Главная страница
Навигация по странице:

  • Консервация предметов ДПИ

  • Реставрация предметов ДПИ

  • Реконструкция предметов ДПИ.

  • Общеметодические принципы

  • Определение цели реставрации

  • Неприкосновенность подлинника.

  • Сохранение старения материала.

  • Сохранение признаков прошлой реставрации.

  • Отличимость привнесенных дополнений.

  • Обратимость реставрационных материалов.

  • Ограниченность реставрационного вмешательства.

  • 2. Визуальное обследование

  • Учебник редакция 2 (1). Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности Культурология


    Скачать 481.41 Kb.
    НазваниеУчебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности Культурология
    АнкорУчебник редакция 2 (1).docx
    Дата25.12.2017
    Размер481.41 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаУчебник редакция 2 (1).docx
    ТипУчебное пособие
    #12966
    страница7 из 19
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   19

    ГЛАВА III. ПРИНЦИПЫ СОВРЕМЕННОЙ РЕСТАВРАЦИИ ПРЕДМЕТОВ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА

    § 1. Формы и виды работ на поврежденных предметах ДПИ


    Декоративно-прикладное искусство – особый вид искусства, имеющий собственную художественную образность и вместе с тем, тесно связанный с широким кругом бытовых нужд человека: это и обыденная повседневная жизнь, общественные, трудовые, культовые функции и занятия. Отсюда - огромное разнообразие бытования предметов, входящих в сферу декоративно-прикладного искусства.

    К декоративно-прикладному искусству относятся произведения, выполненные из самых разных материалов: традиционных - из дерева, глины камня, ткани, стекла, металла и современных инновационных. С древности человек в создаваемых изделиях удовлетворяет не только насущные утилитарные нужды, но и свои эстетические потребности, стремясь к украшению предметов. В единстве того и другого – его сущность и специфика декоративно-прикладного искусства. Непосредственно включенное в повседневную жизнь людей, вступая в синтез с другими видами искусства, декоративно-прикладное искусство является постоянно действующим фактором эстетической организации среды и эстетического воздействия.

    Произведения этого вида художественного творчества классифицируются функционально. В соответствии с этим выделяются две основные разновидности – собственно прикладное и декоративное, связанное с архитектурой. Декоративно-прикладное искусство классифицируется по материалу, используемому при изготовлении предметов и по технологии изготовления (роспись, резьба, ткачество, чеканка, кружевоплетение, вышивка и т.д.).

    Предметы декоративно-прикладного искусства определенного периода со временем выпадают из своего утилитарного контекста. Некоторые становятся немодными и теряют свою ценность для владельцев, другие, передаваясь из поколения в поколение, становятся предметами мемориальными, символизирующими фамильные ценности и семейные традиции. Или становятся объектами коллекционирования и собирательства, переходя в разряд антиквариата или музейных экспонатов. Их художественная ценность была осознана не сразу, многие виды декоративно-прикладного искусства не собирались и не коллекционировались вплоть до конца XIX века. Повседневная жизнь и время накладывают на предметы свой след. Вещи ремонтировались, переделывались и исправлялись, искажались и подделывались. Многие предметы требуют восстановления. Для некоторых реставрационное вмешательство – условие возможности дальнейшего существования.

    Современная реставрация ставит перед собой более сложные задачи, чем просто ремонт и поновление. «Реставрация - это деятельность, предпринятая для того, чтобы сделать разрушившийся или поврежденный объект понятным, минимально жертвуя его эстетической и исторической целостностью», - гласит Этический кодекс консервационного комитета ICOM. Учитывая сказанное, в качестве цели реставрации предметов декоративно-прикладного искусства и основного критерия оценки ее результатов предлагается повышение не только уровня сохранности, но и художественной ценности экспоната.

    Все виды работ, проводимые на поврежденных предметах декоративно-прикладного искусства принято называть реставрацией. Это обобщающее название включает в себя три самостоятельных комплекса работ – консервацию, собственно реставрацию и реконструкцию. На практике они могут сопутствовать друг другу как обозначение разных этапов единого процесса или вычленяться в собственно узком значении с привлечением соответствующих каждому специфических способов и средств.

    Консервация предметов ДПИ. Основная цель консервационных мер – прекращение или приостановка разрушения памятника, его естественного старения, стабилизация материальных остатков произведения в том виде, в котором произведение дошло до наших дней, достижение долговременной сохранности.

    Консервация – это совокупность мероприятий, направленных на устранение не только последствий разрушения предметов декоративно-прикладного искусства, но и их причин. Такими операциями являются: укрепление конструкции, профилактическая заклейка, очистка предметов от поверхностных загрязнений, защита от воздействия солнечных лучей при хранении, соблюдение температурно-влажностного режима, укрепляющие пропитки, защитные покрытия, дезинфекция т.д. Для проведения консервационных работ необходимо специально оборудованное помещение и исполнители, хорошо подготовленные в химико-технологических видах работ, владеющие знаниями в области свойств материалов, причин и особенностей их естественного старения, а также в области новейших реставрационных технологий.

    Консервация сегодня является обязательным этапом реставрационных работ. Даже при самых идеальных условиях хранения предметов в экспозиции музеев и запасниках, уберечь памятник от естественного разрушения практически невозможно. Традиционные для предметов декоративно-прикладного искусства натуральные материалы подвергаются окислению, соединяются с вредными газами атмосферы, теряют свои естественные свойства: эластичность, крепость, мягкость, нормальную гигроскопичность, цвет, изменяют свою структуру, подвергаются воздействию ультрафиолетовых лучей. Так, например, шелковая ткань после инсоляции в течение 568 часов сохраняет только 2% своей первоначальной крепости, хлопчатобумажная – 61 %, льняная – 71%. Повышенная влажность не только способствует возникновению плесени, но и является пособником химического разрушения некоторых материалов. Пыль содержит органические и минеральные частицы, которые в условиях влажности могут создать на поверхности предметов кислую или щелочную среду. При этом надо учитывать, что относительная влажность в экспозиции зависит даже от количества посетителей.

    Волокна таких материалов как кожа, бумага, дерево, текстиль находятся в состоянии постоянного механического движения, вызываемого сменой влажности и температуры. Ткани в обычных условиях музейного хранения постоянно изменяются по длине и ширине в зависимости от относительной влажности. Важным фактором сохранности является механическое воздействие собственной тяжести материала, который при постоянной нагрузке может доходить до состояния «усталости». Консервация предметов декоративно-прикладного искусства не может остановить эти сложные губительные процессы, но способна их замедлить.

    Реставрация предметов ДПИ в узком смысле – это работы по ограниченному восполнению небольших утрат предметов, сохранившихся в основных наиболее существенных и художественно значимых частях. Необходимость допускаемых восполнений должна быть очевидна, логически и научно обоснована. Реставрация является исключительной мерой (см. ст. 9 Венецианской хартии) и имеет своей целью «… сохранение и выявление эстетических и исторических ценностей памятника. Она основывается на уважении подлинности материала и достоверности документов. Реставрация прекращается там, где начинается гипотеза, что же касается предположительного восстановления, то любая работа по дополнению, сочетанная необходимой по эстетическим или техническим причинам должна зависеть от … композиции и нести на себе печать современности»

    Кроме обязательных технических навыков исполнители данного вида работ должны иметь более серьезную подготовку в области истории искусств, иметь эстетически развитый вкус.

    Реконструкция предметов ДПИ. Под реконструкцией в данном случае понимается вся совокупность работ по восстановлению полностью или в значительной мере утраченного произведения декоративно-прикладного искусства. Реконструкция выполняется с различной степенью приближения к оригиналу на основе выявленных аналогий или по гипотетическому прообразу. Различают научно-музейную и производственную реконструкции. Целью научно-музейной реконструкции является выполнение вспомогательных научно-методических и учебно-познавательных задач экспозиции. Следует учитывать, что при этом категорически отвергается возможность полной имитации подлинника. Главной целью реставратора является максимальное выделение оригинальных сохранившихся фрагментов. Все возможные варианты восполнения выполняются из близких подлиннику, но инородных материалов, намеренно обобщенно, условно, без детализации, с ослаблением выразительных и декоративных качеств (возможны приемы макетирования, муляжа, схемы, графических изображений и т.д.). Данные мероприятия проводятся в тесном сотрудничестве с научными сотрудниками и художниками-экспозиционерами с учетом научной концепции экспозиции музея.

    Производственная реконструкция предметов отдельных видов декоративно-прикладного искусства преследует своей целью максимально точное воспроизведение сильно поврежденного или утраченного оригинала. При этом реставраторами используются подлинные материалы и художественная технология их обработки. Этот метод основан на использовании точных аналогов. Используется для воспроизведения серийных изделий или одинаковых элементов, которые применяются в монументально-декоративном искусстве. Производственную реконструкцию сложно назвать собственно реставрацией, потому что она полностью игнорирует сохранившиеся фрагменты подлинника и ставит своей целью создания точной копии прототипа.

    Перечисленные выше виды работ могут представлять собой отдельные этапы одного реставрационного мероприятия. Однако определение доли того или иного воздействия, его значимость в практической реставрации необходимо учитывать в каждом конкретном случае. Ориентиром служат общеметодические принципы и нормы, которые предписывают дифференцированный подход к выбору стратегии и тактики реставрации. При этом учитывается ценность памятника в соответствии с определенными критериями, учитывающими древность памятника, его вид и назначение, среду бытования, степень уникальности, оригинальности, художественности, материал и технику исполнения.

    Оценка изделий декоративно-прикладного искусства очень неравнозначна. Ценность предмета зависит и от техники изготовления и способа художественного оформления. Среди них есть безличные вещи, выполненные механическими способами и предметы ручного производства, высокопрофессионального, «штучного» качества, со сложной авторской отделкой.

    Выделяются 4 условные группы предметов ДПИ:

    1. Уникальные произведения декоративно-прикладного искусства, от древних археологических предметов до XVIII века.

    2. Авторские и малосерийные изделия XVIII – XX века.

    3. Серийные произведения XIX – XX веков с элементами ручной работы.

    4. Массовые тиражированные изделия XIX-XXI века.

    Определение ценности предмета позволяют в общей форме регламентировать объемы, виды и основную направленность реставрационных работ, допустимость в случае необходимости восполнений и полноту приближения к подлиннику. При работе с древними предметами, уникальными методика предписывает минимальное реставрационное воздействие, ограниченное рамками консервации, как исключение могут допускаться условные, нейтральные дополнения с отказом от имитации и деталировки, отказа от декора – изобразительных и орнаментальных элементов подлинника. В отношении предметов групп 3 и 4 работы могут быть более полными. Допускаются имитационные восполнения общей формы, цвета, декора при наличии бесспорных аналогий. Все выполненные дополнения должны быть выделены специальными приемами.

    Общеметодические принципы реставрации произведений декоративно-прикладного искусства единые для всех его видов основаны на принципах научной реставрации, изложенных в Венецианской хартии:

    • основной целью реставрации является «прочтение» памятника как исторического документа;

    • тщательное укрепление подлинных древних частей;

    • для достижения цели реставрации проводится по возможности наименьший объем работ (все вновь добавленные элементы должны быть выделены);

    • современные приемы реставрации допускают использование для укрепления памятника всех новейших достижений техники и различных физико-химических методов;

    • для реставрации могут применяться различные материалы, но внешне они должны приближаться к материалам, из которых был выполнен памятник, хотя подделка под подлинный материал не допускается;

    • разборка подлинных частей памятника, как правило, исключается;

    • реставрационным работам предшествует тщательное и всестороннее исследование памятника.

    Основным принципом современной реставрации предметов декоративно-прикладного искусства является научность. Основа данного принципа состоит в необходимости отбора из всего разнообразия информации самого существенного научного материала, объективных данных и достоверных фактов для их дальнейшего использования. Специалист, проводящий реставрационные мероприятия должен обладать исчерпывающими знаниями о материальной составляющей памятника, технико-технологических особенностях его изготовления, специфике его бытования, разбираться в стилистических признаках эпохи, которой принадлежит предмет. Современная научная реставрация развивается на основе изучения материалов и технологии создания объекта, причин и видов его разрушений и привнесенных искажений, глубокого изучения истории искусства и материальной культуры.

    §2 Сохранение авторской идеи как основной принцип реставрации ДПИ


    Определение цели реставрации. Ю.Г. Бобров, автор наиболее значимой работы по теории реставрации «Теория реставрации памятников искусства: закономерности и противоречия» пишет: «развитие практической и теоретической деятельности породило три основные методологии, суть которых выражают три Великие Идеи реставрации. Первая - восстановление произведения в его первоначальном виде; вторая - сохранение объекта в максимально возможной неприкосновенности, третья - выявление и согласование исторических и художественных ценностей объекта».10 Таким образом, установление цели определит стратегию и тактику реставрационных мероприятий, а также долю разных видов воздействия – реконструкции, консервации и научной реставрации.

    Существует целый ряд объективных причин, которые исключают единство принципов реставрации произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусства.

    В реставрационной теории и практике существуют две профессиональные позиции, два мировоззрения – одно отдает приоритет художественному образу, второе мыслит произведение искусства как предмет материальный. Поэтому цели восстановления памятника понимаются по-разному. Одним из специфических свойств декоративно-прикладного искусства является различие между авторским замыслом и его конкретным воплощением в материальной структуре, наличие повторений и вариантов. Применение к предметам декоративно-прикладного искусства понятий «уникальный», «авторский» правомерно лишь в отношении произведений, относящихся ко времени ручного производства, древних, дошедших в единичных экземплярах, единичных авторских изделий. Авторские изделия декоративно-прикладного искусства, как правило, тиражируются, выполняются серийно в рамках массового поточного производства. Реконструкция и консервация предметов декоративно-прикладного искусства могут преследовать общие цели. Специфика данного вида искусства обусловливает правомерность и возможность реконструкции с целью сохранения авторской идеи.

    Неприкосновенность подлинника. Одним из важнейших принципов научной реставрации, разработанным в Венецианской хартии реставраторов, является принцип минимального вмешательства в исторический материал. В предмете декоративно-прикладного искусства необходимо сохранить максимальное количество подлинных деталей. Методические рекомендации и инструкции по проведению реставрационных мероприятий для разных видов прикладного искусства запрещают вторгаться в материал памятника и производить неоправданный демонтаж конструкции. Сегодня, в связи со стремительным развитием современных материалов и технологий, этот принцип становится особенно актуальным. В Венецианской хартии реставраторов отмечается: «…реставрация основывается на уважении подлинности материала… В случае, если традиционная техника окажется непригодной, укрепление памятника может быть обеспечено при помощи современной технологии …эффективность которой подтверждена научными данными и гарантирована опытом». Проект «Кодекса этики реставрационных профессий Российской Федерации» придерживается другой концепции, настаивая на том, что «… для памятника наиболее корректным является изучение, восстановление и использование исторических технологий». Однако из-за утраты исторических технологий или по каким-либо другим причинам возникает необходимость применения новых материалов. В этом случае следует помнить об исключении возможности нарушения исторического облика памятника, иначе памятник как таковой перестает существовать, остаются только его фрагменты. Применение других материалов возможно при условии, что они не причинят вреда объекту, то есть их физико-химические свойства соответствуют материалам памятника.

    Сохранение старения материала. Многие предметы декоративно-прикладного искусства ценны именно благодаря естественному старению материала. Форма предмета, общая композиция, характер декора, особенности конструкции и технологии изготовления являются признаками принадлежности его тому или иному временному периоду, определенному историческому или национальному стилю. Но о подлинности вещи говорит именно состояние материала, из которого она изготовлена, уровень его естественного старения.

    Сохранение признаков прошлой реставрации. Отношение к предмету декоративно-прикладного искусства как к историческому документу должно удерживать реставратора от удаления следов прошлой реставрации и ремонтов. Следует бережно и осторожно относиться к свидетельствам жизни предмета, которые столь ярко говорят об изменениях вкуса и требований, предъявляемых предметам утилитарным и декоративным. «Художественное улучшение» предметов прикладного искусства порой выполнялось по требованию заказчика. Устраняя подобные «исторические наслоения» можно потерять следы истории памятника декоративно-прикладного искусства. Ремонт и реставрация предметов в XVIII-XIX веках производилась профессионалами, ремесленниками, специализирующимися в данной области, изготавливающими данный вид предметов. Следы их вмешательства дают бесценные сведения о материалах и технологиях прошлого.

    Отличимость привнесенных дополнений. Предусматривается возможность визуального опознания восполненных частей. Это не составляет трудностей при условных приемах реконструкции. Другой способ нанесение реставраторских меток на имитационных дополнениях.

    Обратимость реставрационных материалов. В процессе реставрационной работы следует избегать действий и материалов, исключающих возможности повторной реставрации, а также использование недостаточно знакомых, непроверенных на практике материалов.

    Ограниченность реставрационного вмешательства. Все реставрационные работы должны быть обусловлены их очевидной необходимостью. Принцип обоснованности и определения любого реставрационного вмешательства является одним из важнейших принципов современной научной реставрации. Его основа заложена в Этических кодексах профессиональных реставраторов культурных, исторических и художественных ценностей и предметов искусств разных стран. Реставрационное вмешательство необходимо и оправдано, если без него памятнику грозит опасность разрушения или его вид сильно искажен.

    Важным требованием современной реставрации является ясно осознанная исполнителем вынужденность и строгая ограниченность реставрационного вмешательства необходимым минимумом работ, а не восстановление предмета в первозданном виде, что свойственно «коммерческой» антикварной реставрации. Поэтому мелкие повреждения – царапины, сколы, швы склейки, потертости и т.д. не подлежат маскировке.

    Поступающие на реставрацию, предметы имеют различные повреждения и различную степень сохранности. Приступая к практическим работам по консервации и восполнению утрат в каждом конкретном случае необходимо точно определить меру возможного реставрационного вмешательства. В некоторых случаях достаточно укрепления конструкции и соединения фрагментов. Такой подход необходим в случае отсутствия убедительных аналогий и документальных данных по предмету. От доделок необходимо отказаться и в том случае, если они будут столь значительны, что будут довлеть над сохранившимися фрагментами подлинника.

    Сохранение стиля. Нельзя подвергать предмет декоративно-прикладного искусства радикальной переделке и менять его стиль. Такой подход к реставрации был характерен для второй половины XIX века. Сегодня в области так называемой антикварной реставрации он возродился вновь. Отдельные реставраторы в коммерческих целях переделывают предметы, стремясь сделать их более «стильными». Об этом свидетельствуют многочисленные подделки, рассчитанные на неопытных коллекционеров.

    Организация поэтапной работы, начиная с минимальных, самых первоочередных операций как раз и ставит задачей исключение чрезмерных, неубедительных и необязательных вторжений в подлинник.

    Основные этапы процесса реставрации предмета декоративно-прикладного искусства:

    1. Начальным этапом проведения любых реставрационных мероприятий является предреставрационное исследование. На основе его результатов разрабатывается методика проведения реставрации.

    В принятой ЮНЕСКО международной Конвенции об охране Всемирного культурного и природного наследия (ратифицирована СССР в 1988 г.) памятник наследия определен как «научный документ, исторический источник, … произведение, несущее духовные послания прошлого, которые остаются в современной жизни людей свидетелями вековых традиций. Человечество с каждым днем все более осознает общечеловеческую ценность памятников, рассматривает их как общее наследие и перед лицом будущих поколений признает совместную ответственность за его сохранность. Оно считает себя обязанным передать памятники во всем богатстве их подлинности». «Прочтение» этого документа и составляет цель реставрации. Для этого требуется тщательное и всестороннее исследование памятника: анализ произведения с целью атрибуции и определения его художественной и исторической ценности, конструктивное и материально-техническое обследование, историко-архивные изыскания. Предварительное изучение предмета осуществляется на основе документальных свидетельств (фотографий, письменных источников, изобразительного материала в виде картин и рисунков, его изображений на других предметах и т.д.) с целью выявления его первоначального облика и поиска аналогов, если таковые возможны. При возникновении у реставратора сомнений необходима консультация со специалистами, музейными сотрудниками, искусствоведами.

    2. Визуальное обследование. В ходе визуального обследования выполняется подробное описание памятника: выявляются и фиксируются все обнаруженные дефекты (видимые, мало видимые и скрытые). В описании указываются все основные виды повреждений, особого внимания требуют повреждения технологического характера. Если предмет подвергался реставрации, отмечаются все ее привнесения и их состояние.

    3. Повреждения предметов декоративно-прикладного искусства, поступающих на реставрацию можно классифицировать следующим образом:

    • Повреждения, вызванные несоблюдением технологии изготовления. Их можно разделить на две группы. Первая – повреждения, которые не подлежат реставрационному вмешательству. Эти недостатки влияют на внешний облик предмета, снижают художественную ценность, сужают его экспозиционные возможности, но не влияют на сохранность предмета. Вторая группа – те повреждения, которые оказывают влияние на состояние сохранности предмета, порой угрожают его существованию.

    • Повреждения, приобретенные предметом за время бытования. Среди них выделяют:

    • повреждения механического происхождения;

    • повреждения, вызванные загрязнением поверхности предмета;

    • повреждения, возникшие под воздействием окружающей среды;

    • микробиологические повреждения;

    • вызванные нарушением технологических норм реставрации.

    Визуальное обследование чаще всего не предоставляет реставратору исчерпывающей информации о состоянии памятника. В этом случае необходимы лабораторные исследования, основанные на современных научно-технологических методах и способах обследования: химические, оптические, физические исследования материалов и технологии создания объекта; спектральный, хроматографический, микрокристаллический и другие виды анализа, обзорное рентгенографирование, микро- и макрофильмирование и т.д.

    При подготовке реставрационного проекта специалисты должны быть вооружены последними достижениями науки, применяемыми в реставрации и дающими возможность предусмотреть последствия применения той или иной технологии. Сегодня невозможно обойтись без применения современных материалов и технологий, а это означает, что реставратор должен владеть научными данными в области физико-химических свойств исторических материалов и их совместимости с современными материалами; уделять особое внимание сбору и систематизации данных о состоянии памятников с учетом данных о применяемых материалах и технологиях; учитывать наличие существующих или разрабатывать новые методики, учитывающие особенности проводимых реставрационных работ; изучать опыт восстановления, использования и возрождения исторических технологий, т.к. они учитывают художественные нюансы и особенности памятника и уже доказали свою жизнеспособность, позволив ему сохраниться до наших дней.

    Полученные данные являются основой для разработки реставратором технологии реставрации предмета. Прежде чем начать реставрацию необходимо всесторонне продумать весь процесс и составить поэтапную программу проведения работ и ее обоснование, наметить методику выполнения каждого реставрационного мероприятия. Предложенная реставратором программа рассматривается, обсуждается и утверждается Реставрационным советом, в состав которого входят хранители фондов и научные сотрудники, представители администрации. При необходимости Совет вносит дополнения, исправления и пожелания в реставрационную программу. Все спорные вопросы, связанные с применением необычных технологических решений и все предложения, вызывающие сомнения обязательно рассматриваются Реставрационным Советом. Практика коллегиального обсуждения, постоянного контроля и широкой гласности позволяет избежать ошибок при проведении реставрации.

    Из-за многообразия утрат и повреждений, характерных даже для одного вида декоративно-прикладного искусства невозможно предложить рецепты на все случаи реставрационной практики. Каждому предмету необходим индивидуальный подход, индивидуально разработанная стратегия и тактика консервации и реставрации.

    Программа проведения работ, составленная на основе задания на реставрацию, принятого Реставрационным советом, а также ее обоснование записываются в паспорте памятника. В паспорте фиксируются и все сведения о предмете, собранные реставратором в ходе предреставрационного исследования: о месте и условиях постоянного хранения, каталожные данные о нем (автор, время и место создания, материал, техника исполнения), основания для реставрации, основные данные по истории памятника, состояние памятника при поступлении на реставрацию.

    Программа проведения реставрации включает в себя следующие плановые работы:

    • обязательное сохранение оригинальных частей,

    • консервационные работы, нацеленные на прекращение естественного разрушения памятника,

    • возможно более полное, научно обоснованное восполнение утрат,

    • маркировка вновь изготовленных деталей и восполнений,

    • фиксация изменения состояния в соответствующих документах,

    • составление подробного описания экспоната и проделанной работы, выдача рекомендаций по обслуживанию и экспонированию.

    В процессе реставрации должны быть зафиксированы все действия выполненные реставратором с максимально подробным описанием всех операций, технологии, рецептур материалов и инструментов, иллюстративным материалом (фото: до реставрации – в процессе реставрации – после реставрации). Также в паспорт записываются результаты проведенных мероприятий с описанием изменений технологического состояния памятника, изменений внешнего вида после реставрации, уточнения в атрибуции памятника и рекомендации реставратора по условиям дальнейшего хранения памятника. Данные паспорта реставрации являются важными архивными документами, содержащими материалы для последующих наблюдений за состоянием экспоната после реставрации.

    В дальнейшем реставратор обязан совместно с хранителем производить регулярные профилактические осмотры фондов, периодичность которых определяется условиями хранения в музее разных предметов декоративно-прикладного искусства. На музейного реставратора возлагается также ответственность за сохранность памятника при подготовке его к экспонированию на временных выставках.

    Реставрация различных видов декоративно-прикладного искусства имеет свои особенности. Для отдельных его видов написаны специальные реставрационные методики. Однако разработка общих теоретических положений, необходимых для определения закономерностей, присущих этой сфере реставрационной деятельности пока нет.

    Реставрация — сложная многоплановая структура, в которую вовлечены самые разнообразные виды духовной и материальной человеческой деятельности. Реставрация развивается во многих направлениях. Реставратору необходимо с одной стороны погружаться в прошлое, осваивать технологические секреты разных ремесел, с другой стороны, быть в курсе последних современных научных достижений. Профессиональные знания в области физики, химии и биологии должны сочетаться с развитым эстетическим вкусом, понимание закономерностей развития стилей в искусстве с пониманием микропроцессов, происходящих в материале памятника.

    Многоаспектность реставрации затрудняет ее классификацию как рода определенных профессиональных занятий. Сначала она причислялась к художественной деятельности, к ремеслу, теперь определяется как новая прикладная и междисциплинарная научная дисциплина, как сфера сопряжения точных естественно-научных и гуманитарных знаний. Но ее художественно–эстетический статус изменить нельзя, поэтому талант, художественный вкус и что особенно важно в реставрации декоративно-прикладного искусства, умение реставратора работать руками не сможет стать пережитком донаучного прошлого.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   19


    написать администратору сайта