Учебник редакция 2 (1). Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности Культурология
Скачать 481.41 Kb.
|
ГЛАВА V. КОНЦЕПЦИЯ КУЛЬТУРНОГО ЛАНДШАФТА И СОВРЕМЕННЫЕ СТРАТЕГИИ ОХРАНЫ ТЕРРИТОРИЙПамятники истории и культуры с их природным окружением. Современная концепция культурного наследия выделяет следующие объекты сохранения: памятники истории и культуры с их природным окружением, культурные ландшафты, живая традиционная культура. Среди категорий памятников, несущих в себе историческую, научную, мемориальную, эстетическую, художественную или иную культурную ценность, необходимо различать единичные объекты, ансамбли, элементы которого создавались по единому плану и замыслу как архитектурное и функциональное целое, и комплексы сооружений, части которого оформились в единое целое в ходе градостроительного развития. Эта категория принадлежит к традиционным объектам сохранения. Процедуры охраны и регламентации использования применительно к ним разработаны наиболее полно, они в большей степени обеспечены научно-методической и нормативно-правовой базой. § 1. Подходы к определению культурного ландшафта, виды ландшафтовВ настоящее время все большее внимание уделяется охране целостных историко-культурных и природных территориальных комплексов, включающих в себя: отдельные памятники культуры и их ансамбли; характерные типы исторической застройки; объекты ландшафтной архитектуры; элементы инженерного обустройства территории; природно-технические системы; биоценозы, адаптированные к традиционному природопользованию; другие объекты, демонстрирующие взаимодействие и взаимообусловленность природных и культурных объектов, явлений и феноменов. Такие образования, составляющие один из наиболее сложных объектов историко-культурного наследия, относятся к категории «культурный ландшафт». Это специфическая категория объектов культурного наследия. Культурный ландшафт оказался в фокусе научных интересов и «естественников», и «гуманитариев». На сегодняшний день развиваются три основных подхода к толкованию данного понятия:
Отрадным фактом является то, что категория «культурный ландшафт» выделена и законодательно закреплена как в отечественной11, так и в зарубежной практике. В одном из руководящих документов ЮНЕСКО – «Конвенции об охране всемирного культурного и природного наследия» (от 16 ноября 1972 г.) – в статье 1 культурные ландшафты также обозначены как достопримечательные места – «совместные творения человека и природы». Статус культурного ландшафта как объекта наследия был зафиксирован в документах ЮНЕСКО в 1992 году, хотя тенденции к его появлению возникли уже 20 лет назад. Специалистами ЮНЕСКО также разработана и закреплена в ряде конвенций и соглашений система отнесения различных достопримечательных мест к категории «культурный ландшафт». Само понятие «культурный ландшафт» они определили как результат совместного творчества человека и природы и отражающего процессы эволюции общества, происходящего под влиянием природных, социальных, экономических и культурных процессов. Процедуры охраны культурных ландшафтов также предусматривают составление их кадастра (или паспортизацию), определение и утверждение режимов использования (аналогично определению режимов при выделении зон охраны памятников), оформление правоотношений с основными пользователями и собственниками в границах ландшафтного комплекса. Каждый ландшафт может быть охарактеризован по совокупности классификационных признаков и типологических категорий, что позволит составить его формализованный образ в целях систематизации наследия. На основании типологии, принятой в руководящих документах ЮНЕСКО по Всемирному наследию, все культурные ландшафты делятся на три основные категории: рукотворные (целенаправленно созданные), эволюционировавшие и ассоциативные. Отдельные виды культурного ландшафта могут совпадать с другими видами недвижимых памятников истории и культуры (музеи-заповедники, музеи-усадьбы, дворцово-парковые ансамбли), в других случаях его идентификация как объекта наследия представляет собой самостоятельную задачу. Основные категории культурного ландшафта отражают степень участия культурных процессов в формировании его морфоструктур, а субкатегории — степень его жизнеспособности. Например, в Кенозерском национальном парке, где культурные ландшафты признаны одной из ведущих ценностей территории, они отнесены к категории эволюционировавших реликтовых и в этом качестве представляют не только национальное, но и всемирное значение. Становление культурного ландшафта – это «исторический процесс, который может быть представлен как окультуривание пространства обитания. Воздействуя на природу, человек воспроизводит культурный ландшафт как символ, выражающий его чувства, убеждения и ценности, следовательно, история культурного ландшафта есть история одухотворения, или, по Георгию Гачеву, «одомашнивания» этносом приданного ему «варианта природы»»12. Таким образом, к наиболее важным характеристикам культурного ландшафта относятся его исторические функции и тип культуры, определяющие облик ландшафта. Эти характеристики – ключ к пониманию устройства ландшафта, а, значит, и к управлению им. Для прикладных целей удобнее использовать схемы, где логическим основанием деления служат именно эти характеристики, поскольку выработка управленческих решений подразумевает действия, а действия будут задаваться функцией и типом культуры. Культурные ландшафты можно различать по типам исторической деятельности, определяющим социокультурные особенности: сельский (сельскохозяйственная деятельность); селитебный (создание поселений и их ландшафтное обустройство); сакральный; рекреационный; промысловый (охота, рыбная ловля, добыча морского зверя и водных беспозвоночных, заготовка пищевых, лекарственных, технических растений, лесозаготовка и лесоразведение, оленеводство); исторический индустриальный (создание карьеров, отвалов, горных выработок в процессе добычи разнообразных минералов, создание соразмерных ландшафту инженерных сооружений для использования его энергетики, размещение в ландшафте инженерно-технических систем и производственных комплексов); заповедный (сохранение естественной информативности ландшафта, ведение научно-исследовательских работ); мемориальный (сохранение памяти о важных исторических событиях и выдающихся личностях, трансляция преданий и исторических повествований, празднование памятных дат) и т.д. Усадебные ландшафты формировались под воздействием дворянской усадебной культуры. Основные морфоструктуры такого ландшафта – помещичий дом с хозяйственными постройками, парк и/или сады, пруды, аллеи, храм, функционально связанные сельские поселения, прилегающие сельскохозяйственные и лесные угодья. Усадьба – самобытное и многогранное явление, сфокусировавшее в себе все социально-экономические и историко-культурные процессы России, занимает в культурном наследии нашей страны особое место. Среди основных направлений изучения этого феномена – историческое, генеалогическое, архитектурное, искусствоведческое. Дворянская усадьба – особая культурная среда России XVIII-XIX веков. Явление сложное, многомерное. Целый мир. Усадьба являлась социально-административным, хозяйственно-экономическим, архитектурно-парковым и культурным центром, в ней синтезировались традиции семьи и рода, культура дворянская и крестьянская, город и провинция, культура России и Запада. Не менее ценен вклад усадьбы в разнообразие и структуру русского ландшафта. Старинная усадьба – это и культурный, и природный феномен. Даже сегодня, когда многие усадьбы уничтожены полностью или находятся на грани уничтожения, фрагменты усадебных комплексов составляют неотъемлемую часть пейзажа, создают исторический фон современного ландшафта. При строительстве усадьбы не только менялся ландшафтный образ, но и появлялся культурный центр территории. Усадебные комплексы расположены в наиболее живописных местах, а закладка парков предопределяла увеличение биологического разнообразия и за счет привнесенных видов, формировала пейзажное разнообразие прилежащих территорий. Усадебный парк – не только часть природного комплекса, он несет огромную семантическую нагрузку. Планировка, формы прудов, подбор растений, рисунок аллей, архитектурные и скульптурные элементы – все это является отражением философии создания парка. Сегодня в России наблюдается интенсивное восстановление монастырей, монастырского ландшафта. Вымирающий реликтовый ландшафт возвращается к нормальному ритму жизни. Монастыри, как носители определенной культуры, восстанавливают свои архитектурные формы, интерьеры, характер освоения исторических монастырских угодий. Возрожденный монастырь начинает определенным образом структурировать окружающее его пространство, формируя монастырский культурный ландшафт. При этом неизбежно возникают противоречия между задачами сохранения культурного наследия и обеспечения его доступности и задачами функциональной реабилитации монастыря, поэтому необходимо совместно вырабатывать меры предупреждения возможных конфликтных ситуаций. Помимо архитектурного ансамбля, являющегося центром монастырского культурного ландшафта, его структуру дополняют скиты, святые источники и колодцы, заповедные рощи и иные достопамятные места, функционально взаимосвязанные сельские поселения (в историческом прошлом приписанные монастырю – «монастырщина»), прилегающие сельскохозяйственные угодья и лесные дачи. В отношении такой категории культурных ландшафтов, как городской ландшафт, еще не принято единодушного решения. Городская среда является сложным объектом наследия, и природный компонент в нем не всегда явно выражен. Исторический облик известных населенных пунктов городского типа в значительной мере искажен и изменен современной застройкой, и только отдельные их фрагменты, но не городской ландшафт в целом, хранят историческую память места. Краткие описания городских номинаций, отнесённых к объектам Всемирного наследия демонстрируют, что городские объекты далеко не равнозначны. Часть их представляет собой выдающиеся архитектурные ансамбли и яркие образцы исторической застройки, а некоторая часть — именно городские ландшафты. Из российских объектов, которые уже давно значатся в Списке Всемирного наследия как архитектурные комплексы и ансамбли, можно назвать Санкт-Петербург, Новгород, Суздаль, представляющие уникальную ценность именно как городские ландшафтные комплексы. Но несомненную ценность как объекты наследия несут в себе и патриархальные ландшафты уездных городов России. Некоторые объекты наследия еще не идентифицированы в категориях их историко-культурной ценности, а их защита должным образом не оформлена. Осознания и освоения в качестве ресурса культурного наследия требуют ландшафты прошедших войн, особенно Второй мировой войны. Особое внимание необходимо уделить участкам с хорошо сохранившимся «рельефом войны» – с системами окопов и огневых точек, землянками, воронками от снарядов и бомб. Эти объекты нуждаются в защите от варварской «черной археологии» искателей военных атрибутов, оружия и боеприпасов, в результате которой изменяется микрорельеф и искажается ландшафт. Практика показывает, что механизмы защиты памятников археологии недостаточно разработаны. Актуальным становится выделение в качестве объекта наследия археологического ландшафта. Застройка и распашка земель приводят к утрате памятников археологии, исследования которых дали бы уникальную информацию. Во многих случаях застройщик или землепользователь даже не знает о существовании археологического объекта, нуждающегося в охране, или не понимает его ценности. Решающее значение здесь будет играть просветительская работа. Но уничтожение может происходить и намеренно, осознанно и профессионально: «черные археологи» извлекают ценные свидетельства истории с целью их продажи. Культурный ландшафт понимается как результат совместной работы, совместного творчества человека и природы. Это – целенаправленно и целесообразно формируемый природно-культурный территориальный комплекс. Он обладает структурной, морфологической и функциональной целостностью и развивается в конкретных физико-географических и культурно-исторических условиях. Культурный ландшафт — исторически равновесная система, в которой природные и культурные компоненты составляют единое целое; они не являются фоном или фактором воздействия одного элемента системы по отношению к другому. Рукотворные ландшафты имеют четкую планировочную композицию и пространственную организацию с выделением системообразующего (ландшафтообразующего) центра или центров. Их облик максимально подчинен творческому замыслу их создателей. Этот тип культурного ландшафта включает в себя большое количество рукотворных элементов, изменивших или сменивших природные образования. Функциональное назначение отдельных элементов всегда соотносится с общей эстетикой. Это ландшафты поселений, садов и парков. Такие ландшафты особенно интересны в культурологическом аспекте. Природные процессы в эволюционировавших ландшафтах изменены в результате длительных целенаправленных воздействий человека. Природные компоненты ландшафта адаптируются к антропогенным воздействиям. В результате эволюции природы и творческой деятельности человека формируется ландшафтный комплекс. К такому типу можно отнести сельские, отдельные этнические, отчасти исторические индустриальные и мелиорированные ландшафты. Эволюционировавшие ландшафты в свою очередь подразделяются на субкатегории: ландшафты устойчиво развивающиеся и ландшафты ископаемые и реликтовые, ставшие уязвимыми в современных условиях. Под ископаемыми понимаются ландшафты, остановившиеся в своем развитии из-за отсутствия социума их создавшего. Они сохраняют свои внешние формы и структуры по инерции. Таковыми являются ландшафты древних городов, курганные комплексы, другие объекты древних, исчезнувших или сменивших свой ареал культур. Реликтовые – это угасающие ландшафты. Хотя они продолжают жить и развиваться, приспосабливаясь к новым условиям, оказавшись в окружении чуждой им культурной среды или изменившихся природных условий, их расцвет в далеком прошлом. Носители культуры, сформировавшей этот ландшафт, нередко отсутствуют, а он продолжает жить, сохраняемый представителями другой культуры. Реликтовый ландшафт может сохранить свои формы и функции, если они подходят для целей нового населения. Эта категория наследия очень уязвима. Многие из таких ландшафтов сохранились, так как имели достаточный «запас прочности». К ним можно отнести усадебные, дворцово-парковые и некоторые монастырские ландшафты. К ассоциативным ландшафтам могут быть отнесены природные или освоенные ландшафты, обладающие культурной ценностью. Характер освоения в данном случае не имеет решающего значения. Эти ландшафты включены в историко-культурное пространство опосредованно, в качестве сакральных или памятных мест, мест творчества. Их культурная составляющая часто представлена даже не в материальной, а в ментальной форме, по ассоциации природного объекта с какими-либо феноменами культуры – историческими событиями, личностями, художественными произведениями. Культурно-исторический объект, составлявший ядро формирования объекта может быть утрачен или находиться в руинированном состоянии (усадьба или храм), но, тем не менее, сохраняется феномен «памяти места», ландшафт остается семантически насыщенным. В некоторых случаях целесообразна мемориализация ландшафта с помощью передачи исторического содержания наследия в материальных символах – памятных знаках, реконструкциях и т.д. Функциональная ориентация ландшафтов указывает на воспроизводящие их процессы и типы действий, необходимые для их поддержания в «рабочем» состоянии. Например, при разработке программы сохранения культурных ландшафтов музея-заповедника «Бородинское поле» они были идентифицированы как ассоциативные и как мемориально-экспозиционные. Последующая дифференциация проводилась по их индивидуальным функциональным особенностям (музейным, рекреационным, аграрным и пр.), что и определило структуру основных ландшафтных ценностей и намечаемых для их сохранения действий. Большое значение для управленческих целей имеет и тип культуры, если она обладала собственными принципами освоения ландшафта и определила облик ландшафта (так, можно выделить ландшафты усадебный, дворцово-парковый, монастырский, горнозаводской, ландшафты полей сражений (военная культура), архаичный сельский (крестьянская культура), городской (исторические кварталы), историко-археологический).13 Эти типы ландшафтов определяют внутреннюю специализацию музеев-заповедников и национальных парков. Принадлежность к типу культуры определяет механизмы самоподдержания ландшафта, роль носителей культурных традиций, возможные пути развития ландшафта при отсутствии воспроизводящей культуры. Так, в национальном парке «Угра» оказались в той или иной мере представлены все вышеназванные культурные типы и для каждого из них должна быть предусмотрена своя стратегия действий. Отдельные виды культурного ландшафта полностью совпадают с другими видами недвижимых памятников истории и культуры (музеи-заповедники, музеи-усадьбы, дворцово-парковые ансамбли), в других случаях его идентификация как объекта наследия представляет собой самостоятельную задачу. Фоновым типом культурного ландшафта является крестьянский сельский ландшафт, основой формирования которого служат исторически взаимосвязанные сельские поселения с прилегающими к ним полевыми, луговыми, лесными и водными угодьями. Его функциональными центрами являются исторические заселения с сохранившейся традиционной планировкой застройки, хозяйственным, бытовым и духовным укладом жизни. Ядром такого поселения, как правило, выступал храм. Традиционный крестьянский ландшафт сегодня практически повсеместно поставлен под угрозу и в ближайшем будущем он может быть утрачен. В большинстве районов Европейской России крестьянская хозяйственная культура утрачивает свои функции, сельские поселения превращаются в дачные поселки, следовательно, изменяется тип застройки, сокращаются площади обрабатываемых угодий, которые тоже заселяются. Особенно уязвимы реликтовые архаичные крестьянские ландшафты Европейского Севера, где сохранились очень высокая степень сакрализации пространства, традиционная застройка деревень с их архаичным художественным декором, специфически структурированная планировочная организация территории, высокая мозаичность угодий. Живущий культурный ландшафт должен воспроизводить себя и нуждается в поддержании традиционных для него видов деятельности – хозяйственной и/или социокультурной. Кроме того, наряду с материальной составляющей в культурном ландшафте всегда присутствует ментальная. Она определяется фольклорными традициями, религиозными верованиями, отношением к историческим событиям, то есть наличием живой культуры. От сохранности различных форм и проявлений этой культуры зачастую зависят состояние всего комплекса наследия. Для оценки культурного ландшафта необходимо учитывать как культурные, так и природные его достоинства, в частности гармоничность взаимодействия творческих сил природы и человека, эстетические и ассоциативные ценности, репрезентативность и разнообразие, аутентичность и ландшафтную целостность, наличие всех ключевых элементов, процессов, технологий, определяющих облик и функции ландшафта. Эксперты ЮНЕСКО рассматривают возможность объединения этих двух групп критериев и создание их единой системы. В качестве объекта наследия к культурному ландшафту предъявляются ещё и дополнительные требования. Так, он должен репрезентативно представлять соответствующий геокультурный район и с высокой степенью выразительности демонстрировать отличительные черты такого региона, в том числе характер взаимоотношения человека и природы, например, традиционные технологии природопользования, учитывающего местные экологические особенности и ограничения. Кроме того, во многих культурных ландшафтах заключена семантика особого духовного (сакрального) отношения к природе. Процесс урбанизации – объективная реальность, с которой приходится считаться, но можно и нужно сохранить облик наиболее репрезентативных и выразительных в ландшафтном отношении сельских поселений, влияющих на формирование образа восприятия пейзажа. В этом отношении важна роль национальных парков, которые включают в себя эту категорию культурного ландшафта. Исторический облик сельского ландшафта и образ русской деревни во многих случаях являются неотъемлемой частью восприятия природы России, для сохранения которой создаются национальные парки. Чтобы предупредить разрушение исторически аутентичной среды, необходимо выделить деревни и села с относительно хорошо сохранившейся исторической застройкой или ее фрагментами и ввести для них особый градостроительный режим. Таких участков осталось уже не много, и придание им особого статуса усилит рекреационную привлекательность территории, стимулирует ее развитие при сохранении архитектурного облика и хозяйственного уклада. Показательна практика Кенозерского национального парка, который приобретает в основные свои фонды объекты, которые не имеют статуса памятников, например крестьянские избы. В них размещаются различные службы парка, гостевые дома, здесь проводятся экологические лагеря. Предпочтение отдается реставрации существующего жилого фонда, а не строительству новых зданий, что экономически невыгодно, но обеспечивает аутентичность и сохранность исторической планировки и застройки северной русской деревни, которая здесь служит центром культурного ландшафта и представляет особую этнографическую ценность. § 2. Национальные парки и заповедники как природоохранные территорииНаряду с материальной составляющей в культурном ландшафте всегда присутствует ментальная. Она определяется наличием живой культуры. В сферу живой культуры входят традиции природопользования, художественные промыслы, народные ремесла и технологии, традиции обустройства и сакрализации жизненного пространства, религиозные верования, обрядовые народные и религиозные обычаи, фольклорные традиции. Одним из видов живой традиционной культуры являются национальные сады, парки и заповедники. Национальный парк — это территория, на которой в целях охраны окружающей среды ограничена деятельность человека. В отличие от заповедников, где деятельность человека практически полностью запрещена, на территорию национальных парков допускаются туристы, в ограниченных масштабах допускается хозяйственная деятельность. Национальные парки являются природоохранными, эколого-просветительскими и научно-исследовательскими учреждениями, территории (акватории) которых включают в себя природные комплексы и объекты, имеющие особую экологическую, историческую и эстетическую ценность, и которые предназначены для использования в природоохранных, просветительских, научных и культурных целях и для регулируемого туризма. Земля, воды, недра, растительный и животный мир, находящиеся на территории национальных парков, предоставляются в пользование (владение) национальным паркам на правах, предусмотренных федеральными законами. В классическом понимании национальный парк имеет функциональное зонирование территории. На территории национального парка выделяются заповедное ядро, по режиму соответствующее природному заповеднику, рекреационную и буферную зоны, в которых разрешается хозяйственная деятельность различной интенсивности (туризм и иные формы рекреации, традиционное природопользование, щадящая сельскохозяйственная и лесоустроительная деятельность). На практике в ряде случаев роль заповедного ядра играет прилегающий к национальному парку природный заповедник (например, Баргузинский заповедник, прилегающий к Забайкальскому национальному парку). Отечественная система заповедников и национальных парков имеет международное признание. 27 российских заповедников и 3 национальных парка получили международный статус биосферных резерватов ЮНЕСКО («Водлозерский», «Угра», «Смоленское поозерье»). 9 заповедников и 5 национальных парков находятся под юрисдикцией международной Конвенции о сохранении всемирного культурного и природного наследия, 12 заповедников и 1 национальный парк - под юрисдикцией международной Конвенции о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение главным образом в качестве местообитания водоплавающих птиц, 4 заповедника имеют дипломы Совета Европы, 3 заповедника входят в состав международных трансграничных особо охраняемых природных территорий. С учетом особенностей режима и статуса, находящихся на этих территориях природоохранных учреждений обычно различают следующие категории указанных территорий:
Однако методологические подходы к сохранению традиционной живой (в особенности реликтовой) культуры практически не разработаны, нет общепринятых типологий и классификаций этой группы наследия. Поэтому действия национальных парков по выявлению, систематизации и сохранению такого рода культурного наследия будут носить пионерный, поисковый характер. Коллективам национальных парков нельзя отказываться от работы в данном направлении, ведь возраст людей, которые, как правило, являются носителями традиционной культуры, весьма преклонный. С их уходом будут безвозвратно утрачены определенные культурные навыки, технологии, определенное художественное и поэтическое видение мира. Исходя из того, что каждый народ имеет право на свою собственную культуру и что его приверженность этой культуре часто оказывается подорванной в результате влияния индустриализации и повсеместного распространения явлений массовой культуры, обеспечение сохранности этнической самобытности касается защиты фольклорных традиций и их носителей. Национальные парки России обладают не только природными достоинствами, в них сохраняются образцы культуры, созданные в различных исторических и природных условиях. Они являются иллюстрацией богатой истории и культурного разнообразия нашей страны. Хорошим примером сочетания выдающейся ценности и исключительности природных и культурных составляющих является Кенозерский национальный парк. На обширной территории (1392 квадратных километра) этого памятника природного наследия расположено большое количество озер, среди которых самые крупные – Кенозеро и Лёкшмозеро. Живописные линии береговых линий и очертания озер, валунные поля дают наглядное представление о пейзаже ледникового периода геологической истории Севера Европейской равнины. Чрезвычайным разнообразием отличается флора и фауна парка. Здесь сохранились редкие и исчезающие виды. Но основную ценность культурного ландшафта Кенозерья составляет целая сеть сельских ландшафтных комплексов, формировавшихся в период с XI по XVI века. Это один из ранних очагов новгородской колонизации. Здесь воочию представлен типичный сельский ландшафт Русского Севера со всеми особенностями многовековых культурных традиций поморов. В селах сохраняется историческая планировка и традиционные дома. В ландшафте Кенозерья можно видеть гармоничное сочетание старинных сельских поселений с традиционной системой сельскохозяйственных угодий общинного земледелия. На территории парка располагаются уникальные деревянные храмы (архитектурный ансамбль церкви Св. Георгия XVII века в селе Порженское и ансамбль из двух храмов 1700 года – шатровой церкви Происхождения Честных Древ Христовых и церкви Обретения Главы Иоанна Предтечи, а также колокольни, объединенных трапезной и переходами) и 35 часовен, построенных в XVII-XIX веках, 26 поклонных крестов, 29 священных рощ, 39 памятников археологии. Многие деревянные часовни имеют богатое внутреннее убранство. Особенно интересны «небеса» – расписные перекрытия молельных залов, с библейскими сюжетами. Как правило, все часовни располагаются в комплексе со «священными» рощами, дошедшими со времен язычества. Кенозерье долгое время было одним из центров бытования былинного народного творчества; кенозерский героический эпос вошел в сокровищницу фольклористики огромным наследием (83 былины). § 3. Особенности сохранения фольклора как формы живой традиционной культурыЖивая традиционная культура воспроизводится и хранится проживающим на конкретной территории населением, ее содержание и характер проявления зависят от конкретных людей, носителей культурных традиций, обеспечивающих преемственность культурных навыков и представлений. Живущий культурный ландшафт должен воспроизводить себя, свои функции и структуру, и нуждается в поддержании традиционных для него видов хозяйственной и социокультурной деятельности. Типичные проявления народного творчества, выражаются посредством слов, звуков музыки, движений человеческого тела и в виде материальных объектов. К первой группе относятся народные сказания, народная поэзия и другое, ко второй группе - народные песни и инструментальная музыка, к третьей - народные танцы, драматургия и другие художественные формы и, наконец, к четвертой группе - рисунки, картины, резьба, скульптура, гончарные изделия, терракота, мозаика, ковры и т. п. Таким образом, фольклор делится на четыре группы: словесные выражения, музыкальные выражения, выражения действием и ощутимые (осязаемые) объекты. Столь ёмкий перечень выражений фольклора, подчеркивая расширительное толкование термина «художественное наследие», подразумевает необходимость правовой охраны каждого из объектов традиционного наследия, имеющего эстетическую ценность. При этом охраняемые словесные выражения фольклора не обязательно должны были быть записанными, также не требовалось нотной записи музыкальных и хореографических записей танцевальных выражений фольклора. В охраняемые осязаемые (материальные) выражения фольклора могли включаться и традиционные архитектурные формы, что оставлялось в распоряжении национального законодательства. Фольклор как художественное наследие имеет свое особое место в рамках нематериального культурного наследия в целом. Его охрана наряду с сохранением нематериального культурного наследия, а также с охраной генетических ресурсов и традиционных знаний - предмет огромного внимания ЮНЕСКО и ВОИС – двух специализированных организаций ООН, каждая из которых через призму своих целей и полномочий вносят свою лепту в решение назревших проблем. Культурное наследие, заключенное в живой культуре, до недавнего времени рассматривалось как объект исследования и изучения, но не как объект сохранения и возрождения. С мая 2001 года уникальные феномены нематериального наследия, живой традиционной культуры, также стали рассматриваться как объекты, представляющие международное значение, и регистрироваться в специальных списках ЮНЕСКО. От России первым и единственным пока объектом такого рода стала традиционная культура: уклад жизни, фольклор, обряды, ремесла, народная медицина старообрядцев Забайкалья, этническая культура народов Севера. На сегодняшний момент методика сохранения традиционной живой культуры практически находится в стадии разработки, пока еще нет общепринятых типологий и классификаций этой группы наследия. Большая работа по выявлению, систематизации и сохранению такого рода культурного наследия проводится национальными парками, краеведческими организациями. Эта деятельность не терпит отлагательств, ведь с уходом людей, которые являются носителями традиционной культуры, будут безвозвратно утрачены культурные навыки, технологии, определенное художественное и поэтическое мировидение. В настоящее время разрабатывается концепция сохранения и развития культуры коренных и малочисленных народов РФ, которая включает в себя ряд положений. На ХХУ сессии Генеральной конференции ООН по вопросам образования, науки и культуры (Париж, 1989 г.) принято определение фольклора, как культурного достояния, подлежащего сохранению. Фольклор – устная культура, которая является проявлением интеллектуального коллективного или индивидуального творчества и заслуживает правовой охраны. Для этого необходимо: 1. Выявление фольклора, его сбор и каталогизация. 2. Хранение фольклора. Государство обязуется взять на себя создание национального архива, в котором собранные исследователями материалы получат надлежащее хранение, централизованное каталогизирование, распространение информации по имеющимся фольклорным материалам и обеспечение авторских прав собирателям. Местом хранения может быть отдельный музей или отдел фольклора в существующем музее. Учреждения, хранящие материалы по фольклору, несут ответственность за профессиональную подготовку собирателей, документалистов и консерваторов. В ответственность учреждений входит физическая сохранность материалов, аналитическая работа с ними и предоставление архивных копий для специалистов и носителей культуры. 3. Для обеспечения сохранности создается совет по фольклору, который будет выполнять координирующую функцию и гарантировать доступ к фольклорным материалам. Рекомендовано разработать и ввести в школьные программы преподавание и изучение фольклора. 4. Распространение фольклора осуществляется с помощью специальных мероприятий: концертов знатоков и носителей национальной культуры, фестивалей, выставок, семинаров, проведения мастер-классов. Кроме того необходима публикация образцов национальной культуры в средствах массовой информации, книгах, на пластинках, дисках и других видах информационных носителей. 5. Для сохранения традиционных фольклорных форм необходимо осуществлять профессиональную подготовку специалистов по сбору фольклорных материалов, архивариусов, специалистов в области документации и других специалистов по вопросам хранения фольклора, начиная с вопросов физической сохранности и кончая аналитической работой. 6. Международное сотрудничество и культурный обмен будут способствовать реализации программ по развитию фольклора, его исследованию, публикации и распространению. В настоящее время в национальных культурах выделяются две родственные сферы – современный фольклор и фольклоризм. Современный фольклор отличается от традиционного тем, что перестает быть естественной формой этнического поведения. Настоящий фольклор в наши дни воспроизводится, исполняется потаенно, как выражение интимного воспоминания и носит реликтовый характер. Инновации коснулись всех жанровых сфер традиционного фольклора. Фольклоризм – явление вторичного бытования фольклора в культуре этноса. Он основан на принципах возрождения уже исчезнувшей фольклорной традиции. Цель фольклоризма – воссоздание ценностей и демонстрация памятников национальной культуры в адекватной фольклору форме. Художественное выражение в фольклоризме, даже если оно основано на научных и практических знаниях, всегда будет только имитацией фольклора, так как в нем изменяется технология фольклорной культуры, особенности ее восприятия, запоминания и, главное, принципов творчества. Для достижения аутентичности и оригинальности в фольклорном творчестве возможно использование принципов этнопедагогики, ревитализации национальных форм верований, праздников и ритуалов, формирование этнического театра, культивирование национальных этических норм. |