Главная страница
Навигация по странице:

  • 1. Анатомия социального действия

  • 2. Механизм социального действия

  • 3. Социальное взаимодействие

  • 4. Регуляция социального взаимодействия

  • Вопросы для самоконтроля

  • Учебник по социологии. Учебное пособие для студентов педагогических вузов


    Скачать 3.4 Mb.
    НазваниеУчебное пособие для студентов педагогических вузов
    АнкорУчебник по социологии.doc
    Дата26.04.2017
    Размер3.4 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаУчебник по социологии.doc
    ТипУчебное пособие
    #5621
    страница6 из 19
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19

    Лекция 5. Социальное действие и взаимодействие





    1. Анатомия социального действия

    2. Механизм социального действия

    3. Социальное взаимодействие

    4. Регуляция социального взаимодействия



    1. Анатомия социального действия


    В предыдущих разделах курса уже определялось понятие общества. Нетрудно заметить, что всё, называемое общественной жизнью, обществом или общественными явлениями, представляет собой настолько сложный комплекс фактов и процессов, что изучить его, не разложив на составные части, практически невозможно. Как подойти к анализу этой бесконечно пестрой и постоянно изменяющейся, как в детском калейдоскопе, картине? Вероятно, необходимо найти “простейший элемент”, первоклеточку, которая могла бы стать моделью для изучения всего общества в целом. Что является такой исходной клеточкой, «неделимым атомом»?

    Как бы ни рассматривали социологи общество: как нечто объективно существующее, проявляющееся в рисунке социальных фактов, или как нечто субъективное, построенное согласно действиям и воззрениям людей, как интерсубъективный феномен, – нетрудно заметить, что, несмотря на разницу методологических установок, все они признают, что исходной точкой для познания социальных феноменов служит человеческая активность, действие. Следовательно, вполне допустимым будет предположение, что именно оно (действие) является тем самым «неделимым» атомом, с которого необходимо начать изучение общества. И это первое обстоятельство, которое диктует нам изучение этой проблемы в рамках курса социологии. Второе обстоятельство связано с тем, что в своей повседневной жизни мы сами совершаем некие поступки и сталкиваемся с действиями других людей. Иногда череда этих поступков проходит мимо нас, мы не подвергаем их осмыслению. Но в иные моменты мы задумываемся, почему я поступил так, а не иначе, или как я должен поступить, чем руководствовался другой в своих поступках и т.д. Как сказал знаменитый французский мыслитель Жан-Поль Сартр, «люди приговорены к свободе». В принципе, каждый из нас в любой момент мог бы поступить иначе, чем он сделал. Но, с другой стороны, люди всегда поступают вполне определенным образом. Какие факторы оказывают влияние на поведение индивидов, каковы способы и механизмы взаимодействия людей – вот те вопросы, на которые мы попытаемся ответить в этой лекции.

    Итак, что такое социальное действие? Отнюдь не всякое действие индивида или группы можно считать социальным. Известный социолог М. Вебер одним из первых оговорил те условия, при которых некое действие может быть рассмотрено как социальный феномен. Он писал: “Действием мы называем действие человека (независимо от того, носит оно внешний или внутренний характер, сводится ли к невмешательству или терпеливому приятию), если и поскольку действующий индивид или индивиды связывают с ним субъективный смысл. Социальным мы называем такое действие, которое по предполагаемому действующим лицом или действующими лицами смыслу соотносится с действием других людей и ориентируется на него” 2, с. 602-603. Другими словами, социальное действие обладает двумя отличительными признаками:

    1. Оно осознанно, то есть направлено на достижение ясно осознаваемых самим действующим индивидом целей. В этом отношении поведение человека на рок-концерте или политическом митинге, зевание вслед за зевающим собеседником не является в точном смысле слова социальным поведением, ибо основано преимущественно на простом подражании.

    2. Оно ориентировано на других. Разъясняя смысл этого феномена, М. Вебер отмечает, что социальное действие может быть ориентировано на прошлое, настоящее или ожидаемое в будущем поведение других индивидов (например, месть за нападение в прошлом, оборона при нападении в настоящем, мера защиты против возможного нападения). В качестве “других” могут выступать известный индивид или неопределенно многие и совсем неизвестные люди. Поэтому социальным нельзя назвать действие, ориентированное на ожидание определенного поведения со стороны вещественных предметов – машин, явлений природы. Известный веберовский пример: внезапно пошел дождь, прохожие открыли зонты. Здесь нет социального действия потому, что каждый раскрыл зонт, чтобы уберечься от дождя, а не потому, что так сделали все остальные. Не будет социальным действием в веберовском смысле слова и одинокая молитва, и сами по себе рыбная ловля или охота, если они не соотносятся с поведением других людей. Случайное столкновение велосипедистов может быть не более, чем происшествием, подобно явлению природы, но попытка избежать столкновения, брань, последовавшая за столкновением, потасовка или мирное урегулирование конфликта – это уже социальное действие.

    Сказанное делает очевидным, что провести четкую грань между социальным и несоциальным (природным, естественным) действием крайне трудно. Еще сложнее определить, насколько оно осознано, осмыслено. В зависимости от степени рациональности социального действия, М. Вебер выделяет четыре типа социального действия: целе-рациональное, ценностно-рациональное, традиционное и аффективное.

    Целе-рациональное действие характеризуется ясным пониманием того, чего Деятель (по терминологии Т. Парсонса – действующее лицо, Actor) хочет добиться, какие средства, пути для этого наиболее пригодны, будут максимально эффективны. Деятель просчитывает возможные реакции окружающих, как и в какой степени он может использовать их для достижения своей цели. Возможное противоречие между его собственной целью и интересами, потребностями другого разрешается самим Деятелем на основании расчета положительных и отрицательных последствий своих поступков. От того, насколько точен и верен этот расчет, будет зависеть успех предпринимаемых действий.

    Ценностно-рациональное действие подчинено определенным требованиям, принятым в данном обществе ценностям – религиозным, идеологическим, моральным, политическим, эстетическим. Деятельность человека в данном случае ориентирована на реализацию его представлений о долге, достоинстве, красоте. В разрешении противоречия между личной целью и ориентацией на другого он будет полагаться на принятые в обществе стандарты поведения, ценности, нормы, а не на соображения успеха или выгоды.

    Два других вида – традиционное и аффективное действия – не являются в строгом смысле слова социальными, ибо находятся на границе того, что осмыслено, осознано. Традиционное действие основано на глубоко усвоенных образцах поведения, нормах, ставших привычными и не требующими специального осмысления, не подлежащих проверке на истинность. Аффективное действие обусловлено эмоциональным состоянием, его отличает стремление к немедленному удовлетворению страсти, жажды мести, влечения. Оно совершается в ситуации сильного раздражения, в момент вспышки гнева, при стрессе и т.д.

    Безусловно, в реальной жизни встречаются все перечисленные типы социального действия, а в поведении отдельного человека есть место и строгому расчету, и традициям, моральным нормам, и аффекту. Исторический опыт свидетельствует о том, что жизнь человека неодномерна, противоречива. Многочисленные исследования показывают, что человек никогда не действует вполне осознанно. Высокая степень рациональности и целесообразности, например, в действиях политика, борющегося со своими противниками, или в действиях руководителя, контролирующего поведение подчиненных, во многом основана на интуиции, чувствах. Вместе с тем, в определенные исторические эпохи тот или иной тип социального действия может превалировать, играть главную, системообразующую роль. Так, в традиционных обществах поступки человека определяются преимущественно ценностными ориентациями, религиозными убеждениям, привычками. Европейская же история последних столетий, по мнению М. Вебера, свидетельствует о вытеснении ценностно-рационального поведения в пользу целерационального, о замене внутренней приверженности привычным нравам и обычаям планомерным приспособлением, соображениями интереса, выгоды , успеха, что позволяет говорить о рационализации как судьбе западной цивилизации. При этом необходимо отметить то важное обстоятельство, что М. Вебер считал наиболее “чистым” образцом целерационального действия поведение индивида в экономической сфере.

    Таким образом, социальное действие предстает перед нами как феномен, обладающий сложным анатомическим строением. Реализация Деятелем (индивидом или группой) своей цели, осмысленной сквозь призму социальных отношений, связей, ожиданий-обязательств, с необходимостью включает в себя: действующее лицо, цель действия, метод действия, другое действующее лицо, на которое ориентировано действие, и результат действия.

    Перечень элементов, составляющих социальное действие, не будет полным, если не уделить внимание внешнему окружению действующего лица. Его окружает материальный, вещественный мир, социальная и культурная среда, которая оказывает влияние на его поведение. Именно поэтому Т. Парсонс, разрабатывая обобщенную модель любого социального действия, кроме уже перечисленных элементов, выделил также и ситуационное окружение, т.е. совокупность факторов, обстоятельств, конкретных условий, которые, с одной стороны, делают возможным осуществление действия, а с другой – ограничивают пространство выбора. К такого рода факторам он относит четыре системы:

    1. Биологическая система определяет те возможности и границы в поведении человека, которые диктуются его анатомо - физиологическим строением, видовым отличием homo sapiens.

    2. Культурная система определяет устойчивые образцы поведения, нормы, верования, существующие в данном обществе.

    3. Личностная система представляет собой, в известной мере, уникальную систему поведения каждого индивида.

    4. Социальная система определяет границы поведения человека наличием других действующих индивидов.

    Очевидно, что ни один индивид не совершает социального действия без учета ситуации и всех факторов, ее определяющих. Необходимо подчеркнуть, что все эти системы оказывают определенное влияние на характер социального действия, но в каждом конкретном случае возможен приоритет того или иного фактора.

    2. Механизм социального действия


    Социальные действия, в отличие от рефлексивных, импульсивных, никогда не совершаются мгновенно. В сознании действующего индивида должно возникнуть устойчивое побуждение к активности. Любое социальное действие начинается с возникновения потребности, которая придает ему определенное направление. Потребность, нужда в чем-либо есть свидетельство противоречия между тем, что необходимо человеку, и тем, чем он обладает, имеет в наличии в данный конкретный момент. Потребности человека чрезвычайно разнообразны. Одним из первых, кто попытался выстроить структуру потребностей, был американский психолог А. Маслоу, чья структурная модель широко используется в психологии, педагогике, социологии и других науках. Он расположил потребности в восходящем порядке от низших биологических до высших духовных:

    1. Физиологические и сексуальные потребности выражаются в воспроизводстве людей, пище, дыхании, физических движениях, жилище, отдыхе, предохранении себя от неблагоприятных природных условий и т.д. Иногда их называют витальными, т.е. ответственными за сохранение жизни человека.

    2. Экзистенциальные потребности или потребности в безопасности выражают нужду человека не просто в сохранении, но и в определенном качестве жизни. Речь идет об уверенности в завтрашнем дне, о стабильности условий существования, о безопасности на улицах, об отсутствии войн, конфликтов и желании иметь постоянные средства существования.

    3. Социальные потребности выражают о стремление человека к установлению контактов с себе подобными. Мы в той или иной степени нуждаемся в дружбе, привязанности, любви, общении, в заботе о другом человеке, помощи и поддержке близких. Социальные потребности свидетельствуют о желании человека принадлежать обществу, группе, быть равным с другими.

    4. Престижные потребности показывают, что человеку свойственно стремление выделяться чем-либо, быть неравным другим, обращать на себя внимание и искать преимуществ. Это стремление движет человеком, когда он добивается служебного роста, более высокого статуса, признания своей деятельности.

    5. Духовные потребности свидетельствуют о желании человека реализовать свой творческий потенциал, осуществить себя как личность.

    Безусловно, можно выделить и другие человеческие потребности, например, потребность в приобретении новых знаний, эстетические потребности, потребность в самоидентификации и т.д. Как бы то ни было, именно потребности дают внутренний импульс социальному действию.

    Далее человек сопоставляет собственные потребности с окружающей средой, осмысляет, осознает, в чем именно они состоят, определяет конкретный социальный объект, способный удовлетворить его потребности, что означает конституирование интереса, определяет цель – таким образом формируется мотив социального действия, то есть тот внутренний смысл, который вкладывает Деятель в свои усилия. Конкретное содержание, направленность мотива будут определяться, по мнению Т. Парсонса, системой основных ориентаций человека, который всегда выбирает между см.1:

    • ориентацией на себя и ориентацией на других, действием исключительно в собственных интересах и необходимостью учета в своем поведении потребностей группы;

    • стремлением удовлетворить прежде всего сиюминутные потребности или отказом от них ради перспективных, стратегических целей;

    • ориентацией на социальные характеристики другого индивида (профессия, образование, должность) и на имманентно присущие ему качества (пол, возраст, внешний вид);

    • подчинением своего поведения какому-то общему правилу и выработкой собственного стандарта.

    Каждая из предложенных альтернатив вносит свою лепту в нелёгкий выбор мотива. В конкретном мотиве сливаются воедино и иерархия ценностей, и способность личности анализировать ситуацию, и особенности темперамента, и волевые качества. Борьба мотивов порождает острые, часто не видимые стороннему наблюдателю переживания личности. Причины, порождающие и обусловливающие борьбу мотивов, подвергаются анализу при рассмотрении социальных ролей и ролевых конфликтов. Нам же важно уяснить многомерность мотивации конкретного социального действия.

    Механизм социального действия можно представить в виде цепочки взаимосвязанных звеньев:

    Воздействие ситуации  Потребность индивида  Интерес  Цель  Мотив  Социальное действие

    В обычной повседневной жизни нам может показаться, что многие социальные действия совершаются мгновенно, спонтанно и немотивированно. Но если мы попытаемся проанализировать такие быстротечные действия, то окажется, что можно выделить первоначальную потребность действующего человека, её осознание (интерес), цель и побудительные мотивы.

    Необходимо подчеркнуть, что педагогика, психология изучают те же феномены сознания, с точки зрения влияния на них (на потребности, мотивы, интересы) социальной ситуации, состояния социума («общество в человеке»). Социология изучает, как эти атрибуты личности проявляются в социальной деятельности, влияют на социальную ситуацию, т.е. «человека в обществе».

    3. Социальное взаимодействие


    Выделение отдельных социальных действий весьма полезно при изучении социальных процессов. Вместе с тем, даже простое наблюдение показывает, что социальное действие редко встречается в единичном, обособленном виде. Весь сложнейший мир или, как писал П.А. Сорокин, «океан общественной жизни» распадается на очерченные процессы взаимодействия одних с другими, одного с одним, одного с многими и одной группы с другой. Социологи подробно исследовали это бесконечное поле человеческого общения, образованное разными модальностями (свойствами, особенностями) процессов взаимодействия: односторонних, двухсторонних, многосторонних, временных и длительных, организованных и неорганизованных, солидарных и антагонистических, сознательных и бессознательных, экстенсивных и интенсивных. Люди связаны между собой тысячами невидимых нитей, зависят друг от друга. Зависимость возникает в случаях, когда каждый из нас может о себе сказать: «Конкретные предметы, ценности, условия (причем речь может идти как о материальных, так и о моральных ценностях), которые требуются мне, находятся в его распоряжении». Она может быть элементарной, прямой зависимостью от родителей, друзей, коллег, а может быть сложной, опосредованной. К числу последних нужно отнести зависимость нашей индивидуальной жизни от уровня развития общества, эффективности экономической и политической системы и т.д.

    Социальная жизнь возникает, воспроизводится и развивается благодаря наличию зависимостей между людьми, ибо именно они создают предпосылки взаимодействия друг с другом. В том случае, когда зависимость реализуется через конкретное социальное действие, можно говорить о возникновении социальной связи. Социальная связь, в каких бы формах она ни выступала, имеет сложную структуру. Но в ней всегда можно выделить основные элементы: субъекты связи, предмет связи и, что самое главное, «правила игры», по которым осуществляется эта связь, реализуется механизм сознательного регулирования взаимоотношений между субъектами.

    Социальная связь выступает в виде социального контакта и социального взаимодействия. Остановимся на рассмотрении этих феноменов подробнее.

    Ежедневно каждый из нас вступает в огромное количество социальных контактов: случайный прохожий узнает у нас, как пройти на такую-то улицу, мы заходим в магазин и просим продавца дать необходимый нам товар. Мы сталкиваемся с людьми на работе, в транспорте, в вузе. Не задумываясь, мы проходим мимо людей, но постоянно помним об их существовании. Это выражается в изменении нашего поведения в присутствии других людей: разговор в одиночестве вслух с самим собой – не такое уж редкое явление, но на улице мы делаем то же самое мысленно, «про себя» и только потому, что рядом с нами – другие.

    Контакты могут быть единичными (как в ситуации со случайным прохожим) и регулярными (с продавщицей «нашего» магазина). В них мы можем вступать в качестве частных лиц или представителей коллектива, учреждения.

    При всем разнообразии социальные контакты имеют общие черты. В ходе контакта связь носит поверхностный, мимолетный характер. Партнер по контакту непостоянен, случаен, может быть легко заменен (Вас может обслужить и другая продавщица, узнать, который час, можно если не у этого, так у другого прохожего). Ожидание, ориентация на другого у каждого из партнеров не простирается далее, чем на данный социальный контакт, не предполагает возобновления. Иначе говоря, социальный контакт представляет собой мимолетную, кратковременную связь, в которой отсутствует система сопряженных действий по отношению к партнеру. Это не означает, что такие контакты маловажны, незначимы в нашей жизни: ссора с другим пассажиром в трамвае или конфликт с невнимательной кассиршей может в существенной мере определить наше самочувствие. Но все-таки не они составляют ведущую основу нашей социальной жизни, ее фундамент.

    Ведущее значение имеет социальное взаимодействие – систематические, достаточно регулярные социальные действия партнеров, направленные друг на друга, имеющие целью вполне определенную (ожидаемую) ответную реакцию со стороны партнера, которая порождает новую реакцию воздействующего. Речь идет об обмене действиями, которые взаимно сопряжены. Именно эти моменты: сопряженность систем действий обоих партнеров, возобновляемость действий и их координация, устойчивый интерес к ответным действиям со стороны другого, – отличают социальное взаимодействие от единичного социального контакта

    Яркий пример взаимодействия - учебный процесс. Каждый преподаватель, готовясь к занятиям, отбирает материал, мысленно представляя, прогнозируя реакцию студентов: будут им интересны те или иные вопросы, раскроют ли приводимые примеры суть поставленной проблемы и т.д. На занятиях студенты ведут себя по-разному в зависимости от того, насколько они считают данный предмет важным для своей профессиональной подготовки, насколько интересно, доходчиво и убедительно излагает преподаватель свой материал. Одни работают заинтересованно, с увлечением, другим предмет не слишком интересен, но они тоже стараются работать, дабы избежать возможных неприятностей, третьи не скрывают отсутствия интереса к предмету, занимаются своими делами или не посещают занятия совсем. Преподаватель фиксирует, “улавливает” сложившуюся ситуацию и, готовясь к новой встрече со студентами, корректирует свои действия с учетом прошлого опыта.

    Как видим, в приведенном примере присутствует основная характерная черта социального взаимодействия – глубокая и тесная координация системы действий партнеров по поводу предмета социальной связи – учебы.

    Социологи выделяют три основных варианта социальных взаимодействий: социальные отношения, социальные институты и социальные общности. Дадим краткую характеристику каждому из них.

    Социальные отношения – это устойчивая система взаимодействия между субъектами, которая отличается тем, что взаимосвязи устанавливаются по широкому кругу явлений и имеют длительный, систематический, самовозобновляющийся характер. Эта особенность касается как межличностных, так и межгрупповых отношений. Когда мы говорим, например, о межнациональных отношениях, то имеем ввиду установившуюся, повторяющуюся связь между этническими субъектами по достаточно широкому спектру взаимодействий (речь, как правило, идет и о политических, и об экономических, и о культурных связях).

    Понятие «социальный институт» фиксирует тот факт, что процесс удовлетворения основных человеческих потребностей в большей или меньшей степени гарантирован от случайности, спорадичности, что он предсказуем, надежен, регулярен. Любой социальный институт возникает и функционирует как взаимодействие групп людей по поводу реализации определенной социальной потребности. Если такая потребность в силу каких-то обстоятельств становится незначительной или совсем исчезает, то существование института оказывается бессмысленным. Он может еще функционировать какое-то время по инерции или как дань традиции, но в большинстве случаев исчезает.

    Подробно о социальных институтах пойдет речь в следующей теме, а здесь же приведем небанальный пример истории одного института, его зарождения и гибели.

    Речь идет об институте дворянских дуэлей чести. Дуэль была институционализированным методом выяснения отношений между дворянами в течение трех столетий. Он возник в силу потребности в охране чести дворянина и упорядочении отношений между представителями данного социального слоя. Первоначально ссоры и поединки происходили спонтанно, случайно, но постепенно сложилась организованная система процедур, регламентирующая поведение всех участников дуэлей, распределившая роли между ними (дуэлянты, распорядитель, секунданты, медик). Этот институт предусматривал жесткое соблюдение правил и норм в ситуации защиты чести. Но с развитием индустриального общества изменились и этические нормы, которые сделали ненужным защиту дворянской чести с оружием в руках, вследствие чего данный институт постепенно отмирает. Примером его упадка может служить абсурдный выбор оружия дуэли А. Линкольном: он предложил бросать в противника картофелем с расстояния двадцати метров (См. анализ дуэльного кодекса в книге Ю. Лотмана “Евгений Онегин”, а так же весьма ироническое описание дуэли немецких студентов в книге Дж.К.Джерома “Трое на велосипедах”).

    Из приведенного примера видно, что институализация социальных связей предполагает:

    • формирование общих для взаимодействующих субъектов целей;

    • появление социальных норм и правил, а также процедур их реализации;

    • установление системы санкций, стимулирующих желательное поведение и препятствующих, удерживающих от нежелательного;

    • четкое распределение функций, прав и обязанностей участников взаимодействия, создание системы статусов и ролей, в результате чего поведение личности в рамках института обладает большей предсказуемостью;

    • обезличенность требований к тому, кто включается в деятельность института; статус, ролевые ожидания каждому объекту предъявляются как предуказания, предписания данного института;

    • разделение труда и профессионализацию в выполнении функций.

    Сказанное делает очевидным, что чем более развиты, отлажены и эффективно действуют социальные институты, тем более стабильным, устойчивым становится развитие общества.

    Характерная особенность такого социального взаимодействия, как социальные общности, заключается в том, что они возникают из потребности в солидарности, координации совместных действий. В основе социальной общности лежит стремление человека к тем преимуществам, которые дает объединенность усилий. Индивиды, образуя объединенные формы социального взаимодействия, могут качественно повысить эффективность своих действий, проявить стремление к совершенствованию, отстаиванию своих интересов. На основании типов связи (социальные контакты и социальные взаимодействия) можно выделить два основных типа социальных общностей – это социальные круги, т.е. люди, между которыми существуют контакты, общение, и социальные группы, в основе которых лежит обмен сопряженными, скоординированными системами действий по поводу согласования совместных усилий, объединения, солидарности. Современное общество демонстрирует огромное многообразие социальных групп, что обусловлено разнообразием задач, для решения которых образовались эти группы. Более подробно о видах, типах способах функционирования различных групп можно узнать из других разделов данного пособия. Пока же важно отметить, что стремление к солидарности, объединенным усилиям означает появление разделяемых ожиданий каждого члена общности относительно другого: так, от соседа по подъезду, с которым мы встречаемся время от времени, ожидаем один тип поведения, а от своих близких, членов семьи – другой. Нарушение этих ожиданий может привести к рассогласованию, депрессиям, конфликтам.

    Разнообразие социальных взаимодействий делает необходимым их типологизацию. Прежде всего, социальные взаимодействия можно разделить по такому критерию, как характер действия. В соответствии с ним получим следующие типы:

    • физическое взаимодействие;

    • вербальное взаимодействие;

    • знаковое или символическое взаимодействие.

    Кроме того, социологи различают социальные взаимодействия по способам, при помощи которых партнеры согласуют свои цели и средства их достижения. В связи с этим критерием можно выделить два самых общих типа взаимодействия – сотрудничество и соперничество ( иногда в социологической литературе можно встретить и другое деление – сотрудничество, конкуренция и конфликт). Сотрудничество подразумевает взаимосвязанные действия индивидов, направленные на достижение общих целей, с выгодой для всех сторон. Взаимодействие на основе соперничества основано на попытках отстранения, подавления соперника, стремящегося к идентичным целям.

    Наконец, взаимодействие может изучаться на микро- и макроуровне. В первом случае мы имеем дело с межличностными интеракциями, во втором - с существованием социальных отношений и институтов. Необходимо отметить, что в любом конкретном социальном контексте сочетаются элементы обоих уровней. Повседневное общение членов семьи осуществляется на микроуровне и является предметом анализа в психологии или социологии повседневности. В то же время семья является социальным институтом, изучаемым на макроуровне.

    Итак, социальное взаимодействие – это особый вид социальной связи, которая характеризуется действиями социальных партнеров, основанными на взаимных ожиданиях ответной реакции. Это означает, что каждый в своем взаимодействии с другим может предсказать (с той или иной долей вероятности) его поведение. Следовательно, существуют некие «правила игры», которые в той или иной степени соблюдают все участники социального взаимодействия, иначе оно или невозможно вообще или малоэффективно.

    Поэтому необходимо выяснить, каким образом и за счет чего регулируются отношения людей в процессе социального взаимодействия.

    4. Регуляция социального взаимодействия


    Что представляет собой регулятивный механизм социальных связей? Это действительно «правила игры» или система критериев, стандартов, на основе которых каждый человек оценивает для себя эффективность связи, а также система социального контроля за тем, чтобы эти критерии, правила соблюдались. Рассмотрим, на основе каких принципов формируются критерии, стандарты социального поведения.

    Деятель, вступая в связь, стремится удовлетворить свои потребности. Известный американский социолог Д. Хоманс вполне справедливо считает, что каждый Деятель в ходе взаимодействия стремится максимизировать вознаграждения (как моральные, так и материальные) и минимизировать затраты. Именно на этой основе возникают в ходе взаимодействия взаимные ожидания. Если по каким-то причинам контакт с человеком наносит ущерб вашим целям, вызывает беспокойство, раздражение, то вы, вероятно, постараетесь не возобновлять знакомство, общение. Но в реальной жизни иногда складывается ситуация, когда вы каким-то образом зависите от этого человека: возможно, он – ваш работодатель, и в этом случае вы вынуждены «взвешивать» затраты и вознаграждение, вашу способность терпеть неприятного вам человека и возможность получить работу. Контакты продолжаются до тех пор, отмечает Д. Хоманс, пока вознаграждение перевешивает. Иными словами, социальная связь устанавливается и осуществляется регулярно в том случае, если она личностно целесообразна.

    Сказанное в равной степени относится и к связям, устанавливаемым на макроуровне, в обществе в целом. Социальная среда, конкретная сеть социальных связей и зависимостей может быть признана Деятелем рациональной в том случае, если издержки, которые он несет за такой эффект социального, как, например, «порядок», дают достаточное вознаграждение, возможности для удовлетворения собственных жизненных целей. Если же за «порядок» нужно платить более высокую цену – ограничение прав и свобод личности, сужение сферы творческой активности, безотчетный страх перед карательными органами, тотальный контроль со стороны государства, то, возможно, Деятель признает такой способ связи нецелесообразным, потребуется переналадка, переустройство этих связей, поэтому важнейшее условие стабильного функционирования связи – ее взаимная эффективность для всех субъектов. Если одна из сторон ущемлена, она будет стремиться пересмотреть эти связи, по-новому отрегулировать их, что создает основу для конфликта.

    Наконец, для всей участников социальной связи должен существовать единый критерий платы и вознаграждения. Без этого единства критериев (ценностей, норм) невозможна социальная связь (если два предприятия не договорятся о приемлемой для обеих сторон цене, взаимодействие не будет осуществлено).

    Таким образом, согласованность, сопряженность, единство регуляторов социальных связей – это важнейшее условие развития отдельных цепей взаимодействия и функционирования общества в целом. Именно поэтому так сложен и драматичен процесс выработки единства в понимании правил игры. Конечно, достичь полной гармонии в понимании ценностей вряд ли возможно. Но чем шире область сопряжения, тем прочнее общество. И, напротив, если область совпадения ценностей крайне мала, появляется риск дезинтеграции общества.

    Следовательно, принципы регулирования социальных связей – личностная целесообразность, взаимная эффективность, единство критериев, ценностей – становятся организующим началом всей социальной жизни. Более того, именно регулирование социальных связей лежит в основе формирования социального статуса, социальной роли личности.

    Но как включается любой человек, независимо от его индивидуальных склонностей, в систему общественных связей, каким образом его поведение для других людей становится предсказуемым, понятным? Это возможно лишь на основе выработки единых критериев, стандартов поведения. Как своеобразные посредники они объединяют людей, делают возможным их взаимодействие. Речь идет о своеобразном языке, который был бы понятен всем участникам данной системы. Т. Парсонс назвал их символическими посредниками, к числу которых он отнёс прежде всего систему ценностей, деньги, власть (закон). Именно они представляют возможность регулирования социальных связей.

    Ценности вооружают нас моральными критериями: что такое добро, зло; за что тебя могут простить, за что – наказать; в чем ты найдешь поддержку, в чем – нет. Единая система нравственных и общекультурных ценностей скрепляет общество, делает его устойчивым, а взаимодействия людей на работе, на улице стабильными и предсказуемыми. Благодаря деньгам и рынку вклад любого члена данного общества может быть оценен другими. Власть и закон делают каждого члена общества равным с другими с точки зрения обязательств перед обществом и отдельной личностью. Их совокупность выделяет какое-либо конкретное общество из многих других, обособляет его как специфическую систему социальных связей. Описание того, как функционируют в отдельном обществе эти символические посредники, дает портрет этого общества, который невозможно будет перепутать с иным. В этой системе связей, если человек включён (социализирован), он говорит на понятном для всех языке нравов, здесь получает вознаграждение за трудовой вклад, определяемое системой экономических ценностей, здесь обязуется выполнять указания власти и надеется на защиту с её стороны.

    Становится очевидным, что общество в целом и каждый человек в отдельности в той или иной степени нуждается в гарантиях того, что соблюдение единых критериев, стандартов поведения, правил игры будет вознаграждаться, а их нарушение упреждаться и наказываться. Механизм, совокупность средств, с помощью которых общество или социальная группа гарантирует конформное поведение его членов по отношению к ролевым требованиям и ожиданиям, есть не что иное как социальный контроль.

    Подводя итог, можно сказать, что социальное взаимодействие творит общество и зависит от него, оно регулируется нормами и ценностями и создает их.

    Вопросы для самоконтроля


    1. Какие, по мнению М. Вебера, необходимы условия, чтобы действие можно было классифицировать как социальное?

    2. Попытайтесь охарактеризовать собственные мотивы поступления в педагогический вуз в соответствии с типами социального действия, выделенными М. Вебером.

    3. Почему Т. Парсонс счел нужным выделить в структуре социального действия ситуационное окружение?

    4. Когда межличностное взаимодействие становится социальным?

    5. Чем различаются социальные контакты и социальные взаимодействия?

    6. Как Вы понимаете следующее суждение: “Неважно, каковы личностные качества промышленника или чиновника, его поведение определяется институциональной структурой”. Насколько справедливым кажется Вам это утверждение?

    7. Приведите свой пример возникновения, функционирования и, возможно, упадка какого-либо социального института.

    8. Какие принципы регулирования социальной связи Вы можете назвать?

    ЛИТЕРАТУРА


    1. Американская социологическая мысль. Тексты. М., МГУ, 1994.

    2. Вебер М. Избранные произведения. М., 1990.

    3. Громов И.А., Мацкевич А.Ю. Западная теоретическая социология. С-Пб., 1996.

    4. Зборовский Г.Е. Теория социальной общности. Екатеринбург. 2009.

    5. Каган М.С. Мир общения. М., 1998.

    6. Караткевич А.Г. Социальное взаимодействие в современном обществе // Наука, культура, общество. 2010. №1.

    7. Меренков А.В. Человек: Взаимосвязь природного и социокультурного. Екатеринбург, 2007.

    8. Ньюман Л. Значение методологии//Социс. 1998. № 3.

    9. Общая социология / Под ред. А.Г.Эфендиева. Гл. 4,7,8. М., 2000.

    10. Сорокин П.А. Социальное взаимодействие и его модальности / Сорокин П.А. Социальная и культурная динамика. М. Астрель. 2006.

    11. Фролов С.С. Социология. Раздел III. М., 1994.



    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19


    написать администратору сайта