Главная страница
Навигация по странице:

  • «Смотри на мир как на спектакль».

  • «И это пройдет».

  • «Не судить!»

  • «На себя, а не на объект».

  • Учебное_пособие_ТИПиС и Глоссарий. Учебное пособие для студентов очной и заочной форм обучения представляет собой подборку материала по курсу Теория информационных систем и процессов


    Скачать 5.1 Mb.
    НазваниеУчебное пособие для студентов очной и заочной форм обучения представляет собой подборку материала по курсу Теория информационных систем и процессов
    Дата29.12.2022
    Размер5.1 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаУчебное_пособие_ТИПиС и Глоссарий.doc
    ТипУчебное пособие
    #869193
    страница10 из 44
    1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   ...   44

    2.3. Когнитивные аспекты информационной деятельности



    Информационная деятельность, как и любой другой вид деятельности, обладает своими специфическими особенностями. В связи с тем, что информационная работа представляет собой, в первую очередь, интеллектуальную деятельность, эти особенности имеют когнитивный характер. Когнитивные особенности информационной деятельности выражаются в определенных рекомендациях по выполнению поисковой и исследовательской работы.

    Общий смысл или общая направленность этих рекомендаций состоит в формировании у информационщика специфического стиля мышления.

    Для того чтобы информационная работа была эффективной, необходимо:

    1. Рассматривать все происходящее (и, в первую очередь, анализируемое) как спектакль;

    2. Не привязываться ни к каким крайностям;

    3. Не высказывать позитивных и негативных суждений о чем-либо;

    4. Эмоции и желания направлять на себя, а не на объект, по поводу которого они возникли.

    Рассмотрим эти рекомендации подробнее, так как их понимание и учет в значительной степени обеспечивают успешность любого исследования и моделирования. Используем при этом данные профессионалов в области информационной работы и психологов, представляемые ими обычно для наглядности в образной форме.

    «Смотри на мир как на спектакль».

    Зайдите в кинотеатр и посмотрите на зрителей. Не смотрите на экран, забудьте про картину, просто посмотрите на зрителей в зале. Кто-то будет плакать, кто-то будет смеяться, кто-то будет сексуально возбужденным. Вы только посмотрите на людей. Что они делают? Что с ними происходит? А ведь на экране нет ничего, кроме картинок – картинок из света и тени. Для них картина стала не просто картиной, фильм стал не просто фильмом. Они забыли, что это всего лишь придуманная история, они воспринимают это серьезно.

    На этой земле жило много людей. Теперь их больше нет. Куда ушли их жизни? Куда ушли их проблемы? Конечно, их проблемы были проблемами. Но где все их проблемы? И если человечество однажды исчезнет, то земля останется, деревья будут расти, реки будут течь, и солнце будет вставать. Посмотрите вокруг: посмотрите назад, посмотрите вперед, посмотрите во всех направлениях, в которых присутствует ваша жизнь. Все это выглядит как длительный сон, и все, что вы воспринимаете так серьезно в данный момент, в следующий момент станет бесполезным. Вы его даже не запомните.

    Вспомните вашу первую любовь, вспомните, какой серьезной она была. От нее зависела ваша жизнь. Теперь вы совсем не помните ее, она забыта. И все, о чем вы думаете, что сегодня от него зависит ваша жизнь, будет забыто. Жизнь есть поток, ничего не остается. Это как кинофильм, в нем все изменяется и превращается во что-то другое. Но в какой-то момент вы чувствуете, что это очень серьезно.

    Воспринимайте всю эту жизнь как миф, как сказку. Попробуйте это в течение семи дней. В течение семи дней помните только одно, что вся жизнь есть только спектакль. В течение семи дней воспринимайте все как спектакль, как шоу. Всего только в течение семи дней. Исполняйте роль – не воспринимайте все реально. Если вы играете роль, то вы будете стараться исполнить ее умело, но вы не будете подвержены возмущениям. В этом нет никакой необходимости. Вы исполните свою роль и отправитесь спать. Но помните – это роль, так что в течение семи дней следуйте именно этой позиции.

    Эти семь дней дадут вам представление о природе состояния свидетеля, являющегося основой настоящего аналитического мышления.

    «И это пройдет».

    Существует таинственный закон: когда маятник часов идет влево, то это только кажется, что он идет влево; на самом деле он накапливает энергию, чтобы идти вправо; когда он идет вправо, он накаливает энергию для движения влево. Так что то, что кажется, не является всей сутью явления.

    Когда вы становитесь счастливым, вы накапливаете энергию для того, чтобы стать несчастным. Сегодня психоаналитики утверждают, что когда ребенок рыдает и плачет, его не нужно останавливать, его не нужно стараться уговорить, его не надо отвлекать. Ничего не делайте. Просто оставайтесь рядом с ним в безмолвии, позвольте ему рыдать, кричать и плакать, чтобы он легко мог двигаться к счастью. В противном случае он и не сможет плакать и не сможет быть счастливым. Именно так мы стали такими, какие мы есть.

    Но это естественный закон ума. Он движется от одного полюса к другому. Ошибка состоит в том, что когда счастье здесь, вы держитесь за него; когда боль здесь, вы от нее убегаете. Вы расстроите весь естественный механизм. Если вы хотите выйти из под действия этого естественного закона, вы не должны цепляться за счастье и стараться убежать от боли. Ничего не предпринимайте. Просто будьте свидетелем.

    Вы счастливы; примите этот факт. Не держитесь за него, не старайтесь не быть несчастным. Если приходит несчастье, позвольте ему прийти. Оставайтесь просто наблюдателем на холме, просто рассматривайте все. Наступает утро, а затем наступает вечер, встает и садится солнце, наступает темнота и появляются звезды, а затем опять всходит солнце – вы просто наблюдатель на холме. Вы не можете ничего сделать. Вы просто смотрите. Наступило утро; вы отметили этот факт, вы знаете, что теперь наступит вечер, потому что вслед за утром идет вечер. А когда приходит вечер, вы отмечаете и этот факт и вы знаете, что теперь наступит утро, потому что утро следует за вечером.

    Когда есть боль, вы являетесь просто наблюдателем. Вы знаете, что боль пришла и что рано или поздно она уйдет и придет ее полярная противоположность. А когда приходит счастье, вы знаете, что оно не останется навсегда. Несчастье будет просто где-то скрыто, оно придет. Вы остаетесь наблюдателем. Если вы сможете наблюдать без притягивания и отталкивания, то вы попадете в середину, а если маятник остановится посередине, то вы впервые сможете посмотреть, что же из себя представляет этот мир.

    Ваш ум подобен фотокамере: вы все время движетесь и делаете снимки, но получается неразбериха, потому что камера не должна двигаться. Если камера движется, в снимках будет неразбериха. Ваше сознание движется от одной полярности к другой, и все, что вы знаете о реальности, является просто неразберихой, путаницей, кошмаром. Вы не знаете, что есть что; все запутано, пропущено. Если вы остаетесь в середине и маятник остановлен, если ваше сознание теперь сфокусировано, центрировано, то вы знаете, что такое реальность и что из себя в действительности представляет объект анализа.

    «Не судить!»

    Жил в одной деревне очень бедный старик. Но все короли завидовали ему, потому что у него был один прекрасный белый конь. Никто никогда не видывал подобного коня! И все короли предлагали ему за коня все, чего только он ни пожелал бы. Но старик говорил: «Этот конь для меня – не конь, он личность, ну, а как можно продать, скажите на милость, личность? Он – друг мне, а не собственность. А как можно продать друга?! Невозможно!» И хотя бедность его не знала себе пределов, а соблазнов продать коня было немыслимое количество – он не делал этого.

    И вот, однажды утром, зайдя в стойло, он не обнаружил там коня. И собралась вся деревня, и все сказали хором: «Ты – дурак! Да мы все заранее знали, что в один прекрасный день коня этого украдут! А при твоей-то бедности хранить такую драгоценность! ... Да лучше б ты продал его и получил любые деньги, какие бы ни запросил! А где теперь твой конь?! Какое несчастье! Это же проклятие!»

    Старик же сказал: «Ну-ну, не увлекайтесь! Скажите просто, что коня в стойле нет. Это факт, все же остальное – суждение. Счастье, несчастье ... откуда вам это знать? Как можете вы судить?»

    Люди сказали: «Мы, конечно, не философы, но и не дураки настолько, чтобы не видеть очевидного, что конь твой украден, что, конечно же, несчастье!»

    Старик сказал: «Вы как хотите, я же буду придерживаться того факта, что раз стойло пусто, то коня там нет. Другого же я ничего не знаю, потому что это всего лишь маленький эпизод. И кто знает, что будет потом?»

    А люди смеялись. Они решили, что старик от несчастья просто рехнулся.

    А через несколько дней ночью конь неожиданно вернулся. Он не был украден, он сбежал в лес. И вернулся он не один. Он привел с собой дюжину диких лошадей. Снова собрались люди и сказали: «Да, старик, ты был прав! Это мы – дураки! Да это ж и впрямь счастье! Прости нашу дурость милосердно!»

    А старик сказал: «Да, что вы, ей богу! Ну, вернулся конь, ну, лошадей привел; так что ж? Не судите! Счастье, несчастье: кто знает?! И это лишь маленький эпизод, вы же не знаете всей истории, зачем судить рано. Вы прочли одну страницу книги, разве можно судить о всей книге? Прочитав одно лишь предложение на странице, как знать, что еще написано на ней? Да даже и одного слова нету у вас! Жизнь – океан безбрежный! Буква из слова, да! А вы судите обо всем целом. Счастье, несчастье – зачем судить, никто этого не знает. И счастлив я в моем несуждении. А теперь идите и не мешайте мне, ради бога!»

    И не смогли люди на сей раз возразить старику много, а вдруг старик и на этот раз прав?! Поэтому в этот раз они хранили молчание, хотя в глубине душ своих они прекрасно понимали, что это же, конечно, самое прекрасное и сказочное счастье. Двенадцать лошадей пришли с конем! Да только захотеть и все они превратятся в несметные богатства!

    У старика был молодой и единственный сын. Он начал объезжать диких лошадей и, не прошло и недели, как он упал и сломал себе ногу. И снова собрались люди, а люди везде одинаковы, и снова начали судить. Они сказали: «Да, старик, ты снова прав оказался. Это несчастье. Единственный сын! И ногу сломал, а! Хоть одна была опора в старости тебе, а теперь?! Ты же еще больше обеднеешь! ...»

    И старик сказал: «Ну, вот! Опять суждение! Зачем вы так торопитесь! Скажите просто, – сын твой ногу сломал! Счастье, несчастье ... кто знает. Снова лишь эпизод, а больше вам не надо. Жизнь идет отрывочно, а судить можно только о целом».

    И так случилось, что спустя всего лишь несколько дней на страну напал враг, началась война, и все молодые люди деревни были призваны в армию. И только сын старика был оставлен. Он не мог ходить, бедный калека. И снова собрались люди. Они кричали и плакали, из каждого дома ушел сын, а то и несколько сыновей, и надежды на то, что они вернутся, не было никакой. Потому что напавшая страна была огромной, и битва заранее была проиграна, они не вернутся в дома свои!

    ...Вся деревня стонала и плакала, и пришли люди к старику и сказали ему: «Прости нас, старик! Бог видит, что ты прав, благословением его было падение сына твоего с лошади. Хотя и калекой может, да с тобой сын твой! Наши же дети ушли навсегда! Он-то жив, да может еще и ходить начнет понемногу. Лучше хромым, да живым!»

    И старик сказал: «Нет, с вами невозможно, люди! Что вы?! Вы ведь продолжаете опять и опять судить, судить, судить! Да, мой сын остался со мной. Но никто не знает благословение это или несчастье. И никто никогда не будет в состоянии узнать это. Один Бог ведает!»

    Постарайтесь понять, как функционирует ум, иначе вы всегда будете в хаосе, в смущении, в чем-то вроде душевной болезни. Станьте наблюдателем. Выберитесь из дорожного движения ума, встаньте на обочине дороги и просто смотрите, не давайте оценок, не судите. Не говорите: «Это хорошо, это плохо».

    Это один из наиболее существенных вопросов. И есть только один способ выбраться из, так называемой, ловушки ума. Не выбирайте. Откажитесь от выбора. Станьте невыбирающим. Состояние без выбора – это свобода и это возможность объективного и эффективного анализа.

    «На себя, а не на объект».

    Будь невозмутим желаниями. Но как быть невозмутимым? Желание означает беспокойство, возмущение, так как быть невозмутимым – причем в моменты крайнего желания? Вы в гневе, гнев охватывает вас, вы на время становитесь безумным, одержимым, вы перестаете быть здравомыслящим. Когда вас охватывает гнев, вы начинаете отождествлять себя с гневом. Вы становитесь с ним единым целым, вы начинаете что-то делать посредством его. Вы забываете, что гнев есть нечто отличное от вас.

    Нужно сделать следующее. Когда вы в гневе, гнев как раз посередине между вами и объектом вашего гнева. От гнева можно двигаться в двух направлениях. Можно двигаться к объекту, тогда он становится центром вашего сознания, объектом вашего гнева. Тогда ваш ум становится сфокусированным на объекте, на том, кто обидел вас. Это один путь, по которому вы можете перемещаться от гнева. Есть и другой путь: вы можете перемещаться к самому себе. Вы не перемещаетесь к тому объекту, который, как вы считаете, вызвал ваш гнев. Вы перемещаетесь к тому объекту, который испытывает гнев; вы перемещаетесь к субъекту, а не к объекту.

    Обычно вы всегда перемещаетесь к объекту. Если вы перемещаетесь к объекту, то часть вашего ума возмущается и вы будете чувствовать, что вы возмущены, обеспокоены. Если вы движетесь внутрь, в центр своего собственного существа, то вы сможете стать свидетелем этой части; вы сможете увидеть, что возмущена часть ума, но вы не возмущены. Вы можете поэкспериментировать подобным образом на любом желании, на любой эмоции, на любом возмущении вашего ума.

    Встаньте перед зеркалом и выразите свой гнев – и будьте свидетелем этого. Делайте все, что вы хотите, но только в вакууме. Если вы хотите кого-нибудь побить, бейте, но пустое небо. Если вы хотите сердится, сердитесь; если вы хотите пронзительно кричать, кричите. Но проделывайте это в одиночку и воспринимайте себя как точку, которая смотрит на все это, на весь этот спектакль. Тогда это превращается в психологическую драму, вы можете смеяться над ней, и все это может превратиться для вас в глубокое очищение. И теперь вы будите знать, что даже в том случае, когда вы гневаетесь, внутри вас имеется центр, который остается невозмущенным. Он и должен стать основным инструментом аналитической работы.

    1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   ...   44


    написать администратору сайта