Главная страница
Навигация по странице:

  • Языковые средства привлечения внимания Языковые средства

  • Учебное пособие по культуре речи. Учебное пособие для студентов Ургпу екатеринбург 2012


    Скачать 1.55 Mb.
    НазваниеУчебное пособие для студентов Ургпу екатеринбург 2012
    АнкорУчебное пособие по культуре речи.doc
    Дата04.02.2017
    Размер1.55 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаУчебное пособие по культуре речи.doc
    ТипУчебное пособие
    #2228
    страница18 из 24
    1   ...   14   15   16   17   18   19   20   21   ...   24


    Задание 5. Найдите средства выразительности, использованные в тексте. Какое средство является ведущим? Как данный художественный прием помо­гает создать образ? Каким рисует автор предмет речи?

    1. Муха отнюдь не самая маленькая среди летающих, если сравнить её с ко­марами, мошками и прочей крылатой мелочью, которую она настолько превосхо­дит величиной, настолько сама уступает пчеле. И оперена она не так, как другие, у которых всё тело покрыто пухом и лишь на крыльях длинные перья: нет, у мухи, как у кузнечиков, стрекоз и пчёл, крылья из прозрачной плёнки, и, по сравнению с ней, крылья других так же грубы, как греческие одежды против тонких и мягких тканей индийских. К тому же крылья её расцвечены, как у павлина, если кто вни­мательно посмотрит на них, когда муха, распростёрши крылья, устремляется к солнцу (Лукиан. Похвала мухе).

    2. А лошадь его славилась в целой Кабарде, – и точно, лучше этой лошади ни­чего выдумать невозможно. Недаром ему завидовали все наездники и не раз пы­тались ее украсть, только не удавалось. Как теперь гляжу на эту лошадь: вороная как смоль, ноги – струнки, и глаза не хуже, чем у Бэлы; а какая сила! скачи хоть на пятьдесят верст; а уж выезжена – как собака бегает за хозяином, голос даже его знала! Бывало, он ее никогда и не привязывает. Уж такая разбойничья лошадь!.. (М.Ю. Лермонтов. Герой нашего времени).

    3. Стройная тень скользнула в кольцо волков. Это была Багира, черная пан­тера, вся черная, как чернила, но с пятнами, видными как водяные клейма при известном освещении. Все знали Багиру и все боялись становиться ей поперек дороги, потому что она была хитра, как Табаки, мужественна, как дикий буйвол, неудержима, как раненый слон. Тем не менее, ее голос звучал мягко, точно звук падающих с дерева капель дикого меда, а ее шерсть была нежнее лебяжьего пуха (Р. Киплинг. Книга джунглей).
    Задание 6. Назовите перифразы в строках стихов А.С. Пушкина. Подбе­рите другие примеры из классической литературы к этим явлениям или приду­майте свои.

    Питомцы ветреной Судьбы,

    Тираны мира! трепещите!

    Вольность»)
    Подруга думы праздной,

    Чернильница моя…

    К моей чернильнице»)

    Меж тем в лазурных небесах

    Плывет луна, царица нощи.

    Руслан и Людмила»)
    Ведь это наконец и жителю берлоги,

    Медведю, надоест


    Осень»)


    Задание 7. Сравните эпитеты в стихах, рисующих образ Петербурга.

    А. Какой рисуют поэты северную столицу? Как эпитеты помогают рас­крыть авторский замысел?

    Б. Подберите цитаты из классической литературы, в которых Москва опи­сывалась бы при помощи эпитетов.

    В. Напишите сочинение на тему: «Москва и Петербург в русской поэзии».



    Город пышный, город бедный,

    Дух неволи, стройный вид,

    Свод небес зелено-бледный,

    Скука, холод и гранит…

    (А.С. Пушкин)

    ...

    Мне снятся жуткие провалы

    Зажатых камнями дворов,

    И черно-дымные каналы,

    И дымы сизых облаков

    (Поликсена Соловьева)

    Над призрачным и вещим Петербургом

    Склоняет ночь край мертвенных хламид


    (Максимилиан Волошин)




    Прощай, холодный и бесстрастный,

    Великолепный град рабов,

    Казарм, борделей и дворцов,

    С твоею ночью гнойно-ясной,

    С твоей холодностью ужасной

    К ударам палок и кнутов…

    (Аполлон Григорьев)




    Желтый пар петербургской зимы,

    Желтый снег, облипающий плиты…

    (Иннокентий Анненский)

    ...

    Этот город бледный, венценосный


    В скользких и гранитных зеркалах

    Отразил владыку силы косной –

    Полюс и его застывший прах

    (Михаил Зенкевич)

    ...

    В Петрополе прозрачном мы умрем,

    Где властвует над нами Прозерпина.

    Мы в каждом вздохе смертный воздух пьем.

    И каждый час нам смертная година

    (Осип Мандельштам)

    ...

    Город холодный и скучный,

    Город, влюбленный в туман,

    В шепот дождя однозвучный,

    В северной ночи обман

    (Б.Дикс)

    ...

    Но ни за что не променяем пышный

    Гранитный город славы и беды,

    Широких рек сияющие льды,

    Бессолнечные, мрачные сады

    И голос музы еле слышный

    (Анна Ахматова)
    ...

    За мокрыми облаками

    Вечер суров и прост.

    Заплаканными огнями

    Опоясан Дворцовый мост,

    И ветер мой плащ взвивает,

    Как двести лет назад…

    Ах, сердце тебя не знает,

    Каменный Петроград!

    (Всеволод Рождественский)



    Задание 8. Сравните описание Петербурга у Андрея Белого и Константина Вагинова. Какие средства выразительности использует каждый из них, описы­вая город? Как это влияет на создание образа Петербурга?

    1. Мокрый, скользкий проспект пересекся мокрым проспектом под прямым, де­вяностоградусным углом; в точке пересечения линий стал городовой…

    И такие же точно там возвышались дома, и такие же серые проходили там токи людские, и такой же стоял там зелено-желтый туман. Сосредоточенно побежали там лица; тротуары шептались и шаркали; растирались калошами; плыл торжест­венно обывательский нос. Носы протекали во множестве: орлиные, утиные, пету­шиные, зеленоватые, белые; протекало здесь и отсутствие всякого носа. Здесь текли одиночки, и пары, и тройки – четверки; и за котелком котелок: котелки, пе­рья, фуражки; фуражки, фуражки, перья; треуголка, цилиндр. Фуражка; платочек, зонтик, перо. Но параллельно с бегущим проспектом был бегущий проспект с все таким же рядом коробок, нумераций, облаками; и тем же чиновником.

    Есть бесконечность в бесконечности бегущих проспектов с бесконечностью в бесконечность бегущих пересекающихся теней. Весь Петербург – бесконечность проспекта, возведенного в энную степень.

    За Петербургом же – ничего нет (А. Белый. Петербург).

    2. Петербург окрашен для меня с некоторых пор в зеленоватый цвет, мерцаю­щий и мигающий, цвет ужасный, фосфорический. И на домах, и на лицах, и в ду­шах дрожит зеленоватый огонек, ехидный и подхихикивающий. Мигнет огонек – и не Петр Петрович перед тобой, а липкий гад; взметнется огонек – и ты сам хуже гада; и по улицам не люди ходят: заглянешь под шляпку – змеиная голова; всмот­ришься в старушку – жаба сидит и животом движет. А молодые люди каждый с мечтой особенной: инженер обязательно хочет гавайскую музыку услышать. Сту­дент – поэффектнее повеситься. Школьник – ребенком обзавестись, чтоб силу мужскую доказать. Зайдешь в магазин – бывший генерал за прилавком стоит и заученно улыбается; войдешь в музей – водитель знает, что лжет, и лгать про­должает. Не люблю я Петербурга, кончилась моя мечта (К. Вагинов. Козлиная песнь).
    Задание 9. Найдите изобразительно-выразительные средства в стихо­творении М. Волошина. Какую роль они выполняют?

    Закат сиял улыбкой алой.

    Париж тонул в лиловой мгле.

    В порыве грусти день усталый

    Прижал свой лоб к сырой земле.

    И вечер медленно расправил

    Над миром сизое крыло…

    И кто-то горсть камней расплавил

    И кинул в жидкое стекло.

    Река линялыми шелками

    Качала белый пароход.

    И праздник был на лоне вод…

    Огни плясали меж волнами…

    Ряды огромных тополей

    К реке сходились, как гиганты,

    И загорались бриллианты

    В зубчатом кружеве ветвей.


    Задание 10. Прочитайте манифест футуристов, объясните, какими сред­ствами достигается выразительность речи.

    Пощечина общественному вкусу

    Читающим наше Новое Первое Неожиданное. Только мы – лицо нашего Вре­мени. Рог времени трубит нами в словесном искусстве. Прошлое тесно. Академия и Пушкин непонятнее гиероглифов.

    Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. и проч. с Парохода совре­менности. Кто не забудет своей первой любви, не узнает последней.

    Кто же, доверчивый, обратит последнюю Любовь к парфюмерному блуду Бальмонта? В ней ли отражение мужественной душу сегодняшнего дня?

    Кто же, трусливый, устрашится стащить бумажные латы с черного фрака воина Брюсова? Или на них зори неведомых красот? Вымойте ваши руки, прика­савшиеся к грязной слизи книг, написанных этими бесчисленными Леонидами Ан­дреевыми.

    Всем этим Максимам Горьким, Куприным, Блокам, Сологубам, Ремизовым, Аверченкам, Черным, Кузминым, Буниным и проч. и проч. нужна лишь дача на реке. Такую награду дает судьба портным.

    С высоты небоскребов мы взираем на их ничтожество!…

    Мы приказываем чтить права поэтов:

    1. На увеличение словаря в его объеме произвольными и производными сло­вами (Слово–новшество).

    2. На непреодолимую ненависть к существовавшему до них языку.

    3. С ужасом отстранять от гордого чела своего из банных веников сделанный вами Венок грошовой славы.

    4. Стоять на глыбе слова "мы" среди моря свиста и негодования. И если пока еще и в наших строках остались грязные клейма ваших "здравого смысла" и "хо­рошего вкуса", то все же на них уже трепещут впервые Зарницы Новой Грядущей Красоты Самоценного (самовитого) Слова.

    Д. Бурлюк, Александр Крученых,

    В. Маяковский, Виктор Хлебников

    Москва, 1912, декабрь.
    Задание 11. Какие изобразительно-выразительные средства являются ве­дущими в стихотворных отрывках? Какую смысловую нагрузку они выполняют? Кому принадлежат эти строки?

    ...

    Ты богат, я очень беден,

    Ты прозаик, я поэт;

    Ты румян, как маков цвет,

    Я, как смерть, и тощ и бледен.

    ...

    Всегда так будет, как бывало,

    Таков издревле белый свет:

    Ученых много – умных мало,

    Знакомых тьма, а друга нет.

    ...

    Белый ест ананас спелый,

    Черный – гнилью моченый.

    Белую работу – делает белый,

    Черную работу – черный.

    ...

    В толпе друг друга мы узнали,

    Сошлись и разойдемся вновь,

    Была без радости любовь,

    Разлука будет без печали.



    Задание 12. В стихотворениях в прозе И.С. Тургенева найдите тропы и ри­торические фигуры.

    Житейское правило

    Хочешь быть спокойным? Знайся с людьми, но живи один, не предпринимай ничего и не жалей ни о чем.

    Хочешь быть счастливым? Выучись сперва страдать.

    С кем спорить…

    Спорь с человеком умнее себя: он тебя победит… но из самого твоего пораже­ния ты можешь извлечь пользу для себя.

    Спорь с человеком ума равного: за кем бы ни осталась победа – ты по крайней мере испытаешь удовольствие борьбы.

    Спорь с человеком ума слабейшего… спорь не из желания победы, но ты мо­жешь быть ему полезным.

    Спорь даже с глупцом; ни славы. Ни выгоды ты не добудешь; но отчего иногда и не позабавиться?

    Не спорь только с Владимиром Стасовым!

    Простота

    Простота! простота! Тебя зовут святою. Но святость – не человеческое дело.

    Смирение – вот это так. Оно попирает, оно побеждает гордыню. Но не забы­вай: в самом чувстве победы есть уже своя гордыня.

    NESSUM MAGGIOR DOLORE¹

    Голубое небо, как пух легкие облака, запах цветов, сладкие звуки молодого го­лоса, лучезарная красота великих творений искусства. Улыбка счастья на преле­стном женском лице и эти волшебные глаза… к чему все это?

    Ложка скверного, бесполезного лекарства через каждые два часа – вот, вот что нужно. (¹ Нет большей скорби /ит./).

    Задание 13. Важнейшим условием эффективности рекламного текста яв­ляется его нестандартность. В целях привлечения внимания читателя рекла­мисты используют различные языковые средства.
    Языковые средства привлечения внимания

    Языковые средства

    Примеры

    1. Отклонения от нормативной орфографии




    Сочетание латиницы с кириллицей

    ДЕЛЬТА-MARIN

    Соблюдение норм дореволюционной орфо­графии

    Магазин «Купецъ»

    Употребление прописных букв в середине и в конце наименования

    МаксидоМ; КредоМЕД

    Игра слов как нарушение норм орфографии

    «Всё ВАЗможно» (реклама ав­томобилей ВАЗ)

    2. Каламбур – высказывание, основанное на одновременной реализации в слове (словосо­четании) прямого и переносного значений

    «Pantin PRO-V – блеск и сила Ваших волос. Блестящий ре­зультат!»

    3. Окказионализмы – новые слова, отсутствующие в системе языка, созданные специально «для данного момента» в экспрессивных целях

    «Не тормозни! Сникерсни!»

    4. Персонификация – перенесение на неживой предмет свойств или функций живого лица

    «TEFAL ЗАБОТИТСЯ О Вас!»

    5. Фонетические повторы, рифмованные рек­ламные лозунги

    «Ваша киска купила бы «Вис­кас»»

    6. Дефразеологизация – семантический распад фразеологизма, использование его компонен­тов в прямом значении; при этом ассоциатив­ная связь свободного словосочетания с фра­зеологизмом сохраняется

    «Когда простуда берет за горло!» (реклама леденцов «Strepsils» – антибактериаль­ного средства от боли в горле). Существительное «горло» употребляется здесь и в своем пря­мом, и во фразеологически связном
    1   ...   14   15   16   17   18   19   20   21   ...   24


    написать администратору сайта