Главная страница
Навигация по странице:

  • 1.2. СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ

  • Учебное пособие для студентов, обучающихся по программам бакалавриата и магистратуры на правлений 22. 03. 01, 22. 04. 01 (150100), 11. 03. 04 (210100), 15. 03. 06


    Скачать 1.07 Mb.
    НазваниеУчебное пособие для студентов, обучающихся по программам бакалавриата и магистратуры на правлений 22. 03. 01, 22. 04. 01 (150100), 11. 03. 04 (210100), 15. 03. 06
    Дата10.09.2021
    Размер1.07 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаmordasov.pdf
    ТипУчебное пособие
    #231268
    страница2 из 15
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15
    10
    ку на изобретение. При этом основополагающие результаты им полу- чены не были.
    Лампа накаливания. Устройство, известное как «лампочка Эди- сона», не что иное, как усовершенствованное изобретение Александра
    Лодыгина. Член Русского технического общества ещё в 1870 году пред- ложил применять в лампах вольфрамовые нити и закручивать нить накаливания в форме спирали. Эдисон сделал это только в 1879 году, что не помешало ему получить патент на лампу накаливания.
    Радиоприёмник. 7 мая 1895 года Александр Попов впервые пуб- лично продемонстрировал приём и передачу радиосигналов на рас- стоянии. В 1896 году Александр Попов передал первую в мире радио- телеграмму. В 1897 году Попов установил возможность радиолокации при помощи беспроволочного телеграфа. Тем не менее в Европе и
    Америке считается, что радио изобрёл итальянец Гульельмо Маркони в том же 1895 году.
    Магнитно-резонансная томография (МРТ). Метод исследования внутренних органов и тканей с использованием физического явления ядерного магнитного резонанса (ЯМР) изобрёл Реймонд Дамадьян – американец армянского происхождения. В 1971 году, будучи аспиран- том Гарвардского университета, Дамадьян в журнале Science сообщил, что опухоли и нормальные ткани по-разному реагируют на ЯМР.
    В 1974 году он получил первый патент в области МРТ для диагности- ки рака. Однако технология Дамадьяна оказалась менее эффективной, чем подход американского химика Пола Лотербурга, который предло- жил использовать градиент магнитного поля и получать двумерную картину организма. Позже британец Питер Менсфилд усовершенство- вал математические алгоритмы получения изображения. В 2003 году
    Нобелевская премия в области медицины досталась Лотербургу и
    Менсфилду за их открытия, связанные с МРТ. Дамадьян получателем премии объявлен не был, хотя работа Лотербурга и Менсфилда строи- лась на его фундаментальном открытии.
    Искусственный алмаз. Проблему синтеза алмазов в 1953 году ре- шили учёные Всеобщей шведской электрической компании ASEA, которым удалось создать давление 80 000 атм при температуре 2500
    °С и держать его в течение 2 минут. Однако результаты исследований были засекречены. В 1955 году учёные исследовательской лаборато- рии компании «Дженерал электрик» получив кристаллы искусственно- го алмаза при давлении 70 000 атм и температуре 1600
    °С, оформили мировой патент, оставив позади первооткрывателей – шведов.

    11
    1. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ
    1.1. ПОНЯТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ
    Понятие «интеллектуальная собственность» (ИС) является обоб- щающим по отношению к ряду правовых институтов, из которых наи- более значимыми являются институты авторского права, патентного права, товарных знаков и коммерческой тайны. Патентное право и за- конодательство о коммерческой тайне способствуют исследованиям и развитию новых идей. Авторское право способствует созданию лите- ратурных, художественных и музыкальных произведений, а также программного обеспечения для компьютеров. Законодательство о то- варных знаках «увязывает» продукт с его производителем.
    Коммерческая тайна в форме производственных секретов сущест- вовала с незапамятных времён. Древние мастера, несомненно, охраня- ли приёмы, с помощью которых они превращали камни в орудия. Эти мастера задолго до возникновения какой бы то ни было правовой за- щиты знали, какое преимущество они получали от знания этих секре- тов. Однако обладание секретами, в сущности, даёт лишь ограничен- ную защиту. Только спустя тысячелетия возникло право, охраняющее секреты производства. Охрана секретов развилась в отрасль небывало- го значения, а технические знания и коммерческая тайна превратились в наиболее существенные ценности многих отраслей бизнеса.
    Точно так же, как институт патентования способствует развитию и исследованиям нового, авторское право содействует созданию лите- ратурных произведений. На написание книги могут уйти годы. В ры- ночной системе в чистом виде, если книга успешно продаётся, другие издатели сразу же издадут ту же самую книгу. Такая конкуренция при- ведёт к снижению цены, что, соответственно, породит нежелание ав- торов и издателей затрачивать много времени и денег, требующихся для написания и издания книги. Обеспечивая охрану прав автора и издателя, авторское право создаёт экономический стимул к созданию новых произведений.
    Товарный знак имеет совсем иную функцию. Когда ещё торговля велась на уровне деревенского рынка, простыми товарами, покупатели лично знали продавцов и легко могли оценивать качество товаров (на- пример, ощупывать фрукты). Со временем рынки развились до уровня национальных и международных, возникло массовое производство товаров, зачастую дорогих и сложных, и определение производителя конкретного продукта стало чрезвычайно важным вопросом. Товар- ный знак с пользой служил как производителю, так и покупателю.

    12
    Производители высококачественных товаров начали ставить свой то- варный знак, и поскольку они уже имели завоёванную репутацию, то могли назначать более высокую цену. Покупатель же мог относиться к товару с доверием, ибо знал репутацию конкретного производителя.
    Написание книг, картин, создание новых устройств, способов, технологий материалов, нового программного обеспечения – работа творческая, в основу которой положен разум человека.Интеллект– мыслительные, умственные способности, разум, рассудок, ум, мозги, голова [10].
    Первое упоминание об интеллектуальной собственности восходит к временам Великой французской революции XVIII века, когда боль- шое распространение получила теория естественного права. Суть этой теории состоит в том, что всё произведённое человеком, будь то мате- риальные объекты или результаты творческого труда, признаётся его собственностью. Таким образом, создатель результатов творческого труда имеет исключительное право распоряжаться ими.
    Следует отметить, что интеллектуальная деятельность была при- суща человечеству с момента появления первых разумных существ.
    Однако в экономическом обороте результаты интеллектуальной дея- тельности стали участвовать только с конца XVIII века.
    Понятие «интеллектуальная собственность» было впервые вве- дено в международные правовые документы в 1967 году Стокгольм- ской конвенцией, учредившей ВОИС – Всемирную организацию ин- теллектуальной собственности (однако уже в Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений от 9 сентября
    1886 года в аналогичном значении употреблялся термин «результаты интеллектуального творчества»).
    В соответствии со ст. 2 этой Конвенции понятие интеллектуаль-
    ной собственности включает в себя все права, относящиеся к интел- лектуальной деятельности в производственной, научной, литературной и художественной областях. Таким образом, основу интеллектуальной собственности составляют авторское и патентное права, однако они не исчерпывают это понятие, поскольку сюда же относится право на промышленные образцы, товарные знаки, фирменные наименова- ния, ноу-хау, знаки обслуживания.
    Интеллектуальная собственность представляет собой не только один из наиболее значимых правовых институтов, но и является доста- точно острой проблемой современного общественного развития в свя- зи с высоким уровнем незаконного использования охраняемых правом результатов интеллектуальной деятельности и других нарушений прав интеллектуальной собственности. Наличие эффективной правовой ох- раны интеллектуальной собственности признано важным условием динамичного развития экономики любой страны, поскольку правиль-

    13
    ная государственная политика в этой области является стимулирую- щим фактором подъёма творческой деятельности.
    В отличие от обычных товаров продукты творческой деятельно- сти, если они не обеспечиваются специальной правовой охраной со стороны государства, не в состоянии приносить их владельцам сколько-нибудь гарантируемые прибыли. После того как продукты творчества становятся известными обществу, они перестают быть объ- ектами обладания одного или нескольких лиц. При отсутствии специ- альной правовой охраны каждый член общества, имеющий необходи- мые экономические ресурсы, смог бы использовать их для извлечения прибыли, поэтому средством предотвращения такой ситуации служит институт исключительного права на продукты творческой деятельно- сти. Под исключительными правами понимаются только имуществен- ные права. Сам термин «исключительное право» пришёл из Средневе- ковья, когда отдельным лицам в исключение из общего правила пре- доставлялись некие определённые права. Буржуазная система, провоз- гласившая всеобщее равенство, отменила само понятие исключитель- ного права, однако в настоящее время применительно к объектам ин- теллектуальной деятельности оно возродилось.
    Исключительное право – это абсолютное право на нематериаль- ный объект. Исключительные права выполняют для нематериальных объектов ту же функцию, что и право собственности для материаль- ных объектов, хотя этим и не исчерпываются. Поэтому можно конста- тировать существование в гражданском праве двух видов соответст- вующих этим объектам исходных прав – права собственности и ис- ключительного права.
    Обладатель права интеллектуальной собственности имеет исклю- чительные полномочия по использованию соответствующего объекта в течение определённого срока, установленного государством. Таким образом, право интеллектуальной собственности является срочным правом. Сроки, в течение которых действуют исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности или средства индиви- дуализации, различаются в зависимости от конкретного вида объекта интеллектуальной собственности или средства индивидуализации.
    Эти сроки устанавливаются Гражданским кодексом Российской Феде- рации [8] или специальным законодательством, регулирующим от- дельные виды указанных объектов. После истечения определённого срока, установленного в законодательстве, они становятся обществен- ным достоянием, т.е. могут использоваться без согласия правооблада- теля и уплаты соответствующего вознаграждения. При этом обяза- тельно должны соблюдаться личные неимущественные права создате- лей объектов интеллектуальной собственности, которые являются не- отчуждаемыми и действуют бессрочно.

    14
    Необходимо отметить также то обстоятельство, что результаты творческой деятельности не могут быть ограничены государственны- ми границами: известно, что большое количество российских объектов интеллектуальной собственности используется за рубежом, а в то же время иностранные объекты интеллектуальной собственности активно употребляются в России. Негативным последствием такой «безгранич- ности» стало широкое распространение пиратства, т.е. неправомерного использования охраняемых правом объектов интеллектуальной дея- тельности (в первую очередь компьютерных программ и аудиовизу- альных произведений).
    Результаты интеллектуальной деятельности не подвержены физи- ческой амортизации, однако возможен их моральный износ. При этом следует иметь в виду, что для отдельных видов объектов интеллекту- альной собственности возможно и физическое старение. В частности, произведения живописи могут физически устаревать с течением вре- мени, однако при этом моральному износу они не будут подвергаться, а денежная стоимость их может только расти.
    Интеллектуальную собственность следует отличать от так назы- ваемой промышленной собственности, которая, будучи составной ча- стью первой, характеризуется тем, что её объекты находят применение в производственной деятельности (изобретения, промышленные об- разцы и т.д.).
    Понятие «промышленная собственность» было впервые введено в текст ст. 1 Парижской конвенции об охране промышленной собст- венности на Гаагской конференции 1925 года. Предшествующие тек- сты Парижской конвенции хотя и перечисляли многочисленные объ- екты промышленной собственности, однако не раскрывали самого по- нятия. Для объектов права промышленной собственности характерно наличие территориального принципа охраны, который заключается в том, что исключительное право на такой объект действует только в пределах того государства, где это право было получено. Исключи- тельное право на объекты промышленной собственности основывается на специальном охранном документе, выданном компетентным орга- ном (как правило, это патентное ведомство).
    Необходимость специальной регистрации для объектов промыш- ленной собственности обусловлена тем, что в отличие от произведе- ний, охраняемых авторским правом, для которых преобладающее зна- чение имеет форма выражения, для первых важнее содержание. Если форма произведения уникальна и по общему правилу не может быть воспроизведена другим лицом, то объекты промышленной собствен- ности могут быть созданы независимо друг от друга несколькими ли- цами (наиболее известным является спор о том, кто изобрёл радио).

    15
    В связи с этим необходимо наличие регистрационной системы, которая удостоверит первенство создателя.
    Охранные документы (патент, свидетельство) действуют в тече- ние определённого срока, по окончании которого объекты промыш- ленной собственности становятся общественным достоянием, т.е. мо- гут использоваться без согласия правообладателя и без выплаты возна- граждения. Вместе с тем некоторые права (например, право на обозна- чение наименования товара) не имеют временных ограничений.
    Первые зафиксированные сведения о правовой охране объектов интеллектуальной собственности относились к произведениям, охра- няемым авторским правом (Статут королевы Великобритании и Ир- ландии Анны Стюарт 1710 года, предоставивший автору опублико- ванного произведения исключительное право разрешать его переизда- ние в течение 21 года с момента вступления Статута в силу). Для не- опубликованных произведений срок действия исключительного права составлял 14 лет с правом его возобновления на последующие 14 лет при жизни автора. Согласно Статуту незаконная перепечатка книг на- казывалась уничтожением неправомерно напечатанных экземпляров и штрафом. Охранялись согласно Статуту только книги, и в нём ничего не говорилось о других произведениях. Непременным условием при- нятия произведения под охрану являлась его регистрация в реестре компании книгоиздателей.
    Необходимость усиления защиты интеллектуальной собственно- сти в России диктует то обстоятельство, что в настоящее время наша страна вступила во Всемирную торговую организацию (ВТО), одним из условий членства в котором является соблюдение положений, содержащихся в Соглашении по торговым аспектам прав интеллекту- альной собственности (ТРИПС).
    В настоящее время понятие интеллектуальной собственности по- лучило конституционное закрепление. Так, ст. 44 Конституции Рос- сийской Федерации хотя и не раскрывает его содержания, но гласит, что «интеллектуальная собственность охраняется законом». В ст. 71
    Конституции сказано, что правовое регулирование интеллектуальной собственности отнесено к ведению Российской Федерации.
    Фиксация права интеллектуальной собственности в Конституции
    Российской Федерации означает, что государство принимает на себя обязанность обеспечить своим гражданам эффективные средства за- щиты этого права. С точки зрения гарантий свободы творчества суще- ственное значение имеет то обстоятельство, что творческой деятельно- стью можно заниматься как на профессиональной, так и на любитель- ской основе. Любые виды творчества охраняются и поддерживаются государством. Гарантированная Конституцией свобода творчества

    16
    предполагает также создание эффективной правовой системы охраны прав на результаты творческой деятельности.
    В четвёртой части Гражданского кодекса Российской Федерации
    «Права на результаты интеллектуальной деятельности и средства ин- дивидуализации» в ст. 1225 указаны все объекты ИС, которым пред- ставляется правовая охрана.
    Использование результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации, которые являются объектом исключитель- ных прав, может осуществляться третьими лицами только с согласия правообладателя.
    Все виды исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации клас- сифицированы в определённой системе.
    Можно выделить следующие группы объектов интеллектуаль-
    ной собственности (исключительных прав), объединённые на основа- нии общих признаков:
    – авторские и примыкающие к ним смежные права. Сюда отно- сятся традиционные объекты авторско-правовой охраны – литератур- ные, научные, художественные произведения. Российское законода- тельство относит сюда также программы ЭВМ и базы данных;
    – объекты промышленной собственности (исключительные пра- ва на результаты творческой деятельности, используемой в производ- стве) – изобретения, промышленные образцы, полезные модели, секре- ты производства (ноу-хау);
    – средства индивидуализации участников гражданского оборота и производимой ими продукции (работ, услуг) (фирменные наимено- вания, товарные знаки, знаки обслуживания);
    – нетрадиционные объекты интеллектуальной собственности
    (селекционные достижения, топологии интегральных микросхем).
    1.2. СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ
    ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ
    Социология – наука об обществе, как и сама отражаемая ею ре- альность, необычайно пластичная, динамичная, стремящаяся вникнуть во всё сколь-нибудь заметные общественные явления и социальные процессы.
    Западная социология сейчас насчитывает более 250 конкретных отраслей. В российской социологии – до 120 областей знаний. В их ряду должно быть создание и развитие социологии интеллектуальной собственности как назревшей продуктивной и перспективной области знания на стыке социологии, экономики и права.

    17
    Во-первых, есть социология экономическая, есть социология тру- да, поэтому логична социология творческого труда, интеллектуальной собственности.
    Во-вторых, есть социология права, следовательно, логична и со- циология авторского права в интеллектуальной собственности.
    В-третьих, есть социология театра, социология кино, социология музыки, социология искусства, следовательно, логична и социология интеллектуальной собственности, связанной с созданием и использо- ванием результатов в сфере искусств.
    Согласно критериям ряда объектов интеллектуальной промыш- ленной собственности (изобретения, промышленные модели, про- мышленные образцы) они должны обладать новизной и промышлен- ной полезностью (применимостью). Другими словами, результаты технического творчества должны обладать социальной новизной.
    Понятие социальной новизны предполагает также, что разработки и реализация новых объектов техники, независимо от того, являются они изобретениями или в них используются изобретения, должны осуществляться с учётом комплекса социологических требований, в который, прежде всего, необходимо включить технические, эконо- мические и экологические требования, а также требования физиологи- ческой, нравственной и эстетической функциональности.
    Единство и общность социальных требований заключается глав- ным образом в том, что реализация любого из них позволяет повышать эффективность человеческого труда. Весь комплекс требований прак- тически не может быть удовлетворён в одних случаях в силу отсутст- вия в этом необходимости, в других – в силу того, что существующий
    (достигнутый) технический уровень или экономическая целесообраз- ность не позволяет реализовать в полной мере то или иное требование
    (например, исключить выхлоп вредных газов при работе двигателей внутреннего сгорания). Важно помнить, что относительная важность каждого социологического требования не является установленной раз и навсегда, также и номенклатуры этих требований в целом. Социоло- гические требования изменяются и развиваются с развитием общества и общественного производства.
    Итак, социология интеллектуальной собственности – это одна из существенных и перспективных отраслей социологии, призванная в данной сфере глубоко научно, обстоятельно и систематизировано изложить методологические положения и практические знания, ри- сующая именно ту область науки, которая имеет дело с природой, ха- рактером и содержанием высококвалифицированного творчества че- ловека, его общественно-полезными результатами, открывающая но- вые, порой неожиданные пути социального прогресса, служащая объе- динению усилий людей ради более содержательной жизни [14].

    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15


    написать администратору сайта