Учебное пособие (2е издание, переработанное, дополненное и исправленное). М. Проспект, 2011
Скачать 2.37 Mb.
|
Тема 20. Правовые системы современности 1. Понятие правовой системы. Классификации правовых систем. 2. Романо-германская правовая система. 3. Англосаксонская правовая система. 4. Мусульманское право. 5. Традиционные правовые системы. 6. Взаимодействие правовых систем мира (взаимосвязи национальных правовых систем). 20.1. Понятие правовой системы. Классификация правовых систем В основе сравнительно-правового анализа национально- правовых систем, их особенностей лежат определенные признаки, к которым чаще всего относят: - происхождение правовых систем (их генезис), включая исторические предпосылки; - источники права; - роль судов и судебной системы в целом; - правосознание и правовую культуру; и др. Правовая система - понятие широкое - это и право, и правовые нормы, их источники, правосознание, правовая культура, юридическая наука, толкование права, юридическая деятельность и др. Существуют разные подходы, разные основания объединения правовых систем. Нередко их объединяют под общим названием правовые семьи. Принято считать, что наибольшего успеха в делении национальных систем права добился французский компаративист Давид Рене, обосновавший и выделивший следующие семьи: романо- германскую, англосаксонскую (общую), социалистическую и религиозные системы права. Некоторые авторы обосновывают и латиноамериканскую правовую семью, а также скандинавскую, индусскую и др. 20. 2. Романо-германская правовая система Традиции римского права в развитии национальных правовых систем европейских стран были и остались достаточно сильными. Романо-германская (континентальная) правовая система сложилась на основе идей, конструкций, институтов и положений римского права, адаптированных к новым условиям, к новым политико-экономическим отношениям. Восприятие и развитие европейскими странами принципов и институтов римского права получило название рецепции права. Особенности романо-германской системы права сводятся к следующему. В части понятия правовой нормы важно учесть следующее: для понятийного строя романо-германского права характерно рассмотрение нормы права не только как правила поведения, обладающего всеобщностью и имеющего более широкое значение, чем просто применение в конкретном деле. Оценивая роль правовой нормы, специалисты полагают, что осуществился исторический переход от казуистики судебной практики к общему (норме) руководству при решении юридических дел. В романо-германском праве юридическая норма не создается судьями. Это продукт законодателя, основанный на изучении практики, на идеях справедливости, морали и политики. Данная правовая система исходит из того, что нельзя создать кодекс, если видеть норму права в каждом решении судьи. Задача кодекса состоит не в решении всех конкретных практических вопросов, а в том, чтобы предложить общее решение тех или иных проблем. Так называемые романисты всегда искали золотую середину в понимании природы юридической нормы. С одной стороны, нормы права не должны быть слишком общими, ибо тогда они не будут достаточно надежным руководством для практики. С другой - необходима обобщенность, граничащая с неопределенностью, достаточная чтобы регулировать определенный тип отношений. Наибольшая степень конкретизации требуется в уголовном, налоговом, процессуальном праве, значительная степень обобщения - в гражданском и др. Об источниках права. Для данной правовой системы главным источником права выступает нормативный правовой акт. Примат закона означает особую роль и ответственность законодательной власти в становлении правовой системы. От законодателя зависит, будут ли принимаемые им законы содержать нормы естественного права или выражать произвол власть имущих. Кодексы, как полагают ревнители данной правовой системы, воплощают "совершенный разум", выступают наиболее надежным средством установления справедливого решения права путем его простого толкования. Последователи романо-германской системы права считают, что справедливое решение по юридическому можно найти только в обращении к закону. Повышение роли государства в обществе они также видят в возросшем значении законодателя в общественном развитии; закон - лучший технический способ установления норм: только "писаное право", по их мнению, может представлять собой иерархическую и скоординированную систему права. Исключительно важную роль в романо- германском праве отводится конституции как основе правовой системы. Роль закона не абсолютизируется. В сфере частного права ощутимое место должны занимать договоры, в которых стороны сами определяют юридическое содержание своих отношений. В последние десятилетия все большее значение отводится судебной практике, конкретизирующей предписания закона. О роли судебной системы. Право состоит не только из норм, сформулированных нормоустановителем, а включает также их акты толкования, в том числе судебных органов. Наличие "вторичных" норм не превращает романо-германскую систему в судейское или прецедентное право. Романо- германское право базируется на принципах и поэтому имеет по сравнению с прецедентными правовыми системами, известные преимущества: простоту и ясность. Суды осуществляют свободный поиск решений в рамках закона, не будучи абсолютно связанными предшествующими судебными решениями. Судьи обладают известной независимостью и по отношению к закону, ибо в этих государствах право и закон не отождествляются. Такое положение связано с принципом разделения государственной власти, относительной самостоятельностью судебной власти, осуществлением функции конституционного контроля за законодательством. Творческая роль суда заключается в толковании закона, и теоретически судебная практика не претендует на создание новых правовых норм. Однако в практической жизни есть основания для разграничения юридических норм и правил судебной практики ("вторичных" норм, называемых в юридической литературе нередко "нормы о нормах"). Последние имеют ряд особенностей: а) создаются на основе действующих юридических норм; б) отличаются нестабильностью (суд может их не учитывать и принять противоречащее им решение); в) суд не может ссылаться на них как на правовое основание решения. Романисты нередко полагают, если право понимать широко и не сводить к системе норм, то можно сделать вывод о том, что судебная практика - это источник права, но не правовых норм. Стремясь к стабилизации правопорядка, судебная практика пытается уточнить нормы, сформулированные наиболее общим образом. Кроме того, верховные суды осуществляют контроль за толкованием норм нижестоящими судебными инстанциями. В этих условиях норма, созданная законодателем, - не более чем ядро, вокруг которого вращаются "вторичные" правовые нормы, создаваемые в процессе толкования. О разграничении романо-германского права на естественное и позитивное. Деление права на естественное и позитивное означает необходимость проверки действующего (позитивного) права на соответствие принципам естественного. Закон как феномен позитивного права проходит проверку на соответствие его естественному праву, для чего общество создает специальные институты, например конституционный суд. Поскольку именно в конституциях в наибольшей степени выражены идеи и нормы естественного права, то проверка конституционным судом законов и других актов высших органов государственной власти на соответствие конституции, как полагают, есть одновременно проверка на соответствие естественному праву. Деление права на естественное и позитивное, оценка прав и свобод человека как центральных в правовой системе общества подчеркивает еще одну особенность романо-германского права: общество исходит из примата права перед государством. В этой связи гражданское общество осуществляет контроль за государственным аппаратом, и право здесь выполняет необходимую, свойственную только ему функцию. Дело в том, что только через право, его нормы возможно цивилизованное государственное принуждение, так как только в этом случае оно приобретает разумные основания. О юридической технике. Особенностью романо- германского права является высокий уровень юридической техники, которая выполняет целый ряд сложных функций, позволяющих реализовать идею права в жизнь. Благодаря правилам юридической техники система права приобретает согласованный и непротиворечивый характер и эффективно осуществляется в практике. 20.3. Англосаксонская правовая система Становление и развитие англосаксонского права, как и других правовых систем, связано со множеством исторических, географических, национальных, политических, экономических и других факторов. Как известно, эпохальным для Англии и становления англосаксонской правовой системы в целом является период нормандского завоевания, связанный с захватом Англии Вильгельмом Завоевателем (1066). В этот период в Англии единой правовой системы не существовало, действовали разрозненные местные обычаи, указы королей, другие социальные регуляторы, которые опосредовали общественные отношения. Идеи римского права не прижились и вскоре были вытеснены местными правилами. Централизованная судебная система появляется во время правления Генриха II и основывается на функциях королевских судов, которые решают дела с выездом на места от имени короны. Принимаемые судьями решения брались за основу другими судебными инстанциями по аналогичным делам, образуя единую систему прецедентов, общую для всей Англии, впоследствии получившей название commoN law (общее право). В ситуации формирования централизованного государства - формирование института суда присяжных и единой правовой системы имело основополагающее значение в развитии и специфике англосаксонского права. Развитие института суда присяжных в последующем предрешило появление многих особенностей и достижений англосаксонской правовой системы: состязательность судебного процесса; стремление к объективности рассмотрения дел; отсутствие органов прокуратуры; возможность частного обвинения и преследования по суду и др. В XII-XIV вв. англосаксонское право переживает свой расцвет, но постепенно, с возрастанием числа прецедентов, в нем начинают обнаруживаться тенденции к консерватизму и формализации, что подготовило почву для возникновения в XV в. качественно нового этапа правового развития, связанного с появлением "права справедливости" и его противостоянием общему праву. Постепенно сложился особый порядок апелляции к монарху - рассмотреть дело "по совести", "по справедливости", а не по прецедентам. Принципы вынесения им решений кардинально отличаются от начал судопроизводства по общему праву. Как очевидно, здесь начинают доминировать идеи римского и канонического права. Процедура, порядок судопроизводства не совпадают с практикой судов общего права. Таким образом, в Англии сложились две самостоятельные параллельные системы права: общего прецедентного права и "права справедливости". О норме права. В англосаксонском праве существуют два вида норм: законодательные и прецедентные. Первые представляют собой, как и в романо-германской системе, правила поведения общего характера. Вторые - определенную часть судебного решения по конкретному делу. Английские юристы относят к прецедентной норме, именуемой ratio decidendi, прежде всего юридическое заключение по делу и аргументацию, мотивировку решения. Эти два элемента составляют сущность решения, остальная часть которого есть "попутно сказанное" (obiter dictum) и имеет лишь убеждающий характер, не являясь обязательной для других судов. Наиболее важным источником англосаксонского права (с точки зрения процесса его формирования) является судебный прецедент. Именно он долгое время был главной формой выражения и закрепления английского права, которое поэтому и считается прецедентным. Доктрина обязательности прецедентов предполагает необходимость доведения до всех нижестоящих судов и практикующих юристов информации о принятых высокими судебными инстанциями решений. В настоящее время в Англии насчитывается около 800 тысяч прецедентов и каждый год прибавляется примерно 2000 новых судебных решений, что составляет 300 сборников по внутреннему и европейскому праву. Источником англосаксонского права является закон, именуемый в Англии статутом. Закон как право разума в наибольшей степени соответствует рационализму современной эпохи. Законодательство обладает теми достоинствами, которых не достает прецедентной системе правового регулирования: возможность оперативно решать вопросы социального переустройства, для которых прецедентной системе потребуются многие годы. Надо заметить, что юридическая сила английских статутов определяется местом и ролью парламента в британском государственном механизме. Известно, что английские нормативные правовые акты имеют, как правило, низкую степень кодифицированности. Это связано не столько с уровнем юридической техники, сколько с особенностями правового мышления английских юристов, отвергающих использование широких правовых принципов. Статуты издаются в нескольких собраниях, наиболее полными из которых считаются "Законы Англии" Халсбери, а также официальное издание "Действующие статуты". Их насчитывается свыше 50 томов. О соотношении статута и прецедента. Юридический авторитет статута перед прецедентом в том, что он может отменить действующий прецедент. Однако это не означает, что прецедент произволен от закона, имеет вторичный характер. Особенность англосаксонского права в том, что закон реализуется не самостоятельно, а посредством прецедента. Прежде чем стать действующим актом, он должен "обрасти" конкретизирующими его обязательными судебными решениями. Английская судебная практика знает немало случаев, когда принятые статуты оставались "мертворожденными", игнорировались судами либо их смысл и значение интерпретировалось иначе. Английский статут нельзя рассматривать как источник, разрушающий или нивелирующий систему прецедентов, наоборот, - он сам стал придатком этой системы, дополняющим и совершенствующим ее. Кроме того, источником англосаксонского права выступают международно-правовые договоры (соглашения, обязательства и другие международно-правовые акты), участником которых является Великобритания. Древним источником англосаксонского права является обычай. Однако его роль сегодня среди других источников права невелика. До XII в. обычаи и другие социальные правила попадали в "ткань" английского права гораздо проще, нежели позднее. По действующему правилу старинные юридические традиции и обычаи должны были учитываться при решении судьями конкретных дел, например допускалось развешивание рыбацких сетей на чужом берегу вне зависимости от согласия собственника береговой полосы. В Англии этот обычай до сих пор является юридически значимым и признается судами. О структуре англосаксонского права. В отличие от романо-германского в английском праве не используются классическое деление на публичное и частное. Вместо этого исторически сложилось, как отмечалось, его подразделение на общее право и право справедливости. Дело в том, что прецеденты - это казусы, которым присуща своя структура и свое особое содержание. Связь этих первоначальных элементов англосаксонского права в отличие от романо-германского часто имеет характер не логический, рациональный, а, в силу некоторых обстоятельств, традиционно-исторический (А.Ф. Черданцев). О роли судов. Англосаксонское право всегда характеризовалось как результат становления и развития идеи независимого и объективного суда. Судебная система в Англии действительно самостоятельна, полнокровна, способна противостоять любому государственному и общественному произволу. Пост английского судьи - это вершина юридической карьеры, которой можно добиться, как правило, только после длительной работы в должности барристера - адвоката второй ступени, имеющего право участия в суде (первая ступень - солиситор, стряпчий). Судебный процесс имеет ярко выраженный состязательный характер. Здесь нет специфических органов обвинения, подобных прокуратуре, а следовательно, обвинительного уклона. Интересы короны представляют генеральный атторней, генеральный солиситор и директор публичных преследований, которые также выступают выразителями общественных интересов по некоторым категориям дел. 20.4. Мусульманское право Мусульманское право возникло как часть шариата (системы предписаний верующим в Аллаха). Начало положено пророком Мухаммедом (Мухаммада), жившем в 570-632 гг. н.э. Мухаммед от имени Аллаха адресовал некоторые основные правила, нормы поведения верующим мусульманам. Эти положения формировались им в публичных проповедях, другие складывались в результате его жизнедеятельности. После смерти Мухаммеда его созидательную деятельность в сфере нормотворчества продолжили ближайшие сподвижники - "праведные" халифы - Абу-Бакр, Омар, Осман и Али. Опираясь на Коран и Сунну, они формулировали новые правила поведения, соответствующие, на их взгляд, воле Аллаха и Мухаммеда. В VIII-X вв. существенное влияние на развитие мусульманского права оказали судьи (кади). XIX в. знаменует принципиально новую ступень развития мусульманского права, которое было связано со становлением законодательства как самостоятельного источника нормативного регулирования и привело к постепенному вытеснению юридической доктрины, снижению ее роли (только в содержательном плане она продолжала оказывать определенное воздействие на правовую систему). Активное заимствование европейского права, в том числе романо-германского, в настоящее время привело к практическому вытеснению мусульманских правовых норм в некоторых арабских странах, например в Турции. В других государствах (Алжир, Египет, Сирия) мусульманское право сохранилось в отдельных сферах социальных отношений, в том числе в сфере "личного статуса" мусульман. В тех странах, где доминируют исламско- фундаменталистические позиции (Иран, Пакистан, Ливия, Судан), границы мусульманского права более широкие, они включают различные институты, подотрасли гражданского, уголовного, государственного права и др. Мусульманское право относиться к числу догматических юридических систем, в основе развития которых лежит определенная социальная сверхзадача, идея, цель, достижению которой подчинены интересы всего общества. В качестве самостоятельной ценности в исламском мире право не рассматривалось. В этой связи неизбежно доминирует инструментальный подход к правовому регулированию, к закону. Индивид не признается свободным по отношению к государству и официально исповедует идеологию. О норме права. Континентальное право под нормой права подразумевает предписание законодательного органа, ислам считает нормой правило, адресованное мусульманской общине Аллахом. Такое правило основано не на логических выводах, а на иррациональных религиозных догмах, на вере. По содержанию нормы мусульманского права также существенно отличаются от европейских, они, как правило, не являются ни управомочивающими (предоставляющим право на совершение отдельных действий), ни запрещающими. В их основе лежит долг, обязанность совершить те или иные поступки, что говорит об их религиозной природе. Источники мусульманского права. Первым по значению источником мусульманского права признается Коран - священная книга мусульман. Это книга стихов, содержащая 114 сур (глав), более 4 тысяч коротких стихотворных фрагментов, не связанных общим конструктивным замыслом, - речи и проповеди Мухаммеда, произнесенные им по различным поводам и собранные впоследствии в одно произведение. Серьезное воздействие на этот источник религиозно-правовой мысли оказали более древние доктрины - христианство и иудаизм, главным образом Пятикнижие (Тору), Талмуд. Близок к Корану и тесно связан с ним другой правовой источник - Сунна. Это сборник хадисов, преданий о жизни Мухаммеда, его поступках, образе мыслей. Сунна складывалась на протяжении нескольких веков (с VII по IX); среди хадисов немало таких, достоверность которых не вызывает сомнений. Сунна собственно юридических норм содержит мало, в ней доминируют нравственно-религиозные положения. Среди юридических предписаний нет обобщающих принципов, а представлены, прежде всего, конкретные казусы, случаи из жизни Мухаммеда. Следующий источник мусульманского права - иджма - общее решение авторитетных исламских правоведов. Еще один источник мусульманского права - кийяс. Обычное решение по аналогии, которое в западных правовых системах не считается самостоятельным источником права, а лишь гарантирует правовое регулирование. К числу правовых источников, возникших в более поздний период развития исламских государств, можно отнести закон (нормативный правовой акт), который сегодня в большинстве мусульманских стран играет весьма значительную роль в правовом регулировании. В законодательных актах содержатся правовые нормы, не только дополняющие, конкретизирующие положение первичных религиозно-правовых документов, но и идущие вразрез Корану, сунне, иджме (например, об ограничении брачного возраста совершеннолетием, о недопущении спекуляции, ссудно-кредитных операций в банках). О структуре мусульманского права. Ему не свойственно известное деление на общее и частное право, как романо- германскому или на общее право и право справедливости как англосаксонской семье. Здесь выделяют комплексы юридических норм в соответствии с основными мусульманскими толками (ритами) - сунитскими и другими. Наличие различных ветвей в исламской доктрине обусловливает аналогичную дифференциацию и в праве. Другими словами, это объединение юридических норм вокруг тех или иных религиозных течений. Вместе с тем существует и отраслевой принцип дифференциации правовых норм, хотя и с некоторыми особенностями, в частности указывают на такую отрасль, как "право личного статуса", регулирующую семейные отношения, наследственные и другие; деликтное право, устанавливающее меры уголовно-правовой ответственности; муамалат, закрепляющий гражданско-правовые отношения; отрасль так называемых властных норм - сфера государственного и административного права; международное право (сийар). С технико-юридической стороны обращают на себя внимание особенности формы, приемов, способов изложения мусульманского права. Так, некоторые его источники (Коран) имеют, как уже было отмечено, стихотворный, поэтический характер. В числе приемов юридической техники, часто используемых исламскими юристами, представлены фикции, хийалы, своеобразные юридические уловки, с помощью которых излагаются догматические предписания. Указывается на целые концепции - фикции, например, концепция "дремлющего плода", по которой ребенок, родившийся через несколько лет после смерти мужа матери, признается его ребенком (по ханифитскому толку такой срок определяется в два года, по ханбалитскому - в четыре, по маликитскому - в семь лет). Роль судов. Мусульманские судьи (кади) сыграли важную роль в процессе формирования правовой системы, особенно на этапах ее становления. Однако сейчас значение традиционных судов (кади) уходит в прошлое. Это объясняется развитием светской системы правосудия, заимствованной из континентальной Европы и США. 20.5. Традиционные системы права На "правовой карте" мира можно обнаружить участки, где роль новых тенденций минимальна и право во многих своих чертах неизменно на протяжении столетий. До сих пор существуют общества, сохранившие мифологическое представление о мире, религиозные и ритуальные регуляторы, табулирование не принятых типов социального поведения. Основной регион использования и применения традиционной системы правового регулирования - Африка. Традиционное право Африки и в наши дни продолжает оказывать воздействие на современное африканское общество, на создание национальных правовых систем и государственных институтов. Обычное право - неисчерпаемый источник сведений по социальной истории народов. Юридические обычаи содержат опыт прошлого, дают представление о характере политических и социальных образований. Традиционная система права в Африке, как и любая другая, основанная на обычаях и традициях, обладает следующими основными чертами: - множественность и разнообразие правовых обычаев и традиций и других социальных норм. Каждая из общин создавала свою обычно-правовую систему, основываясь на специфических традициях и нравах, отражающих быт и миропонимание данного племени; - отсутствие письменных источников. Специалисты отмечают, что до последнего времени в Африке не обнаружено ни одного письменного памятника права туземного происхождения. Существующие в настоящее время своды обычно-правовых норм являются результатом инициативы органов власти африканских государств или научно- исследовательской деятельности; - общинный характер применения обычаев и традиций. Решения на основе обычаев по гражданским, семейным и другим делам, как правило, выносятся коллегиальными органами - собранием членов семьи, родовой общины и т.д. Указанные признаки не исчерпывают всех особенностей обычая, к которым следует отнести также консерватизм, юридический и религиозно-этнический характер обычно- правовых норм. Кроме того, зарубежные и отечественные специалисты отмечают еще и казуистичность (от лат. casus - случай), которая выражается в том, что формирование обычного права исходит из юридического решения отдельных конфликтных случаев. Правовой характер обычаям придается с помощью известной юридической практики: а) включения их в нормативный правовой акт; б) прямой отсылки к санкционированному правилу; в) придания обычаю государственной санкции путем вынесения судебного решения на основе обычаев. Источники обычаев: - кодексы, постановления местных органов власти и распоряжения вождей, основанные на местных обычаях; - судебные решения; - законы, учитывающие или содержащие обычно-правовые положения. Указанные источники характеризуются как нормативные, однако обычные нормы, которые в них содержатся, меняются по форме, но по содержанию остаются обычаями. Будучи письменно зафиксированными, обычаи приобретают вид "цивилизованных" правил поведения, устойчивых и авторитетных. Нормативный правовой акт, основанный на обычае, становится более понятным и доступным аборигенам. О судебной власти . Местные ("туземные") суды при вынесении решений на основе обычного права обязаны до известной степени согласовать их с вышестоящими законодательными актами государств-метрополий. В то же время вышестоящие суды связаны решениями судов обычного права и должны принимать во внимание местное право и обычаи. Суд верховного вождя является апелляционной инстанцией для остальных. О систематизации обычаев. Последние десятилетия во многих африканских государствах отмечается интенсивная работа по систематизации (упорядочению) существующих обычно-правовых норм. Некоторые государства (Кения и др.) сознательно поддерживают архаические нормы, тем самым консервируя многочисленные самостоятельные системы обычного права отдельных народностей, что способствует сохранению позиций традиционной правящей элиты и сохраняет национальную культуру. Итак, по мнению специалистов, в настоящее время во многих африканских государствах продолжает действовать традиционная система права. Можно предположить, что с развитием и укреплением государственности, формированием из племен наций, повышением общей культуры народов сфера использования традиций и обычаев будет сужаться. 20.6. Взаимодействие правовых систем мира (взаимосвязи национальных правовых систем) Развитие общественных отношений, рост или снижение экономического уровня, социальные контакты и др. неизбежно порождают необходимость взаимодействия национальных правовых систем. Самостоятельное значение имеет усиливающийся процесс глобализации. Необходимо учитывать и возрастающее значение международных связей, а следовательно, и международного права. В современном мире, как мире цивилизаций, невозможно не только успешное развитие, но и существование государств вне связи с другими. Процессы глобализации и интеграции ведут не только к взаимодействию, но и взаимовлиянию правовых систем государств. Правовые эталоны или образцы государств с развитой правовой системой являются основным элементом правового взаимодействия. Безусловно, не только система права, ее элементы имеют влияние на правовые системы, и уровень юридической техники, юридические способы защиты прав и законных интересов граждан и др. Влияние на другие системы права может осуществляться разными способами, как правило, выделяют два: 1) идеологический и 2) конструктивный. Идеологический состоит в восприятии идей, начал правовой системы, а также юридических конструкций, терминологии, правил толкования права и т.д. Конструктивное влияние - это инкорпорация, включение или одобрение юридических феноменов, например включение в систему права административного кодекса другого государства, институтов кодексов или других законов государства - образца. Следует подчеркнуть, что "государство-заимодавец" принимает законодательные акты, в том числе кодифицированные, с учетом своеобразия своих социально-экономических, политических и др. обстоятельств. В этом случае нередко и справедливо в качестве примера приводят влияние римского права на правовые системы континентальной Европы, а затем Латинскую Америку, Африку, Азию. Происходило взаимопроникновение, соединение, где-то комбинирование римского права, его идей и местных правовых систем. Безусловно, адаптация римского права, его конструкций происходила вульгарно, в "свободной манере". Римское право, адаптированное в национальных правовых системах, подвергалось существенному изменению, переработке. Правовую основу формирования современных правовых систем в континентальной Европе также составило римское право, его идеи и положения. Выдающуюся роль здесь сыграл Гражданский кодекс Франции (1804), названный в честь инициатора его создания Кодексом Наполеона. Развивающаяся экономика нуждалась в новой, приспособленной для других экономических отношений правовой форме. Здесь учебник Гая по гражданскому праву сыграл определяющую роль, став основой Кодекса Наполеона. Впоследствии Кодекс Наполеона был скопирован европейскими странами, еще позже южно- американскими. Кодекс Наполеона, его немецкая версия явилась основой гражданского законодательства Швейцарии, Италии, Турции, Японии и др. стран. Колонизация других стран и территорий также способствовала распространению европейского права. Речь идет об африканском континенте, странах Азии и Америки. Бывшие колонии до сих пор сохранили правовые идеи, положения и традиции права Англии, Испании, Франции, Португалии, Нидерландов. Например, законодательство таких штатов, как Калифорния, Флорида, Техас и др. до сих пор сохранили отдельные институты колониального права Испании, Португалии и других европейских стран *(143) Безусловно, развивающееся колониальное право подвергалось влиянию местных систем права и социального регулирования в целом. Происходило так называемое смешение права метрополий с национальными системами. Концепции и положения римского права, его норм достаточно причудливо смешивались с обычаями мусульманского права, традициями местных культур (Египет, Ирак, Иран и др.). Российское дореволюционное право можно отнести к континентальной системе права. Традиции романо-германской правовой доктрины в Древнюю Русь стали проникать вместе с христианством из Древней Византии. Это касалось церковных канонов, а вместе с ними и брачно-семейных отношений, имущественных и др. Достаточно спорным остается отнесение социалистического права (советского, 1917-1990 гг.) к континентальному. Известный французский ученый в этой области Д. Рене считает, что социалистическое право составляло отдельную семью (СССР, народно-демократические страны, Корея и др.). В своей известной книге "Основные правовые системы современности" он выделяет специальный раздел "Социалистическое право" *(144) . Другие авторы, в том числе и этих строк, полагают, что с точки зрения юридических конструкций, основ построения системы права, терминологии, источников, юридической техники и т.д. советское право, так же как и российское дореволюционное и российское современное - составная часть континентальной семьи права. Взаимовлияние, заимствование и копирование правовых институтов и традиций ведет к унификации права, к сближению национальных правовых систем, правовых семей. В последнее время, как отмечалось, этот процесс связывают и с так называемой глобализацией, где большую роль отводят международному праву. На основе международно-правовых норм наибольшими темпами унифицируются, по оценке специалистов, гражданское право, финансовое, налоговое, таможенное и др. Немаловажное значение здесь имеют Европейский суд по правам человека и другие государственно- правовые структуры европейского континента. Вопросы унификации права - одна из задач Содружества Независимых Государств (СНГ). Межпарламентской ассамблеей государств - участников СНГ 1992 г. приняты Основные направления сближения законодательств государств - участников Содружества. Этот акт допускает установление так называемых модельных законодательных актов, на основе которых должны приниматься базовые законы стран - участников СНГ. В этом же документе предусматриваются и другие формы правового сотрудничества, в частности и в области устройства судебной системы, подготовки кадров для нее и др. В последнее десятилетие стала усиливаться тенденция развития международного правового сотрудничества. Речь идет о применении судами в случаях коллизий норм иностранного права, иностранной нормы без изменения ее содержания в практике правового регулирования другого государства. Национальные правовые системы могут взаимодействовать с международным правом лишь в случае его признания. По этому поводу существуют разные точки зрения: одни страны признают примат международного права безусловно, считают его составной частью внутригосударственного. Другие отрицают международный характер международных соглашений, норм, правовых обычаев. Существует и точка зрения об официальной адаптации международных норм в национальное и только в этом случае международно-правовые нормы могут иметь силу на территории соответствующего государства. Таким образом, любые национальные правовые системы связаны с правовыми системами других государств и международным правом. Важно четко различать правовые нормы данного государства, нормы другого государства и международно-правовые нормы, а также их статус в данном государстве, его правовой системе *(145) Вопросы для самоконтроля 1. Сравнительное правоведение и его роль в изучении государственно-правовых систем современности. 2. Понятие и признаки правовой семьи. 3. Романо-германская правовая система, ее признаки. 4. Англосаксонская правовая система и ее признаки. 5. Мусульманское право и его признаки. 6. Традиционные правовые системы, их особенности и тенденции развития. 7. Взаимосвязь национальных правовых систем. 8. Международное право и национальные правовые системы. Список литературы 1. Автономов А.С. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. М.,2005. 2. Бернам У. Правовая система США. М., 2006. 3. Берман Г.Д. Западная традиция права: эпоха формирования. М., 1994. 4. Бехруз Х. Сравнительное правоведение. М., 2008. 5. Давид Р., Жоффре Спинози К. Основные правовые системы современности. М., 1999. 6. Жалинский А., Рерихт А. Введение в немецкое право. М., 2001. 7. Извеичерт К., Кетц X. Введение в сравнительное правоведение в сфере частного права. М., 2000. 8. Лафитский В.И. Сравнительное правоведение в образах права. Том первый. М.,2010. 9. Леже Раймон. Великие правовые системы современности. М., 2009. 10. Марченко М.И. Правовые системы современного мира. М., 2001. 11. Марченко М.И. Сравнительное правоведение. М., 2001. 12. Мухиттин Акгюль. Коран в вопросах и ответах. М., 2008. 13. Правовые системы стран мира. Энциклопедический справочник / под ред. А.Я. Сухачева. М.,2001. 14. Правовые системы мира / под ред. А.Ф. Черданцева. Екатеринбург, 1995. 15. Решетников Ф.М. Правовые системы стран мира / Справочник. М., 1993. 16. Саидов А.Х. Сравнительное правоведение. М., 2000. 17. Сравнительное конституционное право. М., 1996. 18. Сюкияинен Л.Р. Шариат: религия, нравственность, право // Государство и право. 1996. N 8. 19. Фридмен Л. Введение в американское право. М., 1993. |