Главная страница

Учебнометодическое пособие по дисциплине сапр в архитектуре и строительстве для бакалавров направлений подготовки 270100 Архитектура, 270200 Реставрация и реконструкция архитектурного наследия


Скачать 2.71 Mb.
НазваниеУчебнометодическое пособие по дисциплине сапр в архитектуре и строительстве для бакалавров направлений подготовки 270100 Архитектура, 270200 Реставрация и реконструкция архитектурного наследия
Дата08.05.2023
Размер2.71 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаSketchUp.pdf
ТипУчебно-методическое пособие
#1114261
страница7 из 8
1   2   3   4   5   6   7   8
Axes Origin) синей, красной и зеленой осей;
2 - линия горизонта желтого цвета;
3 - точки схода перспективы на пересечении линии горизонта с красной (красный квадратик) и зеленой осями (зеленый квадратик);
4 , 5 - перспективные направляющие для красных и зеленых осей.

61
Видим также красную и синюю «сетки» (в этом примере) - это вспомогательная разметка, варианты, отображения которой настраиваются в разделе«Grid» (Сетка) диалогового окна. Можете попробовать разные сочетания этих настроек, однако надо сказать, что никакой особой пользы от этой разметки нет, так что можно просто включить пункт «Auto» вместо
«On» - показ сетки будет отключен. Заметим только, что пунктом
«Spacing» можно менять размер ячеек сетки.
Следующий шаг - установка осей всоответствии с фото.
Начинаем с точки начала осей(1) - перетягиваем ее в какую-либо ближнюю характерную точку объекта. Здесь за исходную точку принят ближний нижний угол фасада - почему, будет ясно дальше (рис. 50).
Рис. 50
Далее выставляем две перспективные направляющие для зеленой оси
(4) и две - для красной (5). Для этого просто перетягиваем их (за любую точку на пунктирной линии) в нужное место и выравниваем точно за конечные «захваты» - квадратики соответствующих цветов. Здесь использованы характерные горизонтальные линии «левого» и «правого» фасадов. Заметим, что при перемещении направляющих перемещается по высоте и линия горизонта (2), а также может отклоняться от вертикали и синяя ось. В итоге, если все сделано правильно (и на «правильном» фото), получаем корректный результат: соответствие положения осей, линии горизонта (и точек схода на ней) и строго вертикальное положение синей оси... и завершаем опцию (сохраняем настроенную сцену) кликом за пределами фото. Завершить опцию можно также пунктом«Done» в диалоговом окне. На этом этапе очень важны точность и аккуратность - не торопимся, добиваясь оптимального результата.
Обращаем внимание, что в этом режиме доступны только некоторые инструменты камеры: на панели инструментов - кнопки«Zoom Exentns» и
«Previous», «Next», а также зуммирования и панорамирования средней кнопкой мышки. И это понятно, ведь на самом деле в сеансе«Match

62
Photo» мы работаем только с камерой и в 2D-пространстве фотографии.
Если сразу после завершения настроек попробовать повернуть камеру
(Orbit), - все исчезнет! Это тоже объяснимо - мы вышли в стандартное трехмерное пространство моделированияSketchUp,в котором пока пусто
(ничего не построено). Ну а для возврата в сеанс«Match Photo», факти- чески в его сохраненную сцену - просто кликаем на панели-заголовке.
После этого оси рабочего пространства сами плавно переместятся в настроенное (сохраненное) предыдущими опциями«Match Photo» положение.
Размещение модели на «фотосцене»
Этот, вариант применения опций совмещения с фото имеет безусловную практическую ценность. Типичный пример - размещение модели проектируемого здания на реально существующем ландшафте
(в окружении).
Здесь начало работы совершенно аналогично первому варианту - в новый файл загружаем фото и производим уже рассмотренные настройки камеры (осей сцены).
Далее в подготовленную сцену требуется загрузить готовую модель
(файлSketchUp),которая при установке автоматически развернется по осям сцены«Match Photo». Это можно сделать несколькими способами:
1. Открыть еще один файл с моделью и через буфер обмена («Edit» >
«Copy» > «Paste»)и поместить ее (указав место) в сцене«Match Photo».
2. Импортировать модель:«File» > «Import» - и поместить ее (указав место) в сцене«Match Photo». Или, что аналогично, просто «перетащить» файл модели из «Проводника» в сцену.
И еще - можно получить тот же итог, не создавая предварительно новый, отдельный файл со сценой«Match Photo». Для этого загружаем и настраиваем опции фото непосредственно в самом файле модели теми же, что и рассмотрены выше, шагам. Можно также для удобства работы с настройками осей временно включать/отключать видимость модели переключателем«Model» в диалоговом окне (рис. 51).
Рис. 51

63
Как видим, помещенная модель (здесь для наглядности «поставлено» несколько экземпляров одной и той же) вполне достоверно «вписывается в пейзаж», точнее в «пространство» на фото.
Если мы обнаруживаем, что отсутствуют падающие тени на «земле» то, скорее всего, «земля» оказалась выше линии горизонта, а падающие тени всегда «ложатся» на план красно-зеленых осей. Решаем проблему просто - входим в редактирование«Match Photo», опускаем«Origin»
ниже линии горизонта и совмещаем этот уровень с низом модели - тени появились! Заметим, что перемещение«Origin»никак не влияет на настройки перспективных направляющих (то есть камеры)! Конечно, и тениSketchUp далеки от реалистичности, но, подобрав для них подходящий цветовой тон«Background» или«Ground» в диалоговом окне«Styles» > «Edit», можно добиться вполне приемлемого результата.
Освещение модели в сцене
Очевидно, что управление освещением, особенно большую роль играет на этапе финальной «отделки, подачи» проекта, добавляя ему привлекательность и реалистичность. И вроде бы логично на этапе рабочего моделирования обойтись без них, поскольку тени - один из самых
«тяжелых» факторов при визуализации, который особенно явно проявляется с усложнением модели. В то же время тени на «рабочем» этапе построений помогают легче визуально воспринимать объемы 3D- объектов, а значит, легче ориентироваться в трехмерном пространстве сцены.
Подчеркнем, что вSketchUp собственно освещение как бы вторично, и представлено только как источник образования«Shadows» (Теней). При этом доступен только один источник теней (точнее - света, который их и создает) - имитация естественного солнечного освещения. Причем этот механизм базируется на реальном географическом положении модели
(геолокации) в сочетании с временными (дата, день, час) параметрами - эта отдельная большая тема, которая будет рассмотрена позже.
Однако из этого следует одно существенное ограничениеSketchUp - внутри закрытых объемов (типично - в интерьерах помещения) невозможно достоверно отобразить тени... Или по-другому - для таких задач требуются независимые точечные источники света (светильники, люстры и т.п.), но никакого механизма их имитации вSketchUp не предус- мотрено.

64
Итак, открываем меню«View» (Вид) > «Toolbars» (Панели) >
«Shadows» (Тени) - блок кнопок необходимых инструментов становится на свое место в верхней панели инструментов (рис. 52).
Рис. 52
Панель предназначена для быстрого доступа к самым часто используемым настройкам теней. Начнем со второй кнопки слева –
«Show/Hide Shadows» - это главный переключатель общего «Вкл/Выкл» показа теней в сцене.
Здесь же дублируется часть параметров, представленных в основном диалоговом окне управления тенями«Shadows Setting» (Настройки
теней), которое открывается крайней левой кнопкой панели инструментов, или через меню«Window» (Окно) > «Shadows» (Тени) (рис. 53):
Рис. 53
Кнопка в верхнем левом углу - тот же общий выключатель теней
«Show/Hide Shadows» («Вкл/Выкл» тени). Окошко (список) правее с загадочным текстом связано сгеолокацией, т.е. привязкой модели к реаль-

65 ному географическому местоположению. Ползунками ниже –«Time» и
«Date»назначаем время года, месяц и дату. Заметим только, что этими ползунками можем просто регулировать положение «солнца на небосво- де», а значит - характер (направление) теней, как нам требуется.
«Light» / «Dark» (Свет, Темнота) - ползунки, фактически регулирующие контрастность теней на освещенных и затененных частях сцены за счет изменения соотношения этих параметров.
Прежде чем перейти в нижнюю часть диалогового окна - небольшое отступление, поясняющее последующие параметры настройки. Тени в
SketchUp создаются двух типов: собственные (затенение поверхностей объектов) и падающие (от объектов на земле и на поверхностях соседних объектов). А поскольку вычислительная нагрузка на визуализацию от теней, как уже говорили, весьма значительна, предусмотрен очень продуманный и рациональный механизм их раздельного включения/выключения.
«Use sun for shading» (Использовать солнце для затенения) - переключатель, активирующий возможность использования и изменения настроек собственных теней поверхностей при выключенном солнечном освещении в сцене - т.е. без теней падающих. Эта опция и есть самый простой способ, пусть ограниченного по возможностям, но все-таки достаточно достоверного показа теней внутри закрытых объемов
(например, в интерьерах), поскольку из всех возможностей лишаемся только управления падающими тенями от прямого солнечного освещения.
Понятно, что в «помещении без окон» его и не может быть...
«Onface»(На поверхностях) - переключатель включения/выключения показа теней, падающих на поверхности от других объектов (рис.54).
Рис. 54
«Onground» (На земле) - переключатель включения/выключения показа теней, падающих на «землю» (рис. 55).

66
Рис. 55
«From edges» (От ребер) - переключатель включения/выключения показа падающих теней от линий - например, ребер без поверхностей (рис. 56).
Рис. 56
Кроме рассмотренных, доступен
«пообъектный» механизм управления тенями любых элементов построений и объектов через контекстные меню объектов в опции«Entity Info» (Информация по объекту).
Геолокация
Для начала необходимо в главном меню выбрать:«Window» >
«Preferences» > «Extensions» (Расширения)и включить пункт«Solar
North Toolbar» (Север). Далее требуется сделать еще один шаг - поместить панель управления этого модуля в интерфейс включением пункта меню«View» > «Toolbars» > «Solar North» (Север) (рис. 57).
Рис. 57

67
Итак, перед нами еще один дополнительный «солнечный» механизм, чаще востребованный в случае, когда не требуется абсолютно точная географическая и временная достоверность показа солнечного освещения.
Например, нужно только быстро изменить (повернуть) направление падающей тени в выгодное для представления сцены положение, поскольку не всегда удается получить требуемый результат только
«ползунками» диалогового окна«Shadows» (Тени).
Первая кнопка«Toggle North Arrow» (Направление на Север) - переключатель вкл/выкл постоянного показа в сцене (на «земле») направления на североранжевой линией.
Вторая кнопка«Set North Tool» (Инструмент указания Севера) - вызов в сцену и вращение в плоскости «земли» вектора этого направления.
Таким вращением можно быстро и удобно поменять характер тени.
Третья кнопка«Enter North Arrow» - вызов окошка ввода углового значения того же направления относительно «Севера» в градусах.
Нетрудно заметить, что значение равное нулю, совпадает с направлением зеленой оси.
Сцены (Scenes). Анимация (Animation)
Сцены
Так же, как и другие основные опции, и инструменты визуализации проекта, этотмеханизм эффективно работает и на стадии рабочего моделирования и на финальном, «презентационном» этапе. Суть механизма «Сцен» заключается в возможностисоздания, выбора, изменения и сохранения ряда последовательных «снимков» проекта с различной
«режиссурой» кадра - ракурсами (точками взгляда) и другими параметрами оформления.
Для сохранения «Сцены» (снимка) необходимо настроить подходящий ракурс и из главного меню выбрать «View» (Вид) >
«Animation» (Анимация) > «Add Scene» (Добавить сцену). После этого в верхнем левом углу рабочего поля появляется закладка «Scene 1»
(Сцена 1). Для сохранения другого ракурса команды повторить (рис. 58).
Рис. 58

68
После сохранения «Сцен» можно продолжать работать, менять ракурсы, редактировать любые объекты. Для возвращения к сохраненному виду (сцене) достаточно кликнуть на нужной закладке. Для редактирования сцены необходимо перейти на нее, затем внести необходимые изменения в ракурс и выбрать из главного меню «View»
(Вид) > «Animation» (Анимация) > «Update Scene» (Обновить сцену).
Для сохранения «Сцены» (видового кадра) в качестве растрового изображения из главного меню выбрать «File» (Файл) > «Export»
(Экспорт) > «2D Graphic» (2D графика). В появившемся окне «Export
2D Graphic» (Экспорт 2D графики) ввести имя файла, выбрать тип файла, а также нажав кнопку «Options...» (Опции), установить необходимое разрешение файла, далее нажать «Export».
Анимация - настройка параметров
Основной принцип создания анимации вSketchUp прост: фильм
«монтируется» из последовательного ряда созданных в проекте«Сцен»
(от первой - к последней), фактически «ключевых кадров» по терминологии видеоредакторов. Вторая принципиальная составляющая - механизм автоматического создания промежуточных «кадров» перехода от одной сцены к другой. Уточним, что под анимацией здесь и далее понимается именно «плавное, постепенное» изменение доступных для этой опции параметров. И наконец - результат можно сохранить
(экспортировать) в файл видеоформата«AVI».
Базовые, основные параметры механизма анимации в текущем проекте назначаются в диалоговом окне, которое открывается через меню
«Window» (Окно) > «Model Info» (Информация по модели) >
«Animation» (Анимация).Продолжительность презентации (фильма) зависит от количества«Сцен» в проекте и параметров перехода между ними (рис. 59):
Рис. 59

69
«Enable scene transitions» (Включить переход сцен) - вкл /выкл, эффекта плавного перехода между сценами за счет автоматического создания промежуточных «кадров». Окошко ниже служит для ввода продолжительности (фактически - скорости) перехода в секундах.
Очевидно, что число «0» аналогично по действию выключению этого пункта;
«SceneDelay» (Задержка сцен) - опция назначения (в секундах) времени демонстрации одной сцены, то есть фактически паузы между переходами от одной сцены к другой.
Для анимации доступны следующие объекты:
- управление позицией камеры;
- управление включением/выключением объектов;
- управление видимостью слоев;
- управление положением секущих плоскостей;
- управление визуальными стилями и эффектом тумана;
- управление настройками теней;
- управление модельными осями.
Для управления вышеперечисленными объектами в анимации существует диалоговое окно «Scenes» (Сцены), которое можно загрузить через главное меню «Window» (Окно) > «Scenes» (Сцены). Для каждой сцены можно индивидуально изменить набор параметров (рис. 60).
Рис. 60

70
В качестве примера разберем принцип анимации секущей плоскости.
Принцип действия такой анимации прост: в каждой из сцен показываем разные активные разрезы, и в итоге при проигрывании
«фильма» видим как бы плавный «проезд» от одного активного разреза до другого, от сцены к сцене. Разберем подробней, как это сделать, на примере тестового домика:
1. Создаем три разреза на разных уровнях от «земли» и три сцены.
2. В каждой из трех сцен включаем (делаем активным) один из трех разрезов и не забываем зафиксировать это в«Update»сцены. Кроме того, в сценах фиксируем настройки - должны быть включены«Display Section
Cuts» (Показать сечения)и выключены«Display Section Plans» (Показать
секущие плоскости).
3. Запускаем проигрывание анимации - видим плавный «подъем» разреза от одного положения до другого, как бы последовательное
«строительство» домика (рис. 61).
Рис. 61
Для предварительного просмотра анимации необходимо выбрать из главного меню «View» (Вид) > «Animation» (Анимация) > «Play»
(Проиграть).
Анимация - запись в файл
Итак, фильм создан, отлажен..., но пока доступен для просмотра только в самом SketchUp. Для записи (сохранения) анимации в видеоформат открываем меню«File» (Файл) > «Export» (Экспорт) >
«Animation» (Анимация), в открывшемся диалоговом окне«Export

71
Туре»(Формат экспорта) выбираем«Avi File (*.avi)» и вводим имя файла. Далее открываем окно настроек«Options» (Опции), где доступны для назначения (изменения) следующие параметры (рис. 62):
«Width/Height» (Ширина/Высота) - размеры кадра в пикселях.
Известно, что видеофайлы - одни из самых «тяжелых» цифровых форматов, и размеры кадра очень существенно влияют на «вес» файла, поэтому имеет смысл назначать минимально необходимые под конкретную задачу. Здесь по умолчанию «замкнута цепочка» кнопки сохранения пропорций - при изменении одного из измерений имиджа соответственно будет меняться и второе. В окошке правее можем выбрать один из вариантов стандартных пропорций видеокадра -
4:3 или 16:9. Если хотим отключить эту функцию, коротко кликаем на кнопке для
«разрыва цепочки» - при этом каждое из измерений становится возможным менять независимо друг от друга, то есть назначать свои габариты кадра. Однако этого лучше не делать, поскольку видеоформаты жестко стандартизированы по пропорциям кадра.
Рис. 62
«Frame Rate» (Показатель кадров)- выпадающий список выбора скорости записи/ воспроизведения - количества кадров в секунду(fps). Это ключевой фактор восприятия плавности движения в фильме, который определяется психофизиологией зрения - для обычного видео используется число 24, 25 или 30. Поскольку принятое число(
1   2   3   4   5   6   7   8


написать администратору сайта