах физическим лицом исключительно в личных целях. Данное положение не распространяется на воспроизведение:
— произведений архитектуры в форме зданий или других сооружений;
— баз данных или существенных частей из них;
— компьютерных программ, за исключением случаев, когда копия компьютерной программы предназначена только для архивных целей или для замены правомерно приобретенного экземпляра в случаях, когда ори- гинал компьютерной программы утерян, уничтожен или стал непригодным для использования;
— нотных текстов и книг (полностью) посредством репродуцирования.
Согласно ст.19 Закона об авторском и смежных правах допускается без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения, но с обяза- тельным указанием автора произведения и источника заимствования:
— цитирование в научных, исследовательских, учебных, полемиче- ских, критических и информационных целях отрывков из правомерно опуб- ликованных произведений в объеме, оправданном целью цитирования;
— использование отрывков из правомерно опубликованных произ- ведений в качестве иллюстраций в изданиях, радио- и телепередачах, зву- ко-и видеозаписях учебного характера в объеме, оправданном поставлен- ной целью;
— воспроизведение в газетах, сообщение для всеобщего сведения правомерно опубликованных в газетах и журналах статей по текущим эко- номическим, политическим, социальным и другим вопросам в случаях, ко- гда такие воспроизведение, сообщение для всеобщего сведения не были специально запрещены автором;
— воспроизведение в газетах, сообщение для всеобщего сведения публично произнесенных речей, обращений, докладов и других аналогич- ных произведений в объеме, оправданном информационной целью;
— воспроизведение или сообщение для всеобщего сведения в обзо- рах текущих событий произведений, увиденных или услышанных в ходе таких событий, в объеме, оправданном информационной целью;
— воспроизведение правомерно обнародованных произведений рельефно-точечным шрифтом или другими специальными способами для слепых, кроме произведений, специально созданных для способов произведения;
— воспроизведение или доведение до всеобщего сведения произве- дений архитектуры, изобразительного искусства, фотографий, которые по- стоянно расположены в месте, открытом для свободного посещения, за ис- ключением случаев, когда изображение произведения является основным

26 объектом такого воспроизведения или сообщения для всеобщего сведения или когда оно используется в коммерческих целях;
— воспроизведение правомерно обнародованного произведения для судебного или административного производства;
— исполнение правомерно обнародованных произведений при ока- зании ритуальных услуг, при этом указание автора и источника заимство- вания необязательно.
Статьей 20 Закона об авторском праве и смежных правах допускает- ся без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты авторско- го вознаграждения, но с обязательным указанием автора произведения и источника заимствования репродуцирование в единичных экземплярах без извлечения прибыли:
 библиотеками или архивами — правомерно опубликованных про- изведений для замены утраченных, уничтоженных или ставших непригод- ными для использования экземпляров;
 библиотеками или архивами по запросам физических лиц в учеб- ных и исследовательских целях - отдельных статей и малообъемных про- изведений, правомерно опубликованных в сборниках, газетах и других пе- риодических изданиях, отрывков из правомерно опубликованных пись- менных произведений;
 образовательными учреждениями для учебных занятий - отдельных статей и малообъемных произведений, правомерно опубликованных в сборниках, газетах и других периодических изданиях, отрывков из право- мерно опубликованных письменных произведений.
В соответствии со ст.21 Закона об авторском праве и смежных пра- вах лицо, правомерно владеющее экземпляром компьютерной программы, вправе ее адаптировать для обеспечения совместной работы с другими программами. При этом должно соблюдаться следующее требование: ин- формация, полученная при адаптации, не должна использоваться для созда- ния других компьютерных программ, аналогичных адаптируемой, или для осуществления любого действия, нарушающего авторское право.
На основании ст. 37 Закона об авторском праве и смежных правах организация эфирного вещания без согласия автора и без выплаты допол- нительного вознаграждения может делать запись краткосрочного пользо- вания произведения, в отношении которого данная организация получила право на передачу в эфир. При этом должно соблюдаться следующее усло- вие: такая запись производится организацией эфирного вещания с помо- щью ее собственного оборудования и для ее собственных передач.
Организация обязана уничтожить запись краткосрочного пользова- ния произведения в течение 6 месяцев после ее изготовления, если более продолжительный срок не был согласован с автором записанного произ- ведения. Такая запись может быть сохранена без согласия автора произве-

27 дения в архивах этой организации, если запись носит исключительно до- кументальный характер.
2.7. СРОК ДЕЙСТВИЯ АВТОРСКОГО ПРАВА
Право авторства, право на имя и право на защиту репутации ав-
тора охраняются бессрочно.
Имущественные права на объект авторского права действуют в тече- ние всей жизни автора и 50 лет после его смерти, кроме случаев, преду- смотренныхст.22 Закона Республики Беларусь от 16 мая 1996 года «Об ав- торском праве и смежных правах».
Так, указанная статья в отношении анонимного произведения или произведения под псевдонимом предусматривает следующий срок охраны
— 50 лет с момента первого правомерного опубликования произведения.
При отсутствии правомерного опубликования в течение 50 лет с момента создания такого произведения — 50 лет с момента первого доведения про- изведения до всеобщего сведения с согласия автора в форме, иной, чем опубликование.
При отсутствии указанного правомерного опубликования и любого другого доведения до всеобщего сведении с согласия автора в течение 50 лет с момента создания такого произведения — 50 лет с момента создания произведения.
Если в течение указанного срока автор анонимного произведения или произведения под псевдонимом раскроет свою личность или его лич- ность не будет далее оставлять сомнений, то применяется общее правило об определении срока действия имущественных прав на произведение — он считается равным периоду жизни автора и 50 годам после его смерти.
Имущественные права на произведение, созданное в соавторстве, действуют в течение всей жизни и 50 лет после смерти последнего автора, пережившего других соавторов.
Исчисление сроков действия имущественных прав на объект автор- ского права начинается с 1 января года, следующего за годом, в котором имел место юридический факт, являющийся основанием для начала тече- ния срока.
2.8. ПЕРЕХОД ПРОИЗВЕДЕНИЯ В ОБЩЕСТВЕННОЕ
ДОСТОЯНИЕ
В соответствии со ст.23 Закона об авторском праве и смежных пра- вах истечение срока действия имущественных прав на объекты авторского права означает переход этих объектов в общественное достояние. Также считаются перешедшими в общественное достояние объекты авторского

28 права, которым на территории Республики Беларусь охрана никогда не предоставлялась.
Объекты авторского права, перешедшие в общественное достояние, могут свободно использоваться любым физическим или юридическим ли- цом без выплаты вознаграждения. При этом должны соблюдаться личные неимущественные права их авторов.
В отдельных случаях за использование объектов авторского права, перешедших в общественное достояние, на территории Республики Бела- русь могут производиться отчисления. Такие случаи и порядок выплаты отчислений устанавливаются Советом Министров Республики Беларусь.
2.9. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ АВТОРСКИХ ДОГОВОРОВ
Использование произведения автора другими лицами осуществляет- ся на основании авторского договора, кроме случаев, специально указан- ных законом. Договорная форма использования произведений в большей степени, чем какая-либо другая, обеспечивает реализацию и охрану как личных, так и имущественных прав автора.
Авторский договор — соглашение двух или более лиц об установ- лении, изменении или прекращении прав и обязанностей в отношении имущественных прав на объекты, охраняемые авторским правом. По ав- торскому договору автор передает или обязуется передать приобретателю свои права на использование произведения в пределах и на условиях, со- гласованных сторонами.
Авторский договор представляет собой самостоятельный вид граж- данско-правового договора, поэтому на него распространяются все поло- жения ГК Республики Беларусь о договорах.
В соответствии с пунктом 1 ст. 25 Закона Республики Беларусь «Об авторском праве и смежных правах» имущественные права автора могут быть уступлены полностью или в части и могут быть переданы для ис- пользования по авторскому договору. Следовательно, действующее зако- нодательство различает уступку имущественных прав и их передачу по ав- торскому договору.
Таким образом, авторские договоры делятся на два вида:
• договоры об уступке исключительных имущественных прав;
• договоры о передаче исключительных имущественных прав (на ос- новании пункта 3 ст. 984 ГК Республики Беларусь к ним применяются пра- вила о лицензионном договоре), или авторские лицензионные договоры.
В зависимости от вида произведений, по поводу которых заключа- ются авторские договоры, они классифицируются на авторские договоры на создание и использование литературных, музыкальных, аудиовизуаль- ных, архитектурных и других произведений.

29
В зависимости от того, является ли предметом договора готовое про- изведение или произведение, которое еще необходимо создать, выделяют:
 Авторский договор заказа. В соответствии с пунктом 1 ст. 986 ГК
Республики Беларусь автор может принять на себя по договору обязатель- ство создать в будущем произведение, изобретение или иной результат ин- теллектуальной деятельности и предоставить заказчику, не являющемуся его работодателем, исключительные права на использование этого резуль- тата. Такой договор должен определять характер подлежащего созданию результата интеллектуальной деятельности, а также цели либо способы его использования.
 Авторский договор на готовое произведение.
В зависимости от того, становится ли приобретатель авторских прав по договору единственным их обладателем или не становится, авторские договоры согласно ст. 25 Закона Республики Беларусь «Об авторском пра- ве и смежных правах» подразделяются следующим образом:
 Договор о передаче исключительных прав. Данный договор раз- решает использование произведения определенным способом и в установ- ленных пределах только лицу, которому эти права передаются, и дает та- кому лицу право запрещать подобное использование произведения другим лицам.
 Договор о передаче неисключительных прав. Пользователю раз- решается использование произведения наравне с самим автором и другими лицами, получившими от автора разрешение на использование произведе- ния аналогичным способом.
В зависимости от способа использования произведения авторские договоры подразделяются следующим образом:
• Издательский договор. В рамках данного договора осуществляется издание и переиздание любых произведений, которые могут быть зафик- сированы на бумаге.
• Постановочный договор. Заключается, когда основным способом использования произведения является его публичное исполнение.
• Сценарный договор. Регламентирует отношения, связанные с исполь- зованием текста, по которому снимается кино-, телефильм, делается радио- или телепередача, проводится массово-зрелищное мероприятие и т. д.
• Договор о депонировании рукописи. Регулирует условия и порядок обнародования и последующего использования произведения, которое по- мещается на хранение в специальный информационный орган. Обычно пу- тем депонирования публикуются научные произведения, представляющие интерес лишь для ограниченного круга специалистов.
• Договор художественного заказа. Опосредует отношения, связанные с созданием произведения изобразительного искусства в целях его публич- ной демонстрации. Его предметом являются разнообразные произведения

30 изобразительного искусства, которые изготавливаются авторами под заказ организаций и частных лиц и переходят в собственность последних.
• Договор об использовании в промышленности произведения деко- ративно-прикладного искусства.
• Договор о публичном исполнении или сообщении для всеобщего сведения. Разрешает использование произведений путем их исполнения или передачи для всеобщего сведения в эфир или по кабелю как непосред- ственно, так и с помощью различных технических средств.
2.10. СТОРОНЫ, ПРЕДМЕТ, СУЩЕСТВЕННЫЕ
УСЛОВИЯ, ФОРМА И СРОК АВТОРСКОГО ДОГОВОРА
Субъектами (сторонами) авторского договора являются автор или его правопреемник, с одной стороны, пользователь произведения, с другой стороны.
Обязательным участником авторского договора является автор про- изведения или его правопреемник.
Авторские договоры по поводу использования коллективных произ- ведений заключаются со всеми соавторами. При подготовке сборника со- ответствующие договоры должны заключаться не только с его составите- лем, но и с авторами всех охраняемых законом произведений, включаемых в сборник.
После смерти автора договор об использовании произведения за- ключается с его наследниками.
Другой стороной авторского договора является пользователь произ- ведения. Чаще всего в его роли выступают специализированные организа- ции, основной функцией которых является осуществление издательской, театрально-зрелищной, выставочной и иной аналогичной деятельности.
Вместе с тем, возможность заключать авторские договоры имеют и любые другие организации, уставные цели которых не препятствуют осуществле- нию деятельности по воспроизведению, распространению и иному исполь- зованию произведений науки, литературы и искусства.
Предметом авторского договора являются те имущественные права, которые создатель произведения или заменяющее его лицо передает поль- зователю. Поскольку право не существует без объекта, то предмет автор- ского договора следует понимать как определенные права по использова- нию конкретного произведения.
Перечень существенных (обязательных) условий авторского договора закреплен ст. 26 Закона Республики Беларусь «Об авторском праве и смеж- ных правах». Согласно положениям этой статьи авторский договор должен предусматривать следующее:

31
• способы использования произведения (конкретные права, переда- ваемые по данному договору);
• срок, на который передается право;
• территорию, на которую распространяется действие этого права на указанный срок;
• размер вознаграждения и (или) порядок определения размера воз- награждения за каждый способ использования произведения, порядок и сроки его выплаты;
• другие условия, которые стороны сочтут необходимыми.
Срок договора самостоятельно определяется сторонами договора.
При отсутствии в авторском договоре условия о сроке передачи прав, до- говор может быть расторгнут автором по истечении пяти лет с даты его за- ключения, если пользователь будет письменно уведомлен об этом за шесть месяцев до расторжения договора.
При отсутствии в авторском договоре условия о территории, на ко- торую распространяется действие этого права на указанный срок, действие передаваемого по договору права ограничивается территорией Республики
Беларусь.
Вознаграждение определяется в авторском договоре в виде процента от дохода за соответствующий способ использования произведения или в виде твердо зафиксированной суммы, или иным образом. При этом ставки авторского вознаграждения не могут быть ниже минимальных ставок, устанавливаемых Советом Министров Республики Беларусь.
Если в авторском договоре об издании или ином воспроизведении произведения вознаграждение определяется в виде твердо зафиксирован- ной суммы, то в договоре должен быть установлен максимальный тираж экземпляров произведения.
Права, переданные по авторскому договору, могут передаваться полностью или частично другим лицам лишь в случае, если это прямо предусмотрено договором.
Согласно ст. 986 ГК Республики Беларусь договоры, обязывающие автора предоставлять какому-либо лицу исключительные права на исполь- зование любых результатов интеллектуальной деятельности, которые этот автор создаст в будущем, ничтожны.
Недействительными являются условия авторского договора, ограни- чивающие автора в создании в будущем произведений на данную тему или в данной области, противоречащие положениям закона.
Правила о форме авторского договора закреплены в ст. 27 Закона
Республики Беларусь «Об авторском праве и смежных правах». Авторский договор должен быть заключен в письменной форме. Авторский договор об использовании произведения в периодической печати может быть за- ключен в устной форме.

32
При продаже экземпляров компьютерных программ и баз данных до- говор считается заключенным в письменной форме, если его условия
(условия использования программы и базы данных) изложены соответ- ствующим образом на экземплярах программы или базы данных.
2.11. ПРАВА, ОБЯЗАННОСТИ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
СТОРОН ПО АВТОРСКОМУ ДОГОВОРУ
Права и обязанности сторон образуют содержание авторского дого- вора. Этот договор носит взаимный характер, т. е. соответствующими правами и обязанностями обладают обе стороны. Если заключается дого- вор о создании какого-либо произведения, автор наделяется следующими
обязанностями:
 Создание и передача организации-заказчику своего произведения
(основная обязанность). Чтобы выполнить данную обязанность надлежа- щим образом, автор должен, прежде всего, создать такое произведение, ко- торое соответствует условиям заключенного договора.
 Выполнение заказанной работы лично. Привлечение к работе над произведением других лиц, изменение состава соавторов могут произво- диться только с согласия организации-заказчика, что обычно оформляется составлением нового или изменением прежнего договора, для выполнения работ технического характера (например, сбор материала, подстрочный перевод и др.) автор может за свой счет привлекать любых лиц, не спра- шивая согласия заказчика.
 Предоставление заказанного ему произведения в определенный договором срок. Произведение должно быть передано организации- за- казчику в готовом для использования виде, в частности в комплекте всех оговоренных договором элементов. Соглашением сторон может предусматриваться передача произведения по частям.
 Доработка произведения по требованию организации-заказчика.
Решение о необходимости доработки произведения принимается организа- цией по результатам рассмотрения произведения, когда оно в целом отве- чает условиям договора, но требуется внесение в него определенных ис- правлений, изменений, уточнений. Причем подобные требования могут выдвигаться только в пределах условий договора. Предлагаемые измене- ния и дополнения произведения, должны быть точно указаны заказчиком.
Кроме того, стороны должны согласовать новый срок представления изме- ненного или дополненного произведения.
Обязанностью автора, независимо от вида авторского договора, является его участие в подготовке произведения к использованию. Со- держание данной обязанности, которое зависит от вида произведения и

33 способа его использования, обычно раскрывается в конкретных автор- ских договорах.
В течение всего срока действия авторского договора о передаче ис- ключительных прав автор не вправе без согласия другой стороны переда- вать третьим лицам указанное в договоре произведение или часть его для использования тем же способом и в установленных договором пределах.
Данная обязанность возникает для автора в момент заключения договора и действует в течение всего срока договора.
Заключение авторского договора заказа налагает на пользователя
(заказчика) следующий круг обязанностей:
 Принятие и рассмотрение представленного автором произведе- ния. Принятие произведения означает проверку качества его оформле- ния и комплектности, которая осуществляется в порядке, установлен- ном конкретным договором. Принятое произведение должно быть рас- смотрено организацией по существу в установленный договором срок.
Организация должна письменно известить автора о результатах рас- смотрения произведения (одобрение, отклонение, необходимость вне- сения поправок).
 Привлечение автора к работе по подготовке произведения к ис- пользованию.
 Использование одобренного произведения. Объем и способы ис- пользования определяются сторонами договора. Автор может передать пользователю все имеющиеся у него имущественные права на произведе- ние, но чаще всего по договору передается лишь часть, а остальные сохра- няются за автором и могут быть им переданы другим лицам. Организация обязана использовать произведение именно тем способом, который преду- смотрен договором.
При заключении любого авторского договора пользователь должен обеспечить соблюдение всех личных неимущественных прав автора, а также выплатить автору вознаграждение за использование произведения.
Размер, форма, сроки и порядок выплаты авторского вознаграждения определяются самими сторонами.
Ответственность по авторскому договору является одним из видов гражданско-правовой ответственности, поэтому она может быть определе- на как мера государственного принуждения имущественного характера, применяемая в целях восстановления нарушенного состояния и удовлетво- рения потерпевшей стороны за счет стороны, нарушившей договорную обязанность.
Обязанностью автора, независимо от вида авторского договора, является его участие в подготовке произведения к использованию. Со- держание данной обязанности, которое зависит от вида произведения и

34 способа его использования, обычно раскрывается в конкретных автор- ских договорах.
В течение всего срока действия авторского договора о передаче ис- ключительных прав автор не вправе без согласия другой стороны переда- вать третьим лицам указанное в договоре произведение или часть его для использования тем же способом и в установленных договором пределах.
Данная обязанность возникает для автора в момент заключения договора и действует в течение всего срока договора.
Согласно ст. 28 Закона Республики Беларусь «Об авторском праве и смежных правах» в случае нарушения обязательств по договору виновная сторона несет ответственность в соответствии с законодательством Рес- публики Беларусь. Иными словами, вопрос об ответственности сторон по авторскому договору решается исходя из общих положений об ответствен- ности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств (гл. 25
ГК Республики Беларусь).
Сторона договора, права и законные интересы которой нарушены контрагентом, может потребовать через суд принудительного осуществле- ния своих прав.
Специфика ответственности за нарушение авторского договора заключается в том, что спектр возможных мер принуждения значитель- но уже, чем в других гражданско-правовых обязательствах. Например, основные обязанности сторон по авторскому договору заказа не могут быть исполнены под принуждением. Нельзя принудить автора создать и представить произведение, внести в него исправления, равно как не- возможно заставить организацию-заказчика начать использование про- изведения. Поэтому принуждение ограничивается в данной сфере обычно расторжением договора и возвращением сторон в первоначаль- ное положение, взысканием убытков и некоторыми другими мерами.
Ответственность автора за нарушение обязанностей по договору мо- жет выражаться в возврате полученного им гонорара, одностороннем рас- торжении заключенного с ним договора, возложении на него обязанности по возмещению возникших у пользователя убытков, а также в уплате им неустойки.
Заказчик (пользователь) может нести ответственность за нарушение обязанности использовать произведение (выплата всего авторского возна- граждения, одностороннее расторжение договора с ним), причинение ав- тору убытков (например, в связи с утратой материального носителя произ- ведения), нарушение целостности произведения, невыплату автору обу- словленного договором вознаграждения и т. д.
Содержание различных видов авторских договоров не вполне совпа- дает, поскольку у каждого вида авторского договора имеются свои особен- ности.

35
2.12. ПРЕКРАЩЕНИЕ АВТОРСКОГО ДОГОВОРА
Основания, условия и последствия прекращения авторского договора регулируются как общими положениями гражданского законодательства
(гл. 26 ГК Республики Беларусь), так и специальными нормами авторского права.
Прекращение обязательств по авторскому договору происходит по
следующим основаниям:
• Истечение срока действия договора. Обычно за этот период сторо- ны исполняют свои обязанности по договору, что является самостоятель- ным основанием прекращения существовавшего обязательства.
• Досрочное прекращение договора (например, в связи с отказом пользователя от дальнейшего использования произведения).
• Невозможность исполнения договора, если она вызвана обстоя- тельством, за которое должник не отвечает (стихийные явления природы, военные действия, общественные беспорядки, случайная гибель произве- дения).
• Смерть автора или ликвидация юридического лица, выступавшего в качестве стороны договора.
• Взаимное соглашение сторон.
• Прекращение в одностороннем порядке автором или пользователем авторского договора в случаях, предусмотренных законом или договором
(например, при существенном нарушении условий договора одной из сторон).
Порядок прекращения авторского договора специально авторским законодательством не регламентирован. Иногда это происходит авто- матически (например, по истечении срока действия договора), либо оформляется специальным соглашением сторон, либо делается на ос- нове одностороннего заявления одной из сторон.
Общим последствием прекращения действия авторского обязатель- ства является прекращение прав и обязанностей сторон. Нередко наряду с ним возникают обязательства, связанные с урегулированием имуществен- ных последствий прекращения договора, в частности уплатой (возвратом) авторского гонорара, возмещением убытков, что зависит от конкретных оснований прекращения договора.
САМОКОНТРОЛЬ УСВОЕНИЯ ТЕМЫ
Контрольные вопросы темы
1. Что такое авторское право?
2. С какого момента возникает авторское право?
3. Что относят к объектам и субъектам авторского права?

36 4. Кто считается автором произведения?
5. Перечислите личные неимущественные права авторов.
6. Какие авторские права относятся к имущественным?
7. Что означает понятие « ограничение имущественных прав авторов?
8. Как выглядит знак охраны авторского права?
9. Каковы примерные условия авторского договора?
10. Какие виды авторского договора вы знаете?
ТЕСТОВЫЙ КОНТРОЛЬ
1. Авторским правом не охраняются:
Варианты ответа:
а) законодательные акты; б) судебные решения; в) произведения литературы (искусства), сюжеты которых заимство- ваны из других произведений; г) произведения народного творчества, авторы которых неизвестны.
2. Авторским правом охраняются:
Варианты ответа:
а) официальные переводы нормативных правовых актов; б) сборники нормативных правовых актов; в) произведения, записанные на бумагу; г) произведения, размещенные в сети Интернет, д) произведения, произнесенные вслух, но не записанные на материаль- ный носитель.
3. Служебные произведения — это:
Варианты ответа:
а) произведения, созданные по договору подряда; б) произведения, созданные с использованием средств нанимателя; в) произведения, созданные работником по заданию нанимателя.
4. Какие из указанных произведений будут являться объектами
авторского права?
Варианты ответа:
а) пьеса; б) фамильный герб; в) фотография; г) дизайн клумбы; д) государственный гимн;

37
5. Какие из указанных произведений не будут являться объекта-
ми авторского права?
Варианты ответа:
а) литературный перевод законодательного акта; б) стихотворение, прочитанное вслух, но не записанное на бумаге; в) интервью; г) ценная бумага; д) либретто; е) театральная афиша.
6. Автором произведения литературы (науки, искусства) может
являться:
Варианты ответа:
а) физическое лицо; б) юридическое лицо; в) юридическое лицо и физическое лицо.
7. Соавтором произведения литературы (науки, искусства) может
являться:
Варианты ответа:
а) лицо, творческим трудом которого создано произведение литера- туры (науки, искусства); б) лицо, оказавшее существенную материальную помощь при созда- нии произведения литературы (науки, искусства); в) юридическое лицо, наименование которого указано на экземпляре произведения литературы (науки, искусства); г) лицо, оказавшее техническую помощь при создании произведения литературы (науки, искусства).
8. Соавторы имеют право использовать произведение литерату-
ры (науки, искусства). Созданное совместным творческим трудом, по:
Варианты ответа:
а) соглашению между ними; б) усмотрению каждого из них; в) усмотрению лица, которого они устно уполномочили на принятие соответствующего решения.
9. Авторское право включает в себя:
Варианты ответа:
а) личные неимущественные права; б) имущественные права; в) право собственности;

38 г) право хозяйственного ведения; д) право сдавать произведение в аренду.
10. К личным неимущественным правам автора произведения
литературы (науки, искусства) относятся:
Варианты ответа:
а) право авторства; б) право на защиту чести и достоинства; в) право на имя; г) право на псевдоним; д) право на обнародование произведения литературы (науки, искусства); е) право на защиту репутации; ж) право использования произведения литературы (науки, искусства); з) право на отзыв; и) право на вознаграждение.
11. Какие из указанных прав автора произведения литературы
(науки, искусства) не могут переходить по наследству?
Варианты ответа:
а) исключительное право на произведение; б) право авторства; в) право на защиту репутации; г) право на имя.
12. Какие из указанных прав автора произведения литературы
(науки, искусства) могут быть переданы по договору?
Варианты ответа:
а) право на имя; б) право на защиту репутации; в) право на обнародование; г) исключительное право на произведение литературы (науки, искусства); д) право авторства; е) ни одно из указанных прав.
13. В течение какого срока действуют имущественные права на
произведение литературы( науки, искусства)?
Варианты ответа:
а) в течение жизни автора произведения литературы (науки, искусства); б) в течение жизни автора произведения литературы (науки, искус- ства) и 25 лет после его смерти; в) в течение жизни автора произведения литературы (науки, искус- ства) и 50 лет после его смерти;

39 г) в течение жизни автора произведения литературы (науки, искус- ства) и 70 лет после его смерти.
14. В какой форме по общему правилу заключается авторский
договор?
Варианты ответа:
а) в письменной; б) в устной; в) в любой форме.
15. Авторское право возникает в силу:
Варианты ответа:
а) создания произведения литературы (науки, искусства); б) регистрации произведения литературы (науки, искусства); в) заключения авторского договора; г) передачи экземпляра произведения литературы (науки, искусства) на хранение в Национальный центр интеллектуальной собственности; д) проставления на экземпляре произведения литературы (науки, ис- кусства) информации об управлении правами.
16. Что означает право на имя?
Варианты ответа:
а) право указывать или разрешать указывать на экземпляре произве- дения литературы (науки, искусства) свое имя; б) право указывать или разрешать указывать на экземпляре произве- дения литературы (науки, искусства) свой псевдоним; в) право признаваться автором произведения литературы (науки, искусства).
17. Выделяют соавторство:
Варианты ответа:
а) раздельное; б) нераздельное; в) двустороннее; г) многостороннее.
18. На какие произведения литературы (науки, искусства) рас-
пространяется авторское право?
Варианты ответа:
а) на произведения литературы (науки, искусства), находящиеся в какой-либо материальной форме;

40 б) на произведения литературы (науки, искусства), являющиеся ре- зультатом творческой деятельности и находящиеся в какой-либо матери- альной форме; в) на произведения литературы (науки, искусства), находящиеся в какой-либо объективной форме; г) на произведения литературы (науки, искусства), являющиеся ре- зультатом творческой деятельности и находящиеся в какой-либо объек- тивной форме.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15


написать администратору сайта