Главная страница
Навигация по странице:

  • Требования к знаниям и умениям: Иметь представление

  • Уметь

  • Классическая наука ( XVII – XIX вв.)

  • Неклассическая наука (конец XIX – середина XX в.)

  • Постнеклассическая наука (середина

  • Теория самоорганизации, или синергетика как общенаучный метод

  • Тенденция к взаимодействию между различными науками

  • Концепция глобальной эволюции

  • Принципы постнеклассической научной картины мира

  • Понимание места человека в мире

  • Вопросы для самопроверки

  • Дополнительные источники

  • УМК-История. Учебное пособие Для студентов дневного и заочного


    Скачать 1.54 Mb.
    НазваниеУчебное пособие Для студентов дневного и заочного
    АнкорУМК-История.doc
    Дата28.02.2017
    Размер1.54 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаУМК-История.doc
    ТипУчебное пособие
    #3214
    страница19 из 19
    1   ...   11   12   13   14   15   16   17   18   19

    Тема 4. 3. Общественные науки и их роль в развитии человечества


    Краткое содержание: Период постнеклассической науки. Теория самоорганизации, или синергетика как общенаучный метод. Тенденция к взаимодействию между различными науками. Концепция глобальной эволюции. Понимание места человека в мире. Принципы постнеклассической научной картины мира

    Требования к знаниям и умениям:

    Иметь представление: об основных этапах развития научного знания и современном его состоянии

    Знать: что основные понятия синергетики как общенаучного метода

    Уметь: ориентироваться в главных проблемах понимания места человека в современном мире

    Период постнеклассической науки

    В истории развития науки можно выделить два основ­ных периода: подготовительный и собственно научный (нововременной). В подготовительном периоде выделяют древневосточную преднауку, зародившуяся в культурах Египта, Месопотамии, Китая и Индии, а также античное (Древняя Греция и Рим) и средневековое знание.

    Новое время (или новая история) - период, находящийся между Средневековьем и Новейшим временем, т.е. с XVII века по настоящее время.В этот отрезок времени возникает новая система мировых отношений и активно ведется экспансия европейской цивилизации в другие регионы мира. В нововременном периоде развития науки выделяют этапы классической, неклассической и постнеклассической науки.

    Классическая наука (XVIIXIX вв.)

    Законы механики, сформулированные Исааком Ньютоном (1642-1727), завершили труды Г.Галилея, Р.Декарта, И.Кеплера и многих других ученых по формированию первой научной картины мира. Научная картина мира – это система научных знаний о мире в целом. Бу­дущее видится в оптимистических тонах: общество уверено, что мощь объединенных разума и опыта в скором времени ос­вободит человечество от тяжелого труда, бедности и невежест­ва. При этом развитие науки понимается как механическое прибавление нового знания, не отменяющее уже доказанных истин. При этом к механике сводится не только познание природы, но и биология, и социально-гума­нитарное знание. Таким же механистичным было понимание общества и государства: все социальные процессы описыва­лись с позиций причинно-следственного автоматизма. Мир уподоблялся часовому механизму.

    Неклассическая наука (конец XIX – середина XX в.)

    Выдающиеся научные открытия - теория относительности, двойственная корпускулярно-волновая природа микрочастиц, принципы дополнительности и неопределённости ознаменовали эру неклассического естествознания. Несостоятельность представлений классической науки становится очевидной. Появилась необходимость в новом мировосприятии, которое подрывает позицию классической науки, что природа существует сама по себе. Специальная и общая теория относительности Альберта Эйнштейна (1879-1955) указала на связь времени, пространства, энергии и массы, необходимость учета движения и положения наблюдателя, что завершило эпоху господства ньютоновской механики. Мироздание имеет относительный, вероятностный характер. Генетика обнару­жила тесную взаимосвязь всех живых организмов.

    В итоге мир предстал как сложная система тесно взаимосвя­занных элементов, где каждая часть, включая наблюдателя, ока­зывает влияние на другие части. Произошли значительные из­менения и в гуманитарной науке: многие течения отказались от чистого рационализма и обратились к иррациональным явлени­ям - воле, интуиции, бессознательному, эмоциям, порывам, чувствам и страстям.

    Постнеклассическая наука (середина XX в. – наши дни)находится в процессе своего ста­новления. Она характеризуется усилением принципа нелинейности и многовариантности наблюдаемых процессов, господством идей самоорганизации и становления.

    Теория самоорганизации, или синергетика как общенаучный метод

    Способность к самоорганизации - неотъемлемое свойст­во материальных систем. Как показал бельгийский ученый Илья Романович Пригожин (1917-2003), один из основателей синергетики (науки о самоорганизации), «открытые неравновесные системы» (системы, свободно обменивающиеся с внешней средой) проявляют свойства самоорганизации, т.е. возникновения «порядка из хаоса».

    В системе, вышедшей из состояния равновесия, сложно предсказать результаты любого действия. Развитие может про изойти по разным вариантам: выбор варианта развития осуще­ствляется в точке ветвления, которую называют точкой бифуркации. Даже незначительные возмущения в системе (флуктуации) способны привести всю систему в состояние резонансного возбуждения. Система, особо чувствительная к любым воздействиям, именуется диссипативной. В системе образуются аттракторы - центры, притягивающие к себе элементы и способные структурировать окружающую их среду, а затем - систему в целом. Таким образом, открытая неравновесная система в состоянии хаоса способна спонтанно порождать порядок. Классическая наука рассматривала отдельно ха­ос и порядок, причем основное внимание уделялось именно порядку, ибо его можно описать математическими уравнениями. Синергети­ка выявляет пути зарождения в хаосе порядка, его поддержания и распада.

    Представьте себе нагрев воды в кастрюле. За счет подвода энергии вода начинает нагреваться, появля­ются пузырьки воздуха в воде. А возникают они на случайных местах, в силу случайностей. Но если пу­зырек образовался, то в уже достаточно нагретой во­де он увеличивается в размерах и поднимается к по­верхности воды, где лопается. При нагревании воды хаотичность движения ее молекул возрастает, но именно в этом хаосе устанавливается порядок, развивается история капель, наполненных водяными парами.

    Нечто аналогичное происходит в товарно-денежных отношениях. Здесь хаос - это рынок. Одни продают, другие покупают, при этом разброс чувств, мнений огромен. Но в хаосе рынка устанавливаются определен­ные закономерные отношения, которые изучает эконо­мика.

    Сложной системой с хаосом и порядком является любой естественный язык. Филологи хорошо знают, что грамматические закономерности возникают случай­ным образом, одни случайности «вымирают», а другие, наоборот, приобретают все новых сторонников. Язык - это шум, хаос, в котором есть порядок.

    Тенденция к взаимодействию между различными науками

    Возникновение постнеклассической науки во многом связывается с современны­ми информационными процессами, появлением глобальных се­тей, компьютеризацией исследований. Постоянно растет ко­личество информации. Такое положение ведет к все более узкой специализации и нарастающей односторонности иссле­дований. Состояние раздробленности в современной науке преодолевается интеграционными процессами и междисципли­нарными исследованиями, не позволяющими науке распасться на ряд изолированных островков. Осознание сложности мира как системы смещает фокус исследований от построения глобальных всеохватных теорий к решению ситуативных, при­кладных проблем. Наконец, признание ведущей роли человека в научных исследованиях приводит к гуманитаризации естест­венных наук. Ведущую роль здесь играет прикладная этика, синтезирующая и анализирующая возможные решения прак­тически всех важных проблем современности - от экологиче­ских задач до вопросов духовного кризиса.

    Смена классического образа науки неклассическим, а затем постнеклассическим не означает, что они отменяют друг друга. Между ними существует глубокая преемственность.

    Концепция глобальной эволюции

    Эволюция - процессразвития, состоящий из постепенных изменений, без резких скачков (в противовес революции). Изучение окаменелостей и разнообразия видов живых организмов к середине XIX века убедило большинство учёных, что виды изменяются с течением времени. Однако механизм этих изменений оставался неясен до публикации в 1859 году книги «Происхождение видов» английского учёного Чарльза Дарвина  (1809 -1883) о естественном отборе как движущей силе эволюции.

    Глобальный эволюционизм - это модель прошлого, описывающая историю человечества, биосферы, Земли, Солнечной системы и Вселенной как единый преемственный процесс. Это междисциплинарное направление постнеклассической науки отличается как от всемирной истории (истории общества от нижнего палеолита до наших дней), так и от глобальной истории (истории Земли и биосферы), включая их в единый контекст.

    Как цельное направление глобальный эволюционизм сложился к началу 1990-х годов, когда концепции эволюционной космологии получили широкое признание. Была замечена отчетливая преемственность в развитии космоса, Земли, жизни и общества.

    Столь же отчетливо обозначился комплекс теоретических проблем. Дело в том, что в представлениях классического естествознания основным законом необратимости остается второе начало термодинамики, гласящее: невозможен круговой процесс, единственным результатом которого является передача теплоты от менее нагретого тела к более нагретому.В связи с этой формулировкой в середине XIX в. была определена проблема так называемой тепловой смерти Вселенной. Переход теплоты от более нагретых тел к менее нагретым приведет к тому, что температура всех тел во Вселенной будет одинаковой, наступит полное тепловое равновесие и все процессы во Вселенной прекратятся. Наступит тепловая смерть Вселенной, а задолго до этого, разумеется, грядет гибель всего человечества.

    Но на самом деле мы сталкиваемся с огромной массой практических примеров, свидетельствующих о том, что за время порядка 15 млрд. лет Вселенная последовательно изменялась от простого к сложному, от равновесия к неравновесию, т.е. от более вероятных к менее вероятным состояниям. Фигурально можно сказать, что мир становился все более «странным», а наше собственное существование и состояние, которое переживает теперь планетарная цивилизация, - суть проявления этого «страннеющего» мира. Вселенная в целом и во всех своих проявлениях не может существовать вне развития.

    Принципы постнеклассической научной картины мира

    Итак, обобщим ключевые идеи современной картины мира:

    • Осознание единства и взаимосвязи всех вещей и событий.

    • Восприятие любого явления как целостности. В классической науке считалось, что в любой сложной системе свойства целого может быть описана через свойства частей. Теперь целое первично (холистическое мировоззрение): если понять динамику целого, можно вывести из нее свойства всех частиц. Знания и усилия нескольких человек могут организовываться таким образом, что они взаимно усиливаются. Приблизительно об этом же говорит и второе понятие - сверхаддитивный эффект - положение вещей, обычно передаваемое фразой «целое больше суммы отдельных частей» (Аристотель); прибыль после слияния двух компаний может превосходить сумму прибылей этих компаний до объединения.

    • Естественный порядок мироздания не является от века данным, материя не инертна, ей присущи источники самодвижения и внутренней активности.

    • Предметом науки является не только общее, повторяющееся, но и случайное, индивидуальное, неповторимое (не только законы, но и события).

    • Детерминизм (предопределенность) не исключает случайности, дополняется вероятностными закономерностями. Если прошлая картина мира основывалась на вере в определенность научного знания (Рене Декарт), то теперь мы признаем, что все научные понятия и теории ограничены и относительны. О чем, впрочем, говорили еще древнегреческие философы – скептики.

    • Акцентируется роль наблюдателя в процессе познания. Нельзя говорить о природе, не говоря одновременно о себе: наблюдатель и наблюдаемое (субъект и объект познания) сливаются в единое целое. Раньше научные описания считались объективными, т.е. независимыми от человека-наблюдателя и от процесса познания.

    • Новый взгляд на процесс развития: развитие многовариантно и альтернативно; развитие происходит через неустойчивость, поэтому не следует игнорировать роль хаоса, флуктуаций в развитии, - хаос не только разрушителен, но и конструктивен (об этом, вообще-то, писал 2500 лет назад Гераклит, да и до него это не было секретом). Процесс развития сочетает в себе дивергентные тенденции (рост разнообразия) и конвергентные тенденции (свертывание разнообразия); развития мира происходит по нелинейным законам, т.е. темп и направление развития не заданы однозначно.

    • Новый диалог человека и природы: человек должен стремиться не перестраивать мироздание, а научиться распознавать в спонтанном разнообразии повседневной жизни общие универсальные алгоритмы саморазвития, самоструктурирования и формообразования, осознавать фундаментальную взаимозависимость всех явлений и «вложенность» всех индивидов и обществ в циклический процесс Природы. Переход от доминирования и контроля над природой к сотрудничеству и ненасилию (а на этом, кстати, основана практически вся философия Древней и современной Индии). Призыв И.В. Мичурина «Мы не можем ждать милостей от природы; взять их у нее - наша задача» не актуален уже давно и вызывает бурный протест экологов всего мира…

    Понимание места человека в мире

    И вновь, как тысячи лет назад, человек остается наедине с размышлениями о превратностях своей судьбы. Проблема человека - это, прежде всего вопрос о том, какое место занимает человек в мире, причем не только чем он фактически является, но и чем он может быть, может ли он стать господином собственной судьбы, может ли он «сделать» себя самого, создать свою собственную жизнь и т.д.

    Человек и уникален, и универсален. Человек - венец природы, которому нет равных, он обладает уни­кальными способностями. Но он и универсален, ничто ему не чуждо - ни космос, ни биологические, порой грубые инстинкты, ни утонченная, возвышенная дея­тельность.

    Человек - это соотношение внутреннего и внеш­него. Духовный мир человека - это его внутренняя жизнь, но она символизируется в различных формах деятельности, в игре, труде, художественном творче­стве. В итоге человек оказывается существом общест­венным.

    Человек сам творит свой духовный мир, мир цен­ностей науки, искусства, морали.

    Человек - существо историческое, и в качестве такового он стремится органично внедриться в будущее, где его ожидают опасности, риск оказаться в кризис­ном, может быть, даже безвыходном положении. Человеку не избежать бремени ответственности пе­ред собой лично и другими людьми. И для гражданина России это характерно не в меньшей степени, чем для обитателя любого региона нашего полного противоречий мира.

    Важно четко различать стратегические цели и интересы России и тактические методы решения накопившихся проблем. Понятно, что в эпоху глобализации и информационной революции жить в изоляции нельзя, необходимо определить свое место в мировой экономике и в системе законодательного регулирования торговых и иных условий деятельности.

    Речь идет о стратегии дальнейшего развития страны и наших общих перспективах. Нам, педагогам и будущим специалистам, а пока еще студентам Челябинского колледжа информатики, информационных технологий и экономики, нельзя оказаться в стороне от этой магистральной линии. Первым шагом к благополучному будущему является отличная учеба и активная гражданская позиция студента. России нужны высококвалифицированные специалисты, способные успешно продвигать экономику страны в число наиболее развитых и конкурентоспособных. Это должно быть не решением тех или иных административных структур, а осознанным выбором каждого жителя России - рабочего и инженера, студента и домохозяйки, бухгалтера и программиста, учителя и землепашца! И тогда социально-экономические преобразования в нашей с вами стране будут направлены на улучшения жизни всех россиян, а не избранной и обласканной всеми благами верхушки. Только при этом условии возможна консолидация общества на решение проблем развития России как сильного демократического государства, занимающего достойное место в мировом сообществе.

    Вопросы для самопроверки:

    1. Какие вам известны периоды и этапы развития научного знания?

    2. Каковы основные идеи синергетики? Являются ли они частной формой диалектики или противоречат ей?

    3. Как концепция глобальной эволюции решает проблему тепловой смерти Вселенной?

    4. В чем заключается проблема места человека в окружающем мире?

    5. Каким Вы видите свое будущее и как оно связано с перспективами развития нашей страны?

    Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы


    Основные источники:

    1. Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История для профессий и специальностей технического, естественно-научного, социально-экономического профилей: Учебник в 2 ч. - 1-e изд. - М.: Академия, 2010.

    2. Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История: учебник для студ. СПО. - 8-e изд., стер. - М.: Академия, 2010.

    Дополнительные источники:

    1. Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История для профессий и специальностей технического, естественно-научного, социально-экономического профилей: Дидактические материалы: учеб. пособие. - 1-e изд. - М.: Академия, 2010.

    2. Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История Отечества: С древнейших времен до наших дней: учебник для студ. СПО. - 13-e изд., стер. - М.: Академия, 2010.

    3. Богатуров А.Д., Аверков В.В. История международных отношений. 1945-2008: Учеб. пособие для студентов вузов. - М.: Аспект Пресс, 2010.

    4. Глебов И.Н. Международное право: учебник. - М.: Дрофа, 2006.

    5. Загладин Н.В. Всеобщая история. - М.: Русское слово, 2010.

    6. Куда идет Россия / Сост.: С.Г. Кара-Мурза, С.А. Батчиков, С.Ю. Глазьев. - М.: Эксмо: Алгоритм, 2010.

    7. Маринченко А.В. Геополитика: учеб. пособие. - М.: ИНФРА-М, 2009.

    8. Мировая экономика и международный бизнес / Под общ. ред. В.В.Полякова, Р.К.Щенина. - М.: КНОРУС, 2008.

    Интернет-ресурсы:

    1. Библиотека военно-исторической литературы на сайте: http://militera.lib.ru/index.html.

    2. Журнал «Россия в глобальной политике» на сайте: http://www.globalaffairs.ru.

    3. Исторический портал: http://www.hrono.ru.

    4. Официальный сайт Совета безопасности России: http://www.scrf.gov.ru

    5. Портал МИД России http://www.mid.ru.

    6. Портал Правительства России: http://government.ru

    7. Портал Президента России: http://kremlin.ru

    8. Публикации научно-образовательного форума по международным отношениям на сайте: http://www.obraforum.ru/pubs.htm.

    9. Текст Конституции России на сайте: http://www.constitution.ru.




    1   ...   11   12   13   14   15   16   17   18   19


    написать администратору сайта