Главная страница

Учебнометодическое пособие по дисциплине сапр в архитектуре и строительстве для бакалавров направлений подготовки 270100 Архитектура, 270200 Реставрация и реконструкция архитектурного наследия


Скачать 2.71 Mb.
НазваниеУчебнометодическое пособие по дисциплине сапр в архитектуре и строительстве для бакалавров направлений подготовки 270100 Архитектура, 270200 Реставрация и реконструкция архитектурного наследия
Дата08.05.2023
Размер2.71 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаSketchUp.pdf
ТипУчебно-методическое пособие
#1114261
страница4 из 8
1   2   3   4   5   6   7   8
Hide». Используем пункт меню
«View» > «Hidden Geometry» (Вид > Скрытая геометрия) - скрытые построения будут показаны («проявятся») в сцене в «пунктирно-сеточном» виде. После этого, понятно, нужные объекты легко выбрать, сделать
«нормально видимыми» опцией «Unhide», и снова выключить показ скрытой геометрии (рис. 17).
Рис. 17
Вспомогательный инструмент «Tape Measure» (рулетка)
Начнем знакомство с этой новой группой инструментов - открываем меню«View» > «Toolbars», включаем показ (ставим галочку) на пункте
«Constrution» (Конструкционные) - блок их кнопок добавляется в основную панель инструментов.
Назначение и принцип действия инструмента «рулетка» понятны из названия - с его помощью измеряются линейные расстояния между любыми двумя точками в пространстве сцены и выполняются разметочные операции.
«Рулетка» работает (вытягивается) в любых направлениях, но чаще всего, что понятно, применяется либо в плоскостях планов осей, либо
«ведет отсчет» от линий осей и ребер объектов. Если начинаем
«вытягивание ленты» рулетки от конечной точки линии, ребра (или точки начала осей –«origin»), то по завершении опции создается«Guide Point»
(Опорная точка, точка разметки); если начинаем от любой другой
(промежуточной) точки на линии, ребре (или на любой оси) –«Guide Line»
(Опорная линия, линия разметки) бесконечной длины (рис. 18).

30
Рис. 18
Разметочные элементы обеспечивают высокую точность построений за счет эффекта «привязки» к ним других элементов построений, а поэтому с их помощью удобнее (а иногда это и единственная возможность) точно создать элемент или произвести модификации ребер и поверхностей, вместо того, чтобы пытаться «вылавливать» мышкой нужное расстояние или точку.
Можно использовать«Рулетку» в роли полного аналога реального инструмента, т.е. только для замера расстояния без создания разметочных линий (точек). Для этого в качестве переключателя используем попеременное нажатие клавиши«Ctrl» (значок «+» у курсора снимается).
Еще одна очень полезная функция инструмента - способность масшта- бирования целиком сцены или отдельного элемента.
Как это работает? Выбираем ребро объекта, которое должно иметь в итоге определенную известную длину, и отмеряем«Рулеткой» расстояние от одной его конечной точки до другой. Далее вместо фактического значения длины ребра в панели«Measurements» (Измеритель) вводим свое (необходимое), и после нажатия«Enter» появится окошко с запросом о том, хотим ли действительно изменить размер? Необходимо выбрать один из вариантов:
- для всех объектов сцены:«Do you wanttoresize the model?»;
- для редактируемых групп (компонентов):«Do you want to resize the
active group or component?».
После подтверждения объекты будут пропорционально отмасштабированы, исходя из назначенной величины.
Protractor (Транспортир)
Назначение и принцип действия«Транспортира»также понятны из названия - с его помощью измеряются угловые величины. Инструмент является составной часть инструмента «Rotate», который изучен достаточно подробно.
В рамках нашей текущей темы остается только добавить, что
«Транспортир» можно использовать и в «чистом» виде, как отдельный

31 механизм измерения и разметки. При этом он работает практически аналогично первому рассмотренному измерительному инструменту -
«Tape Measure» (рулетка), естественно, только в угловых измерениях и единицах.
Кроме измерения углов, инструмент также создает«Guide Line»
(Опорные линии) из сторон этих углов.«Транспортир» может также размещаться либо на планах осей (и «вести отсчет» от осей), либо на поверхностях объектов, принимая соответствующую плоскость ориентации. Можно зафиксировать эту ориентацию, нажав и удерживая клавишу«Shift», что дает возможность переместить«Транспортир» в другое место в том же положении.
Для построения«Guide Line» (опорной линии) после выбора инструмента:
1. Помещаем курсор в нужное место и первым кликом показываем точку центра вращения - вершину отмеряемого угла.
2. Вращая рулетку, кликаем второй раз для определения положения первой линии разметки (одной стороны угла) на оси, поверхности или ребре объекта.
3. Вращая «рулетку», кликаем третий раз для определения положения второй линии разметки (второй стороны угла) в нужной финальной точке, которая остается в сцене, как опорная линия. Видим также динамический контроль за замеряемым углом в панели«Measurements» (Измеритель) с возможностью ввода своего значения в градусах (или коэффициенте уклона) после начала или фазу после завершения измерения.
В итоге направляющие - стороны угла остаются в сцене. Можно отключить их установленное по умолчанию появление, кликнув«Ctrl»
(аналогично этой же опции у«Рулетки»).
Axes (Оси)
Назначение инструмента – перемещение или переориентация основных осей сцены. Потребность в такой опции может возникнуть при работе с элементами, рисование или модификации которых должны происходить под углом к направлениям основных осей (рис. 19).
Рис. 19

32
Выполнить переориентацию осей можно следующим образом:
1. Включаем кнопку«Axes» (Оси) и помещаем курсор в виде символа из отрезков трех цветов в сцену. Как видим, при этом ориентация отрезков символа соответствует ориентации осей сцены по умолчанию. Кликаем курсором, например, в угол грани, обозначая новую точку «Origin» - начала координат.
2. Тянем курсор (разворачиваем «тройник» осей) вдоль одного из ребер – обозначаем направление красной оси и кликом фиксируем его.
Тянем курсор вдоль ребра, перпендикулярного первому (поворачиваем зеленую ось) – обозначаем направление зеленой оси и кликом фиксируем его, после чего синяя ось автоматически сориентируется перпендикулярно красно-зеленой плоскости. В итоге получаем новую ориентацию системы осей сцены.
После завершения нужных действий можно легко вернуть стандартную ориентацию сцены – кликнуть провой кнопкой мыши на любой из осей и в контекстном меню выбрать пункт «Reset»
(Переустановить).
В том же контекстном меню на любой из осей выбираем пункт
«Move» (Переместить) - появляется диалоговое окно«Move Sketching
Context», в котором можно ввести числовые параметры изменения положения(Move) и ориентации (Rotate) каждой из осей.
Но и это не все - существует еще один, намного более быстрый и удобный механизм переориентации осей - в контекстном меню нужной поверхности объекта выбираем пункт «Align Axes» (Выровнять оси) - основные оси сцены (планы осей) устанавливаются по текущей выбранной поверхности. И последняя деталь - опции переориентации осей не влияют на «землю» в механизмах построения теней на земле и показа эффектов визуализации «земли и неба».
Dimension (Размер)
Этот инструмент используется для установки размерных элементов
образмеривания») объектов сцены, что характерно для проектных материалов.
Прежде всего, разберемся с настройками по умолчанию для текущего проекта, которые назначаются через диалоговое окно«Window» (Окно) >
«Model Info» (Информация по сцене) > «Dimension» (Размеры) (рис. 20):
Text» (Tекст)- кнопка«Fonts…» открывает дополнительное окно выбора шрифта - любого из установленных в системе;
- «Leader Line» (Указатель) - варианты оформления размерных линий и «засечек»;

33
Рис. 20
- «Dimention» (Размер) - варианты положения размерного числа
Align to screen» - выравнивание в плоскости экрана; «Align to dimension
line» - здесь доступны три варианта положения размерного числа:«Above» - над размерной линией, «Centered» - по центру размерной линии,
«Outside» - под размерной линией));
- «Select all dimension» - выбрать все размеры в сцене;
- «Update selected dimension»- изменить все размеры в сцене;
- «Expert dimension settings» - дополнительные настройки («Show
radius/diam prefix» - показ/скрытие префикса радиуса/диаметра; «Hide
when foreshortened» -скрывать в ракурсе; «Hide when too small» - скрывать очень мелкие; «Hightlight non-associated dimensions» - подсвечивать размеры, не связанные с объектами).
Почти все опции редактирования размерных элементов доступны также и в сцене через пункты их контекстных меню, в том числе большинство - через диалоговое окно«Entity Info» (Информация по
объекту).
Для установки размеров: кликаем кнопку «Dimension» > кликаем в стартовой точке > перемещаем курсор вдоль измеряемого элемента > кликаем в конечнойточке > перемещаем курсор по плоскости, в которой хотим видеть размер > кликаем для завершения опции.

34
Рис. 21
Можно строить размерные элементы, указывающие длину, радиус, диаметр, координату, площадь объекта (рис. 21). Для примера, можно поменять размерное представление уже замеренных величин - диаметр в радиус, а радиус в диаметр. Для этого делаем контекстный клик на размерном элементе, например, радиуса и выбираем пункт контекстного меню
«Туре» (Тип) > «Diameter» (Диаметр) - его величина и обозначение изменятся на диаметр. Аналогично выполняется обратная замена - диаметр в радиус.
Text (Текст)
Этот инструмент используется для вставки текстовой информации в сцену - любых поясняющих и прочих надписей.
Текст создается с использованием настроек, которые назначаются в диалоговом окне «Window» (Окно) > «Model Info» (Информация по
сцене) > «Text» (Текст). Как видим, это окно очень похоже на предыдущее (Dimensions)и по устройству, и по аналогичным функциям.
ВSketchUp текст представлен двумя типами:«Screen Text»
(Экранный) и«Leader Text» (Выносной), настройки, которых и видим на соответствующих панелях диалогового окна (рис. 22).
Рис. 22

35
«Screen Text» (Экранный) - отличается от«Выносного» текста отсутствием выносных линий (привязок к элементам построений), и главное - он совершенно независим от объектов сцены, но
«привязывается» к определенному месту на экране.
Для создания такого текста:кликаем кнопку инструмента (курсор меняется на его изображение с текстовым полем) >кликаем курсоромв любом месте экрана, обозначая место ею размещения, - в «затененном» текстовом поле автоматически появляется слово«Text», готовое к редактированию («переписываем» нужный текст) >кликаем третий раз в стороне для завершения опции. Остальные опции аналогичны выносному типу.
«Leader Text» (Выносной) - содержит надпись (текст) и выносные линии, которые прикрепляют его к выбранным элементам. По своему
«поведению» этот вариант - почти полный аналог«Размеров».
Для создания такого текста: кликаем кнопку инструмента (курсор меняется на его изображение с текстовым полем) >кликаем курсором на выбранном элементе объекта (поверхности или ребре), обозначая конечную точку выносной линии > перемещаем курсор в нужное положение на экране, кликаем второй раз для фиксации положения вынос- ки > кликаем третий разв стороне для завершения опции. Если хотим сразу ввести нужный текст, набираем его на клавиатуре на предпоследнем шаге - текст «переписывает» содержимое в «затененном» текстовом поле.
Если ничего не вводим, в тестовом поле автоматически по умолчанию выводится некая информация (в зависимости от характера элемента, от которого делается выноска): от поверхностей - их площадь, от одиночных линий - длина, от конечных точек линий и ребер - координаты, от групп и компонентов - имя.
Отредактировать текстовое содержание выноски можно и позже в любой момент - делаем в текстовом поледвойной клик (или из контекстного меню выбираем опцию«Edit Text» - редактировать текст)
> выделяем весь текст > набираем свой текст > кликаем еще разв стороне для завершения опции.
3D Text (3D-Tекст)
Этот инструмент разработчики включили в блок с конструкционными инструментами, пожалуй, только из соображений, что он, как и
«Dimensions» (Размер) и «Text» (Текст) использует установленные в системе шрифты. Принцип его работы прост - он позволяет создавать из набранного текста 3D-объект. Понятно, что потребность в нем возникает значительно реже, чем в остальных конструкционных инструментах, но для некоторых проектов (скажем, для дизайна наружной рекламы) такая возможность очень практична.

36
Для создания объемного текста нажимаем кнопку«3D Text» - открывается диалоговое окно опции. Набираемый текст отображается в текстовом поле, ниже в окошках параметров настраиваем вид шрифта
(шрифт, начертание и т.д.) - они будут сохранены и откроются при следующем применении инструмента.
«Form/Filled» - переключатель между двумя возможными вариантами: создание ЗD-объекта или 2D-плоской фигуры - контура текста.
«Extruded» - переключатель выдавливания текста заданной величины в линейных единицах измерений проекта. Выключение предыдущего переключателя«Form/Filled» делает невозможным применение этой опции, что понятно.
«Place» - закрывает диалоговое окно, после чего требуется указать место в сцене и кликнул» в нем курсором - сюда и будет помещен этот новый объект. С этого момента редактирование текста как шрифта становится невозможным, так как он превращается в обычный объект
SketchUp, точнее группу, с которой возможны все опции, доступные для любых других ЗD-объектов.
Работа с группами. Компоненты (Groups and components)
Group (группа)
Задачу создания «физически полноценного» объекта решает важнейшая опция SketchUp - «Make Group» (Создать группу). Группа представляет собой связанную в единое целое комбинацию любых (в т.ч. по расположению в сцене) элементов построений, которые с момента группировки воспринимаются программой как один объект (рис. 23). Т.е. для его выбора достаточен один клик инструментом«Select»(Выбор) на любом из ее элементов, частей. Главное ее отличие от простого набора отдельных элементов и главное преимущество заключается в том, что с момента группировки не только «рождается» единый объект, но он еще и
«физически» отделяется (!) от остальных элементов модели. Очевидно, что намного проще (особенно в сложной сцене), работать с группами- объектами, чем с разрозненными ребрами и поверхностями - начиная с опций выбора и заканчивая любыми другими действиями с ними.
Группа создается выбором нужных элементов (объектов) и применением команды меню«Edit» > «Маке Group» («Редактирование»
> «Создать группу») или аналогичной - из контекстного меню выбранного объекта.

37
Рис. 23
Обратная опция (разрыв группы) доступна из меню«Edit» > «Group»
> «Explode» («Редактирование» > «Группа» > «Расчленить») или из аналогичного пункта контекстного меню ранее созданной группы.
Для редактирования группы необходимо выделить группу, и сделать на ней двойной клик (все остальные объекты при этом становятся серыми).
После этого произвести в группе необходимые модификации. Для завершения редактирования кликнуть вне группы, на пустом месте рабочего поля.
Для добавления новых элементов в группу необходимо создать новый элемент внутри группы или воспользоваться командами буфера обмена
(скопировать объект извне и вставить его внутри группы).
Вся информация о группах, перечисленная выше, так же относится к другому «родственному» механизму - компонентам (components), которые фактически являются продвинутой модификацией«Групп», т.е. обладают всеми теми же свойствами и возможностями, плюс - своими специфическими (см. ниже).
Lock (Блокировка) группы
После создания группы в контекстном меню появляется этот, присущий только группам (и компонентам), пункт. Смысл его очевиден - до применения обратной команды«Unlock» (Снятие блокировки), объект
«закрыт, защищен» от всех видов выбора и редактирования, что обозначается изменением цвета линий его габарита на красный.
Назначение такой функции и удобство применения в некоторых ситуациях для защиты объектов от случайных «повреждений» применяется в практике очень часто.
Все остальные операции применяются к группе так же, как и к отдельным объектам.

38
Component (Компонент)
Для создания компонента необходимо выделить объект (объекты) и воспользоваться командой «Make Component» из главного меню «Edit»
(та же команда есть в панели инструментов и в контекстном меню).
Открывается диалоговое окно «Create Component», в котором (рис. 24):
Рис. 24
- «Name» - имя компонента;
- «Description» - текстовое описание компонента;
- «Aligment» - выравнивание («Glue to» - Приклеить к) - назначение принудительной ориентации поверхности компонента; «Set Component
Axes» (Установить оси компонента) - назначение индивидуальных осей компоненту, не связанных с осями основной сцены; «Cut Opening»
(Поместить с вырезанием) - вырезание сквозного проема в поверхности под компонент; «Always face camera» (Всегда лицом к камере) - плоскость компонента будет всегда перпендикулярна линии камеры;
«Shadows face sun» (Тень от лица) - форма тени от плоского компонента не меняется и не зависит от точки зрения и освещения;
- «Replace Selected» (Заменить выбранное) - заменяет компоненты в сцене на компоненты, выбранные в браузере «
1   2   3   4   5   6   7   8


написать администратору сайта