Учебник редакция 2 (1). Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности Культурология
Скачать 481.41 Kb.
|
ЗАКЛЮЧЕНИЕИстория охраны культурного наследия России насчитывает более трех веков - в этот период формировалось охранное законодательство, создавалась государственная охранительная система, вырабатывались основные методические принципы охраны памятников, складывалась отечественная реставрационная школа. Последние десятилетия с его новыми экономическими и социально-политическими реалиями обострило ряд проблем в области охраны объектов старины, решение которых невозможно без учета опыта прошлых лет. Одна из этих проблем - приватизация памятников и формирование различных форм собственности на них. В связи с этим регламентация прав собственников со стороны государства, выработка оптимальных отношений сторон - один из важнейших вопросов сегодняшней памятникоохранной политики. Современные российские города меняют свой облик - строятся новые дома, оформляются площади, воздвигаются монументы, воссоздаются когда-то утраченные памятники. При этом нередко игнорируются особенности архитектурно-исторический среды: строятся дома новой архитектуры, никак не связанные с российскими традициями, искажаются и разрушаются подлинные уникальные объекты и возводятся бесчисленные новоделы. Культурное и природное наследие России активно вовлекаются в мировое культурное пространство. Наша страна является полноправным членом таких авторитетных международных организаций, как Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), Международный Совет музеев (ИКОМ), Международный Совет по вопросам памятников и достопримечательных мест (ИКОМОС). Многие уникальные памятники России находятся под покровительством этих организаций. Современные отечественные исследования разрабатывают новые методические подходы к охране культурного и природного наследия, которые соответствуют международному уровню. В перспективе российской практики охраны наследия - сохранение уникальных территорий с комплексной регенерацией памятников истории и культуры, традиционных форм хозяйствования и природопользования. Принципы сохранения культурного наследия: 1. Сохранение территориального разнообразия как основополагающий подход к сохранению наследия. В основу подхода ставится не только ценность отдельных памятников, но и их роль как представителей определённого типа культурных этнических или конфессиональных традиций, определённого этапа развития цивилизации. 2. Культурно-ландшафтный принцип сохранения и изучения наследия. Основным объектом охраны в данном случае становятся культурные ландшафты и составляющие его культурно-природные комплексы, включающие материальные и нематериальные, природные и культурные, движимые и недвижимые элементы. Однако этот подход может быть применён не только для комплексных культурно-ландшафтных объектов. При включении в Реестр объектов наследия единичных архитектурных памятников предметом охраны должны стать не только фасады зданий, их планировочная структура, форма декора и другие характеристики данного сооружения, но и его место в ландшафте, пейзажи, открывающиеся из окон и при выходе из здания. 3. Принцип территориальной целостности. В руководящих указаниях ЮНЕСКО, определяющих отношение к объектам всемирного наследия, принцип целостности используется чаще всего относительно объектов природного наследия. Однако он может быть распространён и на достопримечательные места как объекты культурного наследия. При этом в отличие от природных объектов, где в основе целостности лежит экологический фактор, определяющий функциональные связи между различными компонентами и территориальными участками природного комплекса (или комплексов), то целостность достопримечательного места определяется единством исторических событий, полнотой охвата мемориальных или сакральных признаков. Для культурных ландшафтов – одним из важнейших образцов достопримечательного места, сохраняется значимость и экологических факторов. 4. Принцип региональной уникальности и репрезентативности. Характерными признаками ценности наследия является два, казалось бы, противоречивых свойства – уникальность и типичность. Уникальность памятника определяется, во-первых, его исторической, научной, сакральной и художественной ценностью, во-вторых, отсутствием аналогов. Уникальность объекта может проявляться в мировом, региональном и локальном пространстве. Соответственно проявление этого свойства может быть отмечено в масштабе мира, страны, области или поселения. Репрезентативность наследия свидетельствует о том, что в нём отражены типичные черты региона или эпохи. Здесь можно вспомнить о московском ампире, петербургском барокко, о деревянных храмах или часовнях Русского Севера, о природных объектах, наиболее полно передающих ход типичных природных процессов. Российское культурное наследие только тогда станет полноправной частью наследия мирового, когда российское общество осознает необходимость сохранения своего национального достояния и в стране будет создано действенное охранное законодательство. |