Учебник по социологии. Учебное пособие для студентов педагогических вузов
Скачать 3.4 Mb.
|
Министерство образования и науки Российской Федерации ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет» Социология Учебное пособие для студентов педагогических вузов Допущено учебно-методическим объединением по профессионально-педагогическому образованию в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по педагогическим специальностям Екатеринбург 2011 УДК 301 (075.8) ББК А 78 С69 Социология. Учебное пособие для студентов педагогических вузов/ Под ред. Л.Я. Рубиной. 4-е изд., перераб. и доп. Уральский государственный педагогический университет. Екатеринбург, 2011 - 313 с. ISBN 5-7186-0063 - 5 В учебном пособии в трех разделах: «Социология, её предмет и методология изучения общества», «Строение общества, социальные институты», «Методы и процедуры прикладных социологических исследований» – представлены лекционные материалы к курсу социологии, разработанные в соответствии с новым Федеральным государственным стандартом и программой по данному курсу для студентов педагогических вузов. Все лекции подготовлены преподавателями кафедр социологии, теоретической и прикладной социологии на базе новейших литературных источников, а также результатов теоретических и прикладных исследований. Учитывается профиль вуза и потребности профессиональной подготовки учителей, развития их социологического мышления и общей социально-гуманитарной культуры. Материалы пособия могут быть использованы в обучении бакалавров и магистров образования, в подготовке социологов для системы образования. Обращаем внимание на аббревиатуры периодических изданий: «Социологические исследования» (Социс), «Социально-политический журнал» (СПЖ), «Общественные науки и современность» (ОНС), «Социально- гуманитарные знания» (СГЗ), «Мониторинг общественного мнения» (МОМ), «Вестник общественного мнения» (ВОМ), альманах «Личность. Культура. Общество» (ЛКО). Ответственный редактор д-р филос. наук, проф. Л.Я. Рубина Рецензенты: д-р филос. наук, проф. Е.С. Баразгова д-р филос. наук, проф. Ю.Н. Тундыков ISBN 5-7186-0063-5 УДК 301 (075.8) ББК А 78 С 69 © Уральский государственный педагогический университет, 2011 I. СОЦИОЛОГИЯ, ЕЁ ПРЕДМЕТ И МЕТОДОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ОБЩЕСТВАЛекция 1. Что такое социология
Вместо эпиграфа: Международное сравнительное социологическое исследование об отношении населения мира к нехватке пищи не дало никаких результатов. При ответе на вопрос «Каково ваше мнение насчет нехватки пищи в странах третьего мира?» в Европе не поняли, что такое «нехватка», в Африке не знали, что означает «пища», а в Азии не поняли, что значит «Ваше мнение». (Из «социологического фольклора») Социологию считают одной из самых содержательных и молодых наук об обществе, несмотря на то, что название и многие социологические концепции появились давно. Называя французского философа Огюста Конта «отцом» социологии, обычно имеют в виду не только то, что ему принадлежит само название «науки об обществе» (1837 г), но и его стремление утвердить ее в качестве кульминационного момента изучения общества, универсального знания о нем. Это было в первой трети XIX века отражением «большой мечты» о появлении именно такой науки, которая открывала бы универсальные законы человеческого поведения, как в свое время сделали математика и физика, пройдя путь от теологии через метафизику к научному (позитивному) знанию законов природы. О. Конт не случайно называл социологию «социальной физикой» и считал, что на основе добытого ею знания (теории эволюции, прогресса) можно управлять обществом. Управление, согласно социологическим принципам, на базе знаний социальной статики (теории организации и порядка) и социальной динамики обеспечит всеобщий порядок и прогресс, заменит политику, станет средством реформирования общества. Мечта не сбылась, превращения социологии в новую всеобщую религию не произошло, и от соответствующих претензий социологи быстро отказались, оставив за О. Контом статус родоначальника позитивистского направления в познании социальной формы бытия, сохранившего свое значение до настоящего времени. Но социология как самостоятельная наука состоялась, появились профессионалы-социологи, которые не ставили своей непосредственной задачей изменить общество, решить какие-либо конкретные проблемы, но стремились способствовать пониманию социальных процессов, познанию законов и закономерностей развития общественных систем, механизмов, формированию социального мышления. Начало современного этапа связывают с возникновением в 20-х годах XX века множества научных социологических школ в США, Германии, Франции, России. В 1920 г. в Санкт-Петербурге вышла в свет книга выдающегося российского ученого П.А. Сорокина «Основы социологии», где он называл ее наукой «становящейся». Однако и сегодня, взяв в руки учебник социологии, мы можем прочесть в нем, что «наука переживает период становления...» Это происходит потому, что знания об обществе и науки о нем развиваются, обогащаются и расширяют предмет изучения вместе с изменением, прогрессом самого общества. В системе научного знания социология изначально занимает особое место, рассматривая общество в целом, закладывая фундамент социального знания. Она изучает внутренний мир общества и поведение больших масс людей. И сегодня социологи продолжают споры о том, что такое общество, которое постоянно принимает новые формы. Почему одни общества процветают, другие отстают или деградируют? В чем причины социальных конфликтов – семейных, межличностных, межгрупповых, межгосударственных? Какие силы управляют поведением индивидов и групп, каковы личностные и социальные ценности, интересы, за которые люди борются? Ответы на подобные вопросы дает социология на основе научного познания многообразных проявлений социальной жизни. В отличие от законов математики, физики, химии, законы, которые изучает социология, связаны с деятельностью людей, затрагивают их интересы на разных уровнях взаимодействия личностей, групп, государств и общества в целом. Поэтому и отношение общества, интерес правящей политической и духовной элиты к результатам, получаемым в ходе социологических исследований, в развитых и стабильных обществах постоянен и, в основном, позитивен. В России этот интерес носил волнообразный характер. Имеются серьезные достижения дореволюционной социологии, заинтересованное отношение к ней сохранялось и в 20-е гг. XX в.: она получила статус науки, активно проводились исследования-опросы, интервью, переписи, самофотографии разных групп населения. Несмотря на слабость материальной базы, отсутствие вычислительной техники, получено много научной информации о состоянии и развитии образования, труда, быта, об образе жизни сельского населения, о положении женщины, о жизнедеятельности и политической активности студенчества. В 30-е гг., после известной дискуссии в Комакадемии, осудившей буржуазное влияние на нашу идеологию и науку, социология в числе других «лженаук» была на много лет забыта, все социальное знание свелось к историческому материализму. Подъем социологии связывают с оттепелью 60-х гг., когда интерес к общетеоретическому и конкретному знанию об обществе вновь появился: сформировался спрос на социологические исследования, восстановились связи с зарубежными учеными, социологи-профессионалы хорошо зарекомендовали себя на международных конгрессах, в 1950 г. возникло научное содружество – социологическая ассоциация, в 1968 г. появился первый академический социологический институт, началась подготовка специалистов-социологов в ряде вузов страны, сложились научные школы и успешно функционировали исследовательские коллективы во многих научных центрах Ленинграда, Москвы, Свердловска, Новосибирска, Нижнего Новгорода, Барнаула и др. Были реализованы многие интересные проекты, в том числе и международного уровня. Конечно, в начале этого периода было немало проблем и противоречий в развитии социологии, связанных с попытками использовать ее результаты в политическом манипулировании общественным мнением, с необходимостью деидеологизации научного знания, с неэффективностью реализации рекомендаций по решению тех или иных социальных проблем. Новый «взлет интереса» к социологии отмечается в конце 80-х – начале 90-х г. XX в., когда процессы реформирования общества с неизбежностью потребовали повышения уровня и качества знаний о нем. Развиваются социологические службы при различных государственных и общественных структурах, создаются независимые центры изучения общественного мнения, институты социологических исследований, кафедры социологии в вузах. Расширяется подготовка социологов-профессионалов, а сама социология как учебная дисциплина в вузах заняла свое системообразующее место в блоке социально-гуманитарных дисциплин. 1. Предмет и метод социологииЧто изучает социология? Объектом ее внимания является реальный мир социальных отношений и действий людей, из которых складываются разные формы организации социальной жизни – группы, социальные институты, многочисленные организации и объединения людей. Социальные действия представляют собою социальные атомы, из которых строится все здание общества и складывается повседневная жизнь каждого из людей в различных общностях. Взаимное согласование действий, взаимодействие на основе знания реальности, понимания её смысла и делает возможным нормальное существование как общества, так и различных объединений, из которых оно состоит. Предметом социологии как науки является наиболее существенное и значимое из множества социальных фактов, человеческих поступков и взаимоотношений, т.е. именно то, что обеспечивает единство всех сторон жизнедеятельности общества и его целостность. В самом общем смысле социологию определяют как науку о структуре, функционировании и развитии общества как системы. Данное определение действительно слишком общее и нуждается в предметной конкретизации: какие именно законы развития социальных систем изучает социология, в отличие от других наук. Это - законы взаимодействия различных сторон, областей, сфер общества (экономики, политики, права, морали, религии) и составляющих его общностей (различных организаций, групп, конгломератов, институтов, слоев). Это те законы взаимодействия материальной и духовной сторон деятельности людей, которые пронизывают все стороны и сферы общественной жизни. И экономическая, и политическая, и эстетическая,и религиозная деятельность, к примеру, имеют свою духовную сторону (мотивы, идеальные цели, ценностные ориентации, нормы) и материальную, воплощенную в специально созданных предметах, церемониях, обрядах и других результатах материальных действий. Чаще всего социологию определяют как науку о законах развития и функционирования общества в целом, социальных общностей, отношений, структур, систем и организаций. Дискуссия о предмете продолжается, единого, общепринятого, строго установленного определения не существует, в различных изданиях предлагаются разные подходы к этому вопросу, что, естественно, следует иметь в виду. В чем « предметное», содержательное отличие социологии от других социальных наук? Если другие (не философские) науки об обществе исследуют отдельные области социальной жизни (экономику, право, мораль, культуру), дают вполне конкретное осмысление отдельных явлений, процессов, проблем, то социология изучает общество в целом, как особый и единый организм. Это означает, что в социологии
Эту всеобщность придает социологии свой подход к анализу любого социального явления, факта, процесса с точки зрения деятельности людей, диалектики проявления объективного в субъективном. Приведем пример. Объект исследования – социальный институт образования, предмет – его модернизация. Философы обратят внимание на понимание смысла образовательной деятельности, на изучение сущности новых концепций и парадигм, которые закладываются в образовательные трансформации и нацелены на изучение взаимосвязей этой подсистемы общества с другими – с культурой, политикой, экономикой, моралью, религией. Экономисты постараются дать финансовое и материальное обоснование модернизационных мер, выявить эффективность использования в экономической жизни страны подготовленных системой образования кадров специалистов, раскрыть противоречие между потребностями общества в этих кадрах и способностью системы образования их удовлетворить. Педагоги обратят внимание на сущность гуманистической педагогики, ее преимущества в сопоставлении с авторитарной, на необходимость разработки новых моделей обучения и воспитания, внедрения новых технологий, отслеживания результатов инновационной деятельности различных учреждений образования. Социологи будут изучать поведение и взаимоотношения тех социальных групп (учеников, студентов, преподавателей, руководителей органов образования, родителей), которые непосредственно обеспечивают деятельность института образования, выявлять противоречия между потребностями государства и населения в образовании, определять отношение различных участников к модернизации образовательной деятельности, проверять гипотезы о возможных социальных последствиях тех преобразований, которые идут в современной школе, то есть о том, что изменится в обществе в результате реформ. Из этого примера видно, что, рассматривая общество в целом, социология не является наукой умозрительной, абстрактной, она изучает конкретный «социум», ту социальную среду, окружение, с которым люди связаны во всех сферах деятельности. Мера соотношения абстрактного и конкретного зависит от уровня анализа социальных взаимодействий, о чем пойдет речь далее. Как социология изучает общество, какие методы использует для адекватного анализа предмета познания? Невозможно назвать какой-либо один универсальный, всеохватывающий, единственно верный метод изучения социальной реальности. Разные направления социологии предлагают свои подходы, свою методологию. Более того, многие цели теоретического или прикладного исследования требуют совокупности методологических приемов – общенаучных и специальных. Среди методов, используемых в социологии, есть общенаучные способы получения и систематизации знаний (аналитические, интерпретационные, статистические, описательные, количественные, качественные и др.). Наиболее общий и специфический для социологии подход – изучение объективных законов через субъективное: через деятельность людей, реальные процессы взаимодействия социальных субъектов. Единицей анализа (по В.А. Ядову) является общность, понимаемая как любая устойчивая форма, разновидность самоорганизации людей (любая группа – семейная, профессиональная, демографическая, этническая, классовая, поселенческая, статусная; любой социальный институт, организация). Все теоретические построения осуществляются на основе информации, более или менее обобщенной, систематизированной. Для получения такой информации социология располагает своими методами сбора данных о различных социальных фактах, методами их обработки и анализа. Для того, чтобы за этими фактами, явлениями увидеть тенденцию, вектор процесса развития, характер социального взаимодействия, используются известные или вновь разработанные методологические концепции и парадигмы. Адекватность их применения зависит от уровня изучения общественной системы и её структурных элементов. 2. Структура и уровни социологического знанияРазличные точки зрения классических и современных, зарубежных и отечественных социологов на соотношение теории, методологии, методов в структуре социологического знания будут рассмотрены в историко-социологическом разделе курса и в анализе конкретных исследований современного общества, его структурных элементов. При всем многообразии исходных положений (парадигм), способов интерпретации информации об обществе, полученной из различных источников, выделим три основных подхода к изучению социальной реальности. Используем здесь схему Ж.Т. Тощенко.1 Схема 1 Парадигмы (методологические стратегии) социологии
Эти стратегии, имеющие корни в исследованиях обществ исторических, современных, будущих, достаточно разработаны, выявлены их эвристические возможности и ограниченность, в особенности применительно к изучению актуальных проблем современных обществ, отличающихся сложной системой объективной и субъективной детерминации социальных процессов и взаимодействий. Попытки найти адекватную методологическую стратегию, которая объединила бы уровни анализа общества – от самой широкой его трактовки (как сложно-структурирован-ной системы) до изучения взаимодействия субъектов-индивидов с их системами ценностей – привели к необходимости соединить макро- и микроподход, объективизм и субъективизм в стратегии социологического конструктивизма. При этом во многих изданиях, особенно учебниках, почти аксиоматичной считается трехуровневая интерпретация социологии: общетеоретическая социология, специальные (отраслевые, по Р. Мертону) или частные социологические теории и эмпирические исследования. В современной социологии всё прочнее утверждается мысль о том, что трехуровневая модель социологии, сыграв определённую роль в её развитии, исчерпала свои возможности, оказалась непродуктивной из-за разности оснований выделения уровней, невозможности учесть другие классификации социологических теорий. Учитывая особенности представлений о социологическом знании в зарубежной социологии, обобщая идеи и предложения отечественных социологов (А.И. Кравченко, О.Н. Козловой, Ю.Г. Волкова, В.В. Радаева, М.Н. Руткевича, О.И. Шкаратана, М.К. Горшкова, Ф.И. Шереги, Г.А. Зборовского, А.В. Тихонова и др.), Ж.Т. Тощенко предложил структуру «чисто социологического» знания»,1 которое основывается на методологических принципах исследования реального общества и рождается в процессе взаимодействия с другими социальными науками. Схема 2 Структура социологического знания
Из приведенной схемы следует, что в данной классификации представлены три варианта структурирования социологического знания. В первом случае обосновывается исходный уровень знаний – теория и методология социологии, её методы познания социальной жизни, её объект и предмет, категориальный аппарат. Определяется место социологии среди других наук, общенаучные и специальные методы познания её предмета, способы анализа социальной информации. Теоретическая социология имеет своего «контрагента» – эмпирическую социологию, составляя с ней «инструментальную пару». Эмпирическая социология – специфическая форма социальной информации, полученной не беспорядочно, хаотично, но в упорядоченном с помощью научных (теоретических) методов виде. Источники получения эмпирических данных бесконечны, но играть свою роль в познании какой-либо социальной реальности они не могут без соответствующей интерпретации, описания, объяснения, т.е. анализа. Второй вариант классификации социологического знания – разделение на фундаментальную и прикладную его части, по мнению специалистов, отвечает на вопрос не только о том, каким образом получена та или иная информация, но и том, для чего она добывалась, какие проблемы, ставшие предметом её внимания, могут быть решены. Важно понять, что и в фундаментальной, и в прикладной социологии есть в разных пропорциях как теоретическое, так и эмпирическое знание. Сопряженные пары понятий «теоретическое – эмпирическое» и «фундаментальное – прикладное» близки, поэтому часто употребляются как синонимические, но они не являются тождественными. Так, эмпирические исследования могут проводится в рамках как фундаментальной, так и прикладной социологии в зависимости от решаемых задач. Например, эмпирическое лонгитюдное исследование по международному проекту «Пути поколения», которое в течение 15 лет вела кафедра социологии УрГПУ, являлось одновременно и фундаментальным, и прикладным. Наблюдая за жизнедеятельностью одного поколения молодежи от момента завершения среднего образования до закрепления в различных статусных позициях к тридцатилетнему возрасту, ученые решали ряд задач. Когда выстраиваются модели жизненного пути, развивается теория жизненного самоопределения поколения молодых, исследование имеет характер фундаментального. Одновременно социологи на каждом этапе проекта определяли совокупность конкретных обстоятельств и факторов, влияющих на процессы самоопределения, оценивали результаты социального поведения молодежи (в сфере образования, труда, политики, семейной жизни, культуры). Они вырабатывали и рекомендации для возможного воздействия на этот процесс или хотя бы для учета его результатов в социальной политике. Это – уже прикладная часть исследования. Эти классификации не следует ни противопоставлять, ни тем более нивелировать. Они комплементарны: научный подход базируется на теории, постоянно дополняемой эмпирической информацией, тем более богатой и ценной, если она получена в процессе фундаментального исследования, имеющего в программе и задачи прикладного характера. Третий вариант структуры социологического знания – выделение макро- и микросоциологии по объектно-предметному критерию. Предметом макросоциологии является общество как единый организм, целостность, его структура, функции, динамика социальных институтов и т.п. Она изучает масштабные социальные явления на глобальном уровне: нации, государства, социальные системы, подсистемы, сферы. По этому пути идут такие социологические направления и школы, как структурный функционализм, неоэволюционизм, структурализм, конфликтология, глобализм, герменевтика, постмодернизм и др. Микросоциология изучает конкретные социальные взаимодействия, межличностные отношения и коммуникативные процессы в микрогруппах, в повседневной жизни индивидов, а также мотивацию жизнедеятельности, ценностные ориентации людей (символический интеракционизм, этнометодология, теория социального обмена, социология повседневности, анализ социальных сетей). Она стремится переместить фокус внимания на непосредственно наблюдаемые явления социальной жизни, эмпирически фиксируемые настроения, состояния, мотивы поведения людей. Обобщая результаты, сопоставляя индивидуальное и типическое, единичное и всеобщее, микросоциология идет от конкретной реальности к взаимосвязям на социетальном уровне. Ряд ученых говорят о необходимости теоретической и эмпирической рефлексии по поводу самой социологии – о разработке метасоциологии, «социологии социологии», о её познавательных возможностях, степени адекватности в постижении истины. Объектно-предметный принцип познания служит основанием для выделения ещё одной классификации – выделения уровней социологического знания. Схема 3 Уровни социологического знания
В данной схеме боле корректно, чем в прежней «трехуровневой модели» представлена иерархия уровней познания социальной реальности, масштабы объектов исследования и соответствующей специализации социологических дисциплин. В качестве вывода по этому вопросу обратим внимание на взаимосвязь выделенных уровней: в рамках конкретной сферы общественной жизни, будь то экономика, политика, культура, социальная жизнь, разрабатываются и используются системные, обобщающие, отраслевые теории, которые, в свою очередь, состоят из совокупности специальных теорий, нацеленных на изучение и решение конкретных социальных проблем, процессов. В оформленном виде их насчитывается сегодня свыше 50, они соединяют теоретико-методологическое знание с эмпирическими данными. Число их пополняется за счет частных (вспомогательных) концепций, претендующих на статус научных, несмотря на недостаточную масштабность объекта. Уже не является редкостью появление социологии времени, социологии языка, социологии тела, социологии виртуальной культуры и т.п. 3. Функции социологии как науки и учебной дисциплиныИграя ключевую роль в современном социальном познании и интеллектуальной культуре, социология выполняет значимые социальные функции. Важнейшая из них – познавательная, связанная с изучением социальной жизни, получением новой информации о процессах, происходящих в обществе. Сегодня главная задача отечественной социологии – дать объективную и адекватную картину современного российского общества, происходящих в нем перемен, определить направление развития. С этой функцией связана и другая – прогностическая. Социологический прогноз включает в себя социальное планирование, проектирование, конструктирование, моделирование. На его основе социолог может предсказать результат решения той или иной проблемы. В данном случае может идти речь еще об одной функции – управленческой, практической. Рекомендации, предложения социологов нередко служат основанием для принятия решений на уровне директивных органов, что, к сожалению, не исключает манипулирования социологическими данными, материалами. Практическая функция социологии во-многом определяется так называемым ресурсным подходом к изучаемому объекту. Многие конкретные объекты – будь-то молодое поколение, процессы социальной мобильности, социальный институт образования, культура социума, ценностные представления и т.д. – рассматриваются в качестве важного социального ресурса, наличие или недостаток которого влияет на динамику общества. Другое дело, как используется этот ресурс в управленческой политике. В современных условиях глубоких преобразований экономической и социально-политической жизни социология становится более заинтересованной в востребованности результатов исследований со стороны общества, властных структур. Она может способствовать «обратной связи» государства с обществом, отслеживая, как реализуются на местах принимаемые «наверху» решения. Эту функцию можно назвать политической, ибо социология помогает государству реализовать его интересы, показать эффективность его деятельности и одновременно обеспечивает население надежной, доступной информацией о социальных процессах, их причинах, результатах, что немаловажно для формирования гражданского общества в России. Необходимо выделить также функцию идеологическую, которую выполняет социология, участвуя не только в изучении, но и в формировании общественного мнения, в информации общества об интересах, социальных настроениях, самочувствии различных слоев населения, стараясь привлечь интерес к проблемам человека, предостеречь от негативных тенденций, антиобщественных выступлений, создания опасных структур. В качестве науки социология, естественно, выполняет важную теоретическую функцию, давая систематизированное социальное знание, формируя теории и концепции общественного развития. В этом смысле она особенно тесно связана с социальной философией, с поисками общесоциальной теории развития, опирается на исторические, правовые знания. Одновременно, являясь теоретической основой изучения реальных социальных проблем, она сближается с поведенческими науками – психологией, педагогикой, экономикой. Что дает социология как учебная дисциплина студенту – будущему специалисту в определенной сфере деятельности? Самое главное – она не только формирует научные представления об обществе, но вооружает методом познания, анализа социальной реальности, учит видеть за фактами – тенденции, за явлениями – процесс, т.е. развивает аналитическое, социально-критическое мышление. На социальном уровне она помогает человеку в формировании общегражданских качеств, в осознании себя свободным субъектом гражданского общества, социально компетентной личностью. Чтобы реализовать свои права и свободы, нужно знать, что это такое, каков социальный статус конкретного человека в конкретном обществе, какова реальная ответственность за сделанный жизненный выбор, за свое место в социальном взаимодействии. На профессиональном уровне социология дает возможность осмыслить, в систему каких социальных отношений включена та или иная профессия, насколько она престижна, привлекательна. Социологическое мышление помогает определить предпосылки, механизмы профессиональной деятельности, предвидеть ее результаты и последствия, отойти от обыденных представлений, сформировать готовность к инновационной деятельности в профессиональной сфере. Учителю-профессионалу социология поможет справиться с реальными проблемами и ситуациями, возникающими в системе образования, если станет частью его профессиональной культуры. Она научит его выявлять противоречия, диагностировать проблемные зоны образовательной деятельности, обосновывать принимаемые решения, просчитывать риски и социальные результаты. На личностном уровне наука об обществе в целом дает знание о той социальной реальности, с которой индивид взаимодействует повседневно, обучает методам диагностики и разрешения конфликтов в социуме, позволяет рационализировать свои интересы, эффективнее использовать способности, принимать более обоснованные решения с учетом интересов других людей. Вопросы для самоконтроля
ЛИТЕРАТУРА
|