Главная страница
Навигация по странице:

  • $1. Понятие, природа и сущность ценностей. Их роль в бытие человека и общества.

  • $2. Оценка, ценностные ориентации и их значение в социально гуманитарном познании.

  • Философия. Чистов Философские проблемы социально-гуманитарные науки. Учебное пособие для аспирантов и соискателей Челябинск 2014 ббк ю я 7 ч683 Одобрено


    Скачать 207 Kb.
    НазваниеУчебное пособие для аспирантов и соискателей Челябинск 2014 ббк ю я 7 ч683 Одобрено
    АнкорФилософия
    Дата10.11.2021
    Размер207 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаЧистов Философские проблемы социально-гуманитарные науки.doc
    ТипУчебное пособие
    #268056
    страница2 из 3
    1   2   3
    Глава 3. Методологическое значение философской концепции ценностей в социально-гуманитарных науках.
    Особое методологическое значение в социально-гуманитарных науках приобретает философская концепция ценностей. Поскольку человек является творцом и самой истории, общества и самого себя. В тоже время он создаёт предметную среду, которая позволяют человеку реализовать свои потребности и интересы. Утверждая и реализуя тем самым свою человеческую реальность в качестве конкретного социального субъекта и в качестве уникальной личности, которой присущи конкретные социально - культурные измерения. В реальности человек всегда выступает, целостным сложным природно - телесным, социальным и духовным существом. Но человек стремится реализовать не только свои потребности и интересы, но и те смыслы, цели бытия, которые он вырабатывает и стремится реализовать, чем человек радикально отличается от животных. Человек как особое родовое существо, наделённое сознанием, постоянно задаёт себе фундаментально значимый для него вопрос: Зачем и для чего я живу? Что я значу в этом мире для других людей, для конкретного социума? Какое место я занимаю в этой жизни, которая реализуется в конкретном социуме? Поэтому человек выступает всегда вопрошающим и диалогическим субъектом, личностью. Целью бытия человека является не только сохранить свою жизнь как таковую, не только реализовать свои потребности и интересы, но нахождение ответов на задаваемые вопросы, нахождение путей их реализации. В решении этих проблем принципиальное значение приобретают ценности, ценностные ориентации, которые и творит человек. Поэтому и саму человеческую историю можно рассматривать как процесс создания, развития, смену и воспроизводство ценностей. Где сами смыслы и цели становятся особыми ценностями. Более того ценности становятся внутренним мотивом, побуждением человека к деятельности как таковой.
    $1. Понятие, природа и сущность ценностей. Их роль в бытие человека и общества.

    Исходя из выше сказанного, необходимо ввести определение ценности. Существует специальная научная дисциплина аксиология ( от греческого axia – ценность и logos – учение), предметом которой является «философское учение о природе ценностей, их месте в реальности и о структуре ценностного мира». [11, с. 763]. Вопрос о том, что такое ценность не так прост как кажется на первый взгляд, Само учение о ценностях имеет длительную историю. Так в Античной философской традиции ценностью считалось всё то, что является полезным для человека. Так Сократ утверждал, что без знания о себе, мы не можем сказать кто мы. Он утверждал: «Кто знает себя, тот знает, что для него полезно, и ясно понимает, что он может и чего он не может. Занимаясь тем, что он знает, он удовлетворяет свои нужды и живёт счастливо. а не берясь за то, чего не знает, не делает ошибок и избегает заблуждений» [6.с. 100 – 101]. Под полезным, пользой Сократ понимает всё то, в чём нуждается человек. Я «полезное» определяю всё то, без чего невозможно реальное бытие человека. Но когда Сократ пытается определить, что такое благо и как оно сопрягается с полезным, пользой возникает затруднение – всякая ли польза есть благо? Ясно, что благо должно включать в себя в снятом виде определённый аспект пользы. Сократ под благом понимает такую пользу, которая никому не приносит вреда, ущерба. В силу чего она приобретает качество особой, нравственной ценности. Ещё более сложный вопрос возникает при определении, что такое добро, которое должно включать в себя момент и пользы и блага. Он добром называет принесение кому - либо блага без преследования корыстной выгоды для себя. Только в этом случае добро приобретает качество нравственной, этической ценности, обладающей универсальным значением для всех людей, в силу чего она и становится общечеловеческой, абсолютной ценностью. Абсолютной в том смысле, что она ничем не может быть заменена и замещена. Предварительно заметим, что благо и добро являются необходимым основанием человечности и гуманизма, как необходимых атрибутов бытия человека.

    Важно обратить внимание на то обстоятельство, что ценности формируются лишь в сфере отношений между человеком, как действующим субъектом и объектами. В качестве ценности выступают не сами объекты, а свойства объекта, которым мы посредством сознания придаём определенное им значение для субъекта. Кроме того, субъект является носителем потребностей и интересов. Поэтому свойства тех или иных объектов, с которыми мы вынуждены вступать в отношения в процессе реальной жизни, если они приобретают значение для реализации тех или иных потребностей и интересов человека. Но само это значение, всё же определяется сознанием человека. Он постоянно рефлексирует над проблемой ценности. Поэтому, на мой взгляд, ценности формируются на пересечении отношений между человеком, как субъектом деятельности, наделённого сознанием, потребностями и интересами, и объектами, предметами, с которыми он сталкивается в реальном бытие. Для становления ценностей значение приобретает не сам объект, а свойства объекта, которым человек придаёт определённый смысл и значение для человека как социального и духовного существа, как уникальной и неповторимой личности, тем самым придавая им статус ценности. Посредством ценностей человек придаёт определённое, конкретное содержание своим потребностям, интересам и самому себе как человеку. Именно поэтому ценности становятся незаменимой реальностью человеческой жизни. В этом плане они приобретают метафизический характер. В становлении ценностей важную роль играет оценка, которая выступает особой гносеологической процедурой, позволяющая выявить в объектах и предметах, с которыми сталкивается человек. такие свойства, которые имеют для него положительное значение, а также положительное значение для других людей, с которыми он вынужден жить.

    Сами ценности не существуют в готовом виде, как например объекты природы, а являются результатом творческой, продуктивной деятельности человека. Здесь необходимо особо подчеркнуть значение для формирования мира ценностей идеи, концепции, что есть подлинный человек. Поскольку человеческая история представляет собой смену и утверждение исторически конкретных идей, концепций человека. ( Идея, концепция человека Античности, эпохи Средневековья, эпохи Возрождения, Нового времени и т.д.). Также и для становления бытия, существования и развития конкретного социума, общества принципиальное значение приобретает утверждение определённой концепции, идеи человека, реализуемой посредством определённых ценностей.

    Существуют различные определения, что такое ценность. Так, например С.А Лебедев считает, что « ценности есть цели и идеалы человеческого существования и человеческой деятельности». [7, с. 220]. В «Философском энциклопедическом словаре» ценность определяется как термин «… для указания на человеческое, социальное и культурное значение определённых явлений действительности» [11, c. 764]. М.С. Каган в своей работе «Человеческая деятельность» склонен считать ценностью не сами объекты какой либо реальности (природной, социальной), а свойства объектов, приобретающее значение для субъекта как социального и духовного существа, определяемого сознанием человека, которые определённым образом осваиваются человеком и приобретают значение для становления и проявления человека как социальной личности [5, с.66-69]. При этом М.С Каган резонно замечает, что «недопустимо отождествлять ценность как социальный феномен и полезность как феномен биологический, хотя и та и другая обозначаются общим понятием «значения» или «значимость» [там же, с. 68]. Исходя из выше сказанного, ценность можно определить как свойства объектов и предметов, выявляемые посредством сознания и которым человек придаёт значение и смысл, играющие позитивную роль в становлении человека как социального субъекта и социальной личности. В этом плане сами ценности становятся продуктом сознательной духовно- творческой деятельности человека и не существуют в готовом виде. Как отмечает В.Н. Лефевр, « ценностный слой ( бытия - Г.Ч.) введён в структуру сознания назывным образом» [ 3, с. 92].

    Поскольку человек изначально обладает различными потребностями и интересами, то он стремится удовлетворить, реализовать, утвердить их именно посредством ценностей и тем самым придаёт потребностям и интересам конкретный содержательный характер, а значит и конкретный характер самому бытию. Именно посредством ценностей человек и определяет место своего бытия. По мнению М.М. Бахтина, в реальной жизни люди мечутся между ценностной пустотой и высшими ценностями [ 3, с. 92].

    Можно выделить несколько видов ценностей: 1. Материальные ценности, направленные на утверждение человека как социально телесного существа, а не на удовлетворение его организменных потребностей. Здесь важно отметить ценности «второй» природы, создаваемые человеком, обладающие тенденцией к бесконечному развитию. 2. Социальные ценности, позволяющие человеку находить общность бытия с другими людьми в определённом социуме, конкретном обществе (к ним можно отнести принципы равенства, социальной справедливости и. т д.) 3. Духовные ценности, ориентированные на удовлетворение духовных потребностей и интересов человека, проявление человека как духовной личности, как уникального, неповторимого существа, формирование внутреннего мира человека, его личностного «Я». К ним относятся нравственно-этические, эстетические, художественные, религиозные ценности, а также научные знания. Ясно, что сфера их бытия является общество. Вот почему важно для формирования атмосферы конкретного общества, его единства принцип доминирования тех или иных духовных ценностей.( например, религиозных и ли светских).

    Если мы используем другой принцип классификации мира ценностей – принцип длительности пространственного и временного бытия, то можно выделить: 1. Сиюминутные ценности, необходимые для воспроизводства человека как духовного существа в повседневной жизни. К ним относятся все выше перечисленные ценности. 2. Исторические ценности, приобретающие актуальное значение и действенность на определённом исторически временном отрезке бытия конкретного общества или истории в целом, в которые включён человек, конкретная личность (ценности эпохи, этапа развития общества). Например, ценности Античности, Средневековья, Возрождения, ценности советского общества и т.д. Здесь уже ценности влияют на масштаб проявления личности, его бытия, потенциальные возможности. Благодаря таким ценностям человек становится соучастником событий определённого времени и эпохи. При этом исторический характер присущ и материальным, и социальным, и духовным ценностям. 3. На основе выше указанного принципа мы можем выделить вечные ценности, присутствующие на всём протяжении человеческой истории.

    Если применить другой принцип классификации – по степени значимости и «материальному» носителю ценностей, то можно выделить следующие ценности: 1. Индивидуально - личностные ценности, которые находят признание и значимость у отдельной личности и придают ей определённость внутреннего содержания. С ними он идентифицирует своё «Я». 2. Социально – групповые и общественные ценности, находящие распространение в той или иной социальной группе или обществе. Ценности этого класса (вида) позволяют индивиду, личности чувствовать и утверждать своё единство с тем обществом, этносом, социальной группой, к которой он принадлежит. По -видимому, они играют адаптивную функцию, позволяют личности преодолевать свою изолированность и одиночество в реальном процессе своего бытия. 3. Наконец, мы можем выделить общечеловеческие ценности, которые позволяют сохраняться и воспроизводиться человеческому роду как таковому. Они значимы для любой личности, независимо от её принадлежности к тому или иному этносу, нации или тому или иному социуму. Такие ценности ещё называют ценностями – универсалиями, позволяющими конкретной личности преодолевать ограниченность своего эмпирического бытия, сою изолированность, ощущать себя универсально всеобщим существом. [См. подробнее: 13, c. 24 – 40]. Необходимо отметить, что наиболее оптимальной формой утверждения общественных и особенно общечеловеческих ценностей является диалог, позволяющий преодолевать насильственный метод внедрения определённых ценностей в качестве общественных или общечеловеческих ценностей, который в истории человечества неоднократно приводил к войнам. Это особенно актуально в современную эпоху глобализации всех сторон человеческой жизни как таковой.
    $2. Оценка, ценностные ориентации и их значение в социально гуманитарном познании.
    Социально – гуманитарное, но особенно гуманитарное познание всегда носят диалогический характер, поскольку и исследователь и исторический субъект находятся в одном и том же историческом контексте. Исследователь исторических событий, которые свершают сами люди, те или иные исторические деятели, которые в своей деятельности руководствуются определёнными внутренними побудительными мотивами, в качестве которых и выступают те ценности, которыми они руководствуются и которые они исповедуют. Поэтому исследователь вынужден ставить себя в положение того, с кем он в данный вступает в диалог. Непосредственный или опосредованный. Да и социально- исторический процесс представляет собой деятельный характер, направленный на утверждение определённых ценностей, которые и придают самому историческому процессу конкретное содержание. Но в тоже время они находятся в разных отношениях друг к другу: 1. Исследователь находится в отношении к конкретному историческому субъекту, в отношении к социально – историческому процессу в теоретической сфере; 2. Субъект же истории, люди, творящие историю, которые и являются предметом, объектом. например, гуманитарного познания, находятся в эмпирической сфере бытия, действуют в особом мире ценностей, который может отличаться от мира ценностей, в которой живёт исследователь. Здесь учёный, исследователь сталкивается с особой познавательной процедурой – оценкой, оценочных актов.

    Оценка есть особая познавательная процедура, направленная на выявление свойств и качеств ценностей, которые мотивируют побуждения, помыслы, намерения действующей исторической личности, людей творящих историю и самих себя. То есть, установление достаточных причин побуждений, потребностей и интересов, облекаемых в систему определённых ценностей. Ведь значимость и масштаб ценностей, побуждающих людей действовать, придают масштаб самим историческим событиям и действующим субъектам. Это своеобразный рационалистический и объективный акт. (Нельзя говорить – он поступил плохо, он поступил хорошо). Это дело вкуса, а не оценки. В тоже время в оценке присутствует и эмоционально – психологический аспект в форме сочувствия и сопереживания. Это необходимо для того, чтобы вещную среду, воздействующую на человека, заставить заговорить, выявить смысловой контекст мыслящей, поступающей и говорящей личности, по мнению М.М Бахтина.

    Поскольку человек реализует и утверждает себя в конкретном социуме, конкретном обществе, в котором существует определённый мир ценностей, он вынужден вступать в отношения с наличествующим миром ценностей, осваивая которые человек придаёт определённое содержание своим потребностям и интересам, конкретное содержание своим свойствам и качествам как социально – духовному существу и как личности. Это и есть жизненная, практическая задача человека, экзистенциальная проблема человека. Чтобы решить эту практическую задачу человек нуждается в особом «инструменте» её решения. Таким «инструментом» и является ценностная ориентация. А поскольку в социальных и гуманитарных науках ставится задача выявить конкретное содержание общества и личности человека, то понятие ценности и ценностных ориентаций приобретает в социально – гуманитарном познании методологическое значение. Можно утверждать, что общество является таким, какой мир ценностей и какие ценностные ориентации в нём утверждаются и доминируют.

    Что же такое ценностная ориентация? Так в «Философском энциклопедическом словаре» даётся следующее определение: «Ценностные ориентации есть важнейшие элементы внутренней структуры личности, закреплённые жизненным опытом индивида…и отграничивающие значимое, существенное для человека от незначимого, несущественного». [11, c.764]. М.С Каган рассматривает её как особый вид духовной деятельности, своеобразие которой «…состоит в том, что она устанавливает отношения не между объектами, а между объектом и субъектом, т.е. даёт не чисто объективную, а объективно-субъективную информацию, информацию о ценностях, а не о сущноcтях» [5, c. 63].

    На мой взгляд, ценностная ориентация есть система установок и готовности личности к восприятию или отрицанию тех или иных ценностей и готовность к их утверждению, использованию с особой целью – самореализации всех своих творческих потенций, формирование своей конкретной содержательности и определённости. Одним словом осуществить и утвердить своё бытие, придать ему конкретно содержательный характер.

    Ценностная ориентация обладает инвариантной структурой. В ней можно выделить теоретически – гносеологический уровень, который включает в себя следующие элементы: 1. Познавательный аспект, в качестве которого и выступает оценка. На этом уровне субъект фиксирует те и ли иные свойства той или иной ценности. 2.Он теоретически соотносит свойства ценностей со своими потребностями, интересами, жизненными целями и смыслами, которые и составляют ядро человеческой жизни, ядро человеческого «Я». 3. Выбирает те или иные ценности, которые субъект, личность воспринимает как свои собственные, идентичные собственному «Я». Поиск носит в значительной степени эвристически характер, что и придаёт самому выбору творческий характер. Этот уровень сопровождается особыми эмоционально-психологическими переживаниями, имеющими предваряющий характер.

    Необходимо выделить и практический уровень ценностной ориентации, состоящий из следующих элементов: 1. Выработка навыков, умений оперировать ценностями в соответствии с их природой и назначением. 2. На основе этого использование выбранных ценностей с целью лишения анонимности своего внутреннего «Я», которые и становятся побудительным внутренним мотивом ценностной деятельности человека. Здесь уже субъект практически осваивает мир ценностей, Само освоение носит продуктивный и творческий характер. 3. Ожидание практического положительного результата от ценностной ориентации, которое фиксируется в реальных положительных чувствах, эмоциях и переживаниях, удовлётворённости собой, утверждением своего «Я».

    Ценностная ориентация выполняет практически значимые функции. Кратко укажем на них: 1. Она является реальной жизненной программой, жизненным планом личности, который он и призван реализовать, чтобы утвердить себя в определённом социуме как уникальная личность. 2. Она есть модель пространственно-временного бытия и человека и социума в своей определённости. 3. Она обеспечивает перспективы бытия человека и социума в настоящем и будущем. Влияет на устойчивость бытия личности и социума в своей определённости в настоящем и будущем. 4. Эволюция человека связана в значительной степени с эволюцией ценностей и ценностных ориентаций, которые являются результатом духовно – практической деятельностью человека и социума.
    1   2   3


    написать администратору сайта