Главная страница
Навигация по странице:

  • $1. Понятие и сущность хронотопа как конкретной формы единства пространственно – временного бытия человека и общества.

  • Глава 5.Проблема рациональности, объективности и истинности в социально – гуманитарных науках.

  • $1. Объяснение, понимание и интерпретация как познавательные формы в социально – гуманитарных науках. Рациональное

  • $ 2. Проблема соотношения веры, сомнения и истины в социально-гуманитарных науках. Их познавательные и конструктивные возможности.

  • Библиография

  • Философия. Чистов Философские проблемы социально-гуманитарные науки. Учебное пособие для аспирантов и соискателей Челябинск 2014 ббк ю я 7 ч683 Одобрено


    Скачать 207 Kb.
    НазваниеУчебное пособие для аспирантов и соискателей Челябинск 2014 ббк ю я 7 ч683 Одобрено
    АнкорФилософия
    Дата10.11.2021
    Размер207 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаЧистов Философские проблемы социально-гуманитарные науки.doc
    ТипУчебное пособие
    #268056
    страница3 из 3
    1   2   3
    Глава 4. Проблема пространства и времени в социально-гуманитарном познании.
    Как известно, пространство и время являются всеобщими, универсальными формами бытия мира, которые фиксируют ритмику его бытия. Все свойства пространства и времени как формами бытия мира, которыми они обладают, присущи бытию человека, человеческой истории и конкретным обществам. Но они обозначаются понятием не физического пространства и времени, а социальными пространственными, временными отношениями в социуме, в истории, бытие человека и общества, в бытие культуры. Социально – историческое время обладает специфическими, особенными свойствами и характеристиками. Кратко их отметим:

    1. Социальное, историческое пространство и время, пространственно временные отношения возникают в процессе практической деятельности людей, направленной на реализацию своей жизни, своих человеческих потребностей и интересов, на утверждение себя как социально-духовных существ, а также создание особых предметных, духовных и социальных условий своего бытия. Эта деятельность приобретает коллективный характер. В силу чего люди вынуждены вступать в устойчивые отношения друг с другом, что и приводит к образованию социума, общества, в котором они только и могут утвердить себя как реальность. Смена видов деятельности, смена характера и содержания отношений в обществе влечёт за собой смену пространственно- временных отношений бытия и самих людей, и социумов. Само бытие людей и социумов приобретает событийный характер, творцами которых являются сами люди и посредством которых они и реализуют свою жизнь. Смена событий, их ритмика, направленность и задают социальному пространству и времени определённую протяжённость и длительность, ритмику бытия социумов и индивидов, с которыми они вынуждены считаться как с объективной, но и как с субъективно - объективной реальностью, в отличии от естественно-природной реальности. А если учесть, что люди наделены способностью к сознательной деятельности, то сочетание сознательности и стихийности в исторических событиях влияют и на характер пространственно – временного бытия людей, социумов и самой истории.2. Носителем пространственно- временных отношений являются люди, общество, социум. Отсюда пространственно – временные отношения и координации в социально – историческом процессе это есть отношения между людьми, обществами, социальной структурой, культурными сообществами, которые занимают определённое место в пространстве и времени истории и стремящиеся к бесконечности, к вечности своего бытия. Кроме того, люди не только реализуют свои потребности и интересы, свои цели, но осуществляют смыслы бытия, ими создаваемые и избираемые. Да и человеческая жизнь уникальна, неповторима, что также придаёт своеобразие пространственно – временным отношениям в социально – историческом процессе. 3. Социально – историческое время связано с бытием ценностей и ценностных ориентаций, которые обладают различными возможностями пространственно – временного бытия. Например, социальное пространство связано с распространением на определённую территорию конкретных ценностей и ценностных ориентаций. ( Общечеловеческих, этнических, духовных и культурных ценностей). Социальное время также связано с наличием в бытие различных ценностей, обладающих потенциально различной длительностью временного бытия. (Вечные ценности, ценности эпохи, ценности прошлого, настоящего и будущего). Всё это влияет на структуру социального пространства и времени, на ритмику человеческой истории, бытия социумов и конкретных индивидов. С этим связаны и противоречия, конфликтность социального пространственно - временного бытия, свидетелем которых является сама человеческая история. В реальном бытие человека и социума всегда наличествует единство прошлого, настоящего и будущего, приобретающего конкретную форму выражения.

    $1. Понятие и сущность хронотопа как конкретной формы единства пространственно – временного бытия человека и общества.
    Понятие хронотопа приобретает особое методологическое значение в социально – гуманитарном познании. Хотя бы потому, как мы выяснили в предыдущих разделах, что реальное бытие конкретного человека (как уникального существа и как социально-духовной личности) и бытие социума, да и человеческой истории, всегда связано с утверждением и изменением определённого мира ценностей, создаваемых посредством сознания и социально-духовной деятельности. Хронотоп приобретает конкретную форму измерения ритмики бытия человека и социума. Впервые это понятие ввёл А.А Ухтомский для характеристики бытия человека в пространстве и времени отношений между субъектом, конкретной личностью и внешней средой, в качестве которой и выступает тот или иной социум. М.М. Бахтин развил и уточнил значение этого понятия на примере анализа бытия художественных произведений и художественного творчества.

    Он характеризует хронотоп как конкретное выражение связи «между изображённым и изображаемым миром.». Применительно к социально – гуманитарному познанию, но особенно в гуманитарном познании, хронтоп позволяет выявить ритмику конкретных отношений между внутренней жизнью социального субъекта как уникальности и социальной средой, в которой он только и может утвердить свою конкретную реальность. Между человеком как живым существом и окружающей его социальной средой происходит обмен «веществ». Пока человек жив, « он не сливается (абсолютно) с этой средой, но если его оторвать то он умрёт» [ 3: 1, с. 402-403]. Можно говорить, как подчёркивает Бахтин, и о ничем не ограниченном вселенском хронотопе человеческой жизни. Последний возможен благодаря присутствию в ней виртуальных частиц вечности и бесконечности. [ 3, с.91.] . Я согласен с утверждением В.И. Зинченко, что «..активный (жизненный, творческий, вселенский) хронотоп как исторический процесс невозможен вне ценностного и смыслового измерения». [3,с.91].

    Применительно к социально - гуманитарному познанию хронотоп можно определить как понятие, посредством которого через призму бытия и изменчивость ценностей и ценностных ориентаций, исследователь может выявить конкретную содержательность бытия человека как не изолированной уникальности и конкретную реальность социума в социальном пространственно-временном измерении. В реальном бытие конкретного индивида понятие хронотопа позволяет ему практически осваивать пространственные и временные границы и ритмы бытия своей неповторимой жизни, а также ритмы социума и человеческой истории, вне которых он утвердить себя не может. Необходимо подчеркнуть, что хронотоп приобретает конкретную форму бытия в форме культуры, конкретно социальной или общечеловеческой, которая является конкретным выражением гуманизма и человечности, их состояния. Осваивая хронотоп , конкретный человек, личность приобретает опыт бытия, находит и осваивает своё место бытия в ритмике социальных и исторических процессов, чтобы не исчезнуть в них. Ибо понятие хронотопа позволяет уловить единство, диалектику субъективного о объективного в жизни конкретного индивида и конкретного социума. В этом, намой взгляд и состоит методологическое значение понятия хронотопа.
    Глава 5.Проблема рациональности, объективности и истинности в социально – гуманитарных науках.
    Рациональность, рациональное ( от лат.Ratio – разум) - деятельность разума посредством абстрактных понятий, направленная на выявление сущности каких либо явлений и закономерностей их бытия. Понятия, которые соответствуют содержанию объективных процессов природного или социального бытия, приобретают статус научных понятий. В философии науки рациональность понимается как совокупность норм, правил и методов познания, направленных на выявление сущности и законов бытия чего либо, без субъективного их искажения. Рациональность есть синоним научного знания, которое отрицает наличие сверхъестественных причин чего либо. Нерациональным, (иррациональным) [ от лат,- Irrationalis - недосягаемое для разумного объяснения ] мы называем процесс познания, тяготеющего к поиску сверхъестественных причин бытия чего либо. Иррациональное есть синоним антинаучного. Дж. Холтон подчёркивает, иррациональное есть заявка на ясное, всеохватывающее миропонимание, противоположное тому, что есть в современной науке. Как бы альтернатива науке. [См. подробнее:10]. Можно сказать, что антинаука – псевдонаука, преследующая какие – либо утилитарно- корыстные или политические цели.
    $1. Объяснение, понимание и интерпретация как познавательные формы в социально – гуманитарных науках.
    Рациональное в социально – гуманитарных науках есть выявление посредством понятий разума (научных понятий) мотивов и побуждений деятельности людей в определённых социально-исторических обстоятельствах, которые приводят к определённым тенденциям в развитии истории, социумов, человеческой жизни, которые можно предвидеть. В этом плане большую роль играют ценностный и ценностно - ориентационный подход. Здесь наличествует особая познавательная цель - выявить основания для сохранения бытия человека, человеческого рода и человеческой истории.

    В социально- гуманитарных науках принцип объективности знания, как признак истинности научного знания, обладает своей спецификой. В естестственно – научном познании объективность заключается в выявлении бытия сущности вещей так, как они существуют на самом деле, и причин их бытия без предпочтений и ценностных установок. В социально- гуманитарном познании также наличествует принцип объективности, который заключается в выявлении действительных побуждении и мотивов деятельности людей, которые и приводят к определённым последствиям и результатам. К тем событиям, которые являются результатом деятельности и в которых они вынуждены теперь действовать. Побудительные мотивы деятельности и выступают в качестве причины формирования социально гуманитарной, да и исторической реальности. Люди становятся причиной самих себя и причиной исторических событий, которые приобретают пространственно - временные измерения и характеристики и которые осуществляются уже по собственным законам, с которыми вынуждены считаться сами творцы событий, поскольку они приобретают необратимый характер и их уже нельзя отменить, Они приобретают характер объективных условий и обстоятельств, в которых люди вынуждены действовать и утверждать и себя как конкретную реальность.

    В социально гуманитарном научном познании, как и в любом виде научного знания, наличествует такая познавательная процедура как объяснение. В гуманитарном познании объяснение и есть выявление истинных мотивов деятельности конкретной личности, конкретного субъекта. В объяснении в гуманитарных науках без оценок и ценностных ориентаций обойтись вряд ли возможно, но без предпочтений и пристрастий. Нельзя говорить – «он поступил плохо или хорошо». Необходимо выявить действительные мотивы его действий, которые побуждают его поступать так, а не иначе. В социальных науках объяснение заключается в выявлении законов функционирования конкретного социума, тенденций в его развитии, которые являются плодом коллективных усилий людей, объединённых в определённый социум. Как любил выражаться по этому поводу Гегель, эти тенденции и события, являются результатом, параллелограммом действия множества воль, за которыми стоят реальные потребности и интересы людей, мотивирующие их деятельность. Эти события и тенденции приобретают также объективный характер, с которыми вынужден считаться сами творцы этих событий и тенденций. Ведь тенденция есть события в социуме, в истории, обретающие собственную направленность развития. События хотя и являются результатом деятельности людей и социумов, но, утвердившись как реальность, обычно говорят – событие состоялось, свершилось, обладают собственной энергетикой и силой. Они приобретают статус объективной реальности, независимой от творцов самих этих событий. Объяснение в данном случае и есть вскрытие их сути и действительного их содержания, которое не всегда совпадают с мотивами и побуждениями творцов этих событий.

    Особое значение в социально – гуманитарном познании приобретает проблема истинности научного знания, критериев истинности знания. В естественно научном познании под истиной понимается «…знание, соответствующее действительности», основанное на фактах, не противоречит фактам, как достоверным свидетельствам объективной сущности вещей и явлений, в силу чего «содержание, которого несомненно и общезначимо для всех (или, по крайней мере, для профессионалов»), доказано и не противоречит доводом разума. [7, с.59]. Принцип соответствия является необходимым признаком любого научного знания, в том числе и социально – гуманитарного знания. Истина в социально – гуманитарном познании есть такое содержание знаний, которое соответствует историческим фактам ( конкретным историческим событиям в хронологическом измерении), реальным конкретно- историческим условиям и обстоятельствам деятельности людей, действительным мотивам деятельности людей и не искажающих тенденции в исторических событиях. В социально – гуманитарном познании истинность сопрягается с понятием правды, правдивости, как дополнительного критерия истинности научного знания. В естественных науках правдивость тоже, что и истинность. Правдивость в естественных науках есть соблюдение интеллектуальной честности, не допускающей искажения и подтасофки фактов. Несомненно, интеллектуальная честность необходима и для социально – гуманитарного знания. Но правдивость, правда в социально – гуманитарном познании, означает, на мой взгляд, выявление в исторических событиях и действиях людей наличие в побудительных мотивах деятельности людей принципов добра и блага. Поскольку наличие, утверждение и развитие нравственных ценностей, добра и блага в социально – исторических процессах есть важнейший критерий исторического прогресса в целом и социального прогресса в частности. Ибо с утверждением нравственных ценностей деятельность людей приобретает созидательный, а не разрушительный характер, направленная на ограничение сил зла, сфер его действия как в конкретных исторических событиях, конкретных социумах, так и в человеческой истории в целом. Принцип правды, правдивости позволяет выявить степень ценности человеческой жизни как таковой и абсолютной ценности отдельной личности, создания необходимых условий для полноты проявления её уникальности. Это и есть выражение гуманистического потенциала человеческой истории и конкретного социума. Здесь уместен поэтический афоризм выдающегося поэта, нашего соотечественника Андрея Вознесенского: «Все прогрессы реакционны, если рушится человек!».

    Принцип истинности научного знания, сопряжённого с принципом правды и правдивости приобретает особое методологическое значение в анализе сущности социально- культурных феноменов, посредством которых конкретные индивиды, этносы, народы определяют и утверждают свою идентичность. Вот почему диалог культур позволяет культуре как таковой сохраняться как универсальной ценности, как неотъемлемой стороны бытия человеческой истории, социумов и отдельной личности.

    Особую роль в социально – гуманитарном познании играет понимание как рациональная форма постижения сущности социально – исторических процессов, бытия социумов, которые, как мы указывали выше, являются результатом деятельности самих людей. Люди, прежде чем действовать, опираясь на сознание, предварительно мысленно проговаривают свои действия и цели, которые они преследуют в процесс своего действия. Человек оборачивает свои побудительные мотивы деятельности в различные языковые выражения, чтобы придать им определённый смысл и значение, которые и опредмечиваются в реальных исторических событиях и процессах, творцами которых являются сами люди. Так появляется язык истории, социальных процессов, язык реальной человеческой жизни. Вот здесь и появляется такой феномен рационального познания в социально – гуманитарных науках как понимание. Оно имеет особое значение, когда учёный сталкивается с документальными свидетельствами тех или иных исторических событий, поступками конкретных личностей, процессов в том или ином конкретном социуме. «Понимание, - как отмечает С.А. Лебедев, - нахождение или приписывание смысла любым материальным или идеальным предметам ( вещам, объектам, символам, понятиям, когнитивным системам), а также действиям людей». [ 7, с.132]. Понять «это значит, что вдруг становится совершенно прозрачным причины, по которым он говорит то, что говорит» - подчёркивает Г. Гадамер [2,.с.45]. Понимание в социально – гуманитарном познании позволяет схватить действительные причины, смысл и содержание реальных социально – исторических процессов, бытия социума, смысл и сущность конкретной личности во всей его уникальности.

    $ 2. Проблема соотношения веры, сомнения и истины в социально-гуманитарных науках. Их познавательные и конструктивные возможности.

    Особое место и роль в социально – гуманитарном познании, да и в любом виде научного познания, принадлежит такому феномену, как вера. Есть различные версии понимания, что такое вера. Так, например, С.А. Лебедев рассматривает веру как «принятие чего – либо как существующего или истинного без достаточных для этого логических, эмпирических и теоретических оснований или вообще без ссылки на какие – либо основания» [7, с. !7]. В широком смысле я определяю веру, как убеждённость человека в существовании того, без чего невозможно его бытие. Так вера открывает такую сферу бытия, над которой и может поразмышлять разум. Вера как бы открывает объект, предмет познания, над которым размышляет разум, который и есть инструмент производства знания об этом объекте или предмете. Вера как бы предваряет сам процесс познания, но сама знания не даёт. Поэтому она является необходимым компонентом научной познавательной деятельности, в том числе социально – гуманитарного научного познания. Поэтому ещё Августин Блаженный, что между верой и разумом наличествует сложная взаимосвязь, которую он выразил в афоризме: Вера без разума слепа, а разум без веры пуст. В тоже время необходимо различать научную веру от ненаучной. Научная вера исходит из наличия определённого эмпирических фактов, позволяющих сделать выводы о возможных реальных тенденциях в социально – исторических процессах, хотя нет полноты проявления самих этих тенденций. В то время как ненаучная вера базируется на представлении о существовании сверхъестественной реальности бытия чего – либо или наличия сверхъестественных причин и начал бытия чего либо. Научная вера позволяет создавать вероятностное знание, теоретическую модель естественно природных процессов (вера многих современных учёных в модель Большого взрыва), но и вероятностное знание о реальных социально – исторических процессах или ожидаемых процессов в социуме, на основе выявления побудительных мотивов в деятельности людей. Вера выступает в научном познании проявлением интуиции, как фактора творческого характера научной познавательной деятельности. Кроме того, вера учёного в наличие у него творческих предпосылок и способностей к производству научных знаний, способствует целенаправленному характеру самой научной деятельности.

    Необходимым компонентом в социально - гуманитарном познании является сомнение. Сомнение есть проявление неуверенности в достижении истинного знания в конкретных условиях и обстоятельствах. Применительно к социально – гуманитарному познанию сомнение выражается в неуверенности субъекта познания возможности реализации каких – либо исторических целей и исторических задач, проблем, которые выдвигает конкретно историческая ситуация, условия и обстоятельства, в силу отсутствия в них очевидных необходимых объективных и субъективных предпосылок. Сомнение является инструментом преодоления догматизма в социально – гуманитарном научном познании. Одновременно сомнение есть проявление критического отношения к самим социально- историческим процессам. Сомнение как элемент познавательного процесса обладает определённой структурой. Первым элементом выражения сомнения в социально – гуманитарном познании является критическое рассмотрение побудительных мотивов, побуждающих людей как исторических субъектов к определённой деятельности, порождающие определённые исторические события, которые в познании подвергаются реконструкции. Во – вторых, сомнение связано с отсутствием достоверных знаний о необходимых условиях и обстоятельствах для достижения и осуществления конкретных исторических целей и решения конкретных исторических задач, без которых социально – исторические события и процессы утрачивают свою определённость и содержательность. В – третьих, сомнение выражается в неуверенности (психологический фактор сомнения) в том, что ты будешь понят коллегами и современниками. Это есть незримый момент нравственности и честности субъекта познания. Только циники не боятся этого, поскольку они преследуют сугубо утилитарные цели, например, добиться популярности и известности, с целью извлечения выгоды для себя. В – четвёрых, сомнение связано с отсутствием чётких ценностных ориентаций в научных исследованиях, что приводит к произвольным оценкам сущности социально – исторических процессов. Познающий субъект скорее выполняет чужой заказ на исследование и понимание сущности реальных социально – исторических процессов и событий, выгодный заказчику. Я бы назвал такое мышление познающего субъекта завербованным мышлением, лишённого суверенности и ответственной свободы в процессе познавательной деятельности. Поэтому сомнение является, на мой взгляд, необходимым компонентом творческого характера научного познания вообще и социально- научного познания в частности. В этом состоит принципиальное различие между научным познанием и религиозном познанием, в котором налагается запрет на сомнение в истинности религиозных догматов, не подлежащих никакому пересмотру.

    Библиография


    1. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет. - М., Художественная литература, 1975.

    2. Гадамер Г.Г. Актуальность прекрасного. – М., Искусство, 1991.

    3. Зинченко В.П. Ценности в структуре сознания.// Вопросы философии, № 2, 2011.

    4. История и философия науки. ( Философия науки), 2-е издание, под. редакцией Ю.В. Крянева, Л.Е. Моториной. – Москва, Альфа-М, ИНФРА-М, 2012.

    5. Каган М. С. Человеческая деятельность. – М., ИПЛ.1974.

    6. Кессиди Ф.Х. Сократ – М., Мысль, 1976.

    7. Лебедев С.А.Философия науки, Терминологический словарь. – М., Академический проект, 2011.

    8. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е издание. – М., Политиздат, 1955 – 1981, т. 4.

    9. Мертон Р. Амбивалентносиь учёного – М., наука,1965.

    10. Холтон Дж. Что такое антинаука?// Вопросы философии, №2, 1992.

    11. Философский энциклопедический словарь .–М.,Советская энциклопедия, 1983.

    12. Франкл В. Человек в поисках смысла. – М., Прогресс, 1990.

    13. Чистов Г.А. Философия бытия человека в мире духовных и эстетических ценностей. – Челябинск, ЧГТУ, 1996.





    1   2   3


    написать администратору сайта