Главная страница
Навигация по странице:

  • Тема 4.1 Универсализация мировой культуры и рост значимости ее национальных особенностей в современном мире

  • Требования к знаниям и умениям: Иметь представление

  • Уметь

  • Основные мировоззренческие установки постмодернизма

  • Центральная проблема постмодернизма – проблема языка и концепция знака

  • Постмодернизм и системный кризис культуры

  • СМИ и массовая культура Сравнительно новой областью исследования для филосо­фии является и феномен массовой культуры

  • Универсализация или вестернизация культуры

  • Развитие национальных культур

  • Культурные традиции России

  • Вопросы для самопроверки

  • УМК-История. Учебное пособие Для студентов дневного и заочного


    Скачать 1.54 Mb.
    НазваниеУчебное пособие Для студентов дневного и заочного
    АнкорУМК-История.doc
    Дата28.02.2017
    Размер1.54 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаУМК-История.doc
    ТипУчебное пособие
    #3214
    страница17 из 19
    1   ...   11   12   13   14   15   16   17   18   19

    Раздел IV. Роль науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций

    Тема 4.1 Универсализация мировой культуры и рост значимости ее национальных особенностей в современном мире


    Краткое содержание: Постмодернизм и его мировоззренческие установки. Центральная проблема постмодернизма – проблема языка и концепция знака. Постмодерн в искусстве. Постмодернизм и системный кризис культуры. СМИ и массовая культура. Универсализация или вестернизация культуры? Развитие национальных культур. Культурные традиции России

    Требования к знаниям и умениям:

    Иметь представление: о проблемах развития национальных культур и культурных традиций России

    Знать: основные мировоззренческие установки постмодернизма как отражения кризиса культуры

    Уметь: ориентироваться в направлениях и тенденциях развития мировой культуры начала XXI века

    Постмодернизм и его мировоззренческие установки

    Для духовной жизни конца XX века были характерны попытки найти новые средства постижения процессов общественного развития и роли в них отдельной личности. Хрупкость мира, угроза вселенской катастрофы и беспомощность человека перед глобальными проблемами цивилизации породили такое явление современной культуры, как постмодернизм.

    Постмодерн - социологическая и историко-философская концепция восприятия мира в эпоху постиндустриализма, критикующая идеи систем­ности и логичности. Постмодернизм - радикальное направление, характеризующее переходное состояние современной культу­ры. Буквально слово «постмодерн» обозначает нечто, следующее по­сле модерна. При этом «модерн» здесь употребляется как ком­плекс идей, характерных для Нового времени (XVII –XX вв.) Таким образом, постмодерн - это современная эпоха в мировой культуре, кото­рая призвана завершить многовековую эпоху Нового времени.

    Насколько неясны пока и размыты тенденции развития мирового сообщества, настолько и их культурное воплощение, постмодернизм - явление неопределенное, с неясными мировоззренческими установками, с плохо просматриваемыми сюжетными линиями и другими подобными характеристиками. Основные мировоззренческие установки постмодернизма:

    • Агностицизм (неверие в возможность познания истины.) Наука - это лингвистические игры и выверты, а истины - общепринятые суждения, никак не совпадающие с реальностью.

    • Прагматизм (нацеленность на практический результат.) Критерий интеллекта - успех, а единственное выражение успеха в современном обществе - богатство.

    • Эклектизм (искусственное и бессистемное соединение разнородных стилей, идей, взглядов и т. п.) В стремлении не к истине, а к успеху возможно использование и смешение самых разных способов, стилей и методик. Таким образом, лучшим отражением действительности становится коллаж, музейная коллекция, «сочетание несочетаемого».

    • Анархо-демократизм (непостижимость истины превращает любые объединения, включая государственные, в насилие над свободно мыслящей личностью).

    Центральная проблема постмодернизма – проблема языка и концепция знака

    Постмодернизм изначально являлся критикой структура­лизма - течения, ориентированного на анализ формальной структуры социальных и культурных явлений. По мнению структуралистов, смысл любого знака (слова в языке, обычая в культуре) зависит не от человека и не от предметов реального мира, а от связей этого знака с другими знаками.

    В наиболее явном виде критика структурности проявилась в теории деконструкции французского философа Жака Деррида (1930-2004). По его мнению, в мире нет ничего жестко зафиксированного, все можно деконструировать, т.е. рассмотреть по-новому, без давления чьего-либо авторитета и традиционной логики мышления.

    Другой крупный постмодернист - Мишель Фуко (1926-1984) - писал о речевых практиках, довлеющих над человеком. Под ними он понимал совокупность текстов, наборы строгих терминов, по­нятий, характерных для какой-то сферы человеческой жизни, в особенности для науки. Способ организации этих практик - систему правил, предписаний, запретов - Фуко назвал дискур­сом. Дискурс, в том числе научный, является насилием, формой контроля над сознанием и поведением человека. Насилие и жесткий контроль - это проявление власти над человеком. Поэтому знание есть выражение власти, а не истины.

    Французский теоретик постмодернизма Жан Франсуа Лиотар (1924-1998) писал, что современность - это эпоха смешения различных стилей жизни. В России, например, человек может слушать панк-рок, носить итальянскую (а гораздо чаще - китайскую) одежду, ут­ром ходить в «Макдоналдс», днём зайти в пельменную, а вечером - в японский ресторан и т.д.

    Американский философ Ричард Рорти (1931-2007)полагает, что истинно только то, что полезно, любой текст толкуется с точки зрения потребностей личности и солидаризации общества. Высшие идеологические истины заменяются свободным общением и приоритетом «общего интереса», социальный контроль - симпатией и до­верием, закономерность - случайностью. Человек должен с иронией осознавать иллюзорность и ограниченность любых - чужих и своих - убеждений и потому быть терпимым к любому инакомыслию и чуждости.

    Академическая наука резко критикует взгляды постмо­дернистов, однако нельзя не признать, что именно постмодернизм сумел точнее всего описать изменчивый и непостоянный мир современности с его эклектикой и недоверием к любым глобальным проектам.

    Постмодерн в искусстве

    К осознанию пустоты и иллюзорности окружающих нас об­разов и к пониманию того, что все когда-то было сказано, при­ходит и искусство XX в. В это время реализм, пытавшийся как можно точнее изо­бражать реальность, сменяется модернизмом. Модернизм поначалу искажает реальность (в работах кубистов, сюрреа­листов и др.). Крайняя степень искажения, не имеющая почти ничего об­щего с реальностью, представлена, например, в «Черном квадрате» Кази­мира Малевича. В 1960-е гг. искусство полностью отвергается, заменяясь «концептуальными построениями». Так, Дамьен Хирст выставляет мерт­вую овцу в аквариуме. Дмитрий Пригов делает бумажные гробики из лис­тов со своими стихами и торжественно хоронит их непрочитанными. По­являются «симфонии тишины» и поэмы без слов.

    По мнению итальянского философа и писателя Умберто Эко (р. 1932), именно этот тупик, к которому пришло искусст­во, привел к появлению новой эпохи постмодерна. Эко писал, что «наступает предел, когда авангарду (модернизму) даль­ше идти некуда. Постмодернизм - это ответ модернизму: раз уж про­шлое невозможно уничтожить, ибо его уничтожение ведет к немоте, его нужно переосмыслить, иронично, без наивности». Постмодер­низм, таким образом, отказывается от разрушения реальности (тем более что она уже разрушена), а начинает с иронией переосмысливать все, что было сказано раньше. Искусство постмодернизма становится набором цитат и отсылок к прошлому, смесью высоких и низких жан­ров. Все, что ко­гда-то воспринималось серьезно, теперь воспринимаются с улыбкой – как наивные иллюзии и прекрас­нодушные утопии.

    С определенной долей условности можно говорить и о демократических тенденциях постмодернизма. Г. Маркес, И. Калвино в литературе, С. Беккет в театре, Р.В. Фасбиндер в кино, Т. Райли, Ф. Глас в музыке, Ш. Мур, Д. Диксон, Г. Голейн в архитектуре, Р. Китаж в живописи создают ауру «другого искусства», чья эстетическая ценность соотносится с мастерством автора, аллегоризмом и этической направленностью.

    Постмодернизм и системный кризис культуры

    Постмодернизм есть реакция, притом реакция негативная, критическая, на модернизм и просвещенческий разум, составляющий его ядро. Ему свойственна критика всего, что составляет основу культурной традиции Нового времени. Современная культура оказалась в итоге совершенно несостоятельной, все ее притязания: и на открытие законов, и на универсальность, и на прогресс обернулись для современной цивилизации системным кризисом. Постмодернизм ищет выход из этой ситуации, подвергая модернистские культурные ценности последовательной критике. Да, благодаря разуму наша жизнь стала более комфортной и приятной, но одновременно и более ненадежной, опасно хрупкой, духовно выхолощенной. Да, наши жилища являют собой образец функциональной целесообразности, но та же функциональная целесообразность была заложена в крематориях Освенцима и Бухенвальда. Да, мы проникли в глубины вещества, постигаем субатомный мир, но в то же время, пройдя через кошмары Хиросимы и Нагасаки, через трагедию Чернобыля в 1986г.и Японии в 2011г., наше существование стало еще более негарантированным, зыбким и случайным. Оказывается, чудовища рождает не только сон разума, но и его бодрствование. Разум сделал более совершенной и благородной нашу жизнь, однако он же и стал источником многих бед, страданий и болезней XXI века.

    СМИ и массовая культура

    Сравнительно новой областью исследования для филосо­фии является и феномен массовой культуры - культуры, при­способленной к вкусам широких масс людей, технически тира­жируемой в виде множества копий и распространяемой с помощью современных коммуникационных технологий - те­левидения, радио, интернета.

    В конце XX в. массовая культура начала играть важную роль в экономике и идеологии. Однако эта роль довольно неодно­значна. С одной стороны, массовая культура позволила охва­тить широкие слои населения и приобщить их к достижениям культуры, переданным в простых и понятных всем образах, а с другой - она создала мощные механизмы манипуляции общественным мнением и формиро­вания усредненного вкуса.

    К основным составляющим массовой культуры от­носятся:

    • средства массовой информации (СМИ), которые делятся на печатные (газеты и журналы) и электронные (радио, телевидение, интернет). Массовая культура первоначально формировалась именно в сфере информационной индустрии - «желтой прессе» XIX - начала XX в. Время показало высокую эффек­тивность СМИ для манипу­лирования общественным мнением. Как правило, «эксперты» и «специалисты» этой индустрии формируют мнения публики в интересах заказчика, а их прогнозы имеют мало общего с на­стоящей наукой;

    • индустрия досуга - кинофильмы, развлекательная литература, эстрадный юмор с максимально упрощенным содержанием, поп-музыка и т.д.;

    • систему формирования массового потребления, центром кото­рой являются реклама и мода. Потребление здесь предстает безостановочным процессом и важнейшей целью существования человека. По словам немецкого психолога Эриха Фромма, в потребитель­ском обществе человека начинают определять не потому, кто он есть, а по тому, что он имеет;

    • тиражируемая мифология – от мифа об «американской мечте», где нищие прев­ращаются в миллионеров, до мифов о «национальной исключительности» и особых добро­детелях одного народа по сравнению с другими. Как и во всякой мифологии, интеллект здесь заменяется эмоциями, что привлекает легковерных людей, не склонных к размышлениям.

    Массовая культура проникает во все области «высокой культуры», смешиваясь с ней. Пока невозможно определить, снизит при этом массовая культура общекультурный уровень или напротив - поднимет­ся сама на более высокий уровень.

    Универсализация или вестернизация культуры?

    Всеобщие процессы глобализации вызывают необходимые и глубокие перемены в деле сближения и взаимосотрудничества народов и государств. Мир объединяется с целью решения межгосударственных или локальных региональных проблем. Этому сопутствуют процессы вестернизации культуры. Фактически, вестернизация есть не что иное, как политика США, направленная на установление мирового господства, в том числе и средствами культуры (мода, информация, шоу-бизнес, массовая культура и т.д.), на уничтожение национальной культурной самобытности, культурного разнообразия, для облегчения реализации своего культурного продукта на мировом рынке с целью его полного завоевания. Вестернизация душит национальные культуры («фастфуд» вытесняет привычную пищу, английский язык все более активно входит в жизнь культурной элиты), причем глобализация стремится к обыденно-культурной и языковой унификации, как правило, на примитивном уровне.

    Противовесом вестернизации выступает универсализация культуры - процесс взаимовлияния культур, формирование необходимых для этого культурных норм, ценностей общих для большинства культур различных стран мира.

    Постепенно исчерпывается роль Запада как мироисторического субъекта. Симптом этого исчерпания проявляется в осознании Западом того, что его культура уже не есть безусловный и доминирующий центр мира, что он признает необходимость «других миров» (как это выражено постмодернистским культурным сознанием). Именно постмодерн способствовал пониманию универсальности как результата усложнения межцивилизационных связей. Универсализация подразумевает равенство партнеров, возможность ведения «равноправного диалога». В русле именно такого мышления и могут решаться конкретные глобальные проблемы.

    Развитие национальных культур

    Настаивая на целостности мировой культуры, постмодернизм пропагандирует бесконфликтный, плюралистический подход к другим видам искусства, особенно народному.

    Культурная глобализация имеет противоречивые последствия:

    • С одной стороны, она приводит к популяризации отдельных видов национальной культуры по всему миру.

    • С другой стороны, популярные международные культурные явления могут вытеснять национальные или превращать их в интернациональные. Многие это расценивают, как утрату национальных культурных ценностей и борются за возрождение национальной культуры.

    Выход здесь видится во взгляде на модернизацию не как на радикальную перемену знаков развития и всех ценностей, а как на технику, технические приемы, которые, с одной стороны, позволяют развиваться стране, а с другой - позволяют ей сохранить свойства нации, ее особенности. Без такой идеологии национального согласия невозможно ни развитие, ни модернизация, ни ее современная форма - постмодернизация. Отсутствие такой общенациональной идеологии, общей цели - центральная проблема сегодняшней России.

    Культурные традиции России

    Россия - государство многонациональное. В Российской Федерации помимо русских, составляющих около 80% населения, проживает свыше 180 других народов. В историческом плане доминирует русская культура, однако это доминирование никогда не было полным. Важную роль в развитии культуры России играют культура Украины, Белоруссии, а также крупных народностей России, таких как татары, башкиры, калмыки и другие.

    Где можно встретить отголоски народных традиций в современной жизни? В настоящее время существует много литературы, посвященной народным традициям: это и научная литература, ориентированная, в основном, на культурологов и этнографов, и литература развлекательного характера (сказки, гадания, рецепты блюд и т. п.). На государственном уровне обсуждаются вопросы не только финансирования, но и способы сохранения народной культуры. Широко отмечаются народные праздники - русская масленица, татарский сабантуй и многие другие. Существуют театры национальной культуры инародные коллективы. Ярмарки издревле были неотъемлемой частью народной культуры, сегодня они модифицировались в специализированные выставки-продажи изделий народных промыслов. Одними из главных хранителей народных традиций являются музеи.

    Нельзя недооценивать роль культуры в развитии нашей страны, ведь в ней закреплен весь накопленный веками опыт практической и духовной деятельности, через нее формируются важнейшие национальные идеалы, моральные принципы и нравственные установки. Идеология согласия в отношении модернизации, а точнее постмодернизации - развития для выживания, сохранения, преумножения национальных культур создают нашу общенациональную способность к тому, чтобы Россия заняла достойное место среди стран - мировых лидеров!

    Вопросы для самопроверки:

    1. Каковы основные мировоззренческие установки постмодернизма?

    2. Насколько идеи постмодернистов соответствуют Вашим индивидуальным представлениям о состоянии современной мировой и российской культуры?

    3. Какое влияние оказывает массовая культура на современного человека?

    4. В чем заключается опасность вестернизации культуры?

    5. Какие традиции народов нашей страны можно наблюдать на территории Челябинской области?
    1   ...   11   12   13   14   15   16   17   18   19


    написать администратору сайта