Учебник по социологии. Учебное пособие для студентов педагогических вузов
Скачать 3.4 Mb.
|
II. СТРОЕНИЕ ОБЩЕСТВАЛекция 6. Социальная структура и стратификация
Вопрос о социальной структуре общества является в социологии одним из основных. Во-первых, потому что общество как любая система есть совокупность элементов разного уровня и взаимосвязей между ними. Во-вторых, вопрос о строении общества тесно связан с предметом социологии. Так, П.А. Сорокин, великий классик, понимал социологию как науку, изучающую формы взаимодействия людей и их социальные результаты, представил структуру общества как взаимодействие трех (SCP) социокультурных систем: общества (Society) с его институтами, группами, стратами, статусами; культуры (Culture) как системы ценностей – общих, отдельных, индивидуально-особенных, и личности (Personality), в деятельности которой социальное и культурное неразрывно связаны. В-третьих, на что обратил внимание известный польский социолог П. Штомпка, само понятие «социальная структура» является категорией объяснительной, в отличие от понятия «социальная жизнь», ибо не просто описывает, как люди живут, что конкретно делают, но и отвечает на вопрос, почему они это делают. В социологии эта категория позволяет, несмотря на её теоретический, абстрактный характер, раскрыть глубинные, скрытые связи, смыслы. Социология (теоретическая и эмпирическая), рассматривая любой социологический факт, социальное явление, лежащее на поверхности и эмпирически фиксируемое, выявляет тенденцию, процесс, закономерность и определяет, в какую структуру, какую устойчивую связь эти явления, факты встроены, чем они определяются. Важно знать, почему положение, занимаемое человеком в той или иной ячейке общества, его доступ к ресурсам, выполняемые роли влияют на все аспекты его социальной жизни – от образования, профессиональной деятельности, повседневного поведения до личных ценностей, убеждений, установок. Тогда каждый из нас сможет понять, как изменяют социальные трансформации образ жизни конкретных групп и личностей. 1. Основные понятия теории социальной структурыСоциология социальной структуры изучает положение различных групп, на которые общество делится и которые не равны между собою, а также взаимоотношения между этими группами. Она располагает определенной системой категорий – понятий, с помощью которых познается и анализируется предмет. Среди таких категорий наиболее важными являются «социальное пространство», «социальная структура», «социальная стратификация», «социальная мобильность», «социальные группы», «социальные роли», «социальный статус», «социальная дистанция», которые мы рассмотрим и постараемся наполнить конкретным содержанием. В широком смысле «социальная структура», «строение» означает взаимодействие всех элементов, образующих общество как целостную систему. Многие закономерности взаимосвязей этих элементов изучаются социальной философией. В более узком – собственно социологическом – смысле этого слова в качестве элементов структуры выступают социальные общности и социальные институты. Последние (институты собственности, власти, брака, искусства, образования, религии, армии, бизнеса и т.д.), обслуживающие важные потребности общества, являются предметом анализа специальных социологических теорий. Социальная структура в самом узком смысле есть взаимосвязи между социальными группами, слоями, статусами. Их отношения иерархизированы, а взаимодействие проявляется в различных типах воспроизводства, борьбы, эксплуатации, солидарности и взаимоподдержки, конфликтов, мобильности, перемещения, интеграции и дезинтеграции, что ведет к изменению структуры общества тем или иным способом. Группы образуются на основе множества объективных и субъективных признаков, непрерывно выделяются из конгломератов (людей, находящихся в пространственной близости), как только появляются общие черты, цели, интересы. Они активно изучаются на основе различных классификаций, типологий. Чаще всего выделяют группы малые и большие. Малые характеризуются не только численностью, но и непосредственным характером общения, контактостью (например, семья, команда, соседи, учебный коллектив, банда). Они играют важную роль в первичной социализации индивидов и служат объектом изучения не только социологии, но и психолого-педагогических наук. Среди больших групп обычно различают: а) неорганизованные (условные, номинальные), выделяемые по какому-либо важному в данный момент признаку: телезрители, северяне, избиратели, любители пива, путешественники; б) организованные, с устойчивыми взаимосвязями, со своими средствами групповой защиты и идентификации (клятва Гиппократа и халат врачей, устав и мундир военнослужащих, рыночная мораль, новейшие гаджеты и мерседесы «новых русских» и т.п.). Эти группы могут быть объединены вокруг одного признака (моногруппы), либо на основе множества признаков (плюрогруппы). Порядок размещения групп в обществе, их взаиморасположение, взаимоотношения обозначается понятием «социальное пространство». В его трактовке выделяют два варианта: субстанционалистский и структуралистский. В первом случае (П. Сорокин) оно представлено конкретными субстратами – носителями определённых качеств (точками отсчета в народонаселении), которые занимают какое-либо место по отношению к другим людям или социальным группам. Во втором – оно понимается как «ансамбль невидимых связей», от которых зависит «пространство позиций, внешних по отношению друг к другу, определенных одни через другие...» (П. Бурдье). В. Ильин, опирающийся на второй подход, определяет социальное пространство как «силовое поле», создаваемое взаимодействующими индивидами, но вместе с тем имеющее свое особое (системное) качество, отсутствующее в самих индивидах. Он подчеркивает, что социальные отношения и взаимодействующие индивиды (группы) при всей их взаимосвязанности и неотрывности друг от друга все-таки не тождественны, как не тождествен электрический проводник электрическому току. Само социальное пространство структурировано, «поделено» на элементы – «участки» или «социальные поля» (государство, предприятия, группы, поселенческие общности, институты и т.д.), которые также связаны определенными отношениями 5, с. 4-5. Уточним уже дававшиеся ранее определения понятий «социальный статус» и «социальная роль», которые структурируют социальное пространство и необходимы для его анализа. Социальный статус – положение, место в социальном пространстве, определяемое совокупностью прав, обязанностей, форм и объемов вознаграждения, норм поведения и закрепленное законодательно, административно, либо с помощью традиций, норм морали, религии, стереотипов общественного мнения (статус работника, гражданина, матери, студента, предпринимателя, священнослужителя). Статус определяется соответствующими индикаторами: степень безопасности для жизни и здоровья, объем и стабильность дохода, имущество и капитал, престиж, условия жизнедеятельности, перспективы и т.д. Каждый статус представляет собой комплекс социальных ролей, которые выражаются совокупностью норм поведения, которыми общество наделяет конкретный статус (например, административные, организационные, правовые, моральные, эстетические нормы статуса учителя по отношению к другим гражданам, директору школы, коллегам, ученикам, родителям). С точки зрения способа обретения различают статус аскриптивный (предписанный объективно: пол, возраст, национальность, место жительства и т.п.) и достигнутый в результате перемещения в социальном пространстве, изменения параметров дистанции между разными статусами. Социальная дистанция – удаленность статусных позиций друг от друга. Речь идет не об индивидах, статус которых многомерен, а об измерении сравнительных статусов в одномерной плоскости – административной, экономической, политической, должностной, либо какой иной, только «на одной лестнице». Социология социальной структуры в узком смысле изучает прежде всего группы социальные, т.е. большие устойчивые общности, выделяемые по объективным признакам, причем эти признаки в самом своем содержании заключают момент неравенства в распределении социальных благ: богатства, власти, привилегий, прав, престижа. Неравенство есть в любом обществе, и его существование необходимо учитывать при исследовании социальной структуры. Иначе говоря, чтобы изучить, понять социальную структуру любого конкретного общества (социума), надо выяснить, из каких групп оно состоит, по каким критериям эти группы различаются, каково их место в социальной иерархии, каковы дистанции между ними, на какие цели ориентирована их деятельность – на сохранение или разрушение системы. |