Учебник редакция 2 (1). Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности Культурология
Скачать 481.41 Kb.
|
Темы контрольных работ и рефератов1. Правовое регулирование отношений в области охранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия народов РФ. 2. Имущественные отношения, возникающие при сохранении и использовании памятников культуры. 3. Категории историко-культурного значения объектов наследия (федерального, регионального, местного значения) 4. Деятельность общественных и религиозных объединений в сохранении, использовании и популяризации культурного наследия. 5. Формирование Единого государственного реестра объектов наследия (памятников истории и культуры). Порядок включения объекта в реестр. 6. Консервация, реставрация и ремонт памятника или ансамбля. Приспособление объекта культурного наследия для современного использования. 7. Обязанности физических и юридических лиц по соблюдению режима использования территории объекта культурного наследия. 8. Особенности владения, пользования и распоряжения объектом культурного или археологического наследия. 9. Изучение памятников прошлого представителями разных областей деятельности. 10. Архитектура как сфера хранения достижений прошлых эпох в области строительства, образа жизни. Типы архитектурных памятников и способы их консервации и реадаптации. 11. Методы и последовательность восстановления облика исторического памятника. 12. Охранные технологии в книжном деле. 13. Методика сохранения рукописного книжного наследия. 14. Современные индустриальные способы сохранения в условиях музеев и библиотек. 15. Основные принципы приспособления памятников архитектуры и усадебных комплексов к использованию в современных условиях. Тесты для самостоятельного контроля знаний1. Понятие «сохранение культурного наследия» включает в себя: (уберите лишнее) а) изучение исторического и культурного наследия; б) популяризацию культурно-исторических памятников; в) коммерциализацию пользования культурным наследием; г) приватизацию памятников. 2. Культурные ценности – это: (уберите лишнее) а) артефакты духовного характера; б) инкунабулы; в) артефакты светского характера прошлых эпох; г) патина. 3. Критерии отнесения культурных объектов к числу охраняемых памятников (выберите главные): а) уникальность; б) всеобщая значимость; в) высокая стоимость в денежном эквиваленте; г) результат семиотического анализа. 4. Проблемы сохранения культурных памятников нашли отражение в творческом наследии: а) Н.А. Рубакина; б) В.И. Вернадского; в) Д.С. Лихачева; г) А.Ф. Лосева. 5. ВООПИиК – это __________________________________________ . 6. Государственная художественно-реставрационная мастерская носит имя: а) А. Бенуа; б) И.Э. Грабаря; в) А.А.Бахрушина. 7. Сохранение культурных и исторических памятников народа зависит от: (уберите лишнее) а) действенного законодательства в этой сфере; б) культурной политики государства в конкретный исторический период; в) законов рыночной экономики; г) веяний моды. 8. К видам культурного наследия относятся: (продолжите ряд) садово-парковые ансамбли, усадьбы, монастыри ___________________________________________________ 9. Среди причин, лежащих в основе разрушения национального культурного достояния: (уберите лишнее) а) экономические возможности государства и хозяйственные преобразования; б) религиозные установки; в) шовинистические настроения в обществе; г) общественные реформы и революции. 10. Мотивы и причины сохранения объектов природного и культурного значения: (уберите лишнее) а) преемственность, передача памяти и опыта; б) страх перед будущим, признание сакральной роли объекта; в) войны и военные конфликты; г) стремление доказать свою исключительность. 11. Культурный объект приравнивается к числу культурных ценностей в результате: (выделите главное) а) субъективной оценки исторического памятника официальным лицом; б) всеобщности и значительности для общества; в) решения государственных организаций, ответственных за сохранение наследия. 12. Российский опыт изучения и сохранения наследия начинается с: а) XV века; б) XVIII века; в) XI века; г) XX века. 13. Частная коллекция какого исторического деятеля стала первым общественным музеем в Европе: а) Ф. Петрарки; б) Л. Медичи; в) М.В. Ломоносова; г) Дж. Боккаччо. 14.Паспортизация памятника культуры это: а) занесение сведений о памятнике в каталог; б) определение его местоположения на карте; в) фотография, описание, историческая справка. 15. В чем выразилось идеологическое давление государства в деле сохранения памятников культуры в 20-30–е годы XX века: а) в сохранении усадеб выдающихся деятелей культуры и искусства; б) в разрушении культовых сооружений; в) в создании научной базы в сфере охранных технологий. 16. Утрата уникальных архитектурных сооружений связана с их: а) музеефикацией; б) неправильной эксплуатацией; в) преобразованием в историко-культурный музей-заповедник. 17. Памятник истории и культуры обладает стабилизирующей функцией в обществе благодаря: (выбрать главное) а) формированию индивидуального сознания у молодого поколения; б) сбалансированности систем ценностей различных поколений; в) трансляции традиций. 18. Учет памятников культуры предполагает осуществление нескольких этапов работ, среди них: (уберите лишнее) а) выявление; б) изучение; в) демонстрирование на выставках и в печати; г) подготовка научной документации. 19. Деятельность в сфере охранных технологий слагается из: (подчеркните главное) а) научно-исследовательской работы; б) популяризации деятельности реставраторов; в) издания законодательных актов; г) консервационных и реставрационных работ. 20. Реставрация произведения живописи – это: а) действия по удалению с картины поздних наслоений и воссоздание утраченных частей; б) деятельность по определению подлинности произведения; в) научно-исследовательская работа в области физико-химических технологий. 21. Консервация - это: а) удаление с художественного полотна более поздних слоев живописи; б) сохранение предмета путем применения технических мер, предохраняющих предмет от порчи во время бездействия. в) создание щадящего режима эксплуатации. 22. Реадаптация исторического памятника – это _______________________________________________________ 23. В старину термины «чистка икон», «поновление», «подправка» обозначали: а) процесс удаления поверхностных загрязнений с икон; б) удаление позднейших записей, находящихся поверх первоначального слоя; в) промывание иконы щелочным раствором и повторение сюжета. 24. В качестве реставрационных методик применяются: а) диагностирование; б) рентгеноскопия; в) соблюдение светового и влажностного режима. 25. Патинирование - это: а) очистка памятника от зеленоватого налета; б) защитный слой, изменяющий первоначальный оттенок, метод искусственного состаривания предмета; в) растрескивание и разрушение памятника. 26. На старение картины, т.е. изменение цвета, растрескивание, разрушение, влияет (выберите главное): а) качество грунта; б) техника живописи; в) качество используемых художником материалов; г) отсутствие базовой консервации. 27. Кракелюр – это: а) фоновая краска; б) специальный декоративный лак с эффектом трещин; в) крестообразные толстые мазки по полотну картины. 28. Основным физическим фактором, вызывающим быстрое разрушение бумаги является: а) влага; б) свет; в) повышенная температура воздуха. 29. Книги по своему химическому составу – материал органического происхождения, поэтому наиболее подвержены разрушительному влиянию: а) ливней и ураганов; б) насекомых и бактерий; в) отсутствию вентиляции. 30. В современных библиотеках наиболее предпочтительны в гигиеническом отношении стеллажи: а) деревянные; б) металлические; в) закрывающиеся книжные шкафы. 31. Среди специальных мер по сохранению книг в библиотеке нужно считать: а) соблюдение температурного режима; б) дезинфекцию и дезинсекцию; в) защиту от пыли. 32. Туристический рынок России является мощным стимулом для: а) сохранения и оздоровления культурного ландшафта; б) решения демографических проблем народонаселения; в) улучшения качества жизни в провинции. 33. Перечислите памятники культуры, включенные в Список Всемирного наследия: Московский Кремль, Кижи, Троице-Сергиева лавра (продолжите ряд) _______________________________________________________ 34. Архангельское, Царское село, Шахматово, Мелихово – это: а) исторические поселения; б) музеи-усадьбы и дворцовые комплексы; в) музеи-заповедники; г) памятники археологии. 35. К памятникам нематериальной культуры относятся: а) буддийские дацаны; б) национальные парки; в) фольклор, ритуалы, традиции. 36. Венецианская хартия по консервации и реставрации памятников и достопримечательных мест принята в: а) 1950 г.; б) 1988 г. в) 1964 г; г) 2002 г; 37. Цель реставрации памятника культуры: а) сохранить и выявить исторические и эстетические ценности памятника; б) сделать его центром размещения туристов; в) сохранить историко-культурный ландшафт. 38. Декоративно-прикладное искусство классифицируется по материалу и технологии изготовления. К видам ДПИ относятся: а) резьба, ткачество, чеканка; б) книжная и промышленная графика; в) рельефная и круглая скульптура. 39. Все виды работ, проводимых на поврежденных предметах декоративно-прикладного искусства, принято называть: а) поновлением; б) реставрацией; в) разборкой подлинных частей памятника; г) патинированием. 40. При сохранении памятника определенного вида декоративно-прикладного искусства применяется принцип: а) индивидуального подхода; б) универсальной практики консервации; в) выдачи рекомендаций по использованию. 41. Левкас – это: а) архитектурная конструкция; б) вид грунта в русской средневековой живописи; в) вид ДПИ: вышивка, кружевоплетение. 42. Как сложилась судьба картины П.Рубенса «Даная» после действий вандала, облившего ее кислотой: а) картина утеряна; б) отреставрирована; в) реконструирована (написана заново). 43. Назовите три самостоятельных вида работ по сохранению культурного наследия прошлого _______________________________________ 44. Охранная зона памятника – это: а) местность для проведения научных исследований памятника; б) зона природопользования для обеспечения форм жизнедеятельности местного населения; в) территория, непосредственно окружающая памятник, предназначенная для его сохранности. 45. Возрождение отечественной церковной архитектуры и национального архитектурного стиля во второй половине XIX века связано с именем архитектора: а) А.Н. Воронихина; б) К.А.Тона; в) А.В.Щусева. 46. В 19 веке в архитектуре широко применялся метод стилистической реконструкции, который предполагал: а) кардинальную перестройку здания с утратой подлинных фрагментов; б) господство классицизма; в) зарождение русского ампира. 47. Продажа музейных ценностей за рубеж в 28-32 годах ХХ века была вызвана: а) нехваткой денежных средств на социалистическое строительство; б) отсутствием международного авторитета; в) ослаблением государственного контроля. |