Синтаксические нормы Синтаксические нормы –это правильное употребление слов и словосочетаний в предложениях.
Основные типы синтаксических ошибок
Тип ошибки
| Пояснение
| Пример
| Правильный
ответ
| 1. Нарушение
| а) выбор
| Молодые
| Молодые
| норм управления
| неправильного
| хоккеисты были
| хоккеисты были
|
| падежа в
| разочарованы в
| разочарованы
|
| словосочетании
| результате (п.п.)
| результатом
|
| с управлением
| первой встречи.
| первой встречи.
|
| б) выбор
| О (п.п.)
| На (п.п.)
| неправильного
| трудностях я
| трудностях я
| предлога в
| остановлюсь в
| остановлюсь в
| словосочетании
| дальнейшем
| дальнейшем
| с управлением
| своем
| своем
|
| выступлении.
| выступлении.
|
| в) соединение в
| Мы любим (что?)
| Мы любим свою
| одной
| и гордимся (чем?)
| страну и
| конструкции с
| своей страной. >
| гордимся ею.
| управлением
| Неправильно.
| Или: Мы
| слов, требующих
|
| гордимся своей
| разных падежей
|
| страной и любим
| при общем
|
| её.
| дополнении
|
|
| 2. Нарушение норм согласования:
| а) в роде
| выбор
| Бедная сирота
| Бедный сирота
|
| неправильной
| этот мальчик!
| этот мальчик!
|
| формы рода в
|
|
|
| словосочетании
|
|
|
| с согласованием
|
|
| б) в падеже
| выбор
| Мы вошли в
| Мы вошли в
|
| неправильной
| комнату (в.п.),
| комнату,
|
| формы числа в
| оклеенной (р.п.)
| оклеенную
|
| словосочетании
| обоями.
| обоями.
|
| с согласованием
|
|
| в) в числе
| выбор неправильной формы числа в словосочетании
с согласованием
| Загоревший (ед.ч.) брат и сестра вернулись из деревни.
| Загоревшие (мн.ч.) брат и сестра вернулись из деревни.
| 3. Нарушение порядка слов в
предложении
| Ненамеренная инверсия
| Женщина ищет работу с
загранпаспортом.
| Женщина с загранпаспортом
ищет работу.
| 4. Дублирование подлежащего
| Употребление личного местоимения в функции второго подлежащего (чаще в устной
речи)
| Книга, она стоит на полке. Яблоки, груши, сливы – они лежали в вазе.
| Книга стоит на полке. Яблоки, груши, сливы лежали в вазе.
| 5. Неправильное употребление деепричастного оборота.
| Деепричастный оборот не может быть употреблен:
выраженное им действие и действие,
выраженное сказуемым, относятся к
разным лицам
| Подходя к лесу, мне стало холодно.
Возвращаясь домой, меня застиг дождь.
| Подходя к лесу, я ощутил холод.
Или: Когда я подошел к лесу, мне стало холодно.
Возвращаясь домой, я попал под дождь. Или: Когда я возвращался домой, меня застиг дождь.
| 6. «Нанизывание» падежей
| Избыточное сочетание в одном предложении
одинаковых и
| Для решения вопроса повышения уровня
успеваемости
| Упростить конструкцию, заменить отглагольное
сущ. другой
|
| зависящих одна от другой
падежных форм, затрудняющих высказывания
| учащихся необходимо улучшить качество преподавания.
| формой или оборотом. Чтобы повысить уровень успеваемости учащихся, необходимо улучшить качество преподавания.
| 7. Употребление разнородных синтаксических конструкций в качестве однородных
| Не сочетаются как однородные члены предложения существительное и неопределенная форма глагола.
Не могут выступать в качестве однородных
синтаксических элементов причастный или деепричастный оборот и придаточное предложение.
| Я люблю гимнастику и плавать.
Картина, висящая на стене и которую нам подарил друг.
| Я люблю заниматься гимнастикой и плавать. Или:
Я люблю гимнастику и плавание.
Картину, висящую на стене, нам подарил друг. Или: Картина, которая висит на стене, была нам подарена другом.
| Тропы
Тропы
| Примеры
| Метафора– семантическое явление, вызванное наложением на прямое значение слова добавочного смысла, который у этого слова становится
главным в контексте произведения
| «Белых яблонь дым», «костер рябины красной», «половодье чувств» (С. Есенин); «сонное озеро города»; «взлетающий бубен
метели» (А. Блок)
| Олицетворение – наделение неодушевленных предметов признаками и свойствами живых
существ
| «отговорила роща золотая»
(С. Есенин)
| Эпитеты- образное определение (выраженное преимущественно прилагательным, но также наречием, существительным, числительным, глаголом), дающее дополнительную художественную характеристику предмета (явления) в виде скрытого
сравнения
| «чистое поле», «парус одинокий»
«Мармеладное настроение»,
«мотыльковое красота», «слезливое утро» (А.П. Чехов), «роща золотая»,
«березовый язык» (С. Есенин)
| Сравнение – сопоставление одного предмета с другим с целью
художественного описания первого
| луна в небе, как фонарь; туман стелется, словно молоко; пруд
сверкает, будто зеркало
| Гипербола– образное выражение, состоящее в преувеличении размеров, силы, красоты, значения описываемого
| «Я видывал, как она косит: что взмах – то готова копна» (Н. А. Некрасов); «рукою молнии ловил» (М.Ю. Лермонтов); «Мою любовь, широкую, как море, вместить не
могут жизни берега» (А. К. Толстой)
| Литота – троп, противоположный гиперболе – образное выражение, состоящее в преуменьшении размеров, силы, красоты, значения описываемого
| Дюймовочка, Мальчик-с-пальчик.
«Прелестный шпиц, не более напёрстка» (А. С. Грибоедов);
«мужичок с ноготок» (Н. А.
Некрасов)
| |