Главная страница

ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ. Учебнометодическое пособие для студентов медикодиагностического факультета по специальности Медикодиагностическое дело


Скачать 1.92 Mb.
НазваниеУчебнометодическое пособие для студентов медикодиагностического факультета по специальности Медикодиагностическое дело
Дата22.01.2023
Размер1.92 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ.pdf
ТипУчебно-методическое пособие
#898431
страница4 из 15
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15
ТЕМА 3. СМЕЖНЫЕ ПРАВА
1. Понятие сфера и срок действия смежных прав.
2. Объекты и субъекты смежных прав.
3. Смежные права исполнителей, производителей фонограмм, орга- низаций эфирного (кабельного) вещания.
4. Ограничение прав исполнителей, производителей фонограмм, ор- ганизаций эфирного или кабельного вещания.
5. Виды произведений в области информационных технологий.
6. Компьютерные программы как объекты авторского права.
7. Правовая охрана баз данных, мультимедийных и сетевых произведений.
8. Управление имущественными правами авторов и иных правообла- дателей на коллективной основе. Назначение и основные принципы кол- лективного управления.
3.1. ПОНЯТИЕ СФЕРА И СРОК ДЕЙСТВИЯ
СМЕЖНЫХ ПРАВ
В отличие от авторского права, смежные права как самостоятель- ная категория прав интеллектуальной собственности оформились го- раздо позже. Лишь в первой половине ХХ века в законодательствах от- дельных промышленно развитых стран стали появляться положения, направленные на охрану прав исполнителей; еще позднее — прав про- изводителей фонограмм и вещательных организаций.
Смежные права распространяют свое действие с авторским правом на произведения литературы (науки, искусства). Объекты смежных прав, не являясь произведениями, доводят последние до сведения общественности.
В объективном смысле смежные права представляют собой совокуп- ность правовых норм, регулирующих общественные отношения, возника- ющие в связи с созданием и использованием исполнений, фонограмм, пе- редач организаций эфирного (кабельного) вещания.

41
В субъективном смысле смежные права — это совокупность имуще- ственных, а в отношении исполнений — и личных неимущественных прав на указанные объекты.
Сфера действия смежных прав устанавливается ст.31 Закона об ав- торском праве и смежных правах. Так, на основании указанной статьи ис- полнителям предоставляются права в отношении их исполнений, если:
— исполнители являются гражданами Республики Беларусь;
— исполнители не являются гражданами Республики Беларусь, но их исполнения имеют место на территории Республики Беларусь;
— включены в фонограммы, охраняемые в соответствии с Законом об авторском праве и смежных правах;
— не записаны на фонограмму, но содержатся в передачах организа- ций эфирного (кабельного) вещания, которые охраняются в соответствии с названным законодательным актом.
Фонограммам согласно названной выше статье Закона об авторском праве и смежных правах предоставляется правовая охрана, если:
— их производителями являются граждане Республики Беларусь или юридические лица, имеющие официальное местонахождение на территории
Республики Беларусь;
— их производителями не являются граждане Республик Беларусь или юридические лица, имеющие официальное местонахождение на тер- ритории Республики Беларусь, но они впервые опубликованы на террито- рии Республики Беларусь или опубликованы на территории Республики
Беларусь в течение 30 дней со дня их первой публикации в каком- либо другом государстве.
В соответствии со ст.31 Закона об авторском праве и смежных пра- вах правовая охрана предоставляется передачам организаций эфирного
(кабельного) вещания, имеющих официальное местонахождение на терри- тории Республики Беларусь и осуществляющих передачи с передатчиков, расположенных на территории Республики Беларусь.
Также на основании положений указанного нормативного акта его действие распространяется на исполнителей, производителей фонограмм и организаций эфирного (кабельного) вещания, которым охрана прав на территории Республики Беларусь предоставляется в соответствии с международными договорами Республики Беларусь.
Для возникновения и осуществления смежных прав не требуется со- блюдения каких- либо формальностей. Исполнитель и производитель фо- нограммы для оповещения о своих имущественных правах вправе исполь- зовать знак охраны смежных прав, который помещается на каждом экзем- пляре фонограммы и обязательно состоит из трех элементов:
— латинской буквы «Р» в окружности;

42
— имени (наименования) обладателя исключительных имуществен- ных прав;
— года первого опубликования фонограммы.
Поскольку смежные права охраняют неоднородные по своей природе объекты, срок действия прав на них тоже отличается.
Так, личные неимущественные права исполнителя охраняются бес-
срочно.
Имущественные права исполнителя, производителя фонограммы, ор- ганизации эфирного (кабельного) вещания действуют 50 лет, но моменты, с которых они начинают действовать, отличаются.
Права исполнителя действуют с момента первой записи исполнения.
Права производителя фонограммы действуют после первого опубликова- ния фонограммы или после ее первой записи, если фонограмма не была опубликована в течение 50 лет с момента ее первой записи.
Права организации эфирного (кабельного) вещания действуют с мо- мента осуществления передачи в эфир (по кабелю) соответственно.
Исчисление сроков, указанных выше, начинается с 1 января года, следующего за годом, в котором имел место юридический факт, являю- щийся основанием для начал отсчета срока.
Истечение срока действия имущественных прав на объекты смежных прав означает переход этих объектов в общественное достояние.
3.2. ОБЪЕКТЫ И СУБЪЕКТЫ СМЕЖНЫХ ПРАВ
Объектами смежных прав являются исполнения, фонограммы,
передачи организаций эфирного (кабельного вещания).
Закон об авторском праве и смежных правах не дает определение понятию « исполнение». В то же время анализ определения понятия « исполнитель», содержащегося в ст.4 указанного нормативного акта, позволяет говорить о том, что в качестве исполнения в соответствии с положениями данного Закона охраняется деятельность по исполнению произведений литературы (искусства, народного творчества), т.е. непо- средственно пение, чтение, декламация, игра на музыкальном инстру- менте, танец и др.
Фонограмма определяется Законом об авторском праве и смежных правах как любая исключительно звуковая запись исполнений или иных звуков либо отображений звуков. При этом фонограммой не признается запись звуков, включенная в аудиовизуальное произведение.
Передачей организации эфирного (кабельного) вещания в соответ- ствии со ст.4 Закона об авторском праве и смежных правах признается пе- редача, созданная самой организацией эфирного (кабельного) вещания, а также по ее заказу и за счет ее средств - другой организацией.

43
Субъектами смежных прав являются исполнители, производители
фонограмм, организации эфирного (кабельного) вещания.
В соответствии со ст.4 Закона об авторском праве и смежных правах
исполнителем признается актер, певец, музыкант, танцор или иное лицо, которое исполняет произведения литературы (искусства, народного твор- чества) посредством игры, пения, чтения, декламирования, игры на музы- кальном инструменте, танца или каком либо иным образом.
Согласно названной выше статье производителем фонограммы при- знается физическое или юридическое лицо, взявшее на себя инициативу и ответственность за первую звуковую запись какого-либо исполнения или иных звуков. При отсутствии доказательств иного производителем фоно- граммы признается лицо, имя или наименование которого обозначено на этой фонограмме.
Организацией эфирного вещания можно признать телекомпанию или радиостанцию.
Организацией кабельного вещания в свою очередь являются опера- торы кабельных сетей, а также телерадиокомпании, распространяющие свои передачи посредством кабельных сетей.
Поскольку в соответствии со ст.38 Закона об авторском праве и смежных правах имущественные права исполнителя, производителя фоно- граммы, организации эфирного (кабельного) вещания могут быть уступле- ны полностью или в части, субъектами смежных прав могут стать лица, которым такие права уступлены.
Субъектами смежных прав также могут стать лица, которым указан- ные права перешли в порядке наследования или правопреемства при реор- ганизации юридического лица — правообладателя.
Следует учесть, что личные неимущественные права исполнителя неотчуждаемы и непередаваемы, поэтому их обладателем может быть только сам исполнитель.
3.3. СМЕЖНЫЕ ПРАВА ИСПОЛНИТЕЛЕЙ, ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ
ФОНОГРАММ, ОРГАНИЗАЦИЙ ЭФИРНОГО
(КАБЕЛЬНОГО) ВЕЩАНИЯ
В соответствии со ст.31 Закона об авторском праве и смежных пра- вах исполнителю в отношении его исполнения принадлежат следующие личные неимущественные и имущественные права.
К личным неимущественным правам исполнителя относят право на
имя и право на защиту репутации, т.е. право на защиту исполнения от всякого искажения или любого иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству исполнителя.

44
К имущественным правам исполнителя относят исключительное
право на исполнение, т.е. право использовать исполнение в любой форме и любым способом, а также право разрешать такое использование другим лицам.
Реализуя последнее правомочие, исполнитель также приобретает право получать вознаграждение за каждый вид использования исполнения другим лицом.
Под использованием исполнения ст.31 Закона об авторском праве и смежных правах понимает осуществление в отношении исполнения сле- дующих действий:
— передачи исполнения в эфир или его сообщения для всеобщего све-
дения по кабелю, если оно не было ранее передано в эфир или не осу- ществляется с использованием записи;
— записи ранее не записанного исполнения;
— воспроизведения записи исполнения;
— передачи записи исполнения в эфир или по кабелю, если первона- чально эта запись была произведена не для коммерческих целей;
— распространения оригинала или экземпляра исполнения, записан- ного на фонограмму, посредством продажи или иной передачи права соб- ственности;
— проката оригинала или экземпляров записанного на фонограмму ис- полнения;
— сообщения для всеобщего сведения исполнения, записанного на фонограмму, по проводам или средствами беспроволочной связи таким образом, чтобы представители публики могли осуществлять к ним доступ из любого места и в любое время по их собственному выбору.
Исключительное право исполнителя осуществлять и разрешать осу- ществлять действия по воспроизведению исполнения не распространяется на случаи, когда:
первоначальная запись исполнения была произведена с согласия ис- полнителя;
воспроизведение исполнения осуществляется в тех же целях, в ка- ких было получено согласие исполнителя при записи исполнения;
воспроизведение исполнения осуществляется в тех же целях, в ка- ких была произведена запись исполнения, а запись исполнения была про- изведена в целях позволяющих ограничивать имущественные права ис- полнителя.
Исполнитель осуществляет указанные выше права при условии соблю- дения прав автора исполняемого произведения литературы (искусства, народ- ного творчества).

45
На основании ст.32 Закона об авторском праве и смежных правах производителю фонограммы принадлежит исключительное право на фоно- грамму.
Под исключительным правом на фонограмму понимается право ис- пользовать или разрешать использовать фонограмму в любой форме и лю- бым способом, включая право на получение вознаграждения за каждый вид использования фонограммы.
Под использованием фонограммы понимается осуществление в от- ношении фонограммы следующих действий:
— воспроизведения (прямо или косвенно) фонограммы;
— переделки или иной переработки фонограммы;
— распространения оригинала или экземпляров фонограммы по- средством продажи или иной передачи права собственности;
— импорта экземпляров фонограммы в целях распространения, включая экземпляры, изготовленные с разрешения производителя этой фонограммы;
— проката оригиналов или экземпляров фонограммы;
— доведения фонограммы до всеобщего сведения по проводам или
средствами беспроволочной связи таким образом, чтобы представители публики могли осуществлять к ней доступ из любого места и в любое вре- мя по их собственному выбору.
В соответствии с п.1 ст.33 Закона « Об авторском праве и смежных правах» допускается без согласия производителя фонограммы, опублико- ванной в коммерческих целях, и исполнителя, исполнение которого запи- сано на такой фонограмме, но с выплатой им вознаграждения следующие виды использования фонограммы:
1. Публичное исполнение фонограммы.
2. Передача фонограммы в эфир.
3. Иное сообщение фонограммы для всеобщего сведения.
Фонограммы, ставшие доступными для всеобщего сведения по про- водам или средствам беспроволочной связи таким образом, что представи- тели публики могут осуществлять к ним доступ из любого места и в любое время по их собственному выбору, приравниваются к опубликованным в коммерческих целях.
Если экземпляры правомерно опубликованной фонограммы введены с разрешения исполнителя и производителя фонограммы в гражданский оборот посредством их продажи или иной передачи права собственности, то допускается их дальнейшее распространение на территории Республики
Беларусь без согласия исполнителя и производителя фонограммы и без выплаты им вознаграждения.

46
При этом право на прокат принадлежит исполнителю и производите- лю фонограммы независимо от принадлежности права собственности на оригинал или экземпляры фонограммы.
Права организаций эфирного или кабельного вещания.
У организаций эфирного или кабельного вещания в отношении со- зданных ими передач личных неимущественных прав не возникает, по- скольку действия таких организаций квалифицируются как организацион- но-технические, а не творческие.
За такими организациями ст.34 Закона «Об авторском праве и смежных правах» закрепляет исключительные права использовать пе- редачу в любой форме и давать разрешение на использование передачи, включая право на получение вознаграждения за предоставление такого разрешения.
Исключительное право организации эфирного вещания давать разре-
шение на использование ее передач означает разрешение на осуществление
следующих действий:
1. Передавать в эфир ее передачу другой организацией эфирного ве- щания. Речь идет о праве организации эфирного вещания как правооблада- теля разрешать ретрансляцию своей передачи, как в записи, так и в живом исполнении, другой организации вещания одновременно с трансляцией организацией ― правообладателем.
2. Сообщать передачу для всеобщего сведения по кабелю.
3. Записывать передачу.
4. Воспроизводить записи передачи, то есть создавать копии переда- чи на материальном носителе
5. Сообщать передачу для всеобщего сведения в местах с платным входом.
6. Распространять среди публики записи передачи или экземпляры записи передачи посредством продажи, проката или иной передачи права собственности. Это право, за исключением права на прокат, прекращается в отношении записи передачи или экземпляров записи передачи, которые с разрешения организации эфирного вещания были введены на территории
Республики Беларусь в гражданский оборот посредством продажи или иной передачи права собственности.
Право на прокат сохраняется за организацией эфирного вещания независимо от принадлежности права собственности на запись передачи или ее экземпляры.
Исключительное право организации кабельного вещания давать раз- решение на использование ее передачи означает разрешение на осуществ- ление действий, аналогичных действиям организаций эфирного вещания.

47
3.4. ОГРАНИЧЕНИЕ ПРАВ ИСПОЛНИТЕЛЕЙ, ПРОИЗВОДИ-
ТЕЛЕЙ ФОНОГРАММ, ОРГАНИЗАЦИЙ ЭФИРНОГО
ИЛИ КАБЕЛЬНОГО ВЕЩАНИЯ
Ограничения имущественных прав исполнителей, производителей фонограмм и организаций эфирного (кабельного) вещания установлены ст.ст. 33, 36 Закона об авторском праве и смежных правах.
В соответствии со ст.33 Закона об авторском праве и смежных пра- вах допускается без согласия производителя фонограммы, опубликован- ной в коммерческих целях, и исполнителя, исполнение которого записано на такой фонограмме, но с выплатой им вознаграждения осуществление следующих действий:
публичного исполнения фонограммы;
передачи фонограммы в эфир;
иного сообщения фонограммы для всеобщего сведения.
Согласно ст. 36 Закона об авторском праве и смежных правах допус- кается без согласия исполнителя, производителя фонограммы, организации эфирного (кабельного) вещания и без выплаты вознаграждения использо- вание исполнения, передачи организации эфирного (кабельного) вещания и их записей, а также воспроизведение фонограмм:
для включения в обзор о текущих событиях, отрывков из исполне- ния, фонограммы, передачи организации эфирного (кабельного) вещания;
исключительно в целях обучения или научного исследования;
для цитирования в форме отрывков из исполнения, фонограммы, передачи организации эфирного (кабельного) вещания при условии, что такое цитирование осуществляется в информационных целях;
в иных случаях, установленных Законом об авторском праве и смежных правах в отношении ограничения имущественных прав авторов произведений литературы (науки, искусства).
3.5. ВИДЫ ПРОИЗВЕДЕНИЙ В ОБЛАСТИ
ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Круг охраняемых законом произведений достаточно широк и много- образен. Произведения различаются по объективной форме, способам их воспроизведения, степени самостоятельности, видам использования и це- лому ряду других оснований. Различия, имеющиеся между отдельными видами произведений, учитываются при их охране и сказываются на их правовом режиме.
В сфере информационных технологий охраной авторского права пользуются:
• компьютерные программы;

48
• базы данных;
• мультимедийные произведения;
• сетевые произведения;
• программное обеспечение.
Эти объекты рассматриваются как объекты авторского права.
Во-первых, указанные объекты являются результатом творческого, интеллектуального труда человека или нескольких лиц. Во-вторых, это ре- зультат нематериального характера. В-третьих, этот результат оформлен таким образом, что к нему могут получить доступ иные лица. В-четвертых, названные объекты имеют все признаки произведений в области литерату- ры, науки и искусства. Например, компьютерные программы, программное обеспечение сочетают в себе элементы произведения науки и литературно- го произведения с использованием особого языка, а сетевые произведения вполне могут относиться и к литературным произведениям, и к произведе- ниям искусства (в зависимости от их содержания), и т. д.
Охрана и защита произведений в сфере информационных технологий значительно затруднена и имеет свои особенности в силу того, что данная область постоянно развивается и малодоступна для контроля со стороны государства и его органов.
В Республике Беларусь на законодательном уровне урегулированы вопросы охраны авторских прав только на компьютерные программы и ба- зы данных. Основными источниками правового регулирования в этой сфе- ре являются ГК Республики Беларусь и Закон Республики Беларусь «Об авторском праве и смежных правах».
3.6. КОМПЬЮТЕРНЫЕ ПРОГРАММЫ КАК ОБЪЕКТЫ
АВТОРСКОГО ПРАВА
Компьютерные программы являются одним из важнейших объектов интеллектуальной собственности и относительно новым объектом право- вой охраны.
Согласно ст. 4 Закона Республики Беларусь «Об авторском праве и смежных правах» компьютерная программа — упорядоченная совокуп- ность команд и данных для получения определенного результата с помо- щью компьютера, записанная на материальном носителе, а также сопут- ствующая электронная документация.
Традиционно авторским правом применительно к программам за- щищается то, что непосредственно создано разработчиком и существует в символьном (литеральном) представлении до исполнения программы. То, что порождается в ходе функционирования программы, — это так называ- емые нелитеральные (поп-1iега1) элементы.

49
Исходный текст компьютерной программы имеет черты письменно- го литературного произведения (текст программы может быть написан на разных языках программирования). Алгоритмы, методы, идеи, теории, формулы, использованные при разработке компьютерной программы, при- дают ей черты научного произведения. Аудиовизуальные отображения, анимация и графика, создаваемые компьютерной программой, имеют чер- ты художественного произведения.
Охрана компьютерных программ как литературных произведений основывается на следующих положениях:
• распространение охраны компьютерных программ на все их виды
(в том числе операционные системы);
• независимость охраны компьютерных программ от языка програм- мирования;
• независимость охраны компьютерных программ от формы выражения;
• охрана текстов компьютерных программ. Согласно ч. 2 ст. 993 ГК
Республики Беларусь компьютерные программы охраняются как литера- турные произведения, и такая охрана распространяется на все виды про- грамм, в том числе на прикладные программы и операционные системы, которые могут быть выражены на любом языке и в любой форме, включая исходный текст и объектный код;
• охрана названий компьютерных программ как товарных знаков. В этом заключается отличие компьютерных программ от большинства дру- гих видов произведений, названия которых могут охраняться авторским правом только в том случае, если их можно считать результатом творче- ского труда, т. е. если в названии произведения есть нечто качественно но- вое, неповторимое, уникальное и оригинальное;
• охрана названий произведений как товарных знаков характерна также для электронных баз данных, аудиовизуальных, мультимедийных, сетевых и других видов произведений.
• возможность адаптации компьютерных программ. В соответствии с пунктом 2 ст. 21 Закона Республики Беларусь «Об авторском праве и смежных правах» лицо, правомерно владеющее экземпляром компьютер- ной программы, вправе адаптировать компьютерную программу для обес- печения совместной работы с другими программами при условии, что по- лученная при адаптации информация не будет использоваться для созда- ния других компьютерных программ, аналогичных адаптируемой, или для осуществления любого действия, нарушающего авторское право;
• возможность свободного воспроизведения компьютерных программ.
Лицо, правомерно владеющее экземпляром компьютерной програм- мы, вправе изготовить копию компьютерной программы при условии, что эта копия предназначена только для архивных целей или для замены пра- вомерно приобретенного экземпляра в случаях, когда оригинал компью-

50 терной программы утерян, уничтожен или стал непригодным для исполь- зования. При этом копия компьютерной программы не может быть исполь- зована для иных целей и должна быть уничтожена в случае, если владение экземпляром этой компьютерной программы перестанет быть правомерным
(пункт 1 ст. 21 Закона Республики Беларусь «Об авторском праве и смежных правах»).
Ограничения на разработку вредоносных программ. Во-первых, за- прещается разрабатывать и использовать компьютерные программы, кото- рые без разрешения позволяют обходить или способствуют обходу любых технических средств, предназначенных для защиты авторских или смеж- ных прав, и основной коммерческой целью или основным коммерческим результатом которых является обход таких средств.
Во-вторых, запрещается разрабатывать и использовать компьютерные программы, которые позволяют устранять или изменять любую электрон- ную информацию об управлении правами без разрешения правообладателя.
Согласно пункту 5 ст. 39 Закона Республики Беларусь «Об авторском праве и смежных правах» указанные действия являются нарушением ав- торского права и смежных прав. Причем, если компьютерная программа не предназначена специально для такого нарушения, то ее разработчики не могут нести ответственность за нарушения прав.
Лицензионное соглашение на компьютерную программу. Права на использование компьютерной программы могут быть переданы по лицен- зионному соглашению, которое, как правило, сопровождает программу, прикреплено к ней, и компьютерная программа распространяется вместе с соглашением. Это позволяет упростить отношения производителя про- граммы со множеством ее потенциальных пользователей и освобождает от необходимости с каждым из них заключать письменный договор.
3.7. ПРАВОВАЯ ОХРАНА БАЗ ДАННЫХ, МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ
И СЕТЕВЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ
Одним из наиболее сложных объектов охраны в сфере информаци- онных технологий являются базы данных (БД).
Согласно ст. 1 Закона Республики Беларусь «Об авторском праве и смежных правах» под базами данных понимается компиляция материалов, данных, информации по подбору и расположению материалов, представляю- щая результат творческого труда.
Базы данных понимаются как разновидность электронных сборников, которые могут быть объектами авторского права, если подбор или располо- жение материалов представляет собой результат творческого труда.
Авторское право распространяется только на БД, которые являются результатом творческого труда (креативные базы данных). Творческий ха-

51 рактер труда составителя выражается в подборе и расположении материа- лов базы данных. Однако критерии творческого характера баз данных, особенно электронных, очень расплывчаты, поэтому фактически любую базу данных можно считать результатом творческого труда.
Охрана баз данных основана на следующих положениях:
 охрана не распространяется на данные или материалы базы дан- ных (ч. 2 пункта 3 ст. 7 Закона Республики Беларусь «Об авторском праве и смежных правах»);
 охрана баз данных, включающих охраняемые объекты авторского права или смежных прав, может возникать только при соблюдении прав на эти объекты. Согласно ч. 2 пункта 3 ст. 7 Закона Республики Беларусь «Об авторском праве и смежных правах» такая охрана действует без ущерба какому-либо авторскому праву, к сфере распространения которого отно- сятся такие данные или материалы;
 охрана базы данных не распространяется на компьютерную про- грамму, с помощью которой осуществляется электронный доступ к ней;
 названия электронных баз данных, как и компьютерных программ, могут охраняться как товарные знаки;
 права на базу данных могут быть переданы по лицензионному со- глашению.
Мультимедийные произведения — совокупность произведений и исполнений в цифровой форме, находящихся на локальном материальном но- сителе (жестком диске, СD, DVD-дисках и др.), доступ к которым осуществля- ется в интерактивном режиме.
Цифровая природа мультимедийных произведений, идеально при- способленных к Интернету, в настоящее время делает их одним из наибо- лее распространенных видов произведений.
К особенностям мультимедийных произведений можно отнести следующее:
— интерактивный характер, т. е. пользователь является активным участником действий, предусмотренных создателем произведения;
—• мультимедийные произведения имеют дело с виртуальными ис- полнителями, с которыми не нужно заключать контракты и выплачивать гонорары.
Очень сложные правовые проблемы возникают при создании муль- тимедийных произведений, поскольку они, как правило, могут включать множество литературных, художественных, музыкальных, анимационных объектов. При этом от каждого правообладателя необходимо получить разрешение, чтобы включить его объект в создаваемое мультимедийное произведение.
Рассматриваемые произведения могут считаться не только само- стоятельным объектом охраны, но и рассматриваться как базы данных

52 или как аудиовизуальные произведения, поскольку по внутренней структуре мультимедийные произведения аналогичны базам данных, а по внешнему восприятию — аудиовизуальным произведениям.
Сетевые произведения — совокупность произведений, исполнений и иных объектов интеллектуальной собственности в цифровой форме, находя- щихся на серверах, в компьютерных сетях, в том числе в Интернете, с возмож- ностью интерактивного доступа к ним с помощью компьютера, мобильного телефона, коммуникатора и т. д.
Сетевые произведения, размещенные на сайтах, в полной мере отве- чают признакам охраняемых авторским правом произведений. Они могут рассматриваться как разновидность мультимедийных произведений, до- ступная пользователю в режиме реального времени.
В последнее время появилось несколько новых видов сетевых произ- ведений, наиболее заметными являются блоги и интернет-экциклопедии.
Блоги — дневники множества пользователей, размещенные на раз- личных сайтах и доступные любым пользователям. С точки зрения автор- ского права блоги являются охраняемыми объектами, эквивалентными со- ставным произведениям или базам данных.
В Республике Беларусь вопросы правовой охраны мультимедийных и сетевых произведений не получили четкого законодательного разреше- ния и урегулирования.
3.8. УПРАВЛЕНИЕ ИМУЩЕСТВЕННЫМИ ПРАВАМИ АВТОРОВ
И ИНЫХ ПРАВООБЛАДАТЕЛЕЙ НА КОЛЛЕКТИВНОЙ
ОСНОВЕ. НАЗНАЧЕНИЕ И ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ
КОЛЛЕКТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ
Коллективному управлению имущественными правами авторов и иных правообладателей в Законе об авторском праве и смежных правах посвящена только одна статья 42 « Коллективное управление имуществен- ными правами».
В соответствии с указанной статьей, в целях обеспечения имуще- ственных прав авторов, исполнителей, производителей фонограммы и иных обладателей авторского права и смежных прав в случаях, когда их трудно практически осуществить в индивидуальном порядке, могут созда- ваться организации, осуществляющие и охраняющие права указанных лиц на коллективной основе.
Суть системы коллективного управления заключается в том, что осуществление авторских и смежных прав правообладатели возлагают на организации, действующие от их имени и в их интересах. Организация коллективного управления действует на основе договоров с пользователя- ми (дискотеками, кинотеатрами, ресторанами, радиостанциями, вещатель-

53 ными организациями и др.), дает им разрешение на использование произ- ведений, охраняемых авторским правом, из имеющегося у нее репертуара на определенных условиях и за вознаграждение.
В функции организаций по коллективному управлению имуществен- ными правами, как правило входят:
1. Отслеживание использования произведений правообладателей.
2. Ведение переговоров с правообладателями и возможными пользо- вателями и заключение договоров.
3. Выдача лицензий пользователям на определенных условиях и за соответствующее вознаграждение.
4. Сбор вознаграждения и распределения его между правообладателями.
Система коллективного управления является наиболее рациональной и сравнительно дешевой.
Одной из авторитетных международных организаций, объединяю- щей авторско-правовые организации большинства стран мира является
Международная конфедерация авторов и композиторов (СИЗАК).
В настоящее время в Республике Беларусь в сфере коллективного управления имущественными правами авторов и иных правообладателей действует только одна организация — государственное учреждение
«Национальный центр интеллектуальной собственности».
Назначение коллективного управления — обеспечить реализа- цию имущественных прав авторов и иных правообладателей в тех сферах, где осуществить указанные права в индивидуальном порядке не представляется возможным либо является достаточно затрудни- тельным; в театрально-зрелищной сфере, сфере радиовещания и др.
К принципам коллективного управления имущественными правами авторов и иных правообладателей относятся:
— некоммерческий характер деятельности по коллективному управлению;
— имущественными правами авторов и иных правообладателей;
— доминирование интересов авторов и иных правообладателей а также пользователей при осуществлении такой деятельности организацией по коллективному управлению имущественными правами авторов и иных правообладателей;
— контроль над деятельностью организации по коллективному управлению со стороны авторов и иных правообладателей, а также пользо- вателей и государства в лице его уполномоченных органов;
— обеспечение равных условий использования произведений и объ- ектов смежных прав пользователям одной категории;
— обеспечение равных условий реализации имущественных прав ав- торов и обладателей смежных прав одной категории;

54
— гарантирование справедливого вознаграждения авторам и иным правообладателям за использование принадлежащих им объек- тов; авторского права и смежных прав.
САМОКОНТРОЛЬ УСВОЕНИЯ ТЕМЫ
Контрольные вопросы темы
1. В чем заключается смежное право?
2. Какими правами обладают исполнители и производители фоно- грамм, телепередач?
3. Какими личными неимущественными правами обладает исполнитель?
4. Обладают ли личными неимущественными правами производи- тель фонограммы и организация эфирного (кабельного) вещания? Как вы думаете, почему?
5. В течение, какого срока действуют имущественные права субъек- тов смежных прав? С какого момента?
6. Каковы функции организаций по коллективному управлению имущественными правами?
ТЕСТОВЫЙ КОНТРОЛЬ
1. Смежные права связаны с:
Варианты ответа:
а) авторским правом; б) патентным правом; в) правом собственности; г) обязательственным правом.
2. Объектами смежных прав являются:
Варианты ответа:
а) фольклор; б) запись исполнения музыкального произведения; в) аудиовизуальное произведение; г) исполнительская деятельность; д) передача организации эфирного (кабельного) вещания.
3. Фонограмма — это:
Варианты ответа:
а) любая исключительно звуковая запись исполнений или иных звуков либо отображений звуков в том числе запись звуков, включен- ная в аудиовизуальное произведение;

55 б) любая исключительно звуковая запись исполнений или иных зву- ков либо отображений звуков средствами фонографа; в) любая исключительно звуковая запись исполнений или иных звуков ли- бо отображений звуков, за исключением записи звуков включенной в аудиови- зуальное произведение.
4. Передача организации эфирного (кабельного) вещании — это:
Варианты ответа:
а) произведение передаваемое в эфир или по кабелю; б) электромагнитный сигнал, составленный и преобразованный ор- ганизацией вещания, передаваемый в эфир или по кабелю; в) исполнение, передаваемое в эфир или по кабелю; г) фонограмма передаваемая в эфир или по кабелю.
5. Субъектами смежных прав являются:
Варианты ответа:
а) организация эфирного (кабельного) вещания; б) изобретатель; в) автор; г) исполнитель; д) производитель фонограммы.
6. Производителем фонограммы признается:
Варианты ответа:
а) физическое лицо, творческим трудом которого создана фонограмма; б) организация в штате которой состоят физические лица, творче- ским трудом которых создана фонограмма; в) физическое или юридическое лицо, взявшее на себя инициативу и ответственность за первую звуковую запись какого-либо исполнения или иных звуков.
7. Для возникновения смежных прав:
Варианты ответа:
а) необходимо произвести их регистрацию в уполномоченном госу- дарственном органе; б) достаточно удостоверить у нотариуса факт создания объекта смежных прав; в) следует пройти экспертизу и получить документ, удостоверяющий смежные права; г) формальности соблюдать не требуется.

56
8. Исполнитель при реализации своих прав:
Варианты ответа:
а) обязан соблюдать права автора исполняемого произведения; б) не обязан соблюдать права автора исполняемого произведения; в) обязан соблюдать права автора исполняемого произведения, если у него есть такая возможность.
9. Исполнителю принадлежат следующие права:
Варианты ответа:
а) право авторства на исполнение; б) право на имя; в) право на защиту репутации; г) ни одно из вышеназванных прав.
10. Производителю фонограммы принадлежат следующие права:
Варианты ответа:
а) право авторства на фонограмму; б) право на имя; в) право на защиту репутации; г) ни одно из вышеназванных прав.
11. Личные неимущественные права исполнителя охраняются:
Варианты ответа:
а) бессрочно; б) в течение 50 лет с момента первой записи исполнения; в) не охраняются; г) в течение жизни исполнителя и еще 50 лет после его смерти.
12. Имущественные права исполнителя охраняются:
Варианты ответа:
а) в течение 50 лет с момента первого исполнения; б) в течение 50 лет с момента первой записи исполнения; в) в течение 50 лет с момента начала осуществления профессио- нальной деятельности; г) бессрочно.
13. Имущественные права производителя фонограммы дей-
ствуют:
Варианты ответа:
а) в течение 50 лет после первого опубликования фонограммы; б) в течение 50 лет после первой записи фонограммы, если она не была опубликована в течение этого срока;

57 в) бессрочно; г) в течение 50 лет с момента первого воспроизведения фонограммы.
14. Срок охраны имущественных смежных прав исчисляется, начиная:
Варианты ответа:
а) со дня, следующего за днем, в котором имел место юридический факт, являющимся основанием для начала отсчета срока; б) с 1 числа месяца, следующего за месяцем, в котором имел место юридический факт, являющийся основанием для начала отсчета срока; в) с 1 января года, следующего за годом, в котором имел место юри- дический факт, являющийся основанием для начала отсчета срока.
15. Имущественные права исполнителя, производителя фоно-
граммы, организации эфирного (кабельного) вещании передаются для
использования по:
Варианты ответа:
а) устному соглашению; б) письменному договору с обязательной государственной регистра- цией в уполномоченном государственном органе; в) письменному договору; г) нотариально удостоверенному договору.
16. К наследникам исполнителя, производителя фонограммы, ор-
ганизации эфирного (кабельного) вещания переходят:
Варианты ответа:
а) право разрешать использование соответствующего объекта смеж- ных прав; б) право на защиту репутации; в) ни одно из вышеназванных прав.
17. Управление имущественными правами авторов на кол-
лективной основе — это:
Варианты ответа:
а) управление собственностью авторов путем создания товарищества сособственников; б) осуществление и охрана специальными организациями прав авторов в случаях, когда авторы не обладают необходимой дееспособностью для реали- зации своих прав; в) осуществление и охрана специальными организациями имуще- ственных прав авторов в случаях, когда указанные права трудно практиче- ски осуществить в индивидуальном порядке.

58
18. К функциям организаций по коллективному управлению пра-
вами авторов и обладателей смежных прав относят следующие:
Варианты ответа:
а) оказание авторам юридической помощи; б) регистрация объектов авторского права и смежных прав; в) заключение авторских договоров; г) согласование с пользователями размеров авторского вознаграждения; д) защита интересов авторов и обладателей смежных прав в суде; е) распределение собранного вознаграждения между авторами и об- ладателями смежных прав.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15


написать администратору сайта