Главная страница
Навигация по странице:

  • 11. РЕЛИГИОЗНАЯ ПЕЧАТЬ

  • Засурский Я.Н._Система СМИ России. Учебное пособие для вузов Под ред. Я. Н. Засурского


    Скачать 1.46 Mb.
    НазваниеУчебное пособие для вузов Под ред. Я. Н. Засурского
    АнкорЗасурский Я.Н._Система СМИ России.doc
    Дата09.04.2017
    Размер1.46 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаЗасурский Я.Н._Система СМИ России.doc
    ТипУчебное пособие
    #4654
    страница11 из 22
    1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   ...   22

    10. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ
    Известно образное определение экологии как «науки о доме», где под домом подразумеваются регион, страна, Земля. Экология – прежде всего наука биосоциальная. В основе ее изучения и практического применения лежит системный подход к триаде «Общество – Экономика – Природа». В эту триаду может быть внесен и еще один компонент – «Человек».

    Первые публикации по проблемам рационального природопользования и охраны окружающей среды появились на страницах советской прессы в начале 70-х гг. XX в. А уже к середине этого десятилетия они заняли достаточно прочные позиции на страницах многих изданий. В публикациях доперестроечного периода рассматривались различные варианты взаимодействия компонентов системы «Общество (Человек) – Экономика – Природа», но практически никогда не подвергалась анализу вся система в целом.

    Перестроечная гласность принесла поток экологической информации шокирующего характера. Чернобыльская катастрофа, загрязнение Байкала, гибель Арала, дети-тикеры Салавата... В многочисленных экологических полемиках и дискуссиях тех лет виновниками всех бед были названы министерства и ведомства. «Министру чистая вода и чистый воздух нужны так же, как и крестьянину, школьнику или страховому агенту... Но почему же тогда ни одно министерство или ведомство, от которых страдает природа, не выступили с собственными конструктивными предложениями по уменьшению губительного влияния на нее, почему их деятельность нередко напоминает скрытую войну против своей страны?» – писал В. Распутин102[50].

    В прессе развернулась ожесточенная схватка общественности и чиновников. Идеологическим фоном публикаций стали бесконечные решения и постановления ЦК КПСС, истинный смысл которых сводился к тому, чтобы погасить накал общественных страстей по острейшим экологическим проблемам. Однако публикации тех лет обрисовали лишь видимую часть айсберга. В дальнейшем факты, анализируемые в журналистских материалах, опыт зарубежных «зеленых» движений и организаций начали формировать у аудитории представление о более глубинных причинах экологического неблагополучия.

    Лишь после августа 1991 г. впервые в журналистских материалах прозвучало: «Больное общество – больная экономика – больная природа». Это свидетельствовало об осознании истинных причин экологического кризиса.

    В начале 90-х гг. отчетливо проявился общественный интерес к правдивой информации по проблемам экологии. В то же время в стране начали формироваться социально-политические условия, при которых потребности аудитории в такой информации могли бы быть удовлетворены. Рамки традиционных экологических рубрик и полос в общих изданиях оказались узкими для информационной, аналитической и расследовательской экологической журналистики. Возникла необходимость в появлении новой группы периодической печати — экологической прессы.

    Первая еженедельная российская экологическая газета «Зеленый мир» вышла в апреле 1990 г. В ноябре того же года появилась «Экологическая газета», которая имела статус международной, печаталась в Финляндии и распространялась во многих зарубежных странах. В феврале 1991 г. начала издаваться всесоюзная экологическая газета «Спасение» (распространялась после распада СССР во всех государствах СНГ и бывшего Советского Союза).

    Несмотря на то, что все три издания имели одну нишу, каждая из них нашла и своего читателя, и свое лицо. Газета «Зеленый мир» в большей степени обращалась к постановке, анализу и перспективам практического разрешения крупных экологических проблем, была адресована в первую очередь специалистам и властным структурам. Газета «Спасение» ориентировалась на духовный мир человека, проблемы культуры, религии, нравственности, права человека, семьи через призму отношения современного человека к природе. «Экологическая газета» была скорее не проблемной, а познавательно-развлекательной (международный статус, хорошая полиграфия, солидное спонсирование, впечатление «глянцевой»). Судьба этих изданий оказалась сложной. Материальные трудности и смена редактора привели к потере аудитории газетой «Спасение». Закрылась «Экологическая газета». Заявляла о возможном закрытии газета «Зеленый мир».

    Наряду с газетами появились и центральные экологические журналы. Продолжил издание журнал «Свет»; с марта 1990 г. начал выходить ежеквартальный экологический журнал «ЭКОС», адресованный «широкой российской и международной общественности, политическим и общественным деятелям, тем, кто принимает решения»; а в марте 1993 г. появилось приложение к нему «ЭКОС-информ» – ежемесячный федеральный вестник экологического фонда. Основное издание и его приложение ставят своей целью распространение экологических знаний.

    В июне 1991 г. на российском информационном рынке появился ежемесячный журнал «Евразия-Мониторинг», который издавала редакция международного журнала «Евразия» и экологические министерства девяти стран СНГ. Сегодня этот журнал называется «Евразия («Природа и человек»)»; издание ориентировано на широкое информирование – экологический мониторинг; аудитория – общественные экологические организации России и СНГ, вузы, колледжи экологической направленности.

    В 1993 г. событием в экологической журналистике стало появление бюллетеня российского отделения международной неправительственной некоммерческой организации «Гринпис» в России». От номера к номеру бюллетень все больше становился похожим на настоящий журнал. Как бы в обществе ни относились к деятельности «Гринпис», порой обвиняя ее в излишнем экстремизме, появление в России 90-х гг. такого мини-журнала было заметным явлением. Этому изданию, выходящему ежеквартально, присущи информационная насыщенность, наглядность, наступательность, бескомпромиссность, направленность на немедленное практическое действие.

    В начале 90-х гг. начали выходить и специализированные экологические издания, которые ставили своей целью анализ определенных экологических проблем. Так, в 1994 г. газета «Заповедный Вестник» вышла под девизом: «Заповедники всех стран, объединяйтесь!» Инициаторами ее создания выступили сотрудники заповедников. Периодичность издания – один раз в месяц, тираж – 1 тыс. экз. К массовым изданиям эта газета не принадлежит. Однако она играет большую роль в координации действий всех, кого волнуют проблемы охраны дикой природы.

    Экологические издания создавались и в регионах. В 1990 г. появляется газета «Экология Красноярья», с 1989 г. – костромской областной экологический вестник «Око», с 1992 г. – ежемесячная газета «зеленых» Поволжья «Берегиня», с октября 1990 г. – воронежская областная газета «Бумеранг», с сентября 1990 г. – саратовская газета «Набат». В феврале 1993 г. основана региональная еженедельная экологическая газета «Грани» (Новомосковск, Тульская обл.).

    В этот период начали выходить издания различных международных фондов и центров. Их аудитория формировалась из специалистов, участников экоНПО (неправительственных экологических организаций), особо «продвинутых» российских читателей. Например, в 1994 г. выпускается дайджест «Выживем вместе». Бюллетень «Коалиция чистой Балтики» начал объединять и координировать деятельность неправительственных экологических организаций Балтийского региона. Выходит информационный бюллетень международной организации парламентариев «Глобе-Россия», выступающей за сбалансированную окружающую среду.

    В те же годы в российских СМИ появились издания, являвшиеся русской версией западных журналов: в 1989 г. начал издаваться цветной, красочно иллюстрированный журнал «AQVA» («Вода, природа, жизнь») – «Журнал о природе и экологии» – версия одноименного итальянского журнала, адресованного массовому читателю. Иногда новые экологические издания возникали как бы «от противного»: вначале появлялась русская, а затем иноязычная версия. К примеру, в 1988 г. вышел в свет «Третий путь» Сергея Фомичева, маркируемый как «независимый анархо-экологический журнал», а год спустя – его англоязычная версия.

    Обзор лишь некоторых экологических изданий, появившихся в конце 80-х – начале 90-х гг., дает основания сделать следующие выводы:

        •  социально-политические и экономические преобразования в нашей стране привели не только к возможности, но и к необходимости появления экологической прессы;

        •  экологическая пресса включает центральные и региональные газеты, журналы, бюллетени, дайджесты; многопрофильные и узкоспециализированные издания, адресованные различным аудиторным группам.

    Основанием для объединения столь разных изданий в единую типологическую группу является область информационного внимания – экологическая сфера.

    Основная тематика экологической прессы включает ряд направлений: политико-правовое и социальное, биоэкономическое, нравственно-эстетическое, экологическую безопасность и защиту экологических прав человека.

    В рамках политико-правового и социального направления у читателей формируется представление об общепланетарном, глобальном характере экологических проблем, о роли всех стран в их решении, о влиянии законов и общественного устройства на систему взаимодействий человека и природы, о правовых гарантах в этой сфере.

    Биоэкономическое направление формирует у российских читателей представление о научно-техническом прогрессе не как о неизбежном зле, а как о необходимом компоненте гармонизации отношений с природой в современных условиях, вырабатывает у производственников и ученых отношение к природе не только как к сырьевому источнику, но и как к необходимому материальному условию дальнейшего социально-экономического развития.

    Нравственно-эстетическое направление воспитывает и взрослую, и детскую читательскую аудиторию, используя достижения таких форм духовно-практической деятельности, как философия, мораль, искусство, религия.

    Направление экологической безопасности способствует выработке научных и практических методик поведения человека в обычных и экстремальных экологических ситуациях.

    Направление защиты экологических прав человека формирует активную экологическую позицию россиян как необходимый элемент создания гражданского общества, консолидирует общество на основе соблюдения экологических прав человека.

    По содержанию экологическая пресса делится на издания, в которых в той или иной мере присутствует весь спектр проблематики, и издания, освещающие преимущественно одну или несколько сопредельных тем.

    К изданиям общей проблематики относятся прежде всего региональные, в которых представлены материалы всех основных направлений. К тематическим относятся многие издания различных экоНПО: журнал «Зов тайги» общественной организации «Центр защиты дикой природы», бюллетень общества содействия национальным паркам «Парквей», газета экологических движений Байкальского региона «ИнтерБАЙКАЛ» и др. Профилированные по тематике издания выходят и при участии государственных органов: учредителем «Бюллетеня центра общественной информации по атомной энергии» является Межведомственный координационный совет по информации и связям с общественностью по атомной энергии; учредители журнала «Экономика и промышленность России» – РАН, Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

    Анализ содержания как общих, так и тематических изданий, выявление их роли в формировании и отражении общественного экологического сознания дает основания сформулировать функции экологической прессы в целом:

        •  информационная – предоставлять читателям объективные данные о реальном положении дел в сфере экологии как в планетарном, так и в региональном масштабе;

        •  просветительская – распространять научные представления о законах функционирования природной среды и человеческого общества, их оптимальном взаимодействии и таким образом способствовать формированию экологического сознания;

        •  воспитательная – формировать у читателей нравственное, гуманное, религиозное отношение к природе, умение получать эстетическое наслаждение от восприятия красоты окружающего мира. Эта функция тесно связана с просветительской;

        •  организаторская – консолидировать усилия аудитории для решения той или иной экологической проблемы;

        •  контролирующая – добиваться от властных структур реализации принятых решений и выработки новых, способствующих улучшению окружающей среды и ее безопасности для человека;

        •  рекреативная (восстановительная) – давать читателям возможность отдохнуть от социального, политического и экономического напряжения, расслабиться, восстановить свои силы. Реализации этой функции способствуют фотоэтюды, материалы о забавных случаях на охоте и рыбалке, необычных явлениях природы, народных приметах и т.п.

    Экологические издания чаще всего являются полифункциональными, т.е. реализующими одновременно все функции экологической журналистики. Это относится не только к массовым, например, региональным экологическим газетам, но и к прессе различных экоНПО. В то же время сложились группы изданий, в которых та или иная функция является доминирующей, определяющей концепцию издания и открыто декларируемой редакцией, иногда в самом названии печатного органа, например «Информационный бюллетень Социально-экологического Союза Адыгеи» (Майкоп), «Информационный бюллетень для государственных заповедников и национальных парков» (Москва), «Новости природоохранной деятельности в мире» (Москва) и т.д.

    Функция оперативного информирования читательской аудитории тесно связана с функцией экологического образования. На просвещение читателей ориентированы такие издания, как журнал «ЭКОС» (Москва), «Экохроника» (Санкт-Петербург).

    Комплексные задачи ставит перед собой, например, ежемесячная газета «Эхо природы» (Йошкар-Ола): информирование об экологической обстановке, проблемах, экологическое просвещение, образование всех категорий населения.

    К изданиям, ставящим цель воспитания бережного отношения к природе, относится, например, журнал «Юный натуралист» (экологическое воспитание подрастающего поколения), ежемесячная газета «Юный биолог» (газета юных участников Движения за облагораживание биологической и этической среды обитания) (Санкт-Петербург).

    Организаторская функция характерна для многих изданий, однако некоторые заявляют о ней как об одной из основных: «Экологический вестник» (Печора) (информирование населения об экологических проблемах; газета как организующий фактор для экологического движения); вестник «Экологические вести» (Краснодар) (активизация и координация деятельности неправительственных экологических организаций Кубани и Адыгеи). Организаторская функция экопрессы может рассматриваться в нескольких аспектах: пресса как организационный центр для движения; пресса как мобилизующая сила для организации населения на решение конкретной экологической проблемы; пресса как центр сбора и распространения уникального практического опыта.

    Реализация контролирующей функции пока крайне затруднена, однако массовым региональным изданиям удается добиваться от властных структур как исполнения ими же принятых постановлений, так и отмены решений, которые ведут к деградации природы.

    Рекреативная функция экологической прессы реализуется, как правило, посредством традиционных форм: помещаемые на последних полосах изданий зарисовки о природе, изошутки, народные приметы. Однако появляются издания, целиком и полностью реализующие эту функцию экологической журналистики, например сборники «Droni Smiles» (Нижний Новгород) (сбор и распространение экологонаправленного юмора), бюллетень «Игорный дом» (Калининград) (распространение образцов новых игровых методик и технологий экологического образования). Воспитание и образование через игру, юмор, сказку присуще, как правило, детским экологическим изданиям. Так, журнал «Веселые медвежата» (Москва) публикует сказки, кроссворды, игры, кулинарные рецепты для детей. В каждом номере одна-две статьи рассказывают о животных, растениях и т.д. Аудитория издания – дети от пяти лет. Однако и взрослые легче воспринимают серьезные проблемы, когда они преподносятся нетрадиционно.

    Как правило, экологические издания четко представляют свою аудиторию. Знание аудитории, ее потребностей и интересов помогает журналистам выстроить концепцию издания, определить характер подачи информации, выбрать жанровые и наджанровые формы организации материала. Кто же читает «зеленую» прессу?

    Участники экологического движения, специалисты, представители властных структур, преподаватели школ и вузов, студенты, дети и подростки.

    Участники экологического движения являются аудиторией многих современных экологических изданий. В то же время они часто выступают как учредители, спонсоры, авторы публикаций, распространители. По такому принципу строятся, к примеру, «Вестник ДОП» (Совет движения Дружин по охране природы), «Вестник общества защиты Байкала», «Вестник СоЭС» (СоЭС – Социально-экологический Союз), «Вестник Тверского экологического клуба», «Вестник Уральского экологического фонда» и другие многочисленные издания. Участники и сторонники Движения принимают непосредственное участие в создании и развитии изданий, рассчитанных на достаточно широкую аудиторию. Так, Ассоциация «Экологическое образование» (Обнинск, Московская обл.) выпускает «Вестник АСЭКО», аудиторией которого являются организации, занимающиеся экологическим образованием, учителя школ, вузов, воспитатели детских садов, студенты, методисты. И таких примеров немало.

    Ряд экологических изданий рассчитан на специалистов, и не только в сфере экологии, но и в сопредельных с нею областях. Екатеринбургская газета «Вода России» публикует информацию о состоянии российского водного бассейна, о техническом оснащении очистных сооружений, водоохранной деятельности, следит за мировым опытом в этой области природопользования. Журнал «Экология и промышленность России (ЭКИП)» анализирует реальное состояние промышленных предприятий и производств в свете экологической безопасности, демонстрирует возможности экологически ориентированного менеджмента и т.д. Эта аудитория получает из экопрессы сведения о новейших достижениях в научной и практической областях, знания о передовой технике и технологиях, а главное – учится мыслить экологически.

    Среди разнообразных экологических изданий есть и такие, аудиторию которых образуют работники госаппарата, министерств и ведомств, парламентарии, т. е. структуры власти. Например, аудиторией вестника «ЭКОС-информ» являются парламентарии, главы администраций, руководители промышленных и сельскохозяйственных предприятий. «Вестник экологического образования в России» (Москва) рассчитан на сотрудников отделов народного образования, комитетов охраны природы, государственных организаций. Экопресса для них – это не только «голос оппозиции», но часто и источник компетентной информации, помогающей при принятии экологически значимых решений.

    Есть издания, помогающие преподавателям школ, вузов, колледжей, детских садов овладевать не только новыми знаниями, но и современными обучающими методиками. К примеру, информационно-методический журнал «Волна» (общественная сеть экологического образования Байкальского региона) рассчитан прежде всего на учителей предметов естественного цикла. Экопресса открывает для этой аудитории возможность профессионального общения, обмена опытом, налаживания контактов.

    Специфической аудиторией экологических изданий являются и студенты. Во многих вузах России появились не только предметы экологии, но и экологические факультеты (Московский эколого-политологический университет, Бауманский университет). С 1995 г. на факультете журналистики МГУ введен обязательный курс лекций «Основы экологических знаний». «Зеленые» СМИ – это реальная помощь в подготовке к лекциям и семинарам, в написании рефератов и курсовых, в получении дополнительных знаний по интересующей проблеме.

    Детских и подростковых изданий в экологической журналистике немного. Журналы «Свирель», «Свирелька», «Лазурь» издаются одной и той же редакцией при содействии Московского городского экологического фонда. Журналы красочные, с большим количеством цветных фотографий и рисунков. «Свирелька» (ежемесячный журнал о природе) рассчитан на малышей от трех до восьми лет, «Свирель» (детский экологический журнал для чтения в кругу семьи) – от 9 до 13 лет, «Лазурь» (иллюстрированный популярный и литературно-художественный альманах экологической направленности) – на молодежь. В Балашихе (Московская обл.) издается детский экологический журнал для семейного чтения «Муравейник». В Москве выходит детский журнал «Фонарик». Некоторые издания выпускают сами дети, например газету Керженского заповедника «Рустай» (Нижний Новгород) полностью готовят местные школьники.

    Речь шла об изданиях, которые преимущественно ориентированы на определенные читательские группы, в большинстве же случаев читателями экопрессы являются разные по профессиям, социальному статусу и возрасту люди. Это характерно прежде всего для изданий, претендующих на широкую аудиторию.

    Для того чтобы определить перспективы экологической прессы, надо ответить на вопрос: есть ли сегодня в российском обществе сила, которая заинтересована в ее существовании и развитии? Несомненно, есть. Это прежде всего участники Экологического движения России. По некоторым данным, в стране насчитывается около тысячи экологических организаций, многочисленных и небольших, борющихся за решение глобальных или частных проблем, выходящих на международный уровень или действующих в рамках одного региона, города, микрорайона, организационно оформленных или действующих стихийно, спонсируемых государственными структурами или существующих на частные пожертвования. Среди них есть правительственные и неправительственные (экоНПО). Среди неправительственных экологических организаций наиболее известны международный Социально-экологический Союз, Российская партия зеленых, «Гринпис» в России», «Зеленый крест», «КЕДР», «Центр охраны дикой природы», «Хранители радуги», «Третий путь» и др.

    Для того чтобы осуществлять связь с «внешним миром» (с другими экологическими организациями, властными структурами, рядовыми гражданами), НПО стремятся задействовать прессу, публикуют материалы в общих СМИ, налаживают постоянные контакты с уже существующими и создают собственные экологические издания. Как признают сами участники Движения, постоянный контакт со СМИ – необходимое условие их успешной деятельности.

    Наряду с экоНПО в развитии экологической прессы заинтересованы и государственные структуры. Многие региональные администрации участвуют в создании районных, городских, областных экологических газет, журналов, вестников и бюллетеней.

    Взаимодействие государственных, общественных и журналистских организаций – одно из главных условий дальнейшего развития экопрессы России.

    11. РЕЛИГИОЗНАЯ ПЕЧАТЬ
    Новейшая история религиозной печати России ведет свой отсчет с 1990 г., когда был принят Закон «О свободе совести и религиозных организациях». Тогда впервые после 1917 г. религиозные организации получили права юридических лиц, возможность самостоятельно заниматься издательской деятельностью, а также вести не зависимую от государства информационную политику. С тех пор сформировалась достаточно широкая система религиозной периодики, которая включает в себя издания разных уровней, типов и направлений.

    Религиозную печать трудно назвать массовой. Она издается небольшими тиражами, распространяется в основном среди верующих. Большинство религиозных изданий уже имеет устойчивый круг читателей, постепенно расширяющийся.

    Специфика современной религиозной печати состоит в том, что она в полной мере отражает существующий в обществе духовный плюрализм. Кроме христианской периодики, которая представляет различные церкви и существующие вокруг каждой из них религиозные течения, выходят издания других традиционных для России конфессий – ислама, буддизма, иудаизма, а также нетрадиционных религиозных организаций, таких, как Свидетели Иеговы, общество Сознания Кришны, объединение тантристов «Тантра-Сангха», мормоны и многие другие.

    По данным на 1996 г., в России зарегистрировано 13078 религиозных объединений: 226 религиозных центров и управлений, 12001 религиозных общин, принадлежащих к 58 различным религиям и конфессиям, 309 миссий, 148 духовных образовательных учреждений. Если учесть, что большинство из них издает свою печатную продукцию, в том числе газеты и журналы, то можно представить, какой создается разнообразный информационный поток.

    Самую многочисленную группу изданий имеет христианская периодика. Она выделяется и по количеству изданий, и по разнообразию газет и журналов: значительное место в ней занимает православная печать, выходят издания католиков восточного и западного обрядов, евангельских христиан-баптистов, адвентистов Седьмого дня и др.

    Помимо церковных периодических изданий, учредителями и издателями которых является та или иная церковная организация (епархии, отдельные храмы, общины, братства), газеты и журналы религиозного содержания издают различные общественные организации, политические партии и движения, частные лица. Большинство этих изданий развивает православные идеи, но есть издания общехристианского, экуменического характера.

    Особое место занимает печать Русской Православной Церкви. В ее становлении и развитии используется богатый опыт издательской деятельности РПЦ XIX в. Конечно, речь не идет и не может идти о полном возрождении церковной периодической печати тех лет. Изменились условия жизни, выросли поколения людей, воспитанных в иных традициях, да и положение Русской Православной Церкви коренным образом отличается от того, какое она занимала до революции, имея статус государственной.

    Изменились и цели церковной периодики. Если в дореволюционной православной России церковная печать ставила перед собой цель соединения богословия и мирской жизни, углубления православного миропонимания, наставления уже воцерквленных людей, то в современных условиях Русской Православной Церкви через свою периодическую печать приходится решать другие задачи. Главными среди них являются миссионерская, катехизаторская и духовно-просветительская деятельность, приобщение людей к вере и возвращение их в лоно церкви.

    Однако богатый опыт церковной журналистики прошлого не остается неиспользованным. Это касается прежде всего формирования структуры периодической печати Русской Православной Церкви.

    Следует отметить, что развитие периодической печати тех или иных конфессий во многом определяется положением и официальным статусом соответствующей церкви в государстве и обществе. В этом отношении Русская Православная Церковь, хотя и не является государственной, все-таки обладает несомненным преимуществом перед другими российскими церковными организациями.

    Россия является признанным во всем мире центром православия, где год от года укрепляются позиции Русской Православной Церкви во главе с Патриархом и управляющей структурой в лице Московского Патриархата. Четко структурирована и вся система РПЦ, которую составляют епархии, приходы, монастыри, духовные образовательные учреждения. В докладе предстоятеля Русской Православной Церкви Патриарха Алексия II на епархиальном собрании, посвященном итогам деятельности РПЦ в 1998 г., указывается, что в настоящее время в состав РПЦ входят 127 епархий, более 19 тыс. приходов, 478 монастырей, 87 монастырских подворий. Большая часть из них находится в России, другие – на территории СНГ и дальнего зарубежья. В эту систему входят и подчиняются установленным правилам многочисленные православные братства, общины, другие объединения верующих.

    В соответствии с такой организационной структурой в основном происходит развитие и церковной печати. Она в какой-то степени сохраняет иерархический принцип. Но общие тенденции развития современной журналистики не миновали и церковную печать. Некоторые епархиальные и даже приходские издания расширяют свою тематику, обращаясь к общецерковным проблемам, информируют о жизни других епархий и приходов, заявляя о себе как о всероссийских изданиях. Примером издания такого типа может служить газета «Православная Москва», которая выходит, как и многие другие православные издания, «по благословению Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II». В начале 90-х гг. эта газета представляла собой двух – четырехполосное издание прихода Никольской церкви в Зеленограде (Московская обл.). В настоящее время газета вышла на всероссийский уровень, распространяется по подписке и в розницу и по охвату аудитории, а также по географии распространения является одним из самых массовых церковных изданий. Достаточно сказать, что «Православная Москва» имеет свои корреспондентские пункты во всех епархиях на территории России и за ее пределами.

    Массовым церковным изданием можно назвать и другую газету – «Радонеж», учредителем которой является православное общество «Радонеж». Не являясь официальным изданием РПЦ, эта газета публикует официальные документы церкви, ведет полемику с другими изданиями и общественными структурами, отстаивая позиции Московского Патриархата, занимается проблемами общецерковной жизни, заменив в этом качестве газету «Московский церковный вестник», которая, претендуя на роль массовой всероссийской газеты, этого уровня пока не достигла.

    Вместе с тем Московский Патриархат имеет собственные официальные издания: издательский отдел издает официальный орган Русской Православной Церкви – ежемесячный «Журнал Московской Патриархии», а также информационный ежемесячник «Официальная хроника. Журнал Московской Патриархии», возобновился выпуск газеты Московской Патриархии «Московский церковный вестник». Они адресуются прежде всего священнослужителям, но стараются привлечь внимание и более широкой аудитории. Еще одно ежемесячное издание Московской Патриархии – цветной иллюстрированный журнал «Православное чтение» – ставит перед собой задачи духовного воспитания. В нем публикуются материалы духовно-назидательного характера и фрагменты из святоотеческих творений. Этот журнал рассчитан в основном на читателей, уже приобщившихся к вере, готовых к совместному размышлению о смысле бытия и поисках путей спасения, которые они находят в православии.

    Занимаются издательской деятельностью, в том числе и выпуском периодических изданий, различные отделы Московского Патриархата. Отдел внешних церковных сношений выпускает «Информационный бюллетень ОВЦС» и ежеквартальный журнал «Церковь и время», в котором публикуются материалы по богословским, философским и общественным проблемам. Под духовным попечительством отдела религиозного образования и катехизации Московского Патриархата издается ежемесячный иллюстрированный журнал для семейного чтения «Православная беседа».

    Среди православной периодики немало теоретических изданий, призванных повышать уровень богословской культуры и образования самих священнослужителей, помочь им в работе. Этими проблемами занимается ежегодник «Богословские труды», где печатаются материалы по вопросам догматического и нравственного богословия, церковной истории, литургии, церковного искусства и т.д. К группе теоретических церковных изданий относится старейший ежемесячный богословский журнал «Христианское чтение» Санкт-Петербургской Духовной академии. Он начал выходить еще в первой четверти XIX в. и был возобновлен в 1991 г.

    Выпуском теоретических православных изданий занимаются не только церковные организации. Православный богословский журнал «Альфа и Омега» издается Обществом для распространения Священного Писания в России; Северо-Западная Библейская комиссия с 1990 г. выпускает «Известия Библейских комиссий», которые выходят под грифом «Духовное просвещение», а Независимое историко-богословское общество выпускает «Журнал историко-богословского общества», цель которого – «предоставить людям, занимающимся изучением Священного Писания и святоотеческих творений, церковной истории и других направлений богословской мысли, возможность творческого обмена информацией, проведения совместных обсуждений и сотрудничества по взаимоинтересующим проблемам».

    Группу церковных изданий теоретического характера дополняют журналы, тематически приближенные к реальным нуждам священнослужителей, работающих в приходах, а также учащихся Духовных академий и семинарий. К ним относится ежеквартальный студенческий православный журнал Московской Духовной академии и семинарии «Встреча», журнал воспитанников Сергиево-Троицкой семинарии «Русский пастырь» с подзаголовком «Журнал для пастырей, диаконов и псаломщиков» и др.

    В начале 90-х гг. возобновила свою деятельность епархиальная печать. Во многих епархиях выходит по нескольку изданий, учредителями которых выступают епархиальные управления. Одно из них, как правило, является официальным органом управления и соответственно публикует центральный и местный официоз, материалы из истории церкви, проповеди, святоотеческие и богословские произведения, материалы, посвященные истории и традициям православия.

    Среди епархиальной периодики доминируют газетные издания. Однако в митрополиях и крупных епархиальных управлениях издаются журналы, что дает возможность более эффективно вести широкую информационную, просветительскую и катехизаторскую работу. Такое сочетание целевых задач характерно практически для всех епархиальных журналов и определяет их типологическую группу официальных многопрофильных изданий. Этой модели придерживаются «Воронежский епархиальный вестник», «Тверские епархиальные ведомости», «Санкт-Петербургские епархиальные ведомости» и другие журналы. Ориентируясь в основном на священнослужителей и воцерквленных читателей, постоянных прихожан храмов, эти издания адресуются и широкой аудитории, публикуя материалы из истории религии и церкви, рассуждая по общечеловеческим проблемам, связывая их с возрождением религиозного самосознания современного общества.

    Принцип многофункциональности в какой-то степени характерен для всех епархиальных изданий, в том числе и для газет; хотя они ограничены объемом, все-таки большинство из них, помимо информационных, выполняют задачи духовного просвещения и воспитания. По этой схеме работают костромская епархиальная газета «Благовест», «Курские епархиальные ведомости», «Благодатные лучи» – вестник Псковской епархии, «Астраханский православный собеседник» и многие другие. Они развивают общие для всех газет подобного типа проблемно-тематические направления: публикуют официальную хронику из жизни Московского Патриархата и местной епархии, отрывки из святоотеческих трудов, материалы о чудотворных иконах и святынях края, духовные поучения, проповеди, молитвы и т.п.

    Таким образом, официальные епархиальные газеты и журналы составляют единую типологическую группу, которую можно обозначить как информационные, духовно-просветительские издания. При этом каждое из них разрабатывает свои рубрики, ищет новые подходы к традиционным темам и проблемам, выбирает собственные приоритетные направления. «Ярославские епархиальные ведомости», например, основное внимание уделяют духовному просвещению через святоотеческое наследие; катехизация, проповеди, молитвы, проблемы внутрицерковной жизни – приоритетные темы псковских «Благодатных лучей».

    Церковная периодика не ограничивается официальными изданиями Московского Патриархата и епархиальных управлений. Активно развивается приходская и обительская печать, издают свои газеты и журналы различные православные братства и общины; некоторые епархии наряду с официальными выпускают издания, которые они учреждают совместно с различными общественными организациями и частными лицами. Их информационно-тематическая модель во многом отличается от официальных церковных изданий. Здесь нет обязательного официоза, поэтому приоритетными становятся вопросы духовного просвещения и религиозного воспитания. Среди них есть и красочные иллюстрированные журналы, как «Даниловский благовестник» – издание Московского Свято-Данилова монастыря или «Троицкий благовестник» – журнал Троице-Сергиевой Лавры, но большинство представляет собой малоформатные издания, выход которых, хотя они тоже придерживаются определенной периодичности, приурочен к знаменательным датам церковной жизни. Среди них можно выделить религиозно-нравственный журнал «Кормчий» – издание Храма Спаса Преображения (Москва-Тушино), «Свет Православия» – издание Макариев-Решемской обители (Ивановская обл.), газету «Православное слово», издаваемую Нижегородским братством во имя святого благоверного великого князя Александра Невского, «Обитель» – Православный Собеседник Свято-Введенского монастыря Оптиной пустыни и многие другие.

    1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   ...   22


    написать администратору сайта