Учебновоспитательного процесса в формировании гармонично развитой личности Составители
Скачать 334.08 Kb.
|
Внеклассная работа как форма организации учебно-воспитательного процесса в формировании гармонично развитой личности Составители Мартынова Валерия Валентиновна – преподаватель по классу фортепиано, Новикова Надежда Николаевна – преподаватель по классу фортепиано, Хахулина Татьяна Викторовна – преподаватель по классу баяна. Содержание 1. Введение 2. Основная часть 3. Заключение 4. Список использованной литературы Введение В последнее десятилетие XX века в России существенно изменились условия деятельности учреждений дополнительного музыкально- художественного образования. Такие явления, как демографический спад, резкое уменьшение числа здоровых детей школьного возраста при общем увеличении учебной нагрузки в общеобразовательных школах, недооценка роли искусства как одного из важных средств формирования и развития личности, падение интереса родителей к музыкально-художественному образованию определили уменьшение числа детей, поступающих в школы искусств. Часто отсутствие конкурса вынуждает принимать в контингент учащихся практически всех желающих без учёта специальных способностей. 2 Преобразование общества на основе гуманизации и демократизации, захватив все сферы социальной жизни, вызвало глубокие перемены ив сфере образования. Повышается статус образованного, творчески мыслящего и высококультурного человека, как в производственных, таки внепроизводственных сферах. Это вызвано, прежде всего, тем, что изменились социальные и экономические отношения, появились новые прогрессивные технологии. Подобные изменения предъявляют к личности повышенные требования. Обществу нужны непросто специалисты, а высококультурные и высокообразованные личности. В русле новой образовательной стратегии, когда одной из важнейших признаётся задача создания условий для саморазвития и самореализации личности, изменилось отношение к музыкальному, творческому развитию учащихся. В работах учёных В.Н. Петрушина, Б.Т. Лихачёва, A.M. Матюшкина и других отмечается то обстоятельство, что успех развития общества зависит от количества людей, способных к творчеству, в том числе, к музыкальному творчеству, музыкально-творческой реализации возможностей человека. Талантливые, одаренные дети являются мощным ресурсом развития культуры Тамбовской области, способным раскрыть перед страной перспективы культурного и духовно-нравственного преображения. Работать с одаренными детьми нужно, так как от этого зависит будущее нашей страны, её престижна мировой арене. Поэтому, мы считаем необходимым говорить о различных формах образовательного процесса в системе дополнительного образования, способствующих формированию гармонично развитой личности. Детские музыкальные школы и детские школы искусств, как учреждения дополнительного образования, должны быть сориентированы на формирование у учащихся потребности в восприятии музыки, облагораживающей их внутренний мир. Вместе стем, развивая способность понимать язык музыки, ощущать её выразительность, школы искусств дают учащимся необходимые знания, умения, навыки, воспитывают интерес к музыкальному искусству, вкус, развивают музыкально-творческие способности. Таким образом, формируется 3 музыкальная, эстетическая культура учащихся, а они в свою очередь вносят частицу этой культуры в семью. Музыкальное развитие ребенка осуществляется не только в процессе учебной деятельности, но и во внеурочной, внеклассной и внешкольной работе. При правильном сочетании внеклассной и урочной работы обеспечивается большая гибкость и подвижность всей системы учебно-воспитательной деятельности в школе в целом. Внеклассная работа, тесно связанная с урочной, помогает учащимся увидеть истинные возможности музыкального образования и убеждает их в том, что они изучают музыку не для школы, а для жизни. Практика показывает, что и у начинающих педагогов детских музыкальных школ и школ искусств, и у педагогов с большим педагогическим стажем вызывают затруднения вопросы организации внеклассной и внешкольной работы с детьми. Возникает противоречие между современными требованиями и существующей практикой музыкального воспитания, так как организация внеучебной работы отстает от современных требований педагогической и социокультурной сферы. Возникшее противоречие выявило проблему в необходимости разработки новых форм внеклассной работы учреждений дополнительного образования. Всё это и предопределило актуальность темы. Основная часть Основные организационные принципы внеклассной работы 1. Принцип добровольности состоит в том, что учащиеся включаются во внеклассную работу по собственному желанию. Этот принцип имеет свою особенность ученик, который сам определил свое участие в томили другом виде внеклассной деятельности, берет на себя добровольное обязательство продолжать изучение предмета, что будет требовать от него дополнительных усилий. 4 2. Принцип массовости предусматривает активное участие во внеклассных мероприятиях наибольшего количества учащихся с разным уровнем владения предмета. 3. Принцип учета и развития индивидуальных особенностей и интересов учащихся предусматривает учет в контексте деятельности учащихся их собственного опыта, интересов, желаний, наклонностей, мировоззрения, эмоционально-чувственной сферы и статуса личности в коллективе. 4. Принцип связи внеклассной работы с уроками прежде всего, состоит в том, чтобы обеспечить единство практических, развивающих и воспитательных целей внеклассных занятий. Внеклассная работа базируется на владении учениками привычками и умениями, приобретенными на уроках, поэтому очень важно то, чтобы ученики наиболее полно использовали эти знания и умения вовремя внеклассного мероприятия. Вместе стем внеклассная работа может положительно влиять на учебную деятельность учащихся. Все вышеназванные принципы дополняют друг друга ив комплексе обеспечивают целенаправленное, последовательное, систематическое и вместе стем разностороннее влияние на формирование гармонично развитой личности. В педагогической практике внеклассной работы, проводимой в Мучкапской детской школе искусств, сложилось множество самых различных форм внеклассных занятий классные часы, конкурсы, педагогическая практика, вечера встречи с выпускниками, концерты-беседы, музыкально- литературные композиции, развлекательные программы, родительские собрания. Одной из форм организации внеклассной работы являются классные часы На первом классном часе, который проводится в школе в конце первой четверти, оглашается план работы на предстоящий учебный год, рассматриваются вопросы, касающиеся культуры поведения в разных 5 ситуациях. Мы знакомимся с первоклассниками, и старшеклассники для них исполняют свои любимые произведения, что является дополнительной мотивацией для юных музыкантов к изучению музыки. Следующие классные часы проводятся перед праздниками 23 февраля Богатырские забавы) и 8 Марта (Для вас играют джентльмены. На эти мероприятия мы приглашаем учащихся с других отделов. Девочки готовят праздничную программу для мальчиков, мальчики, в свою очередь, дарят свои музыкальные подарки девочкам. Создается творческая ситуация, способствующая раскрытию творческого потенциала учащихся, делающей невозможным обыденное отношение ученика к внеклассной деятельности. Развиваются коммуникативные потребности детей и подростков в общении со сверстниками. Очередной классный час мы проводим перед школьным конкурсом исполнительского мастерства. Из старшеклассников выбирается жюри. Дети исполняют свои программы, предваряя их кратким рассказом об исполняемых произведениях и их авторах. Каждое выступление обсуждается горячо и активно ребятами. В классе есть свой принцип сначала говорить о том, что хорошо, что понравилось, и на этом делать акцент. Слова плохо, не понравилось заменены формулировкой что пожелать. Поскольку такой классный час является одновременно генеральной репетицией перед конкурсом, ребята учатся вести себя на сцене и приобретают сценический опыт, заряжаются положительными эмоциями благодаря общей дружелюбной обстановке в классе, аплодисментам своих товарищей. Еще одной интересной формой творческого развития учащихся на внеклассных занятиях является так называемая педагогическая практика, когда старшие ученики занимаются с младшими. Такие занятия носят эпизодический характерно в любом случае это творческое общение приносит огромную пользу обеим сторонам. Старшие имеют возможность увидеть недостатки, присущие им самим, у младших товарищей, и попытаться преодолеть их. 6 Малыши же, порою, на замечания пусть старшего, но все же одноклассника, реагируют гораздо быстрее и охотнее, чем на замечания педагога. Один из основополагающих принципов внеклассной работы – связь поколений. Каждый год, в конце января, мы проводим вечера встречи с бывшими выпускниками Когда мы только начинали проводить эти встречи, мы обзванивали наших выпускников и приглашали их в школу, а сейчас уже сами выпускники звонят испрашивают, когда будет встреча, предлагают свою помощь. Обычно эти встречи проходят в форме капустника – Мое музыкальное детство, иногда – в форме викторины – «Татьянин день, КВН – Музыкальный фьюжн», когда создаются команды из преподавателей школы, окончивших школу в разное время, бывших выпускников и нынешних выпускников. Наши бывшие ученики, по их собственному признанию, ни на одной сцене не испытывают такого трепета и волнения, как в нашем зале, который помнит их первые шаги в музыке. Встречи проходят в очень теплой, дружелюбной атмосфере и заканчиваются обязательным чаепитием. Выпускники оставляют свои пожелания процветания и долголетия любимой школе в Визитной книге. Самыми волнующими, запоминающимися мероприятиями внеклассной работы являются выпускные вечера – Пока все дома, «Муз.ТВ», Вальс расставания и др. На официальной части обязательно присутствуют представители районной администрации, Отдела культуры. Торжественная часть – это непросто концерт, она связана традициями нашей школы, в её основе лежит развлекательная программа, где самое активное участие принимают все учащиеся школы, преподаватели, родители, выпускники. С приветствием выступают первоклассники, а выпускники передают им традиционную шкатулочку с напутствиями и пожеланиями малышами Скрипичный ключ, как путеводитель в мир музыки. Родители преподносят разнообразные сюрпризы – закладывают Аллею звезд для преподавателей, показывают кукольные спектакли на музыкальные темы, пекут шикарные торты. Повзрослевшие 7 дети, прощаясь со школой искусств, обещают не забывать года, проведенные здесь, не забывать яркие страницы своего детства. Ежегодно в школе проходят конкурсы исполнительского мастерства. Такие конкурсы всегда становятся интересным событием. Как пример – конкурс, посвященный 65-летию Победы – Кто сказал, что надо бросить песни на войне, проведенный на отделении народных инструментов. Вела конкурс бывшая выпускница, которая проникновенно и трогательно читала стихи о войне. В качестве жюри мы пригласили ветеранов ВОВ, в качестве слушателей - клуб пожилых людей Еще не вечер. Слушатели были очень активны и стали подпевать участникам выступлений, что привело их в необычайное воодушевление. Отлично показали себя не только признанные звезды, но итак называемые средние ученики, что, безусловно, повысило общий исполнительский уровень. Ветераны, вручавшие грамоты и памятные подарки участникам конкурса, поблагодарили детей задушевное исполнение их любимых песен, пожелали любить Отечество, сохранять культурное наследие. Этот конкурс способствовал воспитанию духовно - нравственных ценностей учащихся. Кроме того, конкурс – стимул не только для учеников, но и для их родителей, так как на конкурсном прослушивании все родители имеют возможность услышать своего ребенка в сравнении с другими детьми и сделать соответствующие выводы. По итогам конкурса, который проводится по возрастным группам, присуждаются призовые места. При этом члены жюри, в состав которого входят все педагоги отдела, стараются поощрить как можно большее число участников (особенно это касается младшей группы, тем самым стимулируя детей к дальнейшим занятиям. Интересно отметить, что уровень конкурса с каждым годом повышается, что сказывается ив том, что педагоги, сами того не замечая, оценивают выступления почти как на экзамене. Много лету нас зрела идея проведения концерта-беседы на тему Семейное музицирование. Совместное музицирование вообще очень сближает людей (об этом писал еще Л. Н. Толстой в «Крейцеровой сонате. А 8 в нашей жизни, с ее повседневной суетой, с постоянной заботой о хлебе насущном, радость совместного музицирования непременно должна сплотить семьи, сблизить интересы детей и родителей. Наконец, эта идея была осуществлена. Было проведено мероприятие Мама, папа, я – музыкальная семья. В этом мероприятии каждая семья постаралась как можно более полно раскрыть свой творческий потенциал. Кроме инструментов, звучали пение и стихи. Мамы, папы выступали в дуэтах и трио со своими детьми, аккомпанировали им на разных инструментах. Выступления принесли много положительных эмоций не только слушателям, но и самим исполнителям, которые выразили горячее желание продолжать подобную концертную деятельность. В этом году, на празднике Сердечко для мамочки вновь прозвучали семейные дуэты. Внеклассная и концертная работа тесно связаны и неотделимы друг от друга, поэтому представляется целесообразным объединить их в один раздел. На протяжении всех лет своего существования наша школа ведет активную концертную деятельность, что способствует воспитанию гармонически развитой личности музыканта-исполнителя. Очень важно, что юные музыканты, буквально с первых шагов в музыке привлекаются к участию в ансамблях (в основном, на шумовых инструментах. Таким образом, они выходят выступать, не успев, в силу незначительного возраста, познать страх сцены, что в дальнейшем очень помогает в воспитании и укреплении сценической воли. Концертная деятельность наших учеников насыщенна и разнообразна. В школе проходят тематические концерты к Дню музыки – Музыка – счастье души и Дню учителя – Школьный вальс, музыкально - развлекательные программы к Новому году - Музыкальный серпантин, Если б не было зимы 8 марта - Весенний букет, музыкально – литературные композиции для школьников – Сказочный бал, Приключения куклы Люды (по Детскому альбому П.И.Чайковского). Дети постоянно принимают участие в различных мероприятиях, организованных совместно с детским садом, Домом 9 детского творчества, общеобразовательной школой, библиотекой – Музыкальное путешествие, Дом, где музыка живет, Поэзия, выраженная звуками. Участвуют наши ребята ив концертах районного и областного масштаба – отчетные концерты художественной самодеятельности районного Дома культуры, Праздник детства, День района и др. Особо хочется подчеркнуть, что интеллектуальному развитию учеников придается огромное значение. С этой целью регулярно организуются посещения детьми вместе с родителями разнообразных концертов в районном центре (выступления студентов и педагогов Тамбовского колледжа искусств, оркестра народных инструментов ТГМПИ им.С.В.Рахманинова, оркестра народных инструментов под управлением Р.Н.Бажилина), поездки в Ивановку, в этом году состоялась поездка в Тамбов на балет Лебединое озеро. В нашей школе регулярно проходят концерты-встречи с интересными людьми – поэтом и музыкантом К.Арбениным, хором московской оперетты и др. Всем ученикам совершенно необходимо слушать как можно больше хорошей музыки в профессиональном исполнении. Четко просматривается прямая зависимость кто больше слушает, тот лучше звучит. Большое значение играет внеклассная работа при работе с одаренным детьми. Наша задача, как педагогов, состоит в том, чтобы в различных видах деятельности, используемых во внеклассной работе, помочь ребенку раскрыть свои способности и проявить их с большей силой. Для этого проводим мастер – классы с участием преподавателей ТГМПИ им. С.В.Рахманинова, колледжа искусств, принимаем участие в конкурсах различного значения - внутришкольных, зональных, региональных, областных, в интеллектуальных олимпиадах. В этом году планируем провести сольный концерт. Используя творческий подход к развитию различных способностей у детей, педагог сможет помочь любому ребенку реализовать себя в будущем как яркую, творчески – одарённую личность. 10 Неотделимой частью внеклассной работы является работа с родителями. Начинается она уже с сентября. В конце I четверти проводится родительское собрание для первоклассников. На этом собрании мы торжественно и ярко посвящаем первоклассников в юные музыканты, проводим беседу с родителями, в которой говорится о значении каждого предмета в ДШИ и оглашаем план работы на предстоящий учебный год, так как основной задачей первого года обучения является активное включение детей и родителей в творческую жизнь отдела и школы. Собрание для родителей выпускников проводится в декабре перед первым прослушиванием выпускников, где рассматриваются проблемы и задачи выпускного класса и выпускники выступают с концертом, обыгрывая свои произведения. После конкурса исполнительского мастерства проводятся классные родительские собрания преподавателей. Вначале собрания подводятся итоги конкурса, анализируются выступления участников, награждаются ученики, имеющие отличные успехи по всем предметам, многие дети получают грамоты за активную концертную деятельность. Затем выступают все без исключения ученики класса одного из преподавателей. Преимущество таких концертов состоит, во-первых, в том, что они объединяют учеников и родителей одного класса, воспитывают чувство ответственности, ребята и родители болеют не только за себя, но и за всех одноклассников. Во-вторых, такая форма отчетности конкретно выявляет профессиональное лицо каждого педагога. В конце года проводятся общешкольные родительские собрания - Мир интереса наших детей, Странички нашей школьной жизни, Десять причин, по которым ваши дети должны учиться в музыкальной школе, на которых показываются все странички школьной жизни – теоретическая, концертная, конкурсная, овладение вторым инструментом. Обязательно выступают с концертной программой дети. Объявляется благодарность родителям, принимающих заметное участие в жизни класса и школы, затрагиваются 11 различные этические и психологические аспекты общения между педагогами, детьми и их родителями. На всех собраниях царит атмосфера доброжелательности в отношениях между педагогами, учениками и их родителями. Повышается заинтересованность родителей в деятельности и развитии их детей, проявляющаяся во всесторонней помощи, поддержке ребёнка, в умении побуждать его к необходимым действиям. Заключение Музыкальная деятельность детей в рамках дополнительного образования может осуществляться и во внеклассной работе, и во внешкольной работе. Мы предположили, что внеклассные занятия по музыке как форма организации учебно – воспитательного процесса являются эффективным средством формирования гармонично развитой личности при условии использования различных форм. Участие школьников во внеклассной и внешкольной деятельности учреждения дополнительного образования активно содействует развитию музыкально-творческих способностей. Формирование музыкально-творческих способностей повышает качественный уровень учебного процесса и при участии детей во внеклассной и внешкольной деятельности происходит 1. Непрерывность образования и развития личности. 2. Расширение кругозора ребёнка. 3. Осознание личностью своего места в социокультурном пространстве. 4. Свобода и открытость общения ученика — исполнителя с аудиторией. 5. Осознанное отношение учащихся к учебным дисциплинам. 6. Развитие музыкально-творческих способностей и потребностей учащихся на новом уровне. Внеклассная и внешкольная деятельность учреждения дополнительного образования способствует созданию и обогащению художественно- развивающей среды, стимулированию общего развития учащихся, созданию 12 ориентационного поля развития, возбуждению увлечённости занятиями музыкой (подготовка концертных номеров, участие в концертах, подготовка тематических лекций о музыке, участие в подготовке мероприятий по сценариям, творческому участию ребёнка во внеклассной деятельности, организации и самоорганизации деятельности ребёнка (участие педагога в жизни ребёнка, заинтересованность родителей в его деятельности и развитии, проявляющаяся во всесторонней помощи, поддержке ребёнка, в умении побуждать его к необходимым действиям. В заключении хотелось бы отметить, что мы совсем забыли одну важную истину, что нет детей не одаренных. Скорее нам педагогам, не всегда хватает времени и наблюдательности для того, чтобы выявить способности у детей и начать их развивать в правильном направлении. Творчески подходя к развитию различных способностей у детей, педагог сможет помочь любому ребенку реализовать себя в будущем как яркую, творчески – одарённую личность. В.А.Сухомлинский говорил Только эмоциональное пробуждение разума дает положительные результаты в работе с детьми, и если вдуматься в эти слова, то наверно никто не сможет отрицать, что человек живет, опираясь на различные эмоции, значит, и развивать способности ребенка нужно, тоже опираясь на них, конечно, хотелось бы, чтобы это были лишь положительные эмоции. 13 Список использованной литературы 1. Булычёв Б.Е. Детская музыкальная школа как современная педагогическая система и пути её совершенствования Автореф. дис. кадид. пед. наук- Чебоксары – г. 2. Беляева Л.С. Творческая деятельность подростков в системе внешкольной работы Автореф. дис. на соиск. учён. степ, кандид. пед. наук- М.Изд-во Гос. Пед унт им. Ленина -г. 3. Воротникова Е.Н. О совершенствовании учебного процесса в музыкальных школах//Педагогика.- г. 4.Петрушин В.Н. Музыкальная психология- изд. «Владос», г. 5. Чернова Н.А.Творческая деятельность как средство развития личности учащегося Учебное пособие- Кемерово Кузбассвузиздат.-1995г. 14 ПРИЛОЖЕНИЕ Примерные сценарии |