Главная страница
Навигация по странице:

  • Требования к знаниям и умениям: Иметь представление

  • Развитие гражданского общества и разнообразие общественных организаций

  • Особенности становления гражданского общества в России

  • Постматериальные ценности – основа развития гражданского общества

  • Роль религии в современном обществе Религия

  • Роль религии в жизни современного общества

  • Многообразие религий и единство человечества

  • Экуменическое движение, экуменизм

  • Религиозный экстремизм Самый большой и опасный негативный результат приносил в прошлом и приносит сейчас фанатический элемент внутри религий. Фанатизм

  • Возрождение религии в постсоветской России

  • Вопросы для самопроверки

  • УМК-История. Учебное пособие Для студентов дневного и заочного


    Скачать 1.54 Mb.
    НазваниеУчебное пособие Для студентов дневного и заочного
    АнкорУМК-История.doc
    Дата28.02.2017
    Размер1.54 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаУМК-История.doc
    ТипУчебное пособие
    #3214
    страница18 из 19
    1   ...   11   12   13   14   15   16   17   18   19

    Тема 4.2 Церковь и гражданское общество
    в конце XX – начале XXI века


    Краткое содержание: Развитие гражданского общества и разнообразие общественных организаций. Постматериальные ценности – основа развития гражданского общества. Роль религии в современном обществе. Многообразие религий и единство человечества. Экуменизм. Религиозный экстремизм. Возрождение религии в постсоветской России

    Требования к знаниям и умениям:

    Иметь представление: о роли религии в современном обществе и опасности религиозного экстремизма

    Знать: что означают понятия гражданское общество, постматериальные ценности, экуменизм, экстремизм.

    Уметь: ориентироваться в основных проблемах функционирования церкви и гражданского общества в Российской Федерации в конце XX – начале XXI века

    Развитие гражданского общества и разнообразие общественныхорганизаций

    Политическая власть с целью своего упрочения создает политическую систему и ее основу - государство. Каким путем пойдет развитие государства - во многом зависит от уровня развитости гражданского общества.

    Гражданское общество- это негосударственная часть общественно-политической жизни; это совокупность общественных отношений, формальных и неформальных структур, обеспечивающих условия политической деятельности человека, удовлетворение и реализацию разнообразных потребностей и интересов личности и социальных групп и объединений.

    Гражданское общество – это связующее звено между гражданином и государством. В нем осуществляется повседневная политическая жизнь людей.

    Рассмотрим структуру гражданского общества. Выделяют три его основные сферы: экономическую, социально-политическую и духовную.

    В экономической сфере структурными элементами граждан­ского общества являются: все формы и виды предприятий и организаций, которые созданы гражданами в области хозяйственно-экономической деятельности на основе добровольного объединения, без участия государства (коллективные хозяйства, кооперативы, част­ные предприятия и акционерные общества,союзы нефтяников, газовиков, предпри­нимателей, ассоциации банков и др.).

    Социально-политическая сфера гражданского общества вклю­чает в себя: различные формы общественно-политической активнос­ти граждан (митинги, собрания, демонстрации); обществен­ные, политические организации и движения (профсоюзы, общества для оказания содействия социально незащищенным и малообеспеченным слоям населения, партии и др.); органы об­щественного (местного) самоуправления; негосударственные средства массовой информации. Ее традиционными элемента­ми являются: семья, социальные группы и общности.

    Духовная сфера гражданского общества непосредственно свя­зана с нравственно-духовным развитием людей, их науч­ным и художественным творчеством, культурой. (союзы писателей, художников, композиторов; научные сообщества; культурные и просветительские организации; негосударствен­ные образовательные учреждения; церковь, религиозные орга­низации и духовные движения).

    Особенности становления гражданского общества в России:

    1.Россия вступила на путь строительствагражданского общества значительно позднее стран Западной Европы и США. В качестве точек отсчета можно считать отмену крепостного права в 1861 году, реформы судебной системы и местного самоуправления, проведенные Александром II. Некоторые ученые считают прообразом гражданского общества Новгородское вече и крестьянскую общину.

    2. Складывание многопартийности в России пришлось на начало XX века - также позднее, чем в странах Западной Европы и США.

    3. Российские традиции совместного, коллективного решения задач и проблем способствовали становлению гражданского общества.

    4. В СССР действовали элементы гражданского общества (профсоюзные и добровольные общества, женские, молодежные, творческие и др.организации), но они контролировались госструктурой - Коммунистической партией Советского Союза.

    В настоящее время в России действуют следующие элементы гражданского общества:

    • политические партии и движения;

    • массовые общественные организации;

    • ассоциации производителей и общества потребителей;

    • религиозные организации;

    • этнические общности, землячества и культурно-национальные организации и центры;

    • творческие союзы и организации;

    • спортивные объединения.

    Важнейшей политической функцией гражданского общества является участие в формировании государственных органов. В Российской Федерации действует одна из самых демократичных и прогрессивных избирательных систем.

    В соответствии с Федеральным законом РФ «Об Общественной палате Российской Федерации» от 4 апреля 2005 года № 32 была сформирована Общественная палата РФ. Общественная палата избирается каждые два года и осуществляет взаимодействие граждан с органами государственной власти и местного самоуправления в целях учета потребностей и интересов граждан, защиты их прав и свобод при формировании и реализации государственной политики, а также осуществляет общественный контроль за деятельностью органов власти. 

    Народный фронт, созданный в 2011 году по инициативе Владимира Путина, призван сплотить организации и людей, которые едины в стремлении укрепления России и в желании находить оптимальные решения для существующих проблем.

    Постматериальные ценности – основа развития гражданского общества

    На протяжении истории большинство людей было серьезнейшим образом озабочено угрозой суровых экономических лишений, а то и голода. Благодаря росту промышленного производства ряд государств вступил в эпоху модернизации, которая сконцентрировалась на быстром экономическом росте как наилучшем способе достижения максимального выживания и благополучия. В развитых индустриальных государствах эта цель была достигнута.

    Видный американский социолог Рональд Инглхарт в своей работе «Постмодерн: меняющиеся ценности и изменяющиеся общества» отмечает, что марксистская идеология была чрезвычайно влиятельным руководством для объяснения перехода от аграрного общества к обществу «модерна», или индустриальному обществу. Но она, по его мнению, устарела для анализа общества «постмодерна». В обществе, обеспокоенном прежде всего экономической и физической безопасностью, для людей прежде всего важны ценности материалистические: поддерживать порядок в государстве, бороться против роста цен, поддерживать высокий уровень экономического роста, обеспечить стране надежную оборону, поддерживать стабильную экономику, бороться с преступностью. Исторически беспрецедентная степень экономической безопасности, какую узнало послевоенное поколение в индустриальных обществах, вела к постепенному сдвигу приоритета от материальныхх ценностей к ценностям постматериальным, когда на первый план выдвигаются самовыражение и качество жизни. У людей, живущих в постиндустриальном обществе, обществе постмодерна, на первый план выдвигаются возможность большего участия в решениях правительства, защита свободы слова, принятии решений на работе и по месту жительства, желание сделать города и села более прекрасными, стремление к более дружелюбному, менее безличному обществу, к обществу, где идеи значат больше, чем деньги. Таким образом, постматериальными являются такие ценности, как жизненная мудрость, равенство, внутренняя гармония, чувство собственного достоинства, экологическая безопасность, комфортная жизнь, признание, уважение, полноценная любовь, надежная семья, дружба, счастье, удовольствие, свобода, воодушевление, спасение души, красота, мир во всем мире. После того, как человек перестает задумываться о ежедневной добыче хлеба насущного, для него на первый план выдвигаются потребности постматериальные, т.е. потребности в признании, самоутверждении, лидерстве, в самовыражении, творческом использовании своих навыков, способностей и умений, в эстетическом удовлетворении и т.д.

    Полемика с марксизмом выглядит странно, ведь именно Карл Маркс писал о том, что самым главным богатством человека является свободное от тяжкой изнурительной работы время, дающее пролетарию возможность развиваться в полноценную творческую личность.

    Нашему обществу, где практически отсутствует средний класс и 14% населения живет за чертой бедности, до постиндустриальной стадии еще достаточно далеко. России есть, к чему стремиться, ведь ценности постмодерна получат наибольшее распространение в обществах, где уровень богатства и степень уверенности в будущем - наивысшие; для населения скудно живущих обществ на первый план будут выдвигаться по преимуществу ценности выживания.

    Роль религии в современном обществе

    Религия (от латинского religio - святыня, набожность) - внутренняя убежденность в существовании сверъестественной высшей силы - Бога (или богов), который является предметом поклонения.

    Роль религии в жизни современного общества:

    • Создает религиозную картину мира и способствует осмыслению места человека в нем

    • Восполняет ограниченность, зависимость, бессилие людей

    • Упорядочивает определенным образом помыслы, стремления людей, их деятельность

    • Способствует развитию культуры общества - письменности, книгопечатания, искусства, а также осуществляет передачу накопленного наследия от поколения к поколению

    • Объединяет общество или какие-то большие социальные группы 

    • Узаконивает некоторые общественные порядки

    Многообразие религий и единство человечества

    Некоторые горячие головы считают, что в эпоху глобализации объединяющееся человечество нуждается в новой глобальной синтетической религии, созданной на основе синтеза основных мировых вероисповеданий (прежде всего христианства, ислама, иудаизма, буддизма и индуизма). В сущности, речь идёт о внешнем, искусственном соединении фрагментов или элементов разнородных учений. До синтеза религий в обозримом будущем дело не дойдёт по одной причине - человечество слишком неоднородно. Пока существуют разные цивилизации, неизбежно будут существовать разные религиозные системы.

    Тем не менее, несмотря на многообразие религий и их внешнюю непримиримость, все они имеют общие стержень и корень, что вовсе не удивительно, если учесть единство человечества и общность его материальной и духовной истории. Изучение этой общности чрезвычайно важно, поскольку оно показывает, что несмотря на все проблемы взаимоотношений различных религий, между ними существует множество общих точек соприкосновения. Более того - благодаря различиям в подходах, религии иногда дополняют друг друга и подчеркивают различные аспекты высшей истины. Наиболее известным движением за преодоление разногласий среди христиан является экуменизм.

    Экуменическое движение, экуменизм (от греч. oikumene – обитаемый мир, Вселенная) - движение христианских церквей за устранение разобщённости между ними и сплочение церковных сил в международном масштабе.
    Экуменическое движение окончательно организационно оформилось на Всемирной ассамблее церквей в Амстердаме (1948 г.), где был создан Всемирный совет церквей (ВСЦ) - руководящий орган экуменического движения. Штаб-квартира Совета расположена в Женеве (Швейцария). Русская православная церковь является членом Всемирного Совета Церквей, но относится к его деятельности очень настороженно, поскольку там принимаются коллегиальные решения, на которые православные не могут влиять из-за своего меньшинства в ВСЦ.
    Религиозный экстремизм

    Самый большой и опасный негативный результат приносил в прошлом и приносит сейчас фанатический элемент внутри религий. Фанатизм есть поведение, когда люди во имя своих мировоззренческих убеждений приносят вред себе или другим людям и даже совершают преступления. Крайней формой религиозного фанатизма следует считать религиозный экстремизм (лат. extremus – крайний, последний) - приверженность к крайним взглядам и мерам в стремлении переустройства мира в соответствии с религиозной фанатической идеологией, в том числе путем применении насилия к инакомыслящим.

    В наше время СМИ наиболее часто говорят об исламских радикалах, которые, во имя чистоты веры, как они ее понимают, выступают против традиционного российского ислама, как он сложился в нашей стране на протяжении столетий. В последние десятилетия религиозный экстремизм все чаще обращается к террору как средству достижения своих целей. Многочисленные факты такого рода мы наблюдаем в Чечне, Узбекистане, Югославии, Ольстере, на Ближнем Востоке и в других регионах мира.

    Эффективная борьба с международным экстремизмом и терроризмом невозможна без объединения усилий мирового сообщества. Особое внимание борьбе с «тремя злами» - международным терроризмом, религиозным экстремизмом и национальным сепаратизмом - уделяет Шанхайская организация сотрудничества (ШОС).

    Очевидно, что к разряду экстремистских необходимо отнести и некоторые религиозные объединения закрытого типа, в обиходе называемые тоталитарными сектами. Принадлежность к такой секте уничтожает самостоятельную личность и формирует роботообразного индивида, враждебного к обществу и способного на самые тяжкие преступления по отношению к нему; религиозный фанатизм усиливает разобщенность граждан российского государства;

    Проявления фанатизма есть и в православии: отказ части православных служителей культа и верующих получать ИНН (идентификационный номер налогоплательщика), молитвы части монахов с утра до вечера в некоторых монастырях, "ночевки" некоторых монахов в гробах, ожидание близкого конца света и призывы к массовым самоубийствам.

    Законодательство РФ о свободе вероисповедания и религиозных объединениях запрещает совершение действий, направленных на использование межконфессиональных различий в политических целях. Религиозный экстремизм не рождается на пустом месте. И предупредить его появление намного разумнее, чем с ним бороться.

    Возрождение религии в постсоветской России

    Конституция нашей страны, продолжая традиции СССР, определяет Российскую Федерацию как светское государство, гарантирует «свободу совести, свободу вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними». Федеральный закон от 26 сентября 1997 года № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» подтверждает «равенство перед законом независимо от отношения к религии и убеждений».

    На начало 2010 года в России зарегистрировано 23494 религиозные организации, из которых 433 - централизованные, 2176 - местных, 193 - учреждения профессионального религиозного образования. По данным 2010 года, население страны распределяется по конфессиональной принадлежности следующим образом:православие - 75 %, ислам - 5 %, католицизм, протестантизм, иудаизм, буддизм - по 1 % и меньше, неверующие - 8 %.

    Сегодня условия жизни многих россиян не позволяют им преодолеть отрицательные эмоции без обращения к религии. А это значит, что у них нет выбора между религией и атеизмом. Им, к сожалению, приходится выбирать между погружением в религию и уходом из жизни. И надо признать, что жить с религией - это более гуманный выбор. Необходимо поддерживать, а не обострять отношения с верующими людьми для совместного противостояния фанатизму (как религиозному, так и воинственно-атеистическому), для общей деятельности по устройству справедливой и счастливой жизни, скорейшего утверждения постматериальных ценностей как приоритета для подавляющей части российского общества.

    Вопросы для самопроверки:

    1. Какие ценности Вашей жизни вы считаете для себя наиважнейшими?

    2. Почему, на Ваш взгляд, число случаев проявления религиозного экстремизма в мире после 1991 года возросло?

    3. Каковы особенности развития гражданского общества в России?

    4. Каково значение религии в Вашей жизни и жизни окружающих Вас людей?
    1   ...   11   12   13   14   15   16   17   18   19


    написать администратору сайта