Главная страница

Учебник редакция 2 (1). Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности Культурология


Скачать 481.41 Kb.
НазваниеУчебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности Культурология
АнкорУчебник редакция 2 (1).docx
Дата25.12.2017
Размер481.41 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаУчебник редакция 2 (1).docx
ТипУчебное пособие
#12966
страница5 из 19
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19

§ 3. Организация работы по консервации и реставрации музейных ценностей



В музеях, имеющих реставрационные мастерские или отдельных штатных реставраторов, должны быть созданы специальные реставрационные советы, которые являются совещательным органом. Их задачей является рассмотрение и обсуждение мероприятий в области консервации и реставрации музейных памятников, годовых планов работ реставрационных отделов и мастерских, рассмотрение и рекомендации способов и методов консервации и реставрации памятников, составление заключений о выполнении реставрационных работ, о качестве реставрации и о выдаче экспонатов на выставки, об аттестации реставраторов и т.п.

Все проводимые реставрационные работы должны быть обусловлены их очевидной необходимостью. Введение в практику новых реставрационных методов и материалов должно быть научно обосновано.

Реставрационные работы, связанные с освобождением памятника истории и культуры от позднейших наслоений допускаются при условии обеспечения необходимого предварительного всестороннего исследования памятника (рентгенографирования, исследования и фотографирования в невидимых лучах светового спектра и под микроскопом, химических анализов проб грунта, красителей, связующих материалов и т.п. в зависимости от конкретного характера реставрационной работы).

Реставрационные отделы (мастерские), а также отдельные штатные реставраторы музея обязаны совместно с хранителями систематически производить осмотр музейных предметов, обращая при этом особое внимание на больные памятники, а также на музейные предметы из свето-, термо-, влагонестойких материалов (бумага, дерево, ткань, воск и т.п.). При этом состояние сохранности фиксируется в специальных актах, картотеке или журналах. Все обнаруженные дефекты подробно записываются в документах, при этом определяются и фиксируются причины их появления, определяются меры к их устранению, устанавливаются характер и очередность (сроки) реставрационных работ. Календарные планы осмотра музейных предметов составляются с учетом их специфики и условий хранения и с таким расчетом, чтобы обеспечить сохранность всех музейных ценностей.

Температурно-влажностный режим


Важнейшим условием правильного хранения музейных фондов является поддержание постоянной и необходимой температуры и относительной влажности воздуха в здании музея. Для достижения оптимальных условий необходимо начинать отопление помещения по возможности ранней осенью, постепенно увеличивая интенсивность сообразуясь с погодой, и заканчивать отопительный сезон поздней весной, постепенно уменьшая интенсивность обогрева. Категорически запрещается делать перерывы в отоплении и допускать резкие колебания температуры и влажности воздуха в музеях.

Температура воздуха в музейных помещениях при комплексном хранении различных материалов должна быть в пределах +18/20о С, оптимальные условия относительной влажности - 55% +/-5%. Безопасные пределы относительной влажности для музеев, не оснащенных кондиционерами, 50 - 65%.

В помещениях, микроклимат которых близок к норме, размещаются коллекции органических материалов, живопись, ткани, графика, дерево, кожа, фотоматериалы, зоологические и биологические коллекции и т.д.

В помещениях с повышенной влажностью допустимо хранение камня (кроме мрамора, известняка и других близких к ним материалов), керамики, фарфора при условии хорошего состояния их сохранности.

Для хранения ряда материалов необходим особый температурно-влажностный режим. Так, например:

а) для археологических предметов, имеющих продукты коррозии в виде хлористых соединений, нужна особая сухость: предметы из медных сплавов остаются стабильными неопределенно долгое время при относительной влажности 37%;

б) минералы группы сернистых соединений и соли необходимо хранить при пониженной влажности, предпочтительно в широкогорлых банках с притертыми пробками;

в) оптимальные условия хранения фотоматериалов: относительная влажность от 40 до 50% при температуре для черно-белых материалов не выше +12о С, для цветных материалов не выше +5о С. При хранении в обычном запаснике допустима температура не выше 20о С при относительной влажности до 53%. Такой режим обеспечивает сохранность фотоматериалов от плесневения, обесцвечивания и затормаживает химические процессы по распаду основ;

г) недопустимо хранение предметов из олова, а также формалиновых препаратов в помещениях с пониженной температурой. Для хранения таких материалов температура должна быть не ниже +18о С. Предметы из олова при температуре ниже +18o С разрушаются так называемой оловянной чумой. На предметах появляются сначала серые лишаи, потом полые бородавки. Затем пораженные места рассыпаются в порошок. При этом чума быстро распространяется и может заразить большие партии олова. Поврежденные оловянной чумой предметы нужно срочно изолировать в помещение с температурой не ниже +20о С;

д) предметы из воска и пластилина следует хранить в условиях строго постоянного режима. Особенно важно следить за температурой: она должна быть не выше +23о С и не ниже +16о С;

е) запрещается хранение в неотапливаемых помещениях или при температуре ниже 0о С драгоценных и полудрагоценных камней и изделий из янтаря.

Нестабильность температурно-влажностного режима, резкие сезонные и высокие суточные колебания являются основной причиной старения музейных коллекций. Их воздействию подвержены практически все материалы. Особенно разрушительно действие колебаний на органические материалы, из неорганических материалов прежде всего разрушаются археологические предметы. Колебания влажности вызывают в них (керамика, мягкие породы камня) процессы кристаллизации и декристаллизации солей, которые способны привести к полному разрушению предметов.

Отклонение температурно-влажностного режима от параметров, рекомендуемых для комплексного хранения материалов, в сторону повышения или понижения влажности вызывает необратимые изменения. При повышенной влажности возникает коррозия металлов (на железе ржавчина, на бронзе - дикая патина), плесневение и обесцвечивание кожи и гербариев; активизация щелочных процессов стекла (появление радужной побежалости и расслоения); появление красных пятен, являющихся окислами железа, на некоторых породах мрамора; расслоение пористой керамики; набухание эмульсии, образование складок и пузырей и отставание от стекол - у фотоматериалов; набухание и загнивание клея в живописи, бумаге и т.д.

При пониженной относительной влажности воздуха (ниже 50%) происходит потеря эластичности у всех гигроскопических материалов (кожи, дерева, бумаги, ткани и т.д.), начинается их коробление, растрескивание, расслоение. Особенно сильным разрушениям подвержены предметы, при создании которых использовались материалы, обладающие разными коэффициентами расширения: фанерованная и инкрустированная мебель, наборная кость, а также предметы, покрытые грунтом и красочными слоями (живопись, скульптура, мебель, деревянная резьба). У предметов из кости археологического происхождения наблюдаются расслоение и растрескивание массы. Особенно легко разрушаются концы длинных трубчатых костей, позвонки и зубы.

В музейных зданиях, не оснащенных системой кондиционирования воздуха, отмечается два типа колебаний температуры и влажности:

- сезонные, связанные с изменениями времен года и периодами отопления;

- суточные, связанные с резкими изменениями наружных условий и числом посетителей.

Обязательным требованием является постепенность и замедленность происходящих в музее сезонных изменений температурно-влажностного режима.

Допустимые суточные колебания относительной влажности не должны превышать 5%. Для регистрации температуры и влажности в каждом хранилище и экспозиционном зале необходимо установить психрометры, гигрометры, термометры или самопишущие термографы и гидрографы. Показатели температуры и влажности записываются в специальной книге два раза в сутки, в одно и то же время. Психрометры и гигрографы необходимо периодически, не реже одного раза в месяц, выверять по аспирационному психрометру.

В случае чрезмерной сухости воздуха в помещениях можно для его увлажнения пользоваться естественным испарением из открытых сосудов с водой, помещенных вблизи отопления. Сосуды необходимо регулярно мыть и для дезинфекции добавлять немного марганцовокислого калия.

Все помещения, в которых находятся музейные ценности, должны регулярно проветриваться. При проветривании музейных помещений недопустимо попадание потоков воздуха непосредственно на экспонаты. При повышенной влажности в помещении необходимо усилить его отопление и при благоприятных погодных условиях активизировать проветривание. Однако следует иметь в виду, что чрезмерное проветривание в зимнее время может привести к пересушиванию воздуха, опасному для экспонатов из определенных органических материалов.

Основной мерой предохранения от сырости в неотапливаемых помещениях является проветривание. Проветривание необходимо проводить в ясные дни, в то время, когда нет резкого расхождения между наружной температурой воздуха и температурой внутри помещения. Повышение и понижение температуры воздуха в помещении в процессе проветривания не должно превышать 2о. Расстановка предметов мебели в музейном помещении не должна мешать нормальной циркуляции воздуха. Осеннее проветривание возможно только в теплые погожие дни, когда температура наружного воздуха близка к температуре внутри помещения.

В связи с тем, что температурно-влажностный режим находится в зависимости от числа посетителей, для каждого музея должна быть установлена предельно-допустимая посещаемость. Нормы посещаемости устанавливаются как годовые, так и дневные.

В период прекращения отопления, при неблагоприятных погодных условиях и нарастании относительной влажности в помещениях свыше 85% музей должен сократить или полностью прекратить впуск посетителей.

Допуск посетителей в неотапливаемые музейные здания разрешается только в теплый и сухой период года. Всякое изменение температурно-влажностного режима производится медленно и постепенно. При поступлении предметов в музей из других мест особое значение имеет их постепенная акклиматизация в условиях промежуточного режима. Предметы, поступившие из помещений с более высокой влажностью (например, из неотапливаемых зданий), необходимо выдержать в условиях пониженного отопления, их нельзя помещать сразу в шкафы, сундуки и т.п. до полной акклиматизации в новых условиях. Система отопления ранее не отапливавшихся памятников архитектуры должна обеспечивать в зимний период температуру внутри помещений не более +5о С.

При перемещении музейных предметов из одного здания в другое или в другой город необходимо предусматривать создание условий, обеспечивающих постепенную акклиматизацию предметов. Предпочтительно перемещение коллекций при наиболее благоприятных погодных условиях.

Световой режим


Одной из основных причин старения материалов, из которых изготовлены музейные предметы, является действие света. Наиболее разрушительным воздействием обладает естественный свет. Недопустимо попадание прямых солнечных лучей на все виды материалов и прежде всего на органические материалы, а также драгоценные и полудрагоценные камни, минералы и цветные стекла. Из источников искусственного света наиболее богаты вредными ультрафиолетовыми излучениями люминесцентные лампы. Широкое использование их в музеях не рекомендуется. Самыми безвредными в этом отношении являются лампы накаливания. Однако последние излучают наибольшее количество тепла. Изменения, происходящие под воздействием света, носят двоякий характер: видимый - выцветание (изменение цвета) и невидимый разрушение структуры материала экспоната, утрата прочности.

Для всех видов графики, книг, рукописных материалов, фотографий, тканей, ботанических и зоологических коллекций, кожи освещенность музейных помещений должна находиться в пределах 50-75 люкс. Для всех остальных экспонатов - 75 люкс. Для защиты экспонатов от действия естественного света все окна музейного здания должны быть снабжены шторами. Рекомендуется иметь два ряда штор: внешние из плотных тканей темного цвета и внутренние из тонкой светлой ткани. Темные шторы должны быть опущены в часы, когда экспозиция закрыта. Светлые шторы предназначены для предохранения предметов от прямого попадания солнечных лучей.

В помещениях с материалами, особо чувствительными к действию света, шторы делаются из плотной темной материи. В залах с естественным освещением отдельные предметы, наиболее чувствительные к действию света (акварели, документы, ткани и т.п.), закрываются дополнительно шторами из любой декоративной ткани на светонепроницаемой подкладке.

Окна в новых и реконструируемых музейных зданиях рекомендуется стеклить защитными стеклами. Желательно иметь на окнах жалюзи.

Для хранения масляной и темперной живописи, а также предметов из кости необходимо систематическое освещение (естественное или искусственное) в дневное время. При более слабом освещении темнеют покровные слои и тонировки живописи и желтеет кость.

При киносъемках, телевизионных передачах и фотографировании в музейных помещениях необходимо принимать все меры предосторожности, гарантирующие чувствительные к переменам температуры экспонаты от нагрева. Источники света должна находиться не ближе 4-х метров от экспоната, а свет надлежит включать на минимальное время (не более 3 - 5 минут). Недопустимо повышение температуры воздуха в помещении, где проводится съемка, больше чем на 2о С.

Разрешение на кино-теле-фотосъемки дается при обязательном предварительном согласии главного хранителя и в соответствии с порядком, установленным Министерством культуры РФ. Съемки игровых фильмов в помещениях и на территории музея и выдача подлинных экспонатов на киносъемки категорически запрещается. Съемки документальных фильмов допускаются в исключительных случаях.

Кино- и телесъемки музейных предметов в плохом состоянии сохранности запрещаются. Теле- и киносъемки производятся без перемещения и размонтировки экспонатов. Музеи обязаны обеспечить присутствие при киносъемках, телевизионных передачах и фотографировании опытного электрика, хранителя и реставратора для принятия мер, гарантирующих полную сохранность экспонатов.

Загрязнение воздуха


Старение и разрушение музейных предметов происходит не только под воздействием температуры, влажности и света, но и от загрязнителей воздуха: пыли, копоти, хлоридов, а также газовых засорителей (сероводород, аммиак, сернистый газ, озон и др.). Поэтому необходимо тщательно следить за чистотой участка, окружающего музейное здание, и характером засорителей, выбрасываемых в воздушный бассейн близлежащими промышленными предприятиями. Недопустимо применение в музейном оборудовании прокладок из резины, а также окраска оборудования и помещений казеиновыми красками, так как при старении этих материалов выделяется сероводород. Ускоряет старение музейных предметов наличие пыли. Загрязнение поверхностей предметов не только искажает их вид, но и способствует их увлажненности. Загрязнители воздуха в соединении с влагой вызывают химические реакции, которые могут привести к разрушению поверхности вещи.

Музейные помещения желательно очищать от пыли с помощью пылесоса или протирать полы хорошо отжатой мокрой тряпкой. Все музейное оборудование, окна, подоконники и т.д. также должны регулярно очищаться от пыли.

В целях предохранения от загрязнений мебели, скульптуры, крупноразмерной керамики со сложной поверхностью и т.д. на них после закрытия музея для посетителей надевают чехлы. Особенно нуждается в чехлах гипсовая скульптура. В помещениях запасников мебели, скульптуры, неглазурованного фарфора, одежды, чучел и т.д. все хранящиеся в открытом виде предметы должны постоянно находиться в чехлах.

Для сохранения художественных паркетов целесообразно иметь для посетителей чехлы на обувь. При входе в музеях должны быть установлены специальные решетки и щетки для очистки обуви от грязи. Для более тщательной уборки музей имеет право установить один санитарный день ежемесячно.

Биологический режим


Сохранность музейных коллекций в значительной степени зависит от организации их защиты от биологических повреждений. Такие повреждения вызывают микроорганизмы, грибки, насекомые и грызуны.

Микроорганизмы (бактерии и плесень) повреждают самые разнообразные музейные предметы, в первую очередь изделия, выполненные из органических материалов (живопись различных техник, бумага, ткани, кость, дерево и др.).

В музейных условиях наиболее часты случаи повреждения экспонатов плесневыми грибками. Некоторые виды плесеней разрушают волокна, все виды плесеней оставляют трудноудаляемые пятна. Главным условием предотвращения появления плесени является соблюдение рекомендуемого для музеев температурно-влажностного режима. Основная причина появления плесени - повышенная влажность, температура влияет лишь на скорость роста грибков. Особенно энергично грибки развиваются при температуре +20о С - +25о С и относительной влажности воздуха выше 70%.

Нельзя допускать больших перепадов температуры, так как это вызывает конденсацию влаги на поверхности предметов, что в свою очередь создает условия для развития плесени. Загрязнение поверхности предметов создает благоприятную среду для развития микроорганизмов.

Музейное оборудование, в котором хранятся предметы из органических материалов, желательно, во избежание появления плесени, периодически протирать чистой тряпкой, смоченной в 2%-ом спиртовом растворе формальдегида. При обнаружении плесени пораженный предмет необходимо перенести в сухое, изолированное помещение. Изделия из ткани после просушки очищают мягкой щеткой или мягкой кистью. Все другие виды обработки могут быть поручены только опытному реставратору. Чучела, шкуры, тушки после удаления плесени обрабатываются формалином. Формалином же обрабатываются шкафы, коробки, ящики и другие предметы, в которых хранились пострадавшие объекты. В случае появления плесени в энтомологических ящиках необходимо удалить из них насекомых, тщательно просушить, а затем удалить плесень.

Сложная дезинфекция всех перечисленных выше музейных материалов может производиться только опытными, прошедшими соответствующий инструктаж специалистами. Обработанные предметы для предупреждения рецидива должны быть помещены в условия нормального температурно-влажностного режима.

Музейные коллекции часто поражаются насекомыми, из которых наиболее распространены: жуки-точильщики, усачи, древогрызы, моли, кожееды, сахарные чешуйницы, жуки-притворяшки, а также комнатные мухи. Насекомые могут повреждать изделия из самых разнообразных материалов, кроме металла, стекла и керамики.

Хорошей приманкой для вредителей служат новые экспедиционные привозы, неочищенные кости и другие материалы. Такие материалы не следует держать вместе с основными коллекциями до прохождения ими карантина и соответствующей подготовки для экспонирования. Каждый музей должен иметь изолятор для проверки на зараженность и дезинфекции музейных предметов. Изолятор должен быть отапливаемым, иметь отдельный вход и двойные двери с тамбуром, иметь камеру пригодную для дезинфекционной обработки пораженных предметов.

Заражению способствуют запыленность и захламленность помещений, скопление мух и других зимующих и мертвых насекомых, наличие остатков пищи, чучел, приготовленных без мышьяка или его заменителей, использование древесины, неочищенной от коры, без специальной обработки, соседство продуктовых складов, гнезд голубей, протекающие крыши.

Категорически запрещается использование технического войлока в зданиях и на территории музея для утепления конструкций или отопительной системы, т.к. это приводит к заражению музея молью и кожеедами. Цементная обмазка войлочного покрытия пробивается изнутри гусеницами моли и поэтому служить защитой не может. Следует сокращать до минимума применение шерстяных тканей для оформления экспозиций.

Не реже одного раза в год проводится общий профилактический осмотр музея для определения зараженности насекомыми. Осмотр делают весной, перед тем как раскрыть окна.

Коллекции деревянных предметов, подрамники картин, доски икон, деревянные части изделий и построек, деревянную скульптуру, мебель и плетеные изделия повреждают точильщики, усачи, древогрызы, долгоносики-трухляки. Наиболее часто встречаются точильщики. При появлении на изделии свежих отверстий с кучками или струйками буровой муки его немедленно отправляют в изолятор. Для проверки на зараженность точильщиками предметы надо выдерживать в изоляторе не менее одного летнего сезона.

Усачи оставляют в древесине овальные отверстия размерами 3х7 или 3х9 мм и больше, а древогрызы - мелкие, круглые, диаметром до 1 мм. При выполнении различных работ в музее или на его территории строительные леса, стеллажи и т.п. разрешается делать только из тщательно очищенного от коры и высушенного дерева, т.к. под остатками коры могут остаться личинки усачей, рогохвостов и других древоточцев.

При подозрении на заражение фондов древоточцами следует вызвать специалиста-энтомолога для определения правильного способа дезинсекции. Шерстяные и шелковые ткани, мех, кожу, волос, перо, ковры, кожаные переплеты книг, пергаменты и т.п. повреждают две группы насекомых: кожееды и моли. Изделия, в составе которых есть шерстяные нити, волос, мех, кожа, нужно хранить отдельно от чисто хлопчатобумажных, льняных и шелковых. При изолированном хранении шелковые изделия, как правило, молью не повреждаются.

Визуальное отсутствие моли и жучков еще не свидетельствует о том, что коллекция не заражена. Мебельная моль дает 3 поколения в год (в январе-феврале, мае и августе-сентябре). Из яиц моли вылупляются гусеницы, которые способны проникать в мельчайшие щели сундуков, шкафов и т.п. предметов, тем самым увеличивая количество зараженных предметов.

На зараженность молью в первую очередь нужно проверять загрязненные и закрытые от света места предметов: обшлага, воротники, складки. Известно несколько способов борьбы с молью. Предметы из шерсти и меха, а также изделия из других тканей, находящиеся рядом с ними, в конце весны - начале лета необходимо просушивать на улице в теплую и сухую погоду не менее 4-х часов. Во время сушки одежды тщательно чистят шкафы, где она хранится. После просушки изделия нужно очистить, поместить в шкаф, в котором разложить или подвесить мешочки с репеллентом (отпугивающим веществом). Наличие репеллента проверяют не реже двух раз в год. Репелленты, как правило, не убивают насекомых, а только отпугивают их.

Применение нафталина в настоящее время признано недопустимым!

К натуральным не синтетическим репеллентам также относятся: лавандовое масло, камфора, далматская ромашка, полынь, листья грецкого ореха. Антимолевые средства необходимо периодически менять, т.к. моль быстро привыкает к ним. Ковры и шпалеры прокладывают бумагой, пропитанной смесью керосина со скипидаром (1:2). Затем вместе с этой бумагой шпалеры и ковры навертывают на вал и помещают в хлопчатобумажные плотно завязанные мешки (чехлы). Мебельную и платяную моль можно выморозить. Для этого зараженные или подозрительные на заражение предметы нужно выдерживать на морозе при температуре минус 15-20о в течение 10 часов. Вымораживание не уничтожает моль зимующих видов: меховую, голубиную, норовую и др. Меховые и шерстяные изделия, энтомологические коллекции, книги, чучела и другой зоологический материал могут быть поражены, кроме молей, кожеедами. Жуки-кожееды скапливаются на окнах, личинки кожеедов живут на поверхностях, защищенных от света.

Акварельная живопись и некоторые сорта бумаги могут быть повреждены сахарными чешуйницами. Чешуйница - серебристые бескрылые насекомые до 1 см длиной - выедают отдельные места верхнего слоя бумаги и выборочно акварельные краски. Уничтожение чешуйниц осуществляется контактными инсектицидами. Обрабатываются стены и пол вокруг музейного оборудования, плинтусы и щели в полу, а также участки вокруг источников влаги.

Рекомендуется в целях предохранения гербария от вредителей завертывать гербарные пачки в плотную материю (коленкор). Гербарии, зараженные хлебным точильщиком, следует обработать в дезинфекционной камере тем же препаратом «Антимоль».

Представляет опасность комнатная муха, оставляющая «засиды» на поверхности музейных предметов. В теплое время года ее развитие проходит в течение недели. Появление комнатных мух указывает на плохое санитарное состояние помещений или наличие остатков пищи. Другие виды мух, залетающие осенью на зимовку, опасны как питательная среда (после их гибели) для развития кожеедов и притворяшек. При заражении помещений тараканами и блохами следует обращаться за помощью в городскую дезинфекционную станцию.

К числу предохранительных мер от всех вредителей, помимо точного соблюдения температурно-влажностного режима, относятся хорошо закрывающиеся витрины, шкафы, ящики и т.п., а также тщательная предварительная дезинфекция каждого нового объекта, вносимого в музей извне.

Все инсектициды, употребляемые для уничтожения биологических вредителей, в той или иной степени опасны для человека. При работе с ними необходимо соблюдать меры личной безопасности: работать в спецодежде, резиновых перчатках (проверенных перед обработкой), нос и рот защищать от попадания капель растворов респиратором или свободной марлевой повязкой с ватной прокладкой, глаза - очками, волосы закрыть платком. Подобная обработка может производиться только опытными специалистами.

Предметы, обработанные «Древотоксом», растворами ДДТ или ПХФН, следует брать в перчатках. При перемещении таких предметов незащищенными руками и после работы с инсектицидами следует немедленно вымыть с мылом руки и лицо.

Организация хранения различных материалов в одном помещении (комплексное хранение)


При необходимости хранения разного рода материалов в одном помещении хранитель должен, по возможности, разделить предметы из разных материалов по разным местам хранения (шкафам, стеллажам и пр.). Недопустимо, например, совместное хранение (в одном шкафу или на одной полке) предметов из керамики и из металлов, мелких и очень крупных, хрупких и очень тяжелых, материалов, требующих разных режимов освещенности, влажности и т. п. Характер оборудования запасника зависит от помещаемых в него материалов и соответствует указанному в предыдущих разделах. В хранилищах комплексного хранения температурно-влажностный режим должен быть аналогичен режиму, указанному для комплексных экспозиций (т. е. 50-65% относительной влажности воздуха).

При нахождении в помещении предметов из свинца и олова температура воздуха в запаснике не должна быть ниже +18о С. Система освещения запасника должна быть рассчитана на два режима: обычный рабочий режим (освещенность 50-75 люкс) и режим для осмотра сохранности предметов (150 люкс). Все светонепрочные материалы (ткани, бумага, книги, фотоматериалы, произведения, выполненные с применением нестойких красок, и т.д.) должны быть размещены в закрытом светонепроницаемом оборудовании. В случае, если температурно-влажностный режим помещения имеет отклонения в сторону повышенной или пониженной влажности, необходимо соблюдать следующие правила: при пониженной влажности в запаснике необходимо использовать средства общего увлажнения помещения; при повышенной влажности в помещениях недопустима установка плотно закрытых шкафов вплотную к стенам. Минимальное расстояние между стеной и оборудованием должно составлять 10-15 см. Во время осмотров состояния сохранности особенное внимание необходимо уделять предметам из кожи, пастелям, фотографическим и бумажным материалам, а также изделиям из черных и цветных металлов и археологическому стеклу.

1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19


написать администратору сайта