Главная страница
Навигация по странице:

  • 1. Брак и семья как социальные институты. Предмет социологии семьи.

  • Понятия «брак» и «семья» – не тождественны

  • 2. Социальные функции семьи.

  • 3. Проблемы брака и семьи в современном российском обществе.

  • Вопросы для самоконтроля.

  • Учебник по социологии. Учебное пособие для студентов педагогических вузов


    Скачать 3.4 Mb.
    НазваниеУчебное пособие для студентов педагогических вузов
    АнкорУчебник по социологии.doc
    Дата26.04.2017
    Размер3.4 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаУчебник по социологии.doc
    ТипУчебное пособие
    #5621
    страница14 из 19
    1   ...   11   12   13   14   15   16   17   18   19

    Лекция 11. Социология семьи


    1. Брак и семья как социальные институты. Предмет социологии семьи.

    2. Социальные функции семьи

    3. Проблемы брака и семьи в современном российском обществе.



    1. Брак и семья как социальные институты. Предмет социологии семьи.


    Брак и семья относятся к числу таких явлений, интерес к которым является наиболее устойчивым и массовым. Социальный институт семьи играет ведущую роль в развитии человеческого общества, которое имеет семейно-родовую организацию с незапамятных времен. Для общества вопрос о функционировании этих социальных институтов и умение направлять их развитие имеет первостепенное значение уже потому, что от состояния их в значительной степени зависит воспроизводство населения, стабильность общества. Семья активно участвует в сохранении, накоплении и передаче новым поколениям навыков, т.е. является одним из факторов, обеспечивающих преемственность и, следовательно, прогресс в развитии общества.

    Семья является барометром, который чутко реагирует на все изменения, происходящие в обществе, любое неблагополучие в обществе отражается в семье, как в зеркале. Семья – результат социальных процессов и должна рассматриваться в широком социальном контексте. Большинство женщин в современном обществе занято в общественном производстве, они совмещают семейную и профессиональную деятельность, что приводит к изменению семейных ролей, системы семейных отношений, изменению функций семьи.

    Наше время предъявляет повышенные требования к человеку, к его интеллекту, нравственным качествам, которые начинают формироваться в семье еще задолго до того, как он попадает в систему общественного воспитания. Семья не только передает, но и создает духовные ценности, такие как супружеская и родительская любовь, семейная солидарность, уважение и любовь детей к родителям. Педагоги считают, что от семьи на три четверти зависит, в какую группу попадет подросток – к нормальным людям, к людям с отклоняющимся поведением или к преступникам.

    Семья и профессиональная работа - вещи взаимосвязанные. У человека, подавленного семейными неладами, падает интерес к работе, производительность труда и качество. Медики отмечают, что свыше 80% больных психиатрических клиник попадают туда из-за семейно-бытовых, семейно- брачных неурядиц. Лечение, больничные листы, недееспособность людей – большая нагрузка на бюджет страны.

    Хорошая семья помогает гармонически сочетать общественную и личную жизнь человека, способствует достижению полноты человеческого счастья. Семья – это, пожалуй, главное месторождение горя или счастья в нашей жизни. У нее уникальная психологическая основа – союз трех любовей: супружеской, родительской и детской. Можно сделать блестящую профессиональную карьеру, устроить быт и без семьи, вырастить ребенка без мужа, но счастливым человек себя не чувствует. Семья в нашем сложном, динамичном современном мире является тем психологическим убежищем, где человек получает любовь, поддержку, эмоциональную подпитку, стабилизируется физически и духовно.

    Большинство людей живет в семьях, и им важно понимать, что происходит в семье, в каком направлении она трансформируется, какова взаимосвязь общества и семьи, как она выполняет свои социальные функции.

    Понятия «брак» и «семья» – не тождественны. Вступление в половые отношения – чисто физиологическое явление. Оно существует у большинства живых существ. Но в человеческом обществе сексуальные отношения регулируются комплексом культурных норм. Конечно, половые отношения могут происходить вне брака, а сам брак может существовать и без них. Однако именно брак в человеческом обществе считается единственно приемлемой, социально одобренной и закрепленной законом формой не только разрешенных, но обязательных сексуальных отношений супругов. Сексуальная неудовлетворенность или измена одного из них в современном обществе (раньше было иначе) служит достаточным поводом для юридического расторжения брака.

    Брак – это юридически оформленный союз между двумя и более индивидами разного пола, определяющий права и обязанности супругов. Иными словами, брак представляет собой контракт, который заключается тремя сторонами – мужчиной, женщиной и государством. Институт брака самим фактом своего существования свидетельствует, что общество преднамеренно разделило все виды половых отношений на одобряемые и неодобряемые, а государство – на разрешенные и неразрешенные.

    Брак – санкционированный обществом сексуальный союз между индивидами. Брачные отношения регулируются двумя типами норм – юридическими и культурными. К юридическим нормам обычно относятся вопросы о владении имуществом, о материальных обязательствах супругов по отношению к детям и друг к другу, о минимальном возрасте вступления в брак и некоторые другие. В обществе предусмотрен также комплекс норм, регулирующих расторжение брака. Он определяет юридические основания для расторжения брака, характер бракоразводной процедуры, права и обязанности бывших супругов, связанные с материальным содержанием и воспитанием детей, владением имуществом после развода. В отличие от писаных юридических законов, культурные нормы являются неписаными. Они регулируют брак на основе морали, традиций и обычаев. К их числу относятся нормы ухаживания, брачного выбора, добрачного поведения, распределения власти и обязанностей между супругами, послеразводного поведения. Культурные нормы создаются прежде всего обществом, а вот то, как они используются и используются ли вообще, зависит главным образом от уровня образования и культуры индивидов.

    Кстати сказать, то, что в России с легкой руки журналистов называют гражданским браком, таковым в действительности не является. Гражданский брак– это зарегистрированный в органах ЗАГСа юридический брак. Незарегистрированный брак – это пробный брак, или на юридическом языке – сожительство, которое регулируется не юридическими нормами, а моральными. Естественно, такая форма отношений имеет свои преимущества и недостатки, о которых мы предлагаем вам поговорить на семинаре.

    Все социальные нормы формируют некую целостную структуру, организацию жизни, которую социологи называют институтом брака. В обществе такой институт выполняет ряд принципиально важных функций – воспроизводство людей, сексуальное и эмоциональное удовлетворение.

    Брачных отношений на заре человеческой истории не было, они складывались постепенно, пройдя путь от промискуитета (неупорядоченной смены половых партнеров) до полигамии и моногамии. Типологию браков и их характеристику (материал дискуссионный и очень интересный) целесообразно рассмотреть на практическом занятии. ХХ век внес много нового в брачные отношения, породив альтернативные формы брака (гостевой, сепаратный, свингинг, открытый, однополый и др.).

    Таким образом, брак можно определить как исторически изменяющуюся социальную форму отношений между мужчиной и женщиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и устанавливает их супружеские и родительские права и обязанности. Образно говоря, брак – ворота в семейную жизнь. Семья формируется, как правило, через брак.

    Если брак – это институт, регулирующий отношения между полами, то семья – институт, регулирующий отношения между супругами, родителями, детьми, родственниками. Одного исчерпывающего определения семьи нет, т.к. семья – настолько сложное образование, что нередко разные признаки и критерии берутся в основу дефиниции, например, кровное родство, совместное хозяйство и т.д. А как быть, если в семье нет детей или они усыновлены, т.е. кровного родства нет? Не вдаваясь в детали дискуссии, примем рабочее определение семьи.

    Семья – основанное на кровном родстве, браке или усыновлении объединение людей, связанных общностью быта и взаимной моральной ответственностью. Социальная потребность в семье обусловлена необходимостью физического и духовного воспроизводства населения в любом обществе.

    Основные признаки семьи: брачные или родственные отношения и связи между ее членами; совместное проживание; общее хозяйство и семейный бюджет.

    Институт семьи различается в каждом обществе по своим задачам, устройству, социальной роли. Но для всех обществ характерно нечто общее. Семья возникла потому, что у человеческих детенышей, в отличие от всех других видов животных, самое протяженное детство. Зависимость ребенка от родителей длится до 15-18 лет. В этот период он нуждается в материальной и социальной поддержке взрослых. Подготовка к взрослой жизни включает в себя не только обучение, тренировку, усвоение знаний (в этом процессе семью может заменить школа), но также присвоение имени, прав наследования имущества или собственности, социального статуса и положения в обществе, отождествление с определенной линией родства, т.е. генеалогию. Никто и ничто помимо семьи не способно обеспечить молодому человеку признанную законом адресность – социальную «прописку» в данном обществе.

    Семья является объектом изучения многих наук: философии, антропологии, демографии, этнографии, психологии, педагогики, каждая из которых имеет свой аспект, свой «угол зрения». Что изучает социология семьи, что интересует социолога в развитии брачно-семейных отношений?

    Целью социологии семьи является формирование научных представлений о сфере брачно-семейных отношений на основе современного социологического знания. Предметом научного поиска является изучение семьи и брака как целостного социального явления.

    В социологии существует два самых общих подхода к семье:

    1. Семья как социальный институт изучается на макроуровне, т.е. как результат воздействия общества и как функциональная реализация задач по репродукции рабочей силы, общественных структур, по формированию стереотипов поведения полов, норм отношений родителей и детей, взрослых и стариков, по регулированию сексуального поведения в добрачный и брачный периоды.

    Семья рассматривается как подсистема общества, связанная со всеми другими институтами (государством, церковью, армией, образованием и др.). Социальные институты выполняют регулятивные функции, организуют основную деятельность индивида в обществе, задают определенные образцы для упорядочения социальной жизни и удовлетворения основных и общественных потребностей.

    1. Семья как малая группа изучается на микроуровне, т.е. как система межличностных отношений (муж – жена; родители – дети; зять – теща). Понимание любви, отношение к адюльтеру (супружеской измене), ролевая структура семьи рассматривается иначе, чем в первом подходе. При рассмотрении социальной роли в рамках социальных институтов акцент делается на ее взаимодействие с социальной нормой, с другими институтами, при анализе же малой группы на первый план выступает проблема взаимодействия самих ролей, соотношение между ролевым поведением и ролевыми ожиданиями.

    Социальная роль в системе института четко задана, фиксирована, деперсонализирована (например, роль матери). В рамках группы она изменчива, персонализирована, трансформируется под влиянием группового взаимодействия и групповых отношений (например, женщина плохо заботиться о ребенке, не выполняет своих материнских функций).

    Разумеется, и различие, и тем более противопоставление института и группы во многом относительны, т.к. в самой социальной жизни нет ни «чистых институтов», ни «чистых групп», а есть лишь явления, для которых характерно преобладание той или иной из тенденций. Современная семья постепенно перестает быть эффективно действующим институтом с жесткими нормами, деперсонализированными функциями и четко заданными образцами поведения и переходит к статусу группы взаимодействия с групповыми ценностями и нормами.

    2. Социальные функции семьи.


    Универсальность семьи как института раскрывается в понятии «функции семьи». Социальные функции семьи не остаются неизменными, вместе с развитием института семьи они меняются. Под социальными функциями понимаются базисные потребности общества и людей, которые удовлетворяет семья, т.е. деятельность, имеющая определенные социальные последствия. Функций семьи столько, сколько видов потребностей в устойчивой, повторяющейся форме она удовлетворяет. Специфика социальных функций семьи состоит в том, что они имеют общественное и индивидуальное значение, т.е. они одинаково важны как для человека, так и для общества. В этом их уникальность. Определим основные социальные функции брака и семьи.

    1. Регулирование сексуальных отношений – упорядочивает сексуальные отношения на основе того, что законодательство или обычаи предписывают, кто с кем и при каких обстоятельствах должны вступать в половые отношения.

    2. Репродуктивная функция (воспроизводство населения)– через семью налажена система замещения одного поколения другим. Семья – это гарантированное и институционализированное средство пополнения населения.

    3. Социализация. Семья – ячейка первичной социализации. Родители передают детям свой жизненный опыт, прививают хорошие манеры, обучают ремеслам и теоретическим знаниям, контролируют действия, закладывают основы владения устной и письменной речью. Поскольку основным механизмом социализации является культура, реализация этой функции семьи напрямую связана с уровнем культуры её и общества.

    4. Забота и защита: семья обеспечивает своим членам опеку, защиту, социальную безопасность. Дети нуждаются не только в крыше над головой, пище и одежде, им необходима эмоциональная поддержка отца и матери в период взросления. Семья поддерживает тех, кто по инвалидности, старости или юным годам не может позаботиться о себе.

    5. Социальное самоопределение: узаконивание рождения человека означает его юридическое и социальное определение. Благодаря семье человек получает фамилию, имя и отчество, право распоряжаться наследством и жилищем. Он принадлежит к тому же слою, расе, этносу, религиозному объединению, к которому относится родительская семья. Она же определяет социальный статус индивида, лежит в основе его самоидентификации.

    6. Хозяйственно-экономическая: приготовление пищи, уборка помещений, покупка продуктов, т.е. ведение домашнего хозяйства, организация быта семьи.

    Важным является вопрос о том, как современная российская семья выполняет социальные функции (предлагаем более подробно рассмотреть материал по данной проблеме на практическом занятии).

    3. Проблемы брака и семьи в современном российском обществе.


    Современная семья переживает глубокий кризис. Справедливости ради, следует сказать, что семейный кризис носит глобальный характер, присущ всем развитым странам, возник не в последние годы. Корни кризиса кроются в тех радикальных преобразованиях, которые произошли в Европе и Северной Америке под влиянием индустриализации. Современный социально-экономический спад лишь обнажил семейный кризис, но не привнес в него ничего принципиально нового. Изменился сам образ жизни людей в современных обществах, современная цивилизация привела к утрате высокого и значимого в прошлом места семьи в социальной структуре общества. Специфика российской ситуации лишь накладывается на общемировые тенденции:

    • Современная модель семьи связана с четким разделением дома и работы. В урбанизированных регионах распространяется потребительский тип семьи, когда домашний быт постепенно передается несемейным учреждениям (прачечные, химчистки, кафе и т.д.).

    • Идет процесс снижения брачности (исчезает ранняя и сплошная брачность), увеличения доли нерегистрируемых сожительств и удельного веса детей в этих сожительствах. Увеличивается доля сознательного одиночества.

    • Заметнее стал переход от закрытой к открытой системе выбора супруга: личный выбор индивида имеет приоритет перед родительским, хотя и при сохранении зависимости от них, соблюдении имущественных интересов, закрепляемых брачным контрактом.

    • Происходит переход от расширенной семейно-родственной системы, состоящей из 3-х поколений, к нуклеарной, включающей родителей и их детей. Увеличивается доля престарелых одиночек, получающих уход вне семей их взрослых детей.

    • Растет доля «осколочных» семей с одним родителем и детьми. Около трети семей в России – неполные, в основном материнские.

    • Семья становится малодетной и однодетной. Коэффициент рождаемости в российской семье -1,34 (с учетом вступления в репродуктивный период многолюдного поколения 80-х гг.), что изменить ситуацию депопуляции не может.

    • Увеличение числа семей, где один из родителей не является кровным и воспитывает «не своего» ребенка.

    • Увеличение доли семей смешанного типа, где есть дети от повторного брака и от первых браков каждого из супругов.

    • Исчезают традиции пожизненного брака, растет число разводов, причем, в России – большая часть по инициативе женщин. На 1000 браков приходится более 700 разводов. Россия занимает первое место в мире по числу разводов, хотя численность населения существенно меньше, чем в других странах. Возникла серийная, или веерная, моногамия, когда человек в течение жизни многократно вступает в брак.

    • Система «семьецентризма» уступает место системе «эгоцентризма». Ценности фамилизма (долг, семейная ответственность, дети как ценность и гарантия благополучной старости) по мере модернизации размываются, становятся менее устойчивыми и престижными, уступая место ценностям индивидуализма, независимости, личных достижений. Растет число адюльтеров, т.е. супружеских измен.

    • Современная семья становится конъюгальной, супружеской (в триаде «супружество – родительство – родство» супружество оценивается выше других составляющих), причем в самом супружестве интересы пары подчинены интересам индивида. Люди ищут в семье прежде всего личного счастья.

    • Появление альтернативных форм брака и семьи, в которых не заинтересовано общество, но заинтересован человек, например, незарегистрированные браки (сожительства), однополые браки и другие.

    Когда в современном обществе растет уровень жизни, потребления, комфорта, семья перестает быть условием выживания человека; в кризисных условиях, напротив, именно семья позволяет пережить трудности.

    Усиливается взаимовлияние социальных институтов. К примеру, образование становится непрерывным, люди под его влиянием в течение супружеской жизни меняются, и это нередко приводит к межличностной несовместимости.

    Как показали социологические исследования, в России контрацепция и новые технологии рождения детей (первые дети «из пробирки» уже повзрослели и сами стали родителями) существенно трансформируют сексуальное и репродуктивное поведение современного человека.

    Низкая культура межличностных отношений превратила современную семью в своеобразный полигон для всех видов насилия – от физического до экономического, от сексуального до морально-психологического, когда убить можно и не «распуская рук». Российская статистика преступлений весьма несовершенна, но и на основании ее можно утверждать, что российская семья конца ХХ - начала ХХI в. – самая агрессивная в истории России. Дети, престарелые родители, инвалиды, женщины, не способные защитить себя, составляют ежегодно более одной трети всех убитых на почве конфликтов в семейных отношениях. Только согласно официальным данным, каждый четвертый мужчина в семье избивает жену. В то же время возросло число самосудов – расправ женщин и стариков с семейными тиранами. Семья, как ни печально, стала очагом безнадзорности, распространения наркомании и пьянства, проституции и сексуальных извращений. Главная социальная причина роста насилия в российской семье – бедность и нищета. Статистика выделяет около 20% населения, живущего ниже уровня бедности. Россия значительно отстает от развитых стран по наличию и разнообразию сил, влияющих на ослабление семейных конфликтов.

    Проблема абортов стала не только медицинской, но и социальной. По числу абортов Россия занимает первое место в мире: на каждого родившегося ребенка приходится три аборта (больше, чем в странах с миллиардным населением). Низкая общая и сексуальная культура общества сформировала «наплевательское» отношение к здоровью женщин.

    Обострилась проблема устойчивости семейно-брачных отношений. Развод – это способ прекращения брака при жизни супругов. Свобода развода налагает на супругов величайшую ответственность за судьбу семьи. Еще Монтескье заметил, что ничто так не содействует взаимной привязанности, как возможность развода: мужчина и женщина легко переносят тяготы семейной жизни, ибо знают, что могут покончить с ними. Право развода на то и дается, чтобы им не пользоваться. А если и пользоваться, то только в самом крайнем случае, когда исчерпаны все и всякие возможности сохранить семью.

    Предпосылками для поддержания высокого уровня разводимости являются:

    • свобода расторжения брака, зафиксированная в правовых нормах;

    • относительная экономическая независимость женщин;

    • существование брачного рынка и возможностей создать другую семью;

    • увеличение продолжительности брака, которая за сто лет, в среднем, удвоилась, а это увеличивает вероятность возникновения более частых и качественно иных конфликтов;

    • сокращение браков, заключенных по религиозному обряду;

    • рост урбанизации, региональной мобильности;

    • перемены в роли женщин;

    • дальнейшая «индивидуализация» жизненной концепции.

    В качестве выводов акцентируем главную мысль: развитие брака и семьи имеет социальный характер. Переход общества от доиндустриального к индустриальному и постиндустриальному трансформировал социальные институты брака и семьи. То, что происходящие изменения оцениваются учеными в понятиях «крах», «кризис» семьи, нуждается в пояснении. Есть две теории. Первая считает, что под влиянием эволюции общества семья переживает дезорганизацию, но она не означает гибель семьи. На обломках традиционалистской семьи возникают новые альтернативные семейные структуры, которые будут освобождены от старых проблем. Новые потребности семьи должны поддерживаться и учитываться государственной семейной политикой.

    Вторая теория говорит не о кризисе, а о крахе института семьи, который исчерпал себя и не выполняет свои функции: дети не рождаются, беспрецедентны отказы от детей и даже их убийство, рост семейной девиации в самых разных формах. Ученые считают, что термин «семья» в сложившейся ситуации следует заменить термином «домохозяйство» (который, кстати, употреблялся в дореволюционной России в последних переписях населения).

    Все точки зрения имеют право на существование, но они все-таки не объясняют проблему до конца. Очевидно, это связано со сложной системой отношений между человеком и обществом. Человек в семейной сфере стремится к тому, чего ему хочется, а не к тому, что является общественно-полезным, или не имеет отрицательных последствий глобального характера.

    Институт семьи существует не только потому, что выполняет жизненно важные для общества функции, а потому, что вступление в брак, рождение, содержание и воспитание детей отвечает каким-то глубоко личным потребностям людей. По-видимому, именно ослабление, угасание этих личных мотивов и желаний ярче всего раскрывает кризис семьи как социального института.

    Чтобы определить семейную политику, нужно осмыслить, проанализировать современную семейно-брачную ситуацию. В России нет семейной политики, а есть лишь разрозненные меры материально-денежной помощи семье, которые служат целям популизма и сохранения власти. Примером тому служит бесславно закончившийся год семьи, на материнский капитал претендует лишь половина из планировавшегося государством числа семей и пр. Речь должна идти о разработке семейной государственной политики как основы преодоления институционального кризиса семьи.
    Вопросы для самоконтроля.

    1. Почему усилился интерес к проблемам брака и семьи?

    2. Брак и семья – это одно и то же? Какие типы семьи и брака Вам известны?

    3. Какова сегодняшняя оценка идеи научного коммунизма: «семьи не будет»?

    4. Как Вы относитесь к перспективе гибели семьи? Обоснуйте свою точку зрения.

    5. Какие исследования по социологии семьи вам известны?


    ЛИТЕРАТУРА

    1. Балабанов С.С. Типология мотивов иметь или не иметь детей // Социс. – 2009. №3.

    2. Бурова С.Н. Тенденции исследования семьи в советский и постсоветский периоды // Социс. 2008. №12.

    3. Варламова С.Н., Носкова А.В., Седова Н.Н. Семья и дети в жизненных установках россиян // Социс. 2006.№11.

    4. Дементьева И.Ф. Социальное самочувствие семьи // Социс. 2008. №9.

    5. Егорова Н.Ю. Современная российская семья: основные тенденции // СГЗ. 2008. №4.

    6. Захаров С.В. Новейшие тенденции формирования семьи в России // Мир России. 2007. №4.

    7. Лежнина Ю.П. Семья в ценностных ориентациях // Социс. 2009. №12.

    8. Современная студенческая семья. Отчет по результатам социологического исследования. Екатеринбург, 2010.

    9. Сорокина Е.С. Жизненные стратегии молодой семьи в современном обществе // Социальная политика и социология. 2007. №2.

    10. Хайруллин Р.З. Готовность современной молодежи к семейной жизни // Социальная политика и социология. 2009. №3.



    1   ...   11   12   13   14   15   16   17   18   19


    написать администратору сайта