Главная страница
Навигация по странице:

  • Памятниками истории и культуры

  • Для России «правовой каркас» сферы охраны памятников формируют

  • Культурно-исторический фонд

  • Учебник редакция 2 (1). Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности Культурология


    Скачать 481.41 Kb.
    НазваниеУчебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности Культурология
    АнкорУчебник редакция 2 (1).docx
    Дата25.12.2017
    Размер481.41 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаУчебник редакция 2 (1).docx
    ТипУчебное пособие
    #12966
    страница2 из 19
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19

    ГЛАВА I. КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ КАК РЕСУРС УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА

    § 1. Соотношение понятий «культурное наследие» и «памятник культуры»


    Осваивая природу и используя ее материалы и силы для своих нужд, человечество приобретало знания, умения, навыки, опыт. Все это вошло в каждый созданный артефакт, закрепилось и осталось в нем, «опредметилось» и осталось жить для новых поколений. Чтобы воспользоваться этим предметным и духовным богатством, нужно научиться извлекать из него содержание, понять, освоить. Это достигается с раннего детства через общение со взрослыми, а потом через воспитание, образование, обучение. Процесс передачи от поколения к поколению жизненного опыта, знаний, умений навыков через созданный людьми предметный мир К.Маркс назвал «распредмечиванием» сущностных сил человека1. Культурное наследие как совокупность результатов материального и духовного производства прошлых исторических эпох, задает систему ценностных представлений, регулирующих индивидуальное и социальное поведение человека, служит базой для постановки и осуществления познавательных, практических и личностных задач.

    Однако ясная и понятная в теории проблема преемственности культуры на практике всегда представляет собой очень сложный вопрос, формы решения которого в разные эпохи истории человечества были различными (вспомним переход от античности к средневековью, от феодализма к капитализму), как правило, на всех его этапах шла упорная борьба между старым и новым с выявлением устойчивых и неустойчивых элементов культуры. В каждой культуре можно выделить разновременные слои культурного наследия: одни из них уходят вглубь веков, другие – являются вновь приобретенными. Это наличие разновременных элементов отражает диалектику развития культуры: с одной стороны, сохраняются сильные элементы прошлых этапов, представляющие культурное наследие – традицию, без чего нет этнической или исторической общности, с другой – отбрасываются устаревшие элементы (их нередко называют «пережитками»), задерживающие прогрессивное развитие, и они заменяются новыми, соответствующими изменившимся условиям нового этапа развития. Преемственность представляет собой процесс сохранения устойчивости культурного наследия, развивающегося и трансформирующегося в ходе органического соединения с новыми явлениями в культуре, отражающими реальную, современную жизнь общества.

    От категории «общественное», «государственное достояние» следует отличать в чём-то схожее, но не тождественное понятие - культурное наследие, за которым сохраняется специфическое содержание. Культурное наследие - это часть общественного, в том числе и государственного достояния, которая освоена культурным поколением людей и передаётся им по наследству следующему поколению.

    Не всё общественное, государственное достояние входит в понятие культурного наследия, ибо не всё, созданное обществом, выступает в его культурном виде. Есть общественные явления, результаты деятельности прошлых культур, от которых ныне живущее поколение хотело бы отказаться, но ещё не в силах этого сделать. Например, атомное оружие, алкоголь, наркотики, терроризм и другие явления. Таким образом, культурное наследие часто уже общественного, государственного достояния.

    К понятию «культурное наследие» можно подходить с разных точек зрения, с юридической, философской, культурологической. Общепризнанной является позиция, согласно которой культурное наследие – это совокупность результатов материального и духовного производства прошлых исторических эпох, а в более узком смысле – сумма доставшихся человечеству от прошлых эпох культурных ценностей, подлежащих критической оценке и пересмотру, развитию и использованию в контексте конкретно-исторических задач современности, в соответствии с критериями социального прогресса.

    К культурному наследию относятся общественно признанные материальные и духовные ценности, являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры и сохраняемые обществом для поддержания социальной и этнической идентичности, а также передачи последующим поколениям. Как важный информационный потенциал, запечатленный в материальных объектах, явлениях, нормах морали и этики, философии и научных представлениях, культурное наследие жизненно необходимо человечеству для дальнейшего развития. Обязательными атрибутами наследия являются сохранность и востребываемость.

    В правовом подходе не учитывается эмоционально-ценностный аспект в интерпретации артефактов и текстов наследия. Но поскольку именно он формирует приятие или неприятие обществом или отдельной социальной группой культурных ценностей прошлого, то в данной работе под культурным наследием мы будем понимать совокупность объектов и явлений, несущих в себе ценностную, эмоционально-значимую для того или иного субъекта информацию, обладающую способностью влиять на развитие общественной системы.

    Такой многоуровневой, сложной системой является культура. Считается, что структура культуры является одной из сложнейших в мире. С одной стороны, это уже накопленные обществом материальные и духовные ценности, наслоение эпох, времен и народов, сплавленных воедино. С другой стороны, это «живая» (т.е. сегодняшняя) человеческая деятельность, опирающаяся на оставленное наследие 1200 поколений нашего рода, оплодотворяющая и передающая это наследие тем, кто придет на смену ныне живущим.

    Именно в таком непрерывно совершающемся обмене знаниями, умениями, навыками, способностями заключается смысл культурного процесса. Культура выступает как мера реализации и развития общественной сущности человека в процессе его социальной деятельности, как «мера» человека. Создавая продукт материальный или духовный (ценность), личность опредмечивает в нем саму себя, в той или иной мере свою индивидуальность. Культура - это самосознание общества каждого его периода, каждой прожитой эпохи. По творениям людей, по духовным и материальным ценностям, созданным ими в данную эпоху, мы судим о ее культуре, а по культуре - об обществе в целом.

    Культурное наследие - это не только материальное богатство, но и общественные отношения людей, передаваемые в виде норм, традиций, ритуалов следующим поколениям. Развитие общества и развитие культуры возможно потому, что человечество хранит в своей памяти достижения прошлых веков, то, что открыто, познано, известно. Память человечества противостоит забвению, уничтожающей силе времени. Память – необходимое условие самосознания личности. Знание своих корней, своего прошлого рождает чувство ответственности перед обществом, связывает человека с прошлым и будущим. Социальная память для конкретного человека - это своего рода фундамент, на базе которого формируется индивидуальная память. Человек усваивает социальный опыт группы и общества, к которым он принадлежит. Индивид как бы погружается в жизненный поток, а социальная память является частью этого потока. Чаще всего индивид не замечает новоприобретенных ценностных установок, «впитанных» извне таким образом. Поэтому феномен социальной памяти состоит еще и в ее громадном, неосознаваемом влиянии, как на отдельного человека, так и на группу и общество в целом. Утрата памяти проводит к утрате представлений о самом себе, к потере собственного «Я». Своеобразие человеческой памяти состоит в том, что она не только естественно-природная, но и общественно-культурная. Осознание человеком самого себя в обществе дается освоением накопленного веками опыта, всего многообразия культуры своего и других народов, истории своей семьи, своего рода, своего отечества. Это важные элементы культуры личности. Человек, не знающий своего прошлого, вынужден заново определять себя и свое место в жизни, без исторического прошлого он не может ощутить будущего и живет только сегодняшним днем.

    На информационной составляющей наследия останавливается и М.Е. Кулешова: «наследие можно рассматривать как информационный потенциал, запечатленный в явлениях, событиях, материальных объектах, и необходимый человечеству для своего развития, а также сохраняемый для передачи будущим поколениям»2. Информационно-временной аспект в определении понятия наследия подчеркивал также Д.С. Лихачев в своем проекте Декларации прав культуры. Он понимает под ним форму закрепления и передачи совокупного духовного опыта человечества. При этом автор четко выделяет две его составляющие: духовные (язык, идеалы, традиции) и материальные (музейные, архивные, библиотечные фонды, памятники археологии, архитектуры, науки и искусства, памятные знаки, сооружения, ансамбли, достопримечательные места и другие свидетельства исторического прошлого, уникальные ландшафты, совместные творения человека и природы, современные сооружения, представляющие особую ценность с точки зрения истории, искусства или науки).

    Таким образом, культурное наследиеэто совокупность ценностей, доставшихся человечеству от прошлых эпох, критически осваиваемых и используемых в системе синхронных общественных и культурных связей в соответствии с вызовами (потребностями) времени.

    Средств сохранения и передачи опыта прошлого много. Это язык, письменность, все без исключения виды искусства, это библиотеки, музеи, картинные галереи, выставочные залы, это архитектурные сооружения, храмы, монастыри, дворцы, садово-парковые ансамбли, то есть все, что хранит историю народа, память о прошлом. Таким образом, трансляция социальной памяти происходит с помощью определенных знаковых систем, которые мы можем назвать памятниками.

    Памятник - в широком смысле - объект, являющийся частью культурного наследия страны, народа, человечества. В узком смысле - произведение искусства, созданное для увековечения памяти об определенных событиях и людях. В нашей стране очень часто материальное культурное наследие воспринималось практически как синоним термина «памятник». В настоящее же время памятник рассматривается в основном лишь как синоним объекта наследия. Вместе с тем, как абсолютно справедливо отметила Т.Н. Миронова, «дефиниция «памятник», прежде всего, ориентируется на сохранение памяти, воспоминания; он выключен из активной хозяйственной деятельности; наследие же - это то, что передали нам предки, но передали не просто на сохранение, но для интерпретации и приумножения»3. Следовательно, в отличие от памятника, являющегося категорией точечной и нединамичной, объект наследия является частью целостной и развивающейся системы наследия.

    Памятниками истории и культуры мы будем считать сооружения, предметы, памятные места, связанные с историческими событиями в жизни народа, развитием общества и государства, произведения материального и духовного творчества, представляющие историческую, научную, художественную или культурную ценность. Различают памятники истории, археологии, градостроительства и архитектуры, искусства, а также письменности.

    Именно памятник является связующим звеном между цивилизациями, общественными структурами и непосредственно поколениями людей. Отсутствие научных принципов конституирования памятника порождает теоретический вакуум, который, в свою очередь, толкает к импровизациям. Решающими здесь оказываются нередко общественные пристрастия, а то и просто мода или реклама. Подлинное культурное значение памятника остается непрочитанным и непознанным. Определение содержания, смысловой нагрузки памятника, включение его в современный культурный контекст – это и научно-исследовательская и общественно-политическая задача.

    Интерпретация наследия и превращение последнего в доступное и востребованное достояние - это целый комплекс мероприятий от формирования привлекательного образа объекта и включения его в информационное поле, до образовательной деятельности и предложений по использованию объекта наследия в соответствии с типом, состоянием, окружением и социально-культурной значимостью. Но главное - условия успешного взаимодействия в социуме требуют, чтобы интерпретации культурных текстов были конвенциализированными.

    Социальную конвенциональность можно трактовать в широком смысле как свойство социальных субъектов сосуществовать на основе различных видов соглашения. Конвенциональность (от лат. conventio -соглашение) - термин, употребляемый в культурологии и социологии и обозначающий неотъемлемое качество культурного объекта, приобретаемое им в результате признания за ним (вследствие установления согласия между участниками социокультурного взаимодействия) определенного набора устойчивых характеристик, выделенных в качестве значимых. Это способ обеспечения преемственности в развитии духовной культуры, который предполагает отбор духовных ценностей, распространение и обеспечение их функционирования в культурной среде новой эпохи, это положение, обязательное для всех граждан, которое дает возможность договориться.

    § 2. Государственная политика в деле сохранения культурного наследия


    Культурно-историческое наследие обеспечивает непрерывность в трансляции эмоционально-значимой информации, кодируя данную информацию в артефактах и текстах (то есть памятниках). Понятие «культурное наследие» включает в себя наравне с материальной основой духовную сферу, в которой преломляются стереотипы массового сознания общества, его устремления, идеология, поведенческая мотивация. Наряду с признаком всеобщности культурному наследию свойственно и то, что обычно осознание его истинного значения происходит лишь со временем. Самую объективную оценку исторических, научных и художественных достоинств объектов культуры дает общественная практика. Причем, чем больше времени разделяет акты создания предметов культуры и их оценки, тем, как правило, более высоко оцениваются эти объекты.

    Таким образом, культурные ценности играют социальную роль, особо охраняются правом, служат связующим звеном между различными поколениями людей, носят конкретно-исторический характер и выступают как фактор формирования необходимых обществу качеств в человеке. Поэтому их сохранение не может быть только музейной проблемой. Ее необходимо решать объединенными усилиями государственной власти, общества и науки.

    Действующие правовые акты относят к памятникам те ценные историко-культурные объекты, которые поставлены на учет или выявлены государственными органами охраны объектов культурного наследия, согласно соответствующей процедуре, которая лежит в основе всей системы охраны памятников истории и культуры. Для объектов, включенных в государственные Списки памятников истории и культуры федерального или регионального (местного) значения, а также в Списки вновь выявленных памятников, предусматривается составление паспорта с фиксацией имущественного состава памятника, его основных технических данных, предметной ценности и режима содержания, а также разработка проекта зон охраны (в составе охранной зоны, зоны регулирования застройки и зоны охраняемого природного ландшафта), охранных обязательств пользователей памятников. Эти действия должны обеспечивать режим сохранения памятника и регламентацию хозяйственной деятельности на сопредельных с ним участках.

    В современной системе охраны культурного наследия преобладает памятниковедческий подход, ориентированный на статичные и моноструктурные в управленческом отношении образования. Однако правовые нормы, применяемые в отношении отдельных объектов, не являются достаточными для решения правовых проблем сложных историко-культурных образований. Любой недвижимый памятник создавался в определенной исторической и природной среде и в своем конкретном месте, значит, его ценность и сохранность определяются не только его физическим состоянием, но и сохранностью окружающего природно-исторического фона. Особенно ясно противоречия современного законодательства отражаются в практике таких специфических образований как национальные парки, на территории которых располагаются памятники культурно-исторического наследия, музеи-заповедники, музеи-усадьбы, дворцово-парковые ансамбли, в состав которых входят элементы природного окружения в виде садов, парков, естественных ландшафтов и т.д. Система управления такими объектами затрудняется противоречиями, возникающими в правовом обеспечении этих мер и несогласованностью действий хозяйственных субъектов и установленных режимов охраны. Таким образом, с точки зрения управления природные и культурные компоненты этих памятников оказываются разделенными ведомственными барьерами. Организация охраны и управления таких объектов, как парки и сады регламентируется законодательством природоохранения. Если они рассматриваются как объекты культурного наследия, то в лучшем случае причисляются к образцам ландшафтной архитектуры. Между тем их духовные, ментальные компоненты и социально-культурное значение гораздо более существенны, что в своих трудах блестяще раскрыл Д.С.Лихачев. Сегодня как никогда остро встает вопрос о развитии комплексного подхода к управлению ресурсами историко-культурного и природного наследия.

    До последнего времени существовал целый ряд сложных, трудно решаемых проблем в сфере культурного наследия. Вот некоторые из них:

    • Продолжающееся разрушение памятников истории и культуры, принявшее катастрофический характер;

    • Нарушение природных систем и усиление хозяйственной эксплуатации многих историко-культурных территорий;

    • Разрушение традиционных форм культуры, целых пластов национальной культуры;

    • Утрата уникальных и распространенных народных ремесел и промыслов, декоративно-прикладного искусства;

    • Разрыв культурного взаимодействия между поколениями, а также между различными российскими территориями.

    Государственная политика по обеспечению сохранности объектов культурного наследия должна исходить из признания приоритетности сохранения историко-культурного потенциала как одного из главных социально-экономических ресурсов существования и развития народов Российской Федерации и реализовывать комплексный подход к решению вопросов государственной охраны, непосредственного сохранения, распоряжения и использования объектов культурного наследия всех видов и категорий.

    Сохранение или спасение культурных ценностей, подвергающихся опасности, должно обеспечиваться с помощью следующих средств и конкретных мер:

    1) законодательство;
    2) финансирование;
    3) административные меры;
    4) меры по сохранению или спасению культурных ценностей (консервация, реставрация);


    5) меры наказания;
    6) восстановление (реконструкция, реадаптация);
    7) меры поощрения;
    8) консультации;
    9) просветительные программы.


    Следует отметить, что постиндустриальное общество в наш электронный век осознало высокий потенциал культурного наследия, необходимость его сбережения и эффективного использования как одного из важнейших ресурсов экономики. Государственная политика в области сохранения культурного наследия теперь основывается не на традиционной «охране от», предусматривающей меры запретительного характера, а на концепции «охрана для», предусматривающей наряду с охранными ограничениями создание оптимально выгодных условий для инвесторов, готовых вкладывать средства в сохранение памятников. Главным необходимым условием обеспечения сохранности объектов культурного наследия в настоящее время является совершенствование государственной политики на основе всестороннего учета состава и состояния объектов культурного наследия, современных социально-экономических условий развития общества, реальных возможностей органов власти, местного самоуправления, общественных и религиозных организаций, иных лиц, особенностей национально-культурных традиций народов Российской Федерации и множества других факторов. Кроме того, создаются проекты сохранения культурного наследия. Эти проекты имеют разный масштаб, и среди них можно выделить следующие направления:

    • Проекты обеспечения сохранности, в основном направленные на реставрацию и консервацию объектов, подверженных разрушению.

    • Проекты микрофильмирования, т.е. перенесения на пленку и распространения подверженных разрушению книг, газет и периодических изданий.

    • Проекты каталогизации, т.е. описания тысяч книг и рукописей и обеспечения к ним доступа.

    • Проекты оцифровки, т.е. создание виртуальных факсимильных изданий книг и газет, в некоторых случаях используется оптическое распознавание знаков.

    • Исследовательские проекты, представляющие в цифровой среде как документальные источники, так и историко-культурный контекст.

    Особую важность представляет вовлечение в проекты по сохранению и использованию наследия региона местного населения. Это придает дополнительный импульс развитию обновленного образа региона и росту притягательности местности в глазах потенциальных жителей и инвесторов.

    Министерством культуры РФ учреждена автономная некоммерческая организация «Российская сеть культурного наследия». В 2002 г. начат первый российский проект, поддержанный ЕС. Cultivate-Russia это сетевой, инфраструктурный проект, направленный на пропаганду сотрудничества культуроохранных организаций России и Европы. В рамках этого проекта была проведена серия из 37 семинаров и круглых столов, распространена информация по всей территории России, действует информационный сайт, проведена международная конференция, выпущены 2 тиража CD-дисков и налажены региональные и международные контакты.

    Создан Интернет портал «Культура России», который рассчитан на массового пользователя (в настоящее время только на русском языке). Портал предоставляет пользователям различные срезы информации по культуре России на протяжении всей истории ее существования. Кроме того, уже существует Интернет портал «Библиотеки России», информационная служба музеев России.

    Для России «правовой каркас» сферы охраны памятников формируют:

    • Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации». - М., 2002;

    • Положение об охране и использовании памятников истории и культуры. - М., 1982;

    • Инструкции о порядке учета, обеспечения сохранности, содержания, использования и реставрации недвижимых памятников истории и культуры. - М., 1986;

    • приказ Министерства культуры СССР от 24.01.1986 № 33 «Об организации зон охраны недвижимых памятников истории и культуры СССР».

    Отдельные нормы, направленные на урегулирование правоотношений по охране культурного наследия, содержатся в Градостроительном кодексе РФ, Земельном кодексе РФ, Налоговом кодексе РФ, Федеральных законах «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации», «О приватизации государственного и муниципального имущества», «О лицензировании отдельных видов деятельности», законодательстве, регулирующем бюджетные отношения.

    В Постановлении Правительства Санкт-Петербурга от 1 ноября 2005 года № 1681 «О Петербургской стратегии сохранения культурного наследия» для достижения основных целей реставрации - «сохранения и выявления эстетических и исторических ценностей памятника» предлагаются следующие меры:

    • постоянный мониторинг всех процессов разрушения памятника, изучение способов приостановки и причин процессов разрушения;

    • создание базы данных информационной поддержки мероприятий по выявлению предметов охраны, обеспечивающих мониторинг использования и технического состояния объектов культурного наследия, историю их реставрации с фотофиксацией процесса;

    • пропаганду качества реставрационных работ с помощью выставок, конкурсов и т.п.;

    • создание научно-исследовательского центра (института реставрации) для разработки и внедрения современных реставрационных принципов, норм и методик, новых технологий, отвечающих специфике петербургского наследия, оценки качества материалов и работ, аттестации и подготовки специалистов;

    • подготовку специалистов по реставрации и охране наследия в системе среднего специального и высшего образования на основе городского заказа;

    • поощрение обучения (предоставление грантов, дотаций, субсидий, безвозмездных ссуд), создание мастер-классов, стимулирующих как высококлассных специалистов, так и талантливую молодежь, желающую овладеть секретами мастерства;

    • усиление воспитательной и просветительной работы, направленной на воспитание достойных граждан современного общества и выработку эффективных форм противодействия проявлениям вандализма;

    • обеспечение и защиту авторских прав посредством установлений там, где это возможно, знаков качества, сертификатов мастерства;

    • тщательную дифференциацию, установление норм и расценок на все виды реставрационных работ;

    • широкое информирование общественности через средства массовой информации, которое должно повышать достоинство профессии, ценность и социально-экономическую значимость реставрации и ремесел, а, следовательно, открыть новые перспективы трудоустройства и личностной реализации;

    • тщательную дифференциацию норм и расценок на все виды реставрационных работ.4

    При заметных положительных сдвигах, анализ сложившейся ситуации в сфере сохранения и управления объектами культурного наследия, находящимися в федеральной собственности, собственности субъектов федерации и в муниципальной собственности, в этой сфере еще остаются серьезные проблемы:

    • Отсутствие в российском законодательстве четкого и системного подхода к охране объектов культурного наследия;

    • Отсутствие системы в организации работы государственных органов по охране объектов культурного наследия.

    • Аварийное состояние большинства объектов культурного наследия. (По данным Министерства культуры Российской Федерации из охраняемых государством 90 тысяч объектов культурного наследия и более 140 тысяч выявленных объектов культурного наследия около половины находятся в неудовлетворительном и аварийном состоянии).

    • Отсутствие пообъектной паспортизации памятников и достоверной информации о состоянии (физической сохранности) указанных объектов.

    • Отсутствие средств на реконструкцию, восстановление и содержание объектов культурного наследия. (Средства, выделяемые на содержание данных объектов, не позволяют осуществлять не только поддержание их текущего состояния, но зачастую недостаточны даже для консервации этих объектов, что в свою очередь приводит к их утрате.)

    • Непроработанность нормативных правовых подзаконных актов, предусмотренных Федеральным законом «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» 2002 г., отсутствие методических документов.

    Необходимо помнить, что любые потери наследия неизбежно отразятся на всех областях жизни нынешнего и будущих поколений, приведут к духовному оскудению, разрывам исторической памяти, обеднению общества в целом. Они не могут быть компенсированы ни развитием современной культуры, ни созданием новых значительных произведений. Накапливание и сохранение культурных ценностей - основа развития цивилизации. Культурное наследие – духовный, экономический и социальный потенциал невосполнимой ценности. Оно питает современную науку, культуру, образование, является одним из важнейших ресурсов экономики. Наше наследие – главное основание для национального самоуважения и признания мировым сообществом.

    Процесс охраны и защиты культурно-исторических и природных ценностей должен опираться как на исследования процесса истории становления охранной деятельности государства, так и на разработанную и постоянно изменяющуюся в соответствии с требованиями времени правовую базу.

    В основе правовых актов лежат законы конкретного общества, международные акты, которые должны соблюдаться, пропагандироваться в обществе.


    § 3. Мотивы и причины, лежащие в основе разрушительных действий



    Далеко не всё, что составляет культурное наследие, осваивается новым поколением людей, перенимается им, принимается в качестве наследства. Реальный процесс преемственности в области культуры ещё более специфичен, чем создание и освоение культурного наследия. Предлагаемое старшим поколением наследство весьма критически оценивается подрастающими «детьми»: часть его безропотно принимается, часть бесповоротно отвергается с порога, а часть беспощадно расходуется в ходе освоения в силу неумения, неопытности, разгильдяйства.

    Проблема сохранения культурного наследия имеет комплексный характер. В области взаимодействия культур различных народов, эпох мы можем встретить примеры, когда одна культура не может мирно уживаться с другой. Так, христианство беспощадно искореняло варварскую культуру древней Европы. Католичество, проникнув в Новый Свет, уничтожало индейские культуры коренных жителей Америки, их литературные произведения, архитектуру, искусство. Во время войн беспощадно уничтожаются не только армии, население, но и памятники культуры. Да, состояние культуры зависит от экономических процессов, но не сводится только к ним. Огромную роль здесь играет политика, право, мораль, решимость сохранить поистине бесценное культурное наследие, доставшееся нам, освоить его и передать нашим детям в преумноженном, обновленном, облагороженном долгом, патриотизмом, заботой о будущем, виде.

    Что побуждает и отдельных людей, и социальные группы, и целые государства идти по пути разрушения? Поиски ответа на этот вопрос заставляют каждого, кто задумался над этой проблемой признать, что понимание «культурной или иной ценности» менялось от эпохи к эпохе. В самой этой смене находило и находит отражение диалектическое, противоречивое развитие социальных сообществ. Так, одни народы, выходя на передний край истории, подчас уничтожают культуру более слабых народов, или предают её забвению, а зачастую объявляют своей. В своё время, римская культура строилась на взаимодействии различных культурных компонентов - жизнь ей дали этруски, сабины, латины и другие этносы. Но над всеми возобладало латинское начало, положив основание культуры Древнего Рима. И этруски, народ с более древними культурными традициями, со временем забыли свой язык, обычаи, традиции, то есть утеряли свою культуру, а значит, не сохранились как этнос.

    Мотивов, побуждающих к разрушению, или причин для этого было множество. Рассмотрим, какие факторы влияют на сохранение и освоение культурного наследия, оставленного нам трудами прошлых поколений.

    Несхожие экономические условия жизни разных поколений и разных типов общества и связанные с этим различные ценностные установки.

    В зависимости от уровня жизни и образованности ранжировалось то, что считалось ценностью. Экономические возможности африканских стран резко отличаются от таковых в Европе и США. Экономические условия примитивных и развитых обществ влияют на отличие в понимании ценностей духовного и предметного мира и связанных с ними нравственно-эстетических идеалов, целей и задач человеческих сообществ. Так, на территориях южных районов Алжира, в пустыне Сахара, европейские организации защитников природы стремятся создать оазисы растительности. Они создают, тем самым, условия для того, чтобы приостановить движение песков, губительно действующих на растительность, и содействовать восстановлению нормальной жизни местных африканских племен в будущем. Однако молодые побеги растений, и артезианские колодцы требуют ухода, а местные народы рассматривают их как кратковременную помощь для себя и немногочисленных стад животных, поедающих молодые побеги, то есть не считают эти изменения значимыми и ценными. Перефразируя слова К.Марса, можно сказать, что для изголодавшегося бедного человека, жадно поедающего пищу руками, не существует того способа ее потребления, к которому привыкли люди, постоянно живущие в достатке. Поэтому им неведомы принципы сервировки, белые скатерти и салфетки, разнообразие вин, подаваемых к разным блюдам.

    Смена идеологических установок. В разных исторических условиях, при господстве разных религиозных и идеологических предписаний менялись представления о необходимости следовать тем или иным идеалам, верованиям, нравственным требованиям, сохранять соответствующие предметы, наделяя их сакральным, общественно-значимым смыслом. Политеистические (языческие) религии до определенного периода уничтожали христианские реликвии. С утверждением в жизни обществ монотеистических религий (христианства, мусульманства), стали уничтожаться капища, идолы, амулеты и другие атрибуты язычества.

    Реформационные движения в XVI-XVII вв. в Западной Европе, когда происходил раскол в католическом стане верующих на католиков и протестантов, дают множество примеров, уничтожения протестантами икон, скульптур, папских булл, изгнания священников. Аналогично этому по требованиям религиозной реформы, проведенной при царе Алексее Михайловиче и патриархе Никоне в XVII веке, все старообрядческие реликвии не считались ценностью и должны были уничтожаться. Известен факт, как во время богослужения патриарх Никон рубил топором иконы старого письма в присутствии царя и многочисленных верующих, находящихся в это время в храме. Переход от цивилизации к цивилизации в рамках схожих формаций, например, переход между феодализмом и буржуазным обществом, может происходить, не приобретая форму вражды, через ряд компромиссов, соглашений, что приводит к постепенной трансформации культуры. Так, культура буржуазной Англии в наибольшей степени сохраняет культурное наследие феодальной поры: архитектуру, систему права, философские системы и т. д. Но разрыв в области идеологий был значительным. Изменение положения и роли буржуазии в обществе привело к смене идеологий - на смену католичеству пришла такая форма протестантизма, как англиканская церковь. Поскольку идеология очень тесно связана с моралью, философией, литературой, то идеологический разрыв приводит к отказу от тех или иных произведений искусства, литературы и др. Так, могут уничтожаться скульптуры, сжигаться книги, изменяться привычные названия и т. п.

    Уже в наши дни отряды движения «талибан» в Афганистане и Пакистане в ходе своих военных действий уничтожают многовековые религиозные памятники буддизма.

    Военные действия. В ходе войн и военных конфликтов при необходимости поражения военной силы противника, при продвижении по территории противника или захваченной противником, возникает потребность уничтожения живой силы, техники, оборонительных сооружений противника. В условиях войн воющие стороны, даже осознавая ценность тех или иных объектов, среди которых могут быть храмы, дворцы, музеи, не всегда имеют возможность вести столь «ювелирно» военные действия, чтобы обеспечить сохранность этих объектов, если противник разместил там свои орудия, живую силу и наносит оттуда огневые удары по другой воюющей стороне. Правда, в истории Второй мировой войны есть пример, когда удавалось спасти целые исторические районы от разрушения. Так было, в Польше, когда немецко-фашистские захватчики заминировали историческую часть города Кракова. Они рассчитывали на то, что советские войска, которые войдут в эту часть города, будут уничтожены многочисленными минами, заложенными в разных домах и на улицах. Однако разведка донесла советскому командованию об этом плане, и наше командование изменило тактику наступления, город остался неповрежденным. Советские минеры его очистили от мин и теперь можно видеть старинные средневековые улицы города. Однако это редкий случай в истории войн.

    Социальные реформы и революции. В эти периоды также имеет место стремление снизить значимость тех или иных, дорогих для определенной части общества, идеалов, учений, нравственных норм, элементов предметного мира. Они выступают как символы власти, повседневной жизни, обычаев этого социального слоя, против которого ведется борьба. Те или иные элементы предметного мира, являясь олицетворением прошлого, успешной жизни угнетавших классов, в понимании других социальных слоев подлежат уничтожению. Достаточно вспомнить эпоху преобразований Петра I, когда введение европейских культурных установок отодвигало ценности традиционной русской культуры (быт, одежду, обычаи, этические требования в семье и пр.). Затворничеству русской женщины был противопоставлен светский бал, ассамблеи. Целомудренным нарядам боярских дочерей был противопоставлен европейский костюм с глубоким декольте. Скрытые кичкой, кокошником, платком волосы теперь полагалось завивать, укладывать в прически, обильно пудрить. Не подлежали сохранению не только предметы, но и привычки, и слова, и манеры.

    Во время революций память о насилии одного класса над другим часто приводила к сознательному уничтожению материальных ценностей. Сожженные усадьбы, вместе с библиотеками, и художественными коллекциями были актом мести не искусству, а людям.

    Разрушение имеет место в ходе хозяйственных преобразований: строительства новых дорог, аэродромов, промышленных предприятий, гидроэлектростанций, водохранилищ, каналов и много другого.

    Без расширения производственной и транспортной составляющей экономика любой страны не может развиваться. Однако при строительстве водохранилищ или каналов, которые должны пройти по тем или иным местам, прежде чем осуществить такие работы, как правило, должны проводиться археологические исследования. Так было при строительстве Волго-Балтийского канала, отдельные участки которого должны были пройти по населенным территориям. Сюда в 40-х годах XX в. были направлены археологи, которые, проведя раскопки, обнаружили следы городских поселений: бревенчатые срубы IX-XII вв. деревянные мостовые. Выяснилось, что местное население в эти века вело торговлю с Новгородом, Киевом, Средней Азией, что в этих местах знали грамоту, и там процветали различные ремесла. Сегодня, те, кто плывет на речных судах по Шекснинскому водохранилищу, еще может встретить на своем пути разрушаемый водной стихией остов Рождественской церкви бывшего Крохина Посада, ушедшего под воду.

    Состояние аффекта. На бытовом уровне психологические причины часто служат причиной разрушительных действий. Психическое состояние человека, испытывающего чувство горечи или отчаяния от постигшего его предательства или разочарования, может привести к острому желанию уничтожить те свидетельства, которые могут напоминать о прошлой счастливой жизни. Чувство мести также может побудить человека прибегнуть к разрушению ценностей.

    Недостаточный уровень грамотности, низкий уровень общекультурного развития часто не позволяют как отдельному человеку, так и целым социальным группам оценить значение тех или иных природных, социальных, художественных достижений. Плохое образование, отсутствие соответствующей направленности в воспитании, как молодежи, так и взрослых, зачастую лежит в основе пренебрежительного отношения к тем или иным памятникам культуры. Поэтому разрушатся то, что не понятно, не оценено, что находится за горизонтом культурного развития групп, социальных слоев.

    Знаменитые скульптуры Летнего сада в Петербурге спрятали не только от плохого климата, вибрации или птиц, но и от людей. До революции и в наши дни сад громили курсанты, абитуриенты, неудачливые любовники. Самый страшный и бессмысленный погром устроили в октябре 2007 г. Для Русского музея, который владеет садом, это стало последней каплей. Итальянские скульптурные подлинники XVII-XVIII вв. выставленные на обозрение публики, неоднократно повергались нападениям вандалов. Подобных примеров можно приводить много.

    Мода и изменение стилевых предпочтений эпох влияет на изменение вкусов людей, целых социальных групп. При этом то, что ранее удовлетворяло эстетическим потребностям, с появлением новых тенденций, оказывается ненужным, отправляется на помойки, в печи. Так, с завершением эпохи барокко вкусы городских жителей переключились на мебель и бытовые предметы стиля бидермайер, ему на смену пришли предметы стиля модерн. Расширение производства многотиражных машинных изделий, более дешевых, постоянно обновляющихся, широко рекламируемых вынудило отказаться от предпочтений модерна и массы потребителей перешли к использованию в быту изделий индустриального стандартизированного производства.

    Таковы мотивы действий отдельных людей, социальных групп и государств, лежащие в основе тенденции разрушения объектов природного и культурного наследия.

    §4. Мотивы и причины сохранения объектов природного и культурного значения


    Процесс изменений в предметной, культурной, природной среде неизбежен, так как существует множество объективных и субъективных причин для отказа от тех или иных ценностей прошлого. Но, тем не менее, общество в настоящее время, создавая специальные государственные службы и поддерживая добровольческие организации, работающие в направлении сохранения разных объектов, вырабатывает своеобразную политику, принимает соответствующие законы и постановления, гарантирующие охрану наследия. Оно прислушивается к требованиям «зеленых», активистов движения за сохранение культурного наследия, корректирует те или иные действия в сфере промышленного развития, идет процесс ужесточения контроля за соблюдением изданных законов. Какими же мотивами руководствуется и общество, отдельные социальные группы и личности, действуя в направлении охраны и сбережения природного и культурного наследия?

    Понимание экономической, жизненно важной роли данного феномена. Начнем с примера. В наши дни стало очевидно, что человечество утрачивает богатство видов растительного мира. Разнообразие сортов сельскохозяйственных культур все время падает. Так, в США в 1903 г. выращивалось более 8 тыс. сортов и разновидностей культурных растений, а в 1983 г. - только 600. Такое сокращение ассортимента означает, что неожиданное появление возбудителя болезни или вредителя, приспособившегося к самым распространенным сортам, может полностью лишить человечество той или иной сельскохозяйственной культуры.

    В настоящее время в мире имеется около 1400 хранилищ семян, но многие из них ненадежны: находятся под угрозой природных бедствий, массовых беспорядков внутри страны, войн или плохого управления. Это привело к решению создать международных банк семян сельскохозяйственных культур, рассчитанный на три миллиона проб семян. Условия, созданные в новом хранилище, позволят поддерживать температуру, при которой семена смогут не терять всхожести два столетия. Здесь будут храниться семена, как культурных, так и диких растений. Средства выделены правительством Норвегии - 75 млн. долларов.

    Во время войн часть имущества противника разрушается, но часть имущества сохраняется в хозяйственных целях. Так, металл, включая золотые, и серебряные изделия древних инков, шел на переплавку и чеканку монет или оружия.

    Признание сакральной роли за теми или иными раритетами, ведет к их сохранению из-за боязни причинить себе вред. В очень древние времена и в эпоху Средневековья часто святыням других народов не причиняли вреда из-за опасения мести богов. Великий полководец IV века до н.э. Александр Македонский во время своих завоевательных походов даже принимал религию завоеванного народа. Он посещал жрецов Древнего Египта, был посвящен ими в сан фараона, в Персии принял религию бога огня. То же делали римские завоеватели. Они во время своих бесчисленных войн редко разрушали храмы противника, вывозили в Рим изображения местных богов, строили им храмы.

    Идентификация, отождествление с прошлым, попытки сохраняя какие-либо предметы, «вернуть» это прошлое, поддержание памяти. В этих целях на бытовом уровне сохраняются альбомы фотографий, детские рисунки, поделки, рассказы о прошлом своих близких и т.п. Такое поведение формирует традиции, поддерживает духовную связь с предками, наполняет жизнь содержанием, отличным от переменчивой повседневности. Многие беженцы в годы войн, революций длительное время бережно хранили редкие реликвии, которые связывали их с минувшим временем, страной, городом, где они жили.

    В наши дни идет активный процесс возвращения этнической неповторимости у ряда этносов, реанимация утраченных религиозных верований, связанных с ними обрядовых действий, появляются профессиональные шаманы, целители, восстанавливаются реликтовые рощи, сажаются священные деревья, создаются условия для двоеверия (христианства и язычества) у некоторых народов РФ.

    Близкая к этой тенденции – тенденция доказательства исключительности, исконности своих корней, принадлежности к господствующим царским родам, господствующему классу или силам, ныне вставшим у власти.

    Исторические примеры таких мотивов можно найти в разные периоды и сегодня они обнаруживаются в поведении тех, кому выгодно из разных соображений поднять свой престиж, встать рядом с социальными слоями, преуспевающими в политических сферах. Из истории Отечества XVI века известен пример подготовки Иваном IV и митрополитом Макарием процедуры «венчания русского царя на престол» и разработки идеологической доктрины «Москва – третий Рим». В ходе этой подготовки была написана «родословная Ивана IV», якобы берущая начало от римского императора Августа. После революции появились автобиографические работы, в которых доказывалось участие тех или иных людей, их отцов в революционных событиях, принадлежность к пролетарским массам, случаи преследования царскими властями. Когда в 1991 г. в стране произошел политический переворот и к власти пришли новые политические силы, в биографиях тех же людей появились новые свидетельства о якобы принадлежности их к дворянским родам, о владении их предками фабриками или заводами и т.п. В связи с такой мимикрией возникала необходимость обращения к псевдоархивным документам или фальсификация каких-то материалов, в духе тех или иных времен, что придавало «подлинность» описываемым событиям.

    Сохранение как демонстрация своего богатства и своей мощи, Так, в царствование Ивана IV во дворец стали привозить так называемое «скифское золото» из курганных захоронений. Царь любил иностранным послам демонстрировать такое богатство, однако, надо полагать, при этом стремился поразить их не качеством ювелирной отделки, а количеством и величиной золотых предметов. Для сословия нуворишей (людей, быстро разбогатевших на спекуляциях) в разные периоды истории, будь то древний Рим, послереволюционная Франция, Англия в период промышленной революции или современная Россия, характерно приобретение антиквариата, картин, дворцов для демонстрации своего состояния, однако без должного понимания художественно-исторической значимости приобретенного.

    Экономическая целесообразность. Сохранение и демонстрация реликвий осуществляется в целях поддержания жизнедеятельности малых городов, деревень, монастырей, храмов. Для этого создаются условия для привлечения в эти места туристов, верующих, предпринимателей в целях получения средств для развития производств, реставрации предметов культа, в целом поднятия уровня жизни местного населения. Издавна те населенные пункты, монастыри, церкви, часовни, которые, так или иначе, были связаны с образом Христа, жизнью христианских мучеников, практиковали изготовление мощей, гвоздей, кусочков тканей, иконок, которые наделялись особенной силой и служили предметом торговли в среде верующих. Ныне создание местных музеев приводит к возникновению ремесленных мастерских старого образца, восстановлению забытых технологий, реконструкции инструментов и другого. Прославившийся в наши дни в европейской части России город Мышкин снискал себе туристическую славу благодаря, с одной стороны - своему названию, которое получило вещественное воплощение в Музее мыши, а с другой – в неустанном поиске и восстановлении самых разных утраченных технологий, народных преданий, традиций, кулинарных рецептов. Индустриальные города мира и окружающие их пригороды, утратившие национальное своеобразие, служат антитезой развитию этнографических деревень, сельского туризма, фольклорных фестивалей и театров. Для того чтобы все это развивать и поддерживать в «товарном виде», необходимы не только средства, но и серьезные научно-исследовательские разработки. Поэтому следующей причиной, побуждающей людей сохранять природное и культурное наследие, является развитие научно-исследовательской деятельности в разных областях общественной практики и изучении истории народов. Таким образом, следует помнить о том, что каждое общество со временем накапливает «культурно-исторический фонд».

    Культурно-исторический фондэто совокупность разноплановых, разновременных артефактов, дающих максимально полную информацию об историческом прошлом и настоящем того или иного социального слоя, семьи, этноса, региона, государства.

    В отношении к тем или иным явлениям и предметам, не соответствующим политическим установкам конкретных властей, общественная практика выработала прием «изъятия из широкого использования, без уничтожения таковых». При этом подобные предметы (книги, произведения живописи, религиозные и другие объекты) помещаются в специальные хранилища или драпируются так, чтобы подчеркнуть отношение современного общества к этим ценностям. Так, во Дворце дожей в Венеции в зале, где выставлены портреты всех правителей, существуют и задрапированные портреты тех, кто в годы своего правления превысили полномочия, узурпировал власть, вызывал народный гнев. В советские годы в библиотеках существовали так называемые специальные хранилища (спецхраны). В них были сосредоточены книги, альбомы, имеющие либо антисоветское содержание, либо содержание не совместимое с нравственными и/или идеологическими установками общества (порнографические, фашистские, националистические и т.п. издания).

    Поскольку сохранение должно соответствовать реальным экономическим возможностям государства на данном этапе его развития, необходимо иметь представление о затратности мероприятий по защите и охране артефактов.

    Средства нужны:

    а) для процесса исследования и выявления памятников, которые необходимо сохранять;

    б) на текущий ремонт, организацию охранной деятельности в прямом смысле слова;

    в) на изучение, подготовку проектов реставрации, ее проведение;

    г) на то, чтобы использовать отреставрированное здание, предметы наследия (найти место, где они будут храниться или использоваться, доставить их туда, внести в каталоги и прочее).

    Поэтому, исходя из конкретных материальных возможностей общества выработан прием реадаптации памятников истории и культуры к современным нуждам людей. Иными словами, отреставрированный памятник архитектуры может использоваться как культурный центр, туристический комплекс, административное здание, краеведческий музей, музейный комплекс. В отличие от небольшого артефакта, например, рукописи, которую можно поместить в какое-либо хранилище и тем самым обеспечить ее сохранность, здание или комплекс зданий не могут существовать в удовлетворительном состояния, не будучи использованы людьми. Любое здание рассчитано на определенный тепловой режим, чтобы сохраняться в удовлетворительном состоянии, ему необходим периодический ремонт, обновление внешних элементов, подвергающихся влиянию атмосферных осадков. Именно поэтому государства часто прибегают к использованию старых зданий под музеи. Так в Англии Тауэр стал музеем, в музейные комплексы превращены бывшие царские палаты, дворцы в Петербурге – Строгановых, Шереметьевых, Юсуповых и других. Бывшие помещичьи усадьбы: Мураново, Арханегельское, Останкино, Кусково и множество других стали музеями-заповедниками или художественно-литературными музеями. Они включены в актуальную художественную практику общества и поэтому их легче сохранять.

    В настоящее время культуроохранная деятельность сталкивается с труднопреодолимой тенденций, связанной с усиливающейся коммерческой эксплуатацией объектов культурного наследия. Эта тенденция находится в противоречии с общественным движением защиты культурно-национального богатства разных регионов страны. Пропаганда знаний охранных технологий и правовой защиты такой деятельности на уровне учебных заведений является актуальной задачей современной педагогической и научной практики.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19


    написать администратору сайта